Адаптированная рабочая программа факультативного курса «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» на 2017-2018 учебный год 8 - 9 классы
рабочая программа по истории (9 класс) на тему
Адаптированная рабочая программа факультативного курса «Обществознание» предназначена для обучающихся 8-9 классов МБОУ «Школа-интернат поселка Эгвекинот». Концепция программы. «Обществознание» в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как факультативный курс, в котором заложено овладение знаниями и умениями, кор-рекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество. Содержание образования по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо зна-ний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нор-мы, лежащие в основе правомерного поведения. Отбор содержания курса произведен с учетом психологических, по¬знавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учиты-вается уровень возрастных и познавательных возможностей обучающихся. Обоснованность программы: Актуальность. Изучение «Обществознания» содействует приобщению обучаю-щихся, воспитанников к комплексу социальных ценностей, правил и норм, пониманию и использованию прав в различных сферах общественной жизни, осознанию и выполнению обязанностей, а в итоге - успешной социализации обучающихся, воспитанников и интеграции их в общество. Значимость программы. Обучающиеся, воспитанники с легкой степенью умст-венной отсталости по окончании 9 класса способны использовать приобретенные зна-ния и умения в практической деятельности и повседневной жизни для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуаль-ных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкрет-ных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социаль-ной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Факультативный курс «Обществознание» относится к общеобразовательной области «Обществознание». В соответствии с учебным планом и расписанием учебных занятий на изучение обществознания отводится: В 8 классе 1 час в неделю, 34 часа в год, из них 2 часа на «Введение», 30 часов- на изучение основного материала; 2 часа - на повторительно-обобщающие уроки. В 9 классе -1 час в неделю, 34 часа в год, из них на изучение 1 раздела «Человек и его мир -20 часов; 2 раздела « Ответственность за правонарушения» - 8 часов, 3 раздела «Защити себя сам» - 6 часов. Разделы заканчиваются повторительно-обобщающими уроками. Срок реализации программы 1 учебный год. Занятия проводятся в форме урока (40 мин). Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_8-9_kl_obshchestvoznanie_2017-2018_gg.docx | 86.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
«Принято» | «Согласовано» | «Утверждено» |
На заседании МО | Заместитель директора по | Директор МБОУ |
УВР | «Школа-интернат | |
учителей -предметников | «____» августа 2017 г | поселка Эгвекинот» |
Рекомендована к | ________/С.В. Прудникова/ | Приказ № _______ОД |
утверждению | «____» августа 2017 г | |
Протокол № ______ | ________/Т.М. Швыркова/ | |
«____» августа 2017 г | ||
Руководитель МО | ||
учителей-предметников | ||
___________Л.П.Резникова/ |
Адаптированная рабочая программа
факультативного курса
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
на 2017-2018 учебный год
8 - 9 классы
составитель: Тищенко Т.М учитель второй категории |
Срок реализации 1 год
п. Эгвекинот
I.Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа факультативного курса «Обществознание» предназначена для обучающихся 8-9 классов МБОУ «Школа-интернат поселка Эгвекинот».
Концепция программы.
«Обществознание» в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как факультативный курс, в котором заложено овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Содержание образования по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.
Отбор содержания курса произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей обучающихся.
Обоснованность программы:
Актуальность. Изучение «Обществознания» содействует приобщению обучающихся, воспитанников к комплексу социальных ценностей, правил и норм, пониманию и использованию прав в различных сферах общественной жизни, осознанию и выполнению обязанностей, а в итоге - успешной социализации обучающихся, воспитанников и интеграции их в общество.
Значимость программы. Обучающиеся, воспитанники с легкой степенью умственной отсталости по окончании 9 класса способны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Общие цели и задачи факультативного курса «Обществознание»:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления; развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам и ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; о качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о сферах человеческой деятельности; о способах регулирования общественных отношений; о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Принципы построения адаптированной рабочей программы:
Принцип коррекционной направленности в обучении,
принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,
принцип научности и доступности обучения,
принцип систематичности и последовательности в обучении,
принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Основным принципом является принцип коррекционной направленности.
II.Общая характеристика факультативного курса «Обществознание»
Адаптированная рабочая программа составлена на основе «Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1 – под редакцией Воронковой В.В. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001»; и отражает основные положения учебника «Введение в обществознание» для учащихся 8-9 кл. /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2001; и учитывает методические рекомендации Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой: «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005.
Цели и задачи преподавания факультативного курса:
8 класс
Цели:
формировать систему знаний об обществе, государстве, праве и морали;
содействовать социализации учащихся, приобщению их к комплексу социальных ценностей, правил и норм, пониманию и использованию прав в различных сферах общественной жизни, осознанию и выполнению обязанностей.
Задачи:
познакомить учащихся с различными видами межличностных отношений и их отличиями, показать роль общения в межличностных отношениях, определив условия его успешности, причины возникновения конфликтных ситуаций и варианты их разрешения;
дать представление о важнейших тенденциях в развитии современного мира, о глобальных мировых проблемах.
охарактеризовать особенности взаимодействия отдельного человека с общественной средой, природой, государством, различными социальными группами и институтами;
рассмотреть важнейшие компоненты человеческой природы: биологические и социальные потребности, мышление и речь, деятельность и ценности, способности и характер, моральные нормы и культурные установки, восприятие и самосознание;
развитие внимания, речи, памяти, мышления.
9 класс
Цели:
Создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи:
знакомство с основными конституционными правами и обязанностями человека в Российской Федерации;
знакомство с основами трудового, семейного, административного, уголовного права;
знакомство с понятиями «правонарушение» и «преступление», формирование у правового самосознания;
гражданское, эстетическое, нравственное воспитание;
развитие внимания, речи, памяти, мышления.
Технологии обучения:
В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе применяются следующие педагогические технологии:
технология развития критического мышления (формирование умений работать с текстом, опираться на жизненный опыт);
технология коллективного способа обучения;
технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени);
информационно-компьютерные технологии;
здоровье сберегающие технологии.
Методы и приемы обучения:
словесные: рассказ, объяснение, беседа, выборочное объяснительное чтение текста
учебной книги;
наглядные: наблюдение, демонстрация,
практические: упражнения, тесты.
Типы занятий :
урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
комбинированный урок.
Связь «Обществознания» с другими предметами.
В процессе обучения прослеживается связь «Обществознания» с другими предметами:
История: формирование единой с историей системы понятий, структуры общественных связей.
Литература: общая с обществознанием ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры.
География: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.
III. Описание места факультативного курса в учебном плане
Факультативный курс «Обществознание» относится к общеобразовательной области «Обществознание». В соответствии с учебным планом и расписанием учебных занятий на изучение обществознания отводится:
В 8 классе 1 час в неделю, 34 часа в год, из них 2 часа на «Введение», 30 часов- на изучение основного материала; 2 часа - на повторительно-обобщающие уроки.
В 9 классе -1 час в неделю, 34 часа в год, из них на изучение 1 раздела «Человек и его мир -20 часов; 2 раздела « Ответственность за правонарушения» - 8 часов, 3 раздела «Защити себя сам» -6 часов. раздела заканчиваются повторительно-обобщающими уроками.
Срок реализации программы 1 учебный год. Занятия проводятся в форме урока (40 мин). Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
IV.Описание ценностных ориентиров содержания факультативного курса.
8 класс.
Материал, изучаемый в 8 классе, объединен в следующие разделы и темы:
В 8 классе обучающиеся знакомятся с понятием человек, рассуждают о месте человека в природе, задумываются над вопросом смысла человеческой жизни, знакомятся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, получают общие представления о праве и государстве.
Введение в тематику государства и права связывается с этическими проблемами. Содержание темы поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое поведение и нести за свои поступки ответственность.
Знакомятся с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о государстве как о целостной политико-правовой системе.
9 класс.
В 9 классе обучающиеся знакомятся с понятием человек, рассуждают о месте человека в природе, задумываются над вопросом смысла человеческой жизни.
В процессе изучения раздел «Человек и его мир» изучают понятие личности во всех ее взаимоотношениях с обществом и законом. социальные регуляторы поведения человека.
В тематику «Ответственность за правонарушение» входят понятия правонарушений и преступлений, ответственности за них, обсуждаются разные варианты поведения, позволяющие жить с ладу с законом.
В разделе «Защити себя сам» педагог ведет разговор с учащимися о здоровом образе жизни, профилактические беседы о том, как не стать жертвой наркомании, преступления, обмана.
V.Личностные и предметные результаты,
формирующиеся при изучении «Обществознания»
К личностным результатам относятся убеждения и качества:
осознание себя как гражданина страны, члена семьи, региональной общности;
уважение прав и свобод человека;
уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку , его правам и свободам как высшей ценности.
Предметные результаты включают:
умения изучать информацию из различных источников, раскрывая ее познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни личностей и народов своей страны;
относительно целостное представление о человеке;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Требования к подготовке обучающихся:
Требования к подготовке учащихся по курсу соответствуют «Программам для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой.- М.: «ВЛАДОС», 2012.
Требования к подготовке учащихся 8 класса
Обучающиеся должны знать :
основные понятия курса: личность, социальная роль, общество, государство, право, мораль, закон, нравственные нормы, «Золотое» правило нравственности, Конституция, три ветви власти ( законодательная, исполнительная и судебная), органы власти РФ.
Обучающиеся должны уметь:
самостоятельно читать учебный материал, пересказывать прочитанное, объяснять, составлять рассказ по иллюстрации, ориентироваться в тексте учебника;
правильно употреблять термины, понятия: государство, право, мораль, потребности человека, добро, зло, долг, совесть, гражданство, правительство РФ, президент РФ.
ориентироваться в окружающей действительности,
соблюдать общепринятые нормы поведения и общения,
владеть навыками устной разговорной речи,
отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы для получения информации.
Требования к подготовке учащихся 9 класса
Обучающиеся должны знать: основные понятия курса: виды прав, основные конституционные права и обязанности человека; виды правовой ответственности; правовые основы семьи и брака; правонарушение и преступление, ответственность за преступление, наказание.
Они должны уметь: самостоятельно читать учебный материал, пересказывать прочитанное, объяснять, составлять рассказ по иллюстрации, ориентироваться в тексте учебника; правильно и точно употреблять термины, понятия;
Система оценки достижений обучающихся на факультативных занятиях не предусмотрена.
VI.Содержание тем факультативного курса
8 класс
Материал, изучаемый в 8 классе, объединен в следующие разделы и темы:
Введение (2 часа). Введение. Гражданин . Гражданская позиция
Раздел I «Государство, право, мораль» - 17 часов.
Что такое государство. Что такое власть. Право и роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая ответственность. Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрасли права. Что такое мораль. Основные нормы морали. Функции морали в жизни человека. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы личной и общественной жизни человека. Нравственная основа права.
Раздел II. «Конституция РФ» - 15 часов
Конституция РФ. Основы конституционного строя. Законодательная власть РФ. Исполнительная власть. Судебная власть РФ. Местное самоуправление. Правоохранительные органы РФ. Институт президентства. Избирательная система. Гражданство РФ.
9 класс
Материал, изучаемый в 9 классе, объединен в следующие разделы и темы:
Раздел 1. Человек и его мир. 20 часов
Загадка и природа человека Человек ищет смысл в жизни Мировоззрение человека. Потребности и возможности человека. Человек и общество. Социальные регуляторы поведения человека. Как и почему возникает право? Правовая культура и правовое поведение личности. Государство и право. Гражданин и государство. Личность гражданина. Личность среди сверстников. Личность в семье. Личность в образовании. Правовая культура в сфере бизнеса. Предпринимательство и закон Личность и труд. Личность и власть. Я будущий избиратель. Личность и защита Отечества. Личность и закон.
Раздел 2. Ответственность за правонарушение. 8 часов
Правонарушение и преступление. Причины правонарушений. Вина и ответственность. Ответственность за правонарушение против собственности. Ответственность за правонарушение против личности. Групповые правонарушения несовершеннолетних. Правопорядок и полиция. Суд и прокуратура.
Раздел 3. Защити себя сам. 6 часов
Я выбираю жизнь. Наркотики и закон. Как не стать жертвой преступления. Если тебя задержала полиция. Ролевая игра «Трудное решение»
VII.Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Планируемые результаты | Форма контроля | Дата проведения | ||
предметные | личностные | плани- руемая | факти- ческая | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Введение 2 часа | ||||||||
1 | Введение. Гражданин. | 1 | представления о гражданине, качествах, характеризующих гражданина | формировать умения отвечать на поставленные вопросы, анализ текст | : умение пользоваться учебником, ориентироваться в тексте. | усвоение словарных слов. | 09.09 | 09.09 |
2 | Гражданская позиция | 1 | Понятия гражданин, гражданское поведение, гражданские чувства | Развитие чувства патриотизма, гражданской позиции | Развитие умений искать, анализировать события настоящего и прошлого | практические задания в группах | 16.09 | 16.09 |
Раздел 1. Государство. Право. Мораль. 17 часов | ||||||||
3 | Что такое государство | 1 | Понятие государства и его функции | Характеризовать роль государства в экономической жизни страны | Воспитание элементов трудовой культуры: умение пользоваться учебником, ориентироваться в тексте | устный опрос | 23.09 | 23.09 |
4 | Что такое власть | 1 | Власть- способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права или насилия | целостное представление об обществе и человеке, регуляторах деятельности людей | изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями) | ответы на вопросы | 30.09 | 30.09 |
5 | Право и роль права в жизни человека, общества и государства | 1 | практическая значимость правовых знаний в жизни, познакомить учащихся со значением понятий право, свобода, закон, нормы закона | давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей | Повышение их правовой грамотности для безболезненной интеграции в современное общество | Обществоведческий диктант | 07.10 | 07.10 |
6 | Право и закон | 1 | Главная обязанность гражданина – соблюдать закон, не нарушать права других людей | Знание основных правовых понятий, норм и правил, | Понимание социальной реальности и повседневной жизни | тематический кроссворд | 14.10 | 14.10 |
7 | Правовая ответственность | 1 | Человек несет моральную и правовую ответственность перед обществом за поступки. которые совершает | понимание роли правовых норм и правил как решающих регуляторов общественной жизни | Получение элементарных знаний о праве, Законодательстве РФ, правопорядке | ответы на вопросы | 21.10 | 21.10 |
8 | Правонарушение | 1 | неание законов не освобождает от ответственности за их нарушениез | умение применять нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; | Установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка | составление схемы «Виды правонарушений | 28.10 | 28.10 |
9 | Преступление как вид правонарушения, его признаки | 1 | Виды преступлений и их участники, ответственность за правонарушение | установка на необходимость руководствоваться нормами и правилами в собственной повседневной жизни | оценка поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде | фронтальная беседа | 11.11 | 11.11 |
10 | Презумпция невиновности | 1 | человек знает, что такое добро и зло, но склонен поступать аморально | изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возможностями | Обществоведческий диктант | 18.11 | 18.11 | |
11 | Отрасли права | 1 | Понятие и система отраслей права: конституционное, административное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное | представление механизмах и регуляторах деятельности людей | понимание важной роли взаимодействия отраслей права | составление таблицы | 25.11 | 25.11 |
12 | Что такое мораль | 1 | опираясь на учебник, объяснить происхождение и смысл слов мораль, нравственность, этика | объяснить, нарисовать пирамиду морали, дать определение нравам. | подкрепление изученных положений конкретными примерами | тематический кроссворд | 02.12 | 02.12 |
13 | Основные нормы морали | 1 | понятие норм морали: не убей, не лги, не заведуй и т.п. | Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни | уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям других | пересказ притчи с опорой на текст учебника | 09.12 | 09.12 |
14 | Функции морали в жизни человека | 1 | Поступай в отношении других людей так, как хотел бы. Чтобы относились к тебе | Нравственное поведение раскрывается в поступках и формируется поступками | жить согласно нормам морали, по совести- задача не из лёгких | устныйопрос | 16.12 | 16.12 |
15 | Моральная ответственность | 1 | Обсудить вопросы Что такое ответственность? Что значит вести себя ответственно? | суть ответственного поведения: осознавать, как твои действия отзовутся на других, стремиться предотвратить плохие последствия действий | каждый человек несет ответственность за результаты своей деятельности | фронтальная беседа | 23.12 | 23.12 |
16 | Общечеловеческие ценности | 1 | Ранжирование жизненно важных ценностей и их роль в жизни человека | Понимание места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества | внимательное отношение к ценностям других людей, групп, осознание их роли в жизни людей, страны | самостоятельная работа | 13.01 | 13.01 |
17 | Нравственные основы личной и общественной жизни человека | 1 | Раскрыть нравственные основы права и их роль в жизни человека и общества | Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять события и явления | проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии | фронтальный опрос | 20.01 | 20.01 |
18 | Нравственная основа права | 1 | Раскрыть нравственные основы права | Знание основных нравственных и правовых понятий, правил | следование этическим нормам в соответствии с возможностями | фронтальная беседа | 27.01 | 27.01 |
19 | Повтор-обоб урок «Государство, право, мораль» | 1 | закрепить содержание ведущих тем раздела | выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать сравнительный анализ | умение пользоваться учебником, ориентироваться в тексте | Ответы на вопросы с использованием учебника | 10.02 | 10.02 |
Раздел 2. Конституция Российской Федерации. 15 часов | ||||||||
20 | Конституция РФ | 1 | дать общую характеристику основного закона РФ | формировать умение комментировать мнение современников о Конституции РФ 1993 г | Уважение к главному закону страны- основа юридической ответственности личности | Устный опрос | 10.02 | 10.02 |
21 | Основы конституционного строя | 1 | раскрыть понятие «конституционный строй РФ» | 10 принципов конституционного строя совеменной России | формиулировать собственную позицию | работа с текстом первоисточника | 17.02 | 17.02 |
22 | Законодательная власть РФ | 1 | Познакомить учащихся с 3 ветвями власти | Представления о законодательной власти, ее функциях | ответы на вопросы, используя Конституцию | 24.02 | 24.02 | |
23 | Законодательная власть РФ (продолжение) | 1 | Общее представление о сущности законодательной власти | Развитие умения работать с Конституцией | Работа с текстом Конституции | 03.03 | 03.03 | |
24 | Исполнительная власть | 1 | Общее представление об исполнительной власти в РФ | работа с текстом Конституции. Ответы на вопросы | 10.03 | 10.03 | ||
25 | Судебная власть РФ | 1 | Общее представление о судебной власти в РФ и условиях деятельности | Виды судов, компетенции судов в РФ | Формируем трудолюбие, терпение, усидчивость | беседа по вопросам, поиск ответов в Конституции | 17.03 | 17.03 |
26 | Местное самоуправление | 1 | познакомить с органами местного самоуправления | Направлениями их работы органов местного самоуправления | эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; | беседа по вопросам | 24.03 | 24.03 |
27 | Правоохранительные органы РФ | 1 | Познакомить с системой правоохранительных органов РФ: Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд | Деятельность системы правоохранительных органов | Нетерпимость к любым видам насилия и готовность правоохранительных органов противостоять им; | Анализ текстов документов | 07.04 | 07.04 |
28 | Правоохранительные органы РФ (продолжение) | 1 | Познакомить с компетенцией Конституционного суда | Порядок образования, полномочия и деятельность суда | Обобщение, сравнение и анализ документов | 14.04 | 14.04 | |
29 | Институт президентства | 1 | Становление института Президенства в РФ | 1990 г.-был учрежден пост Президента | уважение к личности и её достоинству, | Работа в тетради | 21.04 | 21.04 |
30 | Институт президентства (продолжение) | 1 | Составить представление о полномочиях президента РФ и его роли в структуре гос. власти | Правовой статус, полномочия президента РФ | способность давать моральную оценку действиям государственных деятелей | Беседа. Работа с текстом Конституции | 28.04 | 28.04 |
31 | Избирательная система | 1 | Познакомить учащихся с | Выборы проводятся при общем и равном праве. путем тайного голосования | Использовать современные источники информации, в том числе на электронных носителях и Интернет-ресурсы | устный опрос | 05.05 | 05.05 |
32 | Гражданство РФ | 1 | углубить представление о гражданстве, основных принципах, регулирующих гражданство | поиск и извлечение нужной информации по заданной теме | гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну | составление полных ответов на вопросы с помощью текста. | 12.05 | 12.05 |
33 | Пов.-обоб. урок по разделу «Государство» | Проверка правильности понимания новых понятий и терминов | сознательное освоение и закрепление изучаемого материала | Владение умениями работать в группе. Отстаивать свое мнение | беседа | 19.05 | 19.05 | |
34 | Пов-обоб урок по разделу «Государство» | 1 | систематизация правовых знаний по разделу | Умение выполнять познавательные и практич. задания | Контрольное тестирование, собеседование | 26.05 | 26.05 |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Планируемые результаты | Форма контроля | Дата проведения | ||
предметные | личностные | плани- руемая | факти- ческая | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Раздел 1. Человек и его мир. 20 часов | ||||||||
1 | Загадка и природа человека | 1 | Выяснить, что есть человек?, загадку человека, его предназначение | 4 попытки решить вопрос о происхождении человека | формировать умение высказывать свое собственное суждение | беседа | 09.09 | 09.09 |
2 | Человек ищет смысл в жизни | 1 | рассмотреть вопрос о жизненных целях и задачах | уметь объяснить термины: смысл жизни, жизненные цели и задачи, идеалы, ценности, счастье | смысл жизни человека- в добрых делах, в помощи нуждающихся | Индивид. самостоятельная работа | 16.09 | 16.09 |
3 | Мировоззрение человека | 1оззрение | на каждом этапе жизни человек формируется как личность, определяет свое мировоззрение | Мировоззрение- взгляды человека на мир. моральные представления. верования. | Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций | творческая работа | 23.09 | 23.09 |
4 | Потребности и возможности человека | 1 | формировать представления о потребностях человека | Виды потребностей- ложные и истинные и их роль в выборе пути | Понимание роли мотивов в деятельности человека | анализ текстов | 30.09 | 30.09 |
5 | Человек и общество | 1 | оказать, что человек в одиночестве не может развиваться и совершенствоваться без других людей | формировать умение слушать рассказ учителя, отвечать на поставленные вопросы | Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до оценки результата | индивидуальный опрос | 07.10 | 07.10 |
6 | Социальные регуляторы поведения человека | 1 | Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни | представление о механизмах и регуляторах поведения людей | Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей | практическое задание | 14.10 | 14.10 |
7 | Как и почему возникает право? | 1 | сформирповать представление об истории возникновения прав и законов | развивать умение работать с документами | необходимость отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности | практическое задание | 21.10 | 21.10 |
8 | Правовая культура и правовое поведение личности | 1 | сформировать четкое представление о правовой культуре и правовом поведении | давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей | Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог | фронтальная беседа | 28.10 | 28.10 |
9 | Государство и право | 1 | формировать представление о сущности и признаках правового государств а | Гарантии прав и свобод граждан | стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов | практическая работа | 11.11 | 11.11 |
10 | Гражданин и государство | 1 | формировать представление о роли государства в жизни каждого человека | Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций | Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; | практическая работа | 18.11 | 18.11 |
11 | Личность гражданина | 1 | сформировать четкое представление о личности | Понятия личность, воля, характер, мотив | выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм | беседа | 25.11 | 25.11 |
12 | Личность среди сверстников | 1 | понятия: общение, самооценка. подражание, групповая норма | Понимание значения коммуникации в межличностном общении | Способности анализировать реальные социальные ситуации | Практическое задание | 02.12 | 02.12 |
13 | Личность в семье | 1 | Понятия: семья, психологический климат семьи, конфликт. | Знакомство с отдельными приемами преодоления конфликтов | убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; | психологический тест | 09.12 | 09.12 |
14 | Личность и образование | 1 | формировать представление об учении как потребности в знаниях | мотивы учения, социальная роль | Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность | экспресс-опрос | 16.12 | 16.12 |
15 | Правовая культура в сфере бизнеса | 1 | сформировать представление о роли права в сфере бизнеса | умение составлять словесный портрет предпринимателя | Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны | ответы на вопросы | 23.12 | 23.12 |
16 | Предпринимательство и закон | 1 | раскрыть черты и условия осуществления предпринимательской деятельности | формировать умение анализировать, объяснять значение терминов | Знание основных требований трудовой этики в современном обществе | тренинг | 13.01 | 13.01 |
17 | Личность и труд | 1 | сформировать представление о трудовом праве | характеризовать основные понятия: потребности, способности, труд, рабочее время. | Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества | ответить на вопросы тестовой таблицы | 20.01 | 20.01 |
18 | Личность и власть. Я будущий избиратель | 1 | показать смысл выборов как основного способа формирования органов власти | объяснять смысл понятий власть, избиратель, выборы, объяснять мотивы участия граждан в выборах | осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями | практическая работа | 27.01 | 27.01 |
19 | Личность и защита Отечества | 1 | сформировать представления о сущности и назначении армии, | уметь объяснить понятия: армия, альтернативная служба, священный долг | Служба в армии-священный долг гражданина РФ | беседа | 03.02 | 03.02 |
20 | Личность и закон | 1 | сформировать представления о назначении законов и необходимости их соблюдения | уметь объяснить понятия: закон, право, анархия, преступление, административное правонарушение | Способности анализировать ситуации, выбирать способы деятельности и модели поведения | тестирование | 10.02 | 10.02 |
Раздел 2. Ответственность за правонарушение. 8 часов | ||||||||
21 | Правонарушение и преступление | 1 | обсудить проблему преступности несовершеннолетних | Признаки правонарушений. Понятие проступка. | подкрепление изученных положений конкретными примерами | составление схем | 17.02 | 17.02 |
22 | Причины правонарушений | 1 | сформировать общие представления о причинах право23нарушений, механизмах антисоциального поведения | как особенности сознания подростка могут повлиять на совершение им правонарушения | выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований | составление схемы: причины правонарушений | 24.02 | 24.02 |
23 | Вина и ответственность | 1 | сформировать понятие вины и ответственности, представление о механизме их возникновения | Юридическая ответственность за нарушение норм права (знакомство со статьями УК № 24- 28. | человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности | практическая работа | 03.03 | 03.03 |
24 | Ответственность за правонарушение против собственности | 1 | Знакомо ство состатьями УК 158-168 | уметь объяснить понятия: кража, мошенничество, растрата, грабеж, разбой, вымогательство | формировать негативное отношение к посягательству на чужую собственность | работа с Уголовным Кодексом | 10.03 | 10.03 |
25 | Ответственность за правонарушение против личности | 1 | сформировать представления об ответственности за преступные действия против личности | Рассмотреть основные виды правонарушений против личности и формы ответственности за них | уважении е к важнейшим правам человека- на жизнь и неприкосновенность личности | беседа по вопросам | 17.03 | 17.03 |
26 | Групповые правонарушения несовершеннолетних | 1 | Показать механизмы, приводящие подростков в преступные группы | уметь объяснить понятия6 исполнитель, подстрекатель, организатор, пособник | выбирать модели поведения в рамках социальных подростков | практическая работа | 24.03 | 24.03 |
27 | Правопорядок и полиция | 1 | расширить представление о механизмах борьбы государства и граждан с преступностью | понимание реальных законных путей защиты себя и своих близких от преступных посягательств | анализировать реальные социальные ситуации | составить схему «Структурные компоненты органов полиции» | 07.04 | 07.04 |
28 | Суд и прокуратура | 1 | Показать функции суда в разрешении гражданских и уголовных дел | раскрыть принципы демократического суда: независимость судей, состязательность сторон | Установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка | практическая работа | 14.04 | 14.04 |
Раздел 3. Защити себя сам. 6 часов | ||||||||
29 | Я выбираю жизнь. Наркотики и закон. | 1 | предупредить об огромной опасности наркомании, способной нанести непоправимый ущерб личности и обществу | ориентироваться в понятиях: наркотики, наркомания, токсикомания, психическая и физическая зависимость | воспитание подростков с высокими духовными запросами и потребностями | составление рекламы | 21.04 | 21.04 |
30 | Как не стать жертвой преступления | 1 | сформировать представления о безопасном поведении | знакомство со статьями 11-15 Закона «О милиции» | воспитание умения организовывать свой досуг и предпочитать созидательную деятельность праздностиумение о | практическая работа | 28.04 (30-31 урок) | 28.04 |
31 | Как не стать жертвой преступления (продолжение) | 1 | четко различать факторы, повышающие вероятность физического насилия | воспитывать ответственное поведение за свои поступки | выполнение этических и правовых норм | беседа | ||
32 | Если тебя задержала полиция | 1 | показать способы защиты своих прав | различать 2 формы задержания: административное. Уголовно-процессуальное | формировать умение быть спокойным. уверенным. отвечать на вопросы объективно | фронтальный опрос | 05.05 | 05.05 |
33 | Ролевая игра «Трудное решение» | 1 | проведение игрового судебного заседания | формирование представления о личной ответственности за антиобщественные деяния | Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь). | блиц-опрос | 12.05 | 12.05 |
34 | Повт.-обоб. урок по 3 разделу «Защити себя сам» | 1 | закрепить знания, полученные в ходе изучения «Обществознания» | Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | провести тестирование | 19.05 | 19.05 |
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическая литература для учителя:
Азбука права: разработка занятий в начальной школе / авт.-сост. Н.Н. Бобкова.- Волгоград: «Учитель», 2006. - 134 с.
«Введение в обществознание». Для 8-9 кл. /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2001.Конституция Российской Федерации 1993 г.
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.1. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005.
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.2. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005.
Обществознание: Учебно-справочное пособие/ под ред. В.В. Баранова, В.Г. Зарубина. – М.: ООО «Издательство АСТ» ООО «Издательство Астрель», 2004.-334 с.
Обществознание. 8-9 классы. Подросток и закон / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с.
Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ /- Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004.
Правоведение. 9 класс. Права человека / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с.
Правоведение. 8-9 класс. Изучаем Конституцию / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1 – под редакцией Воронковой В.В. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 2 – под редакцией Воронковой В.В. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
Учебно-методическая литература для обучающихся:
1. Государственные символы России/сос. Т.В.Шепелева-Волгоград: Учитель, 2007
2. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
3. Декларация прав человека и гражданина РФ
4. Конституция Российской Федерации 1993 г
5. Конвенция ООН 1948 г.
6. Семейный Кодекс РФ (извлечения)
7. Трудовой Кодекс РФ (извлечения)
8. Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г.Ваши права: учеб.пособие. -М.: Вита-Пресс,1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по английскому языку для учащихся 7 класса "Grammar in use"
Данная программа разработана в поддержку основного УМК "Enjoy English" M.З.Биболетовой для учащихся 7 класса и предназначена для более глубокого изучения грамматики английского языка. Может служить по...
Рабочая программа факультативного курса по информатике и ИКТ для 6 класса
Рабочая программа факультативного курса по информатике и ИКТ для 6 класса "Занимательная информатика" составлена на основе авторских программ Л. Л. Босовой...
Рабочая программа факультативного курса по информатике и ИКТ для 7 класса
Рабочая программа факультативного курса по информатике и ИКТ для 7 класса "Создание компьютерной презентации" составлена на основе примерной программы...
Рабочая программа факультативного курса «СТРАНОВЕДЕНИЕ» по немецкому языку 10 – 12 классы (заочное обучение)
Курс предназначен для обучающихся 10 - 12 классов вечерней школы, которые уже овладели базовыми знаниями языка. Программа содержит дополнительный материал по страноведению немецкоговорящих стран: Герм...
Рабочая программа факультативного курса по английскому языку «British spirit» 10 класс
Данная рабочая программа разработана в помощь учителю, для проведения факультативов или элективных курсов в школе по страноведению Великобритании. Предлагаемый факультативный курс рассчитан на 1 год ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ». 9 КЛАСС.
Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе ,а также к учас...
Рабочая программа факультативного курса "Математика: за пределами учебника" для 6 класса
Рабочая программма факультативнрго курса "Математика: за пределами учебника" для 6 класса содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование....