урок истории в 10 класс "Реформы Петра1"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Лисевич Ирина Юрьевна

Рассматриваются реформы Петра 1 и итоги его деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_uroka_petr1.doc81.5 КБ
Office presentation icon презентация Пётр 11.68 МБ

Предварительный просмотр:

Внутренняя и внешняя политика Петра 1

Цели урока:

1. Изучить внутреннюю и внешнюю политику Петра 1.

Задачи урока:

  • развивающая — развитие у учащихся навыков заполнения таблицы, умения выделять главное, анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;
  • образовательная — выяснение причин реформ, развитие реформ и их итоги;
  • воспитательная — формирование учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода; расширить представления о роли и значении личности в истории,  развитие навыков работы в группе на основе товарищества, добрососедства, толерантности, дисциплинированности

Оборудование:

• раздаточный материал (форма заполнения таблицы,  документы)
• компьютер в кабинете;
• мультимедийный проектор;
 

       Предварительная подготовка: Данный урок предполагается провести в виде групповой и индивидуальной работы. Класс разбивается на группы, каждая из которых получила опережающее домашнее задание.  Некоторые учащиеся получили персональные задания.          

       Проблемный вопрос: Петр I – великий реформатор или  великий тиран?

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка подготовленности классного помещения к уроку.

   Организация внимания.

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

В начале урока озвучить эпиграф урока под музыкальный фрагмент

                                                                                 Самодержавную рукою
Он смело веял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал её предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
                                        А.С. Пушкин              

           

УЧИТЕЛЬ.  Исходя из эпиграфа к уроку  назовите тему урока
УЧЕНИКИ. Внутренняя и внешняя политика Петра 1
УЧИТЕЛЬ. Что нам надо выяснить, чтобы изучить данную тему?

Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель обобщает ответы, на экране – план изучения темы (слайд №           )

ПЛАН

  1. Личность Петра I.  Точки зрения русских историков на деятельность и личность Петра I.
  2. Внешняя политика Петра I
  3. Военная реформа.
  4. Реформа государственного управления.
  5. Мероприятия в экономике.
  6. Реформы в культуре, быту.
  7. Соратники Петра I и противники его реформ.
  8. Итоги деятельности Петра I

УЧИТЕЛЬ. В течение урока вы  составляете конспект по плану урока, заполняете таблицу на листе  (слайд №            с формой таблицы на доске).

                                                        Этап усвоения новых знаний

  1. Личность Петра 1.  Точки зрения русских историков на деятельность и личность Петра I.          

  1 группа

УЧИТЕЛЬ. Как вы думаете, был ли у Петра 1 четкий план разработки реформ? Почему?                    УЧЕНИКИ.  Рассказывают о том, что внутренняя политика зависела от внешней, чёткого плана проведения реформ нет.

  1. УЧИТЕЛЬ. Какова была внешняя политика России при Петре 1. Слово 2 группе ребят

Ученики рассказывают внешнюю политику при помощи карты.

За заслуги перед Отечеством Петр награждал особо отличившихся. Как именно? (Bыступление ученика.)

  1. УЧИТЕЛЬ: ПОБЕДЕ В ВОЙНЕ СПОСОБСТВОВАЛА военная реформы. Исходя из рассказа  Жени  начинайте заполните таблицу

Ученик:   рассказывает о военной реформе:

Вывод: Итоги военной реформы.

  1. Создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их.
  2. Появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меньшиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.)
  3. Создание мощного военного флота.
  4. Гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.

4.Учитель: Отдавая в течение долгих лет свое время, силы, энергию Северной войне, Петр I ни на минуту не забывал о необходимости реформ в самой стране. Прежде всего, он проводит реформу государственного управления (1708-1710 гг.)

Ученик рассказывает о реформах

Учитель: Беседа с учащимися. Образцом для реформы государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Ввел много иностранных слов. Давайте проведем словарную работу. Объясните понятия:

Сенат- высший законодательный и распорядительный орган при царе.

Коллегии- правительственные учреждения, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны.

Губернии- новые административные единицы.

Синод- высший церковный орган.

Главный магистрат - центральное учреждение для управления городами.

Табель о рангах - документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной службе.

  1. Вывод: Многие историки считают административные реформы наиболее слабым местом петровских преобразований. Известный российский историк В.Я.Уланов писал: “Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеванию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени”. Реформы вели к установлению абсолютной власти царя.

В петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. Что способствовало этому? Какие преобразования в этой области были проведены?

УЧЕНИК: рассказывает о преобразовании в экономике.

Задание. У вас на столах листочки с заданием. Текст называется “Экономические преобразования Петра”. Вставьте в текст пропущенные слова, чтобы получился законченный рассказ. Слова, которые нужно вставить в текст, приведены ниже. Самостоятельная работа уч-ся.(3-5мин.) Несколько работ на проверку. Затем чтение текста вслух.

  1. УЧИТЕЛЬ:  Реформы в культуре, быте

УЧЕНИК: рассказывает о реформах.  

  1. УЧИТЕЛЬ. Мог ли один человек провести эти реформы?

УЧЕНИКИ: нет. Рассказ о соратниках Петра I и противники его реформ.

  1. УЧИТЕЛЬ: Подумайте, и сделайте вывод каковы результаты реформ Петра 1

УЧЕНИКИ: Рассказывают о положительных и отрицательных сторонах реформы:

 Положительное:

  1. Модернизация страны.
  2. Развитие экономики.
  3. Рост международного авторитета России.
  4. Создание мощной армии и флота.
  5. Развитие культуры, образования

     Отрицательное:

  1. Сокращение населения.
  2. Усиление крепостного права.
  3. Основой развития промышленности стал крепостной труд.
  4. Бюрократизация управления государством

УЧИТЕЛЬ:  Сравните полученную таблицу с таблицей на доске, внесите необходимые корректировки (слайд №         )

 

IV. Этап закрепления новых знаний

УЧИТЕЛЬ. Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.

Учащиеся зачитывают вслух проблемный вопрос:  Петр I – великий реформатор или  великий тиран?

Организация дебатов: класс делится на две группы:

1 группа - Петр I – великий реформатор

2 группа - великий тиран.

Учитель – подводит итог и задает вопрос, а есть ли актуальность изучаемой темы с            

                  сегодняшним днём?

V. Этап. Домашнее задание

«3» Выучить  конспект по теме «Внутренняя и внешняя политика Петра 1»

«4» и «5»  конспект + эссе «Что сделал Пётр 1 для России – открыл  окно в Европу или загнал нашу страну в европейский угол?»

Рефлексия:

1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
2. При изучении материала вы помогали другим или помогали вам?
3. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?

Задание 1.

Выберите государственные реформы, проведенные Петром 1.

1. Создание Государственного Совета

2. Учреждение Боярской думы

3. Роспуск магистратов

4. Организация коллегий

5. Создание Сената

6. Введение губернского административного деления

7. “Жалованная грамота дворянству”

8. Провозглашение империи

9. Уничтожение патриаршества

10.Уничтожение Синода

Задание 2.

Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра 1 и введенные им.

1. Празднование Нового года 1 января

2. Летоисчисление с сотворения мира

3. Летоисчисление с рождения Иисуса Христа

4. Короткий кафтан

5. Проведение ассамблей

6. Хорошие манеры при поведении в обществе

7. Празднование Нового года 1 сентября

8. Длинные рукава у одежды

9. Обязательность бороды

10. Недопущение женщин в мужское общество

Задание 3.

Экономическая политика Петра I.

Вставьте в текст подходящие по смыслу слова из приведённых ниже в скобках:

Победы русской армии в Северной войне были невозможны без преобразований в экономике. Военные заказы были так велики, что требовалось срочное строительство .....................................по всей стране: в Карелии, Туле, Липецке, на Урале, в других местах.

Содержание...................................было не выгодно, и указом Петра всем жителям России, независимо от сословия, разрешалось заводить частные заводы. Заводам стали подчиняться обширные земли с десятками деревень, жители которых вместо подати государству работали на фабриканта и отныне назывались................... .

В 1721 г. Петр I подписал указ, разрешивший мануфактуристам покупать для своих предприятий.............................., они назывались.................................................................

В XVII - XVIII вв. в Европе господствовала теория................................

Петру также пришла в голову идея изменить принцип налогообложения и вместо .....................подати ввести ...........….. Для этого в России была проведена перепись населения, а потом для уточнения результатов - повторные................

Во время царствования Петра I Россия пережила бурный экономический подъем, но господствовавшая в промышленности и торговле система............... и ............. государства, регламенты и контроль чиновников, подавлении конкуренции, приоритет

отраслей, обеспечивающих армию,..............................характер труда на мануфактурах затормозили темпы роста и отрицательно сказались на социальном развитии русского общества.

(Посессионные крестьяне, контроль и монополия государства, суконные мануфактуры, подневольный (крепостнический) труд, меркантилизм, металлургические заводы, подворная подать, ревизии, приписные крестьяне, судостроительные заводы (верфи), подушная подать, казённые заводы, протекционистские меры.)

               Карточка № 1                                                                               Карточка № 2

  1. 1696                                                                                   1.  1709
  2. 1700                                                                                   2. 1721
  3. Форма правления, при которой власть                         3. 1703

сосредоточена в руках одного человека                       4. Подушная подать

  1. Меньшиков                                                                      5. Фискал
  2. Меркантелизм

Сенат - высший законодательный и распорядительный орган при царе.

Коллегии- правительственные учреждения, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны.

Губернии- новые административные единицы.

Синод- высший церковный орган.

Главный магистрат - центральное учреждение для управления городами.

Табель о рангах - документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной службе.

Сенат- высший законодательный и распорядительный орган при царе.

Коллегии- правительственные учреждения, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны.

Губернии- новые административные единицы.

Синод- высший церковный орган.

Главный магистрат - центральное учреждение для управления городами.

Табель о рангах - документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной службе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"

Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.

Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...