Финикийские мореплаватели.
методическая разработка (история, 5 класс) по теме

Иванова Нина Михайловна

 

Воспитание интереса к истории Финикии;

                Развивать у учащихся речь, память,  логическое мышление, умение отбирать

                нужную информацию и кратко её записывать;

                Знакомить учащихся с природными условиями и занятием населения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon finikiyskie_moreplavateli.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Финикийские мореплаватели.

Цель: Воспитание интереса к истории Финикии;

                Развивать у учащихся речь, память,  логическое мышление, умение отбирать

                нужную информацию и кратко её записывать;

                Знакомить учащихся с природными условиями и занятием населения.

Оборудование урока:  Передняя Азия.

                                      Плакат – схема для итогового обобщения;

                                      Аппликации: Финикийские корабли, маски из стекла;

                                      Макеты конвертов для индивидуальной работы;

                                      Карточки с заданиями для индивидуальной работы;

                                      Плакаты с видами письменности для работы у доски

                                      ( пиктограммы, иероглифы, клинопись);

                                      Вещи для логической задачи: Бусы из разноцветного стекла,

                                      флакон для духов из прозрачного стекла, лоскут пурпурной ткани,  

                                      браслет с чеканкой из меди, пачка чая, финики, банан, апельсин,

                                      сахар, карта, оливки.

                                      Письмо фараона.

                                      Плакат с алгоритмами (на доске).

                                      Схема – опора- на доске ( карточки с ответами).

                                      Тема урока написана справа налево.

Словарь: Ливанские горы, оливковые деревья, маслины, Библ, Сидон, Тир, благовонии,

                 пурпурный, колонии, Карфаген.

 Ход урока:      

Орг момент.

Проверка домашнего задания:

     

Индивидуальная работа:

Работа у доски: Определи и подпиши виды письменности:

    А) пиктограмма: ( это рисуночное письмо, которое сообщает  информацию в виде

                                  рисунка в целях запоминания. Рисунок не обозначает слово-

                                  - это всего лишь условная символика.

    Б) иероглифы: в египетском письме до 700 иероглифов. Сначала они были похожи

                                 На рисунки. Они не передавали звуков языка и многие имена

                                 Трудно было изобразить. Поэтому, многие иероглифы были как

                                 слова и как звуки. Например, рисунок «рот»  обозначал не только    

                                 слово «рот», но и согласный звук «р». Гласные звуки иероглифами

                                 не передавались. Поэтому, чтобы читать, где слово, а где звук

                                 ставили значок- определитель.

    В) Клинопись: Это особое письмо Двуречья. Каждый знак происходил из рисунка и

                              часто изображает целое слово. Например, «*» и другие. Но многие

                              знаки выражают короткое односложное слово, употребляется как

                              слог и как звук. В клинописи несколько сот знаков и научиться

                              читать и писать было очень сложно. Поэтому нужно было много

                              лет посещать школу.

Проверка по окончанию работы.

Работа в тетрадях: Запишите ответы на вопросы которые даны на карточках.

1.Египет в древности называли… ( Чёрная земля).

2.Нил впадает в …(Средиземное море)

3.Основное занятие египтян было… (земледелие, скотоводство, ремесло)

4.Египтяне писали на… (папирусе).

5.Главная река Египта… ( Нил).

6.Государство в Египте образовалось в…(3000 год до н. э.)

7.Правитель Египта носил титул… (фараон).

8.Механизм для подъёма воды в Египте назвался… (шадуф);

9.Первой столицей египетского царства был город... (Мемфис);

10.Название Двуречья пошло от названия рек   (Тигр, Евфрат);

11.Во главе Вавилонского царства с 1792-1750г. стоял царь…(Хаммурапи);

12Люди, наживавшиеся на том, что давали имущество «в рост»…(ростовщики);

13Столица Вавилонского царства…(Вавилон);

   14. В Двуречьи писали на…(глиняных дощечках).                            

Проверка индивидуальной работы: Учитель читает, ученики проверяют у себя в тетрадях.

                                                           ( если не правильные ответы, то подчёркивают;

                                                           Два неправильные—« 5»;

                                                            Три неправильные –« 4»;

                                                            Четыре неправильные —«3».

2.Изучение новой темы.

Актуализация новой темы.

-- Ребята,  вы заметили что -небудь необычное на нашем уроке?

-- Да, тема урока записана как-то странно.

-- Это одна из загадок, ОТВЕТ НА КОТОРУЮ МЫ НАЙДЁМ НА НАШЕМ УРОКЕ.

Беседа.

Как мы можем узнать об истории той или иной страны? (по письменным, вещественным историческим источникам).

Какие науки помогают нам в изучении истории?  ( Топонимика, нумизматика, археология).  

                                                                                                 

Письмо фараона.

( Стук в дверь. Посланец передаёт конверт).- чтение письма фараона учителем.

    Юные сыновья и дочери вельмож и ремесленников!

Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живёт ваш царь вечно - вековечно и справедливо правит страной!

    Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство –Финикия. Многие там разности и диковины делают её  умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат,  что придумали они, как мы быстро записать то, что храниться в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются её свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели? Куда и зачем плавают, торгуют ли чем?

   Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях.  

   Разузнайте  всё, что можно. И сообщите мне. И тогда лучшие мои художники и каменщики будут работать на строительстве вашей деревни.

          ( Царь Верхнего и Нижнего Египта, фараон Псаметих 2).

                                                                                                           

Продолжение беседы.

 

Учитель:  Ребята!  Какие же вопросы поставил перед вами фараон?

                 ( выделить основную группу вопросов).

     

Где находится страна Финикия?

Занятия людей?

Куда и зачем плавают?

Какие они мореплаватели?

Развита ли торговля?

(На доске письмо с алгоритмами)- плакат.

 

Учитель: Скажите, чем мы можем пользоваться, чтобы найти ответы?

( Картой, учебником, рисунками, справочниками, предметами из раскопок, если бы они были, информацией учителя или одноклассников).

Работа с картой.

Задание: Давайте посмотрим на карту. Найдите, где находится Финикия.

                Можно ли было попасть из Финикии в Мемфис? Покажите, как?

                      А в Красное море?

Работа с учебником.

 Задание: Обратите внимание на доску. Это незаполненная схема- опора. В ходе урока  необходимо собрать для неё информацию. Д ля удобства разделим работу. Учащиеся 1-й группы обращают внимание на то, что продавали финикийцы, 2-й группы—что покупали у других, а 3-й  группы—чем прославились.

       

Откройте учебник, прочтите 1 раздел параграфа. Что узнали?  ( учащиеся отвечают, на доске, на схеме – опоре  вывесить ответы).

   Привозили: пшеницу, скот.

   Вывозили:  Вино, душистое оливковое  масло, ливанский кедр, пурпурные ткани.

   Прославились: Прозрачное стекло, изделия из стекла (сосуды для благовоний, стеклянные маски), строительство кораблей, пурпурную краску.

       Задача: Перед вами лежат вещи, которые появились на нашем уроке впервые. Какой вывод вы можете сделать? ( Бусы из цветного стекла, кусок пурпурной ткани, браслет).

Учитель: Вы правы. Финикийцы первыми научились изготавливать  прозрачное стекло. Чистый белые песок  они смешивали с содой, а затем этот состав плавили, как медную руду.  Причудливые сосуды для благовоний были в то время дорогим удовольствием и прибыльным товаром.

Сообщение.  Сейчас нам ребята расскажут о Финикии, и занятиях, а вы определите о чём идёт речь?

       

    Первый ученик: Финикийцы первыми научились окрашивать ткань в пурпурный цвет. Они не выгорали на солнце и не линяли при стирке. Такие ткани считались царской роскошью. Пурпур—вещество, которое добывали из морских моллюсков( демонстрация рисунка). Моллюск давал несколько капель этого вещества, поэтому оно стоило очень дорого. Древняя легенда гласит, что однажды на берегу моря один мельник увидел, как бог Мелькарт окрасил белый хитон нимфы в кроваво- красную краску. Когда они удалились, крестьянин увидел на  берегу раздавленные раковины и понял, что именно из них можно добыть необычную краску. Он собрал их и смолол на мельнице, перепугав при этом жену и детей (они думали, что он сошёл с ума), затем взял одежду и выкрасил её.

    Второй ученик: Восточнее Египта, на восточном побережье Средиземного моря,  жили Финикийцы. Их страна славилась рощами знаменитого ливанского кедра. Прочная смолистая древесина кедра была отличным материалом для постройки крепких морских судов. Финикийские плотники научились укреплять борта изогнутыми рёбрами—шпангоутами, а мачту делали из цельного ствола дерев - так удобнее управлять парусом. А ещё у самой воды на носу они укрепляли заострённое окованное бронзой бревно- таран. В бою им пробивали борт вражеского судна, и оно тонуло.

   Торговые суда Финикийцев брали большой груз. Они имели два ряда гребцов (демонстрация рисунка). Жители Финикии были опытными  мореплавателями и торговцами. Они выходили даже в Атлантический океан через Гибралтайский пролив. В 600 г. до н.э. в ходе трёхлетнего плавания финикийцы обогнули всю Африку по просьбе египетского фараона.

Задание: Посмотрите 2 и 3 разделы &. Какие товары вывозили, а какие ввозили? Добавим к опорной схеме.

  Вывозили (продавали): Льняное полотно, Вино, Сосуды, Рабов, Олово, Янтарь.

  Ввозили (покупали):  Рабов.    

Учитель: Что такое «колония»?

Ученик:  Поселения в других странах для торговли.

Учитель: Назовите самое крупное поселение основанное финикийцами и где оно было основано?

Ученик:  Это колония Карфаген в Северной Африке.

 

Учитель: Финикийским торговцам необходимо было знать грамоту, чтобы вести свои счётные записи. Для этого финикийцы придумали алфавит.

 

Сообщение:

 Третий ученик: Купцам, воинам, ремесленникам часто необходимо было сделать деловые записи или что-то прочесть. Пользоваться иероглифами стало всё больше упрощаться. В разных странах стали употреблять один значок для обозначения одного звука. Так появились буквы и алфавит. Самый первый алфавит создали финикийцы. В нём 22 буквы, они просты, писать их легко. Писали финикийцы справа  на лево, Ане слева  направо, как мы. Буквы обозначали только согласные звуки, а гласные при письме пропускали. Финикийский алфавит оказался таким простым и удобным, что постепенно распространился по всему побережью средиземного моря. Сначала им пользовались все народы, а потом на его основе появились ещё два новых алфавита: арамейский (им писало племя арамеев) и греческий. Первым начали пользоваться в странах Востока. У них буквами обозначают только согласные звуки, гласные обозначают специальными значками и пишут справа на лево. Греческий алфавит сначала был очень похож на финикийский ( демонстрирует образец этого алфавита и крепиться к основным планшетам с образцами письменности). Но скоро греки придумали буквы для гласных звуков. Теперь на письме слово передавалось целиком. Сначала они писали справа налево. Затем одну строку справа на лево, другую- слева направо. И наконец, перешли к письму слева направо. На основе греческого алфавита монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. На её основе был создан и русский алфавит. Само название греческих букв взято у финикийцев: Финикийская буква « алеф» - греческая «альфа» (а), финикийская «бет» -- греческая- «бета» (б).

 

Учитель: Так почему у нас  тема урока написана справа налево?

( Так писали финикийцы).

 Учитель: Что нам нового нужно вставить в тему?

Ученик: Прославились: Первый алфавит.

Подведение итогов урока:

  Учитель: Ребята узнали ли мы с вами о Финикии? Чем занимаются её жители? Чем прославились?

  Ученики: ДА.

  Учитель: Как бы мы начали письмо фараону?

 Ученики: «Я написал бы фараону, что…»

                Финикийцы привозили и продавали:( ответ учащихся: зерно, скот, холсты для парусов, выделанные кожи, папирус, рабов).

.                Финикийцы  продавали и вывозили: (лес, вино, оливковое масло, пурпурные ткани, янтарь, олово, изделия из стекла, рабов).

                 Финикийцы прославились: (надёжные корабли, прозрачное стекло, пурпурную краску, первый алфавит, первую картотеку).

Домашнее задание: 1. Восстановить опорную схему с помощью учебника, выучить.

 Прочитать « Легенду о Карфагене»- «Я познаю мир»-энциклопедия.

&15.

   

 

 

     

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Финикийские мореплаватели" - урок истории по методике Ривина - Дьяченко в 5 классе "

Данный урок разработан для класса с небольшим количеством учеников по методике Ривина - Дьяченко. Урок предполагает изучение нового материла в интерактивной форме, когда за урок дети побывают и в роли...

Разработка урока по Истории Древнего мира "Финикийские мореплаватели", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф.А.Михайловского...

Финикийские мореплаватели

Презентация является электронным  приложением к уроку истории по теме "Финикийские мореплаватели". Урок проводился  в соответствии с требованиями ФГОС основной школы....

Урок истории в 5 классе "Финикийские мореплаватели"

Конспект урока в 5 классе потеме "Финикийские мореплаватели" позволяет с помощью проблемного обучения организовать работу учащихся по знакомству с природными условиями Финикии, образом жизни ее жителе...

Финикийские мореплаватели

План-конспект урока для 5 класса разработан с учетом требований ФГОС...

Финикийские мореплаватели

Презентация рассказывает о Древней Финикии (месторасположение, климатические условия, занятия людей и т.д....