Разработки открытых уроков
план-конспект урока по истории
разработки уроков по истории и внеклассного мероприятия на тему "Россия и Тыва- вместе 100 лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Ак-Довурака
Методическая разработка урока
По истории 6 класс
Учителя истории и обществознания Ооржак Н.С.
Разработка открытого урока.
Тема: Нашествие с Востока
Класс: 6
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами;
Развивающая: совершенствовать умения работы с картой, историческими документами, развивать навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы;
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес.
Оборудование: карта, учебник, раздаточный материал,иллюстрации учебника,
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
- Организационный момент:
Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычный урок. Проверка учебных принадлежностей.
Прежде чем начать изучение новой темы давайте проверим наши знания, для этого я раздала вам кроссворды. На разгадывание даю 3 мин. После этого все вместе будем записывать ответы на доске.
Какое у нас ключевое слово получилось? МОНГОЛЫ. А значит, мы сегодня будем изучать о ком?
Хочется начать урок со следующего эпиграфа::::
«Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили. Именно в это злосчастное время, длившееся около двух столетий, Россия и дала обогнать себя Европе».
Тема урока : “Нашествие монголо-татар с востока”. Запишем её в тетрадь.
- Изучение нового материала
Начнём с вопроса: что вы знаете о монголо-татарах?
Весть о страшных врагах с востока пришла на Русь от половцев. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в 13 в. – монголы или татары? Выяснилось, что монголы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает «монголы, называемые татарами». На какой стадии развития находились монголо-татары к началу завоевательных походов?
Нам необходимо выяснить, что стало причиной завоевательных походов монголо-татар и почему они были так уверены в своей победе? Вот вопрос!
И сейчас давайте выслушаем С.Айраду, она подготовила сообщение о Чингисхане.
ПРЗЕНТАЦИЯ:
Причины завоевательных походов? ( мысль о мировом господстве.)
Почему монголо-татарам удалось завоевать такую огромную территорию?
1). все племена удалось подчинить Темучжину
2). Высокий уровень боевой дисциплины
3) хитрая тактика , умение владеть оружием и военные приспособления
Первая встреча русских войск с монголо-татарскими завоевателями произошла на р. Калка в 1223 г.
СЕЙЧАС я раздам задания, вы прочитаете и ответите на вопросы.
Русь к этому времени была раздроблена на множество княжеств. Почему русские князья согласились участвовать в битве на р. Калке?
Причины поражения русских войск в битве на р. Калке: ЗАПИСЬ в тетрадь
- отсутствие единства и несогласованность действий русских князей
- отличная военная подготовка монголов и хитрая тактика.
Запись даты: 1223 г. – битва на р. Калке.
ПОХОД БАТЫЯ НА РУСЬ
1235 г. на очередном курултае было принято решение выполнить распоряжение Чингисхана – отправиться в поход на Русь и Северный Кавказ. Во главе сборного войска встанет Батый, внук Чингисхана.
Дата в тетрадь: 1237-1240 г.г. - поход Батыя на Русь.
Поздней осенью 1237 г.монголы подошли к русским границам.
Сейчас мы по схеме проследим поход Батыя на Русь.
Ученики называют, учитель кратко комментирует.
Декабрь 1237 г. – Рязанская земля. Послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, встретив отказ, хан приказал начать вторжение. 21 декабря после пятидневной осады пала Рязань.
Взяв Коломну, завоеватели вступили в пределы Владимиро-Суздальского княжества. Захвачены города: Москва, Владимир (7 февраля), Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и др.
В 1238 году произошло ещё одно сражение – битва на реке Сить, в которой участвовал и белозерский князь Василько.
Чем объяснить, что монголо-татары за 100 км от Новгорода повернули назад?
Маленький городок Козельск отбивал натиск врага 7 дней и только хитростью монголы смогли его взять, применив излюбленную тактику – притворились что бегут, выманив тем самым защитников из крепости., которых окружили и разбили. Монголы назвали Козельск злым городом и сравняли с землей.
2 поход монголо-татар
Весна 1239 г. возобновление похода Батыя.
ПОЧЕМУ БАТЫЮ УДАЛОСЬ ПРОВЕСТИ УДАЧНЫЙ ПОХОД НА РУСЬ?
- раздробленность русских земель
- продуманный план Батыя.
- Итог урока
Ответ на учебную задачу: почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
1. Раздробленность и отсутствие единства в русских землях (разобщённость русских войск и сил);
2. высокое воинское мастерство монгольского войска (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);
3. умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.
Однако, русские земли не вошли в состав Золотой Орды, а попали в вассальную зависимость. Об этом мы поговорим на следующих уроках.
Домашнее задание
Стр. 112 прочитать документ и ответить на вопросы 1,2
Подведение итогов.
Учитель: Монголо-татарское нашествие продолжалось с 1237 по 1240 г. В результате Русь превратилась в страну, где погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел...
Возвращаясь к началу урока, давайте попробуем ответить на вопрос, почему монголо -татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
(Ответы: Огромная, хорошо обученная армия, железная дисциплина, совершенные орудия, многочисленная конница, военная хитрость, лучшие осадные орудия, военный опыт)
Приложения:
Приложение № 1
Вопросы к кроссворду:
1. Богиней плодородия у славян была …
2. Русские, украинцы, белорусы в какую группу славян входили?
3. Как называли слово налог в древнее время?
4. Имя княгини, которая отомстила древлянам за смерть мужа.
5.Кто является автором следующей фразы : «Да будет Киев- матерью всех русских земель» ?
6. Как назывался объезд князя со своей дружиной русских земель с целью сбора дани?
7. Как называлась религия славян до принятия христианства?
Приложение № 2
Правила составления Синквейна: (в конце урока)
- Одно существительное
- 2 прилагательных, выражающих главную мысль
- Три глагола
- Фраза, несущая определенный смысл
- Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
- Заполните пропуски:
Битва на р. Калка произошла в …. году |
Участники битвы: 1- 2- |
Действия русских князей: |
Сколько дней длилась осада лагеря? ….. |
Результат битвы: (кто победил)………. |
Куда дальше повернули монголы и почему? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"
Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....
Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....
Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.
1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами." 2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Методическая разработка "Открытый урок: вулканы" (городской), "Открытый урок: Пещеры в поисках сокровищ" (муниципальный), "Движение земной коры: вулканы" (Межрегион)
Методические разработки (разного уровня). Участие в педагогических конкурсах разработок....