урок по истории России "Революция: причины и итоги"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Арнаева Елена Сергеевна

Данный урок обладает исследовательско-проектным характером. Посвящен 100-летию революции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_istorii_revolyutsiya_prichiny_i_itogi.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

Революция: причины и итоги

Тип урока

Повторительно- обобщающее занятие

Дата урока

Образовательные
ресурсы

  • История России. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М.Горинов, А.А.Данилов, М.Ю.Моруков, И.С.Семененко и др. Под редакцией А.В.Торкунова. в 3ч. М.: Просвещение, 2016г.
  • Интернет- ресурс: http://his95.narod.ru

План урока

1) Выведение темы путем решения тестовых заданий.

2) Защита проектов (буклетов) группами

3) Анализ проекта. Подведение итогов.

Цель урока

Создать условия для осмысления значимости данного периода истории для России и мира, дать возможность учащимся выработать свою оценку происходящих перемен. Создать коллективный проект: «100 лет революции»

Методы и формы
обучения

Методы: Проблемного изучения в обучении. Проектная деятельность.

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Основные понятия

Сепаратный мир, декрет, Учредительное собрание, Советы, двоевластие, ультиматум, мятеж, восстание, революция, Временное правительство

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного
опыта/приобретенная компетентность

Научатся: определять ключевые политические события данного периода, составлять проекты на заданную тему, работать в группах.

Получат возможность научиться: представлять и защищать свои проекты; осуществлять поиск нужной информации

Информационная компетенция

Владеют: навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, СМИ, энциклопедиями, Интернетом.

Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия
(УУД)

1

2

3

4

5

I. Организационный момент

Подготовка
учащихся
к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку 

Построение, приветствие учителя. Рассуждают о чем стихотворение М.Ю.Лермонтова.

Личностные: понимают
значение знаний для человека и принимают его.

1

2

3

4

5

II. Актуализация знаний

1) вводное слово учителя. (2017 г.-  год 100-летия судьбоносных событий в России)

2) словарный диктант

 

3) построение формулировки темы, учебной задачи и способов ее решения

1) проводит мини-тестирование по знаниям о событиях 1917 года

2) диктует термины: Учредительное собрание, коалиция, восстание, Советы, двоевластие, ультиматум, революция, двоевластие

3) озвучивает тему. Предлагает
самостоятельно сформулировать учебную
задачу

1) предоставляют результаты мини- тестирования и из полученных ответов выводят тему урока «Революция»

2) работа у доски (2 учащихся) -пишет и объясняют значение

3) формулируют учебную задачу (узнаем особенности, сравним, сформулируем, создадим)

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества

Познавательные:

общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

логические – осуществляют
поиск существенной информации (из опроса респондентов)

 Регулятивные- осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных задач(диктант), принимают учебную задачу

III. Создание и защита групповых проектов

1) работа групп по созданию мини-проектов.

2) создание 2-3 страницы буклета путем кластера «Политическая хроника 1917 года»

3) создание 4 страницы буклета «Итоги и последствия»

1) корректирует и координирует работу групп

2) формулирует
задание: по ходу прослушивания информации заполнить по предложенным положениям сводную таблицу

3)формулирует задание: раздает карточки с вопросами в виде двух тестовых заданий на тему «Итоги и последствия»

1) создают титульную страницу буклета, собрав картинку из пазлов (1 группа изображение В.Ленина, 2 группа – крейсер «Аврора».

1 группа создает кластер по февральской революции, 2 группа – октябрьская революция

Группы обобщают итоги и выводят их на 4 страницу своих буклетов.

Каждая группа защищает свой мини-проект.  

Познавательные:

общеучебные – умеют решать практические задачи- проектная деятельность, отбирают информацию, составляют обобщающую таблицу; пользуются дополнительной информацией;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания
и представления об основных событиях, партиях, исторических деятелях 1917 г.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу;
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении материала; слушают друг друга

Физкультминутка

Организует физкультминутку

Выполняют упражнения

Личностные: понимают значение здорового образа жизни

IV. Первичное  осмысление и закрепление

Работа с документами

Организует мини-исследовательскую работу по событиям 1917 года.

Анализируется весеннее-летний кризиса 1917 года, разбирают трех лидеров (Корнилов, Керенский, Ленин) по характеру их действий.

Познавательные:

общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели;

логические – выстраивают причинно-следственные связи

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа

На основе работы с таблицей подводит к ответу на вопрос: “1917 год в судьбе России”. Взгляд на события  через 100 лет

Отвечают
на вопрос, опираясь на таблицу. Анализируют проекты, предоставленные другими группами.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные: оценивают собственную учебную
деятельность. Слушают мнения учеников. Дополняют или уточняют ответы

Регулятивные: прогнозируют результаты  уровня усвоения изучаемого материала

Познавательные: анализируют результаты таблицы, сравнивают по критериям оценки, формулируют вывод

VI. До-машнее задание

§3-7. Индивидуальные задания по группам

Дифференцирует
домашнее задание

Записывают
домашнее
задание

Приложение №1

Приложение к уроку 10 класса «Революция: причины и итоги»

Подготовка к уроку: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание», написанное в  1830 году.

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мертвых тел

Начнет бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать,

И станет глад сей бедный край терзать…

Чтобы понять о чем сегодня пойдет речь, предлагаю решить мини-тест. Букву выбранного ответа пишем на листочке.

К началу XX века  территория Российской империи занимала:

А) первое место в мире;

Р) второе место в мире;

Т) Третье место в мире.

2. Форма правления в Российской империи в начале XX века:

Е) абсолютная монархия;

Г) демократия;

Д) конституционная монархия

3. К началу XX века  в Российской империи:

Г) существовало индустриальное общество;

В) шел процесс формирования индустриального общества и модернизации;

З) не было даже предпосылок к переходу в индустриальное общество.

4. Какова основная проблема крестьянского хозяйства в Начале XX века?

Д) низкая урожайность по причине климатических трудностей;

В) крепостная зависимость;

О) крестьянское малоземелье.

5. С какого события принято начинать историю Первой русской революции?

Л) С «Кровавого воскресенья»;

Н) с восстания на броненосце «Потёмкин»;

Р)с выхода первого номера газеты «Искра».

6. Назовите дату Русско-японской войны:

А) 1900 – 1902 гг.

Ю) 1904 – 1905 гг.

Я) 1906 – 1907 гг.

7. Как назывался договор между Россией и Японией, заключённый в результате Русско-японской войны?

Б) Токийский;

В) Пхеньянский;

Ц) Портсмутский.

8.Назовите дату «Кровавого воскресенья»:

И)  9 января 1905 г.;

Е) 10 декабря 1906 г.;

Ю) 9 марта 1905 г.

9. Что не было провозглашено Манифестом 17 октября 1917 г.?

Э) созыв Государственной Думы;

Ю) дарование гражданских прав жителям России;

Я) упразднения самодержавия.

Итак, какое слово у вас получилось? Верно! Революция! Таким образом, мы сегодня будем говорить о Великой Российской революции. Тема нами уже изучена, Сегодня мы  попытаемся создать буклет, посвященный 100-летию Великой российской революции.

Задание №1. Составить из пазлов целую картинку, объяснить изображение и вклеить на титульный лист вашего буклета.

Задание №2. Тема:  Причины Великой российской революции.

Решив тест, заполните 2-ю страницу буклета путем кластера «Причины Великой российской революции».

В начале 1917 г.  ситуация в стране стала взрывоопасной. Опасность была вызвана недовольствами народа. В чём заключались недовольства?

А) рост цен и спекуляция;

Б) установление продналога;

В) очереди;

Г) поражения русской армии в Первой мировой войне;

Д) критика революционными и либеральными партиями действий царя;

Е) падение авторитета монарха и монархии;

Ж)учреждение Государственной Думы;

З) отречение Николая II от престола.

Укажите верный ответ:

Верны все варианты;  2. Верны Ж и З;

3.Верны А и Б; 4. Верны А,В,Г,Д, Е.

2. В причинах Великой российской революции выделяют «кризис верхов» и «кризис низов». Какие из ниже перечисленных относятся к «кризису верхов»?

 А) военные поражения русской армии в Первой мировой войне;

Б) частая сменяемость министров;

В) продовольственный кризис зимой 1917 г.;

Г) усиление стачечного и антивоенного движения;

Д) неспособность властей справиться с назревшими в стране проблемами.

3.В причинах Великой российской революции выделяют «кризис верхов» и «кризис низов». Какие из ниже перечисленных относятся к «кризису низов»?

А) Рост цен;

Б) продовольственный кризис зимой 1917 г.;

В) усиление стачечного и антивоенного движения;

Г) ошибки просчёты правительства;

Д) падение авторитета существующего строя.

4. Какое событие ускорило Великую российскую революцию, обострило назревшие проблемы:

А) Русско-японская война;

Б) Корниловский мятеж;

В) Первая мировая война;

Г) Первая русская революция.

5. Какой российский город называют «колыбелью» российской революции?

А) Москва;

Б) Петроград;

В) Тобольск;

Г) Могилёв.

6. 23 февраля 1917 г. на улицы Петрограда вышла колония демонстрантов, которую возглавляли женщины. Каковы были их требования?

А) повышение заработной платы;

Б) уравнение в правах с мужчинами;

В) хлеба и возвращения мужчин с фронта;

Г) прекращение столичных беспорядков.

7.  Что относится к основным требованиям народа, вышедшего на улицы Петрограда в феврале 1917 г.

А) «Долой войну!»;

Б) «Долой царизм!»

В) повышение заработной платы;

Г) отмена продналога.

Ответы:

1.4

2.А,Б,Д.

3.А,Б,В,

4.В

5.Б

6.В

7.3

Задание №3 Тема:  Ход (основные события) Великой российской революции.

   Прочтите исторический документ. Заполните пропуски. Выделите основные события революции в хронологическом порядке. (Используйте слова для справок). Составьте таблицу хронологии событий 1917 года для 3-й страницы буклета.

«18 февраля 1918 г. началась забастовка на __________________ заводе, которая была ответом на объявление об ________________ 30 тысяч рабочих – это стало импульсом для забастовочного движения. 23 – 25 февраля забастовка переросла во всеобщую политическую стачку в _______________, которая проходила под лозунгами _________________ и _______________.

26 февраля в ответ на решение Николая II о роспуске Государственной Думы и использовании армии в подавлении революции начался массовый переход  _______________ на сторону рабочих.

27 февраля  восставшие захватили ___________, _____________________, овладели __________ дворцом. 28 февраля пало _______________________.

В 26 – 27 февраля оформились два центра власти ________________________________________________________________ и _________________________________________________________________.

_________________ года Николай II отрёкся от престола. Временный комитет Госдумы и Петросовет договорились о создании _____________________________________________________________».

Слова для справок: Путиловский, увольнение, Петроград, «Долой царизм!», «Долой войну!», солдаты, вокзалы, правительственные учреждения, Зимний, Адмиралтейство, Петроградский совет рабочих и депутатов, Временный комитет Государственной Думы, 2 марта 1917 г., Временное правительство.

Задание №4 Тема:  Итоги и последствия Великой российской революции.

Распределите приведённые ниже утверждения в две группы – цели и задачи Февральской революции:

А) Завершение буржуазной модернизации страны;

Б) свержение самодержавия;

В) решение аграрного вопроса;

Г) решение рабочего вопроса;

Д) ликвидация пережитков феодализма;

Е) решение национального вопроса.

 Распределите приведённые ниже утверждения в две группы – итоги и последствия Февральской революции:

А) ликвидация монархии;

Б) открыт путь для демократического развития страны;

В) образование двоевластия;

Г) отсутствие чёткой системы власти, что порождало борьбу за власть;

 Ключ:

цели А, Д

задачи БВГЕ

итоги АВД

последствия БГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"

Конспект урока направлен в первую очередь на воспитание толерантности у учащихся. Цели и задачи урока:показат трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности вы...

Конспект урока всеобщей истории 9 класс "Причины второй мировой войны"

Материал позволяет рассмотреть особенности международных отношений в 30-е гг.20 века, выяснить причины второй мировой войны....

Открытый урок по истории "Перестройка и ее итоги"

Открытый урок по истории в 11 классе....

Конспект урока по истории в 11 классе Тема урока: Великая Отечественная война: итоги, цена и причины Победы советского народа

Итоги  Великой Отечественной войны  и Второй мировой войныПричины победы советского народа в Великой Отечественной войнеЦена и значение Великой  ПобедыВклад наших односельчан в Великую ...

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...

«Героическая оборона Севастополя. Причины поражения, итоги и последствия Крымской войны».

1.      В ходе актуализации знаний выявить причины и повод к войне, основные противоречия, проявившиеся в ходе войны, силы сторон, этапы войны, основные события I этапа и нача...

Методическая разработка урока истории в 9 классе «Великие реформы Александра II: причины, ход, итоги»

    Данный урок составлен в соответствии с основными требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Историко-культурного стандарт...