урок по истории России "Революция: причины и итоги"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Данный урок обладает исследовательско-проектным характером. Посвящен 100-летию революции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_istorii_revolyutsiya_prichiny_i_itogi.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока | Революция: причины и итоги |
Тип урока | Повторительно- обобщающее занятие |
Дата урока | |
Образовательные |
|
План урока | 1) Выведение темы путем решения тестовых заданий. 2) Защита проектов (буклетов) группами 3) Анализ проекта. Подведение итогов. |
Цель урока | Создать условия для осмысления значимости данного периода истории для России и мира, дать возможность учащимся выработать свою оценку происходящих перемен. Создать коллективный проект: «100 лет революции» |
Методы и формы | Методы: Проблемного изучения в обучении. Проектная деятельность. Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах. |
Основные понятия | Сепаратный мир, декрет, Учредительное собрание, Советы, двоевластие, ультиматум, мятеж, восстание, революция, Временное правительство |
Планируемые образовательные результаты | |
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного |
Научатся: определять ключевые политические события данного периода, составлять проекты на заданную тему, работать в группах. Получат возможность научиться: представлять и защищать свои проекты; осуществлять поиск нужной информации | Информационная компетенция Владеют: навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, СМИ, энциклопедиями, Интернетом. Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||
Этапы | Обучающие | Деятельность | Деятельность | Универсальные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Организационный момент | Подготовка | Проверяет готовность учащихся к уроку | Построение, приветствие учителя. Рассуждают о чем стихотворение М.Ю.Лермонтова. | Личностные: понимают |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
II. Актуализация знаний | 1) вводное слово учителя. (2017 г.- год 100-летия судьбоносных событий в России) 2) словарный диктант
3) построение формулировки темы, учебной задачи и способов ее решения | 1) проводит мини-тестирование по знаниям о событиях 1917 года 2) диктует термины: Учредительное собрание, коалиция, восстание, Советы, двоевластие, ультиматум, революция, двоевластие 3) озвучивает тему. Предлагает | 1) предоставляют результаты мини- тестирования и из полученных ответов выводят тему урока «Революция» 2) работа у доски (2 учащихся) -пишет и объясняют значение 3) формулируют учебную задачу (узнаем особенности, сравним, сформулируем, создадим) | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме логические – осуществляют Регулятивные- осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных задач(диктант), принимают учебную задачу |
III. Создание и защита групповых проектов | 1) работа групп по созданию мини-проектов. 2) создание 2-3 страницы буклета путем кластера «Политическая хроника 1917 года» 3) создание 4 страницы буклета «Итоги и последствия» | 1) корректирует и координирует работу групп 2) формулирует 3)формулирует задание: раздает карточки с вопросами в виде двух тестовых заданий на тему «Итоги и последствия» | 1) создают титульную страницу буклета, собрав картинку из пазлов (1 группа изображение В.Ленина, 2 группа – крейсер «Аврора». 1 группа создает кластер по февральской революции, 2 группа – октябрьская революция Группы обобщают итоги и выводят их на 4 страницу своих буклетов. Каждая группа защищает свой мини-проект. | Познавательные: общеучебные – умеют решать практические задачи- проектная деятельность, отбирают информацию, составляют обобщающую таблицу; пользуются дополнительной информацией; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу; |
Физкультминутка | Организует физкультминутку | Выполняют упражнения | Личностные: понимают значение здорового образа жизни | |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Работа с документами | Организует мини-исследовательскую работу по событиям 1917 года. | Анализируется весеннее-летний кризиса 1917 года, разбирают трех лидеров (Корнилов, Керенский, Ленин) по характеру их действий. | Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – выстраивают причинно-следственные связи |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | На основе работы с таблицей подводит к ответу на вопрос: “1917 год в судьбе России”. Взгляд на события через 100 лет | Отвечают Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Личностные: оценивают собственную учебную Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Познавательные: анализируют результаты таблицы, сравнивают по критериям оценки, формулируют вывод |
VI. До-машнее задание | §3-7. Индивидуальные задания по группам | Дифференцирует | Записывают |
Приложение №1
Приложение к уроку 10 класса «Революция: причины и итоги»
Подготовка к уроку: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание», написанное в 1830 году.
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать…
Чтобы понять о чем сегодня пойдет речь, предлагаю решить мини-тест. Букву выбранного ответа пишем на листочке.
К началу XX века территория Российской империи занимала:
А) первое место в мире;
Р) второе место в мире;
Т) Третье место в мире.
2. Форма правления в Российской империи в начале XX века:
Е) абсолютная монархия;
Г) демократия;
Д) конституционная монархия
3. К началу XX века в Российской империи:
Г) существовало индустриальное общество;
В) шел процесс формирования индустриального общества и модернизации;
З) не было даже предпосылок к переходу в индустриальное общество.
4. Какова основная проблема крестьянского хозяйства в Начале XX века?
Д) низкая урожайность по причине климатических трудностей;
В) крепостная зависимость;
О) крестьянское малоземелье.
5. С какого события принято начинать историю Первой русской революции?
Л) С «Кровавого воскресенья»;
Н) с восстания на броненосце «Потёмкин»;
Р)с выхода первого номера газеты «Искра».
6. Назовите дату Русско-японской войны:
А) 1900 – 1902 гг.
Ю) 1904 – 1905 гг.
Я) 1906 – 1907 гг.
7. Как назывался договор между Россией и Японией, заключённый в результате Русско-японской войны?
Б) Токийский;
В) Пхеньянский;
Ц) Портсмутский.
8.Назовите дату «Кровавого воскресенья»:
И) 9 января 1905 г.;
Е) 10 декабря 1906 г.;
Ю) 9 марта 1905 г.
9. Что не было провозглашено Манифестом 17 октября 1917 г.?
Э) созыв Государственной Думы;
Ю) дарование гражданских прав жителям России;
Я) упразднения самодержавия.
Итак, какое слово у вас получилось? Верно! Революция! Таким образом, мы сегодня будем говорить о Великой Российской революции. Тема нами уже изучена, Сегодня мы попытаемся создать буклет, посвященный 100-летию Великой российской революции.
Задание №1. Составить из пазлов целую картинку, объяснить изображение и вклеить на титульный лист вашего буклета.
Задание №2. Тема: Причины Великой российской революции.
Решив тест, заполните 2-ю страницу буклета путем кластера «Причины Великой российской революции».
В начале 1917 г. ситуация в стране стала взрывоопасной. Опасность была вызвана недовольствами народа. В чём заключались недовольства?
А) рост цен и спекуляция;
Б) установление продналога;
В) очереди;
Г) поражения русской армии в Первой мировой войне;
Д) критика революционными и либеральными партиями действий царя;
Е) падение авторитета монарха и монархии;
Ж)учреждение Государственной Думы;
З) отречение Николая II от престола.
Укажите верный ответ:
Верны все варианты; 2. Верны Ж и З;
3.Верны А и Б; 4. Верны А,В,Г,Д, Е.
2. В причинах Великой российской революции выделяют «кризис верхов» и «кризис низов». Какие из ниже перечисленных относятся к «кризису верхов»?
А) военные поражения русской армии в Первой мировой войне;
Б) частая сменяемость министров;
В) продовольственный кризис зимой 1917 г.;
Г) усиление стачечного и антивоенного движения;
Д) неспособность властей справиться с назревшими в стране проблемами.
3.В причинах Великой российской революции выделяют «кризис верхов» и «кризис низов». Какие из ниже перечисленных относятся к «кризису низов»?
А) Рост цен;
Б) продовольственный кризис зимой 1917 г.;
В) усиление стачечного и антивоенного движения;
Г) ошибки просчёты правительства;
Д) падение авторитета существующего строя.
4. Какое событие ускорило Великую российскую революцию, обострило назревшие проблемы:
А) Русско-японская война;
Б) Корниловский мятеж;
В) Первая мировая война;
Г) Первая русская революция.
5. Какой российский город называют «колыбелью» российской революции?
А) Москва;
Б) Петроград;
В) Тобольск;
Г) Могилёв.
6. 23 февраля 1917 г. на улицы Петрограда вышла колония демонстрантов, которую возглавляли женщины. Каковы были их требования?
А) повышение заработной платы;
Б) уравнение в правах с мужчинами;
В) хлеба и возвращения мужчин с фронта;
Г) прекращение столичных беспорядков.
7. Что относится к основным требованиям народа, вышедшего на улицы Петрограда в феврале 1917 г.
А) «Долой войну!»;
Б) «Долой царизм!»
В) повышение заработной платы;
Г) отмена продналога.
Ответы:
1.4
2.А,Б,Д.
3.А,Б,В,
4.В
5.Б
6.В
7.3
Задание №3 Тема: Ход (основные события) Великой российской революции.
Прочтите исторический документ. Заполните пропуски. Выделите основные события революции в хронологическом порядке. (Используйте слова для справок). Составьте таблицу хронологии событий 1917 года для 3-й страницы буклета.
«18 февраля 1918 г. началась забастовка на __________________ заводе, которая была ответом на объявление об ________________ 30 тысяч рабочих – это стало импульсом для забастовочного движения. 23 – 25 февраля забастовка переросла во всеобщую политическую стачку в _______________, которая проходила под лозунгами _________________ и _______________.
26 февраля в ответ на решение Николая II о роспуске Государственной Думы и использовании армии в подавлении революции начался массовый переход _______________ на сторону рабочих.
27 февраля восставшие захватили ___________, _____________________, овладели __________ дворцом. 28 февраля пало _______________________.
В 26 – 27 февраля оформились два центра власти ________________________________________________________________ и _________________________________________________________________.
_________________ года Николай II отрёкся от престола. Временный комитет Госдумы и Петросовет договорились о создании _____________________________________________________________».
Слова для справок: Путиловский, увольнение, Петроград, «Долой царизм!», «Долой войну!», солдаты, вокзалы, правительственные учреждения, Зимний, Адмиралтейство, Петроградский совет рабочих и депутатов, Временный комитет Государственной Думы, 2 марта 1917 г., Временное правительство.
Задание №4 Тема: Итоги и последствия Великой российской революции.
Распределите приведённые ниже утверждения в две группы – цели и задачи Февральской революции:
А) Завершение буржуазной модернизации страны;
Б) свержение самодержавия;
В) решение аграрного вопроса;
Г) решение рабочего вопроса;
Д) ликвидация пережитков феодализма;
Е) решение национального вопроса.
Распределите приведённые ниже утверждения в две группы – итоги и последствия Февральской революции:
А) ликвидация монархии;
Б) открыт путь для демократического развития страны;
В) образование двоевластия;
Г) отсутствие чёткой системы власти, что порождало борьбу за власть;
Ключ:
цели А, Д
задачи БВГЕ
итоги АВД
последствия БГ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"
Конспект урока направлен в первую очередь на воспитание толерантности у учащихся. Цели и задачи урока:показат трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности вы...
Конспект урока всеобщей истории 9 класс "Причины второй мировой войны"
Материал позволяет рассмотреть особенности международных отношений в 30-е гг.20 века, выяснить причины второй мировой войны....
Открытый урок по истории "Перестройка и ее итоги"
Открытый урок по истории в 11 классе....
Конспект урока по истории в 11 классе Тема урока: Великая Отечественная война: итоги, цена и причины Победы советского народа
Итоги Великой Отечественной войны и Второй мировой войныПричины победы советского народа в Великой Отечественной войнеЦена и значение Великой ПобедыВклад наших односельчан в Великую ...
Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».
Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...
«Героическая оборона Севастополя. Причины поражения, итоги и последствия Крымской войны».
1. В ходе актуализации знаний выявить причины и повод к войне, основные противоречия, проявившиеся в ходе войны, силы сторон, этапы войны, основные события I этапа и нача...
Методическая разработка урока истории в 9 классе «Великие реформы Александра II: причины, ход, итоги»
Данный урок составлен в соответствии с основными требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Историко-культурного стандарт...