Рабочая программа по истории
рабочая программа по истории (9 класс) на тему
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._rabochaya_programma_9_kl._istoriya.docx | 57.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы .
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Предлагаемая программа ориентирована на учебники: Данилов А. А., Косулина В. Г. История России XX- начала XXI века. 9 класс. - М.: Просвещение, 2008 г., Загладин Н.В., Всеобщая история. 20век. 9 класс – М., «Русское слово», 2007 г.
В учебно-методический комплект к учебному пособию Загладин Н.В. «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс» включены:
Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. XX век. Пособие для учителя 9 класс.
Загладин Н.В. Программа курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век». 9 класс.
Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Программа курса и тематическое планирование к учебнику «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс».
Агафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 9 класс.
В учебно-методический комплект Данилов А.А. 9 класс входят:
Поурочные разработки.Данилов А. А.История России. XX - начала XXI века.
Методические рекомендации. 9 класс.
Рабочая тетрадь 9класс. .Пособие для обучающихся.Авторы Данилов А. А., Косулина Л. Г.
Изучение истории направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных традиций, нравственных и социальных установок;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества;
- овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности.
Предусмотрены различные типы и формы уроков:
- изложение нового материала самим учителем,
- комбинированные уроки,
- уроки-практикумы,
- уроки-семинары,
- уроки-конференции,
- повторительно-обобщающие уроки.
В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:
- Основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней, выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории.
- Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития.
- Изученные виды исторических источников.
Уметь:
- Соотносить даты событий отечественной и Всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории.
- Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников.
- Показывать на исторической карте: территории расселения народов, границы государств, города, места исторических событий.
- Рассказывать о важнейших исторических событиях их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
- Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
- Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и Всеобщей истории.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений в современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Главной целью реализации данной программы является обеспечение знаний всем обучающимся на базовом уровне, ориентация способных к гуманитарному образованию к участию в олимпиадах разных уровней.
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся, ведущие виды деятельности - информационный, исследовательский, проектный.
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.
Программой предусмотрены следующие формы контроля:
- Тестирование – 5
- Самостоятельная работа -1
- Контрольная работа – 2
- Понятийный диктант – 2
- Зачет – 1
Предусмотренные программой работы направлены на повышение эффективности подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Содержание изучаемого курса
68 часов, из расчета 2 часа в неделю
№ п/п | Тема урока | Количество уроков | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, измерители | Домашнее задание | Дата проведения план/факт | |
Тема 1. Мир в 1900 – 1918г.г. 3 часа | |||||||||
1 - 2. | Мир к началу XX века (политическая карта мира, индустриальное и традиционное общества, научно – технический прогресс, проблемы технического развития). | 2 | Изучение нового материала комбинированный урок | Основные направления демократизации социально – политической жизни в начале XX в. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Социалистическое движение в начале XX века. Либералы у власти. Рабочее движение в новую индустриальную эпоху. | Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы. Социал – демократы, консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. | Составить сравнительную таблицу | Загладин. Данилов, Косулина § 1-2 § 1 | ||
3. | Военно-политические союзы и международные конфликты 1900 – 1914гг | 1. | комбинированный урок | Конкуренция экономически развитых и подготовленных в военном плане держав: США, Великобритания, Франция, Россия, Германия, Австро-Венгрия, Италия, Япония. Особенности политики ведущих стран мира. Мирные и военные средства решения конфликтов. Гаагская конференция. Вторжение в Китай. Создание системы военно-политических блоков: Антанта, союз Центральных держав. Русско-японская война 1904 – 1905гг.: Дальневосточная политика, начало военных действий, падение Порт-Артура, военные действия в 1905 году, окончание войны, сближение России и Англии. | Загладин § 3 | ||||
Тема 2. Россия в начале XX века ( 1900 – 1916 г.г.) 8 часов | |||||||||
4. | Основные направления модернизации страны в начале XX века. | 1. | Изучение нового материала | Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX – XX веков. Экономическое развитие страны в начале XX века. Политика модернизации сверху. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С,Ю. Витте. | Показывать на карте территорию Российской империи, называть особенности процесса модернизации в России начала XX века; сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах. Называть характерные черты экономического развития в начале века, показывать на карте промышленные центры. Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация,многоуклад Ная экономика, монополистический капитализм | Эвристическая беседа. Составление плана – конспекта | Данилов, Косулина § 1-2 | ||
5. | Самодержавие в начале XX века. | 1. | Комбинированный | Политическое развитие страны в начале XX века. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Революционные Партии, их программы. | Называть характерные черты самодержавия. Политическая система, гражданское общество. | Тест | Данилов, Косулина § 3 | ||
6. | Внешняя политика России в начале XX века. Русско – японская война, её итоги и влияние на общество. | 1. | Комбинированный | Россия в международных отношениях начала XX века. Русско – японская война, её влияние на российское общество. | Называть основные направления внешней политики, хронологические рамки войны; причины и характер войны; поражение и его последствия; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения. Агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция, эскалация. | Алгоритм военных действий, контурная карта | Данилов, Косулина § 4 | ||
7. | Общественные движения. | 1. | Комбинированный | Политические течения и партии. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движения. | Объяснять значение понятий; сравнивать программные установки либеральных партий; соотносить названия партий и имена их лидеров. Конституционная монархия, парламент, политическая партия, программа партии, тактика, социалисты, либералы, консерваторы. | Составление схем, таблиц, работа с документами | Данилов, Косулина § 5 | ||
8. | Революция 1905 – 1907 г.г. Причины, этапы, главные события. | 1. | Изучение нового материала | Причины, характер революции. «Кровавое воскресенье» Возникновение Советов. Восстание в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооружённое восстание в Москве. | Излагать причины и последствия революции; систематизировать причины и итоги революции в виде таблицы. «Зубатовский социализм», революция, движущие силы революции. | Алгоритм революционных событий | Данилов, Косулина § 5-6 | ||
9. | Реформа П.А.Столыпина. Промышленный подъём. | 1. | Комбинированный | Аграрная реформа. Промышленный подъём. | Называть альтернативы общественного развития в 1906 г.; составлять таблицу «Аграрная реформа и её результаты». Отруб, хутор, кооперация. | Сообщения, составление таблиц | Данилов, Косулина § 7 | ||
10. | Культура России в начале XX века. | 1. | Авторский урок | Культура России в начале XX века. | Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры. Ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм. | Сообщения, творческие задания, эссе | Данилов, Косулина § 8 | ||
11. | Россия и мир в начале 20 века. | 1. | Урок повторения и обобщения материала | Тестирование | |||||
Тема 3. Первая мировая война. 4 часа | |||||||||
12. | Первая мировая война: причины, участники, этапы войны, театры боевых действий. | 1. | Изучение нового материала | Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX века и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно – политический союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока – Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. Рост националистических настроений в европейском обществе. Цели и планы участников войны. Характер войны. Основные фронты, этапы, сражения. | Знать причины войны; военные блоки; уметь показывать места основных сражений по карте. Составлять хронологическую таблицу событий Первой мировой войны. Тройственный союз, локальные конфликты, Антанта | Сообщения, составление хронологической таблицы. Эссе «Можно ли было избежать начала Первой мировой войны?» | Загладин § 4-6 | ||
13 – 14 . | Россия в Первой мировой войне. | 2 урока | Интегрированный урок | Россия в первой мировой войне. | Называть основные направления внешней политики, называть хронологические рамки войны; называть и показывать на карте места основных военных сражений, линии фронтов; составлять алгоритм военных действий. Антанта, Тройственный союз, военные планы, военные операции, Брусиловский прорыв. | Алгоритм военных действий, контурная карта | Данилов, Косулина § 9 | ||
15. | Итоги, уроки, последствия, роль и значение Первой мировой войны. | 1. | Урок повторения и обобщения материала. | Самостоятельная работа | |||||
Тема 4. Россия в 1917 – 1920 г.г. 7 часов | |||||||||
16. | Февральская революция 1917 года. Свержение самодержавия. | 1. | Комбинированный | Предпосылки, содержание, хронологические рамки революционного процесса. Февраль 1917 года. падение самодержавия. Кризисы Временного правительства. Двоевластие. Выступление генерала Корнилова. Военная диктатура. | Рассказывать о взаимоотношениях буржуазии и правительства. Раскрывать отношение народа к войне. Характеризовать социально – экономическое положение России в военные годы. Объяснять особенности двоевластия. Объяснять причины кризисов Временного правительства. Раскрывать причины выступления Корнилова. Пацифизм, военная диктатура | Задание на определение хронологической последовательности развития революционного процесса. Работа с документами. | Данилов, Косулина § 10-11 | ||
17. | Октябрьское восстание в Петрограде | 1. | Комбинированный | Подготовка вооружённого восстания. Вооружённое восстание в Петрограде. II съезд Советов и первые декреты Советской власти. Судьба Учредительного собрания. | Рассказывать о лидерах большевиков. Раскрывать роль II съезда Советов. Объяснять причины создания коалиционного правительства. Объяснять причины роспуска Учредительного собрания Национализация, оппозиция | Сообщения о восстании, членах первого советского правительства,задание на указание последовательности событий октября 1917 года | Данилов, Косулина §12 | ||
18. | Установление советской власти в стране | 1. | Комбинированный | Данилов, Косулина § 13 | |||||
19. | Распад Российской империи. Брестский мир. | 1. | Комбинированный | Альтернативы: сепаратный мир или революционная война. Взгляды В.И.Ленина, Л.Д.Троцкого, Н.И.Бухарина на мир. Брестский мир и его последствия. Конституция 1918 г. | Уметь излагать различные взгляды на мир, обсуждающиеся в среде большевиков. Аннексия, контрибуция, «красный» террор, сепаратный мирный договор | Работа с картой, документами. Сообщения о лидерах белого дв-ия: П.Н.Врангель, А.В.Колчак, А.И.Деникин | Данилов, Косулина § 14 | ||
20. | Гражданская война: предпосылки, участники, этапы, основные фронты. | 1. | Комбинированный | Предпосылки и начало Гражданской войны. Основные этапы гражданской войны. Лидеры белого движения, «белый» террор. Разгром белого движения и интервентов в 1919 – 1920 г.г. | Уметь излагать предпосылки гражданской войны. Раскрывать причины и последствия «белого» террора. Давать характеристику лидерам белого движения. Объяснять причины поражения Белой армии. Излагать итоги Гражданской войны. Гражданская война, интервенция | Составление схемы: «Расстановка политических сил в Гражданской войне». | Данилов, Косулина 15-16 | ||
21. | «Военный коммунизм» | 1. | Комбинированный | Политика военного коммунизма. Лидеры красного движения. «Красный» террор и его последствия. | Раскрывать сущность политики «военного коммунизма», объяснять причины создания Красной Армии. Политика военного коммунизма | Представить собственное суждение о причинах победы красных в Гражданской войне. | Данилов, Косулина § 17 | ||
22. | Мир, Россия в 1917 – 1920г.г. | 1. | Урок повторения и обобщения материала | контрольная работа | |||||
Тема 5. Мир в 1918 – 1920г.г. 3 часа | |||||||||
23. | От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Версальский мир. | 1. | Комбинированный | Положения Версальского, Сен – Жерменского, Нейского, Трианонского, Вашингтонского договоров. Характеристика Версальско – Вашингтонской системы. | Знать и уметь показывать на карте границы государств по созданной системе мирного урегулирования в Европе (20 – 30 г.г. XX века) Лига наций | Таблица понятийный диктант | Загладин § 7 | ||
24. | Революционные события 1918 – 1919г.г. в Европе. | 1. | Исследовательская деятельность (работа в группах) | XX век – новая национальная история. Революции в Германии, Австро – Венгрии, России. | Понимание изучаемых исторических источников. Уметь соотнести события России с мировыми, знание событий. Интернационалы (социалистический, коммунистический) | Анализ табличного материала | Загладин § 8 | ||
25. | Установление авторитарных режимов в странах Европы в начале 1920 – х годов. | 1. | Лабораторная работа, исследования процессов в разных странах. | Особенности стабилизации. План Дауэса. «Процветание» по – американски. Германия и Англия в стабилизации. | Понимать сущность процессов восстановления после Первой мировой войны. Уметь рассказать о важнейших событиях данного периода (по итогам исследования) | Фронтальный, тестовый | Загладин § 9 | ||
Тема 6. Мир в 1920 – 1939 г.г. 4 часа | |||||||||
26. | Страны Западной Европы и США в 1924 – 1939 г.г. | 1. | Лекция | Особенности экономического кризиса. Пути выхода, две альтернативы: «Новый курс» США – либерально – демократическая модель. Тоталитарная модель. Размеры кризиса. Модели борьбы. Значение либерально – демократической модели. | Анализировать особенности экономического кризиса. Знать основные понятия. Уметь участвовать в дискуссии и анализировать информацию. Ф.Д.Рузвельт, кейнсианство. Социальный либерализм. | Понятийный блок | Загладин § 10 | ||
27. | Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930 – е годы в странах Центральной и Восточной Европы. | 1. | Лекция | Методы решения социальных и политических проблем. Политическая нестабильность в Германии, Италии, Испании. | Знать новые виды общественного движения в Европе. Фашизм. III рейх. Гитлер, Муссолини. Антивоенное движение. Народный фронт. | Фронтальный | Загладин § 11 | ||
28. | Страны Азии в 1920 – 1930 г.г. | 1. | Работа в группах, мини - проекты | Культурно – цивилизационные особенности. Проблемы модернизации. | Знать понятие «Восток». Реформы и революции. Пути модернизации. Ганди. Сунь – Ятсен. Кемаль. «Японский дух», европейское знание. | Групповой | Загладин § 13 -14 | ||
29. | Международные отношения в 1920 – 1930 г.г. | 1. | Урок повторения и обобщения материала | практикум | Загладин | ||||
Тема 7. Советская Россия в 1920 – 1930 г.г. 8 часов | |||||||||
30. | Экономический и политический кризис начала 1920 – х годов. НЭП: сущность, мероприятия, противоречия, итоги. | 1. | Урок применения знаний и формирования умений | Кризис Советской власти. Причины и суть НЭПа. Крестьянские восстания 1920 – 1921 г.г. Кронштадтский мятеж. X съезд РКП(б) | Рассказывать о причинах кризиса Советской власти. Анализировать успехи политики НЭПа. Новая экономическая политика | Составление сравнительной таблицы «Военный коммунизм и НЭП» | Данилов, Косулина § 18 | ||
31. | Образование СССР. Национальная политика. | 1. | Урок применения знаний и формирования умений | Предпосылки и принципы образования СССР. Проекты объединения. Первая Конституция СССР. | Характеризовать различные проекты объединения. Раскрывать основные принципы национальной политики СССР. | Составление таблицы «Основные положения Конституции 1924 года». работа с документами. | Данилов, Косулина § 19 | ||
32. | Внешняя политика советского государства в 1920 – е годы. | 1. | Комбинированный | Особенности внешней политики СССР в Азии. Международные конференции в Генуе и Гааге в 1922 году. Деятельность Коминтерна. | Называть и показывать по карте наиболее близких союзников СССР. | Работа с картой. Работа с документами. | Данилов, Косулина § 20 | ||
33. | Политическая жизнь в 1920 – 1930 годы. | 1. | Урок применения знаний и формирования умений | XIII партконференция. Провозглашение курса на индустриализацию. Причины отказа от НЭПа. Принятие первого пятилетнего плана и провозглашение 1929 года – «годом Великого перелома». Политический террор. Формирование партийной политической системы. Создание Сталинской системы власти. Конституция СССР 1936 года. | Уметь давать характеристику сталинской идее победы социализма в одной стране. Понимать причины отказа от НЭПа, задачи сталинского варианта модернизации. Раскрывать причины обострения внутренней борьбы. Раскрывать процесс формирования тоталитарной системы. Анализировать суть культа личности И.В.Сталина. Террор, культ личности | Составление таблицы «Борьба за власть в партии большевиков». Анализ Конституции 1924 и 1936 годов. | Данилов, Косулина § 21, 25 | ||
34 - 35. | Ускоренная индустриализация. Политика сплошной коллективизации. Политика государства в области культуры. | 1. | Урок применения знаний и формирования умений | Основные этапы коллективизации. Первые пятилетки, их итоги и значение. Итоги коллективизации и индустриализации. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Воспитание нового человека. Искусство и государственное строительство. | Уметь объяснять причины и последствия коллективизации и индустриализации. Уметь работать со статистическим материалом. Объяснять причины идеологизации культуры. Характеризовать духовный климат советского общества, его положительных и негативных качеств. Индустриализация, коллективизация | Сравнить модернизационную политику С.Ю.Витте и индустриализацию 30 х гг. Назвать общие и отличительные черты. Сообщения на тему «Основные направления развития культуры и искусства в 1920 – 1930 г» | Данилов, Косулина § 22-24, 26 | ||
36. | Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930 годы. | 1. | Урок применения знаний и формирования умений | Вступление СССР в Лигу Наций. Гражданская война в Испании. Англо – франко – советские переговоры 1939 года. Мюнхенский сговор. | Понимать причины изоляции СССР в международной политике. Уметь анализировать успехи советской дипломатии. Объяснять причины невозможности создания системы коллективной безопасности. Лига Наций | Работа с картой. Сравнительный анализ политических курсов СССР в 1920 – 1930 годах. | Данилов, Косулина § 27-28 | ||
37. | Итоги развития зарубежных стран, СССР в 1920 – 1930 годах. | 1. | Урок повторения и обобщения материала | контрольная работа | |||||
Тема 8. Вторая мировая война. 6 часов | |||||||||
38. | Начало войны. Причины, этапы, театры боевых действий, основные участники, характер войны. | 1. | Семинарское занятие | Крах Версальско – Вашингтонской системы. Политика умиротворения агрессора и невмешательства, нейтралитета. Причины и характер Второй мировой войны. Периодизация, фронты. Особенности Второй мировой войны. Итоги, последствия. | Уметь анализировать международную обстановку, вести дискуссию. Уметь разбираться в современных трактовках Второй мировой войны. Анализировать, сравнивать с Первой мировой войной. Государства – агрессоры, коллективная безопасность, политика умиротворения. Ялтинско – Потсдамская система. Черчилль. Рузвельт. Сталин. | Оценивание по качеству работы в семинаре. Понятийный блок. | Загладин § 15-16 | ||
39. | Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке. | 1. | Семинарское занятие | Загладин § 16-18 | |||||
40. | Великая Отечественная война: причины, характер, этапы, периоды, основные сражения. | 1. | Урок изучения нового материала | Положение СССР на международной арене в начале 1939 года. причины советско – германского сближения. Пакт о ненападении. Политика СССР в начальный период Второй мировой войны. План «Барбаросса». Подготовка Красной Армии к войне. Причины поражения советских войск в начальный период войны. Битва под Москвой. | Уметь систематизировать материал в виде хронологической таблицы. Раскрывать причины заключения советско – германского пакта. Характеризовать политику СССР накануне Великой Отечественной войны. Давать характеристику плана «Барбаросса». Давать оценку готовности СССР к войне с Германией. Мобилизация | Работа по составлению хронологической таблицы. Работа с картой. Работа с документами. | Данилов,Косулина § 29 | ||
41. | Великая Отечественная война: причины, характер, этапы, периоды, основные сражения. | 1. | Комбинированный | Создание антигитлеровской коалиции. События весны – лета 1941 года. Битва за Сталинград и её историческое значение. Партизанское движение. Битва на Курской дуге и её значение. Коренной перелом в Вов. Тегеранская, Крымская конференции. Освобождение СССР и открытие 2 – го фронта. | Уметь рассказывать о партизанском движении, его лидерах, основных военных сражениях и их значении, героях войны. Уметь излагать основные решения Тегеранской, Крымской конференций, давать оценку открытию 2 – го фронта. | Работа по составлению хронологической таблицы. Работа с картой. Работа с документами. | Данилов,Косулина § 30, 32 | ||
42. | Советский тыл в годы войны. | 1. | Комбинированный | Советский тыл в годы войны. | Уметь рассказывать о работе советского тыла в годы войны. Эвакуация | Сообщения | Данилов,Косулина § 31 | ||
43. | Итоги и уроки Второй мировой войны. Вклад советского народа в Победу над фашизмом. | 1. | Урок повторения и обобщения материала | Освобождение Восточной Европы. Битва за Берлин. Вступление СССР в войну против Японии. Вклад СССР в победу во Второй мировой войне. Разгром Японии. | |||||
Тема 9. Мир во второй половине XX века: основные тенденции развития. 9 часов | |||||||||
44. | Новая расстановка сил в мире после войны. Противостояние Запада и Востока. | 1. | Лекция | Предпосылки биполярности. Противостояние общественно – политических систем. | Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы. «Холодная война», «идеологическое, экономическое, военное противостояние» | Работа по вопросам | Загладин § 20, 21 | ||
45. | Страны мира и регионы во второй половине XX века: США | 1. | Работа в группах (проектная деятельность) | Послевоенный курс. Принципы политики в 1945 – 1990-е годы. Социальные политические программы. | Усвоение особенностей исторического пути США. Представить результаты в виде мини – проектов. Особый путь развития. | Проверка мини – проектов | Загладин § 24-25 | ||
46. | Страны мира и регионы во второй половине XX века: Великобритания, Франция, Германия. | 1. | Комбинированный | Великобритания: лейбористы, консерваторы у власти. решение экономических, политических, социальных, этнических проблем развития. Франция: социально – экономическая и политическая история XX века. От многопартийности к режиму личной власти (голлизм). Попытка «левого» эксперимента. Германия: три периода истории Германии. Соревнование двух систем в рамках одной страны. | Усвоить особенности исторического развития. Понимать проблемы «консервативной революции», «третьего пути» Т.Блэра Уметь характеризовать особенности развития на разных исторических этапах республик во Франции. Установление причинно – следственных связей перемен в историческом развитии Германии XX века (вторая половина) Лейбористы, консерваторы. Шарль де Голь | Фронтальный опрос | Загладин § 26-27 | ||
47. | Страны мира и регионы во второй половине XX века: страны Восточной Европы. | 1. | Комбинированный | Принципы формирования мировой системы социализма. Направления преобразований. | Знать понятие «Восточная Европа». Уметь анализировать виды социализма. Новая структура миропорядка | Тестирование | Загладин § 29-90 | ||
48. | Страны Азии, Африки и Латинской Америки в современном мире. | 1. | Лекция | Проблемы выбора путей развития. Культурно – цивилизационные особенности Азиатско – Тихоокеанского, индо – мусульманского, латино – американского и африканского регионов. Варианты выбора. | Овладение понятием «деколонизация». Знать особенности проблемы «мирового юга». Идеология «третьего пути». Религиозный фундаментализм. | Тестирование | Загладин § 33, 35, 36 | ||
49. | Культура зарубежных стран во второй половине XX века. | 1. | Авторский урок | Изменение в научной картине мира. Основные направления в развитии культуры. | В информационном плане ознакомиться с постмодернизмом, культурой хайтека, элитарной и массовой культурой, контркультурой, с нарастанием технократизма и иррационализма в массовом сознании. Особенности духовной жизни современного общества. Религия и церковь в современном обществе. | По качеству сообщений | Загладин § 38-39 | ||
50. | Политическое развитие стран Запада | 1. | Комбинированный | Идейно – политические течения и партии (консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм). Изменения в расстановке сил, появление христианско – демократических партий. | Уметь отличать и сравнивать политические движения. Знать причины упадка коммунистических движений и рост влияния демократических. Эволюция политических идеологий во второй половине XX века. | Понятийный | Загладин § 37 | ||
51. | Движение за мир и разоружение в 1970 – 1990 г.г. | 1. | Лекция | Новые социальные движения в мире. Процесс формирования гражданского общества, гражданские инициативы («Врачи без границ», «Гринпис») | Понимать значение движения молодёжи, студентов, экологическое, феминистское, этническое, культурное. Антивоенное движение | Опрос по вопросам лекции | Загладин § 40-42 | ||
52. | Мир во второй половине 20 века. | 1. | Урок повторения и обобщения материала | Тестовые задания по курсу | |||||
Тема 10. СССР в середине 1940 – 1980 – х годов. | |||||||||
53. | СССР в системе послевоенных международных отношений. | 1. | Комбинированный | Потсдамская конференция. | Излагать решения Потсдамской конференции. Определять «цену победы» советского народа в Великой Отечественной войне. | Понятийный | Данилов, Косулина § 38 | ||
54. | Послевоенное восстановление хозяйства. Страна в середине 1950 – 1960 –х годов. | 1. | Урок изучения нового материала | Восстановление разрушенного хозяйства, переход от военного к мирному времени. Новая волна репрессий. | Определять задачи по восстановлению разрушенного хозяйства. Характеризовать атмосферу духовной жизни в стране, характеризовать идеологическую кампанию конца 1940 – нач. 1950-х г.г. | Фронтальный опрос | Данилов, Косулина § 35, 40 | ||
55. | Внешняя политика СССР в середине 1950 – 1960 – х г.г. | 1. | Комбинированный | Образование социалистического лагеря, создание СЭВ. Начало гонки вооружений, «холодная война», создание ядерного оружия. | Объяснять причины образования социалистического блока, определять причины начала «холодной войны», анализировать место Советского Союза в конфликтах начального периода «холодной войны». «Холодная война», сверхдержава, политика сдерживания, доктрина отбрасывания коммунизма. | Работа с документами. Подготовить сообщение о роли СССР в войне в Корее. | Данилов,Косулина § 42 | ||
56. | СССР в середине 1960 – 1980 – х г.г. | 1. | Урок изучения нового материала | Борьба за власть после смерти Сталина. Маленков, Берия, Хрущёв. Начало реабилитации. Культ личности Сталина. | Уметь анализировать первые реформы на основе дополнительных источников информации и текста учебника. Давать оценку XX съезду партии. Реабилитация | Работа с документами | Данилов,Косулина § 43-45 | ||
57. | Внешняя политика СССР в середине 1960 – 1980 –х г.г. | 1. | Комбинированный | Военное противостояние СССР и США во Вьетнаме. Конфликты на Ближнем Востоке. Чехословацкий кризис. Доктрина Л.И.Брежнева. политика разрядки. Вовлечение СССР в локальные конфликты в странах Африки. Ввод советских войск в Афганистан в 1979г. и его международные последствия. | Знать причины противостояния СССР и США. Понимать смысл доктрины Л.И.Брежнева. Уметь характеризовать локальные войны, их причины и последствия. Доктрина | Составление сравнительной таблицы «Политика «холодной войны» и политика разрядки». Сообщения о главных персоналиях данного периода. Работа с документами. | Данилов,Косулина § 46 | ||
58. | Перестройка в СССР. М.С.Горбачёв. новый внешнеполитический курс страны. | 1. | Урок изучения нового материала | М.С.Горбачёв. политика ускорения. Начало перестройки и её цели. Проведение КПСС курса на демократизацию и гласность, создание правового государства. Перемены в духовной жизни. Идеи нового полит. мышления. Перемены в политике СССР в отношении стран В. Европы. | Объяснять необходимость перестройки, её суть и итоги. Объяснять причины падения авторитета КПСС. Объяснять, почему политика М.С.Горбачёва вызвала критику в советском обществе. Перестройка, гласность | Составление тезисов «Причины неудач перестройки». Работа с документами. Эссе «Политика нового мышления и её последствия». | Данилов,Косулина § 47,50 | ||
59. | Обострение внутренних противоречий в СССР. Кризис и распад советского общества. | 1. | Урок применения знаний и формирования умений | Обострение межнациональных противоречий, их истоки и причины. Август 1991г. распад Советского союза. | Уметь объяснять причины возникновения противоречий между российскими и советскими структурами власти, знать и характеризовать события августа 1991 | Работа с текстом, ответы на вопросы. | Данилов,Косулина § 48-49 | ||
Современная России | |||||||||
60. | Начальный этап экономических реформ. | 1. | Комбинированный | 1992г. правительство Е.Гайдара. шоковая терапия, либерализация цен, приватизация. Поляризация политических сил в России. | Уметь работать со средствами периодической печати для анализа последствий реформ правительства Е.Гайдара. Приватизация, либерализация | Данилов, Косулина § 81 | |||
61. | Политический кризис 1993г. и принятие новой Конституции. | 1. | Комбинированный | Политический кризис 1993г. Референдум и принятие новой Конституции. Итоги выборов 1993г. | Уметь работать с документами, характеризовать новую Конституцию. Импичмент | Составление сравнительной таблицы «Конституция 1977 и 1993 г» | Данилов,Косулина § 52 | ||
62. | Политика коррекции курса реформ. | 1. | Комбинированный | Подписание федеративного договора. Истоки Чеченского конфликта. Кризис 1998г., его экономические и социальные последствия. | Уметь анализировать причины противоречий внутри страны и показывать причины кризиса 1998г. | Составление развёрнутого плана и тезисов по теме урока, работа с понятийным аппаратом | Данилов,Косулина § 54 | ||
63. | Россия на рубеже XX – XXIв.в.: новый этап развития. | 1. | Комбинированный | Россия в 1999 – 2003г.г. Россия: по пути реформ и стабилизации. Итоги выборов 2003 – 2004г.г. | Уметь дать характеристику положению России после выборов 2000г. и показывать итоги выборов 2003 – 2004г.г. на основе дополнительных источников информации. | Работа со СМИ | Данилов,Косулина § 56 | ||
64. | Внешняя политика демократической России. | 1. | Комбинированный | Поиск новых ориентиров на международной арене. Новые подходы к российской дипломатии. Россия и государства СНГ. Россия на международной арене начала XXI века. | Уметь показывать и раскрывать характер мер российского правительства для окончательного завершения «холодной войны»;определять причины сложностей во взаимоотношениях со странами Запада; определять особенности международной политики в начале нового столетия. | Составление развёрнутого плана и тезисов по теме урока | Данилов,Косулина § 55 | ||
65. | Духовная жизнь в российском обществе. | 1. | Авторский урок | Особенности нового этапа духовной жизни. Живопись, скульптура, архитектура. Литературное творчество. Искусство кино и театра. Музыка. | Уметь характеризовать особенности развития духовной жизни конца 1990г.г.; перечислять выдающихся деятелей отечественной культуры. | Групповая работа | |||
66. | Российская Федерация в 1991 – 2010г.г. | 1. | Урок повторения и обобщения материала | ||||||
67– 68 | Итоговое обобщение | 2. | Авторские уроки | Понятийный диктант, тестирование |
Примечание:
1 Тема 9 и тема 10, для эффективности изучения курса История Россия могут меняться местами, сроки изучения тем соответственно могут сдвигаться.
2. В течении учебного года возможно сокращение и уплотнение изучения тем соответствующих курсу Новейшая история зарубежных стран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...