Методическая разработка урока по праву
план-конспект урока по праву (11 класс) по теме

Семенова Татьяна Михайловна

Урок для обучающихся 11 класса по теме "Уголовное право".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_prava.docx41.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока для обучающихся 11 класса

Учебный предмет

Право

Учебная тема

Уголовная ответственность

Описание конкретной учебной ситуации

       В ходе урока сочетаются  различные формы организации деятельности обучающихся: коллективная, групповая, парная и индивидуальная. С целью мотивации на активное изучение учебного материала учителем запланировано проведение «Веббинга» - интерактивного метода, основанного на взаимодействии, в ходе которого учащиеся высказывают свои мысли, ассоциации по теме урока, а затем в парах формулируют цели урока и возможные пути их достижения.  Разрешая проблемные  и ситуативные задания, предложенные учителем,  учащиеся пользуются разнообразными источниками, в том числе: системой «Консультант Плюс» и ресурсами сети Интернет. В процессе разрешения вышеперечисленных заданий достигаются не только предметные, но и личностные, метапредметные результаты.  По окончании урока учащимся предлагается контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов, а также интеллектуальная рефлексия «Синквейн»

Личностные результаты

У учащихся формируются:

  • ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
  • потребность в самовыражении и самореализации, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

Учащиеся получат возможность формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию

Метапредметные результаты:

регулятивные

У учащихся формируются:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

Учащиеся получат возможность формирования:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Метапредметные результаты:

коммуникативные

У учащихся формируются:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии

Учащиеся получат возможность формирования:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Метапредметные результаты:

познавательные

У учащихся формируются:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

        

Учащиеся получат возможность формирования:

  • основам рефлексивного чтения;
  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

Предметные результаты

Учащийся научится:

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку
  • объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Учащийся получит возможность научиться:

  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
  • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.

Дидактическая цель:  создать условия для формирования новой учебной информации

Цели по содержанию:

  • обучающие: выяснить определение термина «уголовная ответственность», основания уголовной ответственности; определение «состав преступления»; выделить признаки, элементы состава преступления, а также стадии совершения преступления.
  • развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание
  • воспитательные: развивать познавательный интерес через интерактивные методы обучения, разнообразные формы организации деятельности учащихся; , способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Ход урока:

Этапы

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока

Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний

Актуализация опорных знаний и навыков

"Каково твоё деяние, таково и воздаяние", - говорили древние.

Вопрос: "Как вы думаете, что они имели в виду?"

Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.

- Что такое юридическая ответственность?

        

- Какие виды юридической ответственности вы знаете?

Размышления

Речь идет об юридической ответственности

применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, перед судом, выражена в форме наказания.

Уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная, материальная

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения обучающимися , определение и принятие ими целей урока

Тема урока: Уголовная ответственность.

«Веббинг» - интерактивный метод, основанный на взаимодействии

- Какие ассоциации у вас возникают в связи с упоминанием этого термина – уголовная ответственность?

- Сформулируйте определение термина «уголовная ответственность»

Сформулируйте цель нашего урока.

Осуждение

Наказание

Меры государственного принуждения

Преступление и т.д.

Уголовная ответственность – это обязанность лица, совершившего преступление, которая возникает с момента совершения преступления, подвергнуться осуждению и мерам государственного принуждения уголовно – правового характера.

Выяснить, что такое уголовная ответственность; с какого возраста лицо подлежит уголовной ответственности и основания ее возникновения.

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  обучающимися изучаемой темы

        Итак, приступаем к реализации цели нашего урока.

Мы уже выяснили, что уголовная ответственность – это обязанность лица, совершившего преступление, которая возникает с момента совершения преступления, подвергнуться осуждению и мерам государственного принуждения уголовно – правового характера.

 - С какого возраста человек несет ответственность за совершенное преступление?

-За какие преступления лицо несет уголовную ответственность с 16 лет, а за какие с 16 лет.

     Ответим на этот вопрос, пользуясь системой «КонсультантПлюс».

     Найдите в системе «Консультант Плюс» Уголовный Кодекс РФ, ознакомьтесь с его структурой.

     Определите статью УК РФ, в которой описан возраст, с которого наступает уголовная ответственность.

     Сделайте вывод.

     Уголовная ответственность по российскому законодательству может иметь место только при наличии оснований, указанных в ст. 8 УК. Найдите в системе «КонсультантПлюс» ст.8 УК РФ. Ознакомьтесь с ее содержанием.

        Таким образом, закон признает основанием уголовной ответственности акт поведения человека, в котором имеются признаки состава преступления, предусмотренного конкретной правовой нормой.

       В Особенной части УК РФ определено, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, путем описания их конкретных признаков (убийства, кражи, хулиганства и т.д.).

      Для привлечения лица к уголовной ответственности следователю и суду необходимо установить в его деянии признаки какого – либо состава преступления.

       Используя ресурсы сети Интернет, найдите определение термина «состав преступления»

     

     

      Сопоставление признаков и установление их тождественности называют классификацией преступления.

      В основание классификации преступлений могут быть положены характер и степень общественной опасности деяний либо отдельный элемент состава преступления.
- На какие категории подразделяются преступления в зависимости от характера, степени общественной опасности и формы вины.

    Найдите в системе «КонсультантПлюс»ст.15 УК РФ, определите категории.

Работая в парах, приведите примеры преступлений согласно данной классификации. Для этого можете использовать систему «КонсультантПлюс», а также ресурсы сети Интернет.

       В зависимости от степени общественной опасности внутри одного вида преступления выделяют: -простые; квалифицированные (с отягчающими обстоятельствами); и со смягчающими обстоятельствами.

      Какой срок и вид наказания может быть назначено за преступления в зависимости от степени тяжести преступления?

1 группа: за преступления небольшой тяжести

2 группа: за преступления средней тяжести

3 группа: за тяжкие преступления

4 группа: за особо тяжкие преступлениярс

      Для выполнения задания можно воспользоваться системой «КонсультантПлюс» или ресурсами сети Интернет.

        Для уяснения сути всех конкретных преступлений наука уголовного права использует еще и понятие «элемент» состава преступления.

        Элемент  состава преступления – это составная часть структуры состава, включающая группу признаков, соответствующих сторонам общественно опасного деяния, признаваемого законом преступлением.

       Элементы состава преступления соответствуют различным сторонам преступления: объекту, объективной стороне, субъекту, субъективной стороне.

Субъект – лицо, совершившее преступление;
Субъективная  сторона - вина в форме умысла и неосторожности.

Объект преступления – общественные отношения (то, на что посягает преступление, чему оно причиняет вред или может причинить существенный вред)

Объективная сторона – деяние (действие или бездействие)

Работая в группах, определить состав преступления:

1 . Иванов и Сидоров, имевшие при себе пистолет ПМ, совершили налет на пункт обмена  валюты. Они разоружили охранников и потребовали отдать всю валюту.

2  . Гражданин И. с 16-летним сыном ехал на автомобили с дачи. По пути домой отцу стало плохо, и он передал управления автомобилем  сыну. Но сын не сумел проехать на повороте и с толкнулся с «Волгой». От удара шофер получил телесные повреждения.

3  . Выйдя на свободу, Горинов познакомился с группой несовершеннолетних, решив приучить их к романтике жизни. По его плану несовершеннолетние проникли на дачу к профессору и вынесли драгоценности и телевизор.

4  . Чулков обратился с просьбой к Ивановой сдать ему квартиру. Иванова не согласилась из-за разногласий в цене. Через несколько дней Чулков подложил под дверь квартиры взрывное устройство, которое привело к сильному пожару в этой квартире.

Работая в парах, разберем ситуации и определим стадии совершения преступления:

  1. Ученик 9 класса одной из местных школ получил предложение от одноклассника похитить из коммерческого киоска партию шоколада. Дело, по мнению организатора, облегчалось тем, что у него случайно оказался ключ от замка киоска. Согласие было дано, и они начали подготовку: договорились с малограмотной женщиной-соседкой, что та возьмет у них шоколад и продаст его на рынке; приготовили сумки для выноса краденого; вечером сели напротив киоска и стали ждать, когда он закроется. Но продавец давно обратил внимание на двух подростков, несколько раз покупавших шоколад и при этом внимательно осматривавших все, что находилось внутри киоска. Он обратился к дежурному полицейскому. Тот задержал двух подростков, при личном осмотре у них был найден ключ от замка, а также пустые сумки. Опрос соседей показал, что женщина ждала утром «какой-то шоколад на продажу».
  2. Одноклассники договорились украсть из школы персональный компьютер, для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и, обвязав компьютер веревкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти все удалось, но в тот момент, когда компьютер уже был перевязан, в кабинете появились полицейские. Их успел вызвать сторож, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника – под окнами. Ничего украдено не было, но уголовная ответственность наступила после возбуждения уголовного дела.

Выстрел прогремел из двух стволов. Страшная сила отбросила молодое, полное жизни тело, и Эдуард Вишнев упал, как подкошенный колос, все еще сжимая в руке два белых цветочка. Последний подарок, который он хотел сделать любимой.

    Есть еще один признак, на который обращают внимание при расследовании уголовного дела:

     11 августа в 9 часов вечера я собралась на танцы. Со мной были Люба и Надя Кирилловы, мои одноклассницы. В 21 час 30 минут мы за клубом распили три бутылки вина, после чего пришли на танцы. В перерыве мы вышли в парк, где встретили Ольгу Ковалеву. Я начала ее бить кулаками по лицу. После всего этого вернулись на танцы, но никак не могли успокоиться, вызвали в парк Таню Васильеву. Мы ее избили, нанося удары кулаками по лицу, разорвали ей костюм… По окончании танцев мы встретили на улице Татьяну К., к которой беспричинно придрались и избили.

    Соучастием  в преступлении признается умышленное совместное участие двух и более лиц в совершении умышленного преступления.

   Определите формы  соучастия, используя любые ресурсы.

С 16 лет, в некоторых случая с 14 лет.

Индивидуальная работа на компьютерах с системой «КонсультантПлюс»

Ответы, размышления

Индивидуальная работа на компьютерах с системой «КонсультантПлюс»

      Ст. 8 УК РФ гласит: «Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом»

Поиск определения

Состав преступления – это совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, установленных уголовным законом, характеризующих общественно опасное деяние как преступление.

Индивидуальная работа на компьютерах с системой «КонсультантПлюс»

Согласно ст.15 УК подразделяются на:
а) небольшой тяжести;
б) средней тяжести;
в) тяжкие;
г) особо тяжкие.

Парная работа, поиск примеров.

     

Преступления небольшой тяжести - это преступления (умышленные или неосторожные), за которые может быть назначено:
а) наказание в виде лишения свободы сроком не более двух лет; или
б) наказание, не связанное с лишением свободы (малоопасные преступления).

               Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим кодексом, превышает два года лишения свободы.
     
Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание. Предусмотренное настоящим кодексом, не превышает 10 лет лишения свободы.
   
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых, настоящим кодексом предусмотрено наказание виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание.

Работа в парах, озвучивание примеров

Работа в группах, озвучивание ответов.

1.S- Иванов, Сидоров; O-пункт обмена валюты; SC- вина в виде прямого умысла; OC- грабеж.

2. S- сын 16лет; O- здоровье шофера;  SC- вина в форме неосторожности; OC-преступление, нанесение телесных повреждений.

3. S- Горинов по преступлению: вовлечение несовершеннолетних, ребята по факту кражи;  O- имущество профессора; SC-  прямой умысел; OC- кража.

4. S- Чулков; O- квартира Ивановой; SC- прямой умысел; OC- против собственности.

Стадии совершения преступления

  • Приготовление к преступлению

        

  • Покушение на преступление

  • Оконченное преступление

Соучастники: исполнители, организаторы, подстрекатели, пособники

       Что является основной формой реализации уголовной ответственности?

       Основной формой реализации уголовной ответственности является уголовное наказание, которое назначается судом в обвинительном приговоре. Уголовная ответственность заканчивается с отбыванием наказания и погашением или снятием судимости.

       Определите виды уголовного наказания.

        В отдельных случаях, предусмотренных нормами уголовного права,  уголовная ответственность может заканчиваться без реального исполнения наказания, например, при условном лишении свободы (ст. 73) или при замене наказания совершеннолетнему, совершившему преступление небольшой или средней тяжести, принудительными мерами воспитательного воздействия (ст. 73)

Уголовное наказание

Виды уголовного наказания

Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Тестирование по изученной теме

1. Уголовное право - это система правовых норм, установленных высшими органами власти, определяющих:

а) преступность; б) наказуемость деяний; в) принципы и основания уголовной ответственности;  г) цели и виды наказания, порядок их назначения; д) условия освобождения от уголовной ответственности и наказания; е) всё перечисленное.

2. Основная задача уголовного права: а) наказание преступника; б) защита граждан; в) предупреждение преступлений; г) охрана общественных отношений от преступных посягательств и предупреждение преступлений

3. Преступление - это: а) особо опасное правонарушение; б) общественно опасное деяние; в) действие или бездействие; г) ни одно из них; д) всё перечисленное.

4. Признаками преступления являются: а) виновность и наказуемость; б) последствия содеянного; в) вещественные доказательства; г) антигосударственный характер д) противоправное деяние; е) общественная опасность

5. Нормы …………… определяют, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями, и устанавливают наказания и другие меры уголовно – правового характера, подлежащие применению за совершенное преступление

6. ……………… - общественно опасное, виновное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания

7. К признакам состава преступления относятся (указать 4 варианта): а) объективная сторона; б) предмет преступления; в) объект преступления; г) причина преступления; д) субъект преступления; е) преступная сторона; ж) субъективная сторона; з) виновная сторона.

8. Формы вины: а) умысел прямой и косвенный; б) общественно опасный умысел в) посягательство г) соучастие д) неосторожность – халатность и самонадеянность

9. Характеристика самого деяния (действия или бездействия), последствия этого деяния, т.е. причиненный деянием ущерб, - ЭТО: а) субъективная сторона; б) субъект преступления; в) объективная сторона; г) объект преступления.

10. Субъективную сторону преступления характеризуют признаки (указать 3 варианта): а) вина; б) причина; в) результат; г) мотив; д) цель; е) средства.

11. Утверждения «лицо желало последствий» и «лицо допускало последствия» относятся к формам вины: а) умыслу; б) прямому умыслу; в) косвенному умыслу; г) небрежности.

12. В уголовном праве преступления бывают: а) небольшой тяжести; б) небольшой и средней тяжести; в) тяжкие и особо тяжкие; г) небольшой и средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

13. В основу классификации преступлений положено: а) степень вины; б) размер причиненного ущерба; в) характер и степень общественной опасности; г) размер наказания

14. Хлыстов, проходя мимо железнодорожного полотна, заметил, что гайки, соединяющие рельсы на стыке, отвинчены и рельс отогнут в сторону. Он торопился и никому об этом не сообщил, а проходивший поезд в результате потерпел крушение. Подлежит ли хлыстов уголовной ответственности?

  1. Г

  1. Г

  1. Д

  1. А, Д, Е

  1. УК РФ

  1. Преступление

  1. А, В, Д, Ж

  1. А,Д

  1. В

  1. А,Г,Д

  1. Б,В

  1. Г

  1. В

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

    Какая цель была поставлена нами в начале урока? Достигли ли мы ее?

Выставление отметок

Ответы

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Параграфы учебника, задания к параграфу учебника

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Рефлексия

Инициировать интеллектуальную рефлексию

Работа в группах

Синквейн  - составление четверостишья по схеме:

первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,

четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

Создание синквейна, презентация итогов работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по избирательному праву

Учебное занятие с элементами групповой работы...

Методическая разработка урока по праву в 10 классе профильной школы .Тема: Избирательная кампания.

Урок был  проведён в 11 классе как открытое мероприятие городского уровня.Предусматривает самостоятельную творческую работу учащихся.Проведён  Сурковой Людмилой Сергеевной.учителем высшей ка...

Методические разработки уроков по праву

Здесь собранны методические разработки уроков по праву...

Методическая разработка урока: "Избирательное право"

Способствует развитию интереса у учащихся к построению правовой системы, а также к их самоопределению, формированию личности, адаптирует к сознательному выбору будущей специальности....

Методическая разработка урока технологии «Правила стирки и влажно-тепловой обработки вышитого изделия. Окончательная отделка вышитой салфетки», 5 класс

На уроке учитель знакомит учащихся со способами стирки, глажения и ухода за вышитыми изделиями. Для проведения урока необходимы следующие оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, презен...

Методическая разработка урока «Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве»

Урок в рамках преподавания права в профильном классе.  Основной целью урока является  формирование у обучаемых  представления  о таких понятиях как «форма защиты граждан...