Конспект урока "Культура Древнего Египта"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Макарова Надежда Григорьевна

Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света, и первое из них – египетские пирамиды (сл. 3). Многие путешественники стремились повидать их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда ещё не было даже железных орудий труда.

Пирамиду возводили по воле фараона еще при его жизни. На работы сгоняли тысячи земледельцев и ремесленников. Прежде всего, нужно было заготовить множество камней. С этой целью в горах откалывали от скал огромные каменные глыбы. Потом глыбы обтесывали, придавая им правильную прямоугольную форму. Их тщательно шлифовали песком, чтобы поверхность была гладкая и ровная. Но как поднять громадины весом в несколько тонн на высоту?

Давайте посмотрим на рис. на с. 59 «Строительство пирамиды». Сооружали земляную насыпь. Каменную плиту тащили на салазках. На насыпи делали настил – укладывали поперек бревна, их поливали водой, чтобы салазки лучше скользили. Камни укладывали один на другой так плотно, что между ними нельзя просунуть даже иголку. По мере того, как пирамида росла в высоту, насыпь делали все выше и длиннее. Представьте, сколько человеческих сил требовалось для этого. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия.

Каменная громада пирамиды вечно напоминала о могуществе фараона (сл. 4). Особенно ощущается величина пирамиды, если встать посередине одной из ее сторон. Глаз не может охватить все сооружение в целом. Стоящему у подножия пирамиды кажется, что каменная стена наклонно уходит в бесконечную высоту. Углы пирамиды и ее вершина исчезают из поля зрения. Человек, словно песчинка, теряется у основания каменной горы. Можно представить себе, что древние египтяне остро ощущали собственное ничтожество сравнительно с могуществом фараона – сына бога солнца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_drevnego_egipta.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Наше путешествие в Древний Египет подходит к концу, сегодня у нас последняя тема. На следующем уроке мы с вами проведем игру-викторину. Вам нужно разделиться на 3 команды, выбрать капитана, придумать название и нарисовать эмблему. Ну и, конечно, повторить всю тему «Древний Египет».

Тема урока: «Культура Древнего Египта».

Мы поговорим об архитектуре, письменности и науках Древнего Египта.

1. Пирамиды. Давайте посмотрим на рис. на с. 57 (сл. 2). До наших дней в Египте сохранились каменные гробницы фараонов, имеющие форму пирамид. На фотографии одна из трех самых крупных пирамид. На ее фоне хорошо виден вырубленный из целой скалы Большой сфинкс – фантастическое существо с туловищем льва  и головой человека. Древний мастер представил в образе сфинкса владыку Египта в царском головном уборе.

Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света, и первое из них – египетские пирамиды (сл. 3). Многие путешественники стремились повидать их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда ещё не было даже железных орудий труда.

Пирамиду возводили по воле фараона еще при его жизни. На работы сгоняли тысячи земледельцев и ремесленников. Прежде всего, нужно было заготовить множество камней. С этой целью в горах откалывали от скал огромные каменные глыбы. Потом глыбы обтесывали, придавая им правильную прямоугольную форму. Их тщательно шлифовали песком, чтобы поверхность была гладкая и ровная. Но как поднять громадины весом в несколько тонн на высоту?

Давайте посмотрим на рис. на с. 59 «Строительство пирамиды». Сооружали земляную насыпь. Каменную плиту тащили на салазках. На насыпи делали настил – укладывали поперек бревна, их поливали водой, чтобы салазки лучше скользили. Камни укладывали один на другой так плотно, что между ними нельзя просунуть даже иголку. По мере того, как пирамида росла в высоту, насыпь делали все выше и длиннее. Представьте, сколько человеческих сил требовалось для этого. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия.

Каменная громада пирамиды вечно напоминала о могуществе фараона (сл. 4). Особенно ощущается величина пирамиды, если встать посередине одной из ее сторон. Глаз не может охватить все сооружение в целом. Стоящему у подножия пирамиды кажется, что каменная стена наклонно уходит в бесконечную высоту. Углы пирамиды и ее вершина исчезают из поля зрения. Человек, словно песчинка, теряется у основания каменной горы. Можно представить себе, что древние египтяне остро ощущали собственное ничтожество сравнительно с могуществом фараона – сына бога солнца.

Самая высокая пирамида – пирамида фараона Хеопса – была построена около 2600 года до н. э. Её высота почти 150 метров. Это высота дома в 50 этажей. Чтобы обойти её кругом, нужно прошагать целый километр. Посмотрите на рисунок пирамиды Хеопса в разрезе (слайд 5, с. 57). Можно увидеть узкие коридоры и несколько помещений. Археологи нашли пирамиду пустой, остался только гроб из красного гранита, в котором, по-видимому, и был похоронен фараон Хеопс. Но гроб был пуст. Можно предположить, что это дело рук грабителей. В царскую гробницу клали мебель, обшитую золотом, дорогие сосуды, оружие, украшения. Строители учитывали возможность ограбления, поэтому вход в пирамиду они устраивали высоко над землей и маскировали его. Они делали ложные ходы и тупики, рыли колодцы-ловушки. Но ничего не помогало, большинство гробниц были разграблены еще во времена фараонов самими египтянами. Так что, для историков остается загадкой, для чего предназначены эти пустые комнаты и что в них находилось.

2. Храмы. Наряду с пирамидами, замечательными творениями египетских строителей являются храмы (сл. 6). Посмотрите на рис. на с. 59.

Величественные храмы производили сильное впечатление на египтян. Дорогу к храму охраняли каменные сфинксы. Перед храмом нередко стояли статуи фараона намного выше человеческого роста.

 

3. Статуи. Вспомните, что называется мумией (сл. 8)? Почему из тела умершего делали мумию? Согласно верованиям египтян, душа умершего время от времени возвращается из царства Осириса и вселяется в мумию. Если душа, прилетев в гробницу, не обнаружит мумии, она погибнет, и ее жизнь в царстве мертвых прекратится. Но если мумия не сохранится, душа может вселиться в статую. Поэтому в гробницу ставили каменную или деревянную статую умершего, в точности воспроизводящую его облик.

  1. Давайте посмотрим на статуи вельможи и его жены (с. 57 и 58). Знатный вельможа Рахотеп и его жена Неферт (сл. 9) представлены такими, какими они были в жизни. Вельможа в жару носил только набедренную повязку. Его жена окутана белым покрывалом, на ней парик и красивое ожерелье.

А вот каким правилам следовали художники и скульпторы Египта при изображении человека в росписях и рельефах (сл. 10). Верхняя часть его тела – плечи, руки – выглядит так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги – будто мы смотрим сборку. Голова тоже повёрнута к нам боком, но глаз нарисован так, словно мы глядим человеку прямо в лицо.

4. Письменность древних египтян. На земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира. Одна из них – Двуречье – с ней мы познакомимся позже, а другая – это Египет. Письменность возникла в Двуречье и в Египте примерно в одно время, более 5 тыс. лет назад.

Древнеегипетское письмо было не похоже на наше. Первоначально знаками для письма служили рисунки. Знаки для письма называются иероглифами. Древнеегипетское письмо было очень сложным: в нем было около 750 иероглифов. В Древнем Египте научиться читать и писать было очень трудно: чтобы выучить 700 иероглифов, были нужны долгие годы; было необходимо не только выучить их, но еще и правильно ими пользоваться – любой иероглиф мог обозначать либо слово, либо согласный звук.

5. Египетские папирусы. В Египте впервые в истории человечества был изобретен особый материал для письма. Вспомните, мы уже говорили об этом. Папирус. Египтяне выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под тяжесть: из растения выделялось клеящее вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям кладки обрезали - получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.

Папирус - ломкий материал, его нельзя складывать, как складываются листы бумаги в современной книге. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (свитки). До наших дней дошло много больших свитков с записями, один из них достигает длины 40 м.

Посмотрите на статую писца (с. 62). Писцы часто занимали особое положение при дворе фараона, они гордились своей образованностью. На с. 64 вы можете увидеть письменные принадлежности. Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения краски и пенал с двумя углублениями для черной и красной краски. Весь текст был черного цвета, но начало новых разделов выделяли красным цветом (отсюда и выражение «красная строка»). Основой черных чернил была сажа, а красных – красная глина. Папирус можно было использовать несколько раз: старые записи смывали и высушивали листок.

6. Школа и научные знания. Многие науки впервые зародились в Египте и в других странах древнего Востока. По мере развития хозяйства появилась потребность в научных знаниях. Например, фараон повелел выстроить для себя дворец. Строители собрались на совет, чтобы высчитать, сколько понадобится кирпичей для дворца его величества; сколько крестьян и рабов надо согнать на строительство: тысячу человек или десять тысяч; сколько дней будет продолжаться строительство. Какая наука для этого нужна? Математика. Система счета и записи чисел была сложной и громоздкой (рис. на с. 64), особенно трудно было умножать и делить. Несмотря на это, египтяне знали все четыре действия арифметики.

Астрономия - древнейшая наряду с математикой наука; она изучает планеты и звезды. Наблюдая за ночным небом, египтяне заметили, что каждый раз перед началом разлива в предутренние часы ярко сияет звезда Сириус. Египетские астрономы высчитали, сколько дней проходит между двумя разливами Нила - двумя появлениями Сириуса на небе. Первыми в истории египтяне определили, что в году 365 дней; они разделили год на 12 месяцев. Многолетние наблюдения за звездами помогли египтянам хорошо ориентироваться по странам света. Египетские пирамиды, например, ориентированы с очень большой точностью, между тем компаса в те времена не было.

Еще в глубокой древности в Египте получила развитие медицина. Как ни странно, способствовал этому религиозный обычай. Вспомните, как и для чего из тела умершего делали мумию. Предположите, как этот обычай влиял на развитие медицины. (При вскрытии мертвого тела египтяне знакомились с внутренними органами: сердцем, печенью, почками, легкими. Они наблюдали за изменениями, происшедшими во внутренних органах под влиянием различных болезней. Обычай делать мумии способствовал развитию медицины.)

В Египте существовала специализация врачей. Были врачи зубные: они, например, отлично закрепляли шатающийся зуб с соседними здоровыми при помощи тонкой проволочки, умели сверлить больной зуб, чтобы удалить из него гной. В качестве лекарств египетские врачи использовали настои и отвары трав, различные соли.

Школы обычно находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.

Теперь давайте прочитаем «Поучение писцов ученикам» (с. 62). Как учителя поддерживали порядок на занятиях? Чем была привлекательна для египтян должность писца?

Д.з. Повторить тему «Древний Египет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме "Культура и искусство Древнего Египта

Цель занятия:познакомить детей с культурой и искусством Древнего Египта....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МХК для 10 КЛАССА (УМК Л.Г.Емохоновой) «АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»

Целью урока ставилось выявление связи мифологической идеи вечной жизни с архитектурой Древнего Египта. В связи с этим решались определенные задачи: формирование представлений об историко-культурных до...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ.Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта".

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта" содержит подробную разработку урока. Учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (ф...

Искусство древнего Египта. Архитектура древнего Египта.

Искусство древнего Египта. Архитектура Древнего Египта....

Конспект урока по теме: "Религия Древнего Египта" и презентация.

Конспект урока по теме Религия Древнего Египта и презентация....