«Использование печатных изданий на уроках истории и обществознания как один из способов формирования критического мышления»
статья по истории на тему

Зеленцова Анастасия Александровна

На своих уроках я столкнулась с рядом проблем:

1.    учащиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;

2.    не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

3.    не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, диаграмма, таблица);

4.    не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.

Для реализации этой цели необходимо научить школьников:

1.    выделять в тексте главные положения и мысли;

2.    составлять различные виды планов;

3.    развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;

4.    конспектировать и реферировать текст;

5.    на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст;

6.    составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.

В связи с этим мне кажется интересным использование в преподавании истории и обществознания газет и журналов, так как они представляют актуальную, важную информацию обо всем, что происходит в мире и вокруг нас. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_rmo_24_01.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование печатных изданий на уроках истории и обществознания как один из способов формирования критического мышления»

Наступивший 2017 год – год столетнего юбилея революции, трагических событий нашей страны, которые стали водоразделом между Россией императорской и советской. Было время, говорили про императорскую Россию «Россия, которую мы потеряли». А теперь мы с горечью так говорим о советском периоде нашей истории. Размышлять в таких категориях бессмысленно, «Россия. Которую мы потеряли» - образ. Есть единая, длящаяся веками история России, со своей непростой судьбой, победами и трагедиями, но с уникальным опытом, бережно извлечь который и поделиться с детьми – наша прямая задача.

«Целили в коммунизм, а попали в Россию» - так охарактеризовал распад Советского Союза русский мыслитель Александр Зиновьев. Нынешнему поколению как никогда нужно, на мой взгляд, общественное согласие. Синтез ценностей и целей, который сплотил бы людей разных убеждений и взглядов, готовых действовать в интересах страны. Разумеется достичь единения в оценке разных исторических событий невозможно, но дискуссия продолжается, став мощным импульсом для приращения новых знаний, уяснению исторических уроков, накоплению социального опыта и осознания той высокой цены, которую мы заплатили за него. Поэтому объединяющими общество ценностями могли бы быть ценности человеческой жизни, государственного суверенитета и единства страны. Поэтому процесс получения знаний, их систематизация, обобщение и анализ крайне необходимо для поиска рациональных путей решения разнообразных проблем.

Мы как учителя всегда задаемся вопросом, как сделать процесс получения знаний интересным, чтобы эти знания были прочными и принесли пользу в жизни обучающихся. Труд историка – сизифов труд – много фактического материала, разброс разных точек зрения и аргументации в их защиту. Поэтому, чтобы отбросить зерна от плевел, необходимо обладать критическим мышлением.

На своих уроках я столкнулась с рядом проблем:

  1. учащиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;
  2. не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
  3. не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, диаграмма, таблица);
  4. не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.

Поэтому в своей педагогической деятельности я ставлю перед собой цель: формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом.

Для реализации этой цели необходимо научить школьников:

  1. выделять в тексте главные положения и мысли;
  2. составлять различные виды планов;
  3. развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;
  4. конспектировать и реферировать текст;
  5. на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст;
  6. составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.

В связи с этим мне кажется интересным использование в преподавании истории и обществознания газет и журналов, так как они представляют актуальную, важную информацию обо всем, что происходит в мире и вокруг нас.

Печатные издания дополняют во-первых рассказ учителя, делая его живым и ярким, а выводы более убедительными. Во-вторых, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создавая ощущение духа эпохи. У учащихся формируется интерес к истории, активизируется процесс мышления, воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторического материала.

В мировой теории и практики методики преподавания гуманитарных дисциплин и истории, в частности, использование газет и журналов на уроках истории уже имеет сложившуюся традицию. Так, например, в КНР – чтение газет на уроках, уже долгое время, а точнее с середины 1970-х годов, является одним из основных приемов обучения. Подобная практика применялась и в Германии в начале 1980-х годов. В современной Франции есть особый жанр – историческая журналистика и количество печатных изданий по проблемам истории более 30.

На сегодняшний день в России, мне кажется, это направление только начинает развиваться. Мой личный интерес к журналам возник еще около 15 лет назад с момента покупки «Московского журнала. История государства Российского», являвшегося литературно-художественным и историко-краеведческим.

При работе с материалами периодической печати на уроках истории, необходимо помнить следующее: в них публикуется разный по жанру, происхождению, разновидностям материал. Так, например, законы, постановления властей, правительственная хроника, репортажи, письма в редакцию и так далее. Следовательно, подход к этой разнородной информации должен быть дифференцированным.

Приведу краткое описание и возможное использование журналов на уроке истории, обществознания и краеведения.

1

Историк

Темой номера выбирается юбилейная дата, что позиционирует журнал как источник актуальной истории. Авторами являются профессиональные историки – кандидаты и доктора наук.

В разделах – тест в начале журнала на знания материала номера, расписание выставок, характеристика книжных новинок. В статьях рассматриваются разные точки зрения на одну личность или событие, приводятся отрывки из документов, карты, монографии, которые можно изучить для более глубокого понимания данной темы (Например, Иван Грозный - ..)

2

Родина

Проводятся исторические параллели (например, судьба солдата войны 1812 года через 100 лет). Статьи разбиты на разделы: 1. реликвии (рассказ об утерянных картинах, памятниках искусства), 2. открытия (изобретения русских мастеров), 3. судьбы простых людей сквозь призму великих исторических событий, 4. повседневная жизнь наших предков (игры, старинные блюда, одежда), 5. книжные новинки, 6. научные статьи профессиональных историков с ссылками на архивные данные

3

Тайный советник

Журнал показывает в необычном ракурсе Санкт-Петербург как один из важных городов – центров исторических событий. В журнале есть исторический календарь, описание достопримечательностей города, статьи по геральдике, информация о предстоящих военно-исторических реконструкциях, книжных новинках, отображении города в кинофильмах и кроссвордов по теме номера.

4

Загадки истории

Несмотря на то, что журнал издается непрофессинальными историками, а журналистами, интерес к статьям проявляется, так как предлагаются разные версии общеизвестных событий, биографии выдающихся деятелей политики, культуры, рассказ об исчезнувших народах и цивилизациях, истории вещей. Также в журнале можно найти кроссворд, задания на поиск несоответствий, на поиск по описанию исторической личности, исторические анекдоты

5

История

В журнале рассматривается определенный исторический период с разных сторон общественной жизни. Например – Детские фотографии Родины – тема номера и приводятся статьи, кто правил Русью до Рюрика, судьбы разных славянских племен, секреты славянской письменности, государственных символом, исторических карт той эпохи.

6

Военная история

История крупнейших мировых крепостей, судьбы великих полководцев, уроки битв и сражений, история наград и орденов, разных видов оружия. История кровавых земель – ставших яблоком раздора на протяжении ряда столетий, что позволяет проанализировать геополитическое их расположение и влияние на современные события

7

Наше наследие

Журнал хорош для использования на уроках для тем «Культура». Так как содержит воспоминания современников исторических событий, фотографии, репродукции художественных проихзведений. Есть статьи – исторические портреты современников знаменитых людей.

8

Московский журнал

История российских городов, версии о возможном исходе исторических событий, воспоминания простых обывателей в период важных исторических событий, энциклопедические сведения о важных государственных деятелях науки и культуры, история усадеб и ее владельцев

9

Вокруг света

Статьи по мировым музеям, новейшим открытиям и изобретениям, исторический календарь, историко-географическое путешествие по странам, рубрика о книжных новинках, статьи про исторические события, снабженные прекрасными картами, иллюстрациями, фотографиями, а также статьи из номеров журнала столетней давности

10

Дилетант

Великая историческая личность рассматривается с разных ракурсов – мнения современников о ней, современных историков и публицистов, мифы и реальности, с ней связанные, аналогии в проведенных им реформах в других странах, роль и оценка этой личности современным обществом

Методы работы с печатными изданиями:

Знакомство со статьей

  1. По названию статьи определить, чему она может быть посвещена? Какую информацию содержит заголовок? (Например – Тимур и его команда – как Тимур спас Русь от монголо-татарского ига, Ликвидаторы со звездами – по борьбе с неграмотностью в 1918 -1920 гг., Балтийская Цусима – как в течение 3 дней  1941 года погибла половина Балтийского флота, Операция «Красный террор» - развенчание мифов о зверствах большевиков и т.д.)
  2. Какую информацию содержит подзаголовок – кем подготовлена статья, дата ее написания, где и когда произошли события?
  3. На каких фактах автор заостряет внимание?
  4. Какую идею поддерживает или опровергает фактический материал?

Работа с несколькими журнальными публикациями:

  1. Сопоставьте точки зрения на события, содержащиеся в исследуемых статьях
  2. Чем отличаются позиции авторов по отношению к одному и тому же событию?
  3. Какие аргументы содержатся в статьях
  4. Чью аргументацию поддерживаете вы? Поясните

Приемы работы с текстом статьи:

  1. множественный выбор – предлагается учащимся 5 вопросов по тексту с четырьмя вариантами ответов
  2. название - предлагаются разные отрывки и названия к ним, одно из названий лишнее
  3. восстановление – учащиеся получакют текст с пропущенными словами (от 5 до 10), их задача – заполнить пропуски подходящими по смыслу
  4. мозаика – разделение банка информации, то есть после ознакомления с определенной частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста
  5. конспектирование – кратко в виде заметок записать основное содержание статьи для дальнейшего использования
  6. диалог-дискуссия, круглые столы, журнальные клубы по определенным проблемам с привлечением аргументов из журнальных публикаций, что позволит окунуться в условия реального общения и подтолкнуть их к выражению своих мыслей.

Таким образом, такая работа позволит учителю создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность, Стать источником ценной профессиональной информации и получить возможность использовать систему эффективных методик. Способствующих критическому мышлению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....

Проектная деятельность на уроках английского языка как способ формирования критического мышления.

в данной статье автор описывает свой опыт работы по технологии проектной деятельности на уроках английского языка в старшей профильной школе....

Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания как один из способов мотивации учащихся.

Аннотация.  Статья посвящена тематике  использования игровых технологий на уроках истории и обществознания для развития мыслительной деятельности учащихся.  Предлагается разработка дело...

Работа с художественными кинофильмами на уроках истории как способ формирования критического мышления учащихся

Формы и методы работы по развитию критического мышления на уроках истории...

Использования рабочих листов на уроках истории и обществознания как средство создания условий для овладения различными способами учебных действий

Рабочий лист - это навигатор по теме урока. Рабочий лист может использоваться на всех этапах урока или "встраиваться" в урок. В разработке представлены рабочие листы уроков истории и обществ...

Смысловое чтение чертежа на уроках технологии, как способ формирования критического мышления.

(Слайд 2) В концепции универсальных учебных действий, наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задач...

Реферат «Современные способы формирования критического мышления учащихся»

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который ...