Методическая разработка урока: "Избирательное право"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Способствует развитию интереса у учащихся к построению правовой системы, а также к их самоопределению, формированию личности, адаптирует к сознательному выбору будущей специальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6
Разработка урока по теме:
Избирательное право
Цель урока - познакомить детей с понятием избирательное право, получить представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах.
Задачи:
1. Формирование представления об избирательном праве, принципах участия граждан в выборах.
2. Развивать умение анализировать ситуацию, делать выводы, приводить примеры. Способствовать развитию логического мышления, памяти.
3. Воспитывать правовую культуру учащихся.
Оборудование: текстовые задания, мультимедийная установка
Ход урока:
Iэтап:
Организационная часть: определение темы урока; формулировка целей урока; знакомство с планом проведения урока.
II этап:
Актуализация ранее изученного.
- Несколько уч-ся получают карточки с понятиями по предыдущим темам (личность, мораль, добро, зло, совесть, долг, гражданин, государство, право). Им дается время на подготовку.
2. У доски два ученика выполняют задания:
а) перечислить и объяснить функции государства;
б) перечислить государственные органы Российской Федерации.
3. Фронтальный опрос по вопросам:
а) Чем отличаются моральные нормы от правовых норм?
б) Назовите основные признаки государства.
в) Перечислите условия получения российского гражданства.
г) Назовите причины отказа в получении российского гражданства.
д) Как вы понимаете фразу «право выше власти».
е) Какие отрасли права вам известны?
Вывод: таким образом, гражданство определяется правовым режимом страны, а тот, в свою очередь, зависит от политического режима общества.
III этап:
Изучение нового материала.
- Сообщение темы, цели и задач урока.
- Доведение до сведения ребят основной теоретической базы посредством показа презентации.
Учитель:
Избирательное право – это юридическое понятие, имеющее два основных значения: объективное и субъективное.
Суть избирательного права в том, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Избирательное право относится к группе политических прав человека. Только в условиях демократии избирательное право реально и действительно.
ИЗБИРАТЕЛЛЬНОЕ ПРАВО:
1.Активное избирательное право- право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и т.д.) В Российской Федерации предоставляется всем гражданам, достигших 18 лет (за исключениями, предусмотренными конституционным законом).
2.Пассивное избирательное право- право гражданина быть избранным в представительные органы государства.
Лишены этого права:
а) лица, не достигшие 18 лет
б) находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
в) признанные недееспособными.
Дееспособность- способность лица нести ответственность за свои поступки.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ - ЭТО
- Конкурентные выборы, т. е. все политические силы и кандидаты имеют возможность вести предвыборную агитацию, выступать по ТВ, радио, в печати.
- Периодические, что избавляет общество от злоупотребления властью одной политической силой.
- Представительные, т. е. в выборах должно участвовать большое количество граждан. Иначе установится власть, не получившая всеобщего одобрения.
ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ
- Всеобщее избирательное право - избирать могут все, кроме категорий граждан, оговоренных в законе.
- Равное избирательное право, т. е. один человек - один голос.
- Прямое избирательное право, т. е. избиратель голосует «за» или «против» кандидатов непосредственно.
- Тайное голосование, т. е. исключается контроль за волеизъявлениями избирателей.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ.
1. Пропорциональная (голосование проходит по партийным спискам).
2. Мажоритарная (голосование за конкретного кандидата).
Задания и вопросы для обсуждения:
1.Одним из самых выдающихся правителей Древних Афин был Перикл. Каждый год он слагал свои полномочия и отчитывался перед народом. И каждый год афиняне избирали его вновь.
- Какой признак демократических выборов иллюстрирует этот пример?
- Как вы думаете, почему его вновь избирали?
- А в чем в настоящее время заключаются интересы избирателей?
Предполагаемый ответ: Власть должна обеспечить мир, безопасность, нормальные условия для жизни.
2. Догадайтесь, какие слова характеризуют демократические выборы, а какие - недемократические.
Тайное голосование – открытое голосование, один кандидат – несколько кандидатов, 25 лет – 18 лет, избиратели – белые избиратели, отсутствие прессы – присутствие прессы, 90% избирателей – 30% избирателей.
Деловая игра «Выборы Президента РФ».
Трое ребят заранее получают задание подготовить «предвыборную программу». Учитель предлагает следующие направления:
- Экономика. Промышленность.
- Поддержка фермерского движения.
- Активизация работы коммунального сектора (ремонт дорог, чистота улиц и т. д.)
- Благоустройство города (организация парка культуры и отдыха, благоустройство пляжа).
- Ремонт больницы.
- Строительство зимнего бассейна; безалкогольного кафе.
- Помощь многодетным и т. д.
На уроке каждый кандидат своим выступлением должен убедить голосовать именно за него. Затем проводится голосование и подсчет голосов.
IVэтап:
ИТОГ УРОКА
Вопросы.
1.В чем суть избирательного права?
2.Какими должны быть демократические выборы?
Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомились с терминами и понятиями избирательного права, определили принципы участия граждан в выборах. Вы являетесь будущими избирателя, и потому нужно помнить, что ваше будущее и будущее ваших детей зависит от вашей активности и неравнодушия, от вашей гражданской ответственности.
Рефлексия:
- Итак, какую роль в жизни человека играют выборы?
- На какую оценку вы оценили свой труд на уроке?
- Какой вид деятельности вам больше понравился: слушать учителя, отвечать на вопросы, участвовать в деловой игре?
Домашнее задание.
- Изучить записи в тетради.
- Найти дополнительные сведения о Перикле.
- Подобрать и проанализировать материалы о выборах.
Разработка урока «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО» Тома Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа "Правила поведения в школе"
Классный час проводится в 5 классе см целью ознакомит учащихся с правилами поведения в школе...

Методическая разработка учебного занятия "Правила исчисления и уплаты страховых взносов"
Методическая разработка учебного занятия "Правила исчисления и уплаты страховых взносов"....

Методическая разработка урока по праву в 10 классе профильной школы .Тема: Избирательная кампания.
Урок был проведён в 11 классе как открытое мероприятие городского уровня.Предусматривает самостоятельную творческую работу учащихся.Проведён Сурковой Людмилой Сергеевной.учителем высшей ка...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Права и обязанности гражданин РФ"
Внеклассное мероприятие составлено в соответсвии с требованиями, предъявляемыми к методической разработке. Составлена технологическая карта мероприятия....

Разработка урока "Избирательное право в России"
Теоретическое знакомство детей с вопросами избирательного права и избирательного процесса происходит на уроках обществознания в 8 – 9 классах. В 8 классе в рамках изучения урока «Политика ...