Системно-деятельностный подход в работе учителя истории. От теории к практике.
статья по истории по теме

Новикова Надежда Ивановна

В статье описан опыт работы в системно-деятельностном подходе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно - деятельностный подход на уроках истории. От теории к практике. Новикова Н.И. Киров 2018

Слайд 2

Этап мотивации 1.Предоставить учащимся два противоречивых факта Р азличные точки зрения при оценке исторической личности: Различные точки зрения при оценке исторических событий:

Слайд 3

О Николае I : «Вряд ли найдется в российской истории более одиозная фигура, чем Николай I. Историки единодушно считают его царствование периодом самой мрачной реакции» (Т. Капустина)./ Неверным «представлять Николая как тупого солдафона, бесчувственного и жестокого гонителя и реакционера» (А. Б. Каменский) О Петре I : "Петр - великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации". В.Татищев / " Петр - разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были "блестящей ошибкой". М.Щербатов

Слайд 4

•«В начале ХХ века русская культура переживала упадок»/ « В России в начале ХХ века был самый настоящий культурный ренессанс» •«Не будь проигрыша в Русско-японской войне, то царский режим, существовавший до 1905 года, сохранился бы еще на многие годы»/ « Революция 1905 года была вызвана внутренними причинами» •« Столыпинская аграрная реформа полностью провалилась»/ « Столыпинская аграрная реформа достигла своих целей, произошло повышение производительности и товарности крестьянских хозяйств»

Слайд 6

Доля ведущих стран в мировом промышленном производстве (%) Государство 1870 год 1900 год 1913 год США 23,3 30,1 35,8 Германия 13,2 16,6 5,7 Великобритания 31,8 19,9 14 Франция 10,3 7,1 6,4 Италия 2,4 2,7 3,1 Россия 3,7 5 5 Япония - 0,6 1

Слайд 8

Предприниматель принял на работу 14-ти летнего Н. в качестве грузчика на оптовый склад табачных изделий на следующих условиях: 6-ти дневная рабочая неделя, продолжительность рабочего дня 8 часов; ежегодный оплачиваемый отпуск —2 недели; испытательный срок при приеме на работу — З месяца. Вопрос: Какие права несовершеннолетнего Н. в сфере трудового законодательства были нарушены?»

Слайд 9

Осмысление учебных задач или актуализации : Приемы – « Я уже знаю», « Ключевые слова», « Кластер», « Сброс идей в корзину», « Лови ошибку». « Ассоциативный ряд».

Слайд 11

Открытие нового знания Формы работы с текстом: Составление вопросов к тексту и ответы на них. Комментированное чтение текста . Аналитическое чтение текста . Разбить текст на смысловые части. Составление тезисного плана . Составление таблиц . Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста. Составление логической схемы или опорного конспекта. Прием « Пометки на полях » «Плюс и минус» Рисунки «Три предложения».

Слайд 12

Первичное закрепление

Слайд 15

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Слайд 16

Результаты реализации деятельностного подхода: активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе; учащиеся приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию; вырабатываются навыки критического анализа текста; создается ситуации успеха для каждого школьника; актуализируется мыслительной деятельности школьников.

Слайд 17

Спасибо За внимание



Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в работе учителя истории

и обществознания. От теории к практике.

(Слайд 1)Тема моего выступления «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. От теории к практике».

В современном образовании перемещаются акценты. Если раньше был нужен эрудированный человек, то теперь нужны умения, работа с разной информацией, т.е. способности!

Произошло изменение метода обучения: - с объяснительного на деятельностный. Деятельность, чтобы ребенок споткнулся, увидел, что он не знает и дальше пошёл вперед преодолевать трудности.

Ученик должен понимать: «Учусь для жизни, а не для оценок, не для учителя».

Практика изучения истории показывает, что учащиеся с особым интересом относятся к уроку, если в нем присутствуют образы людей. Ученики вступают в диалог с персонажами прошлого, размышляют, делятся своими идеями, мнениями. Отвечая на вопросы: Каково ваше отношение к событиям? Кого бы вы поддержали в этой ситуации? Почему? - школьники приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый для самоопределения в окружающей действительности. Диалоговое общение позволяет достичь большей глубины взаимопонимания, самораскрытия, создает условия для глубокого общения. Происходит замена объяснения материала учителем на самостоятельное открытие нового учениками.

Существует очень много приемов, видов и форм учебных заданий деятельностного метода обучения. Я использую их в своей работе очень давно и поэтому введение новых стандартов не поменяло кардинально мои уроки, а только разнообразило их.

Остановлюсь на некоторых приёмах, которые применяю чаще всего на разных этапах урока.

(Слайд 2)Этап мотивации

Для того чтобы сформировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к теме и предмету в целом, каждый урок открытия нового знания строю с использованием технологии проблемного диалога и ИКТ.

Технология проблемного диалога подходит для работы в разных классах, как в среднем звене, так и в старших. Она позволяет поддерживать интерес к уроку, дети самостоятельно формулируют проблему, выдвигают гипотезы, строят планы, открывают новое знание, делают выводы. Роль педагога заключается в организации, координации и корректировке действий учащихся. Самое главное и одновременно самое трудное это создать проблемную ситуацию  на уроке.  Для себя я выделяю следующие приемы создания проблемной ситуации:

1.Предоставить учащимся два противоречивых факта:

Например, различные точки зрения при оценке исторической личности:

•        О Николае I:  «Вряд ли найдется в российской истории более одиозная фигура, чем Николай I. Историки единодушно считают его царствование периодом самой мрачной реакции» (Т. Капустина)./ Неверным «представлять Николая как тупого солдафона, бесчувственного и жестокого гонителя и реакционера» (А. Б. Каменский)

•        О Петре I: "Петр - великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации".В.Татищев / "Петр - разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были "блестящей ошибкой". М.Щербатов

(Слайд 3) Различные точки зрения при оценке исторических событий:

•«В начале ХХ века русская культура переживала упадок»/ «В России в начале ХХ века был самый настоящий культурный ренессанс»

•«Не будь проигрыша в Русско-японской войне, то царский режим, существовавший до 1905 года, сохранился бы  еще на многие годы»/ «Революция 1905 года была вызвана внутренними причинами»

•«Столыпинская аграрная реформа полностью провалилась»/ «Столыпинская аграрная  реформа достигла своих целей, произошло повышение производительности и товарности крестьянских хозяйств»

(Слайд 4)2. Проблемную ситуацию можно создать с помощью исторической карты:

Например, в 5 классе по теме «Возвышение Македонии» может быть создана следующая проблемная ситуация:

-Кто пытался безуспешно завоевать Грецию (Персия, но ей это не удалось). Используя карту, охарактеризуйте Персидское царство (Большая территория, включала в себя большое число завоеванных земель)

 - Найдите на карте Македонию, что можно сказать об этой стране? (небольшое государство, находящееся на севере Балканского полуострова)

- В 338 году до н. э. Македония смогла подчинить и завоевать всю Грецию.

- Какой возникает вопрос? Дети формулируют вопрос: Почему  сильной Персии не удалось завоевать Грецию, а маленькой Македонии удалось подчинить греческие города?

(Слайд 5) 3. Анализ данных сравнительных таблиц

В 9 классе по теме «Мир в начале XX века» проблемную ситуацию можно создать с помощью сравнительной таблицы экономического развития стран в второй половины XIX – н. ХХ вв., в которой представлены показатели доли ведущих стран в промышленном производстве.

 Доля ведущих стран в мировом промышленном производстве (%)

Государство

1870 год

1900 год

1913 год

США

23,3

30,1

35,8

Германия

13,2

16,6

5,7

Великобритания

31,8

19,9

14

Франция

10,3

7,1

6,4

Италия

2,4

2,7

3,1

Россия

3,7

5

5

Япония

-

0,6

1

В результате анализа данных таблицы становится, очевидно, что на рубеже веков лидерство в мировой экономике от Великобритании перешло к США, а темпы роста Германии после 1900 года заметно снизились.

Возникает вопрос, почему Великобритания уступила место лидера, а показатели Германии заметно упали?

(Слайд 6) 4. Проблемную ситуацию можно создать с помощью иллюстраций.

Например, на уроке по теме «Культура Средневековья», учащимся предлагается сравнить две иллюстрации: здание, которое построено в романском стиле и здание, относящееся к готическому стилю.

- Сравните два изображения, чем отличаются здания? ( романский стиль –это невысокие здания, толстые стены и т. д. Готический – это острые крыши, устремленные вверх и т д.)

- Есть ли противоречие между этими  изображениями? Какой возникает вопрос? Почему так сильно изменился стиль в архитектуре и с чем были связаны эти изменения?

  1. (Слайд 7) Рассказ о реальных событиях

Пример. Тема «Права несовершеннолетних по трудовому законодательству»  9 класс.

Задание: «Предприниматель принял на работу 14-ти летнего Н. в качестве грузчика на оптовый склад табачных изделий на следующих условиях:

6-ти дневная рабочая неделя, продолжительность рабочего дня 8 часов;

ежегодный оплачиваемый отпуск —2 недели;

испытательный срок при приеме на работу — З месяца.

Вопрос: Какие права несовершеннолетнего Н. в сфере трудового законодательства были нарушены?»

(Слайд 8) На этапе осмысление учебных задач или актуализации:

Приемы - «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Кластер», «Сброс идей в корзину», «Лови ошибку».

(Слайд 9) Технология - «Ассоциативный ряд». Ассоциативный ряд начинается с ключевого слова темы, записанного на доске. Учащимся предлагается записать (назвать) или поделиться с соседом ассоциациями. В результате на доске появляется либо структурно- логическая схема, либо таблица, позволяющая классифицировать ассоциации учащихся…

(Слайд 10)  «Верю - не верю» Ученикам по группам или индивидуально нужно доказать или опровергнуть изложенные факты.

Например: Римляне носили штаны? (Нет: туники и тоги).

Спартанские воины перед битвой опрыскивали волосы духами? (Да, это единственная роскошь, которую они могли себе позволять).

Верите ли Вы, что Александр Македонский покорил Египет? (да)

Большое значение на данном этапе урока я отвожу использованию ИКТ и карты. Применение цвета, графики, звука, видео позволяет воздействовать на все органы чувств ребенка: зрение, слух, моторную память; формировать наглядные образы исторических памятников культуры,  исторических событий, социальных процессов и явлений; воспитывать чувство гордости и любви к Родине.

(Слайд 11) Этап - Открытие нового знания ( это для учащихся, они сами добывают знания).

  • Чаще всего я организую этот этап через работу в группах  или парах с текстом учебника или  подготовленным учителем документально-методическим комплектом источников. Одной из первостепенных задач, решение которой я ставлю перед собой – это сформировать у учащихся навык работы с различными видами информации. В связи с этим систематически изучение нового материала проходит через анализ текста, данных сравнительных, хронологических таблиц, диаграмм, видео-фрагментов. В своей практике я использую разные приемы работы с текстом. Работа может проходить в парах или фронтально.

Формы работы с текстом:

  1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.
  2. Комментированное чтение текста .
  3. Аналитическое чтение текста.
  4. Разбить текст на смысловые части.
  5. Составление тезисного плана.
  6. Составление таблиц.
  7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
  8. Составление логической схемы или опорного конспекта.
  9. Прием «Пометки на полях»
  10. «Плюс и минус» Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, например: Найти отрицательное и положительное в теме «Чувства». (Обществознание,6 класс).
  11. Прием: рисунки (изучаем орудия труда и быт восточных славян в 6 классе – прошу: «Зарисуйте косу или борону»);
  12. «Три предложения». Например, в 5-6 классах с целью научить детей выделять суть и главную мысль текста, учащиеся получают задание передать содержание пункта параграфа тремя простыми предложениями. Другой прием работы  - задать вопросы  к тексту, после этого происходить обмен вопросами.

Основным приоритетным направлением в обучении старшеклассников остается развитие критического мышления. Необходимость в нем продиктована сегодняшним временем: уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, уметь осмыслить и применить полученную информацию. Развитие критического мышления ориентировано на выработку таких качеств личности, как рефлективность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, поэтому приёмы теории развития критического мышлеия применяю на каждом уроке на нескольких его этапах.

(Слайд 12) Этап - Первичное закрепление

В качестве примера могут быть использованы  вопросы викторины, тестовые задания, практические задания (рабочие тетради или электронные рабочие тетради, работа с контурной картой), игры (морской бой, аукцион знаний, крестики нолики, соотнесение).

На каждом этапе я стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Поэтому свою работу я строю по формуле:

(Слайд 13) Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

 (Слайд 14)Результаты реализации деятельностного подхода:

-активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе;

-учащиеся приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию;

-вырабатываются навыки критического анализа текста;

  • создается ситуации успеха для каждого школьника;

-актуализируется мыслительной деятельности школьников.

(Слайд 15)Трудности внедрения деятельностного подхода.

Сложности вызывают виды работы, где требуются большие затраты времени на подготовку, определенная база знаний, мыслительная деятельность, умение выступать: семинары, диспуты, ролевые игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...

Использование ИКТ технологий в практике работы учителя истории

Обобщение опыта работы по применению ИКТ на уроках истории в сельской школе...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания.

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания....

Реализация системно-деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с детьми-инвалидами в дошкольном учреждении

Презентация к выступлению  "Реализация системно-деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с детьми-инвалидами в дошкольном учреждении" на РМЦ ....