Методические разработки уроков по праву
план-конспект урока по праву на тему
Здесь собранны методические разработки уроков по праву
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_razrabotki_k_urokam_prava.docx | 62.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Право
методические разработки к урокам
По учебнику:
Право. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / [Л.Н. Боголюбов, Е.А. Лукашева, А.И. Матвеев и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
I. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО
1. Общественная власть и виды социальных норм в первобытном обществе § 1
Право в первичных формах, прежде всего в форме обычного права, активно функционировало в рамках древних цивилизаций, приобретало важное значение в организации социальных отношений на догосударственной, предгосударственной и раннегосударственной стадиях развития общества.
Доминирующей чертой бытия и сознания первобытного человека являлся коллективизм, точнее, природный коллективизм.
Важной чертой первобытного общества является его традиционный характер. Социальный опыт в первобытных группах (род, племя, союз племён, родовая и соседская общины, двор, стойбище, поселение и др.) приобретается через непосредственные контакты молодежи с людьми старшего возраста, в ходе которых происходит обучение, усвоение знаний, мифов, обычаев, передача опыта взрослой жизни.
В памяти первобытных людей хранились тысячи различных указаний обычаев на все случаи жизни. Ранним нормативным и в то же время сакральным (священным, культовым) явлением было табу — установленные запреты и ограничения контактов с определенными предметами, продуктами, животными и людьми.
В раннепервобытной общине система социальных норм была единой, слитной, внутренне не дифференцированной — синкретической. Человек знал норму, исполнял со старанием все правила, но способность производить различие между нормами, скажем, права и морали появилась у него позднее, на подходе к цивилизации.
Религия, мораль, право возникли примерно в одно и то же время, оно было очень длительным.
Источником социальных норм первобытности выступали процессы распределения и потребления продукта, добытого охотниками, собирателями и рыболовами. Эти нормы — "правила дележа пищи" — по своей общепризнанности в группе и обязательности напоминают правовые нормы.
Нормативная сфера первобытности испытала глубокие преобразования при переходе человечества от палеолита к неолиту, от присваивающего к производящему хозяйству.
Зарождение частнособственнических начал открывает эпоху появления разнообразных сделок с имуществом.
- Акт простого продуктообмена — простейшая сделка, которая получила почти современный вид, когда в оборот поступил специально произведённый и предназначенный для обмена продукт, т. е. товар.
- С появлением денег становится возможной устойчивость пропорций в обмене одного товара на другой. — Складывались условия для самой распространенной в человеческом обществе сделки — купли-продажи.
- С появлением денег возникает типичный частноправовой институт денежного займа.
- Рано начинается история аренды имущества и земли, которая впервые фиксируется на стадии коллективного и родового хозяйства.
В целом, основная часть институтов, которые мы относим сегодня к гражданскому, торговому и некоторым другим отраслям частного права, исторически возникла из экономического обмена и товарного оборота, которые, в свою очередь, выросли из древней практики межплеменного продуктообмена, дарений и дарообменных отношений.
Вопросы
1) Какое значение в первобытном обществе имели традиции?
2) Что называют синкретической системой норм? В чём причина её существования в первобытном обществе?
3) Какие сферы жизни первобытного коллектива регулировались?
4) Что и почему привело к появлению разнообразных сделок с имуществом? Какие правовые акты возникают в связи с этим?
2. Ранние формы государства и права § 1
Теории происхождения государства:
- теологическая;
- патриархальная;
- органическая;
- договорная;
- теория насилия;
- материалистическая (экономическая).
I. Первобытная власть коренилась в природе групповой, коллективной жизни, существовала в силу необходимости кооперирования труда. Формы и методы осуществления первобытной власти были разными, но требования к ней оставались постоянными и едиными: власть обязана обеспечивать интересы общины.
Делами первобытного общества управляли люди немолодые — это черта системы власти, которую иногда называют геронтократия. История судов начинается с советов старейшин. Суд в лице старейшин впервые предстает как учреждение власти, правда, пока ещё племенной.
Рядом с пожилыми людьми поднималось более молодое поколение вождей. Институт вождя в первобытном обществе последовательно служил интересам группы и коллективным ценностям.
Первобытная власть была зависимой от того, как её воспринимала и оценивала группа. Эпоха расцвета и начала разложения первобытной родовой общины в целом способствовала укреплению власти вождей в коллективах. Процесс этот стал особенно заметным в условиях производящего хозяйства, с появлением межплеменного обмена и дарообмена. Всё племенное имущество (или его значительная часть) находилось в руках вождя, которым он фактически распоряжался.
II. Однако фундамент первобытной коллективности постепенно подтачивался. Переход к социально дифференцированному — раннеклассовому — обществу означал, что власть теряла первобытно-коллективные черты. Начинается процесс формирования политических структур и институтов, за которыми скрываются интересы не всего социально однородного общества, а обособившихся частей общины, которые, заняв лучшие экономические, сакральные и иные позиции в жизни, пытались удержать и сохранить их у себя средствами власти. Этот процесс завершился возникновением государства как наиболее совершенной политической организации, отвечающей социально неоднородному обществу. [ ... организация власти одного класса над другим.]
Военные союзы племен представляли собой первичную форму государственности.
В рамках союза племен возникает организация власти, общая для всех входящих в неё групп. Традиционные властные структуры вынуждены были отступать перед силой новой организации — публичной власти. Во главе её стоит сильный вождь (царь, князь, фараон и др.), военный предводитель, в распоряжении которого находятся механизмы, позволяющие принуждать людей к повиновению. Ядром централизованной публичной власти являются сам царь и его "управленческий аппарат".
Публичная власть явилась исторически первым признаком государственности и государства.
Как только раннее государство почувствовало в себе силы, достаточные для проведения административных реформ, так прежде всего оно создало для удобства централизованного управления территориальные единицы — признак административно-территориальное деление.
Столь же древними и универсальными являются государственные налоговые институты.
Государство как высшая форма политической организации общества явилось величайшим достижением человеческой культуры. С помощью государства человечество резко устремилось вперёд, создав огромное число материальных и духовных ценностей.
Вопросы
1) В чем заключаются коренные различия между первобытной властью и властью государственной? —
- Первобытная власть существовала в силу необходимости кооперирования труда. —Государственная (политическая) власть отвечает интересам социально неоднородного общества. Публичная власть отделена от общества и не совпадает с ним. Первый признак государственности и государства — публичная (политическая) власть;
- племенам и общинам принадлежали с незапамятных времен территории [хозяйственной деятельности]. — Государство перекроило и перемешало эти территории, заменило их территориальными единицами, созданными для удобства централизованного управления. Этот признак, известный как административно-территориальное деление, государство сохраняет до наших дней;
- первобытная власть в первобытном обществе, основанная на коллективных представлениях и соответствующих нормах, была зависимой от того, как её воспринимала и оценивала группа. Всё племенное имущество (или его значительная часть) находилось в руках вождя, которым он фактически распоряжался. — Уже раннее государство осуществляет сборы материальных и финансовых средств с населения для покрытия расходов царской публичной власти. Первоначальная идея налогов (даней, натуральных и иных повинностей) состояла в том, что подчиненное царю население должно содержать его чиновников и войско в обмен на обеспечение внешней безопасности региона, поддержание внутреннего мира и порядка в обществе, создание благоприятных условий для экономической деятельности и торговли.
Власть — это влияние на основе закона или традиции, т. е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая.
Исторически власть возникла позже силы. Она формировалась тогда, когда появились первые люди, ведущие бродячий образ жизни охотников и собирателей, т. е. 40 — 30 тысяч лет назад, когда, по мнению антропологов, можно говорить о зарождении человеческого общества в подлинном смысле слова.
Позже, 6 — 5 тысяч лет назад, когда возникли первые государства, начался новый этап в развитии власти — государственный.
Власть становится политическим институтом общества, оформляющим влияние в законных решениях.
Власть — более широкое понятие, нежели сила, так как она может осуществляться без применения последнего.
Власть всегда находится в руках активного меньшинства.
2) В чём причины начала процесса формирования политических структур и институтов? —
Политические структуры и институты — [это государство]. Причина формирования государства — переход к социально дифференцированному — раннеклассовому — обществу. Несколько подробнее:
- фундамент первобытной коллективности, на котором строилась система отношений власти внутри родов и племен, постепенно подтачивался, власть теряла первобытно-коллективные черты;
- начинается процесс формирования политических структур и институтов, за которыми скрываются интересы не всего социально однородного общества, а обособившихся частей общины, которые, заняв лучшие экономические, сакральные и иные позиции в жизни, пытались удержать и сохранить их у себя средствами власти.
В узком смысле государство обозначает организацию верховной власти, стоящей над обществом.
Французские просветители XVIII века, создавшие договорную теорию государства, полагали, что на заре истории люди никак не были организованы. Однако нужда заставила их сначала создать общество, а затем государство — для защиты своей безопасности извне (от врагов) и изнутри (от преступников).
Причины появления государства
1. Плотность населения: когда у человека примитивные орудия труда, то для прокорма ему нужна огромная территория. Объединение одних групп с другими для защиты своей территории становится неизбежным — формируются военные союзы племен.
2. Страх перед внешней агрессией и внутренними раздорами: государство способно применить силу и установить порядок. Оно могло решать все споры и издавать общие для всех законы.
3. Фактор силы [что способна обеспечить сила?]: формирование государства происходило по экономическим соображениям. Правитель, имея сильную армию, способен был легко и быстро собирать налоги; военные отряды обеспечивали бесперебойную торговлю. (Если верховная власть устанавливает полную монополию над данной территорией и постоянно собирает дань, то издержки на содержание армии снижаются. Одновременно растет благосостояние мирного населения. Регулярные и хорошо собираемые налоги обычно меньше по размерам, нежели разовые, плохо отдаваемые и собираемые разными сеньорами. Вот почему и подданные заинтересованы в сильном государстве, распространяющем власть на большие пространства.)
3) Какие общественные потребности вызвали появление публичной власти? —
Появление публичной власти было вызвано определенными общественными потребностями и функциями, с реализацией которых уже не могли справляться властные институты родового общества. Функции поддержания порядка, безопасности и развития внешних сношений между народами сделали государство необходимым для всех, но внутри социально дифференцированного общества преимуществами государственного строя воспользовались экономически сильные слои населения (классы), которые при неизменной поддержке властей утверждали своё экономическое и политическое господство над низшими слоями населения.
Задания
1. Сопоставьте функции первобытной власти и власти государственной: что общего, в чём различие? —
Функции первобытной власти | Функции государственной власти | ||
Различие | Общие | Различие | |
Традиционная власть в группах - Организация усилий людей, которые могли выжить только в тесном сплочении, в условиях взаимопомощи, кооперирования труда. - Обеспечение интересов общины. Институт вождя в первобытном обществе последовательно служил интересам группы и коллективным ценностям. - Всё племенное имущество (или его значительная часть) находилось в руках вождя, которым он фактически распоряжался. - Суд в лице старейшин. | - Поддержание внутреннего мира и порядка в обществе. - Создание благоприятных условий для экономической деятельности и торговли. - Обеспечение внешней безопасности. - Развитие внешних сношений между народами и землями. (- Необходимость контролировать торговые пути, другие межрегиональные коммуникации. - Стремление распространять религиозные культы.) - Проведение военных походов. | Государство во все времена выражало точку зрения господствующего слоя населения - Экономически сильные слои населения (классы) при неизменной поддержке властей утверждали своё экономическое и политическое господство над низшими слоями населения. - Перераспределительная функция: государство осуществляет сборы материальных и финансовых средств с населения — налогов — для покрытия расходов царской публичной власти. - Судейские функции и правовое посредничество — самостоятельные занятия для подготовленных людей. |
От родовой организации государство отличается следующими характерными признаками
Признаки отличия | Первобытное общество | Государство |
Публичная власть Основа действенности публичной власти | В первобытном обществе публичная (т.е. общественная) власть организационно совпадает непосредственно с обществом, была не политической, т. е. неклассовой публичной властью. Например, ее носителями является общее собрание, старейшина (выборная сменяемая должность). Структура органов публичной власти проста, а компетенция — тотальна (решают любые вопросы). Сила авторитета, т. е. добровольность выполнения решений, исходящих от старейшины, обусловливается уважительным отношением к его личности (знаниям, опыту). | Особенность публичной власти в лице возникшего государства состояла в том, что она принадлежала не всем членам общества, а лишь экономически господствующему классу, являлась политической властью. Эта власть осуществляется специальными отрядами людей, которые в целях удержания, укрепления и развития экономического господства эксплуататоров выполняют специфические функции управления, используя механизм принуждения и насилия. В его состав входят армия, различные карательные органы, чиновничество. Для содержания всего этого аппарата, необходимы материальные средства. Они взимаются с населения в виде налогов. Авторитет силы, т. е. решения, исходящие от этой власти, при необходимости могут быть проведены в жизнь принудительно. |
Объединение людей | Первобытное общество в своей родовой основе объединяло и делило людей по кровнородственному признаку. С появлением же частной собственности и классов родовые связи начинают слабеть, а затем исчезают совсем. Происходит смешение родов и племен, и родовая организация преобразуется в административно-территориальную. | Государственная власть соединяет и делит людей по месту жительства, т. е. по территориальному признаку (население страны, провинций, губерний и т.п.). Гражданам предоставлялось осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени. Место клана занимает административный округ, место старейшины государственный чиновник, назначаемый из центра или ему подчиненный. Возникает институт гражданства (подданства). |
Налогообложение | Нет налогообложения. | Взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата государственной власти. |
Право | Нет необходимости в праве. В первобытном обществе общественные отношения регулируют обычаи. | В государстве появляются юридические нормы — общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные, а также охраняемые государством. |
Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу.
Общественную власть при родовом строе можно характеризовать как первобытную общинную демократию, не знавшую еще ни имущественных, сословных, кастовых, или классовых различий, ни государственно-политических форм. Общественная власть при первобытном строе была эффективной и авторитетной. Она опиралась на сознательность всех членов рода и моральный авторитет старейшин.
С совершенствованием орудий труда и навыков -- повышалась производительность, культура, нравственность, интересы членов общества становились разнообразней и противоречивей. Дальнейшее разделение труда и его совершенствование привело к появлению избыточного продукта труда, что в свою очередь привело к возникновению частной собственности и еще более разнообразило и усложнило общественные отношения.
В новых экономических условиях родоплеменная организация и обычай в качестве регулятора общественных отношений оказались бессильны. Требовалась другая организация общества и нормы регулирования общественных отношений.
Такой организацией выделившейся из общества стало государство. Общество в силу его раскола на экономически неравные группы, классы людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна поддерживать интересы имущих и сдерживать противоборство неимущих.
Государство -- это особая общественная организация, которая в отличие от организации власти в первобытном обществе состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением. Первой формой государства явилось рабовладельческое государство. Возникнув на определенной ступени зрелости общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей государство становится его основной управляющей системой.
Таким образом, с точки зрения своего устройства первобытное общество являлось достаточно простой организацией жизнедеятельности людей, основанной на родственных связях, коллективном труде, общественной собственности и социальном равенстве всех его членов. Власть в этом обществе носила подлинно народный характер и строилась на началах самоуправления. Никакого специального аппарата управления, который имеется в любом государстве, здесь не существовало, поскольку все вопросы общественной жизни решались самим обществом. Не существовало и специального аппарата принуждения в виде судов, армии, полиции и т.п., что тоже является принадлежностью любого государства. Принуждение, если в нем возникала необходимость (например, изгнание из рода), исходило только от общества (рода, племени и т.д.) и не от кого более. Выражаясь современным языком, само общество было и парламентом, и правительством, и судом. Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание Т.21. с. 97-98.
При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.
Если первобытно - общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных.
Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции.
Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.
Государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер.
Специфика политической власти в следующем:
- Если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;
- Реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;
- Обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия, армия, милиция, разведка, тюрьма;
- Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения.
3. Современное понимание права: понятие, признаки, определение. § 2
Социальное назначение права
Право по своей природе есть нормативный регулятор. Право – это способ социальной регуляции, оно представляет собой нормативно-регулятивную систему, которая действует в блоке с моралью, религией, политикой, этикетом и другими нормативными регуляторами.
Под социальным регулированием понимается процесс упорядочивания общественных отношений путём подчинения их определенным правилам (нормам). Регулирование есть внесение правила или меры в управляемый процесс. Управление без регулирования невозможно, управлять можно только по заранее установленным правилам, нормам.
Вопросы
- Каково социальное назначение права? –
Право – средство регулирования общественных отношений. Социальное регулирование даёт возможность строить человеческое поведение и оценивать его в едином измерении, по единому масштабу. В процессе регулирования достигается множество позитивных эффектов, которые делают возможной совместную жизнь людей. Они создают основу для сотрудничества, обмена продуктами и услугами, усиливают безопасность людей, надёжность планов, ожиданий, предсказуемость человеческих поступков и т. д.
- В чём заключается единство порядка и права? –
Люди пытаются сознательно организовать, привести в некий порядок жизненные процессы общества. Порядок и право связаны единством: там, где начинается устройство порядка, из хаотического, неустойчивого состояния возникают законосообразные структуры, там ощущается воздействие права, развертываются его общественные функции.
Задание 3 (с. 23) –
Всю систему социальных норм, представленных в праве, морали, религии и т. д., можно представить как проявление соционормативной культуры общества. Правовое регулирование составляет лишь часть соционормативного регулирования общества.
Понятие права
Все нормативно-регулятивные системы выстроены из структурных элементов, расположенных на трёх уровнях – нормы, отношения и идеи.
Право в качестве нормативно-регулятивной системы включает многообразные и разнородные элементы, разделённые по уровням, – правовые нормы, правовые отношения и правовые идеи.
Первый уровень – нормативный. Он представлен общеобязательными правилами поведения, т. е. юридическими нормами. Нормы воздействуют на отношения, посредством этого достигается регулятивный эффект упорядочивания социальной связи.
Второй уровень – практический. Урегулированные юридическими нормами отношения, таким образом, становятся правовыми, их участники выступают как носители взаимных прав и обязанностей, воспринимают друг друга в качестве субъектов права.
Третий уровень – правовые идеи. На этом уровне развертываются различные виды правосознания, которое представляет собой совокупность взглядов, понятий, чувств и переживаний, выражающих отношение людей к праву.
Вопросы
- В чём состоят важнейшие специфические особенности отношений, складывающихся в сфере права? –
Важнейшей специфической особенностью отношений, складывающихся в области права, является то, что отдельные индивиды и их объединения становятся субъектами права, физическими и юридическими лицами, обладающими в рамках реальных правоотношений взаимными правами и обязанностями.
Огромная масса правовых отношений находится в постоянном движении, юридические связи между людьми возникают, изменяются, прекращаются и т. д. Уровень правоотношений отражает динамичную, непрерывно развивающуюся практику общества.
Задания
- Составьте схему: Основные структурные элементы нормативных регуляторов –
№ п/п | Структурный элемент | Характеристика |
1 | Правовые нормы | Эти нормы даны обществу в правовой форме закона, писаного нормативного правового акта, могут содержаться в юридических обычаях и прецедентах |
2 | Правовые отношения | Урегулированные юридическими нормами отношения |
3 | Правовые идеи | Концепции, теории, учения, идеологические, целевые, ценностные и социально-психологические установки правового поведения |
- Объясните, каким образом осуществляется «круговращение элементов права»? Почему связь элементов (уровней) характеризуется как их «круговращение»? –
Нормы права (правовые нормы) приводят к возникновению, изменению и прекращению правоотношений; последние через правосознание порождают идеи, идеологии, правовые ценности; а они через процесс законодательства становятся нормами права либо в иной форме оказывают непосредственное воздействие на юридическую практику.
4. Основные направления учения о праве § 2
В зависимости от того, какой из выделенных уровней права принимается в качестве исходного, определяются различия в понимании сущности права.[вопрос 4 ]
Задания
- Составьте схему: Различные подходы к пониманию права –
№ п/п | Подход | Содержание | Примечания |
1 | Нормативный Нормативный уровень как бы выделяется из общего контекста и называется правом | Право – это норма, система норм Закон как наиболее подходящая юридической норме форма права | Отдается приоритет в европейской модели правовой системы Отечественные учёные-юристы определяют право как систему, совокупность норм, правил поведения, установленных и охраняемых государством |
2 | Социологический | Юридическая практика Социологически право можно определить через юридический опыт и правовую реальность – через социальные интересы, потребности, цели, через акты, решения, действия, предпринимаемые субъектами права | |
3 | Выделение правовой идеи | Юридические представления, категории, идеалы и ценности | Люди пытаются познать и осознать правовые явления не только в той форме, в какой они существуют, он и в форме, какую они могут принять в будущем. Благодаря этому люди приобретают способность связывать право, как оно есть, с правом, каким оно должно быть |
Вопросы
5. Какой подход к пониманию права типичен для отечественной юриспруденции? В чём его особенность? –
Нормативный подход – это то, что вполне соответствует характеру российской правовой культуры, типу присущего ей политического мышления. На протяжении всей своей правовой истории Россия всегда находилась в зоне распространения европейской континентальной модели права, для которой формально высшим источником права является закон, а высшим принципом организации юридических отношений выступает законность, требования неукоснительно и строжайше соблюдать законы.
Преимущества нормативного подхода заключаются в том, что мы достигаем определённой чёткости и точности действий в правовых ситуациях. Прежде чем пойти в суд, орган исполнительной власти, каждый человек может сначала ознакомиться с нужными законами … . Очень важно, чтобы люди, обращающиеся в суд либо административный орган, заранее знали, по каким нормам будет рассматриваться их дело.
Особенность современного права как нормативного регулятора заключается в том, что за ним стоит государство.
6. Почему нельзя определять право только через норму? –
Юридическая норма – ведущий элемент правовой системы. В соответствии с этим право можно определить как совокупность (систему) общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством, направленных на обеспечение порядка организации, контроля и защиты человеческого поведения всеми государственно-властными средствами, включая принудительные.
Такое определение, конечно, не исчерпывает сущность права. Для того чтобы ответить на вопрос, какой именно порядок поддерживается государством и обеспечивается юридическими нормами, необходимо выйти на социологический уровень, проанализировать потребности, интересы, цели, волевые и социальные стремления, породившие норму и закон. Тогда можно сказать, чью волю выражает правовой порядок, отвечает ли он интересам всего общества или отдельных социальных групп, классов, сословий, слоёв населения. Вот почему, определяя право через норму, не следует упускать из виду и другие подходы.
Задания
5. Для развития демократии важно, чтобы государство находило в праве не только средство государственного управления, но и цель своего развития. Как вы понимаете это положение? Раскройте его смысл. –
Особенность современного права как нормативного регулятора заключается в том, что за ним стоит государство, сильнейшая политическая организация общества. Это не означает, однако, что право есть всего лишь средство государственного управления. Для развития демократического общества важно, что государство находит в праве не только средство, но и цели своего существования. Идея правового государства, которая является сегодня основой программы развития российской политической системы, указывает как раз на то, что государство, государственный аппарат и государственные служащие во всей своей деятельности должны руководствоваться правом, проводить в жизнь принцип верховенства права и закона.
Вопросы
7. Почему право не может существовать без такой важной черты (функции, признака), как государственное принуждение? Почему эта черта не является главной? –
Признаки права:
- право принадлежит к организующим факторам, упорядочивающим и регулирующим нашу жизнь; (с. 14)
- принудительность; (с. 20)
- обязательность юридических норм для исполнения всеми; (с. 20)
- система правовых учреждений контролирует весь цикл правовых действий. (с. 21)
Многие теоретики права, пытаясь отличить право от других нормативно-регулятивных систем, главным образом от морали, выделяют признак принудительности, нередко преувеличивают его значение. Это верно, что обязательность юридических норм для исполнения всеми, кто принимает участие в правовой жизни, гарантируется в конечном счете возможностью применить меры государственного принуждения к правонарушителям. К сожалению, такая возможность часто становиться действительностью, как правило, по вине тех, кто совершает противоправные действия, преступления, не исполняет либо игнорирует требования юридических норм. Без принудительной функции право в принципе существовать не может, но она не является для него главной. Основные задачи правовой системы лежат в плоскости организационной, предполагают конструктивные формы социальной деятельности. Принудительная функция права не может быть первичной, потому что необходимо организовать, укрепить некоторый порядок общественных отношений, прежде чем наказывать и принуждать людей к его соблюдению.
Задания
- Составьте схему: Система правовых регуляторов –
Наряду с системой правовых норм и для её обеспечения выстраивается в обществе система институтов – учреждений, совокупность государственных управленческих структур, которые призваны руководить социальными процессами.
№ п/п | Правовые органы и учреждения | Функции |
1 | Законодательные органы Парламенты Парламентские службы Депутаты | Органы, создающие законы, обеспечивающие их публикацию и вступление в силу |
2 | Исполнительные Президенты, правительства, Министерства и ведомства, Контрольные и надзорные органы, Полиция, пенитенциарные учреждения – места лишения свободы и др. | Исполнительные органы и учреждения |
3 | Судебные В России функционируют судебные организации: конституционная, общая и арбитражная юстиция | Осуществление правосудия |
4 | Адвокатура | |
5 | Нотариат | |
6 | Общественные правозащитные структуры | |
7 | Особая категория правоохранительных органов | От имени государства осуществляют его монопольную функцию применять узаконенное физическое насилие |
5. Государство как публичная политическая власть § 3
Вопросы
1. Какими признаками характеризуется любое государство? –
К признакам государства, в частности, относятся:
- публичная (политическая) власть;
- территориальная организация населения;
- государственный суверенитет;
- взимание налогов и др.
2. Что такое публичная власть? Как она проявляется? –
Основополагающие факторы, вместе образующие государственную организацию, — публичная (политическая) власть и право.
Публи́чная вла́сть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.
Государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами.
11 КЛАСС
53. Понятие международного гуманитарного права § 24
Сущность международного гуманитарного права
Международное гуманитарное право является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.
Международное гуманитарное право
Субъекты международного гуманитарного права
Субъект | Кто относится | Примечания |
1. Государства | Государства | ____ |
2. Комбатанты | Все организованные вооружённые силы, группы и подразделения, находящиеся под командованием лица, ответственного за своих подчиненных | К комбатантам не относятся священники или представители медперсонала, находящиеся в составе вооружённого формирования |
3. Лица, находящиеся под защитой | Раненые, больные, лица, потерпевшие кораблекрушение, как из состава вооружённых сил, так и гражданских. Военнопленные, интернированные гражданские лица, гражданские лица на территории противника, гражданские лица на оккупированных территориях. | Интернирование — задержание и лишение свободы властями воюющего государства проживающих на его территории граждан неприятельского государства до окончания войны. |
54. Источники современного международного гуманитарного права § 24
Нормы гуманитарного права, содержащиеся в источниках современного международного гуманитарного права
(при заполнении таблицы указать названия документов)
Защита раненых, больных, пленных из лиц, участвующих в вооружённом конфликте | Защита мирного населения | Ограничение применения оружия |
Из истории вопроса: | ||
1864 г. — Конвенция об улучшении участи раненых в действующих армиях. Женева, 22 августа 1864 г.: определён нейтральный статус армейских медицинских формирований на полях сражений — они (госпитали, палатки, транспорт) и персонал не могут быть объектом нападений, им нельзя препятствовать в осуществлении их функций. 1899 г. — Конвенция о применении начал Женевской конвенции от 22 августа 1864 г. к морской войне. Гаага, 29 июля 1899 г. 1906 г. — Конвенция для улучшения участи раненых и больных в действующих армиях. Женева, 6 июля 1906 г.: рассмотрен вопрос об обращении с военнопленными. | Проблема защиты культурных ценностей: 1935 г. — Договор о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников. Вашингтон, 1935 г. (Пакт Н.К. Рериха). | 1925 г. — Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Женева, 17 июня 1925 г. |
На сегодняшний день источниками международного гуманитарного права являются: | ||
1949 г. Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Конвенция I). Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море (Конвенция II). Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными (Конвенция III). 1977 г. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. (Протокол I), содержащий новые нормы, регулирующие международные вооружённые конфликты. Женева, 8 июня 1977 г. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. (Протокол II) — нормы, регулирующие вооружённые конфликты немеждународного характера. Женева, 8 июня 1977 г. | 1949 г. Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения (Конвенция IV): обеспечение защиты лицам, оказавшимся во власти противника (самый важный раздел Конвенции касается оккупированных территорий). 1948 г. Женевская конвенция 1948 г. против преступлений геноцида. Женевская конвенция 1948 г. о беженцах. 1954 г. Конвенция о защите культурных ценностей. 1976 г. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. | 1972 г. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. 1980 г. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Женева, 10 октября 1980 г. 1993 г. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по избирательному праву
Учебное занятие с элементами групповой работы...
Методическая разработка урока по праву
Урок для обучающихся 11 класса по теме "Уголовное право"....
Методическая разработка урока по праву в 10 классе профильной школы .Тема: Избирательная кампания.
Урок был проведён в 11 классе как открытое мероприятие городского уровня.Предусматривает самостоятельную творческую работу учащихся.Проведён Сурковой Людмилой Сергеевной.учителем высшей ка...
Методическая разработка урока: "Избирательное право"
Способствует развитию интереса у учащихся к построению правовой системы, а также к их самоопределению, формированию личности, адаптирует к сознательному выбору будущей специальности....
Методическая разработка урока технологии «Правила стирки и влажно-тепловой обработки вышитого изделия. Окончательная отделка вышитой салфетки», 5 класс
На уроке учитель знакомит учащихся со способами стирки, глажения и ухода за вышитыми изделиями. Для проведения урока необходимы следующие оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презен...
Методическая разработка урока «Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве»
Урок в рамках преподавания права в профильном классе. Основной целью урока является формирование у обучаемых представления о таких понятиях как «форма защиты граждан...