Стратегия успеха
статья по истории на тему
Каждый учитель немного психолог, поэтому в своей работе я пыталась показать что ученик должен быть свободен в своем мнении, а учитель не должен навязывать ему свое. Для того чтобы небыло хаоса в голове учащихся в средних клаасах, учитель должени систематически и постепенно рассказывать ему имненно фундаментальную историю на уроках. Конечно можно подискутировать, но во внеурочеоное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategiya_uspeha.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегия успеха: учимся общению
Совершенствоваться можно только в жизни и в общении
между людьми.
Л.Н.Толстой
Модернизация российского образования направлена на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятия, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем.
На сегодняшний день учёные выделяют четыре вида общения: вербальное(словесное), невербальное(мимика, жесты), интерактивное(взаимодействующее), персептивное(познающее); а также пяти форм: деловое, повседневное, ритуальное, межэтническое, досуговое. Все эти формы и виды общения имеют свои особенности, поэтом нужно запомнить правило: «Другие ничуть не хуже тебя». В книге Дейла Карнеги « Как перестать беспокоиться и начать жить» описан случай с Георгом Роном. Рон – адвокат по профессии, знающий несколько языков, во время Второй мировой войны вынужден был бежать из Австрии в Швецию, где остро нуждался и искал работу. Однажды на своё письмо он получил ответ от владельца фирмы.
«Вы неверно представляете себе, чем занимается моя фирма. Вы производите впечатление незнающего и глупого человека. Мне не нужен никакой корреспондент. Но если бы я нуждался в нём, я не принял бы вас на работу, потому что вы даже не можете грамотно писать по-шведски. В вашем письме полно ошибок.» Ответ Рона: «С вашей стороны проявлена большая любезность по отношению ко мне. Вы взяли труд написать мне, несмотря на то, что ваша фирма не нуждается в корреспонденте. Я сожалею, что не имел правильного представления о деятельности вашей фирмы. Я написал вам потому, что навёл справки, и мне назвали ваше имя как одного из лидеров в вашей области деятельности. Я не знал, что сделал грамматические ошибки в своём письме. Я сожалею об этом и стыжусь. Теперь я займусь более тщательным изучением шведского языка и постараюсь исправить их. Позвольте мне поблагодарить вас за то, что вы помогли мне встать на путь самосовершенствования».
Для того, чтобы ученику можно было участвовать в дискуссиях, обмениваться мнениями по определённой проблеме со своими сверстниками, играть разнообразные роли, необходимо расширять кругозор, учить их ориентироваться в современных общественных проблемах, анализировать ситуации и события. На уроках учеников важно научить правильному ведению дискуссии. Схема проведения дискуссии дана в рабочей тетради по обществознанию Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лабезникова:
Текст, содержащий противоречие – постановка вопросов – выражение мнений – конструирование гипотез – разъяснение – обобщение – обоснование – обращение к примерам – выражение встречных примеров – оценка выводов
Для человека важно полноценное настоящее общение. Оно зависит от содержания. Под содержанием понимается то, что сообщается и как сообщается. Для полноценного общения важно уметь сообщать эти сведения. Для этого мало обладать культурой речи, но и уметь учитывать интересы других.
Древние заповеди гласят: 1)доверяйте тому, с кем общаешься, верь в то, что человек, с которым ты общаешься, хороший, готов общаться с вами; 2)уважай того, с кем общаешься, общаться надо бережно и вежливо.
Нельзя забывать о своей речи. Многие учащиеся в разговоре употребляют слова-паразиты, сленг, вульгарные выражения. Своим примером учитель должен показать выразительность, остроумие, эмоциональность языка, его экспрессивность. Очень хорошо, когда учащиеся слышат фразеологические обороты, пословицы, поговорки. Иногда на уроке можно протестировать учащихся, как они восприняли новую тему. Для этого хорошо задать уточняющие вопросы по объяснению. Спросить: «Правильно ли я понял, что?..». Сформулировать и задать «ли- вопрос» (для ответа «да» или «нет»). Обучая правильной речи и общению на уроках большое внимание надо уделять основным понятиям, уточнять термины, избегать двусмысленности в разговоре. Часто у учащихся возникает «иллюзия понятности», необходимо контролировать знание и понимание терминов. В своей речи учитель ни в коем случае не может допускать грубостей, оскорблений, резких слов. Психологи советуют указывать на ошибки ненавязчиво, косвенным путём. В своей практике я всё-таки стараюсь показать на допущенные промахи, так как считаю, чтоученик должен почувствовать дистанцию между учителем и собой. Это должно приучить ученика к субординации.
При общении большую роль играют жесты. Об этом должны знать и учащиеся. Например, раскрытая ладонь говорит о доброжелательности человека и его хороших намерениях по отношению к другим. Указывание пальцами – говорит о том, что человек настроен враждебно, недружелюбно. Плохо, когда собеседник, а тем более учитель на уроке, держит руки в карманах, ведь этот жест выдаёт высокомерие и предвзятость. Обратите внимание, когда ученик, отвечая устно, скрещивает руки на груди, он не хочет с вами общаться. Очень важно при общении следить за глазами собеседника: когда у учащегося возникает искренний интерес, глаза его широко раскрываются и многие учителя, окликом заставляют учащегося включиться в работу. Во время урока учителю не обходимо наблюдать за мимикой учащихся, может возникнуть боль и необходимо оказать помощь. Часто общаясь с учащимися, учителя прибегают к интонациям, чтобы щадящее показать свои чувства, я думаю, это правильно.
Общение – сложное искусство, когда приносит неприятности. Когда нарушаются правила взаимности, возникают конфликты Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Ещё чаще конфликты связаны со смысловыми барьерами в общении. Мешает правильному пониманию сказанного и стилистический барьер. Конфликты возникают из-за разного положения в обществе, чувств, моральных барьеров. Осознавая конфликтную ситуацию, участники общения выбирают один из двух вариантов возможного поведения, это борьба либо избегание. Л. Н. Боголюбов и Л. Ф. Иванова приводят следующую таблицу, которая отражает полемистические приёмы, а также показывает правильное решение проблемы
борьба | избегание | Решение проблемы |
Спор Вызов Обвинение Месть Словесные атаки | Уклонение Отсрочка Юмор Притворство Желание спрятаться | Беседа Переговоры Согласование Объединение Обращение за помощью |
Не надо забывать также об успешном разрешении в конфликте через посредника. В нашем лицее функционируют конфликтные комиссии при профкоме, а также ученический кружок «Медиатор».
Р.Бернс в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» сформулировал основные принципы работы учителя, стремящегося добиться эффективного взаимодействия со своими учащимися:
«1. С самого начала и на всём протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям своё полное к ним доверие.
2. Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.
3. Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
4. Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося.
6. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
7. Он должен быть активным участником группового взаимодействия.
8.Он должен открыто выражать в группе свои чувства.
9. Он должен стемиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого.
10. Он должен хорошо знать себя.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уверенность в будущем. Стратегии успеха»
Методическая разработкавнеклассного мероприятия«Уверенность в будущем.Стратегии успеха»Языкова Алена Владимировна, учитель обществознанияМОУ СОШ № 80 г. Сочи, ...
Новые подходы к сопровождению учащихся и оцениванию их образовательных результатов: на примере использования карт-прогнозов индивидуальных стратегий успеха
Статья, описывающая опыт применения системы оценивания личностных и метапредметных результатов учащихся....
Качество образования: стратегия достижения успеха
Выступление на педагогическом совете по теме "Качество образования: стратегия достижения успеха"...
Беседа- практикум "Стратегия успеха"
Данный материал будет полезен классным руководителям, кураторам....
Статья "Подготовка учащихся к конкурсу чтецов произведений на иностранном языке . Стратегия успеха глазами члена жюри."
Как подготовить ребёнка к конкурсу чтецов произведений на иностранном языке. Советы начинающим педагогам....
Как учить детей английскому языку: 3 стратегии успеха
В данной статье описываются нескучные методы проведения уроков. Нестандартный подход и игровые ситуации, советы и идеи внедрения необычного в обычный учебный процесс....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СТРАТЕГИЯ УСПЕХА» ПРОГРАММА ОТРЯДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «ОТВАЖНЫЕ СОВЯТА»
Создание условий для активного отдыха, оздоровления и социализации детей и подростков, развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальны...