Разработка урока "Избирательное право в России"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Теоретическое знакомство детей с вопросами избирательного права и избирательного процесса происходит на уроках обществознания в 8 – 9 классах. В 8 классе в рамках изучения урока «Политика и политическая жизнь», «Гражданин и государство», в 9 классе - «Гражданские и политические свободы», «Конституция РФ».
На уроке рассматриваются наиболее важные ценности и принципы устройства демократического общества и государства; основные политические права и свободы человека и гражданина; понятие и социальную функцию выборов; главные принципы избирательного права; положения законодательства Российской Федерации о выборах относительно избирательных прав граждан и их гарантий; основные стадии избирательного процесса; виды избирательных систем и их особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolmashova_t.a._razrabotka_uroka.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме "Избирательное право в России"
Подготовила: учитель истории и обществознания МБСКОУ «Школа №27» Толмашова Т.А.
Предмет, класс: обществознание, 9-й класс.
Место занятия в учебном процессе: I четверть, раздел “Гражданин. Государство. Право”.
Теоретическое знакомство детей с вопросами избирательного права и избирательного процесса происходит на уроках обществознания в 8 – 9 классах. В 8 классе в рамках изучения урока «Политика и политическая жизнь», «Гражданин и государство», в 9 классе - «Гражданские и политические свободы», «Конституция РФ».
На уроке рассматриваются наиболее важные ценности и принципы устройства демократического общества и государства; основные политические права и свободы человека и гражданина; понятие и социальную функцию выборов; главные принципы избирательного права; положения законодательства Российской Федерации о выборах относительно избирательных прав граждан и их гарантий; основные стадии избирательного процесса; виды избирательных систем и их особенности. На практике учащиеся могут применить эти знания во время школьных выборов президента детского объединения.
ЦЕЛЬ УРОКА:
- организация работы по усвоению обучающимися понятий «избирательное право», создание представления о демократических выборах, как основном способе формирования органов власти и принципах участия граждан в выборах.
ЗАДАЧИ УРОКА:
образовательная: сформировать у учащихся представление об избирательном праве, избирательной системе, изучить различные избирательные системы, выяснить, как проходят выборы по пропорциональной , мажоритарной, смешанной системах;
воспитательная: способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности;
развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: урок формирования новых знаний
После изучения темы учащиеся должны:
- знать, что понимается под избирательным правом и избирательной системой;
- знать, какие существуют формы участия граждан в политической жизни страны;
- понимать роль граждан на выборах.
Ключевые понятия: демократическая власть, избиратель, выборы, избирательная система, избирательное право, дееспособность, пропорциональная система, мажоритарная система, избирательный процесс.
Оборудование: наглядный материал, посвященный выборам, для оформления класса, высказывания знаменитых людей о выборах для оформления доски, мультимедийная установка, презентация, Конституция РФ, Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах президента Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ».
Опережающие домашние задание:
1) Подготовить сообщение на тему « Выборы в истории человечества»
(прилагается примерное)
Методическое оснащение:
1. Методическое пособие «Избирательное право»
2. Обществознание. Учебник для 9 класса. Л. Боголюбов
3. Школьный словарь по обществознанию.
План урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
2. Выборы в истории человечества. Опережающие домашние задание на тему « Выборы в истории человечества»
3. Изучение нового материала по плану:
О демократии и демократических выборах. Работа с источником.
Какой он – избиратель? Работа парами.
Избирательное право. Самостоятельная работа. Проблемные ситуации.
Избирательный процесс. Коллективная работа.
4.Закрепление и обобщение. В форме теста.
5. Подведение итогов урока.
6. Постановка домашнего задания.
Методы обучения:
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный;
- анализ;
- метод демонстрации;
- работа с источником.
Приемы:
- организация работы с наглядными пособиями, позволяет обучающимися сформулировать тему;
- через сообщение организован процесс обобщения знаний об истории развития избирательного процесса;
- через организован процесс обобщения знаний;
- организация работы с наглядными пособиями, позволяет использовать визуальную память для изучения и закрепления нового материала;
- проблемные ситуации, позволяют закрепить изученное;
- презентация позволяет установить логическую связь между этапами урока, т.к. постоянное обсуждение каждого нового пункта плана урока начинается с демонстрации слайдов, что позволяет учащимся постоянно видеть логическую взаимосвязь изучаемого материала.
- использование большого наглядного материала по данной теме позволяет расширить кругозор обучающихся.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Основная цель данного этапа - подготовка учащихся к работе на уроке, определение темы и цели урока.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Актуализация внимания. На доске вывешены высказывания великих людей о выборах
Учитель: Вопрос к классу: Какой теме посвящён наглядный материал, представленный на школьной доске?
Предполагаемые ответы обучающихся. Молодцы, вы правильно сформулировали тему урока.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать тему: "Избирательное право"(Слайд 1).
Обучающиеся записывают тему в тетрадь.
Целью нашего урока(Слайд 2) является ознакомление с избирательным правом, как проходят выборы, кто принимает участие в выборах, зачем в современном обществе нужны выборы.
2. Выборы в истории человечества.
Основная цель данного этапа – формирование представления о том, что историческое бытие рода человеческого полно примерами волеизъявлений. Общий вектор движения в этой сфере: от полусознательных стандартных действий – к осмысленным и организованным политическим актам.
Учитель: Благодаря Конституции каждый гражданин имеет целый ряд прав и свобод. Свобода имеет для нас немаловажное значение. За нее люди боролись на протяжении всей истории существования человечества. Человеку вообще свойственно выбирать. Давайте обратимся к истории этого вопроса.
Одним из обучающихся приготовлено сообщение, давайте его послушаем.
Заслушивание доклада - сообщения. Сообщение на тему « Выборы в истории человечества»
(Слайды 3-8)
Учитель: оценивает выполненную работу учащегося.
Учитель: За последние десятилетия в России произошли существенные изменения в структуре избирательного права, основанного теперь на принципах народовластия.
3. Изучение нового материала.
Основная цель данного этапа - восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизация новых знаний.
О демократии и демократических выборах. (Слайды 9-11). Основная цель – сформировать представление, что демократия как таковая есть проявление гражданской свободы. В условиях демократии действует правило большинства голосов.
В первой главе Конституции говорится: «Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления» (ст.1)
- Что характерно для демократического общества?
Предполагаемые ответы:
Учитель: В демократическом обществе гражданин имеет большие возможности реализовать свои цели, но вместе с тем несет большую ответственность за судьбу государства, в котором живет.
Демократия – это сложный процесс, требующий ответственности, уважения к оппоненту и способности к сотрудничеству, понимания выборов в демократическом обществе.
Одним из главнейших признаков демократического общества являются выборы, как важнейшая форма прямого волеизъявления народа.
Каждый гражданин через выборы реализует свое право голоса, а право голоса – это одно из важнейших прав гражданина в демократическом обществе.
Основная идея: Избирательное право составляет важную часть жизни многих граждан. Знать и уметь пользоваться этими правами необходимо каждому.
Любые выборы решают главный вопрос – вопрос о власти. Как вы думаете, кому принадлежит власть в нашем государстве?
Работа с источником.
Учитель: В раздаточном материале найдите ответ на поставленный вопрос
Обучающиеся находят ответы в статьях 3 и 32 Конституции РФ.
Таким образом, Конституция РФ провозглашает наличие у граждан России избирательного права, т.е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.
Избирательные права граждан бывают активными и пассивными. (Слайд 12) Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное избирательное право – право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Какой он – избиратель? Основная цель – охарактеризовать основные признаки избирателя.
(Слайд 13) Выборы, голосование – одна из форм участия граждан в политической жизни страны. Участвовать в голосовании имеет право любой гражданин России, которому к моменту голосования исполнилось18 лет.
Учитель: давайте запишем основные понятия избиратель, права избирателя, недееспособность (Слайд 14).
Ученики записывают.
Учитель: (Слайд 15)Граждане страны выбирают Президента, депутатов, мэров и дают им власть, чтобы они сделали жизнь в стране лучше. Где проходят выборы?
Дети: - На избирательных участках! (Слайд 16)
Учитель: – Вы уже, наверное, ходили на избирательные участки вместе с родителями. Какие документа брали они с собой?
Дети:– Паспорта!
Учитель: – Правильно – паспорт – это документ, который выдается гражданину страны, удостоверяющий его личность.
Учитель: На избирательном участке члены избирательной комиссии проверяют паспорт гражданина, регистрируют его в списке избирателей, выдают бюллетень для голосования, в котором указаны фамилии претендентов.
Гражданин должен отметить в бюллетене нужную фамилию и опустить его в урну для голосования. Члены избирательной комиссии по окончанию выборов подсчитывают голоса за каждого претендента, составляют протокол и объявляют результаты голосования.
(Слайд 17)Основным документом избирателя РФ является федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» (Приложение 5)
Работа парами. Задание: Прочитайте статью 32 Конституции РФ (п.3) (Приложение 4)
Вопрос: Какие категории граждан лишены избирательного права?
ЛИШЕНЫ ЭТОГО ПРАВА:
1. Лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
2. Лица, признанные недееспособными (т.е. не способными нести ответственность за свои поступки, психически больные) (Слайд 18)
Учитель: Мировая практика показывает: чем активнее и сознательнее участвует в выборах население, тем скорее и лучше решает сложные проблемы страна, тем устойчивее ее экономическое, социальное, политическое развитие.
Участие в выборах – дело добровольное. Но это проявление ответственности и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает – в политической, социальной сферах и делает это, потому что неравнодушен к судьбе своей страны, города или села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома. Ведь чем активнее и сознательнее участвует в управлении страной ее население, тем скорее страна приходит к удовлетворительному уровню своего развития.
Избирательное право. Основная цель – формирование понятий представительная демократия, непосредственная демократия, анализ конкретных законов, составляющих основу избирательного права и избирательного процесса, характеристика принципов участия граждан РФ в выборах.
Рассмотренный нами исторический опыт лег в основу двух форм современной демократии: (Слайд 19)
1. представительная демократия – это участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятие и реализация политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа.
2.прямая (непосредственная) демократия – это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. К проявлениям непосредственной демократии относятся собрания, выборы, референдумы.
Учитель: давайте запишем новое понятие: референдум (Слайд 20).
Учитель: Задание учащимся для самостоятельной работы:
Ознакомьтесь с документом ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ст. 3 (Приложение 6)
Запишите в тетрадь основные принципы участия граждан в выборах.
Результат работы (после дополнений учителя) может выглядеть следующим образом:
Принципы участия граждан в выборах (Слайд21):
1. Всеобщее избирательное право – избирать могут все, кроме лиц, указанных в Законе. Не должно устанавливаться ограничений для участия в выборах за исключением лиц, не достигших нужного возраста, недееспособных, совершивших преступления.
2. Равное избирательное право – один человек – один голос.
3. Прямое избирательное право – избиратель голосует «за» или «против» кандидатов непосредственно и лично.
4. Тайное голосование – без контроля со стороны.
Для закрепления учитель предлагает проанализировать ситуации, возникающие во время выборов и выявить что нарушено.
Ситуация № 1.
Председатель участковой избирательной комиссии:
- Здравствуйте, уважаемые наблюдатели. Проходите, занимайте места. А мы уже все приготовили к приходу избирателей. Чтобы не тратить ваше время, мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не создавать очередей, мы разрешаем заходить в кабинки для голосования всей семье. Ведь они родственники, что им скрывать друг от друга.
Нарушения в ситуации № 1.
непредъявление пустых урн наблюдателям перед опечатыванием.
массовое вхождение избирателя в кабинку для голосования.
Ситуация № 2.
Из разговора с членом избирательной комиссии:
- Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии.
Нарушения в ситуации № 2.
голосование за родственников.
устранение наблюдателей при подсчете голосов.
Ситуация № 3.
Из беседы с наблюдателем.
- Подхожу к выездной группе, спрашиваю: “Сколько бюллетеней берете с собой?”. А они в ответ: “Не считаем, взяли пачку, вдруг к кому-нибудь еще заедем”. Подсчет голосов делали так, как будто мы – пустое место. Бюллетени не предъявляли, за кого проголосовали – ничего не известно. Попросил предъявить протокол голосования – отказали.
Нарушения в ситуации № 3.
халатность при учете количества бюллетеней взятых выездной группой.
непредъявление наблюдателям бюллетеня при подсчете в развернутом виде.
отказ предоставить наблюдателю протокол для голосования.
Ситуация № 4.
Из разговора с избирателем.
- Пришел на выборы рано, еще и наблюдателей не было. А члены комиссии что-то пишут и пачками бюллетени в урну бросают. А одна из девушек меня в кабинку завела, да и посоветовала мне за кого проголосовать. Ну а я не против – наверное, он - хороший человек.
Нарушения в ситуации № 4.
отсутствие наблюдателей.
вброс фальсифицированных бюллетеней.
агитация в день выборов.
Обучающиеся отвечают.
Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданием.
Избирательный процесс. Основная цель – рассмотрение процедуры проведения выборов, анализ избирательных систем, обсуждение их достоинств и недостатков. Основные понятия: пропорциональная система, мажоритарная система.
«Демократия - это процедура»
Процедура - это тот порядок, без которого в любом деле возможны различные нарушения, рассогласования.
Точная и четкая процедура проведения выборов - решающее условие развития страны в демократическом направлении.
(Слайд 22) Избирательный процесс - это порядок и основные стадии в организации выборов. Учитель: давайте запишем определение в тетрадь.
Как же происходит процедура выборов.
Подчеркнем, что установлены четкие сроки проведения выборов. В нашей стране они назначаются указом Президента РФ и проводятся, как правило, в воскресенье. Точно расписаны сроки проведения различных этапов избирательной компании: время создания и действия избирательных комиссий, время работы избирательных участков в день выборов, время, отпущенное на подсчет голосов, объявление итогов голосования и результатов выборов.
Учитель предлагает учащимся попытаться назвать стадии избирательного процесса, после чего разбирается схема (Слайд 22) «Стадии избирательного процесса»:
Стадии избирательного процесса:
- подготовительная (объявляются выборы, образуются избирательные участки округа, создаются избирательные комиссии, составляются списки избирателей);
- выдвижение и регистрация кандидатов (избиратели, избирательные объединения и блоки выдвигают кандидатов и собирают подписи в его поддержку в сроки, установленные законом. Происходит регистрация кандидатов и его доверенных лиц)
- предварительная агитация (она проходит за счет средств государства, а частично за счет фондов, создаваемых группами поддержки… Агитация прекращается за день до выборов)
- голосование и подведение итогов
По ходу работы по схеме проводится беседа по содержанию каждого этапа, выявляются характерные особенности, учащиеся пополняют имеющиеся у них знания новыми.
Учитель обращает особое внимание учащихся на две системы распределения мандатов мажоритарная система и пропорциональная система.
(Слайд 23). Схему обучающиеся записывают в тетрадь.
Затем учитель объясняет каждую систему.
Избирательные системы
Пропорциональная система. Мажоритарная система.
Определение результатов Способ определения результатов,
голосования по принципу при котором для получения
распределения мест мандата требуется собрать
пропорционально полученным установленное законом
каждой партией количеству голосов. большинство голосов
(Италия, Израиль, (Великобритания, Канада, Индия)
Латиноамериканские страны).
Мажоритарно - пропорциональный (смешанный) тип.
Российская Федерация с 2007года.
- Выборы Президента РФ - по мажоритарной системе.
ТРЕБОВАНИЯ:
1. Достижение определенного возраста. ( Президентом - с 35 лет).
2. Знание проблем государства и определённое время проживания в РФ. (Президент – проживание в России последних 10 лет постоянно).
3. Один и тот же человек не может одновременно занимать должность в различных ветвях власти (Депутат Государственной Думы не может стать Президентом и наоборот).
- Выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ - по пропорциональной системе. Быть избранными имеют право граждане в 21 год.
(Слайд 24) Учитель: Как выдумаете, почему нельзя быть избранным в представительные органы государственной власти по достижению 18 лет, а только по достижению 21 года?
Ответы обучающихся.
Учитель: Молодцы. Более высокий, по сравнению с правом избирать, возрастной ценз определен исходя из необходимости наличия определенного жизненного опыта и большей ответственности перед избирателями.
Избирательные системы стимулируют развитие многопартийности и оказывают прямое воздействие на становление партийных систем.
4.Закрепление и обобщение.
Целью данного этапа является - закрепление изученного. Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала.
Учитель: предлагает закончить предложение (Слайд25).
Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданием. Предлагаю вам ответить на вопросы теста.
(Слайд 26) Учитель в форме теста проверяет усвоение знаний.
Тест.
1. Избирательным правом не обладают:
Лица, моложе 18 лет
Лица, старше 70 лет
Священнослужители
Профессиональные военные
2. Активное избирательное право – это:
Право быть избранным в органы государственной власти
Право избирать в органы государственной власти
Право быть наблюдателем на выборах
Быть членом избирательной комиссии
3. Пассивное избирательное право – это:
Право быть избранным в органы государственной власти
Право избирать в органы государственной власти
Право быть наблюдателем на выборах
4. Избирательное право в РФ является:
Всеобщим, равным, ступенчатым, с тайным голосованием
Всеобщим, с открытым голосованием, прямым, равным
Всеобщим, равным, прямым, с открытым голосованием
Всеобщим, равным, прямым, с тайным голосованием.
5. Избиратель – это:
Лицо, старше 18 лет, проживающий на территории РФ
Гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом
Гражданин РФ, достигший 18 летнего возраста
Гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом
6. Одним из источников избирательного права является:
Уголовный кодекс РФ
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Конституция РФ.
Гражданский кодекс РФ
5. Подведение итогов урока.
Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами узнали очень многое о выборах, я надеюсь, что этот урок не прошел даром, вы достаточно умело, грамотно выражаете свои мысли, отстаиваете сою точку зрения, уважаете мнение других, это очень важно, значимо и для вас, и для меня, и для нашего региона. Проверка и оценивание выполненной работы учащимися.
6. Постановка домашнего задания. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.
Домашнее задание:
1. Изучить все записи в тетради.
2. Составить кроссворд по теме «Выборы» (не менее 10 слов: 5-погоризонтали, 5- по вертикали), на следующем уроке, вы поменяетесь своими кроссвордами и разгадаете их.
(Слайд 27) Для подведения итогов занятия учитель обращает внимание на высказывание: «Загляни в своё будущее. Какое оно будет - зависит от тебя». Учитель просит учащихся объяснить, как они понимают это высказывание. Раздаются ученикам памятки: Твои избирательные права.
Используемая литература:
1. Введение в обществознание: 8-9 кл./ Под ред. Боголюбова Л.Н.,.- М., 2007.
2. Иоффе А.Н Методические материалы по гражданскому образованию.- М., 2003.-240 с.
3. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе.-М.,2004.-224 с.
4. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. Н.Воскресенской и С. Шехтера.-М.,2005
5. Пронькин В.Н. ,Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права.-М.,2000.-512с
6. Любимов А.П.Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах.-М.,2004.-176 с.
7.Сборник материалов по повышению правовой культуры молодых избирателей под редакцией О.А. Абанина.- Биробиджан, 2005.
8. Уставы ЕАО
9. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (извлечения)
Приложение 1
Словарь по теме «Избирательное право в Российской Федерации»
1. Выборы РФ - это понятие включает в себя действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по регистрации избирателей, составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов.
2. Избирательное право граждан – это Конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.
3. Активное избирательное право - это право граждан РФ избирать органы государственной власти и органы местного самоуправления.
4. Пассивное избирательное право – это право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.
5. Избиратель – это гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом.
6. Избирательной комиссии – это комиссия, организующая проведение выборов и референдумов.
7. Баллотироваться на выборах - это значит выдвигать свою кандидатуру на выборах, участвовать в предвыборной кампании.
8. Референдум - это всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.
9. Избирательный ценз-это предусмотренные законодательством условия, которым должен удовлетворять граждан для получения права избирать и быть избранным.
Приложение 2
Опережающее домашнее задание: сообщение по теме:
«Выборы в истории человечества»
План.
1. Первичное родовое народовластие.
2. Форма управления в Греции.
3. Демократия в Риме.
4. Английский парламент.
5. Выборы в Русском государстве.
1. Первичное родовое народовластие.
Человеку ( и человечеству) вообще свойственно выбирать. Насколько рано и активно люди использовали выборы для устройства самых важных своих дел? Элементы первичного родового народовластия принято называть «первобытной демократией». В те времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей. Следовательно, эта сходка взрослых сородичей и является первым органом «властвования», хотя в особый отряд управляющие в те времена еще не выделялись. Однако во многих случаях власть этих сходок дублировалась замкнутым кругом стариков во главе с племенным старейшиной.
2. Форма управления в Греции.
Зрелую форму управления представляют собой народные собрания древних греков в период ахейской («гомеровской») Греции. Однако со временем возможности родовой и военной демократии перестают удовлетворять разрастающиеся гражданские общины Греции. В V в. До н.э. а Афинах наблюдается расцвет демократии, совпавший с годами правления первого стратега Перикла. Этот «демократический взрыв» был подготовлен реформами Солона и Клисфена.
Будучи посредником, между знатью и народом, Солон начал проводить важные политические реформы. В частности, он установил имущественный ценз для свободных граждан для наделения их политическими правами и обязанностями. Соответственно участие бедных граждан в общественных делах ограничивалось присутствием в Народном собрании (органе прямой демократии) и в Суде присяжных, а право избирать и избираться на какую-либо должность и заседать в Совете четырехсот и в Apeonare оставались за имущими.
В правление Клисфена было упразднено деление граждан по родовому и имущественному признакам. Была создана небольшая нация-полис. Ему удалось приглушить имущественное неравенство, объединить свободный народ в то единое, что стало называться «демосом».
Одним из ярких вождей демоса, «демагогом» ( т.е. «говорящим от имени народа»), был Перикл, при котором афинская демократия достигла своего апогея. Народному собранию были четко приданы законодательные функции. Из органа родовой демократии оно превратилось в орган государственной власти, действенный институт прямой демократии. Доступ на Собрание обеспечивался всем гражданам афинского государства с 20-летнего возраста. Имущественное положение и знатность не играли никакой роли. Строго следили за посещаемостью Собрания, к «прогульщикам» применялись меры воздействия. Иностранцам запрещалось посещать Народное собрание.
3. Демократия в Риме.
По-иному развивалась демократия в Риме. Первоначальными «органами демократии» там были куриатные комиции, в которых собирались все взрослые мужчины для обсуждения важнейших дел. В комициях избирали «царя», что-то вроде военного вождя. Его власть была ограничена сенатом. Сенат состоял из 100-300 членов, которых называли «отцами», а их детей - патрициями ( «имеющими отца»). «Отцы» и патриции по своему положению резко отличались от пришлых плебеев. Само слово «сенат» произошло от senex («старик»), так как когда-то в сенате заседали старейшины родов.
Постепенно плебеи все более веско стали заявлять о своих правах. В конце концов, они добились создания магистратуры плебейских трибунов, которые активно защищали интересы этого сословия. Во многом по их инициативе было создано писаное законодательство - знаменитые Законы
XII таблиц. В этих Законах устанавливалось единое для всех римлян частное право.
Постепенно роль комиций в политической жизни уменьшилась и на первое место выдвигалась деятельность сената, особенно в эпоху Республики. Возрастала и власть трибунов, но сенат тем не менее оставался политическим центром. Демократичность римского сената была относительной. Сам механизм его формирования был таков, что в число сенаторов попадали, как правило, наиболее ловкие, циничные и властолюбивые граждане, для которых важны были не столько вопросы политического управления, сколько собственные привилегии и доходы.
4. Английский парламент.
Шли годы, столетия...Сменялись государства и формы народовластия. Однако в калейдоскопе форм народного представительства обязательно следует упомянуть английский парламент. Первое его заседание состоялось в 1265г.
Это был орган сословного представительства. В XIV в. Он был разделен на палату лордов и палату общин. Палату лордов составляли приглашенные королем высшие чины церкви и знатные феодалы. Палата общин формировалась путем выборов: в нее входили по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого крупного города. Вместе с римским сенатом английский парламент стал прообразом представительной (законодательной ) власти европейского типа.
5. Выборы в Русском государстве.
Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить Новгородское вече - орган прямой демократии, выросшей на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. Для русского семейно - родового строя были характерны принципы, выраженные в поговорках: «Мир - великий человек», «Куда мир - туда и мы», «Мы от мира не отметчики»,
«На миру и смерть красна» и другие.
В период Московского царства при государстве для участия в решении важных вопросов возникла Боярская дума, но в чрезвычайных случаях она усиливалась новыми членами и превращалась в Земский собор. В состав Собора входили все чины Московского государства: духовенство, бояре, дворяне, дьяки, выборные от городов, стрелецкие головы, гости, старосты гостиных сотен, сотники черных сотен, казаки, а также «уездные люди», т.е. вольные крестьяне. Для участия в Соборе депутаты прибывали частью по должности, но не редко и по выбору. В компетенцию Соборов входили вопросы войны и мира, присоединения новых земель, сбор финансовых средств и т.д. Соборы 1598 и 1613 гг. избирали царей Бориса Годунова и Михаила Федоровича.
Намереваясь провести правовую реформу в России, Екатерина II наметила созыв комиссии, призванной разработать новое законодательство, многие члены которой входили в нее по выбору. В «Наказе» (1766), написанном для этой комиссии, государыня провозгласила идеи общей свободы граждан и равной обязанности всех перед лицом государственной власти.
В заключении необходимо упомянуть о предшественнице нынешней нижней палаты Федерального собрания - Государственной Думе. Манифест о ее создании был подписан Николаем II в августе 1905 г. Первоначально оно являлось законосовещательным учреждением, но вскоре приобрела законодательные функции. Закон о выборах в Думу несколько раз изменялся.
В советский период в России выборы как таковые сохранялись, но представляли собой откровенный фарс, поскольку кандидаты заранее назначались партийными комитетами на безальтернативной основе и ни у кого из рядовых граждан не возникало мысли выдвинуть кандидата по собственной воле.
Вскоре после принятия «сталинской» Конституции 1936 г. Состоялись выборы в Верховный Совет РСФСР. Писатель М Пришвин записал 26 июня 1938 г. В своем дневнике: «Голосование походило на какие - то торжественные похороны: молча люди подходили к избирательным урнам и уходили. И это были действительно похороны русской интеллигенции».
Даже зачинатель перестройки М.Горбачев, всячески подчеркивавший свой демократизм, на выборах первого (и последнего) президента СССР не допустил выдвижения, помимо себя, альтернативного кандидата на этот пост.
С падением коммунистического режима в избирательной системе страны произошли существенные перемены. Она стала все больше соответствовать цивилизованным принципам народоправства.
Приложение 3
Статья 3. гласит:
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Приложение 4
Статья 32.
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
Приложение 5
Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”
(Извлечения)
Глава I Общие положения
Статья 3. Принципы участия гражданина Российской Федерации в выборах
Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Всеобщее избирательное право
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Приложение 6
Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Статья 3
1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.
5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.
6. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Это интересно.
Твои избирательные права:
· Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать.
· Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, имеет право баллотироваться в представительные органы всех уровней.
· Гражданин России имеет право избирать и быть избранным независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, вероисповедания.
· Гражданин Российской Федерации, достигнув 35 лет, имеет право выдвигать свою кандидатуру на должность президента страны.
Порядок голосования:
· Голосование производится лично, по предъявлению паспорта гражданина РФ или документа, заменяющего его. Голосование за других избирателей не допускается.
· Избирателю выдается бюллетень, заполняющийся в специально оборудованной кабине, где не допускается присутствие посторонних лиц.
· Голосование проводится путем нанесения в избирательном бюллетене любого знака в квадрате напротив фамилии кандидата, в пользу которого сделан выбор.
· Испорченный бюллетень заменяется избирательной комиссией участка на новый.
· Заполненный бюллетень опускается в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования.
Высказывания известных людей о выборах
«Все диктатуры в истории отвергали принцип политического выбора как таковой, и все то в политике, что в той или иной степени допускало свободное волеизъявление при формировании власти или решении иных краеугольных государственных проблем, было либо зачатком демократии, либо ее непосредственным проявлением». Л.Мизес ( австрийский экономист)
«Избранность народом еще не гарантия непогрешимости. Не стоит преувеличивать значимость происшедших на вершине власти перестановок. На смену структурам, штат которых назначался “сверху”, пришли структуры, в которых политики избраны народом. Разница лишь в источнике получения власти, а не в ее природе» В. Борисов (политолог).
Природа демократии такова, что она заставляет народные массы не подпускать выдающихся людей к власти, а эти последние, движимые не менее сильным природным чувством, бегут от политической карьеры, где трудно оставаться самим собой и идти по жизни, не оскверняясь. Именно эта мысль так откровенно была высказана американским судьей Кентом. Этот известный человек, воздав хвалу тому пункту конституции, по которому исполнительной власти отводится роль судей, сказал: «Можно предположить, что люди, наиболее достойные занять должностные места, обладают слишком сдержанными манерами и следуют слишком строгим принципам, чтобы иметь когда-либо возможность собрать большинство голосов на выборах, которые будут проводиться на основе всеобщего избирательного права». А. де Токвиль (историк и социолог)
«Наше общество таково, каким мы его делаем сами…Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина». М.Фридмана
«Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть». Сюньцзы
«Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство». Джон Адамс
«Голосуй за человека, который обещает меньше всех, будешь меньше всех разочарован». Барух
«Неосведомлённость одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех». Джон Кеннеди
«Управление государством зависит от подбора мудрых людей». Конфуций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Отмена крепостного права в России" для 8 класса
В данной разработке урока рассматриваются причины, этапы и последствия отмены крепостного права в России. Также отмечены исторические личности, повлиявшие на процесс отмены крепостного права. Урок пос...
Методическая разработка урока "Отмена крепостного права в России".
Тема урока: Отмена крепостного права в России. (Урок в рамках темы «Россия при Александре II», Всего уроков по теме: 5; № урока: 2).УМК: УМК «История России. ХIХ век». 8 класс. Данилов А.А., Косулина ...
Методическая разработка урока по истории России. 8 класс Тема: «Подготовка отмены крепостного права»
Подготовка отмены крепостного права...
Методическая разработка урока истории. Тема: «Отмена крепостного права в России»
Отмена крепостного права в России...
Отмена крепостного права в России. Выкупная операция (методическая разработка урока истории с элементами формирования финансовой грамотности), 9 класс
Урок ориентирован на детальное изучение процесса отмены крепостного права в России. Особый акцент сделан на формировании финансовой грамотности школьников, изучение теории о вкладах и кредитах, знаком...
Презентация и разработка урока по истории отмена крепостного права в россии
Презентация предназначена для урока истории . Презентация помогает учащимся самим обозначить тему урока. Определить цели. А также с помощью документов определить основные положения Манифеста об отмене...
Разработка урока английского языка для учащихся старшей школы по теме "Избирательное право в России"
Технологическая карта урока и презентация по теме "Избирательное право в России". Подготовлено для Всероссийского конкурса "Атмосфера". Урок рекомендуется проводить для учащихся 8-...