Методические рекомендации по изучению темы: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»
методическая разработка по истории на тему

Методические рекомендации по изучению темы: «Великая  Отечественная война 1941-1945 гг.» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по изучению темы:

«Великая  Отечественная война 1941-1945 гг.»

  1. Пояснительная записка.

Изучение этой темы имеет огромное значение в формировании ценностных ориентаций и убеждений, восприятия идей гуманизма, патриотизма, осознанию нравственного долга перед поколением сороковых.

В ходе изучения этой темы учащиеся подводятся к пониманию того, что годы войны продолжают оставаться многогранными, что в экстремальных условиях нередко полнее проявились ценностные качества, что побеждало врага не только оружие – побеждали сила духа, вера, любовь.

На основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами на уроках воссоздаются картины подвига советских людей, поднявшихся на Отечественную войну.

На уроках продолжается работа над развитием умений:

- готовить сообщения по нескольким источникам;

- определять собственное отношения к той или иной проблеме и аргументировать свою точку зрения;

- делать выводы на основе анализа документа и др.

Возможные различные типы уроков:

- лекция с элементами беседы по документальным материалам;

- урок - проблемного обучения;

- семинар, предполагающий обсуждение заранее предложенных вопросов;

- уроки - защиты творческих работ;

- урок - мужества.

Оборудование уроков:

- карта «Вторая мировая война. 1939-1945 гг.».

- презентации и видеофрагменты документальных кадров по темам уроков.

- схемы «Битва под Москвой», «Сталинградская битва», «Курская битва».

- плакаты, фотоматериалы, аудиозаписи военных лет.

Эпиграфом к учебной теме может быть цитата, отрывок из любого стихотворения, посвященного войне.

        Согласно рабочей программе учебного предмета история в 9 классе (УМК: Данилов А. А., Косулина В. Г. История России XX- начала XXI века.  9 класс. - М.: Просвещение, 2013 г.), разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта, я использую  следующую систему уроков по теме «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.».

1 урок: «Начало Великой Отечественной войны».

       Учащиеся знакомятся с трагическими днями 1941г., просчетами советского политического руководства и военного командования. Больше внимание уделяется изучению документационного материала.

      «Битва под Москвой» – речь идет преимущественно о военных действиях, поэтому немаловажное значение имеет работа с картой и схемой, а для выработки у учащихся навыков анализа и синтеза имеет значение самостоятельного составления таблицы «Великая Отечественная война Советского Союза».

Основные события

Даты

Результаты и значения

2 урок.  «Предпосылки коренного перелома».

       Изучается  ситуация на фронте весной и летом 1942 года. Приказ № 227 от 28 июля 1942 г.  Немецкий оккупационный режим. Партизанскиое и подпольное движение. Предполагается исользование собранного учащимся материала, обсуждение исторических документов.

       Изучаются трудовые подвиги, проблемы, связанные с эвакуацией, жизнь и настроения советских людей. В связи с этим уместно поговорить о тех духовных ценностях, которые определяли мировосприятия людей в годы войны, о песнях и стихах, созданных в этот период. Такой материал способствует развитию образно исторического мышления учащихся.

3 урок. «Коренной перелом в ходе войны».

      Основные сражения Великой Отечественной войны, решившие исход войны. Предполагается исользование собранного учащимся материала, обсуждение рабт и заполнение таблицы «Великая Отечественная война Советского Союза», работа с видематериалом и картами сражений.

4 урок. «Заключительный этап войны».

       Заключительный этап ВОВ и II-ой Мировой войны, показать роль СССР в разгроме фашистских захватчиков. Предполагается работа с учебным материалом, выделение главного, существенного, сопоставление фактов и явлений – подобная работа приучает учащихся четко и логично выражать свои мысли.

       Показывать складываение антигитлеровской коалиции, проблему «второго фронта», решения Московской, Тегеранской, Ялтинской, Постдамской конференций. Помимо изложения учителя и текста учебника, учащиеся обращаются к дополнительной литературе, документам, предусматриваются задания разной степени сложности – такие задания многоплановы по резултатам: высняется глубина знаний, умение оределять главное от второстепенного, наглядно проявляются убеждения учащихся.

5 урок.  Обобщение. «СССР в 1930-1940-е годы».

        Выявляются основные итоги ВОВ, акцентируется внимание учащихся на роли СССР в разгроме фашизма, на конкретных примерах показывается, что итоги войны в значительной степени определили ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную. Материал к этому подбирается в ходе изучения всей темы, предполагаются опережающие задания, на уроке сочетаются и чередуются различные формы работы: обсуждение вопросов, выполнение проблемных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методические рекомендации к изучению темы "Чередующиеся гласные А-О в корнях слов"

Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы "Чередование гласных А-О в корнях слов". Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло...

Методические рекомендации к изучению темы «Современные средства массового поражения и способы защиты от них» на уроках основ военной подготовки

Цель представления данного материала - систематизировать практический опыт и представить некоторые методические приёмы изучения раздела «Радиационная, химическая и биологическая защита» (РХБЗ) для фор...

Методические рекомендации по изучению темы «Решение квадратных неравенств в 9-ом классе» по учебнику Ю.Н. Макарычева.

Разобраны методы решения квадратных уравнений. Приведены различные случаи их решения....

Методические рекомендации к изучению темы "Происхождение и этапы эволюции человека". Проектная деятельность

Данный проект охватывает учебную тему«Происхождение человека»,на которую в учебном плане 11 класса отводится 6 часов.Почему именно эта тема выбрана для проектной деятельности?Учащиеся  име...

Методические рекомендации по изучении темы:"Решение тригонометрических уравнений"

Данное пособие предназначено для студентов первого курса очного отделения. В пособии содержится теоретический материал по теме: "Простейшие тригонометрические уравнения", примеры решения простейших тр...

Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени

Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах,  Решение иррациональных,  показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений  часто сводится к решени...

Методические рекомендации по изучению темы «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома» в 8 классе.

Данный материал представлен как рекомендация по подготовке к урокам по теме «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома» в 8 классе....