Конспект урока «СССР в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация»
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Бралина Светлана Олеговна

Предмет История Класс 9 Автор УМК Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А., История России XX-начало_ XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций.- 11изд.: М.- ООО «Русское слово» - учебник, 2013. Уровень обучения базовый Тема: «СССР в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация». Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 Место урока в системе уроков по теме 1 Цель урока: сформировать представление о положении в экономике СССР в 30-е годы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Буранчинская ООШ»

Предмет История

Класс  9

Автор УМК   Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А., История России  XX-начало_ XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций.- 11изд.: М.- ООО     «Русское слово» - учебник,  2013.

Уровень обучения базовый

Тема: «СССР в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация».

Общее количество часов, отведенное на изучение темы  1

Место урока в системе уроков по теме     1

Цель урока: сформировать представление о положении в экономике СССР в 30-е годы.                                                                                Задачи урока:                                                                                                                                                                                                                                     обучающие: знать причины и сущность сталинской модернизации; усвоить смысл понятий коллективизация и индустриализация; проследить долгосрочные экономические, социальные, политические последствия экономической модели сталинизма.

Развивающие: совершенствовать умение учащихся выделять главное в изученном материале, анализировать, делать выводы. развивать мышление, речь учащихся, внимание, память; формировать  умении и навыки работы с документами.

Воспитательные: расширить познавательный интерес учащихся к истории своей Родины, воспитание уважения к старшему поколению

Планируемые результаты:

Метапредметные:

1. Способность организовать свою деятельность и регулирование ее при работе в парах.

2. Способность формулировать выводы (на примере работы с различными источниками информации).

3. Владеть умениями преобразовывать информацию.

Предметные:

1. Знать  хронологию и периодизацию проводимых реформ.

2. Объяснять причины и последствия коллективизации и индустриализации

3. Проводить поиск информации по нескольким источникам (причины и особенности проведения индустриализации и коллективизации, готовность населения к таким изменениям).

4. Владеть умениями работать с учебной литературой и различными видами исторических источников.

Личностные :

Коммуникативные умения (на примере работы в группах, публичных выступлениях).

Техническое обеспечение урока: учебник Н.В.Загладина «История Отечества XX – начала XIX

века», компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, приложения 1-5.

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент.                                                                                                                           Мотивация к учебной деятельности.                                                                                                                                              

Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть!

Учитель: Посмотрите на доску мы подошли к изучению 30 – х годов, время на нашем историческом календаре 1929 год, сколько лет исполнилось советской власти?

 Приветствуют

2

Актуализация знаний.

-На прошлом уроке мы изучали тему «Идея построения социализма в одной стране и возвышение Сталина». Попрошу Вас ответить на вопросы:

1) Почему Сталин выступил за отход от НЭПа, переход к индустриализации и массовой коллективизации?

2) В чем состояла суть сталинской идеи о скорейшем построении социализма в одной стране?

Ответ: Отрицательные  стороны политики НЭП.

Ответ: Необходимость укрепление обороноспособности страны. Развитие тяжелой индустрии.

3

   Изучение нового учебного материала                                                                            Формулирование темы урока             

Целеполагание

                                                                                                             

Учитель                                                                                                                 История  30-х гг. XX века нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Сегодня на уроке мы попробуем с вами воссоздать объективную картину модернизации в России через исторические документы, кинохронику того времени.                                                                                                                                                                           Ребята, вам предлагается ряд плакатов и фотографии. Все они имеют отношение к нашей теме "«СССР в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация» (слайд 1, 2). Рассмотрите их. Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Предпосылки социалистической индустриализации и коллективизации (слайд 3).                                                                                        1.Коллективизация                                                                                                       Слово учителя: Издревле Россия была крестьянской страной. Крестьяне составляли большинство населения, их труд кормил и одевал Россию, а также давал немало товаров для внешней торговли. Однако на протяжении нескольких веков крестьяне были лишены права собственности на землю. Реформа 1861 года – попытка решить проблему, но неудачная. Во время революции и Гражданской войны большинство крестьян поддержало большинство, поскольку их правительство обещало народу землю. Руководство СССР провозгласило опорой только беднейшую часть крестьян, а зажиточных     объявило кулаками – враждебным элементом.                                                                                 Введение термина «кулаки» (приложение 1-фрагмент кинохроники) Кто - же такие кулаки?

Учитель:                                                                                                                                  Из-за неурожая 1920 г., положение в деревне ухудшилось. Крестьяне недовольны продразверсткой, то и дело вспыхивают стихийные бунты.            В них Советская власть обвинила кулаков. Несмотря на замену продразверстки продналогом, хлеба в стране все равно не хватало (слайд 3)

Декабрь 1927 года – XV съезд ВКП (б) – поставлена задача «перехода распыленных крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства»

 С 1928 – 1929 гг. страна взяла курс на коллективизацию  (слайд 4).

-  Что же такое коллективизация.

 Работа с текстом учебника

-Каковы цели коллективизации?

Учитель:                                                                                                                                  

Политика «сплошной коллективизации» проводилась в жизнь под лозунгом, сформулированным И. В. Сталиным в статье «Год великого перелома» (ноябрь 1929 г.) 7 ноября 1929 года – статья Сталина «Год великого перелома» (слайд 5)

 Работа с документом 

«Из статьи И. В. Сталина «Год великого перелома» (приложение 2)

Задание к документу:

Каковы причины и суть сталинского «великого перелома»?

Учитель:                                                                                                                                  

Статья И. В, Сталина была воспринята как руководство к действию. Власти с помощью войск ОГПУ (ведение термина «двадцатипятитысячники») в течение короткого времени (за 1,5-2 года) убрали из деревни опасные для себя слои населения.

А какие это слои?

Введение понятия раскулачивание (слайд 6)

        

Процесс раскулачивания

Работа по группам

 1 Задание 1 группе

Работа с текстом учебника

-Откройте учебник на стр. 141

-Ответьте на вопрос:

Какими методами проходил процесс раскулачивания?

2.Задание 2 группе

Работа с Энциклопедии для детей. История России. ХХ век. (рассказы А.И.Солженицына, О.В.Волкова.) стр 149

Прочитайте  и приведите примеры выселения крестьян

Учитель

По разным сведениям, число раскулаченных составило от 3,5 до 9 млн. чел. Часть из них была брошена в тюрьмы, а основную массу переместили в отдаленные районы.

Оставшиеся в родных местах крестьяне, опасаясь за свою судьбу, записывались в колхозы

Для того, чтобы посмотреть как жили колхозники, какие беды их постигали, давайте обратимся к текстам документа, который лежит перед вами.                                                                                                    Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы (приложение  3).

Задание к документу (Из письма крестьянина председателю ВУЦИК Г.И. Петровскому. 1932 г.)

  1. На какие особенности политики коллективизации обращает внимание  крестьянин, говоря о главных причинах голода в деревне? 2. Кого он считает главным виновником сложившегося положения? 3. Как подобные настроения интерпретировались и использовались высшим руководством страны?

Учитель

2 марта 1930 года – статья И.В.Сталина «Головокружение от успехов». В народе Сталин – заступник крестьян  (слайд 7).

План хлебозаготовок за 1932 год не был выполнен, поскольку оказался непосильным для деревни. Кто-то должен был за это ответить. Не даешь государству зерно – стало быть, ты – кулак.

Голод 1933 года унес свыше 5 млн. жизней (слайд8), число крестьян сократилось на 1/3, но госзакупки в 1934 году по сравнению с 1928 годом выросли вдвое. Сельское хозяйство, как и все в стране, стало управляемым. Крестьяне, боясь репрессий, записывались в колхозы.

Итоги коллективизации (слайд 9)

Коллективизация окончательно завершилась к середине 1930-х годов

Сталин торжествовал - не смотря на сокращение производства зерна, его поставки государству увеличились в 2 раза.

 Коллективизация создала условия для проведения индустриализации.

В город ринулась масса крестьян, пополнившая ряды рабочего класса.

2.Индустриализация (слайд10)

Работа с понятиями:

Задание № 1. Развитие внимания и памяти (задание выполняется письменно)

За 1 минуту во всех строчках таблицы найдите и посчитайте понятия и словосочетания, относящиеся к теме индустриализация СССР. В столбике радом с каждой строчкой запишите это понятие и укажите количество слов (приложение 4).

1

делительвосточнаяафрикаиндустриализацияфоедалзамок

1

2

городперекрестокмодеризацияводопроводмодернизация

1

3

государствоэшелонразвитиябизнесторговляприбыльцена

1

4

рожьпшенохлебозаготовительныйкризисовеспросоячмень

1

Вспомним, что означают понятия индустриализация

Работа с учебником

Прочитайте стр.

Определите источники средств для индустриализации:

Учитель

В 1925 г. состоялся 14 съезд партии, который вошел в историю как съезд индустриализации, хотя слово индустриализация на съезде даже не прозвучало. Была провозглашена как важнейшая задача «Превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование в страну, производящую их». В 1927 году началась разработка первого пятилетнего плана экономического и социального развития СССР. В мае 1929 года он был утверждении V Всесоюзным съездом Советов. План предусматривал увеличить производство промышленной продукции на 180%, причем продукции тяжелой промышленности на 230%, а сельскохозяйственной на 55%. Уже в декабре 1929 года Сталин выдвинул лозунг: «Пятилетку в четыре года». Первый пятилетний план 1928-1932, Второй пятилетний план 1933-1937 года (слайд 11)

Самостоятельная работа учащихся  в группах

Работа с таблицами

Задание первой группе:

С помощь таблиц (приложение 5)

Определите:

  1. Какие изменения произошли в экономике СССР в ходе индустриализации?

Задание второй группе:

  1. Какие новые отрасли появились в структуре советской экономики в ходе индустриализации?

Задание  третьей группе

  1. Какие отрасли промышленности развивались наиболее быстрыми темпами и почему?

Стахановское движение - (слайд12)

Учитель:  Стахановское движение имело определенные преимущества перед, например, социалистическим соревнованием

Важным источником индустриализации стала дешевая рабочая сила деревни. Значительную роль при освоении районов с тяжелыми климатическими условиями, строительстве каналов, на лесозаготовках играло использование труда заключенных и спецпереселенцев (раскулаченных и высланных крестьян). В годы первых пятилеток  главное управление лагерей (ГУЛАГ) ежегодно привлекало около 1 млн. заключенных

Ведение понятия ГУЛАГ

Итоги первых пятилеток (слайд13)

Записывают тему урока

Формулируют цель   (познакомиться с процессами индустриализации и коллективизации)

Изучают схему

Смотрят кинохронику

Формулируют  и записывают определение

Кулак - зажиточный крестьянин, связанный с любыми видами предпринимательской деятельности или  крепкий  хозяин, который не хотел вступать в колхоз

-Коллективизация – добровольное производственное кооперирование мелких и средних крестьянских хозяйств

Ответы

обеспечение индустриализации дешевой рабочей силой за счет массового ухода крестьян из деревни

- ликвидация кулачества как класса

- перекачка средств из аграрного сектора экономики в промышленный

Ответы

 

Деревня – источник продовольствия;

Деревня – основной канал средств для нужд индустриализации.

Записывают понятие

ГПУ – Государственное политическое  управление (ГПУ) при НКВД РСФСР

Ответы:

-Кулаки и зажиточные середняки

Записывают понятие

Раскулачивание - уничтожение зажиточного крестьянства с целью получения средств на коллективизацию.

Выделяют цели

Цели раскулачивания:

        Создание материальной базы;

        Подрыв сопротивления;

Ответы обучающихся

 Арест и выселение крестьян …..

Приводят примеры

Выполняют задание к документу

Ответы обучающихся

Заполняют таблицу

Ответы

Индустриализация

Модернизация

Эшелон развития

Хлебозаготовительный

кризис

Ответы

Индустриализация – процесс создания крупной, технически развитой промышленности, прежде всего отраслей тяжелой промышленности, который производят орудия и средства производства.

Ответы

 Источники средств для индустриализации:

-вывоз из страны сырья (нефть, лес, пушнина), золота и сокровищ музеев;

-экспорт хлеба;

-принудительные займы у населения;

- возросшие налоги на население;

-низкий уровень жизни населения;

-дешевая рабочая сила;

-бесплатный труд узников ;

-организация соревнования и ударничества;

-трудовой героизм и энтузиазм советских людей.

Записывают

 Понятие и хронологию (слайд11)

Пятилетка - период, на который осуществлялось централизованное планирование экономики в Советском Союзе.

1928-1932 – первая пятилетка.

1933-1937 – вторая пятилетка.

Ответы обучающихся

Сообщение учащегося

ГУЛАГ - Главное Управление исправительно - трудовых лагерей                                                                

4

 Закрепление учебного материала

Учитель:                                                                                                                                  

Используя схему в приложение № 5 и информацию на слайде

 Сделайте вывод об итогах коллективизации и индустриализации в                   СССР (слайд 14)

Ответы обучающихся

На рубеже 1920-1930гг. В СССР ценой разорительной для крестьян коллективизации и уничтожения частного предпринимательства была проведена социалистическая индустриализация, которая вывела страну на 2-е место в мире по уровню промышленного развития после США, но уровень жизни населения существенно снизился.

В стране на смену многоукладной экономике пришла административно-командная.

Коллективизация и индустриализация способствовали формированию культа личности И.В. Сталина

5

 Домашнее задание:                                                                                                                                                                                                                                                      

 П., заполнить таблицу   Коллективизация и индустриализация в СССР: основные черты и результаты».

Положительные

Негативные

Коллективизация

Индустриализация

Записывают домашнее задание                                 Индивидуально:                                                                                - подготовить фрагмент поэмы «Реквием» А.А.Ахматовой. (инд-но)                                                                                                                                                       -подготовить сообщение «Шахтинское дело»                              -подготовить сообщение

Конституция СССР 1936 года

                               

7

Итог урока

Оценивание обучающихся                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока" СССР в 1953-1964 годах"

методическая разработка итогового урока по истории России в 11 классе...

конспект урока по истории в 9 классе по теме "Индустриализация в СССР"

Конспект можно использовать на уроке  истории по теме "Индустриализация"...

Технологическая карта урока истории России в 9 классе. Тема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентиров

P { margin-bottom: 0.21cm; } Технологическая карта урока истории России в 9 классеТема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентировПодготовила и провелаучитель Юрова С. В.Тип урока: уро...

Урок истории в 9 классе «СССР в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация»

Предмет История Класс 9 Автор УМК Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А., История России XX-начало_ XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций.- 11изд.: М.- ООО «Р...

Открытый урок истории в 11 классе.Внешняя политика СССР в 1930-ые годы. Презентация.

Презентация к уроку истории по теме: "Внешняя политика СССР в 1930-ые гг." содержит 40 слайдов, урок расчитан на 90 минут. Презентация очень подробно раскрывает изменение направления внешней политики ...

Политическая система СССР в 1930-е годы

Презентация по теме "Политическая система СССР в 1930-е годы" для 10 класса...