Конспект урока "Контрреформы Александра III"
методическая разработка по истории (9 класс)

Курносов Владимир Владимирович

Конспект урока "Контрреформы Александра III" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrreformy_aleksandra_iii.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории России в 9 классе на тему

"Внутренняя политика Александра III"

В.В. Курносов, учитель истории

Цели урока:

Познакомить учащихся с личностью Александра III, показать роль К.П. Победоносцева в формировании политической программы; дать представление о сущности внутренней политики Александра III.

Оборудование:

  • Карта «Россия в пореформенный период».
  • Слайды с портретами Александра III и К.П.Победоносцева.
  • Раздаточный материал:
    а) карточки с материалами для составления исторического портрета;
    б) фрагменты рабочих тетрадей.
  • Карточки с датами.

Ход урока

I.Организационный момент.

Сегодня мы приступаем к изучению последнего 20-летия XIX века.

II. Повторение.

Но прежде давайте повторим основные события:

Задание 1.

Назовите событие по датам:

1803 г. – Указ о «Вольных хлебопашцах».

1807 г. – Тильзитский мир.

1812, 7 сентября – Бородинское сражение.

1825, 14 декабря – Восстание декабристов.

1853-1856 гг. – Крымская война.

1861, 19 февраля – Отмена крепостного права.

1864 г. – Земская реформа.

1874 г. – Военная реформа.

1877-1878 гг. – Русско-турецкая война.

Задание 2.

Назовите представителей династии Романовых, правивших в XIX веке:

Павел (1796-1801),

Александр I (1801-1825),

Николай I (1825-1855),

Александр II (1855-1881),

Александр III (1881-1894).

III. Новая тема.

Запишите тему урока и эпиграф:

«…с верою в силу и истину самодержавной власти,

которую мы призваны утверждать и охранять…»

Из коронационного манифеста Александра III.

После событий 1 марта в столице царила паника. Нужно было решить вопрос - начнётся ли поворот от векового самодержавия к представительному правлению, к сотрудничеству власти и общества, предложенного в проекте М.Т. Лорис- Меликова.

Ваша задача на уроке:

  1. выяснить, какой путь выберет Александр III (укрепление самодержавия или сотрудничество власти и общества);
  2. записать в тетрадь план урока в соответствии с ходом урока (пункты плана на доске записаны не по порядку).

1. Личность Александра III.

Александр 3 родился в 1845 году. После убийства своего отца Александра 2 в 1881 году он по праву наследования вступил на российский престол. По мнению историков, личность Александра 3 была весьма неоднозначной. Офицерская среда, в которой воспитывался будущий царь, сделала его грубым и надменным. Она же дала ему необычайную физическую силу и огромную работоспособность. При всем этом храбростью он не отличался. После принятия короны, опасаясь повторения участи своего отца, Александр 3 на время удаляется в Гатчину, живя там в окружении рвов и сторожевых башен.

Политика лавирования между либералами и реакцией была свойственна первым месяцам правления Александра. В начале и середине восьмидесятых годов он произвел реформацию страны, отменив подати и введя обязательный выкуп земель. В целом весь период его царствования историки называют не иначе, чем административным произволом. Для того, чтобы освоить новые земли, царь стал многими тысячами переселять крестьянские семейства в страны Средней Азии и в Сибирь. Справедливости ради стоит сказать и о том, что мероприятия, направленные на упорядочение трудовых законов, им так же проводились. Во время царствования Александра 3 были введены разумные ограничения на труд женщин и детей, а также новые довольно суровые правила, касающиеся работы фабричных и сельских инспекторов. Литература, которая касается этого времени довольно скудна и немногочисленна. Однако достоверно известно то, что в сфере крестьянского законодательства им было принято два наиважнейших постановления. На будущее страны они повлияли самым радикальным образом. Случилось это в 1893 году, первый закон касался переделов мирской земли, второй – ее неотчуждаемости.

Внешняя политика страны также не осталась неизменной. Этот период был отмечен ухудшением отношений между Россией и Германией. Одновременно царь принял успешную попытку сблизиться с Францией, благодаря чему был заключен франко-русский союз, продолжавшийся с 1891 по 1893 год.

Как уже было сказано выше, Александр 3 отличался крепкой фигурой и превосходной физической формой. Однако в 1890 году медики обнаружили у него неизлечимую болезнь - перерождение почек (нефрит). Заболевание, ушибы, которые царь получил в железнодорожной катастрофе и неумеренное употребление алкоголя и стали причиной его преждевременной смерти. Скончался он 20 октября 1894 года – в окружении всех членов своей семьи в Ливадии, в Крыму. На тот момент Александру 3 было пятьдесят лет. Тело царя было захоронено в Петропавловском соборе в северной столице России.

2. Противоречивый характер начала царствования Александра III.

Внутриполитический курс Александра III противоречиво сочетал укрепление основ самодержавия с целой серией мероприятий, объективно направленных на развитие в России капитализма. "Контрреформы" Александра III при всей их консервативной направленности не перечеркнули основных реформ его отца, а в области социального законодательства был сделан даже несомненный шаг вперёд (введение фабричной инспекции, регулирование отношений между трудом и капиталом, ограничение применения женского и детского труда). Страна не знала в то время войн и революционных потрясений, сосредоточилась на созидательном труде, избавилась от бюджетного дефицита. Смертные приговоры стали в судебной практике редчайшим исключением и чаще всего так и не приводились в исполнение, хотя по отношению к террористам Александр III был беспощаден, начав, как и Николай I, своё царствование с пяти виселиц народовольцев.

Вдохновителями консервативного политического курса самодержавия явились обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внутренних дел Д. А. Толстой, издатель и журналист М. Н. Катков, которые считали, что для процветания и блага России нужны три твёрдые позиции – неограниченное самодержавие, решительная русификация национальных окраин (вплоть до переименования географических названий), православная религия. Новое время требовало перемен, однако Александр III  не спешил проводить какие-либо преобразования. Одним из первых шагов его царствования стало обнародование 29 апреля 1881 г. "Манифеста о незыблемости самодержавия", в котором нём провозглашалось, что император "с верою в силу и истину самодержавной власти" будет её "утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений". Главной опорой самодержавия было консервативно настроенное дворянство, от которого император получал многочисленные записки и ходатайства с просьбами о возвращении к временам твёрдого правления, что весьма импонировало правительству.

Как правило, понятие "контрреформы" связывают с тремя законодательными актами: "Положением о земских участковых начальниках" (1889), "Положением о губернских и уездных земских учреждениях" (1890) и "Городовым положением" (1892). Однако всю намеченную программу контрреформ правительству провести не удалось, было лишь несколько ограничено действие земской, судебной, городской и других реформ за счет созданных после 1861 г. учреждениях. Принимались также меры к консервации крестьянской общины, была урезана компетенция суда присяжных. Характерно, что первоначальные проекты "контрреформ" шли значительно дальше того, что было сделано на рубеже 1880–1890-х гг. Однако давление общественного мнения и острая борьба различных группировок в самих правительственных сферах и в Государственном совете помешали полной победе консервативных сил.

Охранительная линия в политике Александра III просматривается очень чётко. В 1881 г. было введено временное, но просуществовавшее тем не менее вплоть до 1917 г. положение об усиленной и чрезвычайной охране, дававшей право в административном порядке, без суда преследовать всех "подозрительных", закрывать печатные органы и учебные заведения, приостанавливать деятельность земских собраний и городских дум. Проект "конституции Лорис-Меликова" был забыт, а его автор и ряд других, прогрессивно мысливших министров, получили отставку.

3. Контрреформы Александра III.

С приходом на пост министра внутренних дел Д.А.Толстого в отставку были отправлены все министры, защищавшие реформы Александра II, начинается пересмотр реформ, получивший название – контрреформы.

Вспомните основные либеральные реформы. (названные реформы записываются на доске):

  • Судебная реформа.
  • Земская реформа.
  • Реформа в области просвещения.
  • Цензурная реформа.

Все перечисленные реформы претерпели изменения:

  1. Ликвидирована самостоятельность (автономия университетов), контроль государства распространялся не только на студентов, но и на преподавателей, интеллигенция должна быть послушна царю.
  2. В 1885 году создано Высшее дисциплинарное присутствие из сенаторов, получившее право смещать судей по своему усмотрению, суды стали проводить за закрытыми дверями.
    Какие принципы нарушены? (Несменяемость и гласность)
  3. Вершиной борьбы с реформами стала земская контрреформа. Задачи, которые выполняли земства, вполне устраивали царя.
    Какие задачи выполняли земства? (Работа с текстом). Правительство не устраивала общественная активность земств, поэтому был учрежден институт земских начальников (из дворян), они могли отменить любое решение земств, сельских сходов, а «Положение о земских учреждениях» полностью лишило земства независимости.
  4. В 1887 году был принят циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии представителей низших социальных слоев.

Вывод: Александру III удалось нормализовать обстановку. Но спокойствие было обманчивым, основные проблемы не решены. Во внешней политике царь обеспечил России 1,5 десятилетия мира, поэтому его и называли миротворцем.

IV. Первичный контроль.

Проверка плана урока.

В квадрат рядом с описанием данных постановлений поставьте номер той либеральной реформы (перечислены выше), против которой оно направлено.

3

Ликвидация автономии университетов

2

Учреждение института земских начальников

1

Учреждение высшего дисциплинарного присутствия

2

Принятие «Положения о земских учреждениях»

3

Циркуляр о «кухаркиных детях»

4

Введение «временных правил о печати»

V. Итоги урока. Рефлексия.

Ответы на вопросы:

Сегодня я узнал….

Мне было особенно трудно…

Мне было легко…

VI. Домашнее задание: 

Составьте таблицу «Сравнение Александра III и Победоносцева К. П.

Линии сравнения

Александр III (1845-1894)

Победоносцев К. П. (1827-1907)

Характерные черты эпохи

Основные вехи карьеры

Черты личности, внешность

Средства, используемые для достижения целей

Результаты деятельности

Оценка современников

Известные высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "

Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской  истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...

Конспект урока истории в 5 классе "Александр Невский"

Полное описание урока обобщения по теме: "Александр Невский"...

план конспект урока ОПК и истории Тема урока: «Александр Невский в истории и православной культуре"

На уроке раскрывается образ святого Александра Невского через литературное произведение - житие, изучается икона, как живописное произведение и сравнивается с картиной известного художника. О подвиге ...

Конспект урока по истории России. Правление Александра I: реформы или реакция.Что преобладало?

Данный урок разработан для обучающихся 10 класса. Урок решения проблемного вопроса, рассматривающий внутреннюю политику России в правление императора АлександраI. Возможно применеие ИКТ....

Конспект открытого урока по истории в 8 классе Тема: Знаменитый полководец Александр Суворов

Подробный конспект урока по истории в 8 классе СКОУ 8 вида по теме "Знаменитый полководец Александр Суворов....

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре II....

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре III....