Конспект урока "Эпоха Петра1"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема «Эпоха Петра1»
Высказывания о Петре 1, написанные на табличках:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлемой душой
На троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин)
Начало славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни.
(А.С. Пушкин)
В. О. Ключевский о Петре I:
«Почти три десятилетия этот великан, без малого трех аршин ростом, метался по стране, ломал и строил, всё записывал, всех ободрял, бранился, дрался, вешал, скакал из одного конца государства в другой.
Такою безустанною деятельностью сформировались и укрепились понятия, чувства, вкусы и привычки Петра. Тяжеловесный, но вечно подвижный, холодный, но вспыльчивый, ежеминутно готовый к шумному взрыву, Петр был – точь-в-точь как чугунная пушка его петрозаводской отливки»… и т.д.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, таблички с высказываниями о Петре1, схемы сражений, репродукции картин Серова, Сурикова, Ге, текст фрагмента статьи Погодина М.П. «Петр Великий», схема Фишбоун.
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Тема нашего разговора «Эпоха Петра1». Ребята, сегодня у нас последний урок о петровском времени. Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
- Цель урока – обобщение материала, формирование своей точки зрения на деятельность и личность Петра 1, значение петровских реформ для будущего России.
- Задачи урока
Скажите, пожалуйста, что мы должны сделать, чтобы у вас сформировалась своя точка зрения?
Продолжите предложения
- Познакомиться. . .
- Рассмотреть. . .
- Сделать выводы. . .
(познакомиться с различными точками зрения историков,
рассмотреть дела Петра и методы проведения реформ,
сделать выводы о роли Петра 1 в истории России)
Планируемые результаты:
Личностные результаты: изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
Метапредметные результаты: умение работать с учебной и внешкольной информацией; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
Предметные результаты: способность применять понятийный аппарат исторического знания; умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории.
Учитель. Любой человек, прожив жизнь, оставляет после себя память. Какую жизнь прожил человек, такая о нем и сохранится память, его будут оценивать по поступкам, делам, творениям.
Обратите внимание на таблички. Прочитайте их и сделайте выводы, как оценивают Петра историки и поэты? (Возьмите для своих «рыбок» те, которые близки вашему мнению)
Уже 300 лет идут споры вокруг личности Петра I и его деятельности. Одни восхищаются Петром: “то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник”, “царь-просветитель”. А для других он – “злодей”, “деспот”, “тиран”.
Давайте вспомним основные моменты из петровской эпохи.
- Актуализация опорных знаний.
Тест.
Проверка основных знаний. На экране появляются вопросы с вариантами ответов.
1. Первая половина 18 в. в историю России вошла как:___
а) елизаветинское время;
б) петровская эпоха;
в) екатерининская эпоха.
2. Укажите даты Северной войны:___
а) 1700-1721 гг.; в) 1699-1720 гг.;
б) 1709-1721 гг.; г) 1701-1721 гг.
3. Полтавская битва произошла:___
а) в 1705 г.; в) в 1707 г.;
б) в 1709 г.; г) в 1704 г.
4. В 1703 г. в ходе Северной войны царь Пётр основал город:___
а) Санкт-Петербург;
б) Архангельск;
в) Азов.
5. Россия в 18 в. становится империей. Первым императором был:___
а) Пётр Второй; б) Михаил Романов; в) Пётр Первый.
6. Укажите итоги Северной войны:___
а) Россия отвоевала выход в Балтийское море;
б) Россия лишилась части своей северной территории;
в) Россия получила выход в Чёрное море.
7.Ухудшение положения крестьян в начале 18в. объясняется:___
а) возросшими государственными повинностями;
б) мобилизацией на строительство флота и Санкт-Петербурга;
в) приписыванием к мануфактурам;
г) верны все ответы.
8. 1685 год - дата основания:
а)Москвы; б)Санкт-Петербурга; в)Пензы; г)Индерки.
9. Основное занятие индерцев в начале 18 века:
а)земледелие; б)дозорная служба; в)лашманство; г)работа на суконной фабрике.
Молодцы! Вспомнили, недаром «рыбок кормили»!
Внимание на слайд!
- Мотивация
2008 год, Аналитический Центр Юрия Левады
Первая пятерка «самых выдающихся людей всех времен и народов», по мнению россиян:
в 1989 году: Ленин, Петр I, Пушкин, Ломоносов, Жуков;
в 1994 году: Петр I, Ленин, Пушкин, Сталин, Наполеон;
в 1999 году: Петр I, Пушкин и Ленин, Сталин, Гагарин;
в 2003 году: Петр I , Ленин, Сталин, Пушкин, Гагарин;
в 2008 году: Пушкин, Петр I, Сталин, Ленин, Путин.
В 2017 году?
Как вы думаете, почему россияне назвали выдающейся личностью всех времен и народов Петра 1
- Основная часть
1.Задание: Даются схемы сражений Северной войны: учащиеся должны определить – что это за сражение. Какова роль Петра 1?
Каждая группа получает свою схему.
.
Полтавская битва
Сражение на Нарве
Гангутское сражение
2.Различна оценка Петра 1 и в русской живописи. Дети получают репродукции картин Серова, Сурикова и Ге. Определить оценку Петра разными художниками.
1.Петр I . Валентин Александрович Серов. 1907
По зыбкой, нетвердой насыпи широко, уверенно и твердо шагает великий реформатор. Его целеустремленность, напор, энергия привели в оживленной движение вековые традиции, укоренившиеся порядки, устоявшуюся жизнь многомиллионной страны.
2.Суриков В.И. Утро стрелецкой казни.
В картине Суриков обратился к переломному моменту русской истории — эпохи начала правления Петра I. Стрелецкий бунт 1698 года, поддерживаемый царевной Софьей, был подавлен, а зачинщики и главари смуты казнены на Красной площади.
3."Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе". Н. Ге
Петр I смотрит на своего сына сердитым и грозным взглядом, осуждая за какой-то проступок. Его величественная и гордая осанка говорит о явном недовольстве. Он выжидательно смотрит на Алексея, словно, ждёт его оправданий или раскаяния в содеянном. Его повёрнутая поза в противоположную сторону от сына может говорить о том, что он пытается, как будто спрятаться от чего-то, и не хочет даже слышать то, что говорит его сын.
- А сейчас познакомимся с фрагментом из произведения Михаила Петровича Погодина «Петр Великий»
Погодин М.П. «Петр Великий» 1841 г.
Работа с документом.
«Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года? Петр Великий велел считать месяцы от рождества Христова. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которые развел он.
Попадает на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Вы начинаете читать ее – этот язык сделался при Петре письменным, литературным, вытеснив церковный.
Приносят газеты – Петр их начал.
За обедом от соленых огурцов до сельдей до картофеля, который указал он сажать, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре.
После обеда вы едете в гости – это ассамблея Петра. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого»
1.Как оценивает автор Петра ?
2.Докажите данную точку зрения.
Задание 4.
Существует следующая точка зрения на оценку преобразовательной деятельности Петра 1: Преобразования Петра 1 способствовали преодолению отсталости России, превращению ее в великую европейскую и морскую державу.
Используя исторические знания, приведите два аргумента подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих ее.
Учитель. Времена не выбирают. Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. Петр I поражал современников масштабом своей личности. Поражает он и нас, потомков. Таковы богатство и одаренность его натуры, противоречивость и цельность его характера. Царствование свое он воспринимал как врученную Богом работу, которую следует делать неутомимо. Он был примером в этом служении Отечеству. Более таких универсальных правителей Россия не знала.
5. Настало время и вам сделать вывод о роли Петра1. Составляем синквейн «Петр1»
6.Домашнее задание (по выбору). Написать эссе на тему «Петр I – великий реформатор или великий тиран?»
Придумать символ петровской эпохи
Работа с контурной картой
Учитель: Уйдем и мы. После нас останется память. Нас будут оценивать по нашим делам, поступкам, творениям.
Спасибо всем за работу!
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе…
(А.С.Пушкин)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока – обобщение материала, формирование своей точки зрения на деятельность и личность Петра 1, значение петровских реформ для будущего России. Продолжите предложения Познакомиться. . . Рассмотреть. . . Сделать выводы. . .
Давайте вспомним 1. Первая половина 18 в. в историю России вошла как:___ а) елизаветинское время; б) петровская эпоха; в) екатерининская эпоха. 2. Укажите даты Северной войны:___ а) 1700-1721 гг.; в) 1699-1720 гг.; б) 1709-1721 гг.; г) 1701-1721 гг. 3. Полтавская битва произошла:___ а) в 1705 г.; в) в 1707 г.; б) в 1709 г.; г) в 1704 г.
4. В 1703 г. в ходе Северной войны царь Пётр основал город:___ а) Санкт-Петербург; б) Архангельск; в) Азов. 5. Россия в 18 в. становится империей. Первым императором был:___ а) Пётр Второй; б) Михаил Романов; в) Пётр Первый. 6. Укажите итоги Северной войны:___ а) Россия отвоевала выход в Балтийское море; б) Россия лишилась части своей северной территории; в) Россия получила выход в Чёрное море.
7.Ухудшение положения крестьян в начале 18в.объясняется:___ а) возросшими государственными повинностями; б) мобилизацией на строительство флота и Санкт-Петербурга; в) приписыванием к мануфактурам; г) верны все ответы. 8. 1685 год - дата основания: а)Москвы; б)Санкт-Петербурга; в)Пензы; г)Индерки. 9. Основное занятие индерцев в начале 18 века: а)земледелие; б)дозорная служба; в)лашманство; г)работа на суконной фабрике.
2008 год, Аналитический Центр Юрия Левады Первая пятерка «самых выдающихся людей всех времен и народов», по мнению россиян: в 1989 году: Ленин, Петр I, Пушкин, Ломоносов, Жуков; в 1994 году: Петр I, Ленин, Пушкин, Сталин, Наполеон; в 1999 году: Петр I, Пушкин и Ленин, Сталин, Гагарин; в 2003 году: Петр I , Ленин, Сталин, Пушкин, Гагарин; в 2008 году: Пушкин, Петр I, Сталин, Ленин, Путин. В 2017 году: ? Как вы думаете, почему россияне назвали выдающейся личностью всех времен и народов Петра 1
Что это за сражения?
Определите оценку Петра разными художниками.
Погодин М.П. «Петр Великий» 1841 г. «Мы просыпаемся. Какой сегодня день? 1 января 1841 года? Петр Великий велел считать месяцы от рождества Христова. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которые развел он. Попадает на глаза книга – Петр ввел в употребление этот шрифт. Вы начинаете читать ее – этот язык сделался при Петре письменным, литературным, вытеснив церковный. Приносят газеты – Петр их начал. За обедом от соленых огурцов до сельдей до картофеля, который указал он сажать, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре. После обеда вы едете в гости – это ассамблея Петра. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого» 1.Как оценивает автор Петра ? 2.Докажите данную точку зрения.
Существует следующая точка зрения на оценку преобразовательной деятельности Петра 1: Преобразования Петра 1 способствовали преодолению отсталости России, превращению ее в великую европейскую и морскую державу. Используя исторические знания, приведите два аргумента подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих ее.
Придумать синквейн 1.Петр Первый 2. 3. 4. 5.
Домашнее задание (на выбор) Эссе: «Петр 1-великий реформатор или великий тиран?» Придумать символ Петровской эпохи. Работа с контурной картой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
урок истории в 10 класс "Реформы Петра1"
Рассматриваются реформы Петра 1 и итоги его деятельности...
тест по теме "Реформы Петра1"
проверочный тест по теме Петр1 можно использовать в 7 и 10 классах...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Тест по теме : "Начало правления Петра1"
Проверочный тест по параграфу 3 учебника "История Росси" под ред.А.В.Торкунова...
Реформы Петра1.
Данный урок проходил в форме закрепления пройденного материала и изучения нового с использованием ЭОР....