Урок ОБЖ в 5 классе «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения, пешеход и его безопасность»
план-конспект урока по обж (5 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок по ОБЖ. В 5 классе
Учитель Ленчук С.Д.
Тема урока: «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения, пешеход и его безопасность»
Цель: закрепление у учащихся знаний по правилам дорожного движения;
Задачи.
1.Образовательные:
- закрепление знаний по правилам безопасного поведения на улицах и тротуарах;
- формирование знаний о составных частях дороги, о самом понятии «дорога»;
- овладение умениями предвидеть и избегать опасности на дороге;
- продолжение формирования общих учебных умений и навыков: работать с текстом, анализировать.
2. Развивающие:
- развитие качеств личности, таких как наблюдательность, сообразительность, внимание, уравновешенность, необходимых для обеспечения безопасного поведения на улицах и дорогах.
3. Воспитательные:
воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих;
Формируемые УУД:
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Познавательные: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Личностные: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения ко всем участникам дорожного движения, Усвоение правил поведения на дорогах
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы: слово учителя, беседа, работа по карточкам, работа с учебником
Ход урока:
1.Организационный момент
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2.Актуализация знаний
1. Фронтальный опрос
- Что такое опасная и чрезвычайная ситуации?
- Важно ли человеку предупреждать опасные ситуации?
- Чему необходимо учиться, чтобы обеспечить личную безопасность в повседневной жизни?
2. Беседа
- Ребята, о чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке , вы сформулируете сами. Для этого вам необходимо отгадать загадку!
Всем, кто любит погулять,
Всем без исключения
Нужно помнить,
Нужно знать….
(Правила движения.)
- Правильно, молодцы.
- А для чего нужны правила движения?
- А кто является участником дорожного движения?
- Кого называют пешеходом?
- Кого называют водителем?
- Кого называют пассажиром?
- Если человек ведет коляску, кем он является – пешеходом или водителем?
- А человек, который едет на велосипеде?
- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое тротуар?
- А что такое дорога?
- Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
(о пешеходах, о правилах пешехода)
- В течение урока мы ответим на вопросы:
-Кто такой пешеход.
-Обязанности пешехода
-Меры безопасности, которые необходимо соблюдать при движении пешехода по дорогам.
-Итак, записываем в тетрадь тему урока: «Пешеход. Безопасность пешехода». Посмотрите на доску. Обратите внимание на слово ПЕШЕХОД- это словарное слово, написание этого слова надо запомнить.
Записывают тему урока в тетрадь.
3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)
-Скажите, является ли пешеходом дворник, подметающий улицу?
-Обладает ли какими-нибудь обязанностями пешеход?
-Должен ли соблюдать меры безопасности пешеход?
Высказывают свои предположения
4 этап. Целеполагание и планирование
- Подумайте и скажите, какая цель нашего урока?
Ученики: /формулируют цель урока/: познакомиться с основными Правилами дорожного движения пешехода, рассмотреть факторы, повышающие степень безопасности пешехода на дороге.
5 этап. «Открытие» новых знаний(изучение новой темы)
- Пешеход – это человек, который находится на дороге вне транспортного средства и не производящей на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мотоцикл, мопед, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
А теперь откройте учебник на стр.36 . найдите определение «Пешеход», прочитайте и запишите в тетрадь.
Работают с учебником. Находят в тексте понятие, записывают в тетрадь
Мы должны понять, почему происходят несчастные случаи на улицах и дорогах и как избежать их.
Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. И мы настолько привыкли к транспорту, что часто забываем об опасностях, связанных с транспортом.
Закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения»- строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизнь. Поэтому, только отличное знание правил позволяет нам уверенно вести себя на дороге.
-Подсчитано, что больше всего гибнет людей в автомобильных катастрофах. 34 тысячи человек погибает ежегодно, 200 тысяч получает телесные повреждения, из них 10-15% умирает.
По каким же причинам происходят несчастные случаи?
Какие могут быть причины ДТП?
А вот по каким причинам происходят чаще всего ДТП в Иркутской области(статистика ОГИБДД)
Чтение записи на доске:
- переход улицы перед близко движущимся транспортным средствами – 27%;
- переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть – 27%;
- невнимательность при переходе улиц – 17%;
- нетрезвое состояние пешехода – 14%;
- неожиданный выход из-за транспортных средств – 9%;
- прочие причины – 6%.
Ребята, а как же избежать опасных ситуаций?
В «Правилах дорожного движения» определены общие обязанности пешеходов. Рассмотрим основные из них:
/Ученики читают в учебнике цепочкой/
Обязанности пешеходов:
Пешеходы должны ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам. Двигаться по тротуару, придерживаясь правой стороны и не мешая другим участникам дорожного движения.
Если тротуар, пешеходная или велосипедная дорожка, обочина, отсутствуют или движение по ней невозможно, пешеход может идти по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю), а вне населенного пункта – навстречу движению транспортных средств.
Проезжую часть дороги пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.
Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. Движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором. А при отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценить расстояние до приближающихся транспортных средств и убедиться, что переход будет безопасен.
При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны. Пешеход не должен выхолить на проезжую часть из-за (стоящей у тротуара машины), мешающего обзору проезжей части, пока он не убедится в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Выйдя на проезжую часть пешеходы должны не задерживаться или останавливаться, если это на связано с обеспечением безопасности движения.
Пешеходы не успевшие закончить переход, должны остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «островке безопасности». Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает.
При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналам пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части – незамедлительно освободить ее (отступить назад или быстро перейти на нужную сторону), уступив дорогу такому автомобилю».
- Кроме обязанностей, пешеходы должны соблюдать меры безопасности при движении по дорогам:
Работают с учебником. Читают, находят в тексте обязанности пешехода и анализируют их.
На дороге надо быть особенно внимательным.
(работа с плакатом)
- Какие ошибки пешеходов мы заметили?
Творческое задание: Определите и закрасьте красным цветом того, кто ведёт себя невежливо и неправильно в общественном транспорте.
Молодцы, вы хорошие пассажиры и всегда поступайте правильно.
Дорожные знаки
На дорогах много разных дорожных знаков. Около нашей школы какие знаки вы видели? Все знаки можно разделить на несколько групп:
Информационно-указательные
Предписывающие
Запрещающие
Предупреждающие
Знаки сервиса
На стр. 165 приложение 1
Объясните, что эти знаки означают.
Светофор
Отгадайте, о чем я говорю:
То моргнет он красным глазом,
То зеленым он моргнет.
Станет всем понятно сразу,
Тем, кто едет и идет.
Что за чудо, что за он
С разными глазами?
Это чудо – … (светофор)
Догадались сами?
Конструирование
На ваших столах есть детали светофора . нужно их собрать.
Какие существуют светофоры?
Как же переходить дорогу, если стоит светофор?
С помощью этого светофора подведем итог нашего урока.
Итак, что нового мы узнали на уроке?
Ответы ребят:
1. Виды транспорта.
2. Опасные ситуации на дорогах и улицах.
3. Причины ДТП.
4. Правила безопасного поведения на улице, на дороге и в общественном транспорте.
8 . Рефлексия и оценивание
Мы убедились, что современный транспорт представляет зону повышенной опасности. Количество машин на дорогах растет с каждым годом. Но это не значит, что число несчастных случаев будет расти, что на улицу и на дорогу будет опасно выходить. Главное – хорошо знать правила дорожного движения, вести себя на улице и дороге внимательно и дисциплинированно, и тогда количество несчастных случаев сократится.
-Кому урок понравился и кто соблюдает всегда правила безопасности на дорогах – -закрасьте зеленый глаз светофора, кто сомневается в знаниях правил ДД- желтым, а кому нужно выучить правила- красным цветом.
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Оценивание учителем.
9. Домашнее задание
- Дома прочитайте п.2.1, стр.35.; приложение 1 стр.165, выучить дорожные знаки.
Самоанализ урока ОБЖ в 5 классе
Тема урока: «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения, пешеход и его безопасность»
Цель: закрепление у учащихся знаний по правилам дорожного движения;
Задачи.
1.Образовательные:
- закрепление знаний по правилам безопасного поведения на улицах и тротуарах;
- формирование знаний о составных частях дороги, о самом понятии «дорога»;
- овладение умениями предвидеть и избегать опасности на дороге;
- продолжение формирования общих учебных умений и навыков: работать с текстом, анализировать.
2. Развивающие:
- развитие качеств личности, таких как наблюдательность, сообразительность, внимание, уравновешенность, необходимых для обеспечения безопасного поведения на улицах и дорогах.
3. Воспитательные:
воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих;
Формируемые УУД:
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Познавательные: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Личностные: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения ко всем участникам дорожного движения, Усвоение правил поведения на дорогах
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы: слово учителя, беседа, работа по карточкам, работа с учебником
Свой урок я строил в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Опасные ситуации техногенного характера». Урок тесно связан с предыдущими и является продолжением в изучении раздела. Содержание урока соответствует возрастным особенностям учащихся.
Тему и цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На уроке были использованы разные формы организации детей.
Этапы урока были логически связаны между собой. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска, соответствовал их жизненному опыту.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке давал только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу доступности . Я считаю, что учебная информация была интересна для детей. За счёт интересного содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся. Я считаю, что данный урок достиг цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по ОБЖ:«Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров». Практическая работа №2 « Правила действия, если вы стали свидетелем ДТП»
На уроке продолжаетя изучение правил дорожного движения, формируютя навыки избегания опасностей при переходе дороги, на остановке, в транспортном средстве, при посадке и высадке из транспортного средс...
Внеклассное мероприятие по безопасности дорожного движения "Пешеход"
Внеклассное мероприятие по безопасности дорожного движения "Пешеход" для обучающихся 5-8-х классов....
Конспект урока по теме: «Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров» (8 класс)
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров...
«ФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Культура поведения на дороге должна прививаться с детства, и каждый участник дорожного движения должен осознавать меру своей ответственности. Должен понимать, что его недисциплинированность на дороге ...
Урок -Конкурс Тема: «Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения» .
На уроке рассматривается следующие вопросы:1.Участники дорожного движения.2.Пешеход,правила поведения.3.Пассажир.правила поведения....
Кроссворд «Безопасность дорожного движения: пешеход, пассажир, водитель»
По горизонтали1. как нужно сделать, чтобы перейти дорогу безопасно с велосипедом ?4. Край дороги5. Физическое лицо, непосредственно наблюдавшее дорожно-транспортное происшествие, которое располагает с...
8 класс Тест «Водитель – главный участник дорожного движения»
1. Являются ли пассажиры и пешеходы участниками дорожного движения?А) Да Б) Только пассажиры В) Только пешеходы2. Входят ли в состав дороги об...