3 | Изучение нового учебного материала Формулирование темы урока
Целеполагание
| Учитель История 30-х гг. XX века нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Сегодня на уроке мы попробуем с вами воссоздать объективную картину модернизации в России через исторические документы, кинохронику того времени. Ребята, вам предлагается ряд плакатов и фотографии. Все они имеют отношение к нашей теме "«СССР в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация» (слайд 1, 2). Рассмотрите их. Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Предпосылки социалистической индустриализации и коллективизации (слайд 3). 1.Коллективизация Слово учителя: Издревле Россия была крестьянской страной. Крестьяне составляли большинство населения, их труд кормил и одевал Россию, а также давал немало товаров для внешней торговли. Однако на протяжении нескольких веков крестьяне были лишены права собственности на землю. Реформа 1861 года – попытка решить проблему, но неудачная. Во время революции и Гражданской войны большинство крестьян поддержало большинство, поскольку их правительство обещало народу землю. Руководство СССР провозгласило опорой только беднейшую часть крестьян, а зажиточных объявило кулаками – враждебным элементом. Введение термина «кулаки» (приложение 1-фрагмент кинохроники) Кто - же такие кулаки?
Учитель: Из-за неурожая 1920 г., положение в деревне ухудшилось. Крестьяне недовольны продразверсткой, то и дело вспыхивают стихийные бунты. В них Советская власть обвинила кулаков. Несмотря на замену продразверстки продналогом, хлеба в стране все равно не хватало (слайд 3) Декабрь 1927 года – XV съезд ВКП (б) – поставлена задача «перехода распыленных крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства» С 1928 – 1929 гг. страна взяла курс на коллективизацию (слайд 4). - Что же такое коллективизация.
Работа с текстом учебника -Каковы цели коллективизации?
Учитель: Политика «сплошной коллективизации» проводилась в жизнь под лозунгом, сформулированным И. В. Сталиным в статье «Год великого перелома» (ноябрь 1929 г.) 7 ноября 1929 года – статья Сталина «Год великого перелома» (слайд 5) Работа с документом «Из статьи И. В. Сталина «Год великого перелома» (приложение 2) Задание к документу: Каковы причины и суть сталинского «великого перелома»?
Учитель: Статья И. В, Сталина была воспринята как руководство к действию. Власти с помощью войск ОГПУ (ведение термина «двадцатипятитысячники») в течение короткого времени (за 1,5-2 года) убрали из деревни опасные для себя слои населения. А какие это слои? Введение понятия раскулачивание (слайд 6)
Процесс раскулачивания Работа по группам 1 Задание 1 группе Работа с текстом учебника -Откройте учебник на стр. 141 -Ответьте на вопрос: Какими методами проходил процесс раскулачивания? 2.Задание 2 группе Работа с Энциклопедии для детей. История России. ХХ век. (рассказы А.И.Солженицына, О.В.Волкова.) стр 149 Прочитайте и приведите примеры выселения крестьян Учитель По разным сведениям, число раскулаченных составило от 3,5 до 9 млн. чел. Часть из них была брошена в тюрьмы, а основную массу переместили в отдаленные районы. Оставшиеся в родных местах крестьяне, опасаясь за свою судьбу, записывались в колхозы Для того, чтобы посмотреть как жили колхозники, какие беды их постигали, давайте обратимся к текстам документа, который лежит перед вами. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы (приложение 3). Задание к документу (Из письма крестьянина председателю ВУЦИК Г.И. Петровскому. 1932 г.) - На какие особенности политики коллективизации обращает внимание крестьянин, говоря о главных причинах голода в деревне? 2. Кого он считает главным виновником сложившегося положения? 3. Как подобные настроения интерпретировались и использовались высшим руководством страны?
Учитель 2 марта 1930 года – статья И.В.Сталина «Головокружение от успехов». В народе Сталин – заступник крестьян (слайд 7). План хлебозаготовок за 1932 год не был выполнен, поскольку оказался непосильным для деревни. Кто-то должен был за это ответить. Не даешь государству зерно – стало быть, ты – кулак. Голод 1933 года унес свыше 5 млн. жизней (слайд8), число крестьян сократилось на 1/3, но госзакупки в 1934 году по сравнению с 1928 годом выросли вдвое. Сельское хозяйство, как и все в стране, стало управляемым. Крестьяне, боясь репрессий, записывались в колхозы. Итоги коллективизации (слайд 9) Коллективизация окончательно завершилась к середине 1930-х годов Сталин торжествовал - не смотря на сокращение производства зерна, его поставки государству увеличились в 2 раза. Коллективизация создала условия для проведения индустриализации. В город ринулась масса крестьян, пополнившая ряды рабочего класса. 2.Индустриализация (слайд10) Работа с понятиями: Задание № 1. Развитие внимания и памяти (задание выполняется письменно) За 1 минуту во всех строчках таблицы найдите и посчитайте понятия и словосочетания, относящиеся к теме индустриализация СССР. В столбике радом с каждой строчкой запишите это понятие и укажите количество слов (приложение 4).
1 | делительвосточнаяафрикаиндустриализацияфоедалзамок | 1 | 2 | городперекрестокмодеризацияводопроводмодернизация | 1 | 3 | государствоэшелонразвитиябизнесторговляприбыльцена | 1 | 4 | рожьпшенохлебозаготовительныйкризисовеспросоячмень | 1 |
Вспомним, что означают понятия индустриализация
Работа с учебником Прочитайте стр. Определите источники средств для индустриализации:
Учитель В 1925 г. состоялся 14 съезд партии, который вошел в историю как съезд индустриализации, хотя слово индустриализация на съезде даже не прозвучало. Была провозглашена как важнейшая задача «Превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование в страну, производящую их». В 1927 году началась разработка первого пятилетнего плана экономического и социального развития СССР. В мае 1929 года он был утверждении V Всесоюзным съездом Советов. План предусматривал увеличить производство промышленной продукции на 180%, причем продукции тяжелой промышленности на 230%, а сельскохозяйственной на 55%. Уже в декабре 1929 года Сталин выдвинул лозунг: «Пятилетку в четыре года». Первый пятилетний план 1928-1932, Второй пятилетний план 1933-1937 года (слайд 11) Самостоятельная работа учащихся в группах Работа с таблицами
Задание первой группе: С помощь таблиц (приложение 5) Определите:
- Какие изменения произошли в экономике СССР в ходе индустриализации?
Задание второй группе: - Какие новые отрасли появились в структуре советской экономики в ходе индустриализации?
Задание третьей группе - Какие отрасли промышленности развивались наиболее быстрыми темпами и почему?
Стахановское движение - (слайд12) Учитель: Стахановское движение имело определенные преимущества перед, например, социалистическим соревнованием Важным источником индустриализации стала дешевая рабочая сила деревни. Значительную роль при освоении районов с тяжелыми климатическими условиями, строительстве каналов, на лесозаготовках играло использование труда заключенных и спецпереселенцев (раскулаченных и высланных крестьян). В годы первых пятилеток главное управление лагерей (ГУЛАГ) ежегодно привлекало около 1 млн. заключенных Ведение понятия ГУЛАГ Итоги первых пятилеток (слайд13) |
Записывают тему урока Формулируют цель (познакомиться с процессами индустриализации и коллективизации)
Изучают схему
Смотрят кинохронику Формулируют и записывают определение Кулак - зажиточный крестьянин, связанный с любыми видами предпринимательской деятельности или крепкий хозяин, который не хотел вступать в колхоз
-Коллективизация – добровольное производственное кооперирование мелких и средних крестьянских хозяйств Ответы обеспечение индустриализации дешевой рабочей силой за счет массового ухода крестьян из деревни - ликвидация кулачества как класса - перекачка средств из аграрного сектора экономики в промышленный
Ответы Деревня – источник продовольствия; Деревня – основной канал средств для нужд индустриализации. Записывают понятие ГПУ – Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР Ответы: -Кулаки и зажиточные середняки Записывают понятие Раскулачивание - уничтожение зажиточного крестьянства с целью получения средств на коллективизацию. Выделяют цели Цели раскулачивания: Создание материальной базы; Подрыв сопротивления;
Ответы обучающихся Арест и выселение крестьян …..
Приводят примеры
Выполняют задание к документу
Ответы обучающихся
Заполняют таблицу Ответы Индустриализация Модернизация Эшелон развития Хлебозаготовительный кризис
Ответы Индустриализация – процесс создания крупной, технически развитой промышленности, прежде всего отраслей тяжелой промышленности, который производят орудия и средства производства. Ответы
Источники средств для индустриализации: -вывоз из страны сырья (нефть, лес, пушнина), золота и сокровищ музеев; -экспорт хлеба; -принудительные займы у населения; - возросшие налоги на население; -низкий уровень жизни населения; -дешевая рабочая сила; -бесплатный труд узников ; -организация соревнования и ударничества; -трудовой героизм и энтузиазм советских людей.
Записывают Понятие и хронологию (слайд11)
Пятилетка - период, на который осуществлялось централизованное планирование экономики в Советском Союзе. 1928-1932 – первая пятилетка.
1933-1937 – вторая пятилетка.
Ответы обучающихся
Сообщение учащегося
ГУЛАГ - Главное Управление исправительно - трудовых лагерей |