Методическая разработка урока: "Избирательное право"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Тома Наталья Анатольевна

Способствует развитию интереса у учащихся к построению правовой системы, а также к их самоопределению, формированию личности, адаптирует к сознательному выбору будущей специальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_izbiratelnomu_protsessu.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

Разработка урока по теме:

Избирательное право

Цель урока - познакомить   детей  с  понятием  избирательное  право,   получить  представление  о  демократических  выборах  и  принципах  участия  граждан  в  выборах.

Задачи:  

1.  Формирование  представления  об избирательном праве,   принципах участия  граждан в выборах.

2.  Развивать  умение  анализировать   ситуацию,  делать  выводы,  приводить    примеры.  Способствовать  развитию  логического  мышления,  памяти.

3. Воспитывать  правовую культуру  учащихся.

Оборудование: текстовые задания, мультимедийная установка

                                                   Ход урока:

Iэтап:

 Организационная часть: определение темы урока; формулировка целей урока; знакомство с планом проведения урока.

II этап:

Актуализация  ранее  изученного.

  1. Несколько  уч-ся  получают  карточки  с  понятиями  по  предыдущим  темам (личность,  мораль,  добро, зло,   совесть,  долг,  гражданин,  государство,  право).  Им  дается  время  на  подготовку.

2.  У  доски  два  ученика  выполняют  задания:  

    а)  перечислить  и  объяснить  функции  государства;

    б)  перечислить  государственные  органы  Российской  Федерации.

3.  Фронтальный  опрос  по  вопросам:

   а)  Чем  отличаются  моральные  нормы  от  правовых  норм?

   б)  Назовите   основные  признаки  государства.

   в)  Перечислите  условия  получения  российского  гражданства.

   г)  Назовите  причины  отказа  в  получении  российского  гражданства.

   д)  Как  вы  понимаете  фразу  «право  выше  власти».

   е)  Какие  отрасли  права  вам  известны?

Вывод: таким образом, гражданство определяется правовым режимом страны, а тот, в свою очередь, зависит от политического режима общества.

III этап:

Изучение нового материала.

  1. Сообщение  темы,  цели  и  задач  урока.
  2. Доведение  до  сведения  ребят  основной  теоретической  базы посредством показа презентации.

Учитель:   

Избирательное право  – это  юридическое понятие, имеющее два основных значения: объективное и субъективное.

Суть  избирательного  права  в  том,  что  граждане  РФ  имеют  право  избирать  и  быть  избранным  в  органы  государственной  власти.  Избирательное  право  относится  к  группе  политических  прав  человека.  Только  в  условиях  демократии  избирательное  право  реально  и  действительно.

ИЗБИРАТЕЛЛЬНОЕ   ПРАВО:

      1.Активное избирательное право- право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и т.д.)  В Российской Федерации предоставляется всем гражданам, достигших 18 лет (за исключениями, предусмотренными конституционным законом).

     2.Пассивное избирательное право- право гражданина  быть  избранным  в представительные органы  государства.

Лишены  этого  права:

а) лица,  не  достигшие  18 лет

б)  находящиеся  в  местах лишения  свободы по  приговору  суда.  

в)  признанные  недееспособными.

Дееспособность- способность  лица нести  ответственность  за  свои  поступки.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ  ВЫБОРЫ - ЭТО

  1. Конкурентные  выборы, т. е. все  политические  силы  и  кандидаты  имеют  возможность  вести  предвыборную  агитацию,  выступать  по  ТВ,  радио,  в  печати.
  2. Периодические, что  избавляет  общество  от  злоупотребления  властью  одной  политической  силой.
  3. Представительные, т. е.  в  выборах  должно  участвовать  большое  количество  граждан.  Иначе  установится  власть,  не  получившая  всеобщего  одобрения.    

ПРИНЦИПЫ  УЧАСТИЯ  ГРАЖДАН  В  ВЫБОРАХ

  1. Всеобщее  избирательное  право - избирать  могут  все,  кроме  категорий  граждан,  оговоренных  в  законе.
  2.  Равное  избирательное  право, т. е. один  человек - один  голос.
  3. Прямое  избирательное  право, т. е. избиратель  голосует  «за»  или  «против»  кандидатов  непосредственно.
  4. Тайное голосование, т. е.  исключается  контроль за  волеизъявлениями  избирателей.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ  СИСТЕМЫ.

1.  Пропорциональная (голосование  проходит по партийным спискам).

2.  Мажоритарная (голосование  за  конкретного  кандидата).

Задания и вопросы для обсуждения:

   1.Одним  из  самых  выдающихся  правителей  Древних  Афин  был  Перикл.  Каждый  год  он  слагал  свои  полномочия  и  отчитывался  перед  народом.  И каждый  год  афиняне  избирали  его  вновь.

- Какой  признак  демократических  выборов  иллюстрирует  этот  пример?

- Как вы  думаете, почему  его  вновь  избирали?

- А  в  чем  в  настоящее  время  заключаются  интересы  избирателей?    

Предполагаемый ответ: Власть  должна  обеспечить  мир,  безопасность,  нормальные  условия  для  жизни.  

2. Догадайтесь,  какие  слова  характеризуют  демократические  выборы,  а  какие - недемократические.

Тайное  голосование – открытое  голосование, один  кандидат – несколько  кандидатов, 25 лет – 18 лет, избиратели – белые избиратели, отсутствие  прессы – присутствие  прессы, 90%  избирателей – 30%  избирателей.

Деловая игра  «Выборы  Президента  РФ».

Трое  ребят  заранее  получают  задание  подготовить  «предвыборную  программу». Учитель  предлагает  следующие  направления:

  1. Экономика.  Промышленность.
  2. Поддержка  фермерского  движения.
  3. Активизация  работы  коммунального  сектора  (ремонт дорог, чистота  улиц и т. д.)
  4. Благоустройство  города (организация  парка  культуры  и  отдыха,  благоустройство   пляжа).
  5. Ремонт  больницы.
  6. Строительство  зимнего  бассейна;  безалкогольного  кафе.
  7. Помощь  многодетным  и  т. д.

    На  уроке  каждый  кандидат  своим  выступлением  должен  убедить  голосовать  именно  за  него. Затем  проводится  голосование  и  подсчет  голосов.

IVэтап:

ИТОГ УРОКА

Вопросы.

1.В  чем  суть  избирательного  права?

2.Какими  должны  быть  демократические  выборы?


Учитель:

Сегодня на уроке мы познакомились с терминами и понятиями избирательного права, определили принципы участия граждан в выборах. Вы являетесь будущими избирателя, и потому нужно помнить, что ваше будущее и будущее ваших детей зависит от вашей активности и неравнодушия, от вашей гражданской ответственности.  

Рефлексия:

  1. Итак, какую роль в жизни человека играют выборы?
  2. На какую оценку вы оценили свой труд на уроке?
  3. Какой вид деятельности вам больше понравился: слушать учителя,  отвечать на вопросы, участвовать в деловой игре?

Домашнее  задание.

  1. Изучить  записи  в  тетради.
  2. Найти  дополнительные  сведения  о  Перикле.
  3. Подобрать  и  проанализировать  материалы  о  выборах.

Разработка урока    «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО»                                                                                           Тома Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по праву

Урок для обучающихся 11 класса по теме "Уголовное право"....

Методическая разработка классного часа "Правила поведения в школе"

Классный час проводится в 5 классе см целью ознакомит учащихся с правилами поведения в школе...

Методическая разработка учебного занятия "Правила исчисления и уплаты страховых взносов"

Методическая разработка учебного занятия "Правила исчисления и уплаты страховых взносов"....

Методическая разработка урока по праву в 10 классе профильной школы .Тема: Избирательная кампания.

Урок был  проведён в 11 классе как открытое мероприятие городского уровня.Предусматривает самостоятельную творческую работу учащихся.Проведён  Сурковой Людмилой Сергеевной.учителем высшей ка...

Методические разработки уроков по праву

Здесь собранны методические разработки уроков по праву...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Права и обязанности гражданин РФ"

Внеклассное мероприятие составлено в соответсвии с требованиями, предъявляемыми к методической разработке. Составлена технологическая карта мероприятия....

Разработка урока "Избирательное право в России"

Теоретическое знакомство детей с вопросами избирательного права и избирательного процесса происходит на уроках обществознания в 8 – 9 классах. В   8 классе в рамках изучения урока «Политика ...