Классный час на тему: «Первые иконы и первые храмы Древней Руси»
классный час (5 класс) по теме

Полуянова Ирина Владимировна

Цель нашего мероприятия - воспитание интереса к православной культуре.
Учащиеся познакомятся со святынями – иконами и храмами православного мира.
Основной задачей является воспитание у ребят ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_ikony_i_hramy_drevney_rusi.doc70.5 КБ
Office presentation icon pervye_ikony_i_hramy.ppt2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Первые иконы и первые храмы Древней Руси».

Цель: воспитание интереса к православной культуре.

Задачи: познакомить учащихся со святынями – иконами и храмами православного мира;  воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Ход классного часа:

Звучит песня «Купола России» (Настя А.)

Слайд № 1 «Первые иконы и первые храмы Древней Руси».

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о православных иконах и храмах. На всяком месте можно молиться Богу, потому что Бог находится везде. Но есть особенные места, где удобнее совершать молитвы и где Господь находится особенным, благодатным образом. Такие места называются Храмами Божиими.

Есть красота несказанная, светлая,

Та, что святою не зря называется ...

Тихо раскроется тайна заветная.

Русь белой лебедью в сердце останется.

Сном благодатным, радостью сбывшейся  -

Час созерцанья, Богом подаренный.

Будто бы чудом с Небес опустившийся  -

Песней беззвучною  -  Храм белокаменный ...                                              

                                                       (М.Кравцова)

Спросите русского человека: «Назови самое прекрасное, что ты видел в жизни»,  и он ответит: «Храм Божий». И, действительно, с давних времен славится Русская земля великолепием белокаменных и златоглавых храмов. Зодчие (так называли архитекторов в Древней Руси) воплотили в них дух нашего народа и всю его историю.

- Ребята, как вы думаете, с какого времени появились храмы на Руси?

(Строительство первых храмов на Руси появилось с приходом на Русь христианства)

Ученик 1: После крещения Руси и принятия Русью православия, то есть с 988года начался процесс активного строительства храмов. Древнерусские мастера постоянно искали и находили особенные черты своих храмов. Так постепенно формировался русский стиль христианской архитектуры.

С тех пор пронеслось много лет, и заблестело над Россией удивительное количество величественных куполов православных храмов, соборов, церквей и монастырей.

 Слайд № 2 Картина Левитана «Вечерний звон»  

Ученик 2:  Храмы, возводившиеся на Руси с первых десятилетий русского Христианства, всегда были молитвенной «свечой Богу»,  «каналом», соединяющим Небо с землей. Сердце русского странника всегда озарялось радостью в ту самую минуту, когда из-за холма или над равниной реки показывался в небесах крест, а под ним и купол сельской или монастырской церквушки.

Ученик 3:  На Руси издревле строились храмы. Строительство любого города начиналось со строительства церкви. И уже под покровительством креста начинали строиться дома и остальные городские здания, но, ни одно из них не должно было быть выше креста, чтобы он был виден с любой точки города. Сам город строился по принципу храма.

Ученик 4: Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строилась колокольня или звонница, то есть башня, где висят  колокола. Колокольный звон созывал верующих на молитву, к богослужению. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость называется «трезвон». В дореволюционной России трезвонили в течение всей пасхальной недели. Колокольный звон напоминает нам о небесном мире.

Ученик 5: «Звон колоколов – это не просто гонг, созывающий людей в церковь, а мелодия, одухотворяющая окрестности храма, напоминающая о молитве тем, кто занят трудом или находится в пути…. Колокольный звон – музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви. Он возвещает о вере, о жизни,  пронизанной её светом, он будит уснувшую совесть»

Ученик 6: Таким образом, храмы всегда играли большую роль в жизни народа. Они поднимали дух, давали уверенность и надежду в трудные времена.

Действительно, невозможно представить себе город, поселок, село без храмов.

Эти неповторимые, поднимающиеся над землей,  словно свечи,  и вместе с тем родные каждому русскому человеку сооружения, были всегда главным спутником русского народа.

Учитель: -  Скажите ребята, а что же для вас значит слово храм?

-  C чем храм ассоциируется для вас? (Ответы детей.)

Учитель: Обобщим всё сказанное: храм- это место Святое, Чистое, Доброе.

- А как вы думаете, почему люди идут в храм?

- Что влечет туда человека? ( Ответы ребят.)

Люди идут туда,  чтобы найти  и укрепить свою Веру и Любовь к Богу и получить Надежду.

 

Учитель: Возвратимся к истории.

В 1474 г. в Москве случилось легкое землетрясение. Все бы ничего, но рухнул возведенный почти до самых сводов Успенский собор в Кремле. Причина – слишком жидкий известковый раствор. Таким образом, прочность постройки в первую очередь зависит от материала. Из какого же материала на Руси строили храмы?  На юге Руси – из плинфы – большого плоского кирпича. Красная плинфа и розовый раствор (смесь извести, песка и толченого кирпича) делали стены первых русских храмов нарядно-полосатыми.

Помните, из-за чего рухнул недостроенный Успенский собор? Из-за качества раствора… Хорошие мастера уделяли ему особое внимание, добавляя золу, толченый уголь, молоко и даже растительное масло.  

Во Владимиро-Суздальской земле храмы строили из ослепительно белого известняка, который легко поддается обработке. В Новгородской земле – из серого плитняка (местный строительный материал, обладающий одной особенностью - его невозможно обработать идеально, поверхность всегда будет  неровной, шероховатой). И, конечно же, на Руси строили из дерева.

Слайд № 3 А знаете, почему русские храмы обычно многоглавы?  Чем крупнее церковь – тем больше требуется куполов: ведь каждый купол опирается на цилиндрический барабан с окнами, освещающими внутреннее пространство храма.

 

Вы подготовили небольшие сообщения о самых известных храмах России. Давайте их послушаем.

Слайд № 4

Ученик 7: Нельзя не восхититься красотой Преображенской церкви в Кижах (в окрестностях Онежского озера), построенной в XVIII веке  а точнее сказать – не построенной, а «срубленной» топором без единого гвоздя. Кто бывал на Онежском озере, знает, как велико оно. Плывешь по нему, а земля исчезает за горизонтом. Лишь множество больших и маленьких островков встречаются на пути. На островах этих стоят редкие селения и немногие сохранившиеся деревянные храмы. Преображенская церковь заметна издалека – 40 метров в высоту, 22 купола.   Предание гласит: неизвестный мастер, закончив работу, забросил свой топор далеко в озеро со словами: «Не было такой и не будет». И слова его оказались пророческими.

Слайд № 5

Учитель: В сознании наших предков храм олицетворял вселенную. Купола русских храмов повторяют форму раскинувшегося над ними свода небес. Центр храма –  подкупольное пространство, залитое светом - земля. Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира. Иногда в основании храма имелись глубокие помещения (подклети), где устраивались захоронения знатных людей. Так, в Архангельском соборе в Кремле захоронены почти все русские цари допетровского времени.

Таким образом, храм соединил в себе и небесное и земное.

Слайд № 6

Ученик 8: Первые храмы на Руси часто посвящались святой Софии (София – Премудрость Божия). Именно так именовался храм в Константинополе (в Византии), откуда пришло на Русь православие. В X веке русские послы князя Владимира, побывавшие в этом храме, потрясенные его небесной красотой и дивным  величием,  вернувшись на родину, рассказывали: «Мы не знаем, где  были – на земле или на небе».    

Великолепные русские  Софийские храмы были построены в Киеве, Полоцке, в Новгороде. Новгородский Софийский собор – один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Купола – шлемовидные. Большой средний купол возвышался над собором, будто Илья Муромец в золотой шапке стоял дозором над Новгородской землёй.  Мощные стены, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления, воспринимались как сплошная монолитность. Это образ богатырской силы, непоколебимости.

 Очевидно, новгородцы прекрасно чувствовали силу, которая исходит от храма Софии. Недаром слова «За святую Софию!» были их боевым кличем.

Слайд № 7

Учитель: Внутреннее убранство Новгородской Софии тоже сурово.  Фрески (настенная живопись, живопись на штукатурке) изображают русских святых, в чьих лицах угадывается тоска Родины о лучшем будущем и предчувствие тех потрясений, которые ждут ее впереди.

Находясь рядом с этим собором, чувствуешь себя причастным к русской истории. Здесь много веков назад Александр Невский обращался к новгородскому вече, от этих стен уходил он во главе ополчения защищать землю Русскую. В соборе принимали иностранных послов, здесь объявляли княжеские указы, награждали и хоронили именитых горожан, здесь была одна  из самых крупных книжных сокровищниц на Руси.

В годы Великой Отечественной войны собор был разрушен, но формы свои сохранил. Его так любили, что начали реставрировать в 1944 году, когда война еще не закончилась. 

Сейчас он почти такой же, каким был в далеком XI веке. Восстановленные фрески радуют глаз своей сказочной красотой. Преобладание желтых и сиреневых тонов придают помещению собора домашнюю теплоту и уют.

Образ этого храма – это образ Родины, её история – великая и трагическая.

Слайд № 8

Ученик 9: Может быть, самым могущественным княжеством Руси XII века было Владимирское.  Храмы здесь  строили из белого известняка, легко поддающегося обработке. В 1158 г. по велению князя Андрея Боголюбского в стольном городе Владимире был заложен Успенский собор.

На протяжении двух веков он был главным собором на Руси. У его алтаря возводились на княжение Александр Невский, Дмитрий Донской. Собор служил усыпальницей владимирских князей.  По горизонтали стены мы видим цепь непрерывных арочек, опирающихся на колонки, получается своеобразный ажурный пояс (очень нарядно!).

Слайд № 9

Ученик 10: Красота храма сочеталась с изысканностью и пышностью внутреннего убранства. Стены собора расписаны фресками. На алтарной преграде стояли иконы, среди которых выделялась знаменитая «Владимирская Богоматерь», которая почиталась на Руси как одна из главных святынь. Лик Богоматери удивителен и неповторим. В глазах запечатлелись любовь, скорбь и печаль матери, предвидящей жестокую судьбу своего сына.

Учитель: Таким образом, если новгородские храмы представляли собой образ силы, то владимирские храмы – образ красоты  и великолепия.

 Попробуйте сейчас определить к какому стилю – новгородскому или владимирскому - принадлежат следующие храмы Древней Руси:

Слайд № 10 (Новгородский стиль)

Это церковь Спаса на Нередице – стала последней каменной постройкой новгородских князей. При крайне скромных размерах она воспринималась как внушительное и монументальное сооружение. Фрески этого храма – выражение духовной мощи (как и фрески новгородской Софии) – стали драгоценным памятником новгородской живописи XII века. На их изучение (которое началось в 1910 г) судьба отпустила всего несколько лет: в 1941 церковь сильно пострадала во время фашистской бомбежки.

Слайд № 11 (Владимирский стиль)

Это Димитриевский собор - дворцовый храм сильнейшего феодального владыки XII века — «великого Всеволода», как его называли летописцы, созданный им в зените своей славы, когда власть владимирского князя решала судьбы княжеских столов Поднепровья, Смоленщины и Новгорода. Дух торжественного великолепия пронизывает здание от его масс и до мельчайших деталей. Мы видим ажурный пояс из арочек, каменную резьбу (скульптурные изображения – фигуры людей, птиц, зверей, растений. Около тысячи резных камней!). Скульптура не получила распространения в древнерусском искусстве, поэтому рельефы владимирских храмов уникальны.

 

Слайд № 12 (Новгородский стиль)

Простота, монолитность, образ силы, образ былинного богатыря.  Это Георгиевский собор, по размерам уступающий только св. Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры.

Слайд № 13 Храмовая икона – Святой Георгий  - одна из древнейших в России. Святой Георгий – покровитель воинов - был одним из наиболее почитаемых святых Древней Руси. Орден святого Георгия был высшей наградой в дореволюционной Российской империи.

Слайд № 14 (Новгородский стиль)  Церковь Петра и Павла в Кожевниках

Слайд № 15 (Новгородский стиль)

Церковь Воскресения Христова. Псков. Древний русский город Псков испокон веков был сберегателем юго-западных границ новгородских владений.  Суровость края и нередкие войны с неприятелями наложили отпечаток и на облик этого города, и на характер его жителей.

Слайд № 16 (Новгородский стиль)

Мирожский монастырь. Слава этого монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность.

Слайд № 17 (Владимирский стиль)

Это церковь Покрова на Нерли. В трех километрах от слияния рек Клязьмы и Нерли был возведен храм невиданной красоты с необычным тогда названием – Покрова. В Византии (православие на Русь пришло оттуда) не было праздника Покрова Богородицы. Он появился на Руси в XII веке в память о чудесном событии: русские паломники во время службы в византийском храме увидели, как над головами молящихся Богородица распростерла свое покрывало и молилась об избавлении народа от бед (видели это только русские паломники). Праздник Покрова  (Защиты) Богородицы стал одним из главных на Руси. Около Покрова (14 октября) выпадал первый снег, покрывая все вокруг, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: "На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается".

 Но не только со снежным покровом соединялся в народном сознании день Покрова Богородицы. Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался "покровителем свадеб" и девичьим праздником: "Придет Покров, девке голову покроет".  Вот и церковь Покрова на Нерли – как невеста в подвенечном платье, легкая, невесомая, глядится в зеркало – небольшое озерцо (остаток старого русла реки Нерль).

 

Слайд № 18

Ученик 11: В XVI веке в русском зодчестве возникло новое явление – шатровый храм (шатер вместо куполов). Это были храмы-памятники в честь какого-либо события, они должны были быть высокими, видными издалека.

 Первым каменным шатровым храмом считается Вознесенская церковь в Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного. Нас и сегодня удивляет высокий (62 м) белокаменный храм, по форме напоминающий свечу или обелиск. А тогда, в XVI веке, когда и в Москве большинство зданий были деревянными, ослепительно белый на фоне синего неба храм выглядел как самое настоящее чудо (образ радости,  устремленности вверх, душевного порыва, + кокошники-свечи…).

 

Слайд № 19

Ученик 12: C этим храмом  связано одно удивительное событие. 2 марта 1917 года - в день вынужденного отречения от престола последнего царя - мученика Николая II - в нижней части храма была найдена икона Божией Матери «Державная». В  тот день в храм пришла крестьянка  и рассказала священнику, что слышала во сне голос, который говорил о «черной» иконе в храме. К рассказу женщины отнеслись очень внимательно, и после долгих поисков нашли в подвале большую икону, почерневшую от пыли. Икону промыли и увидели на ней изображение Царицы Небесной, сидящей на Царском Троне.  В  руках - скипетр и держава (символы царской власти), на голове корона, на коленях - Богомладенец. Весть о чудесно явленном образе быстро облетела всю Россию и расценивалась верующими как знак того, что Царица неба и земли взяла в свои руки управление Россией.

Слайд № 20

Ученик 13: Другой шатровый храм–памятник был построен на Красной площади по заказу Ивана Грозного, решившего увековечить свою главную победу – взятие Казани. Так как Казань пала в день Покрова Богородицы, то и называться стал храм Покрова Богородицы на Рву (здесь, действительно раньше был оборонительный ров, ведь Московский Кремль – это крепость). Второе название этого собора – храм Василия Блаженного, так как у его стен был погребен московский «Христа ради юродивый» Василий (с юности он был наделен даром предвидения, предсказал пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу). Блаженного чтил и побаивался сам Иван Грозный. На могиле его стали совершаться чудесные исцеления.

Ученик 14: Итак, храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − так звучит его   полное название.  Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.

Собор представляет собой ансамбль из 9 построек: центральная часть увенчана высоким великолепным шатром,  остальные – ниже и разной формы (для Москвы характерны луковичные купола).

По многообразию своего архитектурного облика храм Василия Блаженного не знает себе равных ни в России, ни за ее пределами.

Причудливое, красочное сооружение стало русским чудом, русской сказкой.

Слайд № 21

Учитель: Самая красивая страна в мире — Россия Православная. Красота проявляется в колокольном звоне, в архитектуре храмов, в торжественном богослужении, в чуде православных таинств,  в красоте чудотворных икон, в лицах молящихся людей, в неповторимом храмовом пении.  

У Петра Ильича Чайковского в «Детском альбоме» есть пьеса «В церкви», где он использует мелодию старинной молитвы.  Послушайте, как на фоне колоколов звучит в старом храме строгое и стройное пение хора.

Учитель: В заключение нашей встречи хочу сказать, что православный храм сегодня — это место выведения России из сонного состояния спящей красавицы, когда пробуждается душа человека, омываемая теплотою Божественной любви.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час: «Первые иконы и первые храмы древней Руси».

Слайд 2

Картина Левитана «Вечерний звон»

Слайд 3

Цилиндрический барабан с окнами, освещающими внутреннее пространство храма.

Слайд 4

Преображенская церковь в Кижах

Слайд 5

Архангельский собор в Кремле

Слайд 6

Софийский собор в Новгороде

Слайд 7

Фреска Софийского собора

Слайд 8

Успенский собор во Владимире

Слайд 9

Икона Владимирская Богоматерь

Слайд 10

Церковь Спаса на Нередице

Слайд 11

Димитриевский собор

Слайд 12

Георгиевский собор

Слайд 13

Храмовая икона – Святой Георгий

Слайд 14

Церковь Петра и Павла в Кожевниках

Слайд 15

Церковь Воскресения Христова в Пскове

Слайд 16

Мирожский монастырь

Слайд 17

Церковь Покрова на Нерли

Слайд 18

Вознесенская церковь в Коломенском

Слайд 19

Икона Божией Матери «Державная»

Слайд 20

Храм Василия Блаженного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ярослав Мудрый, покровитель книжного дела, создатель первой библиотеки Древней Руси»

Презентация "Ярослав Мудрый покровитель книжного дела, создатель первой библиотеки Древней Руси, рассчитана на учащихся 5-7 классов, рассказывает  о первых библиотеках Древней Руси, о книгах, и о...

Встреча с интересными людьми.Классный час на тему "Первая МИРОВАЯ ВОЙНА"

Встреча с интересными людьми.Классный час на тему "Первая МИРОВАЯ ВОЙНА"...

Классный час на тему " Первый раз в пятый класс"

Классный час на тему " Первый раз в пятый класс". Первая встреча с пятиклассниками, какая она будет? Первое знакомство должно быть интересным и познавательным....

Классный час на тему "Первая мировая война"

Классный час на тему "Первая мировая война"...

Первые правители Древней Руси

Первые правители Древней Руси (от образования государства - до периода феодальной раздробленности)....

Электронный справочник "Храмы Древней Руси"

Электронный справочник "Храмы Древней Руси"  (проект ученика 7 класса Велько Александра)...

Первые князья Древней Руси

Презентация о правлении первых князей Руси. История России. 6 класс...