Разработка урока по истории древнего мира "Восстание Спартака".
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Данный материал содержит разработку урока по истории древнего мира на тему "Восстание Спартака". Обязательным условием для проведения урока является распечатка раздаточного материала в виде рабочих буклетов под названием "Восстание Спартака", автор - Аппиан (Исторический документ №1). Помимо раздаточного материала, вам понадобится использование презентации для работы с картой, а также в ходе закрепления изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosstanie_spartaka_73-71.pptx949.14 КБ
Файл istoricheskiy_dokument_no1_2.docx168.52 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Восстание Спартака (73-71 гг. до н.э.).

Слайд 2

Победы Спартака 73 г. до н.э.

Слайд 3

Победы Спартака 73 г. до н.э.

Слайд 4

Гибель Спартака и окончание восстания В 71 году до н.э. состоялось последнее сражение Спартака. Герой восстания погиб в неравном бою. Итоги: Подавление восстания. Казнь многих рабов (6000 человек). Спартак стал примером для многих рабов по всему миру. Гибель Спартака

Слайд 5

Памяти Спартака. Вопрос 1. Что изображено на картинке?

Слайд 6

Памяти Спартака. Вопрос 2. Какой эпизод восстания Спартака изображен на картинке?

Слайд 7

Памяти Спартака. Вопрос 3. Что за предметы изображены на экране и кому они принадлежат? 1 2 3 4

Слайд 8

Памяти Спартака. Вопрос 4. Какие события изображены на экране и какое из них произошло раньше? 1 2



Предварительный просмотр:

Автор:_________________

«______________________»

Документ №1.

 Автор: римский историк Аппиан

«Восстание Спартака»

История восстания Спартака.

….Остается сказать еще об одном виде рабства — о гладиаторах. Гладиаторов выбирали из наиболее сильных рабов. Рабы, предназначенные для гладиаторских боев, воспитывались в особых школах, в условиях сурового режима. Под руководством специальных учителей они обучались различным приемам борьбы, метанию друг в друга дротиков и метким смертельным ударам в противника. Гладиаторы выходили на сцену и, забавляя скучающих господ, начинали кровавый бой, в котором один должен был убить другого быстро, жестоко и «красиво»…

...В это самое время в Италии среди гладиаторов, которые обучались в Капуе для театральных представлений, был фракиец Спартак. Он раньше воевал с римлянами, попал в плен и был продан в гладиаторы. Отважный Спартак уговорил около семидесяти своих товарищей пойти на риск ради свободы, указывая им, что это лучше, чем рисковать своей жизнью в театре, гладиаторы больше не могли терпеть унижения и страх смерти. Напав на стражу, они вырвались на свободу и бежали из города. Вооружившись дубинами и кинжалами, отобранными у случайных путников, смелые гладиаторы удалились на гору Везувий.

Вопросы к документу:

  • Каким было положение гладиаторов?
  • В чем причина восстания гладиаторов?
  • Как были вооружены гладиаторы?
  • Какими качествами характера обладал Спартак?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по истории древнего мира для 5 класса (ФГОС)

(к учебнику А.А. Вигасин., Г.И. Годер., И.С. Свенцицкая)

Урок 3. Восстание Спартака.

Автор разработки: Бобров Виталий Сергеевич, учитель истории и обществознания МАОУ гимназии №1 г. Калининград

Педагогические 
цели

Способствовать изучению самого крупного в истории Древнего мира восстания рабов под предводительством Спартака, его значения в мировой истории и культуре; участвовать в формировании компетенций, позволяющих разбираться в причинах восстания, умении характеризовать личность Спартака, работать с картой; создать условия развития интереса к работе с историческими документами.

Тип и вид урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков; Урок смешанного типа

Планируемые

результаты 
(предметные)

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей, народов в истории своей страны и человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений (социальных конфликтов) прошлого.

Личностные 
результаты

Формирование нравственной оценки происходящих событий у учащихся, чувства толерантности и уважения к историческому прошлому и культурному наследию других стран.

Метапредметные результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками в ходе парной работы, освоение основ межкультурного взаимодействия. Умение самостоятельно формировать и достигать цели своего обучения, ставить себе новые цели и задачи в познавательной деятельности.

Основное 
содержание
темы, понятия
и термины

Положение рабов. Восстание Спартака (74 - 71 гг. до н.э.): причины, силы сторон, основные события, походы восставших, поражение армии Спартака. Гладиаторы, Спартак, Красс, Помпей, Лукулл, географические понятия.

Образовательные ресурсы

Учебник Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История древнего мира. Учебник для 5 класса. - М., Просвещение, 2013.

Раздаточный материал: Аппиан «Восстание Спартака».

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика 
основных видов 
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II.

Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя.

Актуализация предыдущей темы:

-Начиная с момента основания Рим постоянно ведет войны, что привело к формированию большого числа дешевых рабов. Оторванные от своих семей, земель, они находились в крайне печальном положении.

- О чем могли мечтать в таком положении рабы? Какие цели в жизни ставили? (Свобода, независимость)

- Каким образом они могли реализовать свои цели и мечты? (борьба, побеги, неповиновение, порча орудий труда, восстание, как высшая форма сопротивления)

Актуализируют свои знания по предыдущим темам истории Рима, формируют мнения о положении и перспективах рабов.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство.

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблемные вопросы

Знакомит с темой, формулирует проблемные вопросы:

– В чем причина возникновения крупных социальных конфликтов в древнем обществе?

– Как развивались события крупнейшего в истории древнего мира восстания гладиаторов под предводительством Спартака?

- Какие цели на сегодняшнем уроке стоят перед нами?

Слушают учителя; получают проблемное задание

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Восстание Спартака

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя.

В 73 году до нашей эры в Риме вспыхнуло крупнейшее в истории древнего мира восстание под предводительством Спартака, которое длилось 3 года.

Запишем в тетради дату и определение:

Восстание Спартака - крупнейшее восстание рабов в истории Древнего Рима в 73-71 годах до нашей эры.

Слушают учителя, делают записи в тетрадь, слушают задачи на урок.

Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют учебные действия

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа

Начало восстания и силы сторон

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрациями, беседа.

На основе работы с историческим документом, ответьте на следующие вопросы о причинах и начале восстания:

– Каким было положение гладиаторов?

- В чем причина восстания Спартака? (причины записать)

- Как были вооружены гладиаторы?

- Как автор документа относится к восставшим?

Легенда о змее - предназначение Спартака и плохая смерть.

Социальная база восставших - пастухи, почему?

Работа с текстом документа, поиск информации в тексте касаемо поставленных задач:

- Тяжелое положение, постоянная борьба за жизнь;

- Наличие острого социального конфликта между правящей элитой, которая перестала ценить жизни рабов и относилась к ним как к товару/вещи; Наличие сильного лидера, участвующего в войнах против Рима;

- Вооружение было скудным (дубины, копья, вилы, ножи)

- Спартак: смелость и отвага восставших.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста

Беседа по вопросам

Начало восстания. Силы сторон.

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом.

Работа с иллюстрацией на странице 247 (ошейник раба)

- Для кого обычно предназначается ошейник?

-Что было написано на ошейнике?

С помощью аппликации рассказывает 
об армиях участников восстания.

– Давайте с вами разберемся, насколько грозную силу из себя представляла восставшая армия Спартака и какие силы против бунтарей собрал Рим?

Проблемный вопрос: В чем сильные и слабые стороны армии Спартака?

Делают записи в тетради.

Рассуждение над вопросом.

Высказывают своё мнение.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Беседа по вопросам

Первые победы и походы восставших по Италии

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ, работа 
с документом.

Объясняет ход начала восстания, формирование армии восставших.

-Вспомним документ, куда бежали гладиаторы?

- На Везувий

- На горе восставшие оказались в окружении, их ждала голодная смерть или возвращение в рабство, но Спартак, оказавшись в лапах смерти применил хитрость: используя виноградные лозы он помог своей армии спуститься с вулкана и ночью разгромить лагерь римлян. Героический эпизод, который показывает, насколько бесстрашны гладиаторы и Спартак, которые по отвесной скале спустились на непрочных веревках, многие сорвались, но это не остановило их.

Извлекают информацию о начальном этапе восстания и его дальнейших перспективах

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа

Наблюдение

Включаю интерактивную доску.

Армия Спартака громит римские легионы

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, работа с картой, слайдами, иллюстрациями, беседа.


Работая с информацией на слайде, картой в учебнике заполняем карту на раздаточном материале учащихся. Каждое перемещение армии Спартака сопровождается комментариями учителя.

После победы у Везувия перед Спартаком открылись обширные возможности, и он на всех порах ведет своих товарищей к свободе, на Север Италии, где их ждет лишь один рубеж - Альпы. По пути следования от армии Спартака отделилась часть восставших, посчитав, что лучше остаться здесь и грабить местные города, в скором времени они были разбиты.

Спартак неудержимо бежит на Север, на встречу ему выдвинулась альпийские легионы Рима, рассчитывая с помощью другой армии заманить Спартака в окружение, но Спартак и здесь перехитрил смерть, разгромив быстрым ударом Альпийскую армию. Перед Спартаком открылся путь на свободу, впереди лишь Альпы. В этот момент происходит непредвиденное: Спартак меняет решение и двигает свои войска против второй римской армии. Почему Спартак не перешел Альпы? Какой полководец, противник Рима еще переходил через Альпы?

(обсуждение, почему Спартак не пошел в Альпы)

Далее Спартак следует своему новому плану - движение на юг и попутно громит еще одну армию римлян, которая должна была остановить его. После серии поражений, в Риме окончательно осознали угрозу от восстания и решили нанести решающий удар по внутреннему и столь непредсказуемому противнику, новым императором становится Красс, который собирает легионы под своим командованием.

В это время Спартак и его армия бегут на носок Апеннинского полуострова, где рассчитывает с помощью пиратов бежать на Сицилию, а оттуда, вероятно, в Африку. Но с этого момента удача отворачивается от Спартака. Пираты, взяв золото, уплыли и бросили гладиаторов в западне.

Красс, узнав, что для его поддержки из Испании выдвинулись легионы Помпея, решает самостоятельно одолеть Спартака и устраивает гладиаторам западню - ров и стены в самой узкой части Апеннинского носка (55 км).

И вновь армия Спартака оказывается в окружении, ситуация «смерть или свобода», как было на Везувии, как было перед Альпами в окружении. Спартак принимает командирское решение штурмовать римские укрепления и ему это удается, но слишком большой ценой - почти всё войско Спартака было убито или взято в плен.

Оставшаяся часть во главе со Спартаком вскоре настигается армией Красса, который словно дикий зверь почувствовал кровь и слабость противника и спешит добить его, чтобы забрать все лавры победителя себе.

Извлекают информацию о победах Спартака над армией римлян, работа с картой в раздаточном материале.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Беседа, заполнение карты.

Подавление восстания Спартака легионами Красса

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, практический. Рассказ учителя,  работа с картой, слайдами, иллюстрациями, беседа.

Далее Спартак следует своему новому плану - движение на юг и попутно громит еще одну армию римлян, которая должна была остановить его. После серии поражений, в Риме окончательно осознали угрозу от восстания и решили нанести решающий удар по внутреннему и столь непредсказуемому противнику, новым императором становится Красс, который собирает легионы под своим командованием.

В это время Спартак и его армия бегут на носок Апеннинского полуострова, где рассчитывает с помощью пиратов бежать на Сицилию, а оттуда, вероятно, в Африку. Но с этого момента удача отворачивается от Спартака. Пираты, взяв золото, уплыли и бросили гладиаторов в западне.

Красс, узнав, что для его поддержки из Испании выдвинулись легионы Помпея решает самостоятельно одолеть Спартака и устраивает гладиаторам западню - ров и стены в самой узкой части Апеннинского носка (55 км).

И вновь армия Спартака оказывается в окружении, ситуация «смерть или свобода», как было на Везувии, как было перед Альпами в окружении. Спартак принимает командирское решение штурмовать римские укрепления и ему это удается, но слишком большой ценой - почти всё войско Спартака было убито или взято в плен.

Оставшаяся часть во главе со Спартаком вскоре настигается армией Красса, который словно дикий зверь почувствовал кровь и слабость противника и спешит добить его, чтобы забрать все лавры победителя себе.

В 71 году до нашей эры состоялась последняя битва Спартака. В своём последнем бою Спартак не сдался, а до последнего бился как свободный человек. В этой схватке он убил 3 центурионов и десятки легионеров, но многие раны слишком ослабили его могучее тело и герой восстания пал под ударами врагов. После сражения его тело так и не было найдено.

Подведение итогов восстания и разбор причин поражения Спартака.

Обсуждение казней восставших.

Слушают учителя, делают записи в тетрадь, сверяют карту, размышляют над причинами поражения армии Спартака.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

IV. Закрепление знаний и способов действий. Подведение итогов.

Фронтальная.

Работа с слайдами, беседа.

Итак, давайте ответим на вопросы, заданные в начале урока.

Игра «Памяти Спартака».

Отвечают на вопросы

Коммуникативныеописывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка

Беседа по вопросам

V. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Что вам понравилось больше всего 
на этом уроке?

– Что было самым ценным из услышанного?

– Хотели бы вы что-нибудь изменить? Если да, то как именно и какова степень вашего участия в этом процессе?

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

На буклетах по истории Восстания Спартака есть поле для написания сочинения от лица участника восстания, или римского легионера, подавлявшего восстание. Задача - описать битву гладиаторов и римских легионеров.

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Разработка урока по истории Древнего мира Восстание Спартака

Разработка урока включает конспект урока, опорные схемы и презентацию. В презентации есть карты,помогающие ученику запомнить событи восстания,а также вопросы по закреплению изученной темы....

Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"

Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"

Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...