Рабочая программа факультативного курса по информатике и ИКТ для 6 класса
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему
Рабочая программа факультативного курса по информатике и ИКТ для 6 класса "Занимательная информатика" составлена на основе авторских программ Л. Л. Босовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bosova6.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ишимская основная общеобразовательная школа»
Утверждена Приказом №_____от «___»_________2015г. Директор ______Л. В. Антонова |
Рабочая программа факультативного курса
по информатике и ИКТ
для учащихся 6 – го класса
«Занимательная информатика»
Принята на заседании РМО Протокол № _________ от «___» __________2015г Руководитель РМО ______ | Принята педагогическим советом Протокол № __________ от «___» ___________2015г |
с. Ишим 2015
Содержание:
Пояснительная записка ……………………………………………………………………….3
Содержание программы ………………………………………………………………………5
Календарно – тематический план..……….…………………………………………..……….10
Список литературы…………………………………………………………………………….13
Пояснительная записка
Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. В школе над развитием таких умений занимаются на уроках информатики. В базисном учебном плане предусмотрено преподавание информатики во 2-4 классах, а затем начиная с 8-го класса. Проблемой является отсутствие связующего звена между курсом "Информатика и ИКТ " в начальной школе и базовым курсом информатики, который начинается с 8 класса (8 - 9 класс) этим связующим звеном и будет являться факультативный курс по информатике «Занимательная информатика». Рабочая программа факультативного курса по информатике «Занимательная информатика» составлена на основе следующих документов:
∙ Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. № 1089;
∙ авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».
Цели программы:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Программа рассчитана на 1 час в год (35 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение:
- практических работ – 21;
- творческая работа – 1.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
1 | Компьютер и информация | 12 | 5 | 7 |
2 | Человек и информация | 13 | 6,5 | 6,5 |
3 | Алгоритмы и исполнители | 10 | 5 | 5 |
Итого: | 35 | 16,5 | 18,5 |
Содержание программы
Тема 1. Компьютер и информация |
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки. Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовом процессоре Word. Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. Единицы измерения информации. Компьютерный практикум Клавиатурный тренажер. Практическая работа №1. Работа с файлами и папками. Практическая работа №2. Ввод, редактирование и форматирование текста. Практическая работа №3. Редактирование и форматирование текста. Создание надписей. Практическая работа №4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки. Практическая работа №5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки. Создание проекта по теме «Создание документов в текстовом процессоре Word» Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны Знать/понимать: ·требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ; ·требования к организации компьютерного рабочего места; ·виды прикладных программ, основные операции с файлами; · виды систем счисления; ·виды объектов текстовой информации; ·алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот; связь между единицами измерения информации. Уметь: ·различать виды информации по способам ее восприятия; ·приводить примеры обработки информации на компьютере; ·определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека; ·создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению; ·запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание; ·сохранять документы; ·приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления; ·выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word; ·переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием калькулятора; ·редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи; ·создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу; ·создавать нумерованные списки; ·переводить из больших единиц измерения информации в меньшие. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность конкретного субъекта к его восприятию; уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц. |
Тема 2.Человек и информация |
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения. Компьютерный практикум Практическая работа №6. .Создание таблицы. Практическая работа №7. Размещение текста и графики в таблицу. Практическая работа №8. Построение диаграмм. Практическая работа №9. Изучение графического редактора Paint. Практическая работа №10. . Рисование в редакторе Word. Практическая работа №11Рисунок на свободную тему. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны Знать/понимать: ·достоинства и недостатки представления информации в виде текста; ·способы познания человеком мира через органы чувств; · логические приемы оперирования с понятием; ·отличия текстового редактора и процессора; · основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом; ·возможности графического редактора Paint; ·виды определений, требования к построению родовидового определения; ·требования классификации, признаки классификации; ·виды суждений; ·правила получения умозаключений. Уметь: ·создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках; создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы; ·получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов; ·создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации; ·применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов; ·различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы; ·устанавливать логические отношения; ·делать рисунки, используя основные инструменты и палитру; ·классифицировать понятия по определенному признаку; ·создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора; · встраивать в текст графические объекты из коллекции. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: ·понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»; ·приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями; · различать необходимые и достаточные условия; ·уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера; ·уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков. |
Тема 3. Алгоритмы и исполнители |
Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Компьютерный практикум Практическая работа №12.Линейная презентация «Часы». Практическая работа №13.Гиперссылки. Презентация «Времена года». Практическая работа №14. Циклическая презентация «Скакалочка». Практическая работа № 15. Работаем с папками и файлами. Практическая работа №16 Создание слайд-шоу. Практическая работа №17 Знакомство со средой программирования. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны Знать/понимать: ·пошаговое исполнение алгоритма; ·способы описания алгоритмов; ·понятие блок-схемы, обозначения блоков; ·правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков; ·правила записи разветвленного алгоритма; ·понятие цикла, его разновидности. Уметь: ·записывать алгоритм известными способами; ·составлять линейные алгоритмы; записывать алгоритмы различными способами; ·разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект; ·использовать при создании графического объекта циклический алгоритм; ·составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами; ·создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы; ·составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы; ·выполнять основные операции с файлами и папками. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: ·иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры; ·иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей. |
Календарно-тематический план
Номер урока | Тематика урока | Всего | Теория | Практика | Дата | |
Компьютер и информация (12 ч). | ||||||
1 | Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
2 | Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работа с файлами и папками» | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
3 | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
4 | Двоичное кодирование числовой информации. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
5 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
6 | Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №2 «Ввод, редактирование и форматирование текста» | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
7 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей» | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
8 | Практическая работа на тему «Создание документов в текстовом процессоре Word» | 1 |
| 1 |
| |
9 | Растровое кодирование графической информации Практическая работа №4«Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
10 | Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
11 | Единицы измерения информации. Практическая работа №5«Оформление текста в виде списков. Маркированные списки» (задание 4) | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
12 | Создание проекта | 1 |
| 1 |
| |
Человек и информация (13 ч). | ||||||
13 | Информация и знания. Практическая работа №6 (задания 1-2) | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
14 | Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 (задания 3-4) | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
15 | Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
16 | Как образуются понятия. Практическая работа №8 (задания 1-2) | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
17 | Структурирование и визуализация информации | 1 | 1 |
| ||
18 | Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 (задание 3) | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
19 | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №8 (задания 4-5) | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
20 | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 (задания 1-2) | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
21 | Определение понятия. Практическая работа №9 (задания 3-6) | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
22 | Классификация. Практическая работа №8 (задания 7-8) | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
23 | Суждение как форма мышления. Практическая работа №10 (задания 1-2) | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
24 | Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №10 (задания 3-4) | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
25 | Создание проекта | 1 |
| 1 |
| |
Алгоритмы и исполнители (10 ч). | ||||||
26 | Что такое алгоритм. Практическая работа №11 | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
27 | Исполнители вокруг нас. Логическая игра | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
28 | Формы записи алгоритмов | 1 |
| 1 |
| |
29 | Линейный алгоритм Практическая работа № 12 | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
30 | Линейный алгоритм Практическая работа № 13 | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
31 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа № 14 | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
32 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа № 15 | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
33 | Циклические алгоритмы. Практическая работа №17 | 1 | 0,5 | 0,5 |
| |
34 | Циклические алгоритмы. Практическая работа №18 | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
35 | Создание проекта | 1 | 1 |
|
|
Список литературы
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Оборудование и приборы
- Операционная система Windows илиAlt Linux.
- Пакет офисных приложений MS Office или OpenOffice.
- Плакаты Босовой Л.Л.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Перечень цифровых образовательных ресурсов
1. Файлы и папки.
2. Цифровые данные.
3. Единицы измерения информации.
4. Информация и знания.
5. Чувственное познание.
6. Мышление.
7. Понятие.
8. Содержание и объем понятия.
9. Отношения между понятиями.
10. Суждение.
11. Умозаключение.
12. Алгоритмы и исполнители.
13. Типы алгоритмов.
14. История счета и систем счисления.
15. История вычислительной техники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...
Рабочая программа факультативного курса по информатике и ИКТ для 7 класса
Рабочая программа факультативного курса по информатике и ИКТ для 7 класса "Создание компьютерной презентации" составлена на основе примерной программы...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»
Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность» Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"
Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....
Рабочая программа факультативного курса по физической культуре для 5 класса.
Рабочая программма факультативного курса "Волейбол" для 5 класса....