Урок в 11 классе Диссидентское движение
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Третьякова Елена Владимировна

Урок в 11 классе Диссидентское движение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dessidentskoe_dvizhenie.docx45.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме

 «Духовная жизнь СССР в середине 60-х – середине 80-х годов

(идеология инакомыслия)»

Краткое описание:      

    при работе по теме предполагается, что школьники усвоили и могут оперировать знаниями по истории СССР, знают и могут давать характеристики  политико-экономической системы СССР. В занятии используются обсуждения, устные выступления, работа с понятийным аппаратом и иллюстрациями, работа в группах.

Цели:

Умения: осмысливать и выражать своё отношение по данной теме,

 правильно понимать и воспроизводить материал, продолжить развивать умение сравнивать, обобщать и делать выводы.

Знания: выяснить, как зарождалось и развивалось диссидентское движение

в СССР, как происходило формирование оппозиции официальному курсу.

Ориентации: выражать своё отношение к нравственным ценностям участников правозащитного движения тех лет.

Ресурсы занятия:  - любой учебник для IX класса, записи песен Высоцкого, Окуджавы, Галича (по выбору) Документальные хроники (при наличии)

Портреты лидеров правозащитного движения. Журналы «Юность», « Новый мир», книга Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (найти в библиотеках)

Понятия:  власть, легитимность, оппозиция, оттепель, шестидесятники, самиздат, диссиденты.

Тип урока:  комбинированный

 Ожидаемые результаты.  В ходе  проведения занятия  школьники смогут :

а)  сформулировать и применять понятия -

власть, легитимность, оппозиция, оттепель, шестидесятники, самиздат, диссиденты.

б)  работать  в группах, представлять собственные оценочные суждения, участвовать в дискуссии.

в)  сформулировать собственное мнение, выразить отношение к событиям и их участникам.

Цели урока:

  •  проследить процесс становления новой идеологии диссидентов и правозащитников, охарактеризовать значение движения инакомыслящих;
  •  продолжить работу по формированию умений анализировать исторические факты и явления, совершенствованию навыков работы с документами;
  •  формирование собственной позиции учащихся при оценке изучаемых событий.

Оборудование:

  • распечатки источников и документов (выдержки из обращения А. Солженицына к молодежи «Жить не по лжи!»);
  • эпизоды из фильма Марка Захарова «Убить дракона»;
  • компьютер и мультимедиа-проектор;
  • оформленные в программе Power Point слайды: 1) тема урока и эпиграф к уроку; 2) вопросы для обсуждения; 3) сканированные иллюстрации; 4) эпизоды фильма

Основные понятия и термины: тоталитарный режим, XX съезд КПСС, «оттепель», правозащитники, диссидентское движение.

Ход урока:

        Вступительное слово учителя:

Современная Россия многими ее гражданами, да и за рубежом воспринимается как демократическое государство. В статье 1 Конституции РФ зафиксировано это положение, а статья 2 гласит: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Но важно не только рассуждать о ценностях открытого демократического общества и правового государства, но и бороться за них.

(На большом экране появляется эпиграф к уроку: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Учитель предлагает задуматься: почему именно этот эпиграф взят к уроку).

План урока:

  1. Духовная жизнь советского общества в послесталинскую эпоху.
  2. Диссидентская активность и правозащитное движение.
  3. Борьба власти с оппозицией.
  4. Значение диссидентского движения.

Молчали не все: диссидентское движение в СССР.

На тыщу академиков и член-корреспондентов,

На весь на образованный культурный легион

Нашлась лишь эта горсточка больных интеллигентов,

Вслух высказать, что думает здоровый миллион!

«Подражание В. Высоцкому» Юлий Ким

  1. Видеозаставка.
  2. Тема
  3. Орг.момент:

Учитель звонит в колокольчик: - Товарищи, мы собрались с вами по очень серьёзному делу… Мы должны обсудить сразу несколько вопросов…

Итак, Вопрос Первый: - Как относится к людям, которые осуждают политику Партии и ведут антисоветскую пропаганду, обливая  гнусной клеветой нашу страну?

Вопрос Второй: - Как мы должны поступить с врагами нашего общего дела, с теми, кто своими грязными стишками порочит честное имя нашей Родины?

Вопрос Третий: - Какую политику мы должны избрать против тех, кто открыто поддерживает предателей и врагов народа? бросают тень подозрения на Партию, на весь СССР – самую свободную страну в мире!

- Итак, товарищи, кто хочет высказаться на этот счёт? Или вы тоже поддерживаете предателей и оправдываете их поступки? Или среди нас есть замаскированные диссиденты, готовые плясать под дудку Запада?

(Дети в некотором недоумении и замешательстве)

Учитель: — Почему же вы молчите? к счастью, сейчас не 38-й год и у власти некоммунистические идеологи.

Учитель: - Этот приём сымитированного комсомольского собрания помог нам не только погрузиться в атмосферу середины ХХ века, но и понять сам механизм управления людьми и подавления их воли.

  • (Дети говорят о том, что
  • трудно открыто начать выступать, когда молчат другие.
  • Как противостоять коллективу, если все «за одно» или делают вид, что «за одно»?
  • Как понять, где «свои», а где «чужие» …)

Учитель: тема нашего урока: «Молчали не все: диссидентское движение в СССР в 1960-1980-х гг».

Эпиграф:

Задание классу: давайте вспомним знаменательные явления жизни страны в период нахождения у власти Н.С. Хрущева

(ответы учащихся)

  • Смерть Сьалина в марте 1953 г
  • К власти приходит Н.С. Хрущев
  • 1956 год, заседание XX съезда КПСС и развенчание культа личности  Сталина, прекращение репрессий, реабилтация
  • Многие представители творческой интеллигенции восприняли позицию руководства страны о критике культа личности Сталина как возможность заговорить открыто о проблемах общества.

Но существовала ли эта возможность в действительности? Когда после «Оттепели» Хрущева приходит Л.И. Брежнев?

- Нам нужно будет ответить на важный вопрос: «Имеет ли смысл сопротивляться авторитарному режиму, когда, по мнению большинства, это бесполезно?»

Как вы уже знаете, тема эта очень широкая, сложная и неоднозначная…

Давайте попробуем дать  определение – кто же такой диссилент и диссидентство. . ВИДЕОФРАГМЕНТ

Учитель:  кто  же такие диссиденты?

(ответы учащихся)

Начинаем работу в тетради со словаря, где записываем основной термин урока:

Диссиденты-люди, не разделяющие господствующую в обществе идеологию, порожденную тоталитарной системой.

Диссидент- лицо, несогласное с господствующей идеологией и политикой властей; инакомыслящий.

Диссидентство- это особая форма инакомыслия, порожденная тоталитарной системой. 

Учитель: Исходя из определения  и просмотренного фрагмента давайте попробуем определить цели за что же боролись правозащитники: 

 (ответы учащихся)

Записи в тетради

Цели диссидентского движения.

  • Демократизация (либерализация) общественно-политической жизни в СССР
  • Предоставление населению реальных гражданских и политических прав и свобод (соблюдение прав и свобод гражданина и человека в СССР)
  • Отмена цензуры и предоставление свободы творчества.
  •  борьба против беззаконий

Главная линия диссидентского движения – государство должно соблюдать свои законы – поэтому это движение называют правозащным

Учитель: О событиях прошлых лет мы узнаем из летописей, документов, исторических книг. А своеобразной летописью диссидентского движения в СССР была "Хроника текущих событий".

 По словам академика А.Д. Сахарова это одно из самых "больших достижений правозащитного движения в СССР".
«Хроника текущих событий» представляла информационный бюллетень о нарушениях прав человека в СССР. Его выпускал правозащитный самиздат с 1968 по 1983 годы.

По аналогии с официальным «Госиздатом».

Учитель: Ребята, а вы знаете что такое самиздат?

(ответы учащихся)

Самиздат – способ неофициального распространения литературных произведений, копии изготавливались автором и читателями без разрешения официальных властей, машинным или рукописным способом. Чем интереснее был рассказ, эссе или стих, тем большее количество людей его читали и перепечетавыли. У каждого писателя была в доме была пишущая машинка.

А поэт Владимир Буковский дал следующее определение: «Самиздат: сам сочиняю, сам редактирую, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за него».

Учитель: А был ведь еще и тамиздат?

Тамиздатом назывались запрещенные книги и журналы, изданные «там», то есть за рубежом.

Каждый номер "Хроники" открывался выдержкой из "Всеобщей декларации прав человека".

Учитель: В ходе нашего урока мы создадим свою «Хронику текущих событий». Но она будет охватывать не неделю, не месяц, а весь период существования диссидентского движения с 1964 по 1985 гг.

Мы включим важные события и вехи диссидентского движения.

Как начиналось диссидентское движение?

 Учитель: Давайте мысленно перенесемся в сентябрьский вечер 1960 года. Москва, площадь Маяковского. С подножия памятника великому поэту доносятся странные слова (ученик читает стихотворение):

Это – я,
Призывающий к правде и бунту,
Не желающий больше служить,
Рву ваши черные путы,
Сотканные из лжи.
Видишь, как вечера тьма
Жует окровавленный стяг.
И жизнь страшна, как тюрьма,
Построенная на костях…
Не нужно мне вашего хлеба,
Замешанного на слезах.
И падаю, и взлетаю
В полубреду, в полусне.
И чувствую. Как расцветает
Человеческое во мне.
 

Это читал свой «Человеческий манифест» молодой поэт Юрий Галансков.


Учитель: Вообразите себе, что все это произносится в центре Москвы, под открытым небом, где еще семь – восемь лет назад за такие слова, сказанные шепотом, влепили бы 10 лет без всяких разговоров. Ни литераторы, сменявшие друг друга на ступеньках постамента, ни люди, пришедшие их послушать, еще не подозревали, что они стоят у истоков нового общественного движения, которое вскоре назовут диссидентским.
записи в тетради:

28 июля 1958 года Чтения у памятника В. Маяковскому становятся важной вехой в истории диссидентского движения – начало.

В сентябре 1965 г. были арестованы писатели А.Синявский и Ю. Даниэль за то, что издали за границей, под псевдонимами, свои произведения, которые уже в напечатанном виде были ввезены в Советский Союз. Обвинили в антисоветской  агитации.  В феврале 1966 года они были приговорены к нескольким годам лагерей. Это был первый открытый политический процесс в послесталинский период.

Реакция в кругах интеллигенции на процесс Даниэля и Синявского была разной.

На 23 съезде КПСС  с речью против  Даниэля и Синявского выступил Михаил Шолохов – лауреат Нобелевской премии 1965 г.

Видео  Речь Шолохова.

Но не все так реагировали. Вскоре после ареста возникла идея провести демонстрацию протеста. Емонстрации в Москве  не проводились уже 35 лет, псоледняя 1927 год. 5 декабря 1965 г в день Советской Конституции на площади Пушкина состоялась акция протеста.  Диссидентами были подняты бумажные плакаты  с призывом «Уважать Советскую Конституцию», «Открытого суда над Даниэлем и Синявским.

Властям пришлось идти на уступки – суд был частично открытым, под дверьми зала заседаний присутствовали не только советские журналисты, но и западные, что означало сближение диссидентов с западной прессой.

Синявскому дали 7 лет лагерей, Даниэлю – 5 лет ссылки.

Тем не менее за этим процессом последовали другие аресты и осуждения, более жестокие. Система не сдавалась.


3. 25 августа 1968 г. состоялось выступление протеста против введения советских войск в Чехословакию.

Видеофрамент 

Демонстранты вышли с лозунгами – «Руки проч от СР», «Долой оккупантов», «За нашу и вашу свободу».

Все они арестованы КГБ, все подверглись суровому наказанию. Участники признаны невменяемыми и отправлены на принудительное лечение в психиатрические больницы. Это был один из первых случаев карательной психиатрии. Затем многим диссидентам ставили диагноз шизофрения, содержание в больнице было еще тяжелее чем в тюрьме.

4.Календарь диссидентского движения будет неполным, если не рассказать о «бульдозерной выставке».

15 сентября 1974 г. - Бульдозерная выставка в Москве
одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР; выставка картин на открытом воздухе, организованная московскими художниками-авангардистами, которым не разрешалось выставляться в галереях. Они отправились на пустырь и хотели рзместить свои картины, но путь преградили бульдозеры и милиция со словами «Здесь будет открт парк культуры». Затем стали отбирать картины, а на самих художников двинулись бульдозера. Взятые как «трофеи» картины сожгли на костре.
С организаторами выставки вскоре расправились. Кто то был изгнан из страны, лишение гражданства, кто то при сомнительных обстоятельства погиб.

Ныне многие участники «бульдозерной выставки» признаны на Западе выдающимися мастерами.

Сегодня, когда вспоминают о легендарной «бульдозерной выставки», никто не говорит о самих работах (многие из них погибли). Говорят только о бульдозерах.


-Как вы думаете, символом чего стали эти бульдозеры?
Бульдозеры - символ тоталитарной системы, орудия диктатуры.

Новым этапом в развитии диссидентского движения стала работа Хельсинской группы.

видеофрагмент

1976г. В Москве создана группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР во главе с Ю.Орловым (арестован в 1977г.)
Вопрос о нарушении прав человека в СССР приобрел международный резонанс. Целью создания группы стало выполнение обязательств по правам человека в Советском союзе.

Вокруг МХГ концентрировалось все правозащитное движение.  Затем был созданы Литовская, Армянская, Украинская хельсинские группы.

Но в 1977 г Орлов арестован, приговорен  к 7 годам лагерей. Группа просуществовала до 1982 г, к этому годц было арестовано 47 участников

В конце 70-х-нач 80-х гг движение замкнулось на себе, начались споры и шатания. Уже мало кого можно было чем то удивить. Оппозиция становилась необходимым элементом, пресса получила свободу, страна стала строить демократическое государство.

Учитель: Мы с вами рассмотрели основные вехи истории диссидентского движения. Давайте попробуем выделить основные методы борьбы власти с оппозицией: стр. 2886

Какие методы использовали диссиденты:  Как же относилась власть к оппозиции? 1 минутка

диссидентов

власти

- Направление писем и обращений к официальным властям.

 Уголовное преследование и заключение в места лишен] свободы.

- Издание и распространение рукописных и машинописных изданий — самиздат.

Запрет на творческую деятельность.

- Публикация произведений за рубежом без разрешения советских властей - тамиздат.

Помещение в психиатрические лечебницы.

- Создание нелегальных организаций (групп).

 Высылка за границу.

- Организация открытых выступлений.

на заполнение таблицы.

  • Вот видите, ребята, какой силы была ответная реакция … А может быть, и не нужно было ничего затевать?
  • Может, разумнее было бы «отсидеться» в подполье? Для чего им, людям с мировым именем, с нобелевскими премиями это было нужно?       

Учитель: 

Здесь прозвучало множество имен борцов за права человека, но два из них заслуживают особого внимания – это Андрей Сахаров и Александр Солженицын. (Сообщение о Сахарове – Петраков Артур)

Имя академика Андрея Дмитриевича Сахарова давно уже стало в нашей стране символом совести и неподкупной честности. Отец водородной бомбы, он прекрасно осознавал опасность ядерного оружия. С конца 50-х годов он стал активно выступать за прекращение или ограничение испытания ядерного оружия. Он был самым молодым академиком АН СССР, был трижды удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда.

С 1970 года главнным для Сахарова станотся правозащитная деятельность, и в этом ему активно помогает жена Елена Георгиевна Боннэр. Вместе с физиком Валерием Турчиным и историком Роем Медведевым Сахаров обратился с письмом к руководителям партии и правительства, предлагая провести ряд мероприятий, направленных на демократизацию общественной жизни в стране. Ответа не последовало. Вскоре Сахаров и несколько его единомышленников основали Комитет по правам человека. Андрей Дмитртевич информировал советскую и западную общественность о процессах над инакомыслящими, сам присутствовал на многих из них. Его письма и заявления имели большой международный резонанс.
В это же время Сахаров передал свои сбережения - 139 тыс. руб. - Красному Кресту и на строительство онкологического центра в Москве.
В 1975 году за свою правозашитную деятельность Сахаров был удостоен Нобелевской премии мира. Это вызвало волну осуждения в советской печати. Сахарову не позволили отправиться за премией как «лицу, обладающему знанием государственных тайн. Вместо него премию получила жена Елена Боннэр. В знаменитой Нобелевской лекции Сахаров сформулировал основные гуманитарные принципы, за утверждение которых в мире он боролся: «международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания».

В конце 1979 года начался ввод советских войск в Афганистан. Сахаров резко осудил вторжение. 8 января 1980 года его лишили всех правительственных наград и званий , а 22 января арестовали и отправили в ссылку в Горький (ныне Нижний Новгород). Газета «Известия» писала: «Такой исход является логическим завершением долгой, неприглядной и грязной истории падения человека, отрекшегося от своего народа, поставившего себя на службу иностранным хозяевам».  В Горьком в знак протеста против фальсификации его идей Андрей Дмитриевич трижды объявлял голодовку. В ответ на это его подвергли принудительному кормлению
Свобода пришла неожиданно. 16 декабря 1986 года Сахарову позвонил Михаил Сергеевич Горбачев. «Вы получите возможность вернуться в Москву… Возвращайтесь к патриотическим делам!»
23 декабря Сахаров и его жена возвратились в Москву.

 В 1989 году в СССР проводились выборы в Верховный Совет. Сахаров был избран народным депутатом. Сахаров заявил на съезде: «Народ избрал нас и послал на этот съезд для того, чтобы мы приняли на себя ответственность за судьбу страны, за те проблемы, которые перед ней стоят, за перспективы ее развития». Коммунистическое большинство устроило академику настоящую обструкцию. Ему отключали микрофон, его «захлопывали» во время выступления. Все это видели в прямой трансляции миллионы телезрителей, и авторитет Сахарова в стране только вырос.

14 декабря 1989 года Андрей Дмитриевич Сахаров скончался от внезапной остановки сердца. В момент смерти он работал над новой Конституцией.

 Результат и значение д общества деятельности

  1. За что выступает А.Сахаров?
  2. Что могло изменить жизнь в стране?
  3. Есть ли смысл сопротивляться авторитарному режиму, когда большинство молчит?

Второй выдающейся личностью был Александр Исаевич Солженицын.  Во время сталинских репрессии сидел в лагерях. Основные произведения «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ – присвоена Нобелевская премия в 1970 г. Главная тема его произведений – сохранение человеческой души в условиях тоталитарного режима, противостояние. А в феврале 1974 г. писатель был арестован и выслан за границу.

Я предлагаю вам посмотреть его обращение к молодежи, написанное незадолго до этого события.

Работа с документом

Литературная газета. 1969. 12 ноября.

Из статьи А.И. Солженицына "Жить не по лжи"

Когда-то мы не смели и шепотом шелестеть. Теперь вот пишем и читаем Самиздат, а уж друг другу-то сойдясь в курилках НИИ, от души нажалуемся: чего только они не накуролесили, куда только не тянут нас!.. И судят, кого хотят, и здоровых загоняют в умалишенные – все «они», а мы – бессильны.

…Мы так безнадежно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, …все возможности для потомков – только бы не расстроить своего утлого существования… Мы даже всеобщей атомной смерти не боимся… - мы только боимся шагов гражданского мужества!

…Возразят: но ведь действительно ничего не придумаешь! Нам залепили рты, нас не слушают, не спрашивают. Мы ничего не можем.

…И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь владеет всем, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня!

Не призываемся, не созрели мы идти на площади и громогласить правду, высказывать вслух, что думаем, – не надо, это страшно. Но хоть откажемся говорить то, чего не думаем! […]

Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно! Осознав, где граница лжи (для каждого она еще по-разному видна), – отступиться от этой гангренной границы! Не подклеивать мертвых косточек и чешуек идеологии, не сшивать гнилого тряпья – и мы поражены будем, как быстро и беспомощно ложь опадет, и чему надлежит быть голым  – то явится миру голым.

Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остается ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!) или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих, и современников.

Вопросы:

1.        Прочтите фрагмент статьи Солженицына, "ходившей в самиздате", и объясните, о какой главной болезни общественного сознания и поведения советских граждан в ней говорится.

2.        Почему Солженицын называет ложь "гангреной"? В чем ее вред для всех и для каждого в отдельности?

3.        Как вы думаете, многие ли поддержали требование Солженицына "Жить не по лжи" в 1970-е гг.? в 1980-е? в эпоху перестройки?

  1. Значение диссидентского движения.

Сегодня мы с вами можем говорить, что этот призыв Александра Солженицына был услышан.

Диссидентов было мало, но их протесты помогли всколыхнуть общественное мнение.     В конце 1979 г. началось "генеральное наступление" властей на  оппозицию. За короткое время (конец 1979 – 1980 гг.) оказались арестованы и осуждены почти все деятели правозащитных организаций. Значительно более жестокими стали выносимые приговоры. Многим диссидентам, отбывшим 10 – 15-летние заключения, назначали новые максимальные сроки. Ужесточился режим содержания политзаключённых.

Значение.

- Было проявлением гражданской позиции советских люде в условиях несвободы.

- Стало зарождением первых элементов гражданского общества в условиях тоталитарного режима.

- Расшатывало тоталитарный (коммунистический) режим в СССР.

- Создавало предпосылки для либерализации советской системы в будущем (в период перестройки).

- Использовалось Западом для давления на СССР.

Являтся ли тема диссидентсва актуальной сейчас?

Завершая наше занятие, я прошу вас выразить свое мнение по рассмотренным проблемам в виде кластера.

Составление кластера.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 6 класс.Тема: Движение литосферных плит. Землетрясения.

Предмет: география Название учебно-методического комплекса:Линия учебно-методических комплексов по географии для 6-9 классов под редакцией О. А. Климановой, А. И. Алексеева Класс: 6 класс Тема: Дви...

Тест 7 класс "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения"

Тест 7 класс "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения"...

План урока по теме: Диссидентское движение.

Урок помогает понять, кто такие диссиденты и каким было правозащитное движение в 70-е гг. ХХ века....

Открытый урок 10 класс "Реактивное движение"

Рассматривается реактивное движение на основе примеров передвижения кальмаров, каракатиц. Учащиеся должны определить что общего между ними. Ответом будет способ передвижения, здесь можно озвучить тему...

Изменения в социальной структуре советского общества Диссидентское движение в СССР

Исторический материал по диссидентскому двьжению в СССР, о А. Сахарове...