Финикийские мореплаватели
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Методическая разработка и презентация по теме "Финикийские мореплаватели" для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finikiya_otkrytyy_urok.docx | 75.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
«Финикийские мореплаватели» с учетом требований ФГОС
История Древнего мира, 5 класс
Цель урока: Создание у детей яркого конкретного образа Финикии, включающего несколько основных элементов: города-государства, вытянувшиеся вдоль азиатского берега Средиземного моря; достижения в ремесле (кораблестроение, стекло и пурпурная краска); достижения в мореплавании, торговля, пиратство; основание колоний вдоль побережья Средиземного моря; создание алфавита.
Задачи урока:
Познавательные:
1) сформировать у учащихся представление о местоположении и природных условиях страны;
2) определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев;
3) продолжить формирование умений работы с исторической картой;
4) продолжить формирование умений работы с источником;
5) продолжить формирование умений формулировать правильный ответ на поставленный вопрос.
Развивающие:
1) продолжить работу над развитием речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса;
2) продолжить работу над развитием мышления: уметь выделять главное, анализировать, логически мыслить
Воспитательные:
1) формировать нравственное осуждение пиратства финикийцев и торговли рабами; умение оценивать свои возможности, помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества.
УУД:
Личностные УУД:
– аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Познавательные УУД:
– анализировать (в т.ч. выделять главное в тексту) и обобщать,
доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения ;
– находить (в учебниках и др. источниках) достоверную
информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
– излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами;
– корректировать своё мнение под воздействием контраргументов;
– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли,
задавать вопросы, вырабатывать решения);
Регулятивные УУД:
- уметь оценивать выполненные задания.
Метапредметные УУД: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с текстом.
Оборудование: карта «Египет и Передняя Азия в древности», исторические источники,
презентация, компьютер, проектор, История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2015,
Раздаточный материал: исторические источники
Термины: колония, алфавит.
Ожидаемые результаты: учащиеся смогут объяснить понятия: «колония», «финикийский алфавит», «морской разбой», «пурпурная краска», «благовония», показывать города Финикии на карте, научаться извлекать информацию и оформлять её в виде плана, схемы, анализировать источник, получат опыт сотрудничества при работе группах, проявят интерес и проникнуться уважением к культуре другого народа, смогут совершать действия нравственно-этического оценивания (“что такое хорошо, что такое плохо”).
Тип урока: комплексное применение знаний, умений и навыков/ учебный практикум
Организация учебной деятельности: работа учащихся в группах
ХОД УРОКА
Вопрос классу: С какими странами вы уже познакомились? (Египтом, Вавилонией, Палестиной, Ассирией)
Наше путешествие в прошлое пока проходило вдали от моря, на выжженных, засушливых плоскогорьях, пересеченных только реками, которые и давали жизнь людям.
Теперь мы изменим, маршрут и направимся к морю.
(стук в дверь, посланец передает свиток).
Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников!
Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Я, царь Древнего Египта, наслышан, что есть такое государство – Финикия. Многие там разности и диковины делают её умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат, что придумали они, как можно быстро записать то, что храниться в запасниках их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются её свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели? Куда и зачем плавают, торгуют ли чем?
Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях.
(фараон Древнего Египта)
Учитель: ребята, какие два государства упоминаются в письме. О каком государстве мы с вами ничего не знаем? Сформулируйте тему урока.
Тема урока - Фнкйск мрплвтл.
Да, тема урока записана как-то странно. Это загадка, ответ на которую мы найдем на нашем уроке.
Сделайте предположение, почему великий фараон Древнего Египта заинтересовался Финикией? (Формулируем проблему. Какой вклад внесли финикийцы в развитие мировой культуры?)
Ребята, о чем нас просит фараон?
Узнать:
- Где находится страна Финикия?
- Занятия людей?
- Куда и зачем плавают?
- Какие они мореплаватели?
- Развита ли торговля?
Таким образом, мы вместе поставили учебные задачи. Финикия-это была очень загадочная страна, которая сделала всем будущим народам чудесные подарки.
Далее мы будем работать в группах. Каждая группа получит задание составить полный ответ на вопрос. Руководителям групп необходимо организовать поиск ответа в предложенных текстах и фиксировать их
План изучения нового материала.
1) Местоположение и природа.
2) Занятия населения.
3) Изобретения
4) Города Финикии
5) Торговцы и морские разбойники
6) Основание колоний и далекие путешествия
7) Алфавит.
1) Местоположение и природa. (1 группа)
Рассказ финикийца:
Дорогие мои, друзья. Мы отправимся в мою страну из устья реки Нил в Средиземное море. Страна расположена на восточном побережье Средиземного моря. Моя страна небольшая, но расположение страны удобно. Сюда выходят торговые пути из Двуречья. Рядом со Средиземным морем на перекрестке торговых путей расположены три города. Найдите их на карте. Из городов Тир, Библ и Сидон можно плыть в Египет, Грецию, Рим. Природа нашей страны скудна. На узкой полоске между Средиземным морем и Ливанскими горами не было крупных рек с плодородными почвами, мало полей пригодных для пастбищ. Мы выращиваем виноград, оливковые деревья. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, ногами люди, выдавливали темно-красный сок, который превращался в вино. Из маслин, оливок делали душистое масло. Оливковое масло и вино, мы обмениваем на пшеницу. А сколько строительного леса у нас! Бревна из ливанского кедра направляем в разные страны. Много у нас искусных ремесленников – ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости. Все жители страны отличные мореходы и искусные мастера.
Дорога к Сидону идет берегом через холмы. С левой стороны спускаются склоны Ливанских гор. На них разбросаны рощи, сады, поля, и всюду работают крестьяне. Одни мотыгами копают землю, другие, положив правую руку на рукоятку плуга (в древней Финикии и Сирии плуг был с одной рукояткой), покрикивают на рыжих волов, которые, мотая головами и отгоняя надоедливых мух, взрывают ровные борозды. Весело бегут ручьи по канавкам, сворачивают в стороны, заливают водой поля, затем опять вливаются в канавки, чтобы дальше снова напоить корни виноградных лоз или грядки огурцов, дынь и других овощей. Справа - синее море, по которому плывут крутобокие корабли: одни - надув, заплатанные паруса, другие - ощетинившись длинными веслами. Весла разом ударяют по воде, взбивая белую пену...
Вопросы по рассказу финикийца: 1. В какой части Средиземного моря расположена Финикия?
2. Чем природа Финикии отличалась от природы Египта, Двуречья?
Проверка задания.
Работа с картой.
Заполняем таблицу.
2) Занятия населения. ( 2 группа)
Рассказ финикийца:
Дорогие мои, друзья. Мы отправимся в мою страну из устья реки Нил в Средиземное море. Страна расположена на восточном побережье Средиземного моря. Моя страна небольшая, но расположение страны удобно. Сюда выходят торговые пути из Двуречья. Рядом со Средиземным морем на перекрестке торговых путей расположены три города. Найдите их на карте. Из городов Тир, Библ и Сидон можно плыть в Египет, Грецию, Рим. Природа нашей страны скудна. На узкой полоске между Средиземным морем и Ливанскими горами не было крупных рек с плодородными почвами, мало полей пригодных для пастбищ. Мы выращиваем виноград, оливковые деревья. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, ногами люди, выдавливали темно-красный сок, который превращался в вино. Из маслин, оливок делали душистое масло. Оливковое масло и вино, мы обмениваем на пшеницу. А сколько строительного леса у нас! Бревна из ливанского кедра направляем в разные страны. Много у нас искусных ремесленников – ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости. Все жители страны отличные мореходы и искусные мастера.
Дорога к Сидону идет берегом через холмы. С левой стороны спускаются склоны Ливанских гор. На них разбросаны рощи, сады, поля, и всюду работают крестьяне. Одни мотыгами копают землю, другие, положив правую руку на рукоятку плуга (в древней Финикии и Сирии плуг был с одной рукояткой), покрикивают на рыжих волов, которые, мотая головами и отгоняя надоедливых мух, взрывают ровные борозды. Весело бегут ручьи по канавкам, сворачивают в стороны, заливают водой поля, затем опять вливаются в канавки, чтобы дальше снова напоить корни виноградных лоз или грядки огурцов, дынь и других овощей. Справа - синее море, по которому плывут крутобокие корабли: одни - надув заплатанные паруса, другие - ощетинившись длинными веслами. Весла разом ударяют по воде, взбивая белую пену…
Вопросы:
1. Подумайте, какие занятия могли быть главными?
2. Сравните занятия финикийцев с занятиями жителей Древнего Египта и Вавилонии, укажите общие черты и различия.
Проверка задания.
Заполняем таблицу.
Вывод: Главными занятиями населения Финикии были торговля, мореплавание и рыболовство; эти особенности экономики определялись природными условиями и климатом страны.
3) Изобретения.
Задание 3 группе
В древнем предании рассказывается, что изобретателями стекла были финикийцы.
Однажды финикийский торговый корабль, ведший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была стеклом.
Трудно сказать, насколько достоверен этот рассказ. Однако известно, что стекло на самом деле можно сварить из соды, песка и ракушек (извести). А финикийцы, действительно, одними из первых научились делать прозрачное стекло.
Ответьте на вопросы:
1. Каким образом финикийцы согласно преданию изобрели стекло?
2. Ученые считают, что создание стекла по важности и значению может быть сопоставлено с открытием металлов, с изобретением глиняной посуды, с появлением ткачества. Правы ли ученые?
Задание 4 группе
Финикийские ремесленники научились окрашивать шерстяные ткани особой пурпурной краской. Как же был открыт этот краситель?
Рассказывают, что однажды какой-то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем-то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет.
Современных химических красителей в древности не существовало. Краска могла быть либо минеральной (добытой из земли), либо растительного, либо животного происхождения. Как добывали пурпурную краску? Финикийцы ныряли на дно моря и доставали оттуда маленькие раковины с улитками. Из каждой можно было извлечь всего несколько капель густой жидкости. Это была знаменитая в древности пурпурная краска. Если краску замешивали пожиже, то ткань приобретала розовый или алый цвет, если погуще – она становилась лилово-красной. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цена на пурпурные ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы и военачальники.
Ответьте на вопросы:
1. Как финикийцы открыли пурпурный краситель?
2. Как добывали пурпурную краску?
Назовите изобретения финикийцев? (Стекло прозрачное, пурпурная краска)
4) Древние города Финикии. (рассказ учителя).
В древности город Библ назывался Губл, что в переводе значит «гора», Тир называли Тсур, что значит «скала», а название третьего города - Сидон, т.е. «город рыбной ловли». Вопрос классу: Что могут рассказать нам о стране и ее жителях эти названия?
Ученым пока трудно воссоздать внешний вид городов; известно лишь, что они были обнесены несколькими рядами массивных стен; существовали и высокие башни. К стенам прибивали щиты, которые прикрывали бойницы, откуда лучники поражали неприятеля. Чужестранцы, попавшие в город, оказывались в лабиринте домов и кривых улочек, которые вели к храмам и рыночным площадям. В финикийских городах жили искусные ремесленники. Ювелиры делали изящные украшения из золота, серебра и драгоценных камней, которые охотно покупали местные богачи и чужеземцы. Резчики создавали красивые статуэтки и изделия из слоновой кости. Правители разных государств приглашали финикийцев в качестве зодчих, умеющих строить замечательные здания из кедра, и ремесленников, создававших удобную и красивую деревянную мебель. Финикийские города были центрами торговли в Передней Азии. Из продуктов собственного производства финикийцы продавали, прежде всего, сушеную рыбу, оливковое масло, кедровый лес, шедший на постройку кораблей. Финикия также являлась центром транзитной торговли. Ее знаменитые купцы-мореплаватели установили связи с различными странами и народами.
Работа с картой.
5) Торговцы и морские разбойники.
Оказавшись в открытом море, финикийцам надо было определять куда можно было причалить.
Обратите внимание на рисунок торгового корабля в карточке.
(Чтобы сориентироваться в морском пространстве, люди открывали клетки с птицами. Если птицы, покружив, возвращались на корабль, это означало, что судно находится в открытом море. Если же птицы улетали, люди плыли в ту же сторону и вскоре достигали берега)
Задание: Птичьи клетки оказались пустыми, значит, наши финикийцы готовы пристать к берегу. Как же они будут себя вести в этих землях, как сложатся их отношения с местными жителями?
Работа с картой.
Заполняем таблицу:
Привозили: Зерно, скот, янтарь, олово, рабов, льняное полотно.
Вывозили: лес, вино, оливковое масло, изделия из стекла, пурпурные ткани, ремесленные изделия.
6) Основание колоний и далекие путешествия.
Финикийские корабли плавали по всему Средиземному морю, выходили даже в Атлантический океан, достигая северных земель Европы и западных берегов Африки. Они первыми в мире совершили, примерно в 600 году до н. э., морское путешествие вокруг всей Африки.
Много путешествуя по свету, в удобных для жизни местах, куда доходили их корабли, финикийцы создавали колонии.
Колония - это поселение, основанное на чужой территории. (записи в тетради).
Первые колонии финикийские купцы строили на территории других государств, в городах, где они торговали. Затем финикийские мореплаватели стали возводить колонии поселения на островах Средиземного моря. А самой известной колонией финикийцев был Карфаген, основанный на севере Африки в 9-8 веках до н. э. выходцами из города Тир. Постепенно Карфаген превратился в богатейший город, ставший центром могущественного государства. Ему подчинялись не только другие финикийские города-колонии, но и некоторые народы, жившие в Африке и Испании.
7) Древнейший алфавит.
Для того чтобы успешно торговать, вести счет доходам и убыткам, финикийцы нуждались в письменности. Сначала они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо нам не подходит .
Вопрос: В чем трудности египетского письма?
Финикийцы познакомились с клинописью, она им также показалась сложной.
Вопрос: Чем?
И тогда хитроумные финикийцы придумали очень простую систему письма. В их письменности каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой. Всего букв было 22. Но букв для гласных звуков финикийцы не изобрели, а строчки писали не слева направо, как мы, а справа налево.
Буквы финикийцы расставили в определенном порядке. Получился алфавит.
Алфавит- это буквы, расставленные в определенном порядке. Древнейший алфавит:22 согласных буквы.(записи в тетради),
(рассмотрите буквы финикийского алфавита на илл.с. 73)
Первой буквой алфавита была буква "алеф", или "а"; второй - "бет", или "б". "Алеф" первоначально обозначала "голова быка", а "бет" - "дом". Алфавит у финикийцев заимствовали древние греки, которые также ввели буквы, обозначавшие и гласные звуки. У греков алфавит заимствовали римляне. Славянская, а затем русская азбука была построена на основе греческого алфавита. Так, научившись читать и писать, мы должны поблагодарить древних финикийцев, которые придумали буквы.
Вопросы к классу:
В чем преимущества финикийского письма перед письменностью Египта или Двуречья?
В чем недостаток финикийского алфавита?
Обобщение: все финикийские буквы – согласные, гласные звуки при письме пропускались. Отсутствие гласных букв затрудняло чтение.
В чем значение финикийского алфавита? Прочитать надпись на слайде.
Заключение урока.
Наше путешествие в Древнюю Финикию подошло к концу. Несмотря на то, что этой страны уже давно нет на карте,( территория Финикии входит в состав современных государств Сирии, Ливана, Израиля), память о ней жива до сих пор. Финикийцам мы обязаны названием нашего континента. Так звали, согласно мифу древних греков, дочь финикийского царя. Однажды Европа играла на берегу моря. Бог Зевс, восхищенный ее красотой, принял образ белого быка и склонился перед девушкой, предлагая ей прокатиться. Европа взобралась на спину животного, но внезапно бык кинулся в море и стремительно отплыл от берега. Он доплыл до острова Крит. Европа стала женой Зевса и родила ему трех сыновей. Именем Европы стали называть западную часть Средиземноморья, а затем и весь континент. Слово "Европа" переводится как "заходящее солнце"
Память об этом талантливом народе мореплавателей сохранилась и в ряде других географических названий. Страна Тунис названа в честь богини Луны Танет, Испания переводится как страна кроликов. Мы часто употребляем в речи финикийские слова, например, слова "карта", "галера", "вино", "финики". Важнейшие открытия и достижения Финикийцев помогли людям в освоении письма, позволили пользоваться изделиями из стекла, любоваться пурпурной краской.
- Мы решили все поставленные задачи?
А теперь я предлагаю оценить собственную деятельность на уроке.
6. Домашнее задание
§ 15; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие открытия были сделаны финикийцами?»; для любознательных: рассказ «Царская краска» из «Книги для чтения по истории Древнего мира» А.И. Немировского, М., 1986.
Литература:
1. Годер Г.И. История древнего мира. 5 класс – М.: «Просвещение», 2015.
2. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира, 5 класс – М.: «Вако» 2004.
3.Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира. М., 198
Приложение1
Рабочий лист ученика_5_класса___________________________________________
Дата урока:________________
Работа с картой
- Выделите цветом территорию Финикии
- Отметьте на карте города: Библ, Сидон, Тир
- Обозначьте пунктирной линией морские пути финикийцев
- Отметьте цветом колонии финикийцев
Заполнить таблицу:
Географическое положение и природа Финикии | Занятия жителей |
1.Расположена на ________________ побережье ________ ______________________________________________моря, на пересечении торговых путей. | |
2. | |
3.В Финикии были _________, покрытые кедровыми лесами. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. |
ПРИВОЗИЛА ПОКУПАЛА | ПРОДАВАЛА ВЫВОЗИЛА | |
Заполни пропуски
На восточном побережье Средиземного моря находилась страна____________. Финикийцы сажали______________и __________деревья). Крупными городами финикийцев были _________________________________В Финикии изобрели____________________________________________Финикийцы основывали _______________В Северной Африке финикийцы основали город _________.
Оценка:
Критерии | Отлично | Хорошо | Могло быть и лучше |
Я работал(а) в группе. | |||
Я отвечал(а) на вопросы учителя | |||
Я делал(а) выводы | |||
Я внимательно слушал(а) одноклассников |
Приложение 2
Задание 1.
1) Местоположение и природa. (1 группа)
Рассказ финикийца:
Дорогие мои, друзья. Мы отправимся в мою страну из устья реки Нил в Средиземное море. Страна расположена на восточном побережье Средиземного моря. Моя страна небольшая, но расположение страны удобно. Сюда выходят торговые пути из Двуречья. Рядом со Средиземным морем на перекрестке торговых путей расположены три города. Найдите их на карте. Из городов Тир, Библ и Сидон можно плыть в Египет, Грецию, Рим. Природа нашей страны скудна. На узкой полоске между Средиземным морем и Ливанскими горами не было крупных рек с плодородными почвами, мало полей пригодных для пастбищ. Мы выращиваем виноград, оливковые деревья. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, ногами люди, выдавливали темно-красный сок, который превращался в вино. Из маслин, оливок делали душистое масло. Оливковое масло и вино, мы обмениваем на пшеницу. А сколько строительного леса у нас! Бревна из ливанского кедра направляем в разные страны. Много у нас искусных ремесленников – ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости. Все жители страны отличные мореходы и искусные мастера.
Дорога к Сидону идет берегом через холмы. С левой стороны спускаются склоны Ливанских гор. На них разбросаны рощи, сады, поля, и всюду работают крестьяне. Одни мотыгами копают землю, другие, положив правую руку на рукоятку плуга (в древней Финикии и Сирии плуг был с одной рукояткой), покрикивают на рыжих волов, которые, мотая головами и отгоняя надоедливых мух, взрывают ровные борозды. Весело бегут ручьи по канавкам, сворачивают в стороны, заливают водой поля, затем опять вливаются в канавки, чтобы дальше снова напоить корни виноградных лоз или грядки огурцов, дынь и других овощей. Справа - синее море, по которому плывут крутобокие корабли: одни - надув, заплатанные паруса, другие - ощетинившись длинными веслами. Весла разом ударяют по воде, взбивая белую пену...
Вопросы по рассказу финикийца: 1. В какой части Средиземного моря расположена Финикия?
2. Чем природа Финикии отличалась от природы Египта, Двуречья?
Задание 2.
Дурная слава о финикийцах
К берегу пристали финикийские купцы и разложили свои товары. Вот великолепные пурпурные ткани, стеклянные бусы и флакончики с благовониями, вот изделия из золота, янтаря и слоновой кости. Вокруг собралась толпа: кто покупает, а кто просто так глазеет на красивые и диковинные товары. И ребятишек тут много.
«Ах, какие славные мальчики! – говорит купец, обращаясь к двум приятелям, вот вам по лепешке на меду. Вы оба мне нравитесь, вы так похожи на моих сыновей, Я подарю вам свой пояс». Купец делает вид, что снимает с себя пояс.
«Впрочем, нет, на корабле у меня есть кое-что получше: хотите получить по маленькому кинжалу?». Мальчики охотно идут с финикийцем на корабль. Остальные купцы мгновенно собирают свои товары, поднимают якорь и корабль отплывает. Матери в ужасе бегают по берегу, кричат, рвут на себе волосы. Но никогда они не увидят больше своих сыновей. Где-нибудь в чужой далекой стране продадут мальчиков в рабство.
Вопрос: Какая молва ходила о финикийских купцах? Почему
Задание 1.
2) Занятия населения. ( 2 группа)
Рассказ финикийца:
Дорогие мои, друзья. Мы отправимся в мою страну из устья реки Нил в Средиземное море. Страна расположена на восточном побережье Средиземного моря. Моя страна небольшая, но расположение страны удобно. Сюда выходят торговые пути из Двуречья. Рядом со Средиземным морем на перекрестке торговых путей расположены три города. Найдите их на карте. Из городов Тир, Библ и Сидон можно плыть в Египет, Грецию, Рим. Природа нашей страны скудна. На узкой полоске между Средиземным морем и Ливанскими горами не было крупных рек с плодородными почвами, мало полей пригодных для пастбищ. Мы выращиваем виноград, оливковые деревья. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, ногами люди, выдавливали темно-красный сок, который превращался в вино. Из маслин, оливок делали душистое масло. Оливковое масло и вино, мы обмениваем на пшеницу. А сколько строительного леса у нас! Бревна из ливанского кедра направляем в разные страны. Много у нас искусных ремесленников – ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости. Все жители страны отличные мореходы и искусные мастера.
Дорога к Сидону идет берегом через холмы. С левой стороны спускаются склоны Ливанских гор. На них разбросаны рощи, сады, поля, и всюду работают крестьяне. Одни мотыгами копают землю, другие, положив правую руку на рукоятку плуга (в древней Финикии и Сирии плуг был с одной рукояткой), покрикивают на рыжих волов, которые, мотая головами и отгоняя надоедливых мух, взрывают ровные борозды. Весело бегут ручьи по канавкам, сворачивают в стороны, заливают водой поля, затем опять вливаются в канавки, чтобы дальше снова напоить корни виноградных лоз или грядки огурцов, дынь и других овощей. Справа - синее море, по которому плывут крутобокие корабли: одни - надув заплатанные паруса, другие - ощетинившись длинными веслами. Весла разом ударяют по воде, взбивая белую пену…
Вопросы:
1. Подумайте, какие занятия могли быть главными?
2. Сравните занятия финикийцев с занятиями жителей Древнего Египта и Вавилонии, укажите общие черты и различия.
Задание 2
Колония
И когда у финикийцев появились быстролетные корабли, они отрядами и общинами, стали покидать родину и переселяться в заморские страны. Там они основывали свои колонии, поскольку их небольшая страна не могла прокормить их. Каждое новое бедствие, постигавшее родину, порождало новую волну эмиграции. По словам римского историка Квинта Курция Руфа, земледельцы Финикии, «измученные частыми землетрясениями... были вынуждены с оружием в руках искать для себя новых колоний на чужбине» — искать счастья за пределами родины. Где бедствия, там и бедность. Где бедность, там неизбывная беда. От нее бегут хоть на край света. На рубеже I тысячелетия до нашей эры в Финикии усилилось имущественное неравенство. Обстановка внутри крошечных городов-государств обострилась. Ни один из них не был способен ни навести у себя порядок, ни объединить страну. Их правители — особенно цари Тира — могли лишь ослабить напряжение среди подданных. Они отправляли разоренных сограждан в заморские колонии, опасаясь их волнений, тем более что им приходилось страшиться и восстания рабов.
Вопросы:1. Где и почему финикийцы основывали колонии? (показать на карте)
2. Что такое колония?
3. Перечислите основные колонии, основанные финикийцами.
Задание 1.
Изобретения.
Задание 3 группе
В древнем предании рассказывается, что изобретателями стекла были финикийцы.
Однажды финикийский торговый корабль, ведший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была стеклом.
Трудно сказать, насколько достоверен этот рассказ. Однако известно, что стекло на самом деле можно сварить из соды, песка и ракушек (извести). А финикийцы, действительно, одними из первых научились делать прозрачное стекло.
Ответьте на вопросы:
1. Каким образом финикийцы согласно преданию изобрели стекло?
2. Ученые считают, что создание стекла по важности и значению может быть сопоставлено с открытием металлов, с изобретением глиняной посуды, с появлением ткачества. Правы ли ученые?
Задание 2
Географические открытия финикийцев.
Египет и другие страны посылали их в дальние плавания. Финикийцы огибали Африку, выходя из Красного моря, снова возвращаясь в Египет через Средиземное море. Финикийцы побывали и у берегов далекой Индии. За один раз они привезли оттуда более тонны золота, много красного дерева и драгоценных камней.
Финикийцы плавали и к берегам Северной Европы, привозя оттуда олово и свинец. Они торговали и дорогим янтарем. Возможно, древние мореплаватели доплывали до места впадения Немана в Балтийское море. Ведь там самые богатые залежи янтаря.
Вопрос: 1.Куда плавали финикийцы-мореходы?
2.С какими целями путешествовали финикийцы – мореходы?
Открытие
Задание 4 группе
Финикийские ремесленники научились окрашивать шерстяные ткани особой пурпурной краской. Как же был открыт этот краситель?
Рассказывают, что однажды какой-то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем-то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет.
Современных химических красителей в древности не существовало. Краска могла быть либо минеральной (добытой из земли), либо растительного, либо животного происхождения. Как добывали пурпурную краску? Финикийцы ныряли на дно моря и доставали оттуда маленькие раковины с улитками. Из каждой можно было извлечь всего несколько капель густой жидкости. Это была знаменитая в древности пурпурная краска. Если краску замешивали пожиже, то ткань приобретала розовый или алый цвет, если погуще – она становилась лилово-красной. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цена на пурпурные ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы и военачальники.
Ответьте на вопросы:
1. Как финикийцы открыли пурпурный краситель?
2. Как добывали пурпурную краску?
Задание 2
В культурные, мирные страны финикийцы прибывали как гости. Они стояли в портах чужих городов, раскинув на берегу торговые палатки. Поскольку в те времена товары обменивались на вещи, куски металла, торговля затягивалась на недели, а то и месяцы.
На далеком Западе, где обитали воинственные дикие племена, финикийцы бросали якоря в пустынных бухтах и тут же сооружали небольшие крепости, чтобы «покупатели» не отняли товар без всякой платы. Плавать в такие места было опасно, но выгодно: например, с далеких Британских островов привозили ценное сырье – олово, с помощью которого мягкая медь превращалась в крепкую бронзу. Финикийские купцы славились по всему Средиземноморью. Они всегда могли договориться с покупателями, привозили лучшие и редкие товары, и поэтому богатели. Вместе с торговцами богатели и росли и финикийские города, превратившиеся в крупные центры торговли. В городах были расположены самые большие и богатые рынки. Там купцы не только продавали или покупали товары, но и давали средства в долг всем, кто в этом нуждался. Финикийцы были кредиторами и ростовщиками, известными по всему Древнему миру. Молва называла финикийцев корыстолюбцами и хитрецами, способными обманывать людей и создавать свои богатства на несчастьях других.
Вопросы: 1. Как вели себя финикийцы в восточных странах и на далеком Западе? Почему?
2 Какая молва ходила о финикийских купцах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Финикийские мореплаватели" - урок истории по методике Ривина - Дьяченко в 5 классе "
Данный урок разработан для класса с небольшим количеством учеников по методике Ривина - Дьяченко. Урок предполагает изучение нового материла в интерактивной форме, когда за урок дети побывают и в роли...
Финикийские мореплаватели.
Воспитание интереса к истории Финикии; Развивать у учащихся речь, память, логическое мышление, уме...
Разработка урока по Истории Древнего мира "Финикийские мореплаватели", 5 класс
На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф.А.Михайловского...
Финикийские мореплаватели
Презентация является электронным приложением к уроку истории по теме "Финикийские мореплаватели". Урок проводился в соответствии с требованиями ФГОС основной школы....
финикийские мореплаватели
урок истории...
Урок истории в 5 классе "Финикийские мореплаватели"
Конспект урока в 5 классе потеме "Финикийские мореплаватели" позволяет с помощью проблемного обучения организовать работу учащихся по знакомству с природными условиями Финикии, образом жизни ее жителе...
Финикийские мореплаватели
План-конспект урока для 5 класса разработан с учетом требований ФГОС...