Интегрированная программа по истории 7 класс.
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Интегрированная программа по истории 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannaya_programma_po_istorii_7_klass.docx | 96.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе:
Законы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
- Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» ( в ред. от 24.04.2015 №362-ЗС).
- Концепция нового УМК по отечественной истории включает в себя историко-культурный стандарт (ИКС) Историко-культурный стандарт
Программы:
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
- Примерная программа по истории для 5-10 классов, авторская программа по Истории России к предметной линии учебников И.Л.Андреева, И.Н. Фёдоров и др. издательства «Дрофа»
и авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М.Ванюшкиной/Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010;
Постановления:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы"
- Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 (в ред. от 7 октября 2013 г.) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (в ред.изменений №1, утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72), изменений №3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81).
Приказы:
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред.приказовМинобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2008№164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39), от 31.01.2012 №69, от 23.06.2015 №609);
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 №74);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18.04.2016 №271 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2016-2017 учебный год;
- Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - Образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. От 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письма:
- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
- письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №24/4.1. «О примерной структуре рабочих программ учителя»
- Сборник нормативных документов под ред. Днепрова Э. Д .,Аркадьева А.Г. Рекомендовано МОРФ.М., «Дрофа», 2008г.
- Устав МБОУ СОШ №32 г.Шахты, утвержденный Постановлением Администрации г.Шахты от 28.07.2015г №4149;
- Основная образовательная программа МБОУ СОШ №32 г.Шахты на 2017-2018 учебный год;
- Положение о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №32 (протокол педсовета №1 от 30.08.2017г);
- Протокола №1 заседания МО от 29.08.17 г.
Цели и задачи курса
Целью обучения истории является:
- образование, формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
- развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом.
На основании требований ФГОС в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Задачами обучения в основной школе предмета «История» являются:
- Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.
- Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
- Воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
- Овладение компетенциями:
Познавательной: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, оценка, сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;
Регулятивной: формирование целеполагания; планирование, прогнозирование, творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля, коррекции и оценки своей деятельности.
Коммуникативной: овладение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
Личностной: формирование самоопределения личности; осмысление и нравственное оценивание своей и чужой деятельности, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях владение умениями совместной деятельности,
Общая характеристика курса
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом базовых принципов школьного исторического образования, целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 7 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Базовые принципы школьного исторического образования:
- идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
- рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
- ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
- воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
- общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
- познавательное значение российской истории;
- формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
- принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
- многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
- многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
- исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
- антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
- историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательной дисциплины в 5-9 классах в общем объеме 374 часа (в соответствии с Примерной программой по истории) по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Курсы «История России» и «Всеобщая история» рекомендуется ежегодно изучать последовательно: сначала всеобщая история, а затем отечественная история. Некоторые темы могут изучаться синхронно.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» в 6 классе из расчета 2 час в неделю.
Учебное время между курсами «История Нового времени» и «История России» распределяется следующим образом. На курс «История Нового времени» приходится 30% учебного времени, а на курс «История России» - 70% часов. Курс «История России» в 7 кл. изучается в объеме не менее 40 ч. (в соответствии с Примерной программой по истории, с авторской программой по истории России).
Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2017-2018 учебном году в МБОУ СОШ №32 в общеобразовательных классах и предполагает изучение истории на базовом уровне.
Требования
к результатам обучения и освоения содержания курса по истории
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г. (ФГОС) содержание и методический аппарат учебника должны быть направлены на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Серьезное внимание уделено достижению личностных результатов, т.е. системе ценностных отношений обучающихся: к себе, другим участникам образовательного процесса или к самому образовательному процессу. Таким образом, усиливаются общекультурная направленность общего образования, универсализация и интеграция знаний.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
- воспитание личной гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;
- развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;
- формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
- освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни ;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности
- умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
- усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
- расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
- приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
- освоение приемов установления причинно-следственных связей.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов,
памятников
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу
диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных
мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
В результате изучения истории в 7 классе основной школы по истории России учащиеся научатся:
- локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизаций и др.
-анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты:
а) экономического и социального развития России в Новое время,
б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);
в) развития общественного движения («консерватизм», «Либерализм», «социализм»);
г) представлений о мире и общественных ценностях;
д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.;
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время; сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.
К концу учебного года семиклассники получат возможность научиться:
- использовать историческую карту, характеризовать социально-экономическое развитие России в Новое время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиции автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время; объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.
История нового времени:
1.1. Называть:
а) хронологические рамки нового времени;
б) даты важнейших событий – великих географических открытий и колониальных захватов, реформации, социальных движений, реформ и революций 16-19 вв.
2.1. Называть:
- место, обстоятельства, участников, итоги событий, указанные в п. 1.1.6;
- правителей, государственных деятелей, политических лидеров, оказавших значительное влияние на развитие своих стран, мира в целом;
- представителей общественной мысли, науки и культуры.
- Показывать на исторической карте государства-метрополии и колонии, многонациональные империи.
- Описывать: а) условия жизни людей разного социального положения в странах Европы, Америки, Востока; б) достижения науки и техники в новое время, их влияние на труд и быт людей.
- Составлять описание памятников: а) жилых и общественных зданий, технических сооружений и машин; б) предметов быта; в) памятников художественной культуры.
- Соотносить факты и общие процессы индустриального развития стран; социальных движений нового времени; становления гражданского общества.
- Называть характерные, существенные черты:
- политического устройства стран Европы, Америки, Азии, Африки в новое время;
- международных отношений нового времени;
- развития духовной культуры стран Европы и Востока.
5.4. Объяснять значение понятий: реформация, абсолютизм, Просвещение, промышленный переворот, утопический социализм, консерватизм, либерализм, радикализм, индустриальное общество, империализм, монополия, колониализм, модернизация
- Излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и революций, войн нового времени.
- Объяснять, в чем состояли цели, результаты, значение деятельности наиболее известных политических и общественных лидеров, представителей науки и культуры нового времени.
Количество часов в году 68 ,в неделю 2 часа.
1 полугодие
количество самостоятельных работ 2
2 полугодие
количество самостоятельных работ 2
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Тема урока | Кол-во уроков | Вид урока | Элементы содержания | Деятельность обучающихся | Характеристика УУД | Форма контроля | Дата | ||||||||
личностные | коммуникативные | познавательные | план | факт | ||||||||||||
Раздел 1. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ (14 часов) | ||||||||||||||||
1 | Введение. От Средневековья к Новому времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории. | Научатся определять термины: Новое время Получат возможность научиться: ориентироваться во временных рамках периода | Формирование стартовой мотивации к изучению нового | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; уметь обосновать выбор варианта ответа на главный вопрос урока. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | Устный ответ | |||||||
2 | Технические открытия и выход к Мировому океану. | 1 | Комбинированный урок | Совершенствование техники. Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк. | Научатся определять термины: великие географические открытия, мировая торговля | Определение своей личностной позиции, адекватная дифференцированная оценка своих успехов в учебе | Учитывают разные мнения, формулируют собственное мнение и позицию. Анализируют и обобщают факты | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. | Устный ответ | |||||||
3 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | 1 | Урок изучения нового материала | Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен. | Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, на основании карты показывать территории, открытые в данную эпоху, объяснять влияние географических открытий на европейскую экономику. | Определение своей личностной позиции, адекватная дифференцированная оценка своих успехов в учебе | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. | Устный ответ | |||||||
4 | Усиление королевской власти в ХVI-ХVII вв. Абсолютизм в Европе | 1 | Урок изучения нового материала. | Реформация. Утверждение абсолютизма Европейские государства в XVI-XVII вв. Испанская империя при Карле V. | Научатся определять термины: абсолютная монархия, аристократия, регентство. Получат возможность научиться: извлекать необходимую информацию из исторического источника, объяснять зависимость экономического развития от формы правления. | Проявление устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке. | самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач | Устный ответ | |||||||
5 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 | Комбинированный урок. | Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Возникновение мануфактур. | Научатся определять термины: монополия, биржа, мануфактура, капитал, капиталист, наемные работники. Получат возможность научиться: выявлять причины возникновения мануфактур, объяснять предпосылки формирования и сущность капиталистического производства. | Определение своей личностной позиции, адекватная дифференцированная оценка своих успехов в учебе. | Умение обобщать факты, участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера | Устный ответ | |||||||
6 | Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. | 1 | Урок изучения нового материала | Буржуазия и наемные рабочие. Развитие товарного производства. Торговые компании. | Научатся определять термины: откупщик, талья, фермер, новое дворянство, огораживание, канон. Получат возможность научиться: составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, ремесленника)», характеризовать | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Самостоятельно работать с учебником и документами. | Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем | Устный опрос | |||||||
7 | Великие гуманисты Европы | 1 | Урок изучения нового материала | Эпоха Возрождения. Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. | Осознание своей идентичности как гражданина страны, локальной и региональной общности | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Уметь определять причинно – следственные, межпредметные связи. | Ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | Устный опрос | ||||||||
8 | Мир художественной культуры Возрождения | 1 | Комбинированный урок | Искусство Ренессанса. Новые тенденции в изобразительном искусстве. Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. | Научатся определять термины: живопись, скульптура, фреска, пейзаж, натюрморт, гравюра, мадригал. Получат возможность научиться:характеризовать особенности художественного искусства эпохи Возрождения, давать характеристику деятелей искусства и высказывать оценку их творчества. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов | Используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Осуществляют поиск информации для подготовки сообщений о представителях культуры Возрождения. Собирают информацию и готовят сообщения (презентации). Устанавливают межпредметные связи, выслушивают и объективно оценивают другого. | Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них | Устный опрос | |||||||
9 | Рождение новой европейской науки | 1 | Урок изучения нового материала | Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. | Научатся определять понятия: картина мира, мышление, опыт. Получат возможность научиться: систематизировать полученные знания, оценивать вклад различных ученых в развитие науки. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Формирование коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности. Уметь составлять таблицы | используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач | Устный ответ | |||||||
10 | Начало реформации в Европе. Обновление христианства. | 1 | Комбинированный урок | Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. | Научатся определять понятия: картина мира, мышление, опыт. Получат возможность научиться:систематизировать полученные знания, оценивать вклад различных ученых в развитие науки. | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | Умение обобщать факты, конспектировать главное из текста, составлять план ответа на вопрос; объяснять термины и понятия. | Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач | Устный ответ | |||||||
11 | Распространение реформации. Контрреформация | 1 | Урок освоения новых знаний | Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны. | Научатся определять термины: кальвинизм, пресвитер, иезуит, контрреформация. Получат возможность научиться: объяснять сущность кальвинизма, давать оценку сущности религиозных конфликтов. | Проявление устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач | Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; хронологическую таблицу. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | Устный ответ | |||||||
12 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях | 1 | Урок освоения новых знаний | Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии. Генрих VIII. Елизавета I. | Научатся определять термины: англиканская церковь, пуритане, корсар, капер. Получат возможность научиться: сравнивать Реформацию в Германии и Англии, англиканскую церковь с католической, анализировать исторические источники, оценивать деятельность | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Умение строить рассуждение, делать выводы, выделять главное из общего материала, составлять план по тексту . | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. | Устный ответ | |||||||
13 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1 | Урок изучения нового материала | Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти во Франции. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. | Научатся определять термины: эдикт, гугенот, месса. Получат возможность научиться: проводить сравнительный анализ, извлекать информацию из исторических источников, составлять характеристику исторических деятелей. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. | Используют общие приёмы решения поставленных задач. Уметь составлять характеристику историческим деятелям; оценивать явления; выделять главное из текста. | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач | Устный ответ | |||||||
14 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир в начале нового времени». | 1 | Урок обобщения и систематизации изученных знаний | Научатся давать определения понятий, изученных в разделе. Получат возможностьопределить уровень своих знаний. | Определение своей личностной позиции, адекватная дифференцированная оценка своих успехов в учебе | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности, правильность выполнения учебной задачи | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера | Устный ответ | ||||||||
Глава I. Создание Московского царства. (12 часов) | ||||||||||||||||
15 | Василий III и его время: начало правления, завершение объединения земель вокруг Москвы | 1 | Урок изучения нового материала | Личность Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать знания по истории России XIV-XV вв. об объединении земель вокруг Москвы; Раскрывать смысл понятия челобитная; Показывать на карте территориальные приобретения Московского государства в первой трети XVI века; Характеризовать особенности развития России во время правления Василия III; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Формирование стартовой мотивации к изучению нового | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; уметь обосновать выбор варианта ответа на главный вопрос урока. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера | Устный опрос | |||||||
16 | Василий III и его время: внешняя политика, окончание правления | 1 | Урок изучения нового материала | Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Скандальный развод. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. | Показывать на карте события внешней политики периода правления Василия III; Актуализировать знания о соседях России в данных период, о взаимоотношениях с ними в конце XV века; Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о взаимоотношениях с «осколками» Орды и направлениями внешней политики России); Высказывать мнение о причинах отмирания удельной системы; Составлять характеристику Василия III; Анализировать фрагменты документов в учебнике; Обоснованно отвечать на главный вопрос урока; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; | Формирование стартовой мотивации к изучению нового | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; уметь обосновать выбор варианта ответа на главный вопрос урока. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера | Устный опрос | |||||||
17 | Русское государство и общество: трудности роста | 1 | Урок изучения нового материала | Территория и население. Особенности социально-экономического развития. Организация власти. Правление Елены Глинской. Боярское правление: борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. | Раскрывать смысл понятий посад, регент; Показывать на карте территорию и главные города Московского государства в середине XVI века; Объяснять значение выражения «Москва – Третий Рим», высказывать мнение о причинах появления данной идеи; Характеризовать социально-эконоическое и политическое развитие Российского государства в середине XVI века (используя текст учебника). | Определение своей личностной позиции, адекватная дифференцированная оценка своих успехов в учебе | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Учитывают разные мнения, формулируют собственное мнение и позицию | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера | Устный опрос | |||||||
18 | Урок-практикум по теме «Начало реформ Ивана IV. Избранная рада» | 1 | Урок - практикум | Венчание Ивана IV на царство. Восстание в Москве. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. | Раскрывать смысл понятий: Избранная рада, Земский собор; Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула; Рассказывать о восстании в Москве, высказывать мнение о его влиянии на дальнейшее правление Ивана IV; Сравнивать Избранную Раду и Боярскую думу, выдвигать гипотезы о причинах появления Избранной рады; Начать составление характеристики Ивана IV (на основе работы с документом, учебником); | Проявление устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; уметь строить логическое рассуждение, умозаключение. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера | Устный ответ | |||||||
19 | Строительство царства | 1 | Урок изучения нового материала | Реформы середины XVI в. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Реформа центрального управления. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. Военная реформа. | Раскрывать смысл понятий: централизованное государство, служилые люди, стрельцы, приказы, Стоглав; Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х годов; Начать составление схемы «Реформы Ивана IV»; Сравнивать систему центрального управления в XV и XVI вв.; Рассказывать об устройстве и деятельности приказов (на основе работы с текстом учебника и иллюстрациями в учебнике); | Умение обобщать факты, участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера | Устный ответ | ||||||||
20 | Урок - лабораторная работа по теме «Строительство царства» | 1 | Урок лабораторной работы | Работа с документами по следующему содержанию: Реформы середины XVI в. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Военная реформа | Высказывать мнение о том, почему стрелецкое войско называют первым регулярным войском в отечественной истории; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; | Определение своей личностной позиции, адекватная дифференцированная оценка своих успехов в учебе. | Планировать свою работу на уроке | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера | Устный ответ | |||||||
21 | Урок-практикум по теме «Внешняя политика Ивана IV» | 1 | Урок-практикум | Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Строительство засечных черт на южных границах государства. Основание Орла. | Раскрывать смысл понятия многонациональное государство; Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака; Выделять основные направления внешней политики России данного периода; Объяснять, какие цели преследовал Иван IV, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси; Составлять схему «Внешняя политика России при Иване IV»; Характеризовать причины успехов внешней политики России в Поволжье и Сибири; Называть причины Ливонской войны (на основе работы с учебником); | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера | Устный ответ | |||||||
22 | Опричнина. | 1 | Урок изучения нового материала | Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Влияние опричнины на внешнюю политику России. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. | Раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина, террор; Объяснять причины, сущность и последствия опричнины; Показывать на карте территорию опричнины и земщины; Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков; Анализировать итоги Ливонской войны; | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера | Устный ответ | |||||||
23 | Урок-дискуссия по теме «Итоги правления Ивана IV» | 1 | Урок - дискуссия | Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Поражение России в Ливонской войне. | Раскрывать смысл понятий: «заповедные лета», «урочные лета», крепостное право; Работать с документом (с. 74), отвечать на вопросы; Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также в обмене мнениями о них; | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также в обмене мнениями о них. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера | Устный ответ, беседа | |||||||
24 | Русская культура в XVI веке | 1 | Урок изучения нового материала | Публицистика. Литература. Начало книгопечатания. | Раскрывать смысл понятий: книгопечатание, публицистика; Высказывать мнение о важности появления книгопечатания на Руси; Характеризовать основные жанры литературы, существовавшие в России XVI века; | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов | Используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера | Устный ответ | |||||||
25 | Урок-практикум «Русская культура в XVI веке» | 1 | Урок практикум | Выполнение практических заданий по теме «Русская культура в XVI веке». Развитие архитектуры. Иконопись. Произведения декоративно-прикладного искусства. Народная культура | Высказывать мнение о том, почему главные храмы столицы, построенные в XVI веке, были самыми высокими сооружениями в России и в Москве; Работать с иллюстрациями и текстом учебника (с. 69-71), заполнять на их основе таблицу в рабочем листе; Выполнять задания по ленте времени на с. 63 (задание 3 на с. 73); Объяснять причины развития культуры в XVI веке; | Осуществляют поиск информации для подготовки сообщений о памятниках XVI в. и их создателей. Собирают информацию и готовят сообщения (презентации) об иконах и храмах XVI в. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера | Устный ответ | ||||||||
26 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание Московского царства» | 1 | ПОУ | Повторение, обобщение и контроль по теме «Создание Московского царства» | Называть общие черты и особенности Российского государства в XVI веке; Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Высказывать суждение о значении наследия XVI века для современного общества; | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | Умение обобщать факты. Выполняют контрольные тестовые задания по истории России XVI в. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера | Устный ответ или письменная работа | |||||||
Глава II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. | ||||||||||||||||
27 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединённых провинций. | 1 | Урок изучения нового материала | Первые буржуазные революции. Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики. | Научатся определять термины: штатгальтер, гёзы, иконоборцы, террор, уния, революция. Получат возможность научиться: использовать типовые планы изучения революций, работать с документами и текстом учебника. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь выделять главное в тексте; работать с документами, определять длительность, последовательность и синхронность исторических событий, работать с исторической картой. | Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем | Устный ответ | |||||||
28 | Парламент против короля. Революция в Англии | 1 | Комбинированный урок | Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война | Научатся определять термины: джентри, гражданская война, круглоголовые, левеллеры, диггеры, тори, виги, парламентская монархия | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции | Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют сложный план и алгоритм действий, работают с документами. | Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них | Устный ответ | |||||||
29 | Путь к парламентской монархии в Англии | 1 | Урок изучения нового материала | Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция». | Получат возможность научиться: называть главные события английской революции, характеризовать позиции участников революции. | Развитие способности к определению своей позиции | Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач | ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них | Устныйответ | |||||||
30 | Международные отношения в XVI-XVIII вв. | 1 | Урок изучения нового материала | Тридцатилетняя война и Вестфальская система. | Научатся определять термины:Тридцатилетняя война, коалиция, Восточный вопрос. Получат возможность научиться: объяснять причины военных конфликтов между европейскими государствами, характеризовать ход военных действий. | Определение своей позиции по важным историческим вопросам | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач | Устный ответ | |||||||
31 | Повторительно обобщающий урок по теме «Ранние буржуазные революции». | 1 | Урок повторения и обобщения | Научатся определять термины, изученные по теме. Получат возможность научиться: применять ранее полученные знания. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач | Тестирование | ||||||||
Глава II. Смута в России 5 часов | ||||||||||||||||
32 | Кризис власти на рубеже XVI-XVII веков | 1 | Урок изучения нового материала | Федор Иоаннович и Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Царствование Бориса Годунова | Раскрывать смысл понятий: «заповедные лета», «урочные лета», крепостное право, патриаршество; Выделять в тексте учебника проявления и причины кризиса государства и общества в конце XVI в.; Объяснять причины кризиса власти; Характеризовать личности Федора Ивановича и Бориса Годунова | Проявление устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач | Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач | Устный ответ | |||||||
33 | Начало Смуты. Самозванец на престоле | 1 | Комбинированный урок | Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Причины и суть Смутного времени. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. Воцарение Василия Шуйского | Раскрывать смысл понятий: Смутное время (Смута), самозванец, крестоцеловальная запись; Называть и объяснять причины Смуты; Называть хронологические рамки Смуты; | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Умение строить рассуждение, делать выводы | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач | Устный ответ | |||||||
34 | Разгар Смуты. Власть и народ | 1 | Урок изучения нового материала | Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну.Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Начало патриотического подъема. «Семибоярщина». Первое ополчение и его неудача | Раскрывать смысл понятий: интервенция, «тушинский вор», «семибоярщина»; Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов, Первого ополчения; Характеризовать положение людей разных сословий в годы Смуты; Рассказывать о восстании И. Болотникова, высказывать мнение о причинах его неудачи; Продолжить составление таблицы «Основные события Смутного времени»; | Усвоение традиционных ценностей российского общества | Используют общие приёмы решения поставленных задач. | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, | Устный ответ | |||||||
35 | Окончание Смуты. Новая династия | 1 | Урок изучения нового материала | Второе ополчение. Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. | Раскрывать смысл понятий: ополчение; Показывать на исторической карте направление движения Второго ополчения; Завершить составление таблицы «Основные события Смутного времени»; Аргументировать мнение о том, что к 1611 г. Смута переросла в национально-освободительную борьбу; Рассказывать об освобождении Москвы; Высказывать и аргументировать мнение о том, почему на престол был избран Михаил Романов; Называть задачи, стоявшие перед Михаилом Романовым в начале его правления (на основе работы с учебником); | Развитие способности к определению своей позиции Развитие способности к определению своей позиции | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. | Устный ответ | |||||||
36 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Смута в России» | 1 | Урок повторения и обобщения | Повторение, обобщение и контроль по теме «Смута в России» | Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Смута в России»; Высказывать суждения о деятелях Смутного времени; Обсуждать влияние итогов Смуты на развитие государства и общества; Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); | Определение своей личностной позиции, адекватная дифференцированная оценка своих успехов в учебе | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. | тест | |||||||
37 | Социально-экономическое развитие России в XVII веке | 1 | Урок изучения нового материала | Территория и население. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесел. Возникновение мануфактур. Торговля. Рост городов | Использовать историческую карту для характеристики экономического развития России в XVII веке; Раскрывать смысл понятий: мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, засечная черта; Объяснять причины появления новых явлений в экономике, их последствия; Составлять план по теме «Изменения в сельском хозяйстве»; | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Устный ответ | ||||||||
38 | Сословия XVII века: «верхи» общества | 1 | Урок изучения нового материала | Бояре и дворяне. Требования дворянства. Служилые люди «по прибору». Духовенство | Раскрывать смысл понятий: сословие, дворянство, Государев двор, духовенство; Характеризовать требования дворянства и причины его недовольства; Начать составление таблицы «Основные сословия в XVII веке»; Применять историческую информацию для анализа произведений живописи (с. 123-124 в учебнике); | Усвоение традиционных ценностей российского общества | Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. | Устный ответ | |||||||
39 | Сословия XVII века: «низы» общества | 1 | Комбинированный урок | Владельческие и черносошные крестьяне. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Экономическая политика | Раскрывать смысл понятий: посадские люди, черносошные крестьяне, владельческие крестьяне; Продолжить составление таблицы «Основные сословия в XVII веке»; Сравнивать положение черносошных и владельческих крестьян; Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян; Выявлять особенности экономической политики первых Романовых | Развитие способности к определению своей позиции | Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. | Устный ответ. | |||||||
40 | Государственное устройство России в XVII веке | 1 | Урок изучения нового материала | Образ власти. Боярская дума. Приказная система. Местное управление. Военная реформа | Раскрывать смысл понятий: городовой воевода; Разъяснять, в чем заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством; Характеризовать власть первых Романовых, сравнивать ее с властью Ивана Грозного; Изучать документы о Боярской думе и приказах (с. 143-144), отвечать на вопросы к документам; | Определение своей позиции по важным историческим вопросам | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. | Устный ответ | |||||||
41 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Богатырский век» | 1 | ПОУ | Повторение, обобщение и контроль по теме «Богатырский век» | Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Подводить итоги проектной деятельности; Осуществлять самооценку и взаимооценку | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. | Устный или письменный ответ | |||||||
Глава IV. «Бунташный век». 5 часов | ||||||||||||||||
42 | Внутренняя политика царя Алексея Михайловича | 1 | Урок изучения нового материала | Начало правления Алексея Михайловича. Соляной бунт и его последствия. Псковское восстание | Раскрывать смысл понятий: городские восстания; Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича, начать составление его портрета; Объяснять причины и последствия Соляного бунта, Псковского восстаия; Начать составление сравнительной таблицы «Городские восстания XVII века»; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Устный ответ | ||||||||
43 | Формирование абсолютизма | 1 | Комбинированный урок | Падение роли Земских соборов. Соборное уложение 1649 г. и его значение. Абсолютизм. Окружение царя Алексея Михайловича | Соотносить понятия: монархия, абсолютная монархия, сословно-представительная монархия, самодержавие; Объяснять, как изменялись функции отдельных органов власти на протяжении XVII века; Анализировать текст исторических документов, отвечать на вопросы по документу (с. 161-162); | Формирование целостного мировоззрения | Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. | Устный ответ | |||||||
44 | Церковный раскол | 1 | Урок изучения нового материала | Церковь в первой половине XVII в. Патриарх Никон. Никониане и старообрядцы. Конфликт Никона с царем. Церковный собор 1666—1667 гг. Гонения на старообрядцев | Усвоение традиционных ценностей российского общества | Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | ||||||||||
45 | Урок-практикум по теме «Церковный раскол» | 1 | Урок –практикум | Работа с документами, изображениями, видеофрагментами по теме «Церковный раскол» | Усвоение традиционных ценностей российского общества | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке. Осуществлять рефлексию собственной. деятельности на уроке. | ||||||||||
46 | Народный ответ | 1 | Урок изучения нового материала | Причины и особенности народных волнений. Городские восстания, Медный бунт. Восстание под предводительством Степана Разина. Значение выступления Разина | Научатся определять термины: бунташный век, Соловецкое сидение, крестьянская война | Определение своей позиции по важным историческим вопросам | Используют общие приёмы решения поставленных задач | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. | Устный ответ | |||||||
Глава V. Россия на новых рубежах 3 часа | ||||||||||||||||
47 | Внешняя политика России в XVII веке | 1 | Урок изучения нового материала | Международное положение Русского государства. Русская дипломатия в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Войны с Османской империей и Крымским ханством.Отношения с Калмыцким ханством | Начать составление схемы «Династия Московских князей»; Высказывать и аргументировать мнение о необходимости перестройки дипломатической службы страны для укрепления международного положения России; Начать составление схемы (таблицы) «Основные направления внешней политики России в XVII веке»; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; | Усвоение гуманистических традиций | Учитывают выделенные учителем ориентиры действия при работе с новым учебным материалом | Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении учебной проблемы | Устный ответ | |||||||
48 | Урок-практикум по теме «Внешняя политика России в XVII веке» | 1 | Урок - практикум | Работа с документами, изображениями, видеофрагментами по теме «Внешняя политика России в XVII веке» | Показывать на карте территориальный рост России в XVII веке, направления военных походов; Продолжить составление схемы (таблицы) «Основные направления внешней политики России в XVII веке»; Объяснять причины и последствия присоединения Левобережной Украины к России, давать оценку данному событию; Работать с отрывками документов, видеофрагментами, отвечать на вопросы; | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | Аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении учебной проблемы | Устный ответ | |||||||
49 | Освоение Сибири и Дальнего Востока | 1 | Урок изучения нового материала | Причины и характер продвижения русских на восток. Народы Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Взаимоотношения с Китаем | Раскрывать смысл понятий: землепроходцы, ясак; Показывать на исторической карте территории, открытые русскими землепроходцами в XVII веке, направления экспедиций; Называть причины и последствия продвижения землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток в XVII веке; | Определение своей личностной позиции, адекватная дифференцированная оценка своих успехов в учебе | аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении учебной проблемы | Устный ответ | |||||||
Глава VI. В канун великих реформ. | ||||||||||||||||
50 | Политика Фёдора Алексеевича Романова | 1 | Урок изучения нового материала | Царь Федор Алексеевич.Реформы органов управления.Военные и социально-экономические изменения. Духовная и культурная жизнь | Раскрывать смысл понятий: полки нового (иноземного) строя, местничество; Высказывать мнение о причинах и последствиях реформ системы управления, отмены местничества; Обсуждать в парах значение отмены местничества; Характеризовать личность и деятельность царя Федора Алексеевича; Раскрывать особенности духовной и культурной жизни в период правления Федора Алексеевича. | Усвоение традиционных ценностей российского общества | Формирование коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности | Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении учебной проблемы | Устный ответ | |||||||
51 | Борьба за власть в конце XVII века | 1 | Урок изучения нового материала | Стрелецкое восстание 1682 г. Правление царевны Софьи. Приход к власти Петра I. Россия накануне петровского времени | Раскрывать смысл понятий: «хованщина»; Объяснять причины борьбы за власть между различными группировками при дворе и временной победы царевны Софьи; Сравнивать порядки Московской Руси в начале XVII века и новшества в различных сферах жизни государства и общества накануне петровских преобразований; Оценивать политику царевны Софьи; Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью; | Проявление устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке. | Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении учебной проблемы | Устный ответ | |||||||
52 | Культура Руси в XVII веке | 1 | Урок изучения нового материал | Усиление светского характера культуры. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Просвещение и образование, основание Славяно-греко-латинской академии | Раскрывать смысл понятий: обмирщение культуры, нарышкинское (московское) барокко, парсуна; Называть характерные черты культуры в указанный период (на основе информации учебника); Характеризовать влияние европейской культуры на культуру России в XVII веке; Составлять таблицу достижений культуры Руси в XVII веке; Работать с текстами документов, отвечать на вопросы по текстам | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов | Используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении учебной проблемы | Устный ответ | |||||||
53 | Мир человека XVII века | 1 | Урок изучения нового материал | Особенности мировоззрения русских людей XVII в. А. Л. Ордин-Нащокин. Перемены в быте. Интерес к западной культуре, начало распространения западных обычаев. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений/ презентаций о жизни (быте) и картине мира отдельных сословий, используя материалы учебника, дополнительную информацию, в т.ч. Интернет-ресурсы. | Проявление устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач | Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений/ презентаций о жизни (быте) и картине мира отдельных сословий, используя материалы учебника, дополнительную информацию, в т.ч. Интернет-ресурсы | Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении учебной проблемы | Устный ответ | |||||||
54 | Повторительно-обобщающий урок по теме «В канун великих реформ» | 1 | Урок-практикум | Повторение, обобщение и контроль по теме «В канун великих реформ» | Актуализировать и систематизировать информацию по теме «В канун великих реформ»; Называть общие черты и особенности данного периода в истории России и Западной Европы; Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); | Формирование целостного мировоззрения | Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе исследовательского характера | Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении учебной проблемы | Устный ответ | |||||||
55 | Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России XVI- конец XVII века. Тестирование. | 1 | Урок повторения и обобщения. | Повторение, обобщение и контроль по теме «История России в XVI-XVII вв.» | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи | Систематизируют и проверяют знания по теме «История России в XVI-XVII вв.» | Письменный ответ | ||||||||
56 | Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России XVI- конец XVII века | 1 | Урок повторения и обобщения. | Повторение, обобщение и контроль по теме «История России в XVI-XVII вв.» | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи | Систематизируют и проверяют знания по теме «История России в XVI-XVII вв.» | Устный ответ | ||||||||
Глава III. Эпоха Просвещения. Время преобразований. 9 часов | ||||||||||||||||
57 | Великие просветители Европы | 1 | Урок изучения нового материала | Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк. Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро.. | Научатся определять термины: эпоха Просвещения, разделение властей, просвещенный абсолютизм. Получат возможность научиться:характеризовать предпосылки Просвещения, объяснять основные идеи просветителей и их общественное значение. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Уметь выделять главное и систематизировать выделенное в таблицу; составлять характеристику деятелей Просвещения. | Ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера | Устный ответ | |||||||
58 | Мир художественной культуры Просвещения | 1 | Урок изучения нового материала | Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм. | Научатся определять термины: живопись, скульптура, фреска, пейзаж, натюрморт, гравюра, мадригал. Получат возможность научиться: характеризовать особенности художественного искусства эпохи Возрождения, давать характеристику деятелей искусства и высказывать оценку их творчества. | Формирование целостного мировоззрения | Уметь выделять главное и систематизировать выделенное в таблицу. Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них | Устный ответ | |||||||
59 | На пути к индустриальной эре | 1 | Урок изучения нового материала | Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. | Научатся давать определения понятиям: аграрная революция, промышленный переворот, фабрика. Получат возможность научиться: анализировать и выделять главное, использовать карту как источник информации, составлять план и таблицу. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции | Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. таблицу; выделять главное в тексте. | Уметь формулировать проблемные вопросы; составлять план и | Устный ответ | |||||||
60 | Английские колонии в Северной Америке | 1 | Урок изучения нового материала | Английские колонии в Америке. Фридрих II. Семилетняя война. | Научатся определять термины: колония, метрополия, пилигрим, идеология. Получат возможность научиться: работать с историческими источниками, анализировать и выделять главное в тексте, использовать карту как источник информации. | Формирование целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению. | Планировать свою работу на уроке. Уметь работать с текстом учебника и дополнительными источниками, составлять хронологические таблицы Осуществлять рефлексию собственной. деятельности на уроке. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; | Устный ответ | |||||||
61 | Война за независимость. Образование США. | 1 | Урок изучения нового материала | Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г. | Научатся определять термины: конституция, суверенитет, республика, федерация. Получат возможность научиться: работать с историческими источниками, анализировать и выделять главное в тексте | Определение своей позиции по важным историческим вопросам | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. | Устный ответ | |||||||
62 | Франция в XVIIIв. Причины и начало Великой французской революции | 1 | Урок изучения нового материала | Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. | Научатся определять термины: сословие, кризис, Национальное собрание, Учредительное собрание Получат возможность научиться:характеризовать причины и предпосылки революции, определять причинно-следственные связи, систематизировать изученный материал. | Определение своей позиции по важным историческим вопросам | Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач | Устный ответ | |||||||
63 | Великая французская революция. От монархии к республике | 1 | Урок изучения нового материала | Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. | Научатся определять термины: жирондисты, якобинцы, правые, левые, диктатура, гильотина. Получат возможность научиться: анализировать причины революции, анализировать текст исторического документа. | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | Уметь вести дискуссию, диалог; анализировать текст документа; выделять главное. | Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении учебной проблемы. | Устный ответ | |||||||
64 | Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера наполеона Бонапарта | 1 | Урок изучения нового материала | Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы. | Научатся определять термины: умеренные, Директория, термидорианцы. Получат возможность научиться: систематизировать изученный материал, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
| Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем | Устный ответ | |||||||
65 | Повторительно- обобщающий урок по теме «Эпоха Просвещения. Время преобразований». | 1 | Урок обобщения и систематизации полученных знаний | Научатся: называть самые значительные события истории Нового времени Получат возможность научиться: применять ранее полученные знания | Формирование целостного мировоззрения | Аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них | Тестирование | ||||||||
Глава IV ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ 1 час | ||||||||||||||||
66 | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 1 | Урок изучения нового материала | Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава. | Научатся определять термины: самурай, конфуцианство, буддизм, синтоизм, могол, клан, сипай, богдыхан, колонизация, регламентация. Получат возможность научиться: раскрывать особенности развития стран Востока в Новое время, характеризовать отношения европейской и восточной цивилизаций. | Формирование целостного мировоззрения | Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера | Устный ответ | |||||||
67 | Обобщение по курсу «История Нового времени 1500-1800 гг.» Тестирование | 1 | Урок обобщения и систематизации | Завершение изучения разделов, систематизация и обобщение материала | Систематизируют и проверяют знания по теме«История России в XVI-XVII вв.» | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач | Тестирование | |||||||
68 | Обобщение по курсу «История Нового времени 1500-1800 гг.» | 1 | Урок обобщения и систематизации | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Систематизируют и проверяют знания по теме«История России в XVI-XVII вв.» | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач | Работа над ошибками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 9 класса по Истории России и Всемирной истории (интегрированный курс)
Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения – 70 ч. в год, 2 ч. в неделю. Учебники: • История...
Календарно-тематическое планирование интегрированного курса по истории «История России: XX-начало XXI века» и «Новейшая история» в 9 классе 68 ч.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использ...
рабочая программа по истории 10 класс-интегрированный курс
Программа рассчитана на 70 учебных часов.46 отводится на изучение истории России, 24 часа отводится на всеобщую историю. Определенной новизной предлагаемой программы является интеграция кур...
Рабочая программа интегрированного курса по истории в 9 классе.
Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения – 70 ч. в год, 2 ч. Ввнеделю. Основные...
Программа интегрированного спецкурса по истории и ИКТ "Увлекательная история"
В процессе освоения программы интегрированного спецкурса учащиеся познакомятся с науками-«помощницами» истории, различными видами исторических источников и основами работы с ними, научатся работа...
Программа по истории 5-9 классы. Интегрированный курс Всеобщая история.История России (линейная система)
Программа по истории 5-9 классы. Интегрированный курс Всеобщая история.История России (линейная система)...
Рабочая программа по истории класс 8 а учитель Лукашева Е.П.
Работа по учебно-методическому Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я./ под редакцией А. В. Торкунова История России 7 класс в 2х частях. М.: Просвещение 2020,Ю...