Конспект урока по истории России. Правление Александра I: реформы или реакция.Что преобладало?
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Данный урок разработан для обучающихся 10 класса. Урок решения проблемного вопроса, рассматривающий внутреннюю политику России в правление императора АлександраI. Возможно применеие ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_aleksandr_pervyy..doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока на тему:
«П Р А В Л Е Н И Е А Л Е К С А Н Д Р А П Е Р В О Г О. Р Е –
Ф О Р М Ы И Р Е А К Ц И Я : Ч Т О П Р Е О Б Л А Д А Л О ?
Цели урока :
- на основе материала исторических источников проанализировать внутреннюю политику Александра I;
- усвоить основные мероприятия, проводимые в годы царствования императора;
- формирование умения аргументировать свою точку зрения, давать оценку явлениям государственной и общественной жизни первой четверти 19 века;
- формирование навыков анализа, синтеза, умения извлекать фактические знания из исторических источников.
Задачи урока:
Развитие способностей и умений учащихся:
- умение заниматься исследовательской деятельностью;
- способность к групповой работе;
- толерантность в восприятии других решений;
- умение работать с компьютерной презентацией, составлять, представлять ее;
- способность применить учебный материал к новым условиям.
Тип урока: проектный, научно-исследовательский.
Оборудование:
Репродукции картин русских художников 19 в.; портреты Александра 1,Сперанского, Аракчеева, Карамзина; карта « Российская империя в первой половине
19 в.», мультимедийный проектор, компьютерные презентации.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Основные понятия:
Аракчеевщина – политика грубой военной дисциплины, последних лет
правления Александра I
Военные поселения – особая организация вооруженных сил, при которой
Строевая служба совмещается сведением хозяйства.
Герцен А.И : величайшее преступление царствования
Александра I.
Вольные хлебопашцы – категория крестьян, освобожденных от крепостной
зависимости по указу от 20.02.1803г. Платили в казну
подушную подать( как крепостные), и отбывали
земскую и рекрутскую повинности как казенные.
Реакция – действие, возникающее на то или иное воздействие, активное
сопротивление общественному прогрессу в целях сохранения
отживших общественных порядков.
Реформы – преобразования в обществе.
Либерализм – политическое мировоззрение, в основе которого лежит
признание важнейших, естественных прав человека.
Опережающее задание:
Подготовить компьютерные презентации в группах по основным вопросам урока.
П Л А Н.
1. Организационный момент.
2. Реформы в области государственного управления: проекты и эксперименты.
3. Крестьянский вопрос: проекты и реалии.
4. Реформы в области народного образования.
5. Проекты преобразований: М.М.Сперанский и А.А. Аракчеев.
6. подведение итогов. Домашнее задание.
Организационный. момент
Сегодня на уроке мы попробуем ответить на вопрос: что преобладало в политике Александра I: реакция или реформы? А помогут нам в этом ваши подсказки, которые вы готовили заранее, и ответы на вопросы к уроку. При ответе на вопросы и подготовке своих проектов, я надеюсь, вы использовали тот список литературы, который я вам рекомендовала. Обратите внимание на свои парты перед вами лежит список мнений современников и историков о том времени, которое мы изучим сегодня на уроке.
Я надеюсь, что он поможет вам определиться с ответом на итоговый вопрос занятия. Кроме того, у каждого из вас есть таблица оценок выступления. Как ее заполнять вы знаете, не забудьте ,пожалуйста сдать ее в конце урока.
Надеюсь, что при ответах на вопросы получится дискуссия. Что это такое и как правильно дисскутировать вам напомнит памятка, которая лежит перед вами.
Выступления будут проходить по плану урока: он перед вами ( на доске). И как всегда вспомните термины, которые придется использовать…( Учащиеся дают определения терминам..)
По вопросам плана ребята работали в группах, по своей теме приготовили опорные конспекты и комментарии к ним. После каждого блока следуют вопросы. Будьте внимательны!
Учитель: « Вступление на престол Александра было самое благодатное: он превратил царство ужаса, уничтожил тайную канцелярию, восстановил права Сената, дворянства и человечества…Россия отдохнула.»
Так сказал о начале правления Греч, а это Ключевский…
« Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком в конце царствования Екатерины, потом воротился бы
в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь,
он не заметил бы, что была эпоха правительственных социальных преобразований…»
Два совершенно противоположных мнения о периоде, который мы сегодня изучаем. А как было на самом деле? Попробуем разобраться:
Выступление 1 группы.
Вопросы:
- Объясните, для чего был создан Негласный комитет, почему он не стал официальным органом?
- Почему создание Государственного совета не поколебало основы самодержавия?
- Почему Польше и Финляндии Александр I даровал конституцию и широкую автономию , а в России данные преобразования так и не были осуществлены?
Выступление второй группы.
Вопросы:
- Назовите общие черты проектов отмены крепостного права. Почему все они носили печать незавершенности и половинчатости?
- Эффективны ли были меры, предпринятые Александром I для смягчения крепостного права?
- Почему А.И.Герцен дал Александру I такую оценку: «Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца?»
Выступление третьей группы.
Вопросы:
- Почему реформы в сфере образования были более решительными и последовательными?
- Назовите причины изменения порядка производства в чины. Почему указ вызвал недовольство чиновников?
- Принесли ли реформы реальные результаты? Стало ли образование более доступным для широких слоев населения России?
Выступление четвертой группы.
Вопросы:
- Проект Сперанского вызвал резкое недовольство дворянства, В чем , по вашему мнению, проект ущемлял интересы дворянства? Почему Александр I не мог пойти на реализацию проекта?
- Назовите причины отставки и ссылки Сперанского?
- Что означает понятие « аракчеевщина» ? Почему Аракчеев занял место второго после царя человека в государстве?
Я думаю, что после того, как мы вспомнили основные события политики Александра I, ответить на вопрос урока будет легче. Не забывайте про документы и карточки!
(Учащиеся отвечают на поставленный вопрос)
Давайте подумаем, можно ли, провести аналогию и выделить какие-нибудь общие черты первой четверти 19 в. и современности? Ведь нам так же довелось жить в век реформ, и в нашей жизни не все гладко и реформы идут не совсем так, как хотелось бы?
( Нет четкого продуманного плана реформ, не подготовлены для них почва, общество. Большую роль так же играет личность реформатора.)
Этот вопрос я задала не случайно, ведь еще Белинский сказал: « Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее», а русский народ сочинил поговорку:
« Умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих.». Выводы делайте сами…
Домашнее задание: эссе на тему: « Почему П.А.Вяземский назвал Александра I « сфинкс не разгаданный до гроба?»
И в заключение урока притча см. стр. 154 « История России в занимательных рассказах притчах, анекдотах».
Урок разработала учитель истории Кучер О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по истории России по теме "Крестьянская реформа 1861года"
Тип урока: УРОК ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, УУД с элементами лаботаторной работы.Технология: проблемного обученияЦель урока: познакомить учащихся с процессом отмены крепостного права в России, оценить ...
Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".
Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...
План-конспект урока по истории России Тема: Аграрная реформа П.А. Столыпина Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: Аграрная реформа П.А. СтолыпинаКласс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый уч...
План-конспект урока по истории России Тема: «Александр II. Отмена крепостного права.» Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: «Александр II. Отмена крепостного права.»Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия ...
Тест "история России. правление Александра I"
Тест по истории России для 8 класса....
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...
КОНСПЕКТ УРОК ПО ИСТОРИИ РОССИИ 9 КЛАСС Тема: «Либеральные реформы Александра I»
Тема урока: Либеральные реформы Александра I Тип урока: систематизации новых знаний.Вид урока: нетрадиционный.Цели и задачи урока : Образовательные:· умение работать с терминами и пон...