Рабочая программа по истории (7 класс).
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. Дмитриева О. В. Всеобщая история. История Нового времени конец XV-XVIII век. М., «Русское слово», 2015 Рекомендовано Министерством образования и науки Р. Ф.
2. Пчелов Е. В., Лукин П. В. История России XVI-XVII в. М., «Русское слово», 2017 Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_istoriya_fgos.docx | 104.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Тольятти
«Школа №2 имени Героя Социалистического Труда И.В. Комзина»
Согласовано. Рассмотрено.
Зам. директора по УВР На заседании МО
_________Ю.М. Матвеева Протокол №____
«___»_________20____г. от «___» _______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Уроков истории
Классы: 7А, Б
Учитель: Тюлькина Надежда Александровна
Количество часов за год: 68; по программе: 68
Всего: 68 ч.; в неделю: 2 ч.
Плановых контрольных уроков: 3
Планирование составлено на основе программ:
1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15
2. Рабочая программа к учебникам Е. В. Пчелова, П. В. Лукина, В. Н. Захарова, К. А. Соловьева, А. П. Шевырева «История России» для 6-9 классов общеобразовательных организаций / авт. – сост. Л. А. Пашкина. М. «Русское слово – учебник», 20015
Учебники:
1. Дмитриева О. В. Всеобщая история. История Нового времени конец XV-XVIII век. М., «Русское слово», 2015 Рекомендовано Министерством образования и науки Р. Ф.
2. Пчелов Е. В., Лукин П. В. История России XVI-XVII в. М., «Русское слово», 2017 Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту
Рабочие тетради:
1. Стецюра Т. Д. Рабочая тетрадь к учебнику О. В. Дмитриева «Всеобщая история. История Нового времени». 7 класс / Стецюра Т. Д. – 5-е изд. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2015
2. Кочегаров К. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Пчелова «История России». 7 класс / К. А. Кочегаров. – 5-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2015
Методическая литература:
1. Трещеткина И.Г. « Всемирная история в таблицах и схемах». Санкт-Петербург, 2007
2. А.Н. Майков « История России XVII-XVIII в.в.» Методические рекомендации. М., «Русское слово», 2007
Календарно-тематическое планирование составил (а) _________________ Тюлькина Н. А.
подпись расшифровка подписи
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Тольятти
«Школа №2 имени Героя Социалистического Труда И.В. Комзина»
Согласовано. Рассмотрено.
Зам. директора по УВР На заседании МО
_________Ю. М. Матвеева Протокол №____
«___»_________20____г. от «___» _______20___г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Уроков истории
Классы: 7А, Б
Учитель: Тюлькина Надежда Александровна
Количество часов за год: 68; по программе: 68
Всего: 68 ч.; в неделю: 2ч.
Плановых контрольных уроков: 3
Планирование составлено на основе программ:
1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15
2. Рабочая программа к учебникам Е. В. Пчелова, П. В. Лукина, В. Н. Захарова, К. А. Соловьева, А. П. Шевырева «История России» для 6-9 классов общеобразовательных организаций / авт. – сост. Л. А. Пашкина. М. «Русское слово – учебник», 20015
Учебники:
1. Дмитриева О. В. Всеобщая история. История Нового времени конец XV-XVIII век. М., «Русское слово», 2015 Рекомендовано Министерством образования и науки Р. Ф.
2. Пчелов Е. В., Лукин П. В. История России XVI-XVII в. М., «Русское слово», 2017 Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту
Рабочие тетради:
1. Стецюра Т. Д. Рабочая тетрадь к учебнику О. В. Дмитриева «Всеобщая история. История Нового времени». 7 класс / Стецюра Т. Д. – 5-е изд. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2015
2. Кочегаров К. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Пчелова «История России». 7 класс / К. А. Кочегаров. – 5-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2015
Методическая литература:
1. Трещеткина И.Г. « Всемирная история в таблицах и схемах». Санкт-Петербург, 20072. А.Н. Майков « История России XVII-XVIII в.в.» Методические рекомендации. М., «Русское слово», 2007
Календарно-тематическое планирование составил (а) _________________ Тюлькина Н. А.
подпись расшифровка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Закона об образовании;
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения);
1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15
2. Рабочая программа к учебникам Е. В. Пчелова, П. В. Лукина, В. Н. Захарова, К. А. Соловьева, А. П. Шевырева «История России» для 6-9 классов общеобразовательных организаций / авт. – сост. Л. А. Пашкина. М. «Русское слово – учебник», 20015
Особенности программы — ее интегрированность, объединение курсов всеобщей и Отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «Всеобщая история Нового времени» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца XV - XVIII в. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль периода Нового времени в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории конца XV-XVIII в., которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.
Преподавание курса «История России XVI-XVIII века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. Дмитриева О. В. Всеобщая история. История Нового времени конец XV-XVIII век. М., «Русское слово», 2015 Рекомендовано Министерством образования и науки Р. Ф.
2. Пчелов Е. В. Лукин П. В. История России XVI-XVII в. М., «Русское слово», 2017 Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту
3. Стецюра Т. Д. Рабочая тетрадь к учебнику О. В. Дмитриева «Всеобщая история. История Нового времени». 7 класс / Стецюра Т. Д. – 5-е изд. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2015
4. Кочегаров К. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Пчелова «История России». 7 класс / К. А. Кочегаров. – 5-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2015
Цели курса:
- Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Нового времени, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
- Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Задачи курса:
- Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
- Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.
- Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
- Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Общая характеристика учебного предмета.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
- формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-9 классах в общем объеме 374 часа, в 5-8 классах - 2 часа в неделю, в 9 классе - 3 часа в неделю, в 7 классе - 34 учебных недели (68 часов).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории.
% выполнения | 0-27 | 28-52 | 53-77 | 78-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории.
Отметка Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Критерии оценки мультимедийной презентации.
СОЗДАНИЕСЛАЙДОВ | Максимальное количество баллов | Оценка группы | Оценка учителя |
Титульный слайд с заголовком | 5 | ||
Минимальное количество – 10 слайдов | 10 | ||
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) | 5 | ||
СОДЕРЖАНИЕ | |||
Использование эффектов анимации | 15 | ||
Вставка графиков и таблиц | 10 | ||
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных | 10 | ||
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов | 5 | ||
ОРГАНИЗАЦИЯ | |||
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 10 | ||
Слайды представлены в логической последовательности | 5 | ||
Красивое оформление презентации | 10 | ||
Слайды распечатаны в формате заметок. | 5 | ||
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: | 90 |
Устный, письменный ответ.
Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрируетследующие знания и умения:
осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах; логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;
соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:
демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся демонстрирует общие представления об историческом процессе;
путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.
Нормы оценок работы с исторической картой.
Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств) используя соответствующую терминологию;
раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
не соотносит историческую информацию с картой;
не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не умеет читать легенду карты; не распознает историческую информацию, представленную на карте; отказался работать с контурной картой.
Основное содержание предмета.
Всеобщая история Нового времени конец XV – XVIII век (30 часов).
Раздел I. Раннее Новое время. Конец XV – первая половина XVII века.
Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.
Глава I. Великие географические открытия. (2 ч.)
Великие географические открытия и их последствия.
Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.
Глава 2. Меняющийся облик Европы. (3 ч.)
Глава 3.Европейское Возрождение. (2 ч.)
Эпоха Возрождения.
Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.
Глава 4. Реформация и Контрреформация в Европе. (3 ч.)
Реформация. Утверждение абсолютизма.
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны. Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Тридцатилетняя война и Вестфальская система.
Глава 5. Государства Западной Европы в XVI – первой половине XVII века.(5 ч.)
Первые буржуазные революции.
Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики. Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».
Глава 6. Европейская культура
в конце XVI- первой половине XVII в. (2 ч.)
Раздел II. Новое время. Вторая половина XVII – XVIII век.
Глава 7. Взлеты и падения монархий. (3ч.)
Глава 8. Конец «старого порядка». Европа во второй половине XVIII века. (6 ч.)
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения
Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Лок. Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм. Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война. Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.
Глава 9. Восток и Запад: две стороны единого мира. (3 ч.)
Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.
История России XVI - XVIII век (38 часов).
Раздел I. Создание Московского государства. (9 ч.)
Завершение объединения русских земель. Василий III. Государственное управление. Общественный строй. «Москва – Третий Рим». Иван Грозный – первый русский царь. Детство Ивана. Венчание на царство. Избранная рада. Реформы. Внешняя политика России при Иване Грозном. Присоединение Казани и Астрахани. Ливонская война (1558-1583). Начало освоения Сибири. Опричное лихолетье и конец Московской династии Рюриковичей. Опричнина (1565-1572).Последние годы правления Ивана Грозного. Царь Федор Иванович. Русская православная церковь в XVI веке. Государство и церковь. Стоглавый собор. Святые и еретики. Установление патриаршества. Русская культура в XVI веке. Письменность и книжность. Литература. Живопись и архитектура. Наука и техника.
Раздел II. Смутное время. (8 ч.)
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмит-рия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий П. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.
Раздел III. Россия при первых Романовых. (21 ч.)
Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.
Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.
Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.
Народы России в XVII в. Освоение Сибири.
Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.
Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.
Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653 —1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы.
Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемя-кином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян
Тематическое планирование истории Нового времени конец XV-XVIII век 7 класс.
№ | Раздел, тема | Рабочая программа (часы) | Формируемые УУД | |
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; 2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; 3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества; 5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; 6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. | ||||
1 | Глава I. Великие географические открытия. Начало Великих географических открытий. | 2 1 | ||
2 | Новый и Старый Свет: время перемен. | 1 | ||
3 | Глава 2. Меняющийся облик Европы. Развитие техники | 3 1 | ||
4 | Рождение капитализма. | 1 | ||
5 | Повседневная жизнь европейцев в XVI – XVII века. | 1 | ||
6 | Входной контроль. | 1 | ||
7 | Глава 3.Европейское Возрождение. Культура Высокого Возрождения в Италии. | 2 1 | ||
8 | Гуманизм за Альпами. | 1 | ||
9-10 | Глава 4. Реформация и Контрреформация в Европе. Реформация и Крестьянская война в Германии. | 3 2 | ||
11 | Реформация и Контрреформация в XVI веке. | 1 | ||
12 | Глава 5. Государства Западной Европы в XVI – первой половине XVII века. Могущество и упадокимперии, в которой «никогда не заходило солнце». | 5 1 | ||
13 | Нидерланды против Испании. | 1 | ||
14 | Англия при Тюдорах. | 1 | ||
15 | Франция на пути к абсолютизму. | 1 | ||
16 | Международные отношения в XVI- XVII веках. | 1 | ||
17 | Глава 6. Европейская культура в конце XVI- первой половине XVII в. Начало революции в естествознании. | 2 1 | ||
18 | Литература и искусство на рубеже XVI – XVII веков. | 1 | ||
19 | Глава 7. Взлеты и падения монархий. Французская монархия в зените: Людовик XIV- король – солнце. | 3 1 | ||
20 - 21 | Революция в Англии. Становление английской парламентской монархии. | 2 | ||
22 | Глава 8. Конец «старого порядка». Европа во второй половине XVIII века. Идеи и общество эпохи Просвещения. | 6 1 | ||
23 | Борьба за передел Европы и мира. | 1 | ||
Промышленный переворот в Англии. | ||||
Война за независимость и образование США. | ||||
Начало Французской революции. | ||||
От диктатуры якобинцев к Директории. | ||||
28 | Глава 10. Восток и Запад: две стороны единого мира. Великие державы Азии в XVI – XVIII веках. | 3 1 | ||
29 | «Запретные страны» Китай и Япония в XVI – XVIII веках. | 1 | ||
30 | Промежуточный контроль. | 1 | ||
Всего | 30 |
Тематическое планирование истории России XVI - XVIII век7 класс.
№ | Раздел, тема | Рабочая программа (часы) | Авторская программа (часы) | Формируемые УУД |
Раздел I. Создание Московского царства. | 9 | ∙ осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; ∙ освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; ∙ осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ∙ понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. ∙ способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; ∙ владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; ∙ способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); ∙ готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. ∙ овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; ∙ способность применять понятийный аппарат исторического знания и примеры исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого о современности; ∙ умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; ∙ расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; ∙ готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. | ||
1 | Завершение объединения русских земель. | 2 | ||
2 | Иван Грозный – первый русский царь. | 1 | ||
3 | Внешняя политика России при Иване Грозном. | 2 | ||
4 | Опричное лихолетье в конце московской династии Рюриковичей. | 2 | ||
5 | Русская православная церковь в XV веке. | 1 | ||
6 | Русская культура в XVI веке. | 1 | ||
Раздел II. Смутное время. В преддверии Смуты. | 8 1 | 6 1 | ||
7 | Лжедмитрий I. | 1 | 1 | |
8 | Царь Василий Шуйский. | 1 | 1 | |
9 | Лжедмитрий II. | 1 | 1 | |
10 | Междуцарствие. | 2 | 1 | |
11 | Второе ополчение и освобождение Москвы. | 2 | 1 | |
12 | Раздел III. Россия при первых Романовых. Правление Михаила Федоровича (1613-1645). | 21 2 | 9 1 | |
13 | Правление Алексея Михайловича (1645-1676). | 2 | 1 | |
14 | Россия в XVII в. | 2 | 1 | |
Русская деревня в XVII веке. | 1 | |||
15 | Присоединение Украины к России. | 2 | 1 | |
16 | Раскол в Русской Православной Церкви. | 1 | 1 | |
17 | Народные волнения в 1660- 1670-е годы. | 2 | 1 | |
18 | Наследники Алексея Михайловича. | 2 | ||
19 | Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в. | 2 | 1 | |
20 | Просвещение, литература и театр в XVII в. | 1 | 1 | |
21 | Итоговый контроль. | 1 | ||
22 | Искусство XVI века. | 1 | ||
23 | Жизнь и быт различных сословий. | 1 | 1 | |
24 | Итоговое повторение. | 1 | ||
Всего | 38 | 40 |
Литература.
Список литературы для учителя.
- История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. Н. А. Стыденко. - Волгоград: Учитель, 2008.
- История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
- История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. - Волгоград: Учитель, 2009.
- История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. — Волгоград: Учитель, 2008.
- Кулагина, Г. А. Сто игр по истории /Г. А. Кулагина. - М.: Просвещение, 1983.
- Черкашина, Т. История. 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся, / Т. Черкашина. - Волгоград: Учитель, 2012.
Список литературы для учащихся.
- Амбаров, В. Н. История: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. - М.: Дрофа, 1999.
- Багрова, JI. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. - М.: ACT: Act- рель: Хранитель, 2002.
- Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира: энциклопедия / Е. О. Чекулаева. - М.: ACT, 2008.
- Энциклопедия «Новая и новейшая история»;
- Всемирная история: энциклопедия в 14 т. / под ред. А. О. Чубарьяна. - М.: ОЛМА Медиа-группа; ОЛМА ПРЕСС; Образование, 2007
Учебно-методическое обеспечение.
Технические средства обучения.
Телевизор.
Магнитофон.
Аудиоцентр.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Штатив для карт и таблиц.
Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
Шкаф для хранения карт.
Ящики для хранения таблиц.
Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса истории в 7 классе.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
- Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, Интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- различать причину и следствие исторических событий, явлений;
- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
- способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- способность выделять главное в тексте и второстепенное;
способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
- способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
- способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
- способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
- способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
- способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
- предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
- участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Формируемые знания и умения учащегося.
В результате изучения истории ученик должен:
- знать основные этапы и ключевые события истории данного периода и выдающихся деятелей данного периода истории;
- знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- знать изученные виды исторических источников;
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий истории данного периода;
- уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов,
границы государств, города, места значительных исторических событий;
- уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории данного периода, достижениям культуры;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Направления коррекционной работы.
В соответствии с системно-деятельностным подходом и учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, задания на уроках истории в 7 классе составлены в соответствии с их возможностями. Домашние задания учитывают специфику физиологических возможностей данной категории детей.
Коррекционные задачи:
• Развитие словесно-логического мышления, познавательной активности детей, умения пересказывать прочитанное по вопросам или по плану учителя, умение понимать связь событий и строить умозаключение, концентрировать внимание на воспринимаемом на слух материале с помощью побуждающих привлечений «Слушай внимательно!», «Обрати внимание!», «Повтори, что сказал …!» и т. д.».
• Совершенствование: логического запоминания, временной ориентации, целостности зрительного восприятия, способности обобщать, умения составлять план, умения составлять целостный образ из элементов, умения классифицировать предметы по основным признакам, устойчивости переключаемости внимания, навыка вычерчивания простейших схем и таблиц, выписывания названий изучаемых исторических объектов, навыка работы с картой, путем включения детей в работу в парах (прием работы – повтори задание),навык чтения и пересказа прочитанного по вопросам и краткому содержанию изучаемого материала.
• Выполнение практических заданий под руководством учителя.
• Включение детей в групповые формы работы.
• Пробуждение и поддержка познавательного интереса.
• Активизация словарного запаса путем введения в речь новых исторических понятий, обеспечение речевой активности детей на уроке. Определение значения отдельных слов по толковому словарю (по заданию учителя) с последующим внесением информационного материала в специальный «Исторический словарь».
• Формирование уверенности в себе, адекватной самооценки.
Календарно-тематическое планирование по истории 7 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...