Рабочая программа по истории для 8 класса.
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_istorii_8.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «История 8 класс » составлена на основании следующих документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089
2. Авторской программы общеобразовательных учреждений. История 6-11 классы / авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение, 2009г.)
3. Авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовскои,
Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просвещение, 2013г.,
4. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования . ( Приказ Минобразования и науки РФ от 31.03.2014 № 253) на 2017-18 учебный год,
Программа соответствует учебникам «Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913.»: 8 класс учеб. для образовательных учреждений /А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. М.: Просвещение, 2013; «История России, XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение, 2013 и обеспечена соответствующим учебно-методическим комплексом.
На изучение истории в 8 классе отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов в год. Из них 2 часа резервных на контрольные работы за первое и второе полугодия.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе гимназии. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования истории и авторской программой учебного курса.
Преобладающей формой текущего контроля служат:
письменные опросы: контрольные, самостоятельные работы, тесты; устные опросы: собеседование.
Программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ (тесты) по основным темам курса. С учетом уровневой специфики 8А, 8Б классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения по обществознанию (базовый уровень).
В течение года возможны коррективы календарно-тематического планирования, связанные с объективными причинами (морозные дни, карантин).
Общая характеристика учебного предмета
Примерная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе по истории на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Цели курса «История» для 8 класса.
1. Учащиеся должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX — начала XX в.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
2. Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявление предпосылок (т. е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин); анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; объяснение фактов; сопоставление различных суждений;
3. Учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.
Умения / знания:
• Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала ХIХ в. до 1917 г. (годы царствований; «великих реформ>); политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.); важнейших военных кампаний (1812 г., 1813—1814 гг., 1853—1856 гг., 1877—1878 гг., революций 1905—1907 гг., 1917 г.).
• Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
• Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в Х в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
• Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
• Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
• Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в ХIХ — начале ХХ вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия идеологии и практики общественных движений (консервативных либеральных, радикальных).
• Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа, контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция.
• Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
• Излагать суждения о причинах и последствиях: во общественных движений ХIХ — начала ХХ вв.; отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853—1856 гг., 1877—1878 гг.; присоединения к империи в ХIХ в. новых территорий и народов.
• Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
• Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Реализация поставленных целей достигается в результате освоения следующего содержания обучения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава 1.
Становление индустриального общества.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
• знать: основные черты капитализма, основные черты новой картины мира, основные направления художественной культуры, представителей культуры.
• уметь: объяснять причины и последствия экономических кризисов, доказывать свою точку зрения, делать сообщения, извлекать информацию из исторических источников, решать познавательные задачи.
Понятия: промышленный переворот, дирижабль, капитализм, экономический кризис перепроизводства, корпорация, картель, синдикат, трест, концерн, империализм.
Миграция, эмиграция, иммиграция, реконструкция, элита, «рабочая аристократия».
Технический прогресс, радиоактивность, микрочастица, пастеризация, Романтизм, критический реализм, натурализм, «литература действия», литературные жанры, поэма, баллада, цикл романов, сатира, гротеск, символ, метафора, антитеза, Изобразительное искусство, живопись, гравюра, скульптура, импрессионизм, постимпрессионизм, салон, салонное искусство, пленэр, карикатура, гротеск, деформация, серия, локальный цвет, камерная музыка, ноктюрн, баллада, серенада, этюд, опера, либретто, лейтмотив, кинематограф, киноискусство, кинотеатр, комик, ракурс, монтаж, крупный план, архитектура, каркас, небоскреб, Либерализм, консерватизм, неоконсерватизм, неолиберализм, утопический социализм, марксизм, ревизионизм, анархизм.
Глава 2.
Строительство новой Европы.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
• знать: основные черты режима Наполеона, причины ослабления империи Наполеона, основные решения и последствия Венского конгресса, причины изменений в политическом строе в европейских государствах.
• уметь: работать с историческими документами, работать с картой, объяснять цели и результаты революционных движений в Европе, устанавливать причинно – следственные связи, выделять общие и различные черты в развитие Европейских стран
Понятия: Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, франк, рекрутский набор, Венский конгресс, Священный союз, Хартия, чартизм, законченный парламентский режим, тред-юнион, «мастерская мира», Финансовая аристократия, луидор, дублон, антиклерикал, сантим, авторитарный режим, канцлер, Северогерманский союз, карбонарий, оппозиция, коммунары, версальцы, реванш.
Глава 3.
Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX вв.
Успехи и проблемы индустриального общества.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
• знать: государственное устройство, особенности индустриализации, основные черты национализма, характер внешней политики, правителей и государственных деятелей.
• уметь: аргументировать и высказывать свою точку зрения, работать с исторической настенной картой, составлять таблицу, делать выводы и прогнозы развития международных отношений.
Понятия милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм, фунт стерлингов, гомруль, лейбористская партия, джингоизм, Антанта, радикал, коррупция, атташе, арбитр, национальное возрождение, двуединая монархия, империя.
Глава 4.
Две Америки.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
• знать: особенности промышленного переворота, правителей и государственных деятелей, основные этапы и итоги гражданской войны.
• уметь: показывать на карте места военных сражений, объяснять причины успешного развития США, выявлять причины и последствия социальных противоречий, определять характер внешней политики США.
Понятия: акр, гомстед, расизм, реконструкция, аболиционизм, олигархия, резервация, прогрессивная эра, дипломатия «большой дубинки», «дипломатия доллара», каудильо, клан, гаучо, латиноамериканский «плавильный котел»,
Глава 5.
Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
• знать: причины реформ и их последствия, изменения в образе жизни общества.
• уметь: называть особенности развития, решать познавательные задания, делать сообщения, систематизировать материал, обобщать, делать выводы.
Понятия: «Закрытие» страны, «открытие» страны, экстерриториальность, сёгун, Ямато, Мэйдзи, Тайпины, ихэтуани, политика самоусиления,, сипаи, Индийский национальный конгресс, «крайние», «умеренные», тотемизм, анимизм, завершение территориального раздела,
Глава 6.
Международные отношения в конце XIX – начале XX вв.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
• знать: основные международные противоречия.
• уметь: сравнивать, находит общее, различия, обобщать, делать выводы.
Понятия: канонерка, Тройственный союз, Тройственное согласие, буры, концентрационный лагерь
Итоговое повторение.
Школьники знают, что модернизация — изменения в соответствии с требованиями современности, введение различных усовершенствований в области технологии, развитие новых отраслей промышленности — стала главным содержанием этого времени; процесс модернизации охватил не только экономику, но и государственное устройство, изменил социальную структуру общества; ценности традиционного общества уступили место новым ценностям; происходило дальнейшее развитие правовых государств и гражданских обществ. Процесс модернизации охватил и государства, где еще существовали традиционные общества. XIX в. — время революций и национально-освободительных движений, завершения создания в Европе и Америке национальных государств. Вместе с тем XIX в. — время развития национализма и новой стадии колониализма, что создавало основу для возникновения войн за передел мира
• уметь: сравнивать, находит общее, различия, обобщать, делать выводы.
Все основные понятия и термины курса
Глава 7.
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
• знать: годы царствования императоров, характерные черты внутренней и внешней политики страны, характерные черты социально – экономического развития, представителей реформаторской деятельности, основные даты различных событий, выдающихся представителей и достижения российской науки.
• уметь: показать на карте места военных действий, объяснит значения исторических терминов, выделять характерные особенности проведенных реформ в России, сравнивать позиции двух сторон, высказывать свою точку зрения.
Понятия: Отходничество, промышленный переворот, политика протекционизма, коалиция, континентальная блокада, контрибуция, конгресс, ополчение, авангард, редут, маневр, «отечественная война», восточный вопрос, «»Союз спасения», «Союз благоденствия», Северное и Южное общества, мюридизм, имамат, шариат, газават, сетиментализм, романтизм, реализм, ампир, классицизм, барокко, эклектика.
Глава 8.
РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
• знать: годы царствования императоров, характерные черты внутренней и внешней политики страны, характерные черты социально – экономического развития, представителей реформаторской деятельности, основные даты различных событий, выдающихся представителей и достижения российской науки.
• уметь: показать на карте места военных действий, объяснит значения исторических терминов, выделять характерные особенности проведенных реформ в России, сравнивать позиции двух сторон, высказывать свою точку зрения.
Понятия: надел, выкупные платежи, уставная грамота, мировые посредники, буржуазия, пролетариат, стачка, земство, курии, суд присяжных, всеобщая воинская повинность, разночинцы, прокламации, нигилизм, Балканский кризис, национально- освободительная война, марксизм.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение от традиционного общества к обществу индустриальному.
От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация —процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.
Глава 1.
Становление индустриального общества.
Индустриальная революция: Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире. Наука: создание научной картины мира.
Художественная культура XIX века. Либералы, консерваторы, социалисты.
Глава 2.
Строительство новой Европы.
Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.
Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Англия: сложный путь к величию и процветанию. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.
Франция Бурбонов. Франция: революция 1848 года и Вторая империя.
Германия на пути к единству. « Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»
Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.
Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини*. Национальное объединение Италии.
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.
Глава 3.
Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX вв.
Успехи и проблемы индустриального общества.
Германская империя в конце XIX – начале XX вв.
Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II -«человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к
войне.
Великобритания: конец Викторианской эпохи.
Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.
Внешняя политика. Колониальные захваты.
Франция: Третья республика.
Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств.
Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.
Италия. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.
От Австрийской империи к Австро – Венгрии.
«Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Глава 4.
Две Америки.
США.
Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик*. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.
Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомсте-Дах. Победа северян.
США в конце XIX в.
Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра».
Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.
Латинская Америка.
Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
Глава 5.
Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма.
Япония.
Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.
Китай: сопротивление реформам.
Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия.
Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857— 1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.
Африка - континент в эпоху перемен.
Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.
Глава 6.
Международные отношения в конце XIX – начале XX вв.
Международные отношения.
Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.
Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.
Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.
Итоговое повторение.
Школьники знают, что модернизация — изменения в соответствии с требованиями современности, введение различных усовершенствований в области технологии, развитие новых отраслей промышленности — стала главным содержанием этого времени; процесс модернизации охватил не только экономику, но и государственное устройство, изменил социальную структуру общества; ценности традиционного общества уступили место новым ценностям; происходило дальнейшее развитие правовых государств и гражданских обществ. Процесс модернизации охватил и государства, где еще существовали традиционные общества. XIX в. — время революций и национально-освободительных движений, завершения создания в Европе и Америке национальных государств. Вместе с тем XIX в. — время развития национализма и новой стадии колониализма, что создавало основу для возникновения войн за передел мира
• уметь: сравнивать, находит общее, различия, обобщать, делать выводы.
Все основные понятия и термины курса
Глава 7.
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.
Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзит-ский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.
Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813—1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава.
Внутренняя политика в 1814—1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А. А. Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.
Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения.
Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.
Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов. ,
Внешняя политика в 1826—1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828 — 1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.
Общественное движение 30—50-х гг. Особенности общественного движения 30—50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».
Крымская война 1853—1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.
Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество.
Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).
Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произведения А. Н. Островского.
Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.
Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский.
Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов.
Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казанский собор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К. А. Тон (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).
Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.
Быт и обычаи.
Глава 8.
РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 60—70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова.
Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.
Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.
Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х—начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков.
Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации второй половины 1860-х—начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II.
Внешняя политика Александра П. Основные направления внешней политики России в I860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Экономическое развитие страны в 80—90-е гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.
Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества.
Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.
Общественное движение в 80—90-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.
Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Развитие образования и науки во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.
Литература и журналистика. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.
Искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.
Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов
Итоговое повторение
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Введение от традиционного общества к обществу индустриальному. | 1 | - |
2 | Становление индустриального общества. | 6 | 1 |
3 | Строительство новой Европы. | 7 | 1 |
4 | Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества. | 5 | - |
5 | Две Америки. | 2 | - |
6 | Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма. | 4 | - |
7 | Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. | 1 | |
8 | Россия в I половине XIX веке. | 20 | 1 |
9 | Россия во II половине XIX вв. | 19 | 1 |
10 | Итоговое повторение. | 3 | |
Всего | 68 | 4 |
Календарно – тематическое планирование
учебного материала по истории,
8А, Б классы,
по учебникам А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной «Всеобщая история. История Нового времени,
1800-1913», Москва: Просвещение, 2009г.;
А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России, XIX век», Москва, «Просвещение», 2010г.
(в неделю 2 ч., всего – 68 ч.)
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | ||
Планируемая 8А 8Б | Фактическая 8А 8Б | ||||||
1. | Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному. | УИНМ | 1 | Работа в малых группах. Работа с картой, словарем | |||
1.1 | Глава 1. Становление индустриального общества. Индустриальная революция: | УИИПНМ | 6 1 | Работа в малых группах. Работа с картой, словарем | |||
1.2 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире. | К | 1 | Лабораторная работа с документами, словарем | |||
1.3 | Наука: создание научной картины мира. | К | 1 | Лабораторная работа с документами заполнение таблицы | |||
1.4 | Художественная культура XIX века. | К | 1 | Выступления учащихся и обобщение результатов их деятельности | |||
Входная административная контрольная работа | УОИСЗ | 1 | Тест | ||||
1.5 | Либералы, консерваторы, социалисты. | К | 1 | Работа в малых группа. Заполнение таблицы | |||
2.1 | Глава 2. Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. | УИНМ | 7 1 | Работа в малых группах. Работа с картой, словарем | |||
2.2 | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. | К | 1 | Лабораторная работа с документами. Работа с картой, словарем | |||
2.3 | Англия: сложный путь к величию и процветанию. | К | 1 | Лабораторная работа с документами. Работа с картой, словарем | |||
2.4 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции к новому политическому кризису | К | 1 | Лабораторная работа с документами. Работа с картой, словарем | |||
2.5 | Франция: революция 1848 года и Вторая империя. | К | 1 | Лабораторная работа с документами. Работа с картой, словарем | |||
2.6 | Германия на пути к единству. « Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» | К | 1 | Лабораторная работа с документами. Работа с картой, словарем | |||
2.7 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. | К | 1 | Лабораторная работа с документами Работа с картой, словарем | |||
2.8 | Повторительно – обобщающий урок | УОИСЗ | 1 | Тестированиие | |||
3.1 | Глава 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя в конце XIX – начале XX вв. | УИНМ | 5 1 | Работа с картой, словарем | |||
3.2 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. | К | 1 | Работа с картой, словарем | |||
3.3 | Франция: Третья республика . | К | 1 | Работа с картой, словарем | |||
3.4 | Италия. | К | 1 | Работа с картой, словарем | |||
3.5 | От Австрийской империи к Австро – Венгрии. | К | 1 | Работа в малых группах | |||
4.1 | Глава 4. Две Америки. США. | УИНМ | 2 1 | Лабораторная работа с документами Работа с картой, словарем | |||
4.2 | Латинская Америка. | К | 1 | Лабораторная работа с документами | |||
5.1 | Глава 5. Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма. Япония. | УИНМ | 4 1 | Работа в малых группах Работа со словарем | |||
5.2 | Китай: сопротивление реформам. | К | 1 | Работа в малых группах. Работа со словарем | |||
5.3 | Индия. | К | 1 | Работа в малых группах Работа со словарем | |||
5.4 | Африка - континент в эпоху перемен. | К | 1 | Работа в малых группах | |||
6.1 | Глава 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. Международные отношения. | УИНМ | 1 1 | Лабораторная работа с документами Работа с картой, словарем | |||
6.2 | Итоговый урок. | УЗЗ | 1 | Тестирование | |||
7.1 | Глава 7 Россия в I половине XIX веке. Внутренняя политика Александра I в 1801-1806гг. М.М. Сперанский. | УИНМ | 20 1 | Лабораторная работа с документами Работа с картой, словарем | |||
7.2 | Внешняя политика Александра I в 1801-1806гг. | К | 1 | Работа с картой, словарем | |||
7.3 | Отечественная война 1812г. | К | 1 | работа в малых группах | |||
7.4 | Заграничный поход русской армии. | К | 1 | Лабораторная работа с документами Работа с картой, словарем | |||
Контрольная работа за I полугодие | УЗЗ | 1 | Тестирование | ||||
7.5 | Внутренняя политика Александра I в 1815-1820гг. | К | 1 | Сообщения учащихся | |||
7.6 | Социально – экономическое развитие. | К | 1 | Работа с картой, словарем | |||
7.7 | Общественное движение. | К | 1 | Работа в малых группах. Работа со словарем | |||
7.8 | Выступление декабристов. | К | 1 | Работа в малых группах | |||
7.9 | Внутренняя политика Николая I. | К | 1 | Лабораторная работа с документами | |||
7.10 | Социально – экономическое развитие. | К | 1 | Лабораторная работа с документами | |||
7.11 | Внешняя политика Николая I. | К | 1 | Работа в малых группах, заполнение таблицы | |||
7.12 | Общественное движение. | К | 1 | Работа в малых группах | |||
7.13 | Крымская война. | К | 1 | Лабораторная работа с документами. Работа с картой, словарем | |||
7.14 | Образование и наука. | К | 1 | Сообщения учащихся. Заполнение таблицы | |||
7.15 | Русские путешественники первооткрыватели. | К | 1 | Сообщения учащихся. Заполнение таблицы | |||
7.16 | Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). | К | 1 | Сообщения учащихся. Заполнение таблицы | |||
7.17 | Литература, театр, музыка, живопись, архитектура. | К | 1 | Сообщения учащихся. Заполнение таблицы | |||
7.18 | Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. | К | 1 | Сообщения учащихся. Заполнение таблицы | |||
7.19 | Быт и обычаи | К | 1 | Сообщения учащихся. Заполнение таблицы | |||
7..20 | Повторительно – обобщающий урок по главе «Россия в I половине XIX веке». | УКПЗУН | 1 | Тестирование | |||
8.1 | Глава 8 Россия во II половине XIX вв. Отмена крепостного права. Основные положения крестьянской реформы 1861г. | УИНМ | 19 1 | Лабораторная работа с документами | |||
8.2 | Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская реформа. | К | 1 | Работа в малых группах | |||
8.3 | Судебная и военная реформы. | К | 1 | Работа в малых группах | |||
8.4 | Национальный вопрос в царствование Александра II | К | 1 | Лабораторная работа с документами | |||
8.5 | Социально – экономическое развитие после отмены крепостного права. | К | 1 | Лабораторная работа с документами | |||
8.6 | Общественное движение: либералы и консерваторы. | К | 1 | Работа в малых группах , работа со словарем | |||
8.7 | Зарождение революционного народничества и его идеология. | К | 1 | Работа в малых группах, работа со словарем | |||
8.8 | Революционное народничество второй половины 60- начала 80 гг. | К | 1 | Работа в малых группах, работа со словарем | |||
8.9 | Внешняя политика Александра II. Русско – турецкая война 1877-1878гг | К | 1 | Лабораторная работа с документами | |||
8.10 | Внутренняя политика Александра III. | К | 1 | Лабораторная работа с документами | |||
8.11 | Экономическое развитие в годы Александра III. | К | 1 | Лабораторная работа с документами | |||
8.12 | Положение основных социальных слоев общества. | К | 1 | Работа в малых группах | |||
8.13 | Общественное движение в 80-90 гг. | К | 1 | Работа в малых группах | |||
8.14 | Внешняя политика Александра III. | К | 1 | Лабораторная работа с документами. Заполнение таблицы | |||
8.15 | Развитие образования и науки во второй половины XIX вв. | К | 1 | Сообщения учащихся. Заполнение таблицы | |||
8.16 | Развитие и взаимосвязь культур народов России. | К | 1 | Сообщения учащихся | |||
8.17 | Быт: новые черты в жизни города и деревни. | К | 1 | Сообщения учащихся. Заполнение таблицы | |||
8.19 | Повторительно – обобщающий урок по главе: «Россия во II половине XIX вв.» | УКПЗУН | 1 | Тестирование | |||
68 | Итоговое повторение по пройденному курсу. | УКПЗУН | 1 |
Нормативно-правовая база.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
2.Рекомендательное письмо МО РМ от 12.04. 2010 №1718
3. Приказ МО РМ «Об утвержден6ии инструкции по разработке учебных программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия» № 904 от 16.08. 2011 года.
Материально_техническое обеспечение учебного предмета
- Компьтер, мультимедийный проектор, проекционный экран, DVD.
- Карты: «Начало промышленного переворота в Англии», «Европа в конце XIX — начале XX в. Экономическое развитие».
- Карта: «Французская революция конца XVIII в.»,
- Карта : «Европа в годы завоевательных войн Наполеона».
- Карта :«Европа в 1815 г. Создание Венской системы».
- Карта: «Начало промышленного переворота в Англии»,
- Карта: «Мир к концу XIX в. (1870 г.)»
- Карта: «Революции 1848—1849 гг. в Европе».
- Карта: «Объединение Италии»
- Карта: «Франко-прусская (франко-германская) война 1870—1871 гг.»
- Карта: «Объединение Германии».
- Карта «Мир к концуXIX в. (1870 г.)»
- Карта «Мир к 1914 г.».
- Карта: «Война за независимость английских колоний в Северной Америке и образование США (1775—1783 гг.)»
- Карта: «Территориальное расширение США в 1783—1867 гг.»
- Карта:«Гражданская война в США в 1861—1865 гг.».
- Карта: «Российская империя в первой половине 19 века»
- Карта: «Отечественная война 1812 года»
- Карта: «Российская империя во второй половине 19 века»
Учебно- методическое обеспечение предмета.
Учебники
1. Юдовская А.Я., Баранов П.А. Ванюшкин Л.М. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913.: 8класс учеб. для образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013;
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г.История России, XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
Учебные пособия для учителя
1 Ивашко, М. И. История в таблицах и схемах. — М.: Материк — Альфа 2005.
2. Кузьменко, А. Ф. Тематические схемы по истории России ХХ век. — М.: Владос, 2002
3.Леонтович В.В. История либерализма в России: 1762-1914 гг. –М; 1995
4.Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М;1991
5. Ляшенко Л.М. Революционные народники. – М;1989
6. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт.- М;1980
7.Пирумова М.М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе до начала XX в. –М;1986
8.Срынников Р.Г. Царство террора. СПб;1992
9.Соловьёва А.М. Промышленная революция в России в 19 веке. – М;1990
10.Данилов А. А. Косулина В. Г. Поурочные разработки к учебнику «История России XIX века — М.: Просвещение, 2004.
11. Методические рекомендации к учебнику «История Отечества ХХ век Е. Е. Вяземский О. Ю. Стрелова. — М.: Просвещение, 2000.
Учебные пособия для учащихся
- Боханов А.Н. Император Александр III . – М; 1998
- Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. – М; 1958
- История России в лицах: 5-20 века.- М; 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...