Конспект урока на конкурс
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Народные движения первой четверти XVIII века
(сценарий урока)
Автор: Киселев Сергей Александрович
учитель истории и обществознания,
МАОУ «СОШ №3»
СЛАЙД 1
Предмет: История России. Класс: 7 «А»
Слайд 2
Тип урока: Комбинированный (с применением технологии критического мышления и ИКТ)
Слайд 3
Приемы: работа кластером, работа с документом(историческим источником), с электронной презентацией, с видеофрагментом. Тестовая работа и самопроверка.
Слайд 5
Цель: Формирование представления о народных движениях первой четверти XVIII века
Слайд 6
Задачи:
- образовательные – изучении народных восстаний, участников, причин, хода, итогов и последствий
- развивающие – закреплении умений работать с текстом, видеофрагментами, картой, решении тестов, самопроверке продолжить формирование умений выделять главное в изучаемой теме, составляя кластер; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа текста; развитие коммуникативных умений и навыков через диалог и элементы дискуссии;
воспитательные – изучении восстаний как государственного конфликта, решение которого должно происходить конструктивно и мирным путем, формирование патриотических чувств и уважении к истории государства.
Слайд 7
Формирование универсальных учебных действий (УУД) по ФГОС:
- личностные (базовые ценности) – воспитание компромиссного поведения в ходе формирование сострадания. интерес к чтению доп ист литературы, уважение к культуре и традициям народов, умение оценивать исторические события, поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм;
- регулятивные – формулировка темы и цели урока с помощью учителя и самостоятельно. Оценка выполнения своей работы;
- познавательные – усвоение нового материала, знакомство с историческими фактами и историческими оценками, сравнение исторических событий, выделение общих и отличительных черт. Формулировка выводов.
- коммуникативные – участие в диалоге и дискуссии, выражение собственного мнения, работа в парах и индивидуально, фронтальный опрос.
Слайд 8- 9
Технические средства обучения, используемые на уроке: магнитная доска, проектор и экран, карта, раздаточный материал.
Слайд 10
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы: объяснительно-иллюстративный метод (презентация, объяснение), проблемный (решение противоречия), поисковый. (документ), метод маркера, классификация знаний и составление схемы.
Технология: здоровьесберегающая технология, ИКТ, элементы проблемного обучения
Слайд 10-11-12 - рассказываю сам
Ход урока
Слайд 14
1. Этап "Организационный момент"
Здравствуйте! Я очень рад всех вас видеть. Меня зовут Сергей Александрович, сегодня урок проведу у вас я.
Слайд 15
2. Этап «Актуализация знаний»
Мы продолжим изучать историю России первой половины 18 века. На прошлом уроке вы познакомились с экономическими преобразованиями в стране… как же изменилась экономика России в результате реформ? (Дети отвечают на вопрос, появились новые орудия труда.)
Слайд 16 ФГОС
3. Этап Постановка проблемы
С одной стороны мы наблюдаем экономический рост, развитие мануфактур, формирование всероссийского рынка, рост числа купцов и торговцев.
С другой стороны, историческая статистика утверждает, что наблюдалось падение уровня жизни непривилегированных слоев населения.
Почему возникло такое противоречие? (Рост экономики происходил в ущерб благосостояния населения)
Как вы думаете к чему это могло привести? ( К восстаниям или народным движениям)
Обозначим тему нашего урока:
Дети:
– Народные движения первой четверти 18 века.
Открываем тетради и записываем тему в тетрадь.
Слайд 17
4. Этап. Изучение новой темы.
Цель нашего урока – познакомиться с народными движениями первой четв. 18 века.
Для этого я вам предлагаю: поработать с историческим документом, картой, фрагментами видеофильмов.
История это логическая наука и любое событие мы изучаем по плану. Назовите, каковы пункты плана. (Дети называют пункты планы изучения восстаний: год, участники, причины, ход, итоги). Слайд 18
Давайте перейдем к изучению восстаний. В этом нам поможет схема, которую мы будем раскрывать во время урока. (Размещаю информацию в виде класстера на доску)
19-20 слайд
В первой четверти 18 века было 3 крупных восстания
| восстание Булавина | Башкирское восстание |
1705 – 1706гг | 1707-1710 | 1705-1711. |
Записываем информацию в тетрадь.
Следующий пункт плана - руководитель.
Обратимся к нашей схеме, прочитаем название восстаний. Мы можем назвать руководителя? (К.А. Булавин)
Слайд 21
Учитель: К. А Булавин – родился в 1660 году, в семье казачьего атамана. Не получил никакого образования, едва мог написать свое имя, но отличался храбростью и честолюбием. Принимал участие в азовских походах Петра 1, в 1705 году был избран атаманом донского казачества. В 1708 году, был убит казаками сторонниками Петра 1. Тело Булавина отвезли в Азов и повесили за ногу с целью показать что будет с бунтавщиками.
В настоящее время в Украине находится памятник Булавину как борца с несправедливостью царской власти.
Явных руководителей других восстаний мы назвать не можем, их имя не сохранились в источниках.
Следующий пункт плана причины восстания.
Для того чтобы узнать каковы же были причины восстание я прошу вас поработать видеофрагментами. Инструкция: смотрим видеофрагмент и определяете в чем заключались причины каждого восстания.
Слайд 22
Дети называют,
а давайте посмотрим правильно ли мы определили причины восстании?
(Дети выделяют причины восстаний, полученную информацию размещаю на кластере)
Выделите ОБЩУЮ ПРИЧИНУ восстаний:
Дети : НАСАЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ обычаев.
Слайд 23
Участников восстания мы будем выявлять , работая с отрывками из исторических документов.
На столе на листах желтого цвета представлены фрагменты из История России с древнейших времен историка Соловьева.и фломастеры трех цветов. Мы используем метод маркера. Если участники восстаний одинаковые, то выделяем одним цветом, если участники разные используем фломастер другого цвета.
Астраханское | К. Булавина | Башкирское |
КРЕСТЬЯНИН | КАЗАК | БАШКИР |
Назовите участников, а если участники которые были во всех восстаниях?
Слайд 24
Невозможно изучать историю, не используя такой исторический источник как карта. Я познакомлю вас с картой и расскажу о особенностях восстания.
С помощью карты рассказываю о ходе восстаний.
УЧИТЕЛЬ.
Астрахань – город на юге страны, его называли южными воротами страны связывающими ее с востоком. Летом 1705 царь издал указ об обрезании бород и платьев, в русских платьях не пускали в церковь, повысили налоги, все это стало причинами восстания, люди взбунтовавшись захватили город, убили воеводу и 300 служилых людей. Заняв несколько небольших городков и станиц, астраханцы направились в Царицын, но встретив сопротивление царских войск вернулись в астрахань. В 1706 г царские войска захватили астрахань предали суду 500ч казнили 350.
Что вас удивило? Дети отвечают....
УЧИТЕЛЬ:
Представьте себе 1707 г, дон, казачье войско: свободное, зажиточное, не платившее налоги, искусные воины. В эту размеренную жизнь приезжает царский чиновник Долгорукий, и читает царский указ: донской вольницы не быть, усы и бороды побрить. Казаки поднимают восстание. Восстание начинается в небольшом городке Черкасск , столице донского казачества, атаманом был избран Кондратий Булавин, восставшие направили войска на Азов, Запорожскую сечь, Тамбов, Саратов, Царицын.
После неудачи Булавина под Азовом его предали и подвергли страшной казнь. Даже после смерти атамана восстание продолжалась 2 года. Царские войска подавили восстание было казнено 200 человек.
В чем особенность этого восстания.? Дети отвечают...
Ученики:
На территории нашей страны проживают разные национальности, но отношение власти к ним было несправедливым.
Примером этому является Башкирское восстание. Восстание было ограничено по территории городом Уфой и близлежащими селами.
В 1705 году в Уфу прибыли царские чиновники и объявили о 72 статьях новых налогов, среди которых даже был налог на карие и серые глаза. В итоге уфа была захвачена восставшими. Восставшие за помощью обратились к крымскому ханству и османской империи, но помощи не дождались . Восстание подавили и казнили зачинщиков.
Чем закончились все восстания.
Ученики.
Почему все восстания закончились поражением?
Ученики.
Слайд 25
5 Этап. Физкультминутка
Все пункты мы изучили я предлагаю немного отдохнуть и провести историческую разминку не только для ума но и для тела
Сколько восстаний
Кто лидер?
Кто участвовал?
Каковы общие причины?
Чем закончилось?
Слайд 26
6 Этап. Закрепление полученных знаний.
Все хотят заработать оценки, я предлагаю поработать индивидуально. На парте на белых листах тест. Который вы должны решить в течении 2 минут. Время пошло. Кто закончил, положите ручки на парту.
ХОЖУ ПО КЛАССУ, СМОТРЮ ЧТО ПИШУТ. 5 вопросов 3 варианта
Проверка. Каждый из вас представит себя в роли учителя, поменяется работой с соседом, инструкция по проверке перед вами на слайде.
Слайд 27
У кого 5 поднимите руку, у кого 4 . , те у кого больше ошибок не отчаивайтесь 2 и 3 мы сегодня не ставим.
Слайд 28
Откройте дневники, запишите дом зад диференцированное на 5 и 4
7 Этап. Подведение итогов урока. Межпредметная связь.
Сегодня на уроке мы изучили народные движения, узнали их причины., участников, Ход, итоги. Поработали с картой, схемой, историческим документом., видеофрагментом.
Недавно на уроке обществознания вы изучали тему, которая связана с темой нашего сегодняшнего урока. Она затрагивала отношения между людьми, народами, государствами.
ДЕТИ: Конфликт.
Каковы причины конфликтов.
Дети:
Как правильно нужно решать конфликты?
Дети:
Почему изученные восстания нельзя было решить мирным способом?
Дети: НЕ РЕШАЛИСЬ проблемы.
8. Этап. РЕФЛЕКСИЯ:
В конце урока я предлагаю поделиться впечатлениями от урока, закончив предложение
- Мое настроение на уроке…
- Мне хотелось…. (отвечать)
- Больше всего мне понравилось..
- Меня удивило..
- Работать со мной вам было
- Работать с вами мне легко и приятно, я перестал волноваться.
Я бы хотел обратиться к словам французского философа Дидро
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Сегодня я увидел учеников умеющих мыслить способных ставить цели и добиваться их… я уверен что вы любите читать и у каждого из вас есть своя любимая книга, а может их несколько в ваших домашних библиотеках, и я хотел бы подарить закладки. На них изображена Богиня Клио, покровительницы истории…возможно в будущем история сыграет важную роль в вашей жизни или даже станет ее частью как для меня!
Психологическая атмосфера на занятии была благоприятная, ученики с интересом участвовали в работе.
9. Я оцениваю результаты урока как хорошие
Цели урока на мой взгляд были достигнуты, ученики узнали какие были восстаний в начале 18 века, кто был участниками. Отработали навыки работы с источником и видеофрагментом.
Я поставил оценки учащимся, которые были наиболее активны.
Цель урока, которую я ставил перед собой и перед учениками была выполнена. Урок удался.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на конкурс "Лучший урок письма"
Урок проводился в 5 классе. Дети писали письма космонавтам....
Конспект - урока на конкурс "Активные методы обучения в образовательном процессе"
Аннотация урока.Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе». Тема урока: What’s your favorite subject?Предмет: Английский ...
Конспект урока на конкурс "Учитель года"
Здесь содержится конспект урока по теме "Сумма углов треугольника"....
Конспект урока на конкурс "Урок года-2015"
Методическая разработка урока «Подвижные игры с элементами баскетбола» (номинация – «Методическая разработка урока по физической культуре в основной школе») посвящена проблеме формирования разно...
Литературно-музыкальная композиция «Сороковые, роковые…» (Конспект урока на конкурс педагогического мастерства "Есть в памяти слово "Победа").
Данный конспект урока и мультимедийная презентация были разработаны для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства "Есть в памяти слово "Победа". Темой этого урока является тема Велик...
Конспект урока к конкурсу "Творческий урок"
В данной работе представленна разработка урока на конкурс "Творческий урок"...
Конспект урока на конкурс "Учитель года" "Глагол как часть речи"
Конспект урока на конкурс "Учитель года" "Глагол как часть речи"...