урок истории в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Чекашкина Наталья Николаевна

сценарий урока истории Древнего мира в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии", подробный ход урока с проблемой и рефлексией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl_ist_drevnyaya_indiya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока истории древнего мира, учителя истории и обществознания  МБОУ СОШ с. Устиновка

Чекашкиной Натальи Николаевны

Предмет: История

  Класс: 5  

Тема:  Природа и люди Древней Индии

Планируемые результаты: 

- научатся описывать природу, занятия жителей Древней Индии;  сравнить природу Индии с природой Древнего Египта и Междуречья, выявлять общее и различия;

- планировать деятельность в учебной и ситуации,  участвовать в исследовании, делать выводы, отвечать на проблемные вопросы;

- проследить образование великих держав Индии;

- участвовать в эвристических беседах; излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами;

- работать в группе, выступать публично, осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции.

Тип урока – открытие новых знаний .

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Учитель спросит –надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А лучше руку подними.

Настраиваемся на урок и начинаем работать.

Актуализация опорных знаний:

- Какие государства нами изученные вошли в состав персидской державы при Дарии 1 и его предшественниках? (работаем с картой)

- Для чего Дарий 1 разделил свою державу на округа и поставил в них наместников?

- Чем платили ему налоги покоренные народы?

- Как выглядела «царская дорога»?

- Сделайте вывод.

А теперь

- Вспомните природу Древнего Египта и Междуречья, назовите характерные черты.

- Как это связано с занятиями жителей этих стран?

- Как вы считаете государства эти были богатые или бедные?

- Какой критерий считать основным?

Мотивация

(Учитель подводит учащихся в формулированию  темы  и целей  урока).                            

       Ребята закройте  глаза, послушайте музыку  и представь себе  страну, с которой мы сегодня познакомимся на уроке.

«О, древняя и мудрая страна!                                                                                                       Страна слонов, тибетских гор,                                                                                             священных вод и великолепных храмов.                                                                              Загадочными танцами и песнями пленяешь                                                                                        ты сердца и манишь ароматом лотоса и чая»

- Послушайте ещё текст об этой стране: «Однажды, один старый путешественник, взяв в руки старый календарь, на другой стороне увидел карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня, родина хлопка, риса, чая, приправ для острых блюд. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране».

- Как вы думаете, что это за страна? (Индия)

Верно, итак тема нашего урока: «Индия», а если быть точней «Природа и люди Древней Индии»

Проблема:

- Почему считали Индию – страной сказочных богатств.

Сегодня на уроке нам предстоит выяснить это.

- Что нам пригодиться в решении проблемы? Откуда мы можем получить ответ? Предлагают версии: 1. работа с учебником 2. работа с картой 3. с иллюстрациями

4. работа с презентацией

Изучение нового материала:

1. Введение в новый материал

-  Мы с вами уже путешествовали  по странам Древнего Востока. Сегодня мы отправимся в Индию. Многое из увиденного вызовет у вас восторг и удивление.

Давайте выберем для нашего путешествия вид транспорта. (рисунки на доске: самолет, автомобиль, лодка  с большим навесом, поезд)

Лодка с большим навесом.  Почему? (ответы детей)

Посмотрите  на карту.

2. Виртуальная экскурсия по Индии

1 остановка: Природа Индии

Работа с картой и текстом учебника (индивидуальная, групповая)

 - Где расположена Индия? (в Южной Азии, на полуострове Индостан)

- Какие воды омывают Индию? (Аравийское море, Индийский океан, Бенгальский залив)

- Какие горы защищают Индию с севера? (Гималаи) Это самые  высокие горы в мире.

- Какие крупные реки  есть в Индии (Инд и Ганг). Где они берут свое начало? ( в Гималаях)

- Что происходит с реками в июле и августе каждого года? (от сильных дождей они выходят из берегов)

- В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление? (В Египте и Междуречье).

- Что такое джунгли? (густые труднопроходимые леса)

        Тропические леса в долине  Ганга (джунгли) непохожи на леса нашей страны. Там растут очень высокие деревья, высотой до 50 – 60  метров – это высота 12 – 14-этажного дома,   многообразие видов растений – в тропических лесах трудно встретить два одинаковых дерева, стоящих рядом; густота растительности: в лесах в долине Ганга  было всегда темно и душно.  Между стволами деревьев  гигантскими гирляндами свешивались лианы, создававшие сплошную сеть, через которую можно было пробраться только с помощью топора. Растения в долине Ганга никогда не сбрасывали свою листву одновременно. На одних листья опадали, на других же в это время только распускались. То же происходило с их цветением и плодоношением. На одних ветках были зрелые плоды, другие ветви только начинали цвести.)

- Какими фруктами мог питаться человек, который остался  ночевать в джунглях?

- Чем джунгли были опасны?

Физкультминутка

А хотели бы вы попасть в джунгли? Давайте прогуляемся по джунглям. Встаньте  и повторяйте за мной движения: Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз). Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).  Увидели птицу слева, справа на дереве обезьяну(поворот головы влево вправо). Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).  Раздвигаем заросли на пути (разводим руками: правой, левой, двумя). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания). И вот мы удачно выбрались из  джунглей и вышли к  деревне. Что бы мы увидели? Чем занимались жители деревень?

2 остановка: Местные жители Древней Индии

(Из пункта 3 выясните, как жили местные жители, что они  выращивали, чем занимались).

        С освоением железа, работа по обработке земли, вырубке деревьев стала намного легче. Появились топоры, мотыги, лопаты. Основным занятием индийцев было земледелие. Чтобы подготовить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать или вырубать лес. В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Также древние жители Индии сеяли пшеницу, ячмень,  хлопчатник и сахарный тростник. Из джунглей приносили плоды, охотились на диких зверей,  сетями ловили птиц, на лесных опушках они пасли коров и коз.

3 остановка: Животные и боги Древней Индии

        В джунглях водились хищные звери (тигры, львы, леопарды), особенно боялись индийцы ядовитых змей, поэтому считали, что их нужно «задобрить», оставляя на земле вокруг своих жилищ вареный рис. Древние индийцы поклонялись слону,  корове, так как она считалась кормилицей. А еще древние индийцы верили в переселение душ. Кем он станет после смерти, зависит от того, как он жил в этой жизни. Таким образом, занятия и верования древних индийцев  во многом были похожи на занятия и верования жителей Египта и Междуречья.

       Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком. индийцы не просто верили в загробную жизнь, а верили в переселение душ (реинкарнация). некоторые индийцы ходили со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку.

Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение?  Каких животных индийцы почитали? Почему? В каких других странах поклонялись животным? (в Египте) Что сходно в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании, что различно?

4 остановка: Города Древней Индии (задачка)

     Проплывая по долине реки Инд, археологии обнаружили развалины  древнейших индийских городов Хараппе и Мохенджо-Даро.  Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во втором тысячелетии до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.

Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?.

Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли.

6 остановка:  интересное про Древнюю Индию

Доп. Информация (прочитать, поделиться информацией с одноклассниками):

Погребальные обряды. Похоронный обряд в Древней Индии прост. Кладбищ не было, существовали лишь священные места, где сжигали усопших. К этому месту приносили тело умершего, завернутого в ткань. Старший родственник зажигал погребальный костер, и тело сжигалось. Когда костер догорал, останки собирались в сосуд, который опускался в воды реки. Десять дней семья носила белую  траурную одежду. В течение тысячелетий в Индии существовал обычай вдов сжигать себя на погребальном костре вместе с мужем. К умершим предкам обращались с особыми  песнями, совершали жертвоприношения в их честь.

Рассказ путешественника:

- Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.

Приятель принял эти слова за шутку.

- Ну, какой же ты выдумщик и враль!

- Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах, подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

- Вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда!...

Досуг и обычаи индусов. Индусы очень любили музыку и танцы. Стихотворные священные тексты произносились нараспев. Музыкой сопровождалось любое торжество. От древних авторов известно, что индусы делали себе лиры из черепашьих панцирей. Они использовали барабаны, трубы, флейты, литавры (цимбалы). С увлечением индусы играли в кости и шахматы. Последние называли «чатуранга», что означало четырехчленное войско. Фигуры изображали четыре рода войск: пехоту, колесницы, кавалерию и слонов. Индусы были очень вежливы. При встрече с незнакомцем они произносили: «Бхох!», что значит «О господи!» или «Будь долговечным дорогой!». Приветствуя старшего поклоном, нужно было дотронуться до ступней ног. Складывание ладоней на уровне груди пальцами вверх показывало уважение к другому человеку. Если так сложенные руки прикладывали к голове, это означало благодарность. Индийцы ценили в людях вежливость, обходительность и выдержку.

Подведение итогов. Выставление отметок

Итак, путешествие наше заканчивается, но чтобы сойти на берег надо ответить на вопрос нашей проблемы.

- Можно ли считать Индию страной сказочных богатств?  

- Обоснуйте  свой ответ.

- Поясните природа или люди сделали Индию богатой и процветающей?

Игра «Верю не верю»

при верном ответе хлопаем в ладоши.

 - Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (да)

 - Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. (да)

- Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. (нет)

- Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (нет)

- Джунгли – это густой, труднопроходимый лес. (да)

- Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию скотоводству, ремеслу и торговле. (да)

- Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными. (да)

-  В Древней Индии отсутствовали неравенство и рабство. (нет)

- Реки ИНД и Ганг берут свое начало в Гималаях. (да)

Рефлексия:

 Продолжите предложение  Сегодня на уроке…

я понял…, я узнал…, я разобрался… , я похвалил бы себя…, особенно мне понравилось…,  я мечтаю о…, было интересно…, было трудно…, меня удивило… и т.д.

Домашнее задание:

На выбор:

написать сочинение «Записки путешественника»,

составить тесты по параграфу 20 (5-7 вопросов),

подготовить презентацию (5-6 слайдов).

- А сейчас, на правую ладонь мы мысленно кладем знания, с которыми пришли на урок, на левую – те знания, которые получили на уроке.  давайте соединим в хлопке наши знания, и хором скажем «СПАСИБО» себе и одноклассникам за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии

Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии для 5 класса по учебнику Вигасина А.А. и др....

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ "ПРИРОДА И ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ"

Конспект урока истории по теме «Природа и люди Древней Индии» и презинтация....

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Природа и люди Древней Индии"

Данная презентация даст подробное и полное представление о природе и и жизни людей Древней Индии....

Конспект урока по теме "Природа и люди Древней Индии"

Урок по технологии АМО знакомит с географическим положением, природой Индии,  занятиями её жителей....

Презентация к уроку (история, 5 класс) "Варны в Древней Индии"

Что такое Варна, какие обязанности должны были выполнять ее представители, поможет выяснить данная презентация....

Конспект урока на тему: "Природа и люди Древней Индии"

Конспект урока по истории 5 класс, на тему "Природа и люди Древней Индии". Осовение программного материала с помощью игры-путешествия....