Изучение конституции РФ на уроках обществознания в 7 – 9 классах
книга по истории (7, 8, 9 класс) на тему
В данной работе я попыталась познакомить учащихся с основными статьями контитуции РФ 1993 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_konstitutsii_rf.doc | 292.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской федерации
МОУ Лицей №5
Скорнякова Татьяна Викторовна
ИЗУЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 7 – 9 КЛАССАХ
Махачкала
2006
Содержание
Введение
а) актуальность;
б) цели и задачи;
в) объект и предмет исследования;
г) степень научной разработанности и научная новизна;
д) методическая основа;
е) практическая значимость и апробированность.
Основная часть.
1. Изучение Конституции РФ на уроках обществознания в 7 классе.
2. Изучение Конституции РФ на уроках обществознания в 8 классе.
3. Изучение Конституции РФ на уроках обществознания в 9 классе.
4. Внеклассные мероприятия.
Заключение.
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
«...если Россия не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не возжелает искренне и крепко духовной свободы, истины, она никогда не сможет иметь прочного успеха ни в каких своих делах, ни во внешних, ни во внутренних».
В.С.Соловьёв
Актуальность. Актуальность темы «Изучение Конституции РФ на уроках обществознания в 7 - 9 классах» мне видится в необходимости повышения правовой культуры населения нашей страны. Россия имеет великую историю. Множество величайших людей стремились улучшить жизнь простых россиян. В современном мире это принято делать правовыми методами. Самым главным законом страны является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. Именно в этом документе оговаривается, что граждане нашей страны имеют право на благополучную жизнь. Но история моей семьи наглядно показывает, что права человека не всегда соблюдаются. Моя маленькая семья с 1967 года проживает в барачном доме постройки 1947 года, и несмотря на все законные методы выражения своего недовольства, мы в XXI веке живём в послевоенных условиях. Я считаю, что данная ситуация возможна из-за отсутствия правовых знаний у чиновников и нежелания применять их на практике. Наши чиновники, забывая о том, что они призваны быть гарантом соблюдения конституционных норм, сочиняют новые законы, видимо, чтобы было меньше хлопот на доходном месте.
Сейчас президент Д.А.Медведев решил пересмотреть имеющиеся законы на соответствие Конституции. Возможно, это даст результаты.
Моя работа как педагога - подготовить дееспособного гражданина. На каждом уроке я стараюсь подчеркнуть, что главный закон нашей страны – это Конституция. Не зная Конституции, можно неверно трактовать Кодексы и принимать местные законы, ущемляющие права личности.
Особенно ярко актуальность изучения Конституции РФ проявилась во время грузино-южноосетинского конфликта (8 - 12 августа 2008 года). Именно в соответствии с Конституцией РФ, российские войска были введены для принуждения Грузии к миру. Президент РФ Д.А.Медведев и премьер-министр РФ В.В.Путин показали значимость и важность защиты российских граждан. Можно добавить, что все мы, наблюдая выступление нашего постпреда при ООН В.О.Чуркина, видели, как США не признали правомерность введения российских войск на территорию Южной Осетии и Абхазии, но здесь вспоминается поведение США в Ираке. Сразу начинаешь понимать, что американский президент Буш проводит политику двойных стандартов.
Цели и задачи. Целью изучения Конституции РФ на уроках обществознания в 7 – 9 классах является воспитание гражданина демократического общества путем формирования представления о мире, государстве, социальных отношениях между людьми.
Задачами изучения Конституции РФ являются:
- Систематизация знаний учащихся в сфере права.
- Развитие понимания, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства.
- Формирование у учащихся представления о том, что Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в реальном российском обществе.
- Донести до учащихся, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с международными нормами в области прав человека.
- Углубление знаний учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений.
Объект и субъект исследования. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием на референдуме.
Состоит из: преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей.
Раздел I.
Глава 1. Основы конституционного строя.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Глава 3. Федеративное устройство.
Глава 4. Президент РФ.
Глава 5. Федеральное собрание.
Глава 6. Правительство РФ.
Глава 7. Судебная власть.
Глава 8. Местное самоуправление.
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Раздел II. Заключительные и переходные положения.
В преамбуле провозглашается, что данную Конституцию принимает многонациональный народ России.
Демократические и гуманистические ценности, лежащие в основе Конституции:
- Права и свободы человека.
- Гражданский мир и согласие.
- Равноправие и самоопределение народов.
- Единство и суверенитет России.
Конституцией закреплён институт президентства. Президент является главой государства, гарантом прав и свобод человека и гражданина РФ. Большой объём полномочий Президента РФ в решении основополагающих проблем государственной и общественной жизни является недостатком Конституции РФ, поскольку наш президент не входит в систему властей, закономернее было бы, чтобы глава государства являлся и главой исполнительной власти. Установление парламентско-президентской модели организации также является недостатком Конституции РФ.
Для органов местного самоуправления предусмотрены возможности их многообразия с учётом местных особенностей, однако, существует
«неурегулированность отношений между центром и регионами»
(В. Кувалдин, журналист).
Конституция РФ ориентирована на утверждение и защиту общечеловеческих ценностей: человек, его права и свободы провозглашены в качестве высшей ценности, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства (ст.2).
В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека в Конституции РФ впервые в российской истории провозглашено право каждого человека на жизнь (ст.20), на свободу и личное достоинство (ст.21, 22), на свободу мысли, получение и распространение информации (ст.29), право свободного выезда за пределы РФ и беспрепятственного возвращения в неё (ст.27). Но при этом недостатком является круг причин, по которым права и свободы могут быть отменены: «... у власть предержащих появляются реальные возможности предпринимать наступления на гражданские права» (экономисты С.Шаталин, Л.Абалкин).
В Конституции РФ закрепляется частная, государственная, муниципальная формы собственности (ст.8). Т.к. перечень форм собственности дан не полностью, то это также является недостатком Конституции РФ, необходимо было бы назвать кооперативную собственность, собственность общественных организаций, а также иностранную собственность. В Конституции РФ закрепляется свобода выбора гражданином не запрещённых законом форм экономической деятельности (ст.34).
В Конституции РФ предусмотрена система судебной защиты гражданином своих прав и свобод. При этом гражданин имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными дёйствиями властей или их бездействием (ст.53). Заметно сужает процессуальные права осуждённых предусмотренная Конституцией возможность рассмотрения дел в закрытом заседании и даже заочно ( ст. 123).
Законодательство закрепило единое экономическое пространство с общей денежной единицей и без таможенных границ внутри страны (ст.74, 75). Федеральным конституционным законом определены государственные флаг, герб и гимн как символы суверенного государства (ст.70).
Установлено единое российское гражданство на всей территории РФ (ст.6).
Важной чертой Конституции РФ является её прямое действие (ст.15). Из Конституции вытекает, что закон не имеет обратной силы не в любом случае, а лишь в некоторых случаях.
В ст.16 указано: «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ».
Степень научной разработанности и научная новизна. В условиях формирования правового гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только порядком, основанным на праве, государству и обществу нужны твёрдые и общепризнанные правила в форме положений Конституции, законов и других нормативно-правовых актов. Именно на уроках обществознания учащиеся начинают овладевать основами культуры прав человека, включаются в жизнь в демократическом обществе. Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека.
Сейчас большое внимание в научной литературе обращают на изучение Конституции РФ на базовом уровне, а также в профильном образовании в качестве элективных курсов.
Научная новизна моей работы состоит в том, что я систематизировала свой педагогический опыт в этой работе на базовом уровне в 7 - 9 классах. Постаралась показать, что важно воспитывать не только толерантность, но и способность сопротивляться жестокости. Только при систематическом изучении Конституции РФ учитель может сформировать и закрепить у учащихся демократические представления и взгляды, достоинство, свободу и справедливость.
Методическая основа. Уроки обществознания по теме «Изучение Конституции РФ» имеют некоторые дидактические различия в 7, 8 и 9 классах. Однако обладают и общим, что обеспечивает их внутреннее единство. Общий дидактический принцип: доступность изложения, опора на самостоятельное мышление учащихся, сдержанный плюрализм в изложении точек зрения на общество.
В 7 классе значительное место отводится работе с понятийным аппаратом. Часто использую метод беседы. Ввожу игровые элементы на уроках.
В 8 классе я перехожу к работе по учебнику Л.Н. Боголюбова «Введение в обществознание. 8 - 9 классы». Здесь уже больше внимания уделяется самостоятельной работе учеников по тексту.
Часто учащиеся читают текст определёнными кусками, на которые я разбила текст заранее. После прочтения я задаю вопросы, затем обсуждается второй кусок и т.д. Вопросы, которые я задаю для стимулирования практического мышления, должны быть построены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, идеи, строили собственные предположения.
В 9 классе использую мини-лекции (10 - 15 минут). После каждой смысловой части использую обмен мнениями. Материал лекции должен усиливать и дополнять содержание учебника, а не просто повторять его.
Иногда составляем опорные конспекты (кластеры). Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых, в свою очередь, лучи расходятся далее.
Чтобы во время урока происходило сотрудничество между учителем и учащимися, необходима осознанная заинтересованность учащихся в той или иной работе; общение; умение работать в группе.
Учитель должен руководить, а не вмешиваться. Только так можно включить учащихся в целенаправленный процесс мыследеятельности.
Практическая значимость. Над разработкой данной темы я работаю уже четвёртый год. Как педагог могу сделать следующие выводы: изучая темы данного курса, многие учащиеся начинают задумываться над тем, что их действия часто имеют излишне агрессивную и в общем-то ненужную направленность. Оказывается, что во многих семьях детям предлагают алкоголь. Насмотревшись боевиков, учащиеся забывают о значимости человеческой жизни. Занимаясь зубрёжкой, учащиеся не развивают свой творческий потенциал.
Разговаривая с родителями, я убедилась в актуальности изучаемых тем. Многие родители боятся и не знают как говорить со своими детьми на темы войны, наркомании, правонарушений со стороны детей и эксплуатации несовершеннолетних, любви и построения семейных отношений. Все эти аспекты современной жизни очень интересуют учащихся 7 – 9 классов. Все случаи даны в Конституции РФ. Поэтому учащимся необходимо учиться защищать свои права и проявлять толерантность, где это необходимо.
С 2004/2005 учебного года в нашем лицее увеличилось количество часов, отведенных предмету «обществознание». Этот предмет ввели с 7 класса. На обществознание в 7 - 9 классах предоставили по 1 часу в неделю, а в 10-11 классах по 2 часа. Я веду обществознание в 7 - 9 классах и большое внимание уделяю изучению права, т.к. вопросы экономики, философии и социологии более подробно рассматриваются в курсах 10 - 11 классов.
Обучение в 8 - 9 классах производится по учебнику Л.Н. Боголюбова «Введение в обществознание», а в 7 классах мною за основу взят учебник А.Ф. Никитина «Граждановедение».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 7-Х КЛАССАХ
1. Вводный урок 1 ч.
2. Зачем изучать общественные науки 1 ч.
3. Личность гражданина и гражданственность. 1 ч.
4. Гражданство РФ 1 ч.
5. Что такое общество? 1 ч.
6. Повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданин». 1 ч.
7. Почему люди любят Родину? 1 ч.
8. Наша Родина – Россия. 1 ч.
9. Наше государство – Российская Федерация. 1 ч.
10. Конституция – основной закон РФ. 1 ч.
11. Государственная власть. 1 ч.
12-14. Символы государственной власти РФ: герб, гимн, флаг. 3 ч.
15. Субъекты РФ. 1 ч.
16. Местное самоуправление. 1 ч.
17. Закон и совесть. 1 ч.
18. Причины правонарушений.
19-22. Под защитой права: суд, прокуратура, милиция, ты сам. 4 ч.
23. Повторительно-обобщающий урок по теме «Государство»,
«Право». 1 ч.
24. Каждый человек хочет быть свободным! 1 ч.
25. Гражданин и государство. 1 ч.
26. Права ребёнка. 1 ч.
27. Право на благополучную жизнь. 1 ч.
28. Право на свободу слова. 1 ч.
29. Право на объединение. 1 ч.
30. Право верить свободно. 1 ч.
31-33. Не дай Бог: тюрьма, война, наркотики. 3 ч.
34. Эксплуатация несовершеннолетних. 1ч.
35. Где права, там и ответственность. 1 ч.
36. Повторительно-обобщающий урок. 1 ч.
Из «Тематического планирования» ясно, что изучение конституционного права мы начинаем на 4-ом уроке «Гражданство РФ».
Урок 4. Гражданство РФ.
В начале объяснения я задаю вопрос: Как вы понимаете слово «гражданство»? Затем в тетрадь записываем понятие.
Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством. Гражданство человека юридически оформляется паспортом гражданина РФ.
Черты гражданства.
1. Гражданство РФ является единым.
2. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер.
3. Гражданин РФ не может быть лишён своего гражданства.
4. Гражданин РФ может иметь двойное гражданство.
5. Граждане, проживающие за пределами РФ, сохраняют гражданство РФ.
6. Гражданство – это индивидуальная связь лица с государством.
7. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами.
Затем я спрашиваю детей, как называлась наша страна до 1991 г.
Согласно современному законодательству, гражданами РФ были признаны все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ, если они не заявят о своём нежелании состоять в гражданстве РФ.
Приобретение гражданства по рождению исходит из двух принципов: «права крови», т.е. с учётом гражданства родителей, и «права почвы», т.е. в зависимости от места рождения.
Гражданство может прекратиться:
1) выход из гражданства;
2) отмена решения о приёме в гражданство;
3) выбор гражданства;
4) по иным основаниям.
Гражданство детей до 14 лет следует гражданству родителей, от 14 до 18 лет может измениться при наличии письменного согласия.
Вопросами о гражданстве ведают:
А) Президент РФ;
Б) Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ;
В) МВД и его органы, МИД, дипломатические представительства и консульские учреждения.
Даю определение слову гражданственность, его записывают в тетрадь:
Гражданственность – это единство правовой и политической культуры. Если человек обладает гражданственностью, он способен подниматься до интересов всей страны, жить её болями и радостями.
Д/З. Кто имеет больше возможностей проявить гражданственность – политический деятель или простой гражданин?
Урок 8. Наша Родина – Россия.
Изучая эту тему, важно показать природные богатства нашей большой родины, рассказать о великих победах российского народа, показать, что сегодня Россия – могучая военная держава.
Д/З. Подобрать пословицы о России, русских.
Урок 9. Наше государство – Российская Федерация.
В начале объяснения темы «Наше государство – РФ» даю объяснение понятиям: демократия, монархия, республика, федерация. Эти понятия дети записывают в тетрадь. Затем рассказываю о Российской империи, РСФСР, СССР и РФ.
В основу деления РФ на территориальные единицы был положен этнический принцип, наличие титульной национальности.
РФ является федеративным государством.
1) РФ состоит из равноправных субъектов Федерации (89).
2) Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, а остальные субъекты – устав и законодательство.
3) Россия имеет государственную целостность.
4) Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России.
5) Государственную власть в субъектах федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Указом Президента РФ все субъекты Федерации были разбиты на 7 федеральных округов.
Д/З. В РФ русские составляют 81,5% населения. Наше государство считается многонациональным. Французы составляют 82% населения Франции, англичане - 77% населения Великобритании, испанцы - 70% населения Испании. Эти страны не считаются многонациональными. Как вы думаете, почему? Как решаются проблемы: в Испании – басков, в Великобритании – северных ирландцев, во Франции – корсиканцев?
Урок 10. Конституция – главный закон РФ.
На этом уроке учащиеся вспоминают из курса истории о становлении и развитии РФ.
Шестой съезд народных депутатов РФ (21.04.92) объявил, что РСФСР стала называться Российской Федерацией (РФ) – Россией.
РФ – это федеративное государство, созданное по воле её многонационального народа. Её правовой статус определяется Конституцией РФ.
Конституционно-правовой статус РФ характеризуется тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти.
РФ имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения федерации с её субъектами, форму правления.
Территориальное единство – это неотъемлемый элемент конституционно-правового статуса РФ. Территория РФ складывается из территорий ее субъектов. На эту территорию распространяется её суверенитет.
Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.
РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Д/З. Какие законы, кроме Конституции РФ, вы знаете?
Урок 11. Государственная власть.
Этот урок можно дополнить игровой формой. После приветствия дать ученикам задания:
1) достать локтем нос;
2) постой на одной ноге;
3) возьми себя правой рукой за левую пятку.
Эти задания являются бессмысленными, но дети, смеясь, выполняют их. Здесь проявляется право власти учителя над учениками. А что такое власть? Записываем в тетрадь: власть – это возможность влиять на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, закона, армии, войск.
Как бы ни была велика власть взрослых над детьми – есть сила, стоящая выше их, - это государственная власть. Записываем определение трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Поясняю, что каждая ветвь власти самостоятельна. А также рассказываю о власти президента в нашей стране и роли Государственной думы (по Конституции).
Домашнее задание – выучить определения.
Уроки 12 – 14. Символы государственной власти: герб, гимн и флаг.
Эти уроки посвящены изучению символики государственной власти РФ: герба, флага, гимна и столицы РФ – г. Москвы. На уроках разбираем ст. 70. Изучаем историю появления государственных герба, гимна и флага. На дом задаю выучить слова гимна, нарисовать герб и флаг.
Урок 15. Местное самоуправление.
На этом уроке даются понятия малой родины, а затем роли местной власти как органа самоуправления. Во время закрепления материала учащимся предлагаются следующие вопросы:
1. Почему не всегда дружат центральная власть и власти на местах?
2. Каких людей следует выбирать руководителями местных органов власти?
Домашнее задание. В нашем городе решено построить предприятие по переработке отходов. С одной стороны, это грозит ухудшением экологической обстановки, но с другой – может дать новые рабочие места и достаточно стабильные доходы как для работников, так и для местного бюджета. Поддержите ли вы этот проект?
Урок 18. Под защитой права: суд.
На уроке даю информацию о функции суда. Считаю уместным эпиграфом объяснения взять пословицу: не бойся суда, а бойся судьи. Затем даю определения словам: адвокат, подсудимый, суд. Рассказываю о Магомеде Гаджиевиче Алиеве, который долго терпел бездействие различных властей, а затем выиграл дело в суде. Поясняю, что у нас в стране бедные люди могут воспользоваться помощью бесплатного адвоката. Записываем понятие «презумпция невиновности».
Во время закрепления спрашиваю о согласии со следующими суждениями:
1) Бедному с богатым судиться – лучше в ложке утопиться.
2) Как судишь, так и судим будешь.
3) Не осуждай никого.
Д/З Знать определения понятий.
Урок 23. Каждый человек хочет быть свободным!
На этом уроке я стараюсь дать учащимся понятие о том, что свобода – это способность человека действовать в своих интересах. И в качестве эпиграфа беру слова Демокрита: «Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится». После вступительного слова провожу с учащимися беседу по следующим вопросам:
1) Кто свободнее – бедный или богатый?
2) Какой труд эффективнее – рабский или труд свободного человека?
3) Почему за права чаще всего приходится бороться, воевать?
Затем провожу аукцион, где предлагаю купить за самую высокую цену любой выставленный лот. У каждого 100 баллов. Начальная цена каждого лота 10 баллов.
1. Возможность гражданам свободно выбирать руководство страны.
2. Отсутствие препятствий в демонстрации своей физической силы.
3. Возможность вместо службы в армии служить санитаром в госпитале.
4. Возможность гражданину пользоваться любой информацией как в своей стране, так и за рубежом.
5. Возможность делать всё, что захочется.
6. Возможность беспрепятственно выезжать из своей страны и въезжать в неё.
7. Возможность беспрепятственно верить в Бога.
8. Возможность заниматься торговлей, быть «челноком» и т.д.
9. Возможность всю жизнь получать (ни за что, в виде пособий) приличные деньги.
10. Возможность беспрепятственно выходить на демонстрации и участвовать в митингах.
Затем обсуждаем: Кому какие проявления свободы достались (почему)?
Д/З. Найти определения понятиям: анархия, диктатор, личность, моралист, насущный, философ.
Урок 24. Гражданин и государство.
Целью этого урока является формирование у учащихся представлений о сущности и признаках государства, его роли в жизни общества и каждого человека. Обязательно показываю учащимся Конституцию РФ, чтобы они понимали обоснованность данной темы.
Эпиграфом к уроку «Гражданин и государство» беру поговорку: Каждый народ имеет то правительство, какое заслуживает.
На доске черчу схему и по мере чтения Конституции РФ заполняем её.
Ст.4 (территория). Ст.15 (законы), (особые органы и учреждения). Ст.80 (Глава государства). Ст.70 (символы). Ст.75 (валюта).
Знакомлю со схемой «Государственная власть в РФ».
Совершаем с учащимися экскурс в историю первобытного общества и древнего мира с целью выяснить причины появления государства. Говорю об обязанностях государства и граждан.
Во время закрепления предлагаю учащимся разгадать кроссворд «Что такое государство?».
По горизонтали:
11. Слово, обозначающее организацию, осуществляющую власть в стране.
1К | 2Г | |||||||||
О | 3В | О | ||||||||
4Ф | 5К | Д | А | Л | ||||||
Л | О | 6Ф | Е | Л | О | |||||
А | 7К | Н | 8Д | Е | 9З | 10П | К | Ю | С | |
11Г | О | С | У | Д | А | Р | С | Т | 12В | О |
Р | Т | М | Е | К | Е | А | Ы | В | ||
О | И | А | Р | О | З | Б | А | |||
Л | Т | А | Н | И | О | Н | ||||
Ь | У | Ц | Д | Р | И | |||||
Ц | И | Е | Ы | Е | ||||||
И | Я | Н | ||||||||
Я | Т |
По вертикали:
1. Свод законов государства. 2. Процедура, в результате которой определяются члены органов власти демократического государства. 3. Деньги страны. 4. Символ страны, её «визитная карточка». 5. Основной закон страны. 6. Государство, в состав которого входят несколько самостоятельных государств. 7. Единоличный правитель страны. 8. Орган власти в РФ. 9. Правила, обязательные для исполнения всеми гражданами. 10. Глава государства. 12. Демократическое право гражданина, при осуществлении которого он заполняет бюллетень и кладёт его в специальную урну.
Д/З. Найти определения следующих понятий: губернатор, казна, мэр, префект, таможня.
Урок 25. Права ребёнка.
На данном уроке происходит знакомство с Декларацией прав ребёнка (1959) и Конвенцией о правах ребёнка (1989). На уроке я подчёркиваю, что благодаря Конституции РФ в нашей стране уделяется особое внимание защите материнства и детства. Дети начинают сами активно вспоминать о ныне действующих законах.
Во время закрепления спрашиваю:
1. Почему не во всех странах обеспечиваются права человека?
2. В какой стране легче обеспечить права человека – богатой или бедной?
3. Нужно ли в школе изучать права человека?
Д/З. Составить письменную жалобу на нарушение прав ребёнка (можно из СМИ).
Урок 26. Право на благополучную жизнь.
Целью этого урока является закрепление знаний учащихся о правах ребёнка.
Во время объяснения подчёркиваю, что все права начинаются с естественных прав (на жизнь, имя, гражданство). И объясняю, что благополучная жизнь это; 1) жизнь в хорошей заботливой семье; 2) ведение здорового образа жизни; 3) возможность получить скорую и квалифицированную медицинскую помощь; 4) доступность образования и возможность пользоваться богатствами культуры. Эти принципы получили отражение в Конвенции о правах ребёнка, а также в Конституции РФ. Современная жизнь показывает, что несмотря на правовую основу, эти права часто нарушаются. Можно учеников спросить, почему так получается. Во время закрепления предлагаю завершить начатые предложения. Текст называется «Некоторые случаи моей биографии»:
Я хотел бы стать ...
Моя любимая игра –
Я чувствую себя счастливым, когда ...
Я печалюсь, когда ...
Я бы хотел узнать о ...
Я надеюсь, что когда-нибудь ...
Для меня самая большая радость, когда ...
После выполнения этого задания спрашиваю:
Почему не всем честным, трудолюбивым людям удаётся добиться жизненного благосостояния?
В какой мере платное обучение в некоторых учебных заведениях соответствует праву человека на образование?
Д/З. Найти определения этих понятий: духовный, творческий, нравственный, социальный, цивилизация.
Урок 27. Право на свободное слово.
Во время объяснения этого урока даю историческую справку о возможности использования права на свободное слово. Целью моей работы является разъяснение правильного использования этого права. Во-первых, необходимо уважать права и репутацию других лиц, во-вторых, пользоваться этим правом цивилизованно, тактично.
После закрепления провожу практическую работу. Игра «Составление заявки на издание газеты». Задача этой работы – составить заявку на издание новой газеты по схеме:
1) название газеты;
2) чьим органом она является (или независимая);
3) общее направление газеты (какие жизненные, политические ценности она будет отстаивать);
4) примерный круг вопросов, которые она будет освещать (хозяйство, культура, образование, материнство и детство, рок-музыка и т.д.).
Д/З. Найти определения следующим понятиям: монархия, репутация, республика, цензор, цензура.
Урок 28. Право на объединение.
Во время объяснения говорю детям, что любое дело легче делается в коллективе. Именно поэтому возникли профсоюзы, ассоциации, лиги, артели. Объединения бывают политическими и неполитическими. По нашей Конституции группы с преступными целями не могут быть официальными ассоциациями. Прежде чем вступать в те или иные объединения, необходимо выяснить цели объединения. Никто не имеет права удерживать человека в той или иной группе. После беседы задаю практическую работу – необходимо ответить на вопросы:
1) цель деятельности движения;
2) политическая направленность (демократическая, коммунистическая, монархическая и т.д.);
3) название организации;
4) будет ли ваша организация включать взрослых? В каком количестве?
Во время закрепления проходит дискуссия по вопросам:
1. Часто ли совпадают авторитет руководителя и того же руководителя как человека?
2. Тайные организации (религиозные и политические): кто склонен их организовывать и в них участвовать?
Д/З. Найти определения следующим понятиям: артель, ассоциация, лига, наркотики, политика, филателист, целина.
Урок 29. Право верить свободно.
Целью этого урока является знакомство с понятием «свобода совести». Этот урок учит толерантному отношению к людям, исповедующим религию, и атеистам. Однако на уроке надо подчеркнуть, что законом запрещены религии, связанные с жертвоприношениями, терактами, издевательством над людьми, доведением их до психических заболеваний.
Чаще всего дети выбирают ту веру, которая близка родителям, бабушкам и дедушкам, которая освещала жизнь их предков – тех простых людей, что тяжело, честно и добросовестно трудились, не требуя многого в этой жизни и уповая на царствие небесное после смерти.
Во время закрепления провожу анкетирование учащихся по следующим вопросам:
1. Есть ли Бог?
2. Почему так много верующих?
3. Почему среди верующих так много великих людей, умных и талантливых?
4. Кого на Земле больше – верующих или неверующих?
5. Кто лучше относится к людям – верующий или неверующий?
6. Почему диктаторы ХХ века (Гитлер, Мао Цзэдун, Пол Пот и др.) отрицательно относились к религии?
7. Кому труднее: атеисту среди верующих или верующему среди атеистов?
Д/З. Написать рефераты о верующих учёных и писателях (Андрей Рублёв, М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, П.И.Чайковский, Д.И.Менделеев, И.П.Павлов, Рафаэль, Микеланджело, Шекспир, Саади, Авиценна, Ньютон, Дефо, Гёте, Франциск Ассизский, Фома Аквинский, Джелаледдин Руми, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Михаил Булгаков, Павел Флоренский).
Уроки 30-32. Не дай Бог: тюрьма, война, наркотики.
Целью этих уроков является изучение ст.2 Конституции РФ, где говорится, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Во время этих уроков стараюсь воспитать у учащихся чувство толерантности и сострадания; гуманность к людям и нетерпимость к правонарушениям, войнам и одурманивающим средствам.
Урок 33. Эксплуатация несовершеннолетних.
Целью урока является предоставление информации об эксплуатации для формирования правильного поведения учащихся. Во время объяснения касаюсь понятий «экономика» и «рыночная экономика». Говорю о прибыли и зарплате. Учащиеся сами делают вывод о том, что чем меньше зарплата, тем больше прибыль хозяина. Владельцу предприятия легче обмануть женщин и детей, чем опытных работников, состоящих в профсоюзе. Обязательно учащиеся должны знать, что самой подлой и низкой формой эксплуатации является сексуальная эксплуатация несовершеннолетних.
Разбираем причины устройства на работу несовершеннолетних, и правовые аспекты законов о труде из Конвенции по правам ребёнка и ст.37 Конституции РФ.
В тетради делаем следующую запись: «Сами несовершеннолетние должны помнить об опасности эксплуатации, не поддаваться на льстивые уговоры незнакомых взрослых, не отвечать на их приглашения, не садиться в их автомобили, сообщать родителям или милиции обо всех преступных предложениях».
Провожу дискуссию по следующим вопросам:
1) Почему в условиях демократических свобод увеличивается количество людей, совершающих по отношению к несовершеннолетним негативные и позорные действия?
2) Могут ли дети сами защитить себя от эксплуатации в области труда?
Д/З. Выучить запись из тетради.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 8 КЛАССЕ
1. Введение. 1ч.
Глава I. Что такое человек.
2. Что делает человека человеком? 1ч.
3. Что человеку нужно? 1ч.
4. Ваши способности – в вашей власти. 1ч.
5. Человек и человечность. 1ч.
6. Человек и культура. 1ч.
7. Человек познаёт мир. 1ч.
8. Вечные вопросы. 1ч.
9. Повторительно-обобщающий урок. 1ч.
Глава II. Человек и природа.
10. Природа, общество, человек. 1ч.
11. У роковой черты. 1ч.
12. Природа под охраной закона. Ст. 42, 58. 1ч.
13. Повторительно-обобщающий урок. 1ч.
Глава III. Человек среди людей.
14. Межличностные отношения. 1ч.
15. Радости и сложности общения. 1ч.
16. Малая группа. 1ч.
17. Бесценный дружеский союз. 1ч.
18. «Самое утреннее из чувств». 1ч.
19. Психологический климат в семье. 1ч.
20. Повторительно-обобщающий урок. 1ч.
Глава IV. Человек в обществе.
21. Человек и общество. 1ч.
22. От хозяйства Робинзона к экономике. 1ч.
23. Человек в мире экономических отношений. 1ч.
24. Государство и экономика. 1ч.
25. Социальная сфера жизни общества. 1ч.
26. Нации и межнациональные отношения. Ст.26, 29. 1ч.
27. Связь поколений. 1ч.
28. Политика и политическая жизнь. 1ч.
29. Гражданин и государство. Ст.17. 1ч.
30. Культура. Наука. Искусство. 1ч.
31. Человек и выбор жизненного пути. Ст. 37. 1ч.
32. Современный мир. 1ч.
33. Повторительно-обобщающий урок. 1ч.
Как видно из тематического планирования, в 8 классе на уроках обществознания большую часть учебного времени занимает психология. Именно в этом возрасте учащиеся хотят получить научное представление о своём изменяющемся облике, отношении к себе, своему характеру, способностям, оценить себя как субъекта общения и субъекта деятельности. Поэтому изучение Конституции РФ занимает в этом году минимум времени.
Урок 12. Природа под охраной закона.
На этом уроке мы изучаем ст.42, 58 Конституции РФ. Методически урок может быть построен по-разному. Я провожу практическую работу с использованием карточек с заданием:
Карточка 1.
В ст.42 Конституции РФ говорится: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Проанализируйте эту норму основного закона. Какие обязательства она накладывает на государственные органы?
Что из перечисленного можно отнести к экологическим правонарушениям:
а) расширение производства, имеющего токсичные отходы;
б) незаконная охота с применением взрывчатых веществ;
в) уничтожение мест обитания организмов, занесённых в Красную книгу;
г) транспортировка радиоактивных веществ на значительные расстояния;
д) внесение в почву ядохимикатов;
е) выброс в атмосферу загрязняющих веществ;
ж) загрязнение источников питьевого водоснабжения?
При рассмотрении первого вопроса важно, чтобы учащиеся отметили следующие направления деятельности государства: создание и содержание служб наблюдения и контроля за окружающей средой, разработка и принятие специальных законов по её защите, использование различных форм наказания за экологические правонарушения, поощрение различных видов природоохранной деятельности, компенсация населению потерь в связи с экологическими нарушениями.
Ответы на тест: б, ж; а – при условии нарушения установленной нормы; в, г – при условии нарушения установленных правил.
Карточка 2.
Ст.58 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Укажите, что делаете лично вы для сохранения природы.
Что из перечисленного входит в обязанности граждан нашей страны:
а) соблюдать требования природоохранного законодательства;
б) участвовать в общественном движении защитников природы;
в) повышать уровень своих знаний о природе;
г) вносить средства в общественные экологические фонды;
д) содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения;
е) соблюдать установленные нормативы качества окружающей природной среды;
ж) участвовать в общественном экологическом контроле?
Ответы: а, в, д, е.
Урок 26. Нации и межнациональные отношения.
Целью этого урока является продолжение работы по формированию знаний о нациях, межнациональных отношениях в обществе.
Во время объяснения обращаю внимание учащихся на ст.26 Конституции РФ, где указано, что каждый вправе определять и указывать свою национальную и расовую принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.
В Конституции провозглашается, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
В ст.29 Конституции РФ говорится, что всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, запрещено законом.
Урок 29. Гражданин и государство.
Целью этого урока является: дать представление учащимся о государстве и о том, что значит быть гражданином своей страны. Эпиграфом этого урока являются слова китайского философа Сюнь-цзы: «В древние времена совершенно мудрые, видя, что человек по своей природе зол, и зная, что он распущен, идёт по неправильному пути, стремится к беспорядку и не поддается умиротворению, именно поэтому создали власть правителя, чтобы следить за людьми; разъяснили основу ритуала и долга, чтобы воспитывать людей; выработали законы и систему управления, чтобы господствовать над людьми, ввели наказания, чтобы пресекать преступные действия людей».
В начале объяснения мы разбираем 2 теории происхождения государства: 1) государственная власть от Бога; 2) результат добровольного соглашения.
Можно учащихся спросить, как они относятся к этим теориям. Затем разбираем факторы образования государства: экономические, социальные, этнические. Вспоминаем признаки государства: суверенитет, единство территории, аппарат публичной власти, налоги и займы, издание законов. Говорим о формах государства, о политических режимах.
Далее подчёркиваю, что в ст.10 Конституции РФ говорится об осуществлении государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы власти самостоятельны.
В ст.11 Конституции РФ написано, что государственную власть в РФ осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.
И обращаем внимание учащихся, что именно по ст.80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства. Он обязан обеспечивать согласованную деятельность различных ветвей власти.
Далее, во время закрепления, решаем задачи:
1) Мать новорождённого Кирилла является гражданкой РФ, его отец – гражданин США. Отец настаивает на получении гражданства своей страны, а мать – своей. Родители не могут прийти к соглашению по вопросу о гражданстве ребёнка. Гражданином какой страны будет Кирилл, если известно, что он родился в России?
2) Максимов подал ходатайство на имя Президента РФ о приёме его в российское гражданство. На территории России он непрерывно проживает 4 года. Может ли быть удовлетворено его ходатайство?
3) 18-летний Солдатенко захотел выйти из гражданства России. Но на днях он получил повестку о призыве на срочную службу в армии. Будет ли удовлетворено ходатайство Солдатенко?
Для решения этих задач читаем ст.27 Конституции РФ.
Урок 31. Человек и выбор жизненного пути.
Целью этого урока является формирование представления учащихся о необходимости правильного выбора профессии.
Перед тем, как говорить о профориентации, считаю необходимым познакомить учащихся со ст.37 Конституции РФ, где говорится о том, что труд свободен.
Затем проводим беседу. В раннем возрасте начинается формирование способностей к деятельности. Важным условием развития способностей считается формирование настойчивости. В ходе общения на протяжении жизненного пути человек формируется как личность.
Провожу психологический тест.
1. Какой объект деятельности тебя привлекает? 1.1.Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители, читатели, сотрудники).
1.2.Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования).
1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты).
1.4.Техника ( механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины).
1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись).
1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые).
1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные).
1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты).
1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, лекарства).
1.10. Природные ресурсы ( земли, леса, горы, водоемы, месторождения).
2.Какой вид деятельности тебя привлекает?
2.1.Управление (руководство чьей-то деятельностью).
2.2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей).
2.3. Образование ( воспитание, обучение, формирование личности).
2.4. Оздоровление ( избавление от болезней и их предупреждение).
2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства).
2.6. Производство (изготовление продукции).
2.7. Конструирование ( проектирование деталей и объектов).
2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо).
2.9. Защита ( охрана от враждебных действий).
2.10. Контроль ( проверка и наблюдение).
Анализ производится с помощью таблицы («Матрица выбора профессий»). Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются (предположительно) наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого.
Сферы труда Виды труда | Человек | Информация | Финансы | Техника | Искусство | Животные | Растения | Продукты | Изделия | Природные ресурсы |
Управление (руководство чьей-то деятельностью) | Менеджер по персоналу Админи-стратор | Маркетолог Диспетчер Статистик | Экономист Аудитор Аналитик | Технолог Авиадиспетчер Инженер | Режиссёр Продюсер Дирижёр | Кинолог Зоотехник Генный инженер | Агроном Фермер Селекции-онер | Товаровед Менеджер по продажам | Менеджер по продажам Логистик Товаровед | Энергетик Инженер по кадастру |
Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей) | Продавец Парикмахер Официант | Переводчик Экскурсовод Библиотекарь | Бухгалтер Кассир Инкассатор | Водитель Слесарь Телерадио-мастер | Гримёр Костюмер Парикмахер | Животновод Птицевод Скотовод | Овощевод Полевод Садовод | Экспедитор Упаковщик Продавец | Упаковщик Продавец Экспедитор | Егерь Лесник Мелиоратор |
Образование (воспитание и обучение, формирование личности) | Учитель Воспита-тель Социаль-ный педагог | Преподаватель Ведущий телерадиопрог-рамм | Консультант Преподаватель экономики | Мастер производст-венного обучения | Хореограф Препода-ватель музыки, живописи | Дрессировщик Кинолог Жокей | Преподаватель биологии Эколог | Мастер производст-венного обучения | Мастер производственного обучения | Преподаватель Эколог |
Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение) | Врач Медсестра Тренер | Рентгенолог Врач (компьютерная диагностика) | Антикризисный управляющий (страховой агент) | Мастер автосервиса Физиотерапевт | Пласти-ческий хирург Косметолог Реставратор | Ветеринар Лаборант питомника Зоопсихолог | Фитоте-рапевт Гомеопат Травник | Диетолог Косметолог Санитарный инспектор | Фармацевт Ортопед Протезист | Бальнеолог Эпидемиолог Лаборант |
Творчество (создание оригинальных произведений искусства) | Режиссёр Артист Музыкант | Программист Редактор Web-дизайнер | Менеджер по проектам Продюсер | Конструктор Дизайнер Художник | Художник Писатель Композитор | Дрессировщик Служитель цирка | Фито-дизайнер Озеленитель Флорист | Кондитер Повар Кулинар | Резчик по дереву Витражист Скульптор | Архитектор Мастер-цветовод Декоратор |
Производство (изготовление продукции) | Мастер произ-водств. обучения | Корректор Журналист Полиграфист | Экономист Бухгалтер Кассир | Станочник Аппаратчик Машинист | Ювелир График Керамист | Животновод Птицевод Рыбовод | Овощевод Цветовод Садовод | Технолог Калькулятор Повар | Швея Кузнец Столяр | Шахтёр Нефтяник Техник |
Конструирование (проектирование деталей и объектов) | Стилист Пласти-ческий хирург | Картограф Программист Web-мастер | Плановик Менеджер по проектам | Инженер-конструктор Телемастер | Архитектор Дизайнер Режиссер | Генный инженер Виварщик Селекционер | Селекционер Ландшафтист Флорист | Инженер-технолог Кулинар | Модельер Закройщик Обувщик | Дизайнер ландшафта Инженер |
Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо) | Психолог Следователь Лаборант | Социолог Математик Аналитик | Аудитор Экономист Аналитик | Испытатель (техники) Хрономет-ражист | Искус-ствовед Критик Журналист | Зоопсихолог Орнитолог Ихтиолог | Биолог Ботаник Микробиолог | Лаборант Дегустатор Санитарный врач | Эргономик Контролёр Лаборант | Биолог Метеоролог Агроном |
Защита (охрана от враждебных действий) | Милици-онер Военный Адвокат | Арбитр Юрист Патентовед | Инкассатор Охранник Страховой агент | Пожарный Сапёр Инженер | Постановщик трюков Каскадёр | Егерь Лесничий Инспектор рыбнадзора | Эколог Микробиолог Миколог | Санитарный врач Лаборант Микробиолог | Сторож Инспектор | Охрана ресурсов Инженер по ТБ |
Контроль (проверка и наблюдение) | Тамо-женник Прокурор Табельщик | Корректор Системный программист | Ревизор Налоговый полицейский | Техник-контролёр Обходчик ЖД | Выпускающий редактор Консультант | Консультант Эксперт по экстерьеру | Селекционер Агроном Лаборант | Дегустатор Лаборант Санитарный врач | Оценщик Контролёр ОТК Приёмщик | Радиолог Почвовед Эксперт |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 9 КЛАССЕ
Часть 2. Гражданин. Право. Мораль.
1-2. Роль права в жизни человека, общества, государства 2ч.
3. Правовая ответственность. 1ч.
4-5. Правовое государство : право выше власти. 2ч.
6. Гражданское общество и государство. 1ч.
7. Конституция России. Основы конституционного строя в России. 1ч.
8. Повторительно-обобщающий урок по теме» Конституция России». 1ч.
9. Гражданин-человек свободный и ответственный. 1ч.
10-11. Всеобщая декларация прав человека. 2ч.
12-13. Международное гуманитарное право. 2ч.
14-15. Частная и публичная жизнь гражданина. 1ч.
16. Труд и трудовое право. 1ч.
17. Собственность, предпринимательство, гражданское право. 1ч.
18. Духовная жизнь. 1ч.
19. Свобода совести. 1ч.
20. Семейное право. 1ч.
21. Домашнее строительство. 1ч.
22.Социальные права человека. 1ч.
23. Политические права и свободы. 1ч.
24. Право на образование. 1ч.
25. Личность и личностный выбор. 1ч.
26. Что такое мораль. 1ч.
27. Добро и зло. 1ч.
28. Долг и совесть. 1ч.
29. Роль морали в жизни человека и общества. 1ч.
30. Нравственные основы любви, брака и семьи. 1ч.
31-32. Нравственная культура. Современный этикет. 2ч.
33. Повторительно-обобщающий урок по теме» Личность и мораль. 1ч.
34.Урок-игра «Процесс тропи» (итоговый) 1ч.
35-36. Повторительно-обобщающие уроки. 2ч.
На изучение тем «Гражданин. Государство. Право» и «Права человека и гражданина» выделяется 22 часа. При освещении этих глав, учитель должен придерживаться гуманистического правопонимания, т.к. Конституция РФ основывается на идеях правозаконности, свободы, достоинства и неотъемлемых прав человека. Именно в Конституции РФ признаются естественные, неотъемлемые права человека, а также все демократические принципы: разделение властей, взаимная ответственность государства и граждан и т.д. Конституция РФ имеет высокое значение, т.к. именно она играет роль реальной основы правопорядка.
Основной методической задачей изучения обществознания в 9 классе является формирование элементов правовой культуры на основе гуманистического правопонимания.
Наиболее основательно изучение Конституции РФ происходит на 7 и 8 уроках.
Урок 7. Конституция РФ.
Цели: показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.
Оборудование: Конституция РФ.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
«Я требую, чтобы государство защищало не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защищало свободу - и мою, и людей».
Карл Поппер.
Объяснение. Конституция (лат.) - установление, учреждение, устройство.
Конституция - основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.
Конституция - юридический, политический и идеологический документ. Её содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие конституции.
Конституция
а) закрепляет основы государственного строя, определяет форму государства, систему высших органов власти;
б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;
в) обладает высшей юридической силой;
г) отличается стабильностью;
д) характеризуется особым порядком принятия и изменения.
Конституция РФ была принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 года.
Конституция РФ состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).
Преамбула - это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав,137 статей.
Глава 1. «Основы конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России).
Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет её основные права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод).
Глава 3. «Федеративное устройство» (определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).
Глава 4. «Президент РФ» (определяет полномочия президента как главы российского государства).
Глава 5. «Федеральное собрание» (высший представительный и законодательный орган в стране).
Глава 6. «Правительство» (высший исполнительный орган).
Глава 7. «Судебная власть» (устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры).
Глава 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления).
Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (определяется порядок изменения Конституции, внесения в неё поправок или коренной её пересмотр).
Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.
Сущность Конституции, её задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для неё известных правовых пределов, которые она преступить не имеет права.
Ограниченность государственной власти:
1) В обществе существуют высшие социально-нравственные ценности, которые признаются государством в качестве всеобщих и правовых принципов.
2) За личностью признаются присущие ей от рождения неотъемлемые права и свободы.
Отдельные сферы жизнедеятельности людей ограждены от прямого вмешательства со стороны государственных органов, куда государство имеет право вторгаться только на основе закона.
Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции. Задание : заполните таблицу.
Основы конституционного строя | Статьи Конституции | Содержание |
1. Народовластие | Ст. 1, ч.1, ст. 3 | |
2. Федерализм | Ст. 1, ч.1, ст. 5 | |
3. Правовое государство | Ст. 1, ч.1 | |
4. Разделение властей | Ст. 10 | |
5. Приоритет прав человека | Ст. 2 | |
6. РФ – социальное государство | Ст. 7 | |
7. Суверенитет | Ст. 4 | |
8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности | Ст. 8, ст. 9 ч.2 | |
9. Политическое многообразие | Ст. 13, ч.3-5 | |
10. Идеологический плюрализм | Ст. 13, ч.1-2 | |
11. Светский характер государства | Ст. 14 |
Закрепление. Изучение Конституции РФ можно организовать по группам.
I группа изучает 2 главу «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему «Классификация основных прав и свобод».
Права и свободы
Личные
Социальные Культурные
Экономические Политические
II группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ».
Затем определяет основные направления деятельности субъектов РФ.
III группа изучает главу 4 «президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента»
Отвечает на вопрос : как Конституция определяет статус Президента?
IV группа изучает главу 5 «Федеральное собрание» и отвечает на вопрос: каково назначение, структура и полномочия Федерального собрания?
V группа изучает главу 6 Правительство РФ», записывает полномочия Правительства.
VI группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса».
Представитель от каждой группы представляет свои задания и результаты классу.
Д/З №41: подготовиться к контрольной работе.
Контрольная работа по теме «Конституция России».
Цель урока : продолжить работу по формированию основ правовой культуры, закрепление знаний учащихся о государственном устройстве страны, о трёх ветвях власти.
Оборудование: листы с напечатанным текстом контрольной работы на каждую парту.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Ход урока.
I. Тест.
1. Когда в нашей стране впервые был принят документ, имевший в названии слово «конституция» ?
а) 1965 г.
б) 1918 г.
в) 1936 г.
2. Когда была принята последняя Конституция СССР?
а) 1965 г.
б) 1977 г.
в) 1982 г.
3. Когда была принята предшествующая нынешней Конституция РФ ?
а) 1966 г.
б) 1971 г.
в) 1978 г.
4.Конституция – это :
а) юридический акт, содержащий все законы страны;
б) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;
в) текст законов.
5. «Конституция» в переводе с латинского означает:
а) устройство;
б) согласие;
в) договор.
6. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?
а) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны;
б) все законы страны ориентируются на содержание Конституции;
в) между нормами Конституции и остальных законов существует равенство.
7. Сколько Конституций РСФСР, СССР и РФ было принято после Октябрьской революции 1917 г. ?
а) 3
б) 5
в) 8
8. Как характеризуется российское государство в ст.1 Конституции РФ? (Ответов может быть несколько )
а) демократическое ;
б) общенародное ;
в) федеративное;
г) союзное;
д) конфедеративное;
е) правовое;
ж) с республиканской формой правления;
з) с конституционно – монархической формой правления.
9. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера;
б) государство;
в) человек, его права и свободы.
10. Кроме прав и свобод человека и гражданина во второй главе Конституции закреплены:
а) санкции за нарушение прав;
б) меры поощрения за соблюдение прав;
в) обязанности.
II. Допишите. Заполните пропуски.
Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное,______ государство с _____________________формой правления. Признание, соблюдение и защита______________- обязанность государства. РФ состоит из республик, краев, городов федерального значения,_____________,_____________ - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми ___________ и несёт _____________ предусмотренные _____________________ . В РФ признаются и _____________ равным образом частная, ___________________ и иные ____________ .
III. Объясните положения.
1. Ст.3 Конституции РФ. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления».
2. Что нужно сделать для того, чтобы все обладали равными правами и свободами, закреплёнными в Конституции?
IV. Заполните схему.
V. Начертите схему «Законотворческий процесс в Российской Федерации».
VI. Продолжите суждения
1. Все равны ______________________________
2. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе __________________________.
3. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства
__________________ .
4. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным
__________________.
VII. Ответьте «да» или «нет».
1. РФ – демократическое федеративное государство.
2. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную и исполнительную власти.
3. Суверенитет распространяется на всю территорию РФ.
4. Религиозные объединения не отделены от государства и равны перед законом.
5. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности.
VIII. Определите, каким главам Конституции соответствуют приведённые положения:
Конституция РФ – главный закон для всей страны. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Соблюдать её обязаны все граждане России независимо от пола, расы, национальности, происхождения, языка.
Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.
Все равны перед судом.
Правосудие в РФ осуществляется только судом. Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ.
Общественные объединения равны перед законом. Каждый имеет право на объединение.
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ.
Положения настоящей главы Конституции составляют основу конституционного строя РФ. Конституция РФ вступает в силу со дня официального её опубликования по результатам всенародного голосования.
IX. Дайте определения понятий.
а) права человека;
б) конституция;
в) правовое государство;
г) федерация;
д) президент;
е) Федеральное Собрание;
ж) правительство;
з) суд;
и) референдум;
к) закон.
Х. Найдите ошибки в тексте.
1. Президент РФ является главой государства.
2. Президент РФ – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
3. Президент избирается на 5 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного избирательного права.
4. Президентом РФ может быть любой гражданин моложе 35 лет, проживающий в РФ не менее 5 лет.
5. Президент издаёт указы и распоряжения.
XI. Какие права и обязанности закрепляет Конституция РФ за гражданами страны? Покажите на примерах, что между правами и обязанностями существует неразрывная связь.
Конституционные права | Соответствующие им обязанности |
Д/З. Подготовить сообщение о Ж.- Ж. Руссо, Дени Дидро, Дж. Локке.
Внеклассное мероприятие.
Школа – модель жизни. Именно в школьном возрасте с помощью учителя дети должны учиться гражданственности и патриотизму, развивать социальные и интеллектуальные навыки, требующиеся гражданам демократического общества. Из года в год необходимо проводить в классе работу, посвящённую дню Конституции (12 декабря). Благодаря систематической работе у учащихся будет вырабатываться умение противостоять негативному давлению среды и принимать собственные позитивные решения.
Классный час «Конституция – основной закон страны».
Цель: воспитывать осознанное уважение к Конституции РФ, основному закону страны.
Оборудование: для 1-й игры – 25 карточек со статьями Конституции, лёгкий мячик; для 2-ой игры – ключ, фото, книга, повестка в суд, письмо, рубль, географическая карта, трудовая книжка, изображение зверька или растения, кукла, учебник русского языка, флажок, билет, словарь, профбилет, крестик, таблетки, карточки с изображением цифр 450 и 21; для 3-ей игры – 10 пустых карточек.
Ход классного часа.
I. Организационный момент.
II. Слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами будем играть. Это будет деловая игра, в её ходе выяснится, насколько вы знаете Конституцию РФ.
А как вы думаете, ребята, почему этот классный час мы проводим накануне 12 декабря?
Учитель рассаживает учащихся по кругу, а сам становится в центре. Берёт карточку сверху, называет номер статьи, читает текст статьи (но не до конца), выдерживает паузу (20 – 30 сек.) и бросает мячик любому ученику. Поймавший мячик должен закончить содержание статьи: если ученик не знает, он выбывает из игры. Ответивший занимает место учителя, учитель – место ответившего и т д.
Предложенные статьи и слово, на котором можно остановиться:
1. Ст. 1 – демократическое;
2. Ст. 3 (3) – являются;
3. Ст. 8 (2) – частная;
4. Ст. 10 – разделения;
5. Ст. 19 – перед;
6. Ст. 22 – на свободу;
7. Ст. 29 – мысли;
8. Ст. 31 – собрания;
9. Ст. 32 (4) – государственной;
10. Ст. 35 (1) – охраняется;
11. Ст. 38 (1) – под защитой;
12. Ст. 38 (2) – право;
13. Ст. 39 (2) – устанавливаются;
14. Ст. 41 (1) – здоровья;
15. Ст. 43 (4) – основного;
16. Ст. 46 (1) – его;
17. Ст. 50 (1) – за одно и то же;
18. Ст. 58 – бережно;
19. Ст. 60 – обязанности;
20. Ст. 61 (1) – другому;
21. Ст. 61 (2) – за её;
22. Ст. 59 (1) – гражданина;
23. Ст. 59 (2) – федеральным;
24. Ст. 63 (1) – международного;
25. Ст. 64 – настоящей.
2-я игра
На столе разложены предметы. Учащиеся делятся на 3 команды. Каждая команда имеет текст Конституции РФ.
Поочерёдно от каждой команды выходят делегаты и с завязанными глазами вытягивают предметы. Главная цель – определить, на какие статьи может указывать данный предмет.
Предполагаемые ответы.
1. Ключ – ст. 25, 40;
2. Фото – ст. 24;
3. Книга – ст. 43;
4. Повестка в суд – ст. 47, 48, 49;
5. Письмо – ст. 23;
6. Рубль – ст. 75 (1);
7. Географическая карта – ст. 65;
8. Трудовая книжка – ст. 37 (1);
9. Зверёк или растение – ст. 58, 42;
10. Кукла – ст. 38 (1);
11. Русский язык – ст. 68 (1);
12. Флажок – ст. 31;
13. Билет – ст. 27;
14. Словарь – ст. 26 (2); профбилет – ст. 30;
15. Крестик – ст. 28, 44;
16. Билет в театр – ст. 44 (2);
17. Таблетки – ст. 41;
18. 450 – ст. 95 (3);
19. 21 – ст. 97.
3-я игра.
Учащиеся делятся на 2 команды. Пакетом Конституции пользоваться нельзя. Команда поднимает карточку с правильным вариантом ответа.
Вопросы | Ответы |
1. Президент РФ является главой: партии, государства, правительства? | Государства |
2. При вступлении в должность приносит народу: клятву, обещание, присягу? | Присягу |
3. Президент РФ избирается на: 4, 3, 5 лет? | 4 года |
4. Подписывает и обнародует федеральные законы: премьер, президент или председатель Госдумы? | Президент |
5. Как называется парламент РФ: Госдума, Федеральное Собрание, Совет Федерации? | Федеральное Собрание |
6. Госдума избирается на: 2, 3, 4 года? | 4 года |
7. Первое заседание Госдумы открывает: самый молодой депутат, старший по возрасту депутат или руководитель партии, набравшей большее количество голосов при выборах в Думу? | руководитель партии, набравшей большее число голосов |
8. Федеральное собрание является постоянно, временно или по вызову действующим органом? | Постоянно |
9. Исполнительную власть в РФ осуществляет: премьер, правительство или президент? | Правительство РФ |
10. Какой суд является высшим судебным органом по уголовным и гражданским делам: Конституционный, Высший арбитражный или Верховный суд РФ? | Верховный суд РФ |
III. Заключительное слово учителя.
Завершить наш классный час я хочу притчей.
Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне», - спросил юноша, - «Почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрён опытом, имея великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то неясные вопросы?»
В раздумье мудрец начертил посохом перед собой два круга: большой и маленький.
«Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Всё, что осталось вне этих кругов – неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. И впредь, чем больше станешь ты узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».
Не забывайте эту притчу. Не останавливайтесь на изученном, рядом много неизведанного. Будьте терпимыми к неизведанному новому и не терпите зло. Наше занятие окончено.
Классный час, посвящённый дню Конституции РФ, можно провести также в виде соревнования между командами параллельных классов.
С целью воспитания патриотизма у учащихся необходимо организовывать как можно больше встреч с участниками ВОВ, Афганской войны, чеченских событий, грузино-южноосетинского конфликта. Со своими учениками я посещала выпускников нашей школы – участников ВОВ Шилина Павла Демьяновича и Дидиченко Николая Георгиевича.
На годовщину 9 мая учащихся нужно также привлекать к участию в конкурсе стенгазет, посвящённых 9 мая.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первые попытки конституировать политические отношения в России, предпринятые декабристами, закончились провалом. Начало демократического конституционализма - Манифест 17 октября 1905 г., когда волеизъявлением монарха был введён конституционный принцип в России. После Октябрьской революции 1917 года, когда стало необходимым строить первое советское государство, была принята первая советская конституция в 1918 г. Конституция СССР от 31 января 1924 г., отражала вхождение РСФСР в СССР. Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 г. ознаменовала построение основ социализма и расширила социалистическую демократию. Конституция СССР 7 октября 1977 г. объявила о построении развитого социализма. Реформирование Конституции началось в 1989 г.: СССР определялся как суверенное и федеративное государство; признавался приоритет прав человека и гражданина; признавалась частная собственность; произошел переход на парламентскую систему; признавался принцип разделения властей; вводился институт Президента; устанавливалось местное самоуправление.
Уже с начала 90-х годов стала ясна необходимость создания новой Конституции.
12 декабря 1993 г. состоялся референдум, и была принята новая Конституция.
Содержание Конституции РФ непосредственно ориентировано на общепринятые принципы и нормы международного права. Права и свободы человека и гражданина, провозглашённые в Конституции РФ, полностью соответствуют системе прав и свобод, определённых Всеобщей декларацией прав человека, выдвинувшей ещё в 1948 г. перед всеми странами мира задачу создания справедливого, ненасильственного, гуманного общества.
Из вышесказанного вытекает, что конституция – одна из важнейших основ демократии. Главная цель Конституции РФ – последовательное утверждение демократического устройства государства. Поэтому перед Конституцией РФ стоят две главные задачи:
1) обеспечить такое устройство власти, когда она ограничена правом (право выше власти);
2) закрепить неотъемлемые права человека.
Конституция не только политический и юридический, но и идеологический документ. Наша Конституция имеет достаточно высокий уровень демократических принципов: это верховенство закона; признание прав и свобод человека и гражданина; политический, идеологический и экономический плюрализм; закрепление демократических форм – разделение властей, всеобщего избирательного права; вовлечённость нашего государства в мировое сообщество; признание примата международного права.
Задача учителя – способствовать формированию правовой культуры учащихся. Ведь отрицательное, скептическое, неуважительное отношение к основному закону страны может обернуться правовым нигилизмом. Никогда не следует забывать, что Конституция РФ – первый демократический документ, порвавший с вековыми традициями государственного произвола, заставляющий по-новому осмыслить роль права в жизни человека, общества, объявивший Россию правовым государством.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Источник
Конституция РФ (новая редакция). М.: «Элит», 2004.
Литература.
1. Введение в обществознание. 8 - 9 классы / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: «Просвещение», 1996.
2. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание».
8 - 9 классы / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: «Просвещение», 2001.
3. Никитин А.Ф. Граждановедение. 5 - 7 классы. М.: «АСТ», 2001.
4. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребёнка / Сост. Н.А.Маньшина. Волгоград: «Учитель», 2007.
5. Правоведение. 8-9 классы. Изучаем конституцию. / Сост. С.Н. Степанько. Волгоград: «Учитель», 2007.
6. Обществознание. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова / Сост. С.Н. Степанько. Волгоград: «Учитель», 2006.
7. Обществознание. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова / Сост. С.Н.Степанько. Волгоград: «Учитель», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Повторение изученного об имени существительном" (урок - путешествие) 6 класс
Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)Данная тема занимает №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения им...
Презентация к уроку обществознания 9 класс на тему "Конституция России"
Презентация содержить основные термины к уроку и небольшой тест по закреплению....
Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.
Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть основные сферы и характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...
урок обществознания 9 класс по теме "Конституция РФ"
Предлагаю Вашему вниманию презентацию по бществознанию 9 класс к уроку по теме "Конституция Российской Федерации" Полную версию презентации со всеми рисунками и фотографиями можно скачать по адре...
Методические аспекты изучения нового материала на уроке обществознания.
Реферат для курса профессиональной переподготовки на сайте "Инфоурок"....
разработка урока обществознания 7 класс "Конституция - Основной закон государства"
Разработка урока обществознания для 7 класса по теме "Конституция - Основной закон государства"...
Презентация к открытому уроку "Использование элементов математики в процессе изучения Мирового океана на уроке географии" (5 класс, МБОУ "Гимназия №52").
Презентация к открытому уроку "Использование элементов математики в процессе изучения Мирового океана на уроке географии" (5 класс, МБОУ "Гимназия №52")....