Разработка урока кубановедения "Архитектура Краснодара конца 19 - начала 20 века"
методическая разработка по краеведению (11 класс) по теме
Урок посвящен формированию архитектуры Краснодара конца 19 - начала 20 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Архитектура Краснодара | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Архитектура Краснодара»
Автор: Е. В. Меньшикова
учитель кубановедения
Тема: «Архитектура Краснодара».
Урок-презентация по кубановедению для 11 класса.
План конспект.
Цель урока: познакомить учащихся с архитектурой города Краснодара XIX-XX веков.
Задачи:
1. Развивать аналитическое мышление учащихся.
2.Привлечь учащихся к самостоятельному поиску
дополнительного материала.
3. Прививать интерес к изучению культуры города.
Учебное оборудование:
1. Литература:
- Учебник Трехбратов Б. А. Новая история Кубани 8 класс, 2001;
- Энциклопедический словарь по Истории Кубани./ Автор идеи и научный редактор Трехбратов Б. А. Краснодар, 1997;
- Родная Кубань страницы истории./ Под редакцией профессора Ратушняка В. Н. Краснодар, 2003;
- Соловьев В. А. Екатеринодарская крепость. – Краснодар,2006
- Шахова Г. С. Краснодарская улица Красная. – Краснодар, Краснодарские известия 1997
- Бардадым В. Этюды о Екатеринодаре. – Краснодар, Северный Кавказ,19992
- Шахова Г. С. Улицы Краснодара рассказывают…Книга вторая. – Ейск, ООО «Полиграфист», 2002
- Бардадым В. Иван Климентьевич Мальгерб. // Литература Кубани. Т. 3. – Учебное пособие. / Сост. Любимцев Ю. Г. – Краснодар, 1995
- Бондарь В. В. Войсковой Град Екатеринодар. Краснодар, 2000.
Краснодар.(Карта – путеводитель, карты города, достопримеча тельности, фотографии, история. 2005.
- Екатеринодар – Краснодар. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях…Материалы к Летописи. – Краснодар:Кн. Из-во, 1993
- Кубань Православная – Первозванная. Фото альбом, - Тамань - Краснодар 2000
2. CD-диск с презентацией «Архитектура Кубани»
3. Мультимедийная установка.
4. Работы учащихся по заданным темам. ( Биографии Кубанских архитекторов)
Тип урока: - комбинированный.
Новые термины: Эклектизм, Модерн, Неорусский стиль.
Ход Урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
По ходу презентации учитель объясняет новый материал; учащиеся читают подготовленные сообщения о биографиях кубанских архитекторов ( Петин Н. Г., Филиппов В. А., Коршевец З. П., Мальгерб И. К.);
Новые термины записываются в тетрадь.
3. Практическое задание.
- Определить какие архитектурные сооружения города Краснодара XIX века сохранились в настоящее время.
- Предложить мероприятия по сохранению архитектурного наследия.
4. Домашнее задание.
Составить кроссворд по теме и материалам урока.
Дополнительный материал к уроку.
Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона, в котором существовали значительные ограничения в деле приобретения земель в частную собственность лицами не казачьего происхождения. Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица. "Ныне в этом отставшем от современного значения граде, - писал в своей книге "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту" историк И. Д. Попко, - насчитывается до 2000 домов, то есть хат, изваянных из глин и покрытых камышом и соломою. Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железною крышей несколько. Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано:"Вольно, ребята".
Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу "общее во всей империи городское устройство", право на самоуправление и обращение всех горожан в сословие мещан. Во второй половине XIX - начале XX в. наблюдается заметное приращение городской территории - в три раза. В 70-е годы в Екатеринодаре в среднем возводится 100 построек в год, в 80-е - 250, в 90-е -300, а в первое десятилетие XX в. - 400 построек в год. С 1867 г. приоритетами в строительстве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов.
Особое место приобрело культовое строительство: к 80-м годам XIX века в Екатеринодаре уже было сооружено девять православных храмов, по одной армяно-григорианской церкви, римско-католическому молитвенному дому и еврейской синагоге. В 1910 г. велось строительство таких соборов, как Семипрестольный храм во имя Св. Екатерины и храм во имя Св. Троицы.
В Ейске в начале XX в. имелось пять церквей: каменный пятиглавый Михайло-Архангельский собор (построен в 1865 г.), Пантелеймоновская церковь (1890 г.), Ново-Покровская церковь (1890 г.), пятиглавая Покровская церковь (построена в 1907 г. взамен Старо-Покровской), Николаевская церковь (1865 г.), и пять так называемых домовых церквей (одна при богадельне и остальные при гимназии и училищах).
В пореформенное время в кубанской архитектуре преобладает эклектизм, сочетавший в себе элементы разных архитектурно-художественных направлений. Он проявился как в городском строительстве (дом купцов Богарсуковых и здание 1-й мужской гимназии в Екатеринодаре, здание отделения Азово-Донского коммерческого банка в Ейске), так и в некоторых станицах (здание станичного правления в станице Полтавской).
С 1907-1908 гг. в гражданское строительство проникает модерн (здание Зимнего театра, 2-го общественного собрания в Екатеринодаре и др.). Наряду с эклектизмом и модерном бытовал также неорусский стиль (церковь во имя Св. Троицы в Екатеринодаре, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в станице Пашковской).
В начале XX в. центры городов Новороссийска и Ейска обогатились интересными с архитектурной точки зрения сооружениями. В Новороссийске сохранились такие памятники архитектуры, как Внешнеторговый банк (1906 г.), жилой дом по ул. Маркса, 20 (1913 г.), в Ейске - Русский для внешней торговли банк (1910 г.) и Азово-Донской коммерческий банк (кон. XIX в.).
Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церковь (1899 г.). Екатерининский собор (1900 г.), трехэтажный дом Армянского благотворительного общества (1911 г.), четырехэтажное здание коммерческого училища (1913 г.) и др.
С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.
Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы "Метрополь", реконструировал гостиницу "Центральную", проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.
Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. - войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь (1881-1883 гг.), церковь Св. Александра Невского в станице Фонталовской (1884 г.), Покровская церковь (1888 г.), Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия (1886-1888 гг.), часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака (1895 г.), епархиальное женское училище (1898-1901 гг.), здание Общества взаимного кредита, особняков Акулова и Колосовой (1894 г.) и др.
Архитектору Н. Г. Петину (1875-1913 гг.) принадлежат проекты Ильинской церкви, гимназии, нового корпуса Екатеринодарского духовного мужского училища и др. Уроженец станицы Пшехской архитектор З.П. Коршевец (1873-1943 гг.) проектировал здание Кубанского Александро-Невского религиозно-просветительного братства ("Народная аудитория"). По заказу Комитета попечения о бесприютных детях он строит "Убежище", затем перестраивает летний театр, в той или иной степени участвует в постройке многих домов в Екатеринодаре. С 1908 г. он занимает должность екатеринодарского городского архитектора.
На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны "в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г."
К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате. В Екатеринодаре в 1897 г. по проекту архитектора В. А. Филиппова также был сооружен памятник, посвященный этой знаменательной дате в жизни кубанского казачества.
В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II. Сам Микешин не дожил до этого дня (умер в 1896 г.), поэтому сооружение памятника завершал скульптор Академии художеств Б. В. Эдуарде. К сожалению, это великолепное творение российских зодчих "боевым приказом" Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку.
Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.
Архитектура каждого города есть отражение его истории - с этим утверждением, думаю, спорить никто не станет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара- Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.
Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города - очень редкая - имела сугубо утилитарный характер: типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом. Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г. Это был внушительных размеров деревянный храм, перекликающийся своим художественным решением с традициями храмового зодчества Украины и Дона.
Уже в жилых постройках начала XIX столетия прослеживаются классицистические черты. В качестве примера можно привести реконструированные дома атаманов Бурсака и Кухаренко. У Бурсака - четырехколонный дорического ордера деревянный портик, треугольный фронтон. У Кухаренко - треугольный деревянный фронтон с резьбой в тимпане, пилястры, имитация рустовки. Но о полном проявлении классицизма в екатеринодарской архитектуре можно говорить лишь применительно к 30-60-м гг. прошлого века, когда в обеих столицах и крупных городах империи этот стиль уже сдал позиции эклектизму. Примерами классицизма в Екатеринодаре могут служить здание войскового архива (1834 г.) с акцентированным четырьмя дорическими колоннами главным входом и двумя боковыми ризалитами с треугольными фронтонами, а также решенный без применения ордеров комплекс войсковой богадельни со Скорбященской церковью (1837-1872 гг., последняя сохранилась) и церковь во имя Св. Дмитрия Ростовского (1848 г.). Архитектура Александро-Невского войскового собора, строившегося более 20-ти лет и освященного в 1872 г. (архитекторы И.Д. Черник, Е.Д. Черник), имела черты как классицизма (подчеркнутая гладкость фасадов, центричность, монументальность, четкое членение объемов), так и "русско-византийского" стиля, проявившегося в килевидных закомарах, арматурном поясе, шлемовидных куполах. Такие проекты были очень близки к "образцовым", применяемым во многих городах страны, - налицо сходство екатеринодарского войскового собора с московским храмом Христа Спасителя, киевской Десятинной церковью и другими.
Начиная с 70-х гг. XIX в. определяющим стилем для екатеринодарской архитектуры стал эклектизм, имевший тогда распространение практически повсеместно в России. Этот стиль, возникший из отрицания строгости и нормативности классицизма, провозглашал принцип использования мотивов различных художественных стилей в убранстве зданий. В Екатеринодар эклектизм был привнесён в своей "зрелой" форме, с уже сложившимися в крупных городах страны стилистическими приемами, исходящими из идей уплотнения застройки и роста этажности. Характерно, что разнообразие функциональных назначений зданий определило разнообразие форм екатеринодарской эклектики, хотя проявлялось это только в оформлении фасадов: декор в эклектизме раскрывал функциональное содержание сооружения без связи с внутренней планировкой.
Ретроспективная сущность эклектики выражалась в декоративном подражании архитектурным мотивам минувших эпох. Например, готические формы отчетливо видны в решении южного и западного фасадов отеля "Централь" (1910 г. арх. Козлов), барочные и ренессансные - в решении главных фасадов "Гранд-Отеля" (конец XIX в.), романские - здания коммерческого училища (1912-1914 гг., арх. Мальгерб), в мотивах стиля "туркери" ("турецкий" или "восточный") выдержан дом Рымаревича-Альтманского (нач. XX в.).
В конце первого десятилетия нынешнего века в гражданскую архитектуру Екатеринодара проникает новый стиль - модерн, существовавший с этого времени параллельно эклектизму. Базировавшийся на достижениях научно-технического прогресса в области новых строительных материалов, конструкций и строительной техники, модерн предложил качественно новый тип связи между утилитарным назначением здания и его художественным значением. В Екатеринодар модерн пришел в своей рационализированной форме, приемлющей и плотную застройку, и вкрапление элементов других стилей (в декоре). Подобного рода сооружений в течение всего нескольких лет было возведена в городе столько, что модерн уже мог составить конкуренцию эклектизму. В качестве примеров екатеринодарского модерна укажем здания Зимнего театра (1909 г., арх. Шехтепь), водолечебницы и домов Фотиади и Каплана (1915, 1910, 1911, арх. Козлов).
В значительно меньшей степени, чем эклектизм и модерн, в архитектуре Екатеринодара начала XX в. наличествовал неоклассицизм. Большей частью он выражался в декоративном решении фасадов: использовании ордеров, имитации античной скульптуры и рельефов, неандрового орнамента. В то же время в единичных случаях классические каноны выдерживались полностью. Примером может служить, несмотря на "безордерность" фасада, здание 1-й мужской гимназии (1906 г., арх. Петин) - подчеркнуто центричное, с объемом, явно превалирующим над пространством.
Чисто ретроспективную направленность имел русский национальный стиль, идейно-художественное содержание которого реализовывалось, прежде всего, в архитектуре зданий культа. В 80-х гг. XIX - 10-х гг. XX вв. в Екатеринодаре этот стиль простирался от древнерусских мотивов крестово-купольных храмов (Воскресенская церковь, 1892 г.) до "московского барокко" (Троицкая церковь, 1910 г., арх. Мальгерб) и "византийских" стилевых приёмов (Екатерининский собор, 1914 г, арх. Мальгерб).
Развитие архитектурной мысли привело к появлению в предреволюционные годы зачатков нового стиля - конструктивизма, сложившегося в крупных городах России уже в советское время. В Екатеринодаре в 1916 г. было построено здание почтово-телеграфной конторы (арх. Косякин), близкое к конструктивистскому решению (в сочетании с элементами модерна и неоклассицизма). Это единственное сооружение такого рода: в 20-30-х гг. теперь уже краснодарская архитектура вернулась к эклектичным формам (напр., жилой дом 1926 г.п. по ул. Пушкина, 53), а в единичных случаях - к неоклассицизму (многоквартирный дом по ул. Орджоникидзе, 69, арх. Кпюнков, 1940 г.). В 6О-70-х гг. неоклассицизм переходит в псевдоклассицизм, копирующий лишь декоративные элементы классики (в основном коринфский и композитный ордер). Ярким примером псевдоклассицизма в Краснодаре является здание центрального универмага (1955 г.).
Массовое жилищное строительство 60-80-х гг. породило архитектурный рационализм (отрицающий декор и выделение главного фасада), началось повсеместное внедрение типовых проектов многоквартирных домов. В том же направлении унификации развилась архитектура зданий школ, детских учреждений, магазинов и т.д. Комплексы подобных сооружений сформировали пространственный облик новых жилищных массивов города.
Наряду с рационалистической архитектурой в застройке Краснодара 60-80-х гг. встречаются отдельные здания, решенные в стиле а-ля "неоконструктивизм". Наиболее заметным сооружением такого рода является, несомненно, здание кинотеатра "Аврора" (1967 г., арх. Сердюков) с ясно выраженной архитектонической идеей, основанной на нетрадиционной геометризации объемов. Намного проще решено кубическое здание Дома быта (1965 г.).
В конце 80 - начале 90-х гг. интересным явлением стало интенсивное индивидуальное жилищное строительство. Соединяя в себе и откровенный рационализм, и новую, "функциональную" эклектику, и модернизм, такая застройка определяет сейчас пространственный и архитектурно-художественный облик городских окраин.
Суммируя все высказанное, можно констатировать следующее: в екатеринодарской архитектуре художественные стили проявлялись синхронно их проявлению в общероссийском масштабе с начала XIX в. Фактически все стили были привнесены извне, в поздних стадиях своего развития, что определило довольно рациональный характер городской застройки - эклектичной, но адаптированной к ортогональной планировке. Ретроспективный подход к архитектурному решению зданий проявился в классицизме, эклектике, ("национальном" стиле, нео- и псевдо- (в советское время) классицизме. В то же время декоративизм как способ частичного возрождения исторических стилей сказался в эклектике, нео- и псевдоклассицизме, а также в "неорусской" гражданской архитектуре. В советское время художественные стилевые идеи в краснодарской архитектуре прослеживаются нечетко, "стильные" здания единичны, застройка чрезмерно рационалистична.
Список использованных источников.
- Учебник Трехбратов Б. А. Новая история Кубани 8 класс, 2001;
- Энциклопедический словарь по Истории Кубани./ Автор идеи и научный редактор Трехбратов Б. А. Краснодар, 1997;
- Родная Кубань страницы истории./ Под редакцией профессора Ратушняка В. Н. Краснодар, 2003;
- Соловьев В. А. Екатеринодарская крепость. – Краснодар,2006
- Шахова Г. С. Краснодарская улица Красная. – Краснодар, Краснодарские известия 1997
- Бардадым В. Этюды о Екатеринодаре. – Краснодар, Северный Кавказ,19992
- Шахова Г. С. Улицы Краснодара рассказывают…Книга вторая. – Ейск, ООО «Полиграфист», 2002
- Бардадым В. Иван Климентьевич Мальгерб. // Литература Кубани. Т. 3. – Учебное пособие. / Сост. Любимцев Ю. Г. – Краснодар, 1995
- Бондарь В. В. Войсковой Град Екатеринодар. Краснодар, 2000.
- Краснодар.(Карта – путеводитель, карты города, достопримеча тельности, фотографии, история. 2005.
- Екатеринодар – Краснодар. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях…Материалы к Летописи. – Краснодар:Кн. Из-во, 1993
- Кубань Православная – Первозванная. Фото альбом, - Тамань - Краснодар 2000
- http://darkaterina.narod.ru
- http://yuga.ru
- http://budetinteresno.narod.ru/krasnodar.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Россия в конце XX века"
Презентация у уроку истории "Россия в конце XX века" может быть использована для учащихся 9, 11 класса....
План-конспект урока по литературе конца XX века Трагедия духовности или поиски выхода? (Размышления над рассказом П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи»).
Когда-то меня потрясли эти стихи, они были в моей голове, когда я читала рассказ П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи».Данная исследовательская работа посвящена доказательству того, что творчеств...
Разработка урока "Культура первой половины XIX века" для 8 класса по истории
Урок-виртуальная экскурсия содержит основной материал для учителя истории при проведении урока "Культура в первой половине XIXвека"...
Разработка урока литературы. В. Маяковский. Начало творческого пути.
Вступительный урок по творчеству В. Маяковского с использованием презентации....
Методическая разработка урока "Народные движения в XVII веке" ("Бунташный век")
Данный урок разработан на основе учебника по истории России 7 класса по программе Данилова и Косулиной. На разных этапах занятия предложены различные формы и методы обучения, что делает урок бол...
методическая разработка урока в 6 классе "Начало раздробления Древнерусского государства"
Урок посвящён началу раздробленности Древнерусского государства, который является закономерным процессом, раскрываются причины обособления русских княжеств и их последствия....
Разработка урока по теме "Трагическое начало: за страницами учебника истории" 9 класс
Открытый урок был проведен в рамках акции "Знамя Победы". Стал призёром районного (заочного) конкурса методических разработок "Урок года 2015" в номинации "Лучший урок в основной школе".http://festiva...