Мастер-класс учителя истории Головановой Валентины Петровны
презентация к уроку по истории (11 класс) на тему
Тема моего мастер-класса "Приёмы и методы познавательной деятельности на уроках истории и обществознания". Эпиграфом к своему выступлению взяла слова К.Д. Ушинского "Ученик на уроке устаёт не от деятельности, а от её однообразия".
Цель: представить собственную систему работы, нацеленную на формирование познавательной деятельности обучающихся через разнообразные приёмы и методы на уроках истории и обществознания.
Задачи: сформировать у участников мастер-класса о системе работы учителя, через активацию приёмов познавательной деятельности;
Продемонстрировать результаты деятельности обучающихся в форме активного мыслительно-познавательного поиска различных конечных продуктов деятельности.
Методическая тема над которой я работаю последние несколько лет - "Приёмы и методы познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания с низкой познавательной активностью". Эта тема выбрана не случайно, ведь приёмы и методы это - формирование активности обучающихся, направленные не только к самой познавательной деятельности, способствующие саморазвитию личности обучающегося.
Цель познавательной деятельности: обучить не отдельным мыслительным операциям в стихийно складывающимся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач.
углубить знания при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение новых знаний.
Научить анализировать, сравнивать, синтезируя и обобщая, конкретизируя фактический материал, самому получать из него новую информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приёмы и методы работы учителя истории | 601.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ученик на уроке устает не от деятельности, а от ее однообразия» К. Д. Ушинский Тема : Приемы и методы познавательной деятельности на уроках истории Цель: представить собственную систему работы, нацеленную на формирование познавательной деятельности обучающихся через разнообразные приемы и методы на уроках истории и обществознания. Задачи: – сформировать у участников М-К представление о собственной системе работы учителя, через активизацию приемов и методов познавательной деятельности. – продемонстрировать результаты деятельности обучающихся в форме активного мыслительно-познавательного поиска различных конечных продуктов деятельности.
Методическая тема, над которой я работаю последние несколько лет – “«Приемы и методы познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания с низкой познавательной активностью» Эта тема выбрана не случайно, ВЕДЬ приемы и методы ЭТО - формирование активности обучающихся , направленные не только к самой познавательной деятельности, а способствующие саморазвитию личности обучающегося.
Цель познавательной деятельности обучить не отдельным мыслительным операциям в стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. углубить знания при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. научить анализировать, сравнивать, синтезируя и обобщая, конкретизируя фактический материал, самому получать из него новую информацию.
Актуальность Историческое образование, как и образование в целом в настоящее время переживает сложный период – период модернизации, главная задача которого повышение доступности и качества образования. Но вместе с этим получается противоречие с одной стороны объем информации на уроках истории увеличивается , а количество учебного времени на изучение истории сокращается. Кроме этого современные психологи отмечают интенсивное стремление детей к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, самоутверждение, а интерес к учебе ослабевает. Поэтому активизация познавательной деятельности обучающихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки.
Описание опыта работы: Одной из главных своих задач я вижу в организации учебной деятельности таким образом, чтобы сформировать у обучающихся потребность овладения новыми знаниями. Работать над активизацией в первую очередь - это, значит: - формировать положительное отношение обучающихся к учебной деятельности, - развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Применяя приемы и методы самостоятельной познавательной деятельности использую в первую очередь: - возрастные особенности обучающихся; - Выбираю такие действия, которые соответствуют возможностям обучающихся; - использую нестандартные формы проведения уроков;
- Создаю атмосферу взаимопонимания и сотрудничества; - Использую групповые и коллективные формы организации учебной деятельности; игровые технологии; - стараюсь создать обстановку психологического комфорта на уроке, веру в свои силы у каждого не зависимо от его способностей. Для организации познавательной самостоятельности использую элементы проблемного обучения. Принцип проблемности - необходимое условие для зарождения исторического мышления. Проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение всех четырех компонентов содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации) на каждом занятии. Элементы проблемного обучения мотивируют учащихся на самостоятельный поиск информации и активизацию мышления. В своей работе использую разнообразные методы, способы активизации познавательной деятельности и разные педагогические технологии. Сегодня на мастер-классе я представлю некоторые свои приёмы.
Заголовок—окошко для взгляда вперёд, Посмотри и подумай, что тебя ждёт. Заголовок—это не просто слова: Эти слова—всему голова .
Показ видео-ряда Цель показа : Определить тему урока и главные вопросы, которые необходимо рассмотреть. Работа в группах.
Как у каждого учителя у меня свои способы определения темы урока: 1) Показ иллюстраций, с помощью которых обучающиеся должны определить тему урока и вопросы на которые должны обратить внимание. 2) «Белые» и «Красные». Кто это? Какое историческое событие с этим связано? Хронологические рамки этого события? 3) Фрагмент документа. Прочитав который должны определить: событие, время события, причинно-следственные связи событий этого периода. 4) Персоналии, относящиеся к этому периоду истории и их роль.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Политика опричнины способствовала укреплению Российского государства». Используя исторические знания. Приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в виде таблицы: Аргументы в подтверждение Аргументы в опровержение
Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов истории России: 1950-60 гг. ХХ века В сочинении необходимо: Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризуйте роли названных Вами личностей в этих событиях(явлениях, процессах);
Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий, происходивших в данный период; Используя знания исторических фактов и мнений историков, оценить влияние событий данного периода на дальнейшую историю России.
Для того, чтобы выполнить это задание предлагается дополнительный материал из учебника или дополнительный материал.
Задание на знание исторических понятий, соответствующих данному периоду истории Представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. Х1Х в., признававшие необходимость развития России по западноевропейскому пути.
Запишите термин, о котором идёт речь В России в начале ХХ в. земельный участок, выделенный из общинной земли в единоличную крестьянскую собственность (без переноса усадьбы)
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками Памятники культуры Характеристики А) Софийский собор в Новгороде Б) царь-пушка В) дом Пашкова в Москве Г) поэма «Василий Тёркин » Автор – К.М. Симонов Автор – К.А. Тон Данный памятник культуры создан А. Чоховым Данный памятник культуры создан в ХУ111 в. Памятник культуры посвящен солдату Великой Отечественной войны Данный памятник культуры был создан при жизни Ярослава Мудрого
Работа с картами-схемами Укажите век, когда в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой 1. Ответ запишите словом. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «4» Назовите российского царя, в правление которого в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «3».
Просмотрите видеоряд и сформулируйте тему урока и вопросы, которые необходимо рассмотреть. Развитие культуры в послевоенные годы. Наука и культура в 50-70-е годы. «Оттепель» в культурной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для учителей математики «Технология применения системы дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе»
Методические ресурсы: Трушова И.И. АЛГЕБРА. ГЕОМЕТРИЯ. Сборник задач для учащихся 9 класса / И.И. Трушова. – СПб.: СМИО Пресс, 2014. – 80 с.Цель мастер-класса – отработка практически...
Мастер – класс для учителей истории и обществознания 9 -11 классов «Поэтапная подготовка обучающихся к ЕГЭ И ГИА по истории".
Цели проведения мастер-класса:1.Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания,2.Создание условий для формирования индивидуального стил...
Мастер-класс Урок по истории 10 класс "XVI век. Иван IV. Теория и практика государственного правления"
Урок по истории 10 класс «XVI век. Иван IV.Теория и практика государственного правления»...
Мастер-класс для учителей: Урок в рамках системно - деятельностного подхода по теме «Культура речи учителя»
Цель мастер-класса - демонстрация урока, соответствующего требованиям ФГОС; информирование педагогов о нормах грамотной речи учителя....
Мастер - класс РМО учителей истории Текстовая задача Дворцовые перевороты 06. 04. 2021 г.
Мастер - класс проводился для учителей Абанского района по теме "Формирование читательской грамотности на уроках истории". Во время мастер - класса я познакомил с приемами составления и рабо...
Мастер-класс для учителей начальной школы «Нейропсихологические приёмы в помощь учителю начальной школы»
В каждом классе есть дети, испытывающие разного уровня сложности в обучении. Они могут талантливо проявлять себя на математике, делать интересные творческие проекты, но часто совершают «глупые&r...
Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...