Патриотическое воспитание на уроках истории
статья по истории по теме

Иванова Людмила Николаевна

Данная статья указывает на важность патриотического воспитания, особенно в настоящее время. Учитель делится своим опытом патриотического воспитания на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_istorii_formiruyut_patrioticheskoe_obshchestvo.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки истории формируют патриотическое общество.

(статья Ивановой Л.Н.,учителя Крапивенской средней школы № 24, Напечатанная в сборнике «Школа, ты дом наш главный» .Тула: «Аквариус», 2017 г.)

Современная школа должна идти в ногу со временем, а где то должна и опережать его. Она готовит подрастающее поколение к быстроменяющейся жизни, учит творчески мыслить , дает качественное образование. Но есть то, что объединяет современную и старую советскую школу, то что входило в область важнейших государственных интересов,- это патриотическое воспитание школьников: приобщение к боевым трудовым традициям народа , воспитание гордости за героев Отечества , стремление им подражать , формирование качеств настоящего гражданина , любви к большой и малой Родине и желание защитить ее и словом и делом.

Уроки истории всегда способствовали воспитанию патриотизма и гражданственности, благодатный материал для чего содержит изучение  истории России. В предыдущие годы в нашей школе работали замечательные учителя истории: Попова А.А., Фадеев Д.Ф..Солдатова В.Г..Головлева Л.В.. Маленков О.И. и др., в их работе главным было  воспитание патриотизма и гражданственности в своих учениках.

Сейчас патриотическое воспитание осложняется многими факторами, один из них – доступность СМИ, которые нередко преподносят  искаженное мнение об истории в целом и о ее героях, на примере  которых воспитывались целые поколения. Чего стоят последние публикации  о  Зое Космодемьянской, о 28 панфиловцах, о подвиге Александра Матросова и Николая Гостелло! Иногда приходится сложно  разъяснить ребятам , зачем все это делается и где истина.

В новых ФГОСах определены главные воспитательные цели: воспитание российской гражданской идентичности , патриотизма , любви и уважения к Отечеству , чувства гордости за свою Родину ,  осознания своей этнической принадлежности , воспитания долга перед Родиной.

У учащихся на уроках всегда вызывают интерес  переломные периоды в истории России : борьба с ордынским игом, Смута , Отечественная война 1812 года.

На таких уроках очень важно создать атмосферу возвышенных патриотических настроений для понимания важности подвига героев этих событий :Дмитрия Донского, Сергия Радонежского и Евпатия Коловрата, Кузьмы Минина , Дмитрия Пожарского и Ивана Сусанина , Кутузова , Багратиона и Василисы Кожиной. И неважно , кто были эти герои , правители или простые крестьяне ,важно , что они были образцом преданной любви к своей Родине .Краеведческий материал богатой истории крапивенской земли делает исторические события для учащихся еще интереснее.

Важным условием патриотического воспитания является изучение учащимися истории своей семьи. Ребята с удовольствием составляют свои родословные, узнают  о своих предках много нового и интересного , пишут небольшие творческие работы  и проекты  «Моя семья в разные периоды истории страны « «Моя семья в годы  Великой Отечественной войны»,

происходит приобщение  учащихся к великому движению «Бессмертный полк» .Все это способствует пониманию нашими детьми того, что и они имеют, пусть и опосредованное отношение к тем далеким военным событиям.

Тема Великой Отечественной войны занимает особое место  в патриотическом воспитании, она способствует объединению, сплочению нашего народа , это источник мужества , стойкости и силы. С историей Великой Отечественной войны тесно связаны жизненные пути людей, родившихся на крапивенской земле .В Крапивенской средней школе учились герои Советского Союза  Д.Зайцев и И.Алимкин , погибшие, защищая Отечество .Ее закончили  генерал Акимов М.В., прошедший всю войну , генерал Сошнев В.Г.,который уже после войны  вместе с героем Советского Союза А.П. Мересьевым возглавлял комитет защиты ветеранов Вов.

Среди крапивенских учителей были также участники войны: Белобородов В.И.Покровский В.Д., Ионкина Л.Н. и др. Они являются нашей гордостью и примером для подражания. Одной из главных задач  патриотического воспитания на уроках истории – сохранить память о войне такой, какую ее знают и по мнят участники войны , свидетели тех событий , и не подменять  ее  «современным осмыслением».

Очень важно ,чтобы  ребята понимали , что они могут и должны делать сейчас и в будущем , чтобы их называли патриотами. Великий педагог Василий Сухомлинский писал:» Патриотизм –чувство стыдливое и деликатное. Побереги святые слова , не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше молча трудись во имя ее блага и могущества» Пусть эти слова и станут девизом жизни подрастающего поколения.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание на уроках истории

Сообщение  о  патриотическом воспитании  на  уроках  истории...

Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"

В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...

Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории

Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание на уроках истории XXI века".

На межрегиональной конференции партии "Единая Россия", прошедшей в мае 2011 года, в Волгограде, Владимир Владимирович Путин рассказал, что он думает о преподавании истории в российских школах и о том,...

Реализация ценностного подхода к патриотическому воспитанию на уроках истории.

Выступление на НПК учителей истории и обществознания. Современные условия преподносят трудности в осуществлении патриотического воспитания. Изменилось наше Отечество, пересматривается и переписывается...