рабочая программа по истории для 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii5klass_2017-2018.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с
- Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (пп.18.2.2 ФГОС ООО от «17» декабря 2010 г. № 1897 )
- приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
Программа составлена на основе:
- примерной программы по учебным предметам. История 5 - 9 классы (Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы 2-е издание/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2011г.
- авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2008г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;
Цели и задачи курса
Цели обучения истории в рамках федерального государственного образовательного стандарта (основного) общего образования основной школе: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности, формирование базовой исторической подготовки и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
• развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы : История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012
Общая характеристика учебного предмета
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Место учебного предмета, курса в учебном плане;
Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Ценностные ориентиры
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия
Планируемые результаты
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Используемая в тексте программы система условных обозначений
Ф.- фронтальная работа
И. – индивидуальная работа
Г. – групповая работа
Р. п. – работа в парах
Формы и средства контроля.
Виды контроля:
Стартовый, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный,
тематический, рубежный, рефлексия
Формы контроля:
работа по карточке, тестирование, исторический диктант,
защита учебно-исследовательских и научно-исследовательских проектов, защита презентаций.
Оценка:
1.Достижение базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
2. Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
3. Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
5. Пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
6. Низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
№ ур. п\п | Название разделов, тем уроков | Кол-во часов | Дата | Виды и формы учебной деятельности | Содержание урока | Результаты обучения (УУД) | |
По плану | По фактк | ||||||
1 | Введение (1 ч) | 1 | Ф. | формирование представлений о том, как жили древние люди; умений работать с историческими картами и иллюстрациями. Проверочная работа (индивидуальная) | Осознание ценности исторического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. (Л) Формирование представления об исторической науке ее роли в освоении планеты человеком.(П) | ||
Раздел I. Жизнь первобытных людей | |||||||
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники(3 ч) | Ф.Г. И. Р.п | ||||||
2 | Древнейшие люди | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
3 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | Ф.Г. И. | ||||
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | Ф. И. Р.п | ||||
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч) | |||||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
6 | Появление неравенства и знати | 1 | Г. И. Р.п | ||||
7 | Счет лет в истории | 1 | Ф.Г. И Р.п | ||||
Повторение Обобщающее повторение по разделу: «Жизнь первобытных людей». | 1 | Ф.Г. И. Р.п | |||||
8 | |||||||
Раздел II. Древний Восток | |||||||
Тема 1. Древний Египет | географические и климатические особенности Древнего Египта и Древнего Двуречья, Древней Индии и Китая, хозяйственные занятия местного населения, владение понятийным аппаратом по темам, умение правильно показывать на карте исторические объекты, сравнивать географическую среду изучаемых стран, распознавать интересы различных общественных групп. Проверочная работа (индивидуальная) | Создавать исторические образы, о территориях и границах. (Л) Анализировать и обобщать историческую информацию .Поиск информации (в Интернете и других источниках) (П) Обсуждать значения путешествий. (К) Овладение основами картографической грамотности (П) | |||||
9 | Государство на берегах Нила | 1 | Ф.. И. Р.п | ||||
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | .Г. И. Р.п | ||||
11 | Жизнь египетского вельможи | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
12 | Военные походы фараонов | 1 | Ф.. И. Р.п | ||||
13 | Религия древних египтян | 1 | Ф. | ||||
14 | Искусство Древнего Египта | 1 | Ф. | ||||
15 | Письменность и знания древних египтян | 1 | Ф.Г. И. | ||||
16 | Повторение | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
Тема 2. Западная Азия в древности | |||||||
17 | Древнее Двуречье | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | Ф.. И. Р.п | ||||
20 | Библейские сказания | 1 | Ф. И. Р.п | ||||
21 | Царство Давида и Соломона | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
22 | Ассирийская держава | 1 | Ф.Г. И. | ||||
23 | Персидская держава «Царя царей» | 1 | Ф. | ||||
Тема 3. Индия и Китай в древности | |||||||
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 | Ф. И. Р.п | ||||
25 | Индийские касты | 1 | Ф.Г. И. | ||||
26 | Китайский мудрец Конфуций | 1 | Ф. И. Р.п | ||||
27 | Первый властелин единого Китая | 1 | Ф.Г. И. | ||||
Повторение | |||||||
28 | Обобщающее повторение по разделу: «Древний Восток». Проверочная работа. | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
Раздел III. Древняя Греция | географические и климатические особенности Древней Греции; умения правильно показывать на карте местоположение ключевых городов Древней Греции и основные военные действия раздела; умение на элементарном уровне различать афинскую и современную демократии; знать ключевые понятия по теме; знание причины и ход основных военных действий раздела; уметние на основе учебника, карты и иллюстративного материала давать характеристику событиям и их участникам; формирование у детей умения делать выводы в конце каждого вопроса. Сплочение класса посредством коллективной работы по ряду ключевых вопросов. Проверочная работа (индивидуальная) | Создавать исторические образы, о территориях и границах. (Л) Анализировать и обобщать историческую информацию .Поиск информации (в Интернете и других источниках) (П) Обсуждать значения путешествий. (К) Овладение основами картографической грамотности (П) | |||||
Тема 1. Древнейшая Греция | |||||||
29 | Анализ проверочной работы. Греки и критяне | 1 | Ф. | ||||
30 | Микены и Троя | 1 | Ф. | ||||
31 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | Ф.Г. И. | ||||
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | Ф.Г. И. | ||||
33 | Религия древних греков | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | Ф.Г. И. Р.п | ||||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | Ф.Г. И. | ||||
35 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | Ф.Г. И. | ||||
36 | Древняя Спарта | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
37 | Основание греческих колоний | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
38 | Олимпийские игры в древности | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет | |||||||
41 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
42 | В городе богини Афины | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
43 | В афинских школах и гимнасиях | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
44 | В театре Диониса | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | Ф.Г. И. Р.п | ||||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | Ф.Г. И. | ||||
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
48 | В древней Александрии Египетской | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
Повторение | Ф.Г. И. Р.п | ||||||
49 | Обобщающее повторение по разделу: «Древняя Греция». Проверочная работа. | 1 | Ф. | ||||
Раздел IV. Древний Рим | дискуссии: умение оперировать терминами по разделу; знать географические и климатические особенности изучаемого региона; умение формулировать несложные выводы в конце каждого ответа; уметь выделять главное из ответа учителя и одноклассников; знание положение зависимого населения в древнем Риме; знание основных исторических личностей по разделу; знание основного содержания периода правления первого императора Рима и связанных с этим изменений в государственном устройстве республики. Знание основных достижения римской цивилизации и возникновения христианской религии. Умение анализировать правления императоров и вычленять в них общее и особенное. | Создавать исторические образы, о территориях и границах. (Л) Анализировать и обобщать историческую информацию .Поиск информации (в Интернете и других источниках) (П) Обсуждать значения путешествий. (К) Овладение основами картографической грамотности (П) | |||||
Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | |||||||
50 | Древнейший Рим | 1 | Ф.Г. И. | ||||
51 | Завоевание Римом Италии | 1 | Ф.Г. И. | ||||
52 | Устройство Римской республики | 1 | Ф.Г. И. | ||||
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | Ф.Г. И. Р.п | ||||||
53 | Вторая война Рима с Карфагеном (218 – 201 гг. до н.э.) | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
54 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 | Ф.Г. И. Р.п | ||||
Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч) | Ф.Г. И. Р.п | ||||||
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Ф.Г. И. | ||||
57 | Восстание Спартака | 1 | Ф.Г. И. | ||||
58 | Единовластие Цезаря в Риме | 1 | Ф.Г. И. | ||||
59 | Установление империи в Риме | 1 | Ф.Г. И. | ||||
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры. | Ф.Г. И. | ||||||
60 | Соседи Римской империи | 1 | Ф.Г. И. | ||||
61 | В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение | 1 | Ф.Г. И. | ||||
62 | Расцвет империи во 2 –м веке. Жизнь в Римской империи. | 1 | Ф.Г. И. | ||||
63 | Римская империя при Константине. Взятие Рима Готами | 1 | Ф.Г. И. | ||||
64 | Контрольная работа по курсу: «История Древнего мира» | 1 | Ф.Г. И. | ||||
Повторение (4 ч) | Защита проектов по выбранным темам Проверочная работа (индивидуальная) | ||||||
65 | Обобщающее повторение по курсу: «История Древнего мира» | 1 | Ф.Г. И. | ||||
66 | Обобщающее повторение по курсу: «История Древнего мира» | 1 | Ф.Г. И. | Осознание целостности исторического знания. (Л) Использовать различные источники исторической информации для поиска и извлечения информации. (П) Высказывать мнения об их значении, возможности использования.(К) | |||
67 | Обобщающее повторение по курсу: «История Древнего мира» | 1 | Ф.Г. И. | ||||
68 | Обобщающее повторение по курсу: «История Древнего мира» | 1 | Ф.Г. И. |
Перечень учебно – методического обеспечения
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011
3. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011
4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер. М.: Просвещение, 2011
5. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.
М.: Просвещение, 2012
6. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. М.: ВАКО, 2008. – 284 с.
7. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение , 2007.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
1. Видеопроектор.
2. Персональный компьютер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...