Конспект урока "Тоталитарные режимы в 1930-е гг. (Италия, Германия, Испания)"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Поурочное планирование по всеобщей истории для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
totalitarnye_rezhimy_v_1930-e_gg._italiya_germaniya_ispaniya.docx | 34.98 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Урок № 19 ДАТА___________
Тема: Тоталитарные режимы в 1930-е годы. Италия, Германия, Испания.
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о тоталитарных режимах в европейских странах в 20-30 гг. XX века. Выяснить причины прихода фашистов к власти, общие и особенные черты фашистских режимов в Италии, Германии и Италии. Уделить внимание роли личности в истории (На примере характеристики Бенито Муссолини и Адольфа Гитлера) и моральной оценке фашизма.
Задачи:
- Способствовать ориентации школьников на неприятие любых форм тоталитаризма и осознанию их угрозы либерально-демократическим устоям общества и миру па планете.
- Способствовать развитию познавательных умений: соотносить единичные факты и общие исторические явления, называть характерные черты событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, сравнивать исторические факты, определять в них общее и различия, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий в истории.
Оборудование урока:
- политическая карта мира
- учебник О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2011г.
- презентация
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
- Орг.момент.
- Опрос д.з.
- Фронтальная беседа по вопросам:
- Что было общего в развитии Великобритании и Франции?
- С какой целью был создан Народный фронт во Франции?
Итак, кроме борьбы с последствиями мирового экономического кризиса, европейские государства столкнулись еще с одной проблемой – борьба с фашизмом. Фашизм – это одна из форм тоталитарного режима. О государствах с тоталитарным режимом мы и поговорим сегодня.
- Тест по теме: «Франция, Великобритания и США в 1930-е гг.»
I вариант
1. Название «новый курс» получила политика:
1) повышения налогов; 2)усиления монополий; 3) увеличения военных расходов; 4) антикризисных мер государственного регулирования экономики
2. Значение «нового курса» Рузвельта состояло в создании:
1) монополий; 2) профсоюзов; 3) конвейерного производства; 4) системы социальной защиты населения
3. Какие мероприятия относятся к политике «нового курса» в США? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
1) временное закрытие банков; 2) отмена частной собственности;
3) сокращение пособий по безработице; 4) ликвидация демократических свобод; 5)повышение цен на сельскохозяйственную продукцию
4. К политике Народного фронта во Франции относится:
1) понижение зарплаты государственным служащим; 2) национализация ряда отраслей промышленности; 3) разрешение фашистских организаций;
4) запрещение частной собственности
5. Вестминстерский статут — это:
1) резиденция английского архиепископа; 2) закон о взаимоотношениях с доминионами; 3) программа выхода из экономического кризиса; 4) название коалиционного правительства в годы кризиса.
Тест по теме: «Франция, Великобритания и США в 1930-е гг.»
II вариант
1. Временное закрытие банков в период экономического кризиса проводилось с целью:
1) ускорения выплаты фермерской задолженности банкам; 2)восстановления доверия к банковской системе; 3) перехода экономики страны на бартер; 4) национализация банковской сферы.
2. Значение «нового курса» Ф. Рузвельта состояло в:
1) отмене рабства в южных штатах; 2) расширении социальных гарантий населению; 3) прекращении государственных ассигнований в экономику; 4) превращении США из аграрной страны в промышленную.
3. Какие мероприятия относятся к политике «нового курса» в США? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
1) запрещение профсоюзов; 2) расширение посевных площадей;
3) переход к авторитарному режиму; 4) организация общественных работ;
5) введение «кодексов честной конкуренции».
4. В Великобритании для выхода из экономического кризиса:
1) устанавливается авторитарный режим; 2) проводится политика социального реформирования; З) национализируются важнейшие отрасли промышленности; 4) возвращаются к системе свободного предпринимательства.
5. Народный фронт во Франции — это:
1) объединение тред-юнионов; 2) организация фашистского типа;
3) политический союз антифашистских сил; 4) государственная организация для борьбы с кризисом.
- Изучение нового материала.
План:
- Общие черты тоталитарных государств.
- Фашизм в Италии.
- Фашизм в Германии.
- Франкизм в Испании.
- Что такое фашизм? Тоталитаризм?
Фашизм (от итал. «пучок», «связка») - реакционное политическое течение, возникшее в ряде стран после Первой мировой войны.
Фашизм – одна из форм тоталитаризма.
Тоталитаризм (от лат. «весь», «полный») - антидемократический режим, в котором установлен полный контроль государства над человеком, ликвидированы все проявления гражданского общества, отсутствует оппозиция, парламентская демократия.
Каковы причины прихода фашистов к власти?
- Социально - экономический и политический кризис.
- Неспособность правительств вывести страну из кризиса, тяга народных масс к «сильной руке».
- Поддержка фашистов со стороны крупных предпринимателей.
- Слабость антифашистских сил, демократических институтов; раскол рабочего класса .
- Внешняя экспансия.
Тоталитаризм – социально-политическое устройство общества, характеризующееся полным подчинением человека политической власти, всеобъемлющим контролем государства над обществом.
Признаки тоталитаризма:
- Власть принадлежит массовой партии, которая стоит выше государственных органов или сращивается с ними. Эта партия управляет страной.
- (Полный контроль государства над экономикой) Замена рыночных отношений государственно-бюрократических регулированием, планированием и распределением.
- Наличие общегосударственной обязательной идеологии
- Полный контроль государства над СМИ
- Полный контроль партии – государства над армией, полицией и репрессивными органами
- Репрессии – как главное средство политики
- Наличие харизматического вождя
- Уничтожение демократических институтов
Тоталитаризму близки и присущи еще ряд понятий:
Шовинизм | политика приверженности военного превосходства какой-либо нации или государства |
Расизм | система взглядов, выделяющая “природное разделение народов на низшие и высшие |
Реваншизм | политика сил, потерпевших военное или политическое поражение и пытающихся вернуть превосходство ценой нового обострения |
Национализм | это идеология, политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности, национальная вражда |
Фашизм | Реакционное политическое учение, возникшее после 1 мировой войны, одна из форм тоталитаризма |
- Фашизм в Италии.
1919 г. – создана фашистская партия (во главе – бывший социалист Бенито Муссолини). «фаши» - союз.
Программа фашистов в Италии:
- Общественная справедливость
- Защита собственности
- Установление диктатуры, которая позволит решить все проблемы
- Предлагали культ сильной личности
- Созданы специальные вооруженные отряды для устрашения противников фашистов – «чернорубашечники»
«Поход на Рим» - движение фашистских молодчиков в 1922 году из Неаполя на Рим с целью установления контроля над муниципалитетом.
29 октября 1922 г. - король Виктор Эммануил поручил лидеру Фашистской партии Бенито Муссолини сформировать правительство
Стр. 94. – читать о Муссолини
Особенности фашизма в Италии
- Ликвидация противников
- Полная преданность режиму и дуче (вождю)
- 1929 год – соглашения между римским папой и Муссолини (суверенитет города Ватикан)
- Создание корпоративной системы для управления предприятиями.
Деятельность Муссолини
- 1926 г. – запрет всех политических партий (Свобода – это преданность вождю)
- ликвидирована свобода слова
- ограничены полномочия парламента и введен режим личной власти.
- Чистка гос. Аппарата от «антинациональных элементов»
- Смертная казнь за государственное преступление.
- 1928 г. – новый избирательный закон по котором на выборах была только одна партия – фашистская, другие кандидатуры выдвигать запрещено.
- Профсоюзы заменены фашистскими синдикатами
- На все должности выдвигались только члены фашистской партии.
- Банковская система, промышленность поставлены под контроль гос-ва.
- 1935 г. – закон о корпорациях. Создание корпоративной системы.
- Внешняя политика. Цель: восстановление Средиземноморской Римской империи.
1935 – 36 г. – Захват Эфиопии
1939 г. – захват Албании
1936 г – вмешательство в Гражданскую войну в Испании на стороне генерала Франко (фашист)
1936 – 1937 гг. союз Германии, Италии и Японии - создание оси «Берлин - Рим – Токио»
- Фашизм в Германии.
Стр. 97 – Какие партии существовали в Германии?
Орудием осуществления репрессий стала организованная апреле 1933 г. государственная тайная полиция (гестапо).
- 1925 г. – Национал – социалистическая партия Германии (НСДАП)
- 1933 г. - приход к власти Гитлера
- «Третий рейх» (Третья империя) – официальное нацистское название режима, существовавшего в Германии с января 1933 по май 1945 г.
Стр. 98 – чит. О Гитлере
Особенности фашизма в Германии.
- Уничтожение коммунистов, социал – демократов, «неполноценных» народов;
- Цензура, слежка, доносительство;
- авг. 1934 г. - Гитлер пожизненный фюрер и рейхсканцлер, с неограниченной диктаторской властью;
- Милитаризация экономики;
- «Фашизм - это война»
ПРЕДПОСЫЛКИ нацизма в Германии:
- Условия Версальского мира (стремление получить реванш за условия мира)
- Мировой экономический кризис (Возможности германской буржуазии были ограничены, внутренний рынок был узок, а потеря колоний лишала Германию маневра. Необходимо было создать твердое и устойчивое правительство, уйти от социальной политики Веймарской республики.)
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ германского фашизма:
- Крайний национализм и расизм
- Неприятие демократии
- Стремление создать тоталитарное государство
- Преклонение перед насилием
- Крайняя агрессивность – стремление к мировому господству.
1919 г. – возникновение НСДАП – национал-социалистическая немецкая рабочая партия. Во главе – Адольф Гитлер.
ИДЕИ партии:
- Пересмотр Версальского договора
- Интересы арийской расы превыше всего
- Лозунги социальной справедливости
- Антикоммунизм и антисемитизм
- главными врагами назывались представители крупного капитала,
- экспроприировать нетрудовые доходы,
- передать государству монополистические концерны,
- обобществить передать мелким торговцам универсальные магазины, крестьянству — помещичьи земли.
МЕРОПРИЯТИЯ нацистов в Германии.
- Ликвидация всех демократических свобод
- Запрет всех политических партий кроме НСДАП
- Закон о единстве партии и государства. Решение партии становилось законом для гос-ва
- Предоставление неограниченных полномочий карательным органам
- Гонения на евреев
- Созданы палаческие штурмовые отряды СА и охранные отряды СС, тайная полиция – ГЕСТАПО, концентрационные лагеря – 1933 г. (Респектабельные фирмы поставляли печи для крематориев и газ для душегубок, имперский банк Германии хранил золотые коронки и корпуса золотых наручных часов, а крупнейшие германские фирмы получали бесплатных рабов)
- Травля интеллигенции.
ПОДГОТОВКА К ВОЙНЕ
- отмена всех версальских ограничений. К 1939 г. Создана военная авиация, танковые войска, введена всеобщая воинская повинность
- 1938 г. – присоединена Австрия
- 1939 г. – захват Чехословакии
- Союзники Германии – Италия и Япония.
- К 1939 г. Германия стала сильнейшим европейским государством.
- Франкизм в Испании.
- Фашистское движение в Испании не обрело массовое социальной базы.
- Режим навязан извне.
- Большое влияние сохранила церковь.
- Режим Франко никогда не пытался установить жесткий контроль над экономикой.
- Франко уклонился от официального вступления в войну.
- Все годы диктатуры Франко Испания оставалась монархией.
Домашнее задание.
- § 10-11, особенности фашизма в Италии, Германии, франкизма в Испании.
- Составить таблицу
Вопрос для сравнения | Фашизм | Нацизм | Франкизм |
Страна | |||
Руководитель | |||
Основные идеи | |||
Государственная политика | |||
Экономика | |||
Внешняя политика |
- Сообщения по плану: Япония, Китай, Индия, Латинская Америка.
Япония
- Реставрация Мейдзи и реформы
- Сочетание традиций и модернизации
- Внешняя экспансия и милитаризация
Китай
- Попытки реформ и восстания первых десятилетий ХХ в.
- «Три народных принципа» Сунь Ятсена
- Синьхайская революция
- Революция 20-х гг. и гражданская война. Чан Кайши
Индия
- Политические течения Индии (партии)
- М.Ганди. Гандизм
- Компании ненасильственного сопротивления. Результат
Латинская Америка
- Особенности развития стран
- Пути и методы борьбы
- Мексиканская революция
- Кубинская революция
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тоталитарные режимы в 1930-е годы. Италия, Германия, Испания. 9 класс
методическая разработка по всеобщей истории для 9 класса....
конспект урока для 5 класса "«Планы на каникулы: путешествие. Испания, Турция, Аляска» по учебнику. New Millennium English”, Деревянко Н.Н., Жаворонкова С.В., Карпова Л.Г.
форма: ролевой проекттехнологии: проектная, ИКТ, игровая (викторина)...
Технологическая карта урока в 9 классе по Всеобщей истории Тема: Тоталитарные режимы 1930-е гг.Италия Германия, Испания
В помощь коллегам...
Технологическая карта урока в 9 классе по Всеобщей истории Тема: Тоталитарные режимы 1930-е гг.Италия Германия, Испания
В помощь аттестующимся....
презентация к уроку в 9 классе "Тоталитарные режимы 1930-х годов: Италия, Германия, Испания"
Презентация к уроку о тоталитарных режимах 1930-х годов...
9 класс Италия Германия
Пути объединения Италии, Германии...
Конспект урока испанского языка по теме "Новогодние праздники в Испании" (6 класс)
Конспект урока испанского языка по теме "Новогодние праздники в Испании" по учебнику "Español 6" авторов И.В. Ануровой, Э.И. Соловцовой.Данный конспект разработан для первого ...
- Мне нравится (1)