Реализация ценностного подхода к патриотическому воспитанию на уроках истории.
статья по истории по теме
Выступление на НПК учителей истории и обществознания. Современные условия преподносят трудности в осуществлении патриотического воспитания. Изменилось наше Отечество, пересматривается и переписывается его прошлое, которое перекраивалось в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, в попытках забыть и вновь что-то вспомнить. В данных обстоятельствах неоценимую роль в патриотическом воспитании играет изучение истории, которая, несмотря на многообразие и противоречия современных трактовок и попыток создать негативный образ в сознании молодежи, является стержневой наукой в сферах нравственного воспитания человека, формировании патриотического сознания. Более подробно мне бы хотелось осветить ценностный (аксиологический) подход к воспитанию. Ценности жизни становятся содержанием воспитания; образно говоря, воспитание учит подрастающее поколение решать проблему «как жить». На мой взгляд, изучение истории Отечества является наиболее благодатной почвой для применения аксиологоческого (ценностного) подхода к патриотическому воспитанию, т.к. более ярко и наглядно демонстрирует проявления высших ценностей человечества. Нельзя отрицать, что в нашей стране есть богатейшее наследие героических страниц, исторических личностей, чей благородный гражданский и нравственный опыт формирует потребность в нравственном самосовершенствовании, а исторические документы только добавляют силу эмоционального воздействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romanova_realizatsiya_tsennostnogo_podkhoda_k_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Романова Элла Вильсоновна. Учитель истории МАОУ «Лицей №15» г. Мытищи
Реализация ценностного подхода к патриотическому воспитанию
на уроках истории.
В условиях коренного преобразования российского общества и продолжающегося активного процесса становления новой российской государственности, которое влияет на все его сферы жизни и деятельности, формируется и новая система образования и воспитания молодёжи. Особенно остро стоит проблема патриотического воспитания молодого поколения, становления личности, обладающей качествами гражданина-патриота.
В концепции стандартов второго поколения определены задачи патриотического воспитания:
- Социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического, правового государства, формирования гражданского общества;
- Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины;
- Восстановления образа человека нравственного как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.
Однако современные условия преподносят трудности в осуществлении патриотического воспитания. Изменилось наше Отечество, пересматривается и переписывается его прошлое, которое перекраивалось в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, в попытках забыть и вновь что-то вспомнить. Появляются отдельные случаи перерождения патриотизма в национализм, когда во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма, в общественном сознании широко распространились равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. В данных обстоятельствах неоценимую роль в патриотическом воспитании играет изучение истории, которая, несмотря на многообразие и противоречия современных трактовок и попыток создать негативный образ в сознании молодежи, является стержневой наукой в сферах нравственного воспитания человека, формировании патриотического сознания. Воспитательная значимость исторического факта налицо. Известный педагог В.А.Сухомлинский по этому поводу писал сыну- студенту: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь ,закопать живым в землю, как делали это фашисты, но покорить нельзя». Учителю важно научить понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, адекватно воспринимать плюрализм мнений, формировать интерес к своей Родине.
Теория воспитания и сам воспитательный процесс немало изменились за последние десятилетия. Возникает и укрепляется многообразие подходов к воспитанию. В настоящее время воспитательная работа осуществляется путем применения различных подходов: формирующий, культурологический, синергетический, социализирующий, герменевтический, аксиологический, психотерапевтический. Также выделяют гуманистический, личностно-ориентированный и даже гендерный подходы.
Более подробно мне бы хотелось осветить ценностный (аксиологический) подход к воспитанию (В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, И. Б. Котова, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова, Е. А. Ямбург). В основе этого подхода лежит философская теория ценностей, которая оформилась как самостоятельная научная дисциплина во второй половине XIX в. Для воспитания в рамках аксиологического подхода чрезвычайно важно понимание того, что мир ценностей объективен, это − сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества. Ценности жизни становятся содержанием воспитания; образно говоря, воспитание учит подрастающее поколение решать проблему «как жить». Однако ценности имеют и личностные проявления − ценностные ориентации (установки, убеждения, интересы, стремления, желания, намерения). Именно ценностные ориентации детерминируют отношение личности к окружающему миру и самой себе. На мой взгляд, изучение истории Отечества является наиболее благодатной почвой для применения аксиологоческого (ценностного) подхода к патриотическому воспитанию, т.к. более ярко и наглядно демонстрирует проявления высших ценностей человечества. Нельзя отрицать, что в нашей стране есть богатейшее наследие героических страниц, исторических личностей, чей благородный гражданский и нравственный опыт формирует потребность в нравственном самосовершенствовании, а исторические документы только добавляют силу эмоционального воздействия.
В своей работе по формированию патриотизма на уроках истории я определила следующие основные направления и тематику:
В 5 классе осуществлению ценностного подхода способствуют уроки по изучению государственной символики РФ, происхождения имен и фамилий, работа по составлению генеалогического древа семьи. Хочется особо отметить, что работа учащихся по изучению родословной семьи является основополагающей в патриотическом воспитании. Родословная – часть наследства, духовный потенциал рода. Изучая свою родословную, учащиеся не только собирают информацию о своих предках, но и вписывают себя в историю, передавая ее своим потомкам. Работа над родословной превращает каждый урок в урок двух историй - своей семьи и своей страны; она помогает ученикам чувствовать свою причастность к истории Отечества через историю своих близких. Наконец, она дает возможность испытать ни с чем несравнимый восторг от сделанного в истории своей семьи открытия.
Основополагающими для воспитания патриотизма на уроке отечественной истории в 10 классе являются события, связанные с изучением деятельности достойных личностей (Ярослав Мудрый, Дмитрий Донской, Петр 1, участники событий 1812 года и др.) и ключевых событий, связанных со славными страницами истории Отечества: Куликовская битва, Невская битва, Ледовое побоище, Грюнвальдская битва, поход Ермака в Сибирь, ополчение Минина и Пожарского, политика Петра 1; героическим событиям Отечественной войны 1812 года. Кроме акцентирования внимания учащихся на судьбах борцов, созидателей, мужественных и благородных людей, радевших за землю Русскую, стоит уделить особое внимание изучению ключевых этапов в развитии культуры, направленному на формирование ценностей гуманизма, составляющих основу патриотического воспитания. Русская культура XIII-XVII вв.: летописание, появление первых русских хронографов, повести «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем». Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей, например, «Сказание о Мамаевом побоище». К этому периоду русской культуры также относится составление первых жизнеописаний крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского – основателя Троице-Сергиева монастыря. К знаменитым достижениям русской культуры того периода также относится «Хождение за три моря» (1466-1472) тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама. В архитектуре стоит обратить внимание на изучение значительных памятников архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троипе-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Высшего подъема достигло русское иконописное искусство, связанное с творчеством современника Феофана Грека — гениального русского художника Андрея Рублева.
При изучении этого исторического периода возможна и необходима работа не только с учебником истории, но и художественной литературой. Большой силой эмоционального воздействия обладают исторические документы. На мой взгляд, необходимо включать, как одно из условий патриотического воспитания, изучение дополнительного исторического материала. Чтобы заинтересовать ученика в этом, учитель вместе с детьми ведет работу с публицистикой, мемуарами, словарями, энциклопедиями и другими источниками. Особую роль в формировании чувства патриотизма играют те документы, в которых наиболее наглядно выражена нравственная позиция участников исторических событий, которые говорят не только о героических поступках совершенных во имя своего народа, но и о мотивах этих поступков.
Патриотическое воспитание не допускает проявлений высокомерного превосходства своего народа над другими, эгоизма, «шапкозакидательства» и т. п. Моя задача, как учителя истории, так показать эти страницы прошлого, чтобы пробудить личностное отношение к ним учащихся, чувство сопричастности к традициям народа, позволяющим гордиться героическими делами предков. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. История России – история высочайшего патриотизма. Ведь гражданин начинается с понятия «Родина», «Отечество» и с ценностей, которые связаны именно с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание на уроках истории
Сообщение о патриотическом воспитании на уроках истории...
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе
Сценарии внеклассных мероприятий....
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе
Сценарии внеклассных мероприятий....
Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"
В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...
Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории
Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание на уроках истории XXI века".
На межрегиональной конференции партии "Единая Россия", прошедшей в мае 2011 года, в Волгограде, Владимир Владимирович Путин рассказал, что он думает о преподавании истории в российских школах и о том,...
Выступление на заседании ШМО учителей истории и обществознания на тему: «Патриотическое воспитание на уроках Истории».
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились типы молодежных организаци...