Урок истории в 5 классе "Финикийские мореплаватели"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Конспект урока в 5 классе потеме "Финикийские мореплаватели" позволяет с помощью проблемного обучения организовать работу учащихся по знакомству с природными условиями Финикии, образом жизни ее жителей, их достижениями в различных областях культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока истории в 5 классе Финикийские мореплаватели | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока истории в 5 классе.
Тема:
Финикийские мореплаватели.
Цель:
- сформировать представление о стране Финикии и ее жителях.
Задачи:
- познакомить учащихся с географическим положением Финикии, с занятиями ее жителей, важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры;
- развивать логическое мышление, творческие способности и речь учащихся;
- формировать умение правильно показывать на карте исторические объекты, читать карту с опорой на легенду;
- воспитывать интерес к культурному наследию человечества.
Ожидаемые результаты:
- Знание учащимися географического положения Финикии; основных занятий финикийцев, особенностей их торговли
- Умение кратко описывать природные условия Финикии, показывать на карте Финикию, ее города, называть основные достижения финикийцев в области культуры
- Понимание содержания термина «колония»
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
- Тест в рабочих тетрадях по предыдущей теме «Законы царя Хаммурапи»
- Монологический ответ учащихся по домашнему заданию
3. Сообщение темы, цели и задач урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Использование ИКТ, дополнительных средств обучения |
В течение двух уроков мы знакомились с государством Междуречье. Обратите внимание на карту. Торговые пути из Междуречья выходят к государству с красивым названием Финикия. Именно с этим государством и его жителями мы познакомимся на уроке. Запишем тему урока в тетрадь. Сегодня мы знакомимся с новым государством. Подумайте, на какие вопросы, связанные с темой мы должны будем ответить на уроке. Конечно, нам, прежде всего, нужно узнать информацию о стране Финикии, а затем познакомиться с её жителями. Мы будем работать по следующему плану: В план мы не включили вопрос о религии. Но вы сможете познакомиться с ним самостоятельно, используя дополнительную литературу: «Детскую энциклопедию по всемирной истории», «Аванта +», серию книг «Я познаю мир», «История для детей». | Работа с картой Работа учащихся в тетради Высказывают предложения по аналогии с предыдущими уроками. | Карта «Древний Восток» Слайд с темой урока На экране по мере ответов учащихся появляется план урока: 1.Географическое положение Финикии 2.Природные условия 3. Занятия финикийцев 4. Открытия и достижения финикийцев в области культуры |
4. Изучение новой темы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Использование ИКТ, дополнительных средств обучения |
Приступаем к I вопросу: Географическое положение Финикии. Я предлагаю вам самостоятельно с помощью карты получить ответ на данный вопрос. Для этого объединитесь в группы по 4 человека. Используя карту в учебнике на стр. 31, заполните пропуски в тексте на карточке №1. как только группа будет готова – поднимите руки. Выслушать ответы учащихся Перейдём ко II вопросу. II. Природные условия Финикии Работаем с картой «Древний Восток» (стр. 31)в учебнике. Постарайтесь с её помощью определить рельеф местности на территории этой страны. Какие крупные реки протекают по территории Финикии? (Таких крупных рек, как в Египте и Междуречье, в Финикии нет. Это является важным отличием данной страны). Эту информацию о природных условиях мы получили с помощью карты. А сейчас послушаем сообщение ребят, которые они подготовили с помощью дополнительной литературы. Поработаете в парах. Ваша задача: на карточке №2 подчеркнуть те природные характеристики, о которых услышите. Проверим, как вы справились с заданием. Какие же природные условия в Финикии? III. Занятия жителей. Мы подошли к III вопросу о занятиях жителей Финикии, финикийцев. Давайте подумаем, проживая в стране с такими природными условиями, чем могли заниматься люди? А сейчас мы познакомимся с текстом учебника, где рассказывается о занятиях финикийцев. Наша задача: сравнить наши предположения с тем, что было на самом деле. Откройте учебники на стр. 71 §15, пункт №1. О каких занятиях финикийцев мы узнали из текста? (садоводство, виноделие, получение масла, кораблестроение, торговля лесом, стеклоделие, добывали пурпурную краску, ремесло). Подробнее о занятии торговлей нам расскажут ребята. Вам нужно не только внимательно слушать рассказ, но и выполнить задание: в сообщении будет упомянутм новый термин, ваша задача – узнать, о каком понятии идёт речь и постараться запомнить его значение. Какой новый термин вы услышали в рассказе? Что такое колонии? Запишем в тетрадь значение нового термина. Для чего основывали колонии финикийцы? Чем они торговали? Как называлась самая крупная колония, основанная финикийцами в Северной Африке? IV. Открытия и достижения финикийцев в области культуры. Финикийцы – отличные мореплаватели. Многие народы удивлялись их умению управлять кораблями. Жители Финикии не ограничивались плаванием по Средиземному морю. Они выходили в Атлантический океан. Неоднократно плавали вдоль западного побережья Африки. Но самым грандиозным предприятием принято считать морскую экспедицию финикийцев, когда они за 3 года сумели обогнуть Африку, выйдя из порта Красного моря и, вернувшись через Средиземное море. Я считаю, что каждый должен знать и ещё об одном достижении финикийцев. Оказывается буквы, которыми мы пользуемся имеют отношение к Финикии. Вспомним, как называется письменность египтян? Вспомним, как называлась письменность в Междуречье? Верно! Это в основном рисуночное письмо. А вот финикийские купцы пользовались при письме буквами. Да, финикийцы создали алфавит. Правда, в нём было 22 буквы и только согласные. Конечно, возникали сложности при чтении. На основе финикийского алфавита греки создали алфавит, где уже были гласные буквы. От греческого алфавита произошли все алфавиты, в том числе и наша азбука. О каких открытиях и достижениях финикийцев вы узнали? Каково значение создания алфавита? | Самостоятельная работа учащихся в группах по выполнению задания Ответы учащихся Работа учащихся с картой в учебнике Ответы учащихся Выступление учащейся, подготовившей рассказ о природных условиях Финикии. Рассказ сопровождается показом учащимся слайдов, которые были подобраны к теме Слушая рассказ остальные ученики выполняют дополнительное задание. Ответы учащихся Выслушать мнения учащихся Самостоятельна работа с текстом учебника, чтение пункта параграфа Ответы учащихся Выступление учащейся сопровождается показом слайдов, которые были подобраны к теме Ответы учащихся Совместное формулирование определения понятия Работа в тетради Ответы учащихся Ответы учащихся Ответы учащихся Ответы учащихся | Карточки с заданием: Используя карту в учебнике на странице 31, заполните пропуски в тексте о географическом положении Финикии. Финикия расположена на _____________ побережье _____________ моря. Самыми крупными финикийскими городами были ________, ________, __________. Карта в учебнике «Древний Восток» Презентация: Природные условия Финикии Карточка с заданием: Природные условия 1. Теплый климат. 2. Горная местность 3. Снегопады 4. Пустыни 5. Равнинная местность с плодородными почвами 6. Леса 7.Дожди, приносимые ветром с моря. 8. Небольшие участки плодородной земли. Учебник Презентация: Торговля финикийцев Формулировка определения термина на экране Карты-слайды: Средиземноморье, Морские путешествия финикийцев Таблички на альбомных листах с изображением отдельных букв финикийского, греческого алфавитов. |
4.Итог урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Использование ИКТ, дополнительных средств обучения |
Опишите географическое положение Финикии? Опишите природные условия страны. Чем занимались финикийца? Что такое колонии? Какой крупный город-колонию основали финикийцы в Северной Африке? | Отвечают на вопросы |
5 Домашнее задание
В результате урока мы узнали, где жили финикийцы, чем они занимались, но нам не известно, как выглядели финикийские города. Предлагаю вам дома подумать и в рисунке выразить свое представление о городах Финикии.
Приложение
к уроку в 5 классе по теме: Финикийские мореплаватели
Рассказ «Природные условия Финикии»
Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря, на узкой полосе земли между морем и цепью Ливанских гор, подступающими местами почти вплотную к берегу. Эта особенность природных условий Финикии отразилась в названиях населённых пунктов. Так названия города Библ – «гора», города Тир – «скала».
Возможности для пашенного земледелия в виду недостатка плодородных земель были ограничены, но имевшиеся земли всё же интенсивно обрабатывали, т.к. ветры с моря приносили обильные дожди.
Здесь разводили оливковые деревья, финиковые пальмы, виноградную лозу. Важным богатством страны были леса, росшие в горах Ливана над побережьем. Здесь встречались такие ценные породы деревьев, как кедр, дуб.
Неотъемлемой частью финикийской природы было море, богатое рыбой и другими морепродуктами. Кроме того, на дне обитали маленькие «пурпурные улитки» - это вид моллюсков, из которых добывали по капельке сока лилово-красного цвета. Этот сок использовали для приготовления пурпурной краски. Ею окрашивали ткань.
Финикия – это страна с тёплым климатом, расположена в Восточном Средиземноморье на местности, где не было крупных рек и долин с плодородными почвами, почти не было места для пастбищ. Богатство Финикии – кедровые и дубовые леса, плодовые деревья и дары моря.
Рассказ «Торговля финикийцев»
Финикия – это страна, находившаяся на побережье моря. Поэтому жизнь финикийцев была тесно связана с морем. Они были искусными кораблестроителями.
На небольших судах финикийцы выходили в открытое море. Это умение жители Финикии использовали для ведения торговли. Они держали в своих руках почти всю торговлю в Средиземном море.
Восточное Средиземноморье имело много естественных богатств, в которых нуждались соседние страны.
Первым продуктом, которым издавна торговали финикийцы, была сушёная рыба – один из основных продуктов питания бедного населения.
Из других богатств Финикии самыми ценными были кедровые и дубовые леса. Они давали первоклассный кораблестроительный и поделочный материал, например, для изготовления саркофагов, в которых помещались мумии египетских вельмож.
Большую роль в торговле играло вино превосходного качества, получаемое из винограда.
Важным предметом торговли было душистое оливковое масло.
Во многих странах славились ювелирные изделия финикийцев: золотые и серебряные вазы.
Знали Финикию ещё как страну, где мастера выдували из стекла изящные сосуды, делали бусы.
В Египет вывозили шерстяные и льняные ткани, окрашенные в пурпурный цвет.
Но важные финикийские купцы продавали не только изделия и природные богатства своей страны. Они закупали товар в других странах и везли его туда, где в нём нуждались. Например, из Египта – в Грецию вывозили папирус.
На территории современной Испании закупали серебро и выгодно продавали его другим народам.
Иногда финикийцы торговали «живым товаром» - рабами. Они заманивали людей на корабль, обещая показать интересные вещи, и, как только люди поднимались на судно, корабль отплывал. Пленников продавали в рабство.
Финикийцы торговали со многими странами Средиземноморья. В тех краях, где они постоянно бывали, стали основывать колонии. Колонии – это поселения, основанные в чужих странах. Их создавали для облегчения обмена. Когда торговцы приезжали в город на чужой стороне, где жили их друзья, родственники, закупающие товары у местного населения. Из колоний финикийским мореплавателям можно отправиться в новые, более отдалённые путешествия.
Самой крупной финикийской колонией был город Карфаген, основанный в Северной Африке
Задания для самостоятельной работы учащихся
№1
Используя карту в учебнике на странице 31, заполните пропуски в тексте о географическом положении Финикии.
Финикия расположена на _____________ побережье _____________ моря. Самыми крупными финикийскими городами были ________, ________, __________.
№2
По ходу рассказа о природных условиях Финикии подчеркните те пункты, о которых упоминается в сообщении
1. Теплый климат.
2. Горная местность
3. Снегопады
4. Пустыни
5. Равнинная местность с плодородными почвами
6. Леса
7.Дожди, приносимые ветром с моря.
8. Небольшие участки плодородной земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Финикийские мореплаватели" - урок истории по методике Ривина - Дьяченко в 5 классе "
Данный урок разработан для класса с небольшим количеством учеников по методике Ривина - Дьяченко. Урок предполагает изучение нового материла в интерактивной форме, когда за урок дети побывают и в роли...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Финикийские мореплаватели"
Краткое описание: В технологической карте прописаны планируемые образовательные результаты, отражены деятельность учителя, деятельность учащихся. Показан прием самостоятельной формулировки темы учащим...
Технологическая карта урока История древнего мира 5 класс ФГОС "Финикийские мореплаватели".
Уважаемые коллеги. Предлагаю ознакомиться с моей авторской разработкой. Надеюсь она будет для Вас полезной....
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Финикийские мореплаватели"
Урок истории "Финикийские мореплаватели" способствует ознакомлению обучающихся с образом жизни, хозяйственными и культурными достижениями финикийцев; создает условия для развития умений хара...
методическая разработка урока истории "Финикийские мореплаватели" 5 класс
методическая разработка урока истории "Финикийские мореплаватели" 5 класс...
Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: Финикийские мореплаватели
Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классеТема урока: Финикийские мореплавателиЦели урока:сформировать представление о Финикии, показать, какую роль сыграли финикийцы в развитии че...
Урок истории в 5 классе. Финикия - страна мореплавателей.
Разработка урока по истории Древнего мира. Финикия - страна мореплавателей....