Методические рекомендации по изучению темы: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»
методическая разработка по истории на тему
Методические рекомендации по изучению темы: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по изучению темы:
«Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»
- Пояснительная записка.
Изучение этой темы имеет огромное значение в формировании ценностных ориентаций и убеждений, восприятия идей гуманизма, патриотизма, осознанию нравственного долга перед поколением сороковых.
В ходе изучения этой темы учащиеся подводятся к пониманию того, что годы войны продолжают оставаться многогранными, что в экстремальных условиях нередко полнее проявились ценностные качества, что побеждало врага не только оружие – побеждали сила духа, вера, любовь.
На основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами на уроках воссоздаются картины подвига советских людей, поднявшихся на Отечественную войну.
На уроках продолжается работа над развитием умений:
- готовить сообщения по нескольким источникам;
- определять собственное отношения к той или иной проблеме и аргументировать свою точку зрения;
- делать выводы на основе анализа документа и др.
Возможные различные типы уроков:
- лекция с элементами беседы по документальным материалам;
- урок - проблемного обучения;
- семинар, предполагающий обсуждение заранее предложенных вопросов;
- уроки - защиты творческих работ;
- урок - мужества.
Оборудование уроков:
- карта «Вторая мировая война. 1939-1945 гг.».
- презентации и видеофрагменты документальных кадров по темам уроков.
- схемы «Битва под Москвой», «Сталинградская битва», «Курская битва».
- плакаты, фотоматериалы, аудиозаписи военных лет.
Эпиграфом к учебной теме может быть цитата, отрывок из любого стихотворения, посвященного войне.
Согласно рабочей программе учебного предмета история в 9 классе (УМК: Данилов А. А., Косулина В. Г. История России XX- начала XXI века. 9 класс. - М.: Просвещение, 2013 г.), разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта, я использую следующую систему уроков по теме «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.».
1 урок: «Начало Великой Отечественной войны».
Учащиеся знакомятся с трагическими днями 1941г., просчетами советского политического руководства и военного командования. Больше внимание уделяется изучению документационного материала.
«Битва под Москвой» – речь идет преимущественно о военных действиях, поэтому немаловажное значение имеет работа с картой и схемой, а для выработки у учащихся навыков анализа и синтеза имеет значение самостоятельного составления таблицы «Великая Отечественная война Советского Союза».
Основные события | Даты | Результаты и значения |
2 урок. «Предпосылки коренного перелома».
Изучается ситуация на фронте весной и летом 1942 года. Приказ № 227 от 28 июля 1942 г. Немецкий оккупационный режим. Партизанскиое и подпольное движение. Предполагается исользование собранного учащимся материала, обсуждение исторических документов.
Изучаются трудовые подвиги, проблемы, связанные с эвакуацией, жизнь и настроения советских людей. В связи с этим уместно поговорить о тех духовных ценностях, которые определяли мировосприятия людей в годы войны, о песнях и стихах, созданных в этот период. Такой материал способствует развитию образно исторического мышления учащихся.
3 урок. «Коренной перелом в ходе войны».
Основные сражения Великой Отечественной войны, решившие исход войны. Предполагается исользование собранного учащимся материала, обсуждение рабт и заполнение таблицы «Великая Отечественная война Советского Союза», работа с видематериалом и картами сражений.
4 урок. «Заключительный этап войны».
Заключительный этап ВОВ и II-ой Мировой войны, показать роль СССР в разгроме фашистских захватчиков. Предполагается работа с учебным материалом, выделение главного, существенного, сопоставление фактов и явлений – подобная работа приучает учащихся четко и логично выражать свои мысли.
Показывать складываение антигитлеровской коалиции, проблему «второго фронта», решения Московской, Тегеранской, Ялтинской, Постдамской конференций. Помимо изложения учителя и текста учебника, учащиеся обращаются к дополнительной литературе, документам, предусматриваются задания разной степени сложности – такие задания многоплановы по резултатам: высняется глубина знаний, умение оределять главное от второстепенного, наглядно проявляются убеждения учащихся.
5 урок. Обобщение. «СССР в 1930-1940-е годы».
Выявляются основные итоги ВОВ, акцентируется внимание учащихся на роли СССР в разгроме фашизма, на конкретных примерах показывается, что итоги войны в значительной степени определили ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную. Материал к этому подбирается в ходе изучения всей темы, предполагаются опережающие задания, на уроке сочетаются и чередуются различные формы работы: обсуждение вопросов, выполнение проблемных заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Методические рекомендации к изучению темы "Чередующиеся гласные А-О в корнях слов"
Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы "Чередование гласных А-О в корнях слов". Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло...
Методические рекомендации к изучению темы «Современные средства массового поражения и способы защиты от них» на уроках основ военной подготовки
Цель представления данного материала - систематизировать практический опыт и представить некоторые методические приёмы изучения раздела «Радиационная, химическая и биологическая защита» (РХБЗ) для фор...
Методические рекомендации по изучению темы «Решение квадратных неравенств в 9-ом классе» по учебнику Ю.Н. Макарычева.
Разобраны методы решения квадратных уравнений. Приведены различные случаи их решения....
Методические рекомендации к изучению темы "Происхождение и этапы эволюции человека". Проектная деятельность
Данный проект охватывает учебную тему«Происхождение человека»,на которую в учебном плане 11 класса отводится 6 часов.Почему именно эта тема выбрана для проектной деятельности?Учащиеся име...
Методические рекомендации по изучении темы:"Решение тригонометрических уравнений"
Данное пособие предназначено для студентов первого курса очного отделения. В пособии содержится теоретический материал по теме: "Простейшие тригонометрические уравнения", примеры решения простейших тр...
Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени
Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах, Решение иррациональных, показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений часто сводится к решени...
Методические рекомендации по изучению темы «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома» в 8 классе.
Данный материал представлен как рекомендация по подготовке к урокам по теме «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома» в 8 классе....