Календарно-тематическое планирование по истории
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему
История
6 класс Средние века и История России
Учебник Агибалова, Донской
История России под ред. Торкунова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП история 6 класс | 51.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
6 класс История Средних веков
Радел Кол-во часов | Тема | Основные виды деятельности учащихся |
Введение – 1 ч. |
| Понятие Средние века, периоды Средневековья. Лента времени |
Становление средневековой Европы (VI-XI века) – 5 ч. |
| Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков. Обобщать события истории франков и выделять её этапы. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры. Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью исторической карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. Комментировать последствия Верденского раздела. Сравнивать королевскую власть в Англии, во Франции и Германии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. |
Византийская империя и славяне в VI-XI веках – 3 ч. |
| Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана в попытке возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами. Доказывать, что Византия – наследница мира Античности и стран Востока. Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры; почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись. Составлять логически стройный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет образование Византии и Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб славянских государств. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
Арабы в VI-XI веках – 2 ч. |
| Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством. Выделять особенности образования и его роль в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, об учёных. Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских учёных и их достижениях; развёрнутый план параграфа. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. |
Феодалы и крестьяне – 2 ч. |
| Систематизировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. |
Средневековый город в Западной и Центральной Европе – 2 ч. |
| Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу; загадки о городской жизни для одноклассников. Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов. Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. Доказывать, что города – центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья. Определять роль университетов в развитии городов. С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. |
Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы – 2 ч. |
| Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков. Определять по карте пути Крестовых походов, комментировать их основные события. Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников Крестовых походов. Сравнивать итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века) – 6 ч. |
| Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору). Составлять вопросы и задания к п. 4 «Генеральные штаты» для дальнейшей совместной работы в группах. Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета. Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны. Характеризовать парламент с позиции сословного представительства. Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Составлять логичный рассказ о причинах войны, готовности сторон, основных этапах; готовить доклад о подвиге Жанны д’Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон. Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти во Французском государстве. Анализировать процессы объединения в Англии и во Франции. Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословномонархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии. Находить на карте и комментировать местоположение Германии и Италии, их отдельных частей; городские феодальные республики Италии. Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Определять причины ослабления императорской власти. Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик. Характеризовать политику династии Медичи. |
Славянские государства и Византия в XIV – XV веках |
| Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса и его последователей, Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения. Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
Культура Западной Европы в Средние века |
| Объяснять причины изменения представлений средневекового европейца о мире; значение понятия корпоративное общество. Находить аргументы за и против существования корпоративной культуры. Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средневековых городах. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. Составлять рассказ-экскурсию о памятниках средневекового искусства (на выбор). Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Составлять рассказ-описание по картине художника (любого на выбор). Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказывать мнение об образе нового человека с позиции жителя Средневековья. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки. Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего и позднего Средневековья. Анализировать последствия развития мореплавания. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на учебник. |
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века |
| Составлять «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление (Китай, Индия, Япония). Сравнивать достижения Китая в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства средневекового Китая в паре, малой группе. Составлять сообщение, доклад с помощью электронных средств и интернет-ресурсов (Китай). Характеризовать религию индийцев – индуизм. Анализировать развитие страны в домонгольский период. Называть особенности буддизма. Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов. Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки. Выделять своеобразие африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами. Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки. |
Итого: 30 ч.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
6 класс История России
Раздел. Кол-во часов | Тема | Основные виды деятельности учащихся |
Введение – 1 ч. |
| Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников Характеризовать источники по российской истории Использовать информацию учителя для формирования первичных представлений об основных этапах истории России Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельности на уроках истории |
Народы и государства на территории нашей страны в древности – 5 ч. |
| Давать определения понятий: палеолит, мезолит, неолит, железный век, подсечноогневое земледелие, перелог Актуализировать знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам; составлять рассказ об их жизни Объяснять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов Проводить первичный анализ находок со стоянки Сунгирь (по описанию и реконструкции) Показывать на карте территории расселения восточных славян; рассказывать об основных занятиях восточных славян; описывать поселения, жилище и одежду славян; осуществлять поиск информации из различных источников для составления рассказа о верованиях восточных славян Раскрывать предпосылки образования Древнерусского государства; объяснять смысл понятий «Древнерусское государство», «князь», «полюдье»; характеризовать государственное устройство Древнерусского государства; оценивать внешнеполитическую деятельность первых князей Характеризовать особенности государственного устройства, занятия и религию кочевых народов в VII—X вв.; показывать на карте территории расселения кочевых народов Давать определения понятий. Характеризовать территорию расселения восточных славян и их соседей, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту) Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и русах |
Русь в IX – первой половине XII в. – 10 ч. |
| Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей Раскрывать предпосылки образования Древнерусского государства; объяснять смысл понятий «Древнерусское государство», «князь», «полюдье»; характеризовать государственное устройство Древнерусского государства; оценивать внешнеполитическую деятельность первых князей Раскрывать предпосылки образования Древнерусского государства; объяснять смысл понятий «Древнерусское государство», «князь», «полюдье»; характеризовать государственное устройство Древнерусского государства; оценивать внешнеполитическую деятельность первых князей Давать характеристику личности князя Владимира I; характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира I; давать оценку значения крещения Руси Характеризовать личность князя Ярослава Мудрого; оценивать роль церкви в жизни государства; характеризовать положение сословий русского общества на основе Русской Правды Рассказывать о взаимоотношениях Древнерусского государства и его соседей; оценивать значение Любечского съезда; характеризовать личность Владимира Мономаха и его политику Выделять особенности общественного устройства Древней Руси; характеризовать положение разных групп населения Древней Руси; раскрывать содержание терминов «тиун», «люди», «смерды», «холопы», «рядовичи», «закупы» Определять особенности культуры Древней Руси; привлекать знания из курса истории Средних веков о развитии культуры Византии и других стран; описывать облик древнерусских городов Давать определения понятий: город, село, Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по древнерусскому городу» Систематизировать исторический материал о развитии русских земель. Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы Выполнять контрольные тестовые задания |
Русь в середине XII – начале XIII в. – 5 ч. |
| Объяснять смысл понятия «удельная раздробленность»; обосновывать причины и последствия раздробленности; показывать на исторической карте центры раздробленности; сопоставлять оценки современников на причины и итоги удельной раздробленности; давать характеристику личности Юрия Долгорукого Оценивать деятельность князей в период расцвета Владимиро-Суздальской Руси Определять отличие управления Новгородской республикой от других центров удельной раздробленности; рассказывать о функциях вече, посадника, тысяцкого, архиепископа, князя Раскрывать причины упадка Киева в изучаемый период. Показывать на исторической карте территорию ГалицкоВолынского княжества Характеризовать особенности географического положения и социальнополитического развития ГалицкоВолынского княжества Рассказывать об эволюции взаимоотношений населения русских земель с половцами Систематизировать исторический материал о развитии русских земель. Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы Выполнять контрольные тестовые задания |
Русские земли в середине XIII – XIV в. – 9 ч. |
| Характеризовать государственное устройство, военную организацию Монгольской империи; показывать на исторической карте походы Чингисхана; рассказывать на основе текста учебника и исторической карты о битве на Калке Давать характеристику Батыя; показывать на исторической карте походы Батыя; анализировать и выводить суждения о причинах поражения русских дружин в столкновениях с монгольскими войсками; оценивать последствия монгольского нашествия Определять причины вторжения шведов и немцев в Прибалтику и Новгородскую землю; рассказывать о Невской битве и Ледовом побоище с помощью текста учебника, исторической карты, дополнительной литературы; давать характеристику личности Александра Невского Раскрывать особенности устройства Золотой Орды; описывать культуру и быт Золотой Орды Анализировать взаимоотношения Руси и Орды; характеризовать повинности населения; оценивать последствия ордынского владычества Определять особенности развития Великого княжества Литовского в XIII — начале XV в.; выявлять особенности взаимоотношений Русского государства и Литовского княжества; рассказывать на основе текста учебника и исторической карты о Грюнвальдской битве Показывать на исторической карте процесс объединения русских земель; рассказывать о противостоянии Твери и Москвы; характеризовать личность и деятельность Ивана Калиты; Раскрывать причины возвышения Москвы; определять роль церкви в процессе объединения русских земель Оценивать значение сражений русских войск и Орды на реках Пьяне и Воже; рассказывать на основе текста учебника, дополнительных исторических источников, исторической карты о ходе Куликовской битвы; раскрывать значение Куликовской битвы; давать характеристику личности и деятельности Дмитрия Донского Давать определения понятий: поучение, послание, хождение, житийная повесть Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры Описывать достижения культуры Руси в XIV—XV вв. (в форме таблицы) Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений / презентаций об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, на интернет сайтах, или непосредственных наблюдений, в том числе с использованием регионального материала) Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XIV—XV вв. (используя интернет ресурсы и другие источники информации) Систематизировать исторический материал об изученном периоде Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе Высказывать суждения о значении наследия периода объединения русских земель вокруг Москвы для современного общества Выполнять контрольные задания |
Формирование единого Русского государства - |
| Определять причинно-следственные связи событий и явлений. Рассказывать о положении отдельных групп населения, в том числе с помощью схемы. Аргументировать обобщающий вывод или суждение (в рамках большого исторического периода) для приобретения опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений Рассказывать об архитектурных памятниках, используя их изображения, дополнительную литературу, ресурсы Интернета; составлять систематическую таблицу о развитии русской культуры XIII—XV вв. Обсуждать и оценивать результаты проектной деятельности и достижения — свои и одноклассников: личного вклада каждого участника, в том числе собственного вклада, работу группы. |
Итоговое повторение – 1 ч. |
| Повторить и закрепить все полученные знания по курсу «История России» |
Итого: 70 ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...