Календарно-тематическое планирование по истории и обществознанию
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему
5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_b_klass_istoriya.docx | 42.08 КБ |
5_b_klass_obshchestvoznanie.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
История
Учитель: Овсянников Артем Андреевич
Когалым 2017
Согласовано Утверждено
руководитель ППС зам. директора по УВР
учителей истории и обществознания ________ / Плотникова Т.В.
Тойбахтина В.Ю. /________ «____» ________ 20____ г.
«___»________ 20___ г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По истории
Класс 5 б
Учитель Овсянников Артем Андреевич
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Количество часов в неделю по учебному плану 2
Всего количество часов в году по плану 70
Количество обязательных контрольных работ 2
Учебное пособие для учащихся: Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс : учеб.дляобщеобразоват. организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С., Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2015.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Обществознание» для 5 класса составлена на основе Рабочей программой основного общего образования МАОУ СОШ № 7, авторскй программыА. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2015.
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование ориентировано на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы: История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/ Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. – М.: Просвещение, 2014
Цель изучения курса «История Древнего мира»:
- освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
КТП рассчитано на 70 учебных часов в год,из расчета 2 учебных часа в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
История Древнего мира
В ходе изучения курсаобучающийся 5 класса:
-научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государствен-ного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
-получит возможность:
получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древнихгосударств;
• сопоставлять свидетельства различных историческихисточников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусствав окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории;
-овладеет следующими знаниями и умениями:
- Знание хронологии, работа с хронологией:
- Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
- Знание исторических фактов, работа с фактами:
- Характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- Группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
- Работа с историческим источниками:
- Читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;
- Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
- Описание (реконструкция):
- Последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
- На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
- Анализ, объяснение:
- Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- Соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- Различать причину и следствие исторических событий, явлений;
- Выделять характерные, существенные признаки исторических событий, явлений;
- Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
- Работа с версиями, оценками:
- Приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
- Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- Использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- Способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Средства обучения:
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений / – М.: Просвещение, 2014
- Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.
- Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток;
- Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим.
3) Поурочные разработки по истории Древнего мира. О.В. Арасланова. «Вако» 2013.
Информационно-коммуникативные средства.
- История 5 класс. Мультимедийное пособие. - Москва: Новый диск, 2014.
- История Древнего мира. Мультимедийное пособие. DVD, 2013
- Сборник мульфильмов: энциклопедий для детей. Саакянц Р. 2012
Основные Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
Дополнительные Интернет-ресурсы
hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»
http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.
http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам
http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»
http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека
http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов
http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»
http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса
http://www.lib-history.info - историческая библиотека
http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»
http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения
http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций.
Рекомендуемая литература.
Тойнби А.Дж. Цивилизация перед лицом истории. М., 1996.
Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993—1998. Т. 1—2.
Всемирная история, т. 1., М., 1955.
Всемирная история, т. 1. Каменный век. Минск, 1999.
Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
Вейс Г. История цивилизации. Архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия. М., 1998.
Велишский Ф. История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.
Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Ростов-на-Дону, 1995.
Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи. Ростов-на-Дону, 1995.
Город в средневековой цивилизации Западной Европы. М., 1999.
Грант М. Классическая Греция. М., 1998.
Иллюстрированная история религии. М., 1992.
История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.
История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.
История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1998.
Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.
Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.
Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.
Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира: Греция и Рим. М., 1995.
Разин Е.А. История войн и военного искусства. СПб., 1999.
Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992.
Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.
Егер О. Всемирная история. М., 1999. Т. 4.
Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью
Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Дидактический комплекс с набором приспособлений для крепления таблиц и карт
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио, зачетная система
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, тестового контроля
Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории
Ставится оценка:
«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.
«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок
«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов
«1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы
№ урока | Содержание | Кол-во часов | ||||||
Раздел | Тема | УУД | Дата проведения урока | |||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | По плану | По факту | ||||
Жизнь первобытных людей | ||||||||
1 | Первобытные собиратели и охотники (4 ч.) | Введение. Знакомство с учебником. | 1 |
|
|
| ||
2 | Древнейшие люди. | |||||||
3 | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | ||||||
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | ||||||
5 | Первобытные земледельцы и скотоводы (4 ч.) | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | |||||
6 | Появление неравенства и знати. | 1 | ||||||
7 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||||||
8 | Измерение времени по годам. | 1 | ||||||
Древний Восток | ||||||||
9 | Древний Египет (8 ч.) | Государство на берегах Нила. | 1 |
|
|
| ||
10 | Как жили земледельцы и ремесленники. | 1 | ||||||
11 | Жизнь египетского вельможи. | 1 | ||||||
12 | Военные походы фараонов. | 1 | ||||||
13 | Религия древних египтян. | 1 | ||||||
14 | Искусство древних египтян. | 1 | ||||||
15 | Письменность и знания древних египтян. | 1 | ||||||
16 | Повторение по теме «Древний Египет». | 1 | ||||||
17 | Западная Азия в древности (7 ч.) | Древнее Двуречье. | 1 | |||||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | ||||||
19 | Финикийские мореплаватели. | 1 | ||||||
20 | Библейские сказания. | 1 | ||||||
21 | Древнееврейское царство. | 1 | ||||||
22 | Ассирийская держава. | 1 | ||||||
23 | Персидская держава «царя царей». | 1 | ||||||
24 | Индия и Китай в древности (5 ч.) | Природа и люди Древней Индии. | 1 | |||||
25 | Индийские касты. | 1 | ||||||
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | ||||||
27 | Первый властелин единого Китая. | 1 | ||||||
28 | Контрольная работа «Древний Восток» | 1 | ||||||
Древняя Греция | ||||||||
29 | Древнейшая Греция (6 ч.) | Греки и критяне. | 1 |
|
|
| ||
30 | Микены и Троя. | 1 | ||||||
31 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | ||||||
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | ||||||
33 | Религия древних греков. | 1 | ||||||
34 | Резерв. | 1 | ||||||
35 | Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.) | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | |||||
36 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | ||||||
37 | Древняя Спарта. | 1 | ||||||
38 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. | 1 | ||||||
39 | Олимпийские игры в древности. | 1 | ||||||
40 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | ||||||
41 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | ||||||
42 | Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч.) | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | |||||
43 | В городе богини Афины. | 1 | ||||||
44 | В афинских школах и гимназиях. | 1 | ||||||
45 | В театре Диониса. | 1 | ||||||
46 | Афинская демократия при Перикле. | 1 | ||||||
47 | Македонские завоевания в 4 веке до н.э. (4 ч.) | Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 | |||||
48 | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | ||||||
49 | В Александрии Египетской. | 1 | ||||||
50 | Повторение раздела «Древняя Греция». | 1 | ||||||
Древний Рим | ||||||||
51 | Рим: от его возникнове-ния до установления господства над Италией (3 ч.) | Древнейший Рим. | 1 |
|
|
| ||
52 | Завоевание Римом Италии. | 1 | ||||||
53 | Устройство Римской республики. | 1 | ||||||
54 | Рим – сильнейшая держава Средиземно-морья (3 ч.) | Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | |||||
55 | Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. | 1 | ||||||
56 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | ||||||
57 | Гражданские войны в Риме (4 ч.) | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | |||||
58 | Восстание Спартака. | 1 | ||||||
59 | Единовластие Цезаря. | 1 | ||||||
60 | Установление империи. | 1 | ||||||
61 | Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.) | Соседи Римской империи. | 1 | |||||
62 | Рим при императоре Нероне. | 1 | ||||||
63 | Первые христиане и их учение. | 1 | ||||||
64 | Расцвет Римской империи во 2 в. | 1 | ||||||
65 | «Вечный город» и его жители. | 1 | ||||||
66 | Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (5 ч.) | Римская империя при Константине. | 1 | |||||
67 | Взятие Рима варварами. | 1 | ||||||
68 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||||||
69 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||||||
70 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Обществознание
Учитель: Овсянников Артем Андреевич
Когалым 2017
Согласовано Утверждено
руководитель ППС зам. директора по УВР
учителей истории и обществознания ________ / Плотникова Т.В.
Тойбахтина В.Ю. /________ «____» ________ 20____ г.
«___»________ 20___ г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По обществознанию
Классы 5 б
Учитель Овсянников Артем Андреевич
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Количество часов в неделю по учебному плану 2
Всего количество часов в году по плану 35
Количество обязательных контрольных работ 2
Учебное пособие для учащихся: Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой; Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования – М. : Просвещение, 2013.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Обществознание» для 5 класса составлена на основе Рабочей программой основного общего образования МАОУ СОШ № 7, авторскй программы по обществознанию Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2011 г.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование по курсу «Обществознание» для 5 класса составлена на основе Рабочей программой основного общего образования МАОУ СОШ № 7, авторскй программы по обществознанию Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2011 г.).
Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик 5 класса должен
знать /понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации.
Учебно-методическое обеспечение
Методические пособия для учителя:
- Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / JT. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
- Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
- Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи...» : методические разработки социально- психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
- Прутченковf А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
- Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
- Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество- знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.
- Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5—9 классы. - М. : Просвещение, 2010.
- Правовое воспитание школьников. 5-9 классы : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2007.
Дополнительная литература для учителя:
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Кодекс об административных правонарушениях.
- Конституция Российской Федерации.
- Семейный кодекс РФ.
- Трудовой кодекс РФ.
- Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
- Бахмутощ Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений *. в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
- Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
- Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.
- Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М.: Дрофа, 1997.
- Сычев, Л А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010.
- Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
- Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, |2010.
- Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс,
Технические средства обучения.
- Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
- Маркерная аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
- Специализированная учебная мебель. Компьютерный стол.
Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания;
- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).
№ урока | Содержание | Кол-во часов | УУД | Дата проведения урока | ||||
Раздел | Тема | Личностные | Предметные | Метапредметные | По плану | По факту | ||
1 | Человек (4 ч.) | Введение. Загадка человека. | 1 | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | Называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника. | Осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | ||
2 | Загадка человека. | 1 | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | Анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | |||
3 | Отрочество — особая пора жизни. | 1 | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Определять свое место среди сверстников и взрослых, пони мать себя. | Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач. | |||
4 | Отрочество — особая пора жизни | 1 | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач. | |||
5 | Семья (7 ч.) | Семья и семейные отношения | 1 | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-право- вые отношения. | Самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. | ||
6 | Семья и семейные отношения | 1 | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. | |||
7 | Семейное хозяйство | 1 | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства | Взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | |||
8 | Семейное хозяйство | 1 | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений: | |||
9 | Свободное время | 1 | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. | |||
10 | Свободное время | 1 | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой | Работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. | |||
11 | Повторительно-обобщающий урок «Семья» | 1 | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий | Работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество | |||
12 | Школа (7 ч.) | Образование в жизни человека | 1 | Понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства | Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | ||
13 | Образование в жизни человека | 1 | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | |||
14 | Образование и самообразование | 1 | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства высказывать собственное мнение, суждения | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | |||
15 | Образование и самообразование | 1 | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | |||
16 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражаются в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия | Анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | |||
17 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 | Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражаются в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия | Анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства | Устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. | |||
18 | Повторительно-обобщающий урок «Школа» | 1 | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им | Работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | |||
19 | Труд (5 ч.) | Труд - основа жизни | 1 | Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | ||
20 | Труд - основа жизни | 1 | Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Определять значение труда в жизни человека. | Допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | |||
21 | Труд и творчество | 1 | Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности | Анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства | Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию. | |||
22 | Труд и творчество | 1 | Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности | Работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | |||
23 | Повторительно-обобщающий урок «Труд» | 1 | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им | Организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками. | Участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | |||
24 | Родина (12 ч.) | Наша Родина — Россия | 1 | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. | ||
25 | Наша Родина — Россия | 1 | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | |||
26 | Государственные символы России | 1 | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. | |||
27 | Государственные символы России | 1 | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. | |||
28 | Гражданин России | 1 | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | |||
29 | Гражданин России | 1 | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | |||
30 | Мы - многонациональный народ | 1 | Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | С уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов. | Устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. | |||
31 | Мы - многонациональный народ | 1 | Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | Анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | |||
32 | Повторительно-обобщающий урок «Родина» | 1 | Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | Работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. | |||
33 | Повторительно-обобщающий урок «Человек и общество» | 1 | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им | Проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, бабушек и дедушек, создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество | |||
34 | Повторительно-обобщающий урок «Человек и общество» | 1 | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им | Проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, бабушек и дедушек, создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | |||
35 | Защита проектов «Человек и общество» | 1 | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им | Проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, бабушек и дедушек, создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по истории и обществознанию 5- 11 класс
Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом..........
календарно-тематическое планирование по истории и обществознанию по учебникам издательства "Русское слово"
Календарно-тематическое планирование по УМК "Русское слово" история и обществознание 2011-2012 учебный год...
Календарно - тематическое планирование по истории и обществознанию 5 - 11 классы.
В помощь учителю истории и обществознания, работающему по базовой программе....
Календарно-тематический план учебной дисциплины ОУД.10 "Обществознание"
КТП общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначен для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу ...
Календарно-тематическое планирование по истории и обществознанию
Календарно-тематическое планирование по истории и обществознанию...
календарно-тематическое планирование по истории и обществознанию
с 5 по 11 классы...
Календарно-тематическое планирование по истории и обществознанию
Календарно-тематическое планирование по истории и обществознанию 10-11 классов МБОУ Хову-Аксынская О(С)ОШ...