Рабочая программа учебного курса "Портрет на фоне эпохи. Век XIX"
рабочая программа по истории (7, 8, 9 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса "Портрет на фоне эпохи. Век XIX"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret_na_fone_epohi.docx | 37.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании Согласовано с заместителем Утверждено директором
методического совета директора по ВР школы______________________
Протокол№ __ от_____________ _____________/ / Приказ № ___ от _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
( по общеинтеллектуальному направлению)
«Портрет на фоне эпохи: век XIX»
для учащихся - 13-14 лет
Составитель: Штанько Ольга Витальевна
«Портрет на фоне эпохи: век XIX»
Срок реализации программы – 1 год
Возрастная категория учащихся – 13-14 лет
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОГРАММЫ
Программа курса «Портрет на фоне эпохи: век XIX» по истории России предназначена для 8 класса. Данный курс связан с содержанием основного курса истории России, дополняет и расширяет его. Курс рассчитан на 68 часов ( 2ч в неделю), состоит из 4-х тем и разработан на основе справочно-энциклопедических материалов, хрестоматий, методических и учебных пособий по истории России и всеобщей истории.
Актуальность данного курса заключается в том, что он даёт учащимся расширенные исторические сведения о роли личности в контексте исторической эпохи, играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Цель курса:
осмысление роли великих деятелей в судьбе России и их влияние на исторические процессы в истории нашего государства;
Задачи курса:
-формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;
- формировать у учащихся чувства гордости, уважения к нашим предкам, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
-воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся;
- стимулировать интерес к изучению истории, к участию в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах.
- освоение систематизированных знаний об истории России, формирование целостного представления о ее месте и роли во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
В процессе освоения курса учащиеся должны:
- знать: основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, связанные с проблематикой курса.
- уметь: находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок; определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам; владеть словом и логикой, представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.
Практичность
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы работы:
- анализ исторической литературы и исторических источников;
- эвристическая беседа;
- лекция;
-дискуссия ;
- видео –лекции, презентации;
- подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
- викторины:
- «мозговой штурм» и др.
Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями, творческие работы.
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.
Предполагаемые результаты: полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут
стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.
Программа курса: 68 часов
Введение. Характеристика 19 века.
Девятнадцатый век вошел в историю России как век реформ и перемен во всех сферах жизни общества: в государственном устройстве, в политике, в экономике, в военном деле, в культуре. Россия одолела армию Наполеона, сбросила с себя позорный груз крепостничества, добилась успехов в укреплении вооруженных сил, расширила свои границы. Экономика страны получила существенный импульс и условия для развития индустриальной базы. В стране делались робкие попытки либерализации жизни.В течение 100 лет государственный престол четырежды переходил из рук в руки. Российские самодержцы много сделали для укрепления могущества империи. Они были непохожими друг на друга, имели различные оценки в отношении того, каким путем добиваться славы отечества. Отсутствие единой системы взглядов и методов управления вело к расшатыванию всей государственной системы. Поэтому 19 век – это и век социальных потрясений, век декабристов, покушений на царя, век несбывшихся надежд прогрессивно мыслящих граждан.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Отечественная Война 1812 года.
Двести лет отделяют нас от одного из величайших событий русской и европейской истории - Отечественной войны 1812 года. Юбилей победы над Наполеоном - это не только повод вспомнить славную историю нашей страны, но и прекрасная возможность поговорить о чести, благородстве, доблести, патриотизме, героизме, нравственных идеалах людей того времени.
Военные события июнь – декабрь 1812 г.
Политическая обстановка в Европе накануне войны. Причины войны. Планы сторон. Наступление Наполеона. От Немана до Смоленска. От Смоленска до Бородино. Захват Москвы. Отступление Наполеона. Партизанская война. Окончание войны.
Заграничный поход русской армии.
Предистория похода – шестая коалиция. Кампания 1813 г. (война в Германии). Кампания 1814 г. (война во Франции). Венский конгресс.
Раздел1.Отчизны верные сыны: герои войны 1812 г. Русские полководцы и военачальники.
Война в лицах. Военная галерея героев войны 1812года в Эрмитаже. Джордж Доу.
Кутузов, Багратион, Барклай де Толли, Васильчиков, Витгенштейн, Воронцов Волконский, Голицын, Горчаков, Давыдов, Дорохов, Дохтуров, Дурова, Ермолов, Коновницын, Костенецкий, Кульнев, Герасим Курин, Кутайсов, Лихачев, Милорадович, Неверовский, Орлов, Орлов-Денисов, Остерман-Толстой, Платов, Раевский, Сеславин, Тучковы, Уваров, Фигнер, Храповицкий.
Военачальники французской армии./ Маршалы Наполеона/
Раздел2. Отражение Отечественной Войны 1812 года в искусстве
1.Живопись
Карикатуры И. Теребенева. Отражение народного характера войны.
Художественные произведения участников войны Д. Бажетти, А. Адам и Х.Фабер дю Фора , С.П. Шифляра, П.Гесса, С.Карделли И.А.Иванова, И.Ф.Беггрова
Художественные произведения о войне 1812 года. Бородинское сражение в полотнах художников. Франц Алексеевич Рубо (1856-1928). Василий Васильевич Верещагин (1842-1904). Цикл полотен об Отечественной войне 1812 г. Петер Гесс (1792-1855). Сражения 1812 г. Христиан Вильгельм Фабер дю Фор (1780-1857). Рисунки и литографии. Франсиско
Гойя (1746-1828). Офорты из серии «Бедствия войны». Альберт (Альбрехт) Адам (1786-1862). Рисунки и литографии. Ефим Исаакович Дешалыт.
2. ЛитератураОтечественная война в баснях И.А. Крылова
Политики и полководцы в поэзии и эпиграммах А.С. Пушкина
3. Отражение событий войны в киноискусстве
«Война и мир» по роману Льва Толстого, режиссёр Сергей Бондарчук, 1968г.
«1812 год», режиссёры Василий Гончаров, Александр Уральский, 1912г. (к 100-летию Отечественной войны 1812 года».
«Гусарская баллада», режиссёр Эльдар Рязанов, 1962г.
«Эскадрон гусар летучих» Военно-приключенческий историко-биографический фильм СССР (Россия), 1980, Сценарий Сергей Ермолинский. Режисер Станислав Ростоцкий.
4. Награды войны 1812 года.
Медаль «В память Отечественной войны 1812 года», медаль «В память Отечественной войны 1812 года», медаль «За любовь к Отечеству», наперсный крест «В память войны 1812 года», медаль «За взятие Парижа», медаль «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года».
Памятники подвигам русского народа в войне 1812 года. Музеи Отечественной войны 1812 года. (2 часа)
Триумфальная арка. Манеж. Георгиевский зал. Обелиск «Братская могила 300 воинов-героев Отечественной войны 1812 года». Мемориальная доска на Хамовнических казармах. Музей-панорама «Бородинская битва». «Кутузовская изба». памятник «М.И. Кутузову, славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года». Мемориальная доска на доме, где жил
герой-партизан Денис Давыдов. Арсенал. Бородинский мост-памятник и Киевский вокзал. Место воинской славы России Бородинское поле. Государственный Бородинский военно-истрический музей-заповедник.
Храм Христа Спасителя, архитектор К.А.Тон. Создание непрерывного кругового коридора, служившего для народа открытой историей 1812 г.
Тарутинский военно-исторический музей Отечественной войны 1812 года.
Экспозиция Государственного исторического музея. Подготовка к празднованию 200-летия победы над Наполеоном.
Россия во второй четверти XIX века. Эпоха Николая I
Тема 2.Трагедия семей декабристов
( неизвестные страницы декабристского движения, судьбы участников восстания декабристов, казнь декабристов, ссылка в Сибирь, история жен декабристов) Восстание декабристов через призму исторических реалий и литературных произведений. Трагедия судеб декабристов, радевших за процветание Отечества. Использование фрагментов фильма «Звезда пленительного счастья», материалов CD диска «Энциклопедия истории России. 862 – 1917». Анализ литературного творчества декабристов.
Раздел1 . Политическая ссылка XIX века. Декабристы в Сибири.
Отправка декабристов в Сибирь. Первоначальные условия их содержания. Воспоминания декабристов о каторжном периоде ссылки. Тема надежды и оправданности жертв борьбы за свободу в обращении А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд». Стоическое отношение к физическим тяготам и лишениям, мужество и сплоченность декабристов в условиях ссылки.
Декабристки. Их самопожертвование и самоотверженность в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины». Истинно русский характер героинь поэмы. Суровые условия Сибири. Цели и стремления декабристок. Роль жен декабристов в поддержании их морального духа и сплоченности, а так же в изменении условий содержания и труда ссыльных. Воспоминания декабристов о значении приезда женщин. Отношение к декабристам со стороны местного начальства.
Организация общин декабристов. Большая и малая артели. Их роль в судьбе неимущих ссыльных. Эволюция взглядов декабристов под влиянием ссылки. Просветительская программа. Ее принципы и значение для Сибири. Каторжная академия как начало просветительской деятельности декабристов в Сибири. Педагогическая деятельность. Принципы демократической системы народного образования Л.Пестеля как основа педагогической деятельности декабристов в Сибири. Ее значение. Новые методы в обучении детей.
Воспевание подвига декабристов в стихотворении Осипа Мандельштама «Декабрист».
Тема 3. Военное искусство в середине и второй половины XVIII века. Крымская война 1853-1856 годов.
Характеристика армий и флотов стран, участвовавших в войне /организация, численность, боевая выучка, вооружение, основные стратегические принципы и тактические приемы/. Ход военных действий. Полководцы и флотоводцы /В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин/. Развитие фортификации /Э И Тотлебен/. Применение минного оружия русскими моряками /изобретение Б.С. Якоби/. Развитие военной медицины /Н.И. Пирогов/.
Тема 4. Царь – реформатор. Александр II и отмена крепостного права.
Личность императора Александра II.Причины отмены крепостного права. «Манифест об отмене крепостного права» — 19 февраля 1861г. Земская реформа. Судебная и военная реформы. Убийство императора Александра II. Организация «Народная воля».
Основные термины и понятия: крепостное право, «Манифест об отмене крепостного права», реформы: Земская, судебная, военная. Реформатор. Персоналии: Александр II. Н.И.Рысаков. И.И. Гриневицкий.
Тема5. Царь — миротворец Александр III.Персоналии.
Александр III: личность, воспитание, характер. Контрреформы. Подавление революционного движения, укрепление самодержавия, православия, народности. Рабочее движение. Морозовская стачка, руководители П.А.Моисеенко и В.С. Волков.
Основные термины и понятия: Контрреформы, Морозовская стачка. Персоналии: Александр III, К.П. Победоносцев., С. Ю. Витте, Т.С.Морозов, П.А.Моисеенко, В.С. Волков.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Отечественная война 1812года. | 40 |
2 | Россия во второй четверти XIXвека. | 12 |
3 | Россия во второй половине XIXвека. | 8 |
4 | Россия во второй половине XIXвека. | 8 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Портрет на фоне эпохи: век XIX»
на 2016-2017 учебный год
№ п/п | тема | Количество часов | Дата планир. проведения | Дата фактического проведения |
Тема 1. Отечественная война 1812 | ||||
1-2 | Вводное занятие .Россия в начале XIXвека. | 2 | ||
3-4 | Эпоха двух императоров :Наполеон и Александр I | 2 | ||
5-6 | Раздел 1. Война 1812года: нашествие фильм./ причины войны/ | 2 | ||
7-8 | Маршалы Наполеона. | 2 | ||
9-10 | Кутузов. Великий триумфатор: мифы и факты. | 2 | ||
11-12 | Неизвестная война. Бородино. Битва гигантов. | 2 | ||
Раздел 2.Отчизны верные сыны: | ||||
13-14 | Герои войны 1812 г. Русские полководцы и военачальники | 2 | ||
15-16 | Роль партизанского движения: Д.Давыдов, А.Сеславин, А.Фигнер, Г.Курин, В.Кожина | 2 | ||
17-18 | Березина. Разгром и бегство Наполеона из России | 2 | ||
19-20 | Раздел 3.Военная галерея героев 1812 года в Эрмитаже. Джордж Доу | 2 | ||
21-22 | Рана моя не заживала никогда..." : М. Тучкова и А. Тучков | 2 | ||
Раздел 4.Война 1812 в искусстве | ||||
23-24 | Кремль -1812. Спасенные сокровища. | 2 | ||
25-26 | Эпизоды Отечественной войны 1812 года в картинах В.В.Верещагина. | 2 | ||
27-28 | Отечественная война в баснях И.А. Крылова | 2 | ||
29-30 | Политики и полководцы в поэзии и эпиграммах А.С. Пушкина | 2 | ||
31- 32 | Награды | 2 | ||
33-34 | Памятные места Москвы и Подмосковья 1812 г. | 2 | ||
35-36 | Отечественная война в кино | 2 | ||
37-38 | Экскурсии в музей панораму Бородинская битва (заочная) | 2 | ||
39-40 | Тайна старца Федора Кузьмича | 2 | ||
| Тема 2. Россия во второй четверти XIXвека. | |||
41-42 | Портрет на фоне эпохи .Николай I: личность, воспитание. | 2 | ||
43-44 | Мы были дети 1812 года | 2 | ||
45-46 | Жизнь декабристов на Сибирской каторге | 2 | ||
47-48 | Подвиг жен декабристов | 2 | ||
49-50 | Неизвестные страницы Крымской войны | 2 | ||
51-52 | Полководцы и флотоводцы Крымской войны | 2 | ||
Тема 3. Россия во второй половине XIXвека. | ||||
53-54-55-56 | Эпоха Александра II | 3 | ||
57-58 | «Народная воля»: идеология и лидеры | 2 | ||
59-60 | Народовольцы: охота на царя | 2 | ||
Тема 4. Россия во второй половине XIXвека. |
| |||
61-62 | Эпоха Александра III | 3 | ||
63-64 | Знаменитые современники «золотого века» | 2 | ||
65-67 | Своя игра по истории России XIX века. | 2 | ||
68 | Итоговое повторение | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...