Рабочая программа по истории для 6 класс.
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_istoriya_6_klass.docx | 109.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
6 КЛАСС
2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик : учитель истории и обществознания Самойлова О.Н. (высшая квалификационная категория)
Кстово
2017
- Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «История» 6 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального закона №273 от 29.12.2012 « Об образовании в Российской Федерации», Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ СШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов и учебным планом на 2017-2018 учебный год.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Программой курса «История России» для 6–10 классов. И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко. «Дрофа» 2016 г., Программой курса «История средних веков» М. «Просвещение».
Рабочая программа ориентирована на использование учебников Всеобщая история. История средних веков. 6 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций/Е.В. Агибалова, Г.Д.Донской; под ред.АА Сванидзе.- 5 изд. -М. Просвещение 2016- 288 с.: ил,карт; История России с древнейших времен до XVI в. 6 класс.: учебник /И.Л.Андреев, ИНФедоров. – М.Дрофа, 2016 -239с: ил, карт.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 6 класса к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? кто мы? кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие учениками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности, во-вторых, освоение ими знаний об истории человеческих цивилизаций и особенностях исторического пути других народов мира.
Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Цели и задачи изучения истории в школена ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.
Главная цель изучения истории в 6 классе — образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории в 6 классе:
- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- формирование представлений об истории Средних веков как части общемирового исторического процесса;
- овладение учащимися знаниями о социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах средневекового общества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
- оценка значения политического и культурного наследия Средневековья для современности.
- продолжить формирование умений работы с интернет - ресурсами, интерактивными задачниками и электронными пособиями по истории.
Общая характеристика учебного предмета
Программа курса «История» в 6 классе охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории, которые вошли в современную цивилизацию. Задачи предмета – показать самобытные черты Средневековья, его особенности. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным проблемам истории Средних веков, проследить динамику этого периода и обозначить его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, при этом основное внимание уделяетсяЕвропе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. История России этого периода, обладая определенной спецификой, рассматривается на фоне общемировых преобразований (после изучения всеобщей истории). В изучаемый отрезок времени (с древнейших времен до конца XVI столетия) происходило создание российской государственности, а также формирование российской, белорусской и украинской народностей.
Эти процессы, с одной стороны, сопровождались укреплением центральной власти в руках московских князей, а с другой – сформировали предпосылки социально-политического кризиса начала XVII века. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода в изучении истории. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном
(образовательном) плане
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе в общем объеме — 70 часов, по 2 часа в неделю. Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 28 часов и истории России – 42 часа (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностными ориентирами содержания учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса истории в 6 классе
Изучение истории в 6 классе способствует развитию у учащихся значительного круга компетентностей: социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. При этом можно выделить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в 6 классе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в 6 классе:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 6 класса включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания
- умения изучать информацию различных исторических и источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории.
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 6 класса по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся 6 класса, на уроках будут использоваться разнообразные методы и приёмы:
- объяснительно-иллюстративный
- проблемный
- частично-поисковый
- наглядный
- беседа
- эвристический
- практический
В 6 классе учащиеся будут осваивать новые формы уроков: семинары, дискуссии, диспуты, практикумы по работе с тренингами. Вместе с этим будут применяться и игровые технологии. Всё это будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.
3.Содержание курса история для 6 класса
Содержание учебного предмета «История» в 6 классе изложено в виде двух курсов. Это «История Средних веков» (26 часов) и курс «История России с древнейших времён до конца 16 века» (занимающий приоритетное место по объему учебного времени – 42часа). Содержание курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по истории.
Курс «История Средних веков» представлен в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понимание всеобщности человеческой истории. Предлагаемая таким образом последовательность изучения материала позволяет сравнивать развитие средневековых обществ, различные процессы, отдельных личностей и культур. Учащиеся получают возможность проводить исторические параллели, анализировать и делать выводы. В рамках курса рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия Средневековья. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Курс «История России с древнейших времён до конца 16 века» это первый систематический курс истории России в процессе изучения которого учащимся предстоит узнать основные процессы и события, происходившие в этот хронологический отрезок времени. Курс состоит из 6 разделов: Народы и государства восточной Европы в древности, Русь в IX- первой половине XII в., Русь в середине XII- начале XIII в., Русские земли в середине XIII- XIV в., Русские земли в XIII- в первой половине XV в., Формирование единого Русского государства в XV в. Особое внимание будет уделяться процессам образования государственности на Руси, их причинам и следствиям. В 6 классе у учащихся необходимо формировать умения выяснять причинно-следственные связи, устанавливать связи между теми или иными событиями, анализировать исторические документы, выделять в них главное.
Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Большое внимание уделяется тому, чтобы учащиеся находились в мире синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием прогрессивного исторического мышления.
Основу курса по истории для 6 класса составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — исторические карты Средневековых государств
3. Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей.
- формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этно-национальных, религиозных и др.;
- развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; духовной и художественной культуры: многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность): проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, — человек в истории.Она предполагает характеристику:
а) условий жизни и быта людей в средневековье;
б) их потребностей, интересов, мотивов действий;
в) восприятия мира, ценностей
г) жизни и деятельности отдельно взятого человека в контексте времени.
Основное содержание курса «Всеобщая история. История Средних веков» (26 ч)
Раздел I. Становление средневековой Европы (5ч)
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в VI—XI вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.
Раздел II. Византия и славянские государства в VI-XI вв. (2ч)
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Раздел III. Арабский мир в VI – XI вв. (1ч)
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Раздел IV. Феодалы и крестьяне (2ч)
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.
Раздел V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2ч)
Средневековый город. Жизнь и быт горожан.
Цехи и гильдии.
Раздел VI. Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы (2ч)
Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов.
Раздел VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.) (6ч)
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера
Раздел VIII. Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. (2ч)
Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Раздел IX. Культура Западной Европы в Средние века(2ч)
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Раздел X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (1ч)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв
Контроль знаний по курсу «История средних веков» (1ч)
Основное содержание курса
«История России с древнейших времён до XVI в.» (42 ч)
Введение. Человек и история. (1ч)
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч)
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Тема 2. Русь в IX-первой половине XII века (10 ч)
Первые известия о руси. Проблема образования Древнерусского государства. Очаги формирования государств на восточнославянской территории. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Торговые связи с Центральной и Западной Европой. Русь в международной торговле.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина и ее состав: бояре, отроки, детские. Духовенство. Городское население («люди градские», «гражане»). Купцы. Категории рядового и зависимого населения: люди, смерды, закупы, холопы. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Контроль знаний по теме «Древняя Русь» (1ч.)
Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII века (6 ч)
Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская.
Эволюция общественного строя и права. Православная церковь и повседневная жизнь. Развитие древнерусской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Киево-Печерский патерик. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли.
Причины распада Древнерусского государства на удельные княжества во второй половинеXI в.
Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, социально-политического и культурного развития.
Тема 4. Русские земли в середине XIII–XIV веке (6 ч)
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Орда в XIII–XIV вв.: государственный строй, экономика, культура. Система зависимости русских земель от ордынских ханов.
Судьбы русских земель после Батыева нашествия. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя.
Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский.
Тема 5. Русские земли в XIII– первой половине XV века (4ч)
Возвышение Москвы. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Московское княжество при Дмитрии Донском. Куликовская битва и ее значение для самосознания русского народа
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Роль Православной церкви в собирании русских земель. Культура и быт в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники Куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф.Грек, А.Рублев)
Контроль знаний по теме «Русские земли в XIII - в первой половине XV в.» (1ч)
Тема 6. Формирование единого Русского государства в XV веке (6 ч)
Завершение раздела русских земель между Литовским и Московским государствами.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Начало применения к правителю страны титула царь - снять. Появление государственного герба (двуглавого орла). Формирование аппарата управления единого государства.
Итоговое повторение «История России с древнейших времён до XVI в.» (3ч)
Контроль знаний по курсу «История России с древнейших времён до XVI в.» (1ч)
Календарно-тематическое планирование
по курсу истории . 6 класс (68 часов).
Кол-во часов: 2 часа в неделю
Учебник: Е.В. Агибалова, Г.М.Донской. Всеобщая история. История средних веков, 6 класс, М.: Просвещение, 2016.
И.Л.Андреев, И.Н. Фёдоров. История России с древнейших времён до XVIв. 6 класс. М.: Дрофа, 2016.
Учитель: Самойлова О.Н.
№ урока | Название тем и уроков | Кол-во часов | Тип урока Текущий контроль | Планируемые результаты | Дом. задание | Дата | ||||||||||||||||
личностные | метапредметные | предметные | ||||||||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
1 | Происхождение понятия «Средневековье» | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | умение определять понятия, создавать обобщения, | формирование основ гражданской, этнонацио нальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося | Стр. 7-11 - | |||||||||||||||
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIIIвв. | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора | умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | § 1 | 6.09 | ||||||||||||||
3 | Христианская церковь в раннее Средневековье | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | формирование личностной оценки деяний и человеческих качеств правителя, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к религии | умение строить логическое рассуждение, умозаключение, работать со схемой и картой | умение объяснять исторических событий формирование представлений об объединяющей силе религии как части института власти | § 2 | 9.09 | ||||||||||||||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | умение обобщать факты | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | § 3, 4, с. 32, вопрос №4,
| 13.09 | |||||||||||||||
5 | Англия в раннее Средневековье | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | § 5, | 16.09 | ||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
6 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами Культура Византии | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | формулировать и обосновывать выводы | Умения изучать, систематизировать информацию из различных источников | § 6, 7 | 20.09 23.09 | ||||||||||||||
7 | Образование славянских государств | Урок открытия нового знания Письменный опрос | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | смысловое чтение | умение работать с разными источниками информациями | § 8 | 27.09 | |||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
8 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его культура. | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы | способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | § 9, 10 сост.» | 30.09 | ||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
9 | В рыцарском замке | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | формирование нравственных чувств и нравственного поведения | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | умение понимать законы «Рыцарской чести» | § 12 | 4.10 | ||||||||||||||
10 | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Уметь подтверждать выводы примерами | § 11, | 7.10 | ||||||||||||||
5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. 2часа | ||||||||||||||||||||||
11 | Формирование средневековых городов | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы | Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города | § 13, 14 | 11.10 | |||||||||||||||
12 | Горожане и их образ жизни | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | строить логическое рассуждение, делать выводы | Умение характеризовать условия и образ жизни горожан | § 15, | 14.10 | ||||||||||||||
6. Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы. 2 часа | ||||||||||||||||||||||
13 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | знать особенности религиозных верований католической церкви | § 15 | 18.10 | ||||||||||||||
14 | Крестовые походы | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека; | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками | § 17, заполнить таблицу «Крестовые походы», сделать вывод | 21.10 | ||||||||||||||
7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.) 6 часов | ||||||||||||||||||||||
15 | Как происходило объединение Франции | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. | умение самостоятельно планировать пути достижения целей | воспитание уважения к историческому наследию | § 18,19 | 25.10 | ||||||||||||||
16 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. | умение самостоятельно планировать пути достижения целей | воспитание уважения к историческому наследию | § 18,19 | 28.10 | ||||||||||||||
17 | Столетняя война | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | уважение к культуре других народов, толерантность. | владение устной монологической контекстной речью | воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками | § 20 | 8.11 | ||||||||||||||
18 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | анализировать и обобщать факты | Умение извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии | §20, 21 | 11.11 | ||||||||||||||
19 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | смысловое чтение; | умение работать с разными источниками информациями | §21,22. | 15.11 | ||||||||||||||
20 | Германия и Италия в XII - XV вв. | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы | Знать особенности, даты развития Германии и Италии | § 23, | 18.11 | ||||||||||||||
9. Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. 2 часа | ||||||||||||||||||||||
21 | Гуситское движение в Чехии | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний | § 24, составить план | 22.11 | ||||||||||||||
22 | Завоевания турками – османами Балканского полуострова | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | уважение прав и свобод человека; | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | § 25 | 25.11 | ||||||||||||||
10. Культурное наследие Средневековья 3 часа | ||||||||||||||||||||||
23 | Образование и философия | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | формирование целостного мировоззрения | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | §26, заполнить таблицу | 29.11 | ||||||||||||||
24 | Средневековая литература и искусство Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | формирование целостного мировоззрения развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | владение устной монологической контекстной речью | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого | §2 7, заполнить таблицу §29 – 30 | 2.12 6.12 |
11. Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XVвв.) 1 час | |||||||||
25 | Народы Азии, Америки и Африки в средние века | 1 | Урок открытия нового знания Устный опрос | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере. | формулировать и обосновывать выводы | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | §31 - 32, | 9.12 | |
26 | Контроль знаний по курсу «История средних веков» | 1 | Урок развивающего контроля Письменный опрос | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Выделяют и характеризуют основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивают отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объясняют, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи. Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Средневековья. | 13.12 |
«История России с древнейших времён до XVI в.» (42 ч)
№ | Тема урока | Тип урока Текущий контроль | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | ||||||||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | план | факт | |||||||||||||||
Введение (1 час) | |||||||||||||||||||
1. | Человек и история | Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Использовать информацию учителя для формирования первичных представлений об основных этапах истории России; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Используя историческую карту, объяснять своеобразие геополитического положения России; Знакомиться с особенностями учебника; | Актуализировать знания по истории Древнего мира и Средних веков об исторических источниках, их видах; Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие об истории России; | Стр.3-8 | |||||||||||||
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч.) | |||||||||||||||||||
2. | Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины. Нижегородская земля в первобытную эпоху. | Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита (на основе работы с учебником); | Характеризовать особенности неолитической революции и последствия овладения металлами; Проводить первичный анализ Обоснованно отвечать на главный вопрос урока; | Актуализировать знания по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества; Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам, составлять рассказ об их жизни; Раскрывать смысл понятия археологическая культура | §1 | |||||||||||||
3 | История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине VI в. н.э. | Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; | Показывать на карте расселение древнего человека по территории России; Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о быте и верованиях финно-угорских племен и природно-климатических условиях мест их обитания); Анализировать фрагменты рассказа Геродота о скифах. | Актуализировать знания по истории Древнего мира о греческих колониях на побережье Черного моря; Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов; Систематизировать имеющиеся научные знания о ранней истории славян и источниках по этой истории.; Называть изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов (на основе работы с учебником); Характеризовать особенности жизни отдельных народов Восточной Европы в древности; | §2 | |||||||||||||
4 | Первые государства на территории Восточной Европы. Древняя история Нижегородского края. | Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Показывать на карте древние государства Поволжья; Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и руссах. | Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту); Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей (на основе работы с учебником); | §3 | |||||||||||||
5 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности» | Урок рефлексии Тестирование | Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Подводить итоги проектной деятельности; | Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); | Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»; | §1-3 | |||||||||||||
Тема 2. Русь в IX-первой половине XII века (11 часов) | |||||||||||||||||||
6 | Образование Древнерусского государства: причины, предпосылки | . Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Показывать на карте крупнейшие племенные союзы восточных славян; Высказывать мнение о связи о быта и верований восточных славян с природно-климатическими условиями мест их обитания, их занятиями); | Раскрывать смысл понятий: вече, вервь, дань, бортничество; Рассказывать об условиях жизни и занятиях восточных славян, используя различные источники информации; Сравнивать подсечно-огневую и переложную системы обработки земли, выдвигать гипотезы о причинах их распространения на тех или иных территориях; Описывать жилище славян; | §4-5 | |||||||||||||
7 | Образование Древнерусского государства: начало объединения земель восточных славян | Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Высказывать мнение об этимологии слова «русь» (на основе работы с дополнительными источниками информации); Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (начать составление схемы «Князья Древней Руси»); | Раскрывать смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье; Показывать на исторической карте главные торговые пути, крупные города, походы князей. Формулировать причины и называть время образования Древнерусского государства (на основе работы с текстом учебника); Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками; | §4-5 | |||||||||||||
8 | Образование Древнерусского государства: первые князья и их деятельность | Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Готовить сообщение/презентацию об одном из правителей Древней Руси (возможно использование миниатюр из Радзивилловской летописи, помещенных на сайте http://radzivilovskayaletopis.ru/ и других изображений); | Раскрывать смысл понятий: уроки, погосты; Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, походы князей; Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами; Работать с лентой времени (с. 39); Продолжить составление схемы «Князья Древней Руси»; | §4-5 | |||||||||||||
9. | Русь в конце Х-начале XI века. Принятие христианства. | Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Выступать с сообщением (презентацией) об одном из правителей Древней Руси; | Раскрывать смысл понятий: митрополит, епископ; Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах; Объяснять причины отказа от язычества и выбора христианской религии восточного образца; Давать оценку значению принятия христианства на Руси; | §6-7 Стр.50-55 | |||||||||||||
10. | Становление государства. Ярослав Мудрый и его деятельность | Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Работать в парах и (или) группах; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Осуществлять поиск информации в различных источниках (включая сеть Интернет) для подготовки сообщения/ презентации о сыновьях или дочерях Ярослава Мудрого; | Раскрывать смысл понятий: вече, наместник, дружина; Рассказывать о системе управления Русской землей, о взаимоотношениях князей и вече (на основе работы с учебником); Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику; Работать с документом (с. 59-60), отвечать на вопросы; Продолжить составление схемы «Князья Древней Руси»; | §6-7 Стр.55-59 | |||||||||||||
11 | Русь во второй половине XI века | . Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Строить рассказ по схеме (с. 62) о наследниках Ярослава Мудрого, их взаимоотношениях; | Раскрывать смысл понятий: усобица; Высказывать мнение о причинах и последствиях княжеских усобиц; Характеризовать роль княжеских съездов в древнерусской истории Характеризовать причины народных восстаний на Руси в XI – начале XII в.; Анализировать информацию о народных выступлениях в «Повести временных лет»; | §8-9 Стр.61-65 | |||||||||||||
12 | Русь в конце XI – начале XII в. Владимир Мономах | . Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Показывать на исторической карте направления походов Владимира Мономаха против половцев; Работать с иллюстрацией учебника «Святые Борис и Глеб» (задание 2 на с. 68); | Высказывать мнение о причинах появления «Русской правды», называть ее структурные элементы; Выполнять задания по ленте времени на с. 61 (задание 3 на с. 68); Объяснять причины временного объединения древнерусских земель при Владимире Мономахе; Составлять характеристику Владимира Мономаха; | §8-9 Стр.65-69 | |||||||||||||
13 | Общественный строй Древней Руси. Древнерусские города | Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Работать в группе: Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Вариант 1: Составить и представить классу персонификацию (сценку) «В древнерусском городе» или «В древнерусском селе»; Вариант 2: Используя стилистику Русской правды, написать свод правил поведения в классе, осуществлять презентацию результата групповой работы; | Раскрывать смысл понятий: боярин, вотчина, вервь, холоп, челядь, закуп, рядович, тиун, смерд; Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси (используя информацию учебника и отрывки из «Русской Правды» на с. 78-79); Работать с учебником (с информацией о жизни древнерусского города, села); | §10 Стр. 71-74 | |||||||||||||
14 | Общественный строй Древней Руси. Княжеское хозяйство | Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Работать в группе: Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Вариант 1: Составить и представить классу персонификацию (сценку) «В древнерусском городе» или «В древнерусском селе»; Вариант 2: Используя стилистику Русской правды, написать свод правил поведения в классе, осуществлять презентацию результата групповой работы; | Раскрывать смысл понятий: боярин, вотчина, вервь, холоп, челядь, закуп, рядович, тиун, смерд; Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси (используя информацию учебника и отрывки из «Русской Правды» на с. 78-79); Работать с учебником (с информацией о жизни древнерусского города, села); | §10 Стр. 74-77 | |||||||||||||
14 | Древнерусская культура: влияние христианства на культуру. Литература. | Урок открытия новых знаний Письменный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Высказывать и аргументировать суждение о влиянии христианства на древнерусскую культуру; | Раскрывать смысл понятий: двоеверие, летопись, миниатюра; Объяснять причины сохранения двоеверия на Руси; Выполнять задания к тексту параграфа (задания 1 на с. 85); Работать с отрывком из «Слова о Законе и Благодати» (с. 86-87), отвечать на вопросы; Актуализировать информацию из всеобщей истории о рукописной книге, ее особенностях и элементах; | §11-12 Стр 80-83 | |||||||||||||
15 | Древнерусская культура: изобразительное искусство и зодчество | Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Описывать произведения древнерусского изобразительного искусства (фрески, иконы, мозаика); | Раскрывать смысл понятий: икона, мозаика, фреска; Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде), сравнивать их с Софийским собором в Константинополе, объяснять причины сходства и различия – с. 86-87; | §11-12 Стр 83-85 | |||||||||||||
16 | Контроль знаний по теме «Древняя Русь» | Урок развивающего контроля Письменный опрос | Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Осуществлять самооценку и взаимооценку; Подводить итоги проектной деятельности. | Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Древняя Русь в IX - первой половине XII вв.»; Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); | Называть общие черты и особенности раннесредневекового периода истории Руси и Западной Европы; Высказывать суждение о значении наследия Древней Руси для современного общества; | §1-12 | |||||||||||||
Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII века (6 часов) | |||||||||||||||||||
17 | Начало удельного периода. Княжества Южной Руси. | Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Показывать на карте территорию Киевского, Галицко-Волынского княжеств; | Раскрывать смысл понятий: политическая раздробленность, уделы; Называть хронологические рамки периода раздробленности; Раскрывать причины упадка Киева в изучаемый период; Называть и раскрывать причины и последствия раздробленности (на основе работы с текстом учебника); | §13 | |||||||||||||
18 | Княжества Северо-Восточной Руси. Городец на Волге | Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества; Выделять причины и последствия усиления княжеской власти во Владимиро-Суздальской Руси; | Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества; Составлять характеристику Андрея Боголюбского и объяснять причины его убийства; | §14 | |||||||||||||
19 | Боярские республики Северо-Западной Руси | Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли, Новгород; | Объяснять причины установления в Новгороде республиканских порядков; Характеризовать особенности политической жизни Новгородской республики | §15 | |||||||||||||
20 | Культура Руси в домонгольский период | Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период; Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель; | Высказывать мнение о символизме древнерусских произведений (на основе работы с информацией учебника и дополнительных источников); Характеризовать православный храм как образ мира древнерусского человека; | §16-17 | |||||||||||||
21 | «Культура Руси в домонгольский период» | Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Вариант 1. Защита подготовленных дома индивидуальных проектов, посвященных иконам и храмам XII – начала XIII в.; | Вариант 2. Работа в группах: собирать информацию и готовить групповые проекты об иконах и храмах XII – начала XIII в. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации), защищать их; | §16-17 | |||||||||||||
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине XII – начале XIII века» | Урок рефлексии Устный опрос | Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Русь в середине XII – начале XIII века»; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Подводить итоги проектной деятельности; | Называть общие черты и особенности данного периода в истории Руси и Западной Европы; | §13-17 | |||||||||||||
Тема 4. Русские земли в середине XIII–XIV веке (6 часов) | |||||||||||||||||||
23 | Походы Батыя на Русь | Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Показывать на карте направления походов монгольских завоевателей; | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (исторические карты, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы), сопоставлять и обобщать содержащуюся в них информацию; Объяснять причины успехов монголов; Характеризовать значение противостояния Руси монгольскому завоеванию; | §18 | |||||||||||||
24 | Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада. | . Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище; | Характеризовать значение данных сражений для дальнейшей истории русских земель; Объяснять причины успеха русских в данных сражениях. Начать составление характеристики Александра Невского | §19 | |||||||||||||
25 | Русские земли под властью Орды | . Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Называть и характеризовать повинности населения русских земель | Раскрывать смысл понятий: баскак, ярлык, «ордынский выход»; Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды; Рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества; | § 20-21 | |||||||||||||
26 | Александр Невский в истории Нижегородского края | . Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Выполнять проблемные задания; | Выполнять задания к параграфу (с. 149-150); Работать с текстом исторических документов и иллюстрациями (с. 150-151), отвечать на вопросы по их содержанию; Завершить составление характеристики Александра Невского; | § 20-21 | |||||||||||||
27 | Москва и Тверь: борьба за лидерство | . Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель; Раскрывать причины победы Москвы в соперничестве с Тверью; | Выполнять задания к параграфу (с. 158); Работать с текстом исторических документов (с. 158-160), отвечать на вопросы по их содержанию; | § 22 | |||||||||||||
28 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине XII – начале XIVвека» | Урок рефлексии Письменный опрос | Осуществлять самооценку и взаимооценку. Вариант 2. Данный урок также может проходить в форме игры-викторины и др. | Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Подводить итоги проектной деятельности; | Вариант 1. Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Русские земли в середине XIII–XIV веке»; Называть общие черты и особенности данного периода в истории Руси и Западной Европы; | с. 160-161 | |||||||||||||
Тема 5. Русские земли в XIII– первой половине XV века (4 часа) | |||||||||||||||||||
29 | Начало объединения русских земель вокруг Москвы. | . Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Показывать на карте территориальный рост Московского княжества в XIV веке; Выделять и называть причины и следствия объединения земель вокруг Москвы; Высказывать и аргументировать оценочное мнение о деятельности Ивана Калиты; | Начать составление схемы «Династия Московских князей»; Рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты); Раскрывать значение Куликовской битвы; Оценивать историческую роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия; Называть дату, высказывать мнение о причинах и последствиях набега Тохтамыша; | § 23 | |||||||||||||
30 | Московское княжество в конце XIV– середине XV в. | . Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Показывать на исторической карте расширение территории Московской Руси; Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного; | Раскрывать смысл понятий: пожилое, поместье, Юрьев день; Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»; Характеризовать политику Василия I; Работать с отрывками из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения для рассказа о положении крестьян; | § 24 | |||||||||||||
31 | Соперники Москвы. Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель. | . Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского; | Характеризовать политику литовских князей; Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счет русских земель; Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы; Высказывать мнение об особенностях положения Твери и Великого Новгорода, о том, как оно влияло на политику данных земель; | § 25 | |||||||||||||
32 | Контроль знаний по теме «Русские земли в XIII– первой половине XV века» | Урок контроля знаний Письменный опрос | Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Русские земли в XIII– первой половине XV века»; Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Подводить итоги проектной деятельности; | Называть общие черты и особенности данного периода в истории Руси и Западной Европы; | с. 190-191 | |||||||||||||
Тема 6. Формирование единого Русского государства в XV веке (6 часов) | |||||||||||||||||||
33 | Объединение русских земель вокруг Москвы | . Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Показывать на исторической карте и комментировать рост территории России при Иване III (превращение Московского великого княжества в Русское государство); | Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства; Высказывать мнение о причинах победы Москвы над Великим Новгородом и Тверью. Объяснять значение создания единого Русского государства; Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»; Начать составление характеристики Ивана III; | § 26 | |||||||||||||
34 | Русское государство во второй половине XV – начале XVI в. | . Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Сравнивать вотчинное и поместное землевладение, боярство и дворянство; | Раскрывать смысл понятий: местничество, кормление, пожилое, поместье, Боярская дума; Выделять в тексте учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной; Завершить составление характеристики Ивана III; Раскрывать роль Православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью; Объяснять суть разногласий между нестяжателями и иосифлянами, причины победы иосифлян; | § 27 | |||||||||||||
35 | Русская культура в XIV – начале XVI в.: летописании и литература | . Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры. | Называть характерные черты культуры в указанный период (на основе информации учебника); Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV–XV вв.; Работать с текстами документов (с.222-223), отвечать на вопросы по текстам; | с. 212-216 | |||||||||||||
36 | Русская культура в XIV – начале XVI в.: зодчество и изобразительное искусство | . Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений/ презентаций об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях (на выбор); | Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, др. источников информации); | с. 216-221 | |||||||||||||
37 | Быт и нравы XV- XVI веков | Урок открытия новых знаний Устный опрос | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Участвовать в работе группы (работая с информацией об отдельных аспектах быта русского общества: жилье, одежда, пища, др.), Осуществлять самооценку и взаимооценку. | оформлять и презентовать результаты работы группы; | Рассказывать о нравах и быте русского общества данного периода, использую информацию из исторических источников; | Рабочий лист | |||||||||||||
38 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства в XV веке» | Урок рефлексии Письменный опрос | Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Формирование единого Русского государства в XV веке»; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Подводить итоги проектной деятельности; | Называть общие черты и особенности данного периода в истории Руси и Западной Европы; | ||||||||||||||
Итоговые уроки (4 часа) | |||||||||||||||||||
39 - | Повторительно-обобщающий урок по теме «История России с древнейших времен до начала XVI века» | Урок рефлексии Устный опрос | Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; | Актуализировать и систематизировать информацию по теме «История России с древнейших времен до начала XVI в.»; Выполнять итоговую контрольную работу по теме «Русь с древнейших времен до начала XVI в.»; | ||||||||||||||
40 | Итоговая контрольная работа | Урок итогового контроля Письменный опрос | Осуществлять самооценку | Актуализировать и систематизировать информацию Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; | Называть общие черты и особенности данного периода в истории Руси и Западной Европы; | ||||||||||||||
41 | Повторительно-обобщающий урок по курсу«История России с древнейших времен до начала XVI века» | Урок рефлексии Защита проектов по теме «История России с древнейших времен до начала XVI в.» | Осуществлять самооценку и взаимооценку. | Защищать проекты по теме «История России с древнейших времен до начала XVI в.»; | Защищать проекты по теме «История России с древнейших времен до начала XVI в.»; | ||||||||||||||
42 | Повторительно-обобщающий урок по курсу История «История России с древнейших времен до начала XVI века» | Урок –игра «Знатоки истории» | Осуществлять самооценку взаимооценку. | Актуализировать и систематизировать информацию по теме «История России с древнейших времен до начала XVI в.»; |
Диагностические мероприятия, контрольно-измерительный материал и критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания предмета.
Для определения уровня усвоения учащимися 6 класса содержания предмета будут проведены контрольные работы: входная, рубежная, итоговая. По пройденным темам в течение года будут проводиться проверочные тестовые работы. Особое внимание будет уделено курсу «История России с древнейших времён до 16 века». Критериями для определения уровня усвоения учащимися 6 класса содержания предмета будут:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, определять местоположение историко-географических объектов;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в древности
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и хранению памятников истории и культуры).
Критерии оценивания:
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...