Урок ОБЖ в 5 классе «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения, пешеход и его безопасность»
план-конспект урока по обж (5 класс)

Ленчук Сергей Дмитриевич

Урок ОБЖ в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obzh_5_klass.docx174.84 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по    ОБЖ. В 5 классе

Учитель Ленчук С.Д.

Тема  урока: «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения, пешеход и его безопасность»

Цель:  закрепление у учащихся знаний по правилам дорожного движения; 

Задачи.

1.Образовательные:

  • закрепление знаний по правилам безопасного поведения на улицах и тротуарах;
  • формирование знаний о составных частях дороги, о самом понятии «дорога»;
  • овладение умениями предвидеть и избегать опасности на дороге;
  • продолжение формирования общих учебных умений и навыков: работать с текстом, анализировать.

2. Развивающие:

  • развитие качеств личности, таких как наблюдательность, сообразительность, внимание, уравновешенность, необходимых для обеспечения безопасного поведения на улицах и дорогах.

3. Воспитательные:

воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих;

Формируемые УУД:

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Познавательные: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Личностные: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения ко всем участникам дорожного движения, Усвоение правил поведения на дорогах

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы: слово учителя, беседа, работа по карточкам, работа с учебником

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

2.Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос

  1. Что такое опасная и чрезвычайная ситуации?
  2.  Важно ли человеку предупреждать опасные ситуации?
  3. Чему необходимо учиться, чтобы обеспечить личную безопасность в повседневной жизни?

2. Беседа

- Ребята, о чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке , вы сформулируете сами. Для этого вам необходимо отгадать загадку!

 

Всем, кто любит погулять,

Всем без исключения

Нужно помнить,

Нужно знать….

(Правила движения.)

-  Правильно, молодцы.

- А для чего нужны правила движения?

- А кто является участником дорожного движения?

- Кого называют пешеходом?

- Кого называют водителем?

- Кого называют пассажиром?

- Если человек ведет коляску, кем он является – пешеходом или водителем?

- А человек, который едет на велосипеде?

- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое тротуар?

- А что такое дорога?

- Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

(о пешеходах, о правилах пешехода)

- В течение урока мы ответим на вопросы:

-Кто такой пешеход.

-Обязанности пешехода

-Меры безопасности, которые необходимо соблюдать при движении пешехода по дорогам.

-Итак, записываем в тетрадь тему урока: «Пешеход. Безопасность пешехода». Посмотрите на доску. Обратите внимание на слово ПЕШЕХОД- это словарное слово, написание этого слова надо запомнить.

Записывают тему урока в тетрадь.

3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

-Скажите, является ли пешеходом дворник, подметающий улицу?

-Обладает ли какими-нибудь обязанностями пешеход?

-Должен ли соблюдать меры безопасности пешеход?

Высказывают свои предположения

4 этап. Целеполагание и планирование

- Подумайте и скажите, какая цель нашего урока?

Ученики: /формулируют цель урока/: познакомиться с основными Правилами дорожного движения пешехода, рассмотреть факторы, повышающие степень безопасности пешехода на дороге.

5 этап. «Открытие» новых знаний(изучение новой темы)

- Пешеход – это человек,  который  находится на дороге вне транспортного средства и не производящей на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся  в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мотоцикл, мопед, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

 А теперь откройте учебник на стр.36 . найдите определение «Пешеход», прочитайте и запишите в тетрадь.

Работают с учебником. Находят в тексте понятие, записывают в тетрадь

Мы должны понять, почему происходят несчастные случаи на улицах и дорогах и как избежать их.

Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. И мы настолько привыкли к транспорту, что часто забываем об опасностях, связанных с транспортом.

Закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения»- строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизнь. Поэтому, только отличное знание правил позволяет нам уверенно вести себя на дороге.

-Подсчитано, что больше всего гибнет людей в автомобильных катастрофах. 34 тысячи человек погибает ежегодно, 200 тысяч получает телесные повреждения, из них 10-15% умирает.

По каким же причинам происходят несчастные случаи?

Какие  могут быть причины ДТП?

А вот по каким причинам происходят чаще всего ДТП в Иркутской  области(статистика ОГИБДД)

Чтение записи на доске:

  • переход улицы перед близко движущимся транспортным средствами – 27%;
  • переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть – 27%;
  • невнимательность при переходе улиц – 17%;
  • нетрезвое состояние пешехода – 14%;
  • неожиданный выход из-за транспортных средств – 9%;
  • прочие причины – 6%.

Ребята, а как же избежать опасных ситуаций?

В «Правилах дорожного движения» определены общие обязанности пешеходов. Рассмотрим основные из них:

/Ученики читают в учебнике цепочкой/

Обязанности пешеходов:

Пешеходы должны ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам. Двигаться по тротуару, придерживаясь правой стороны и не мешая другим участникам дорожного движения.  

Если тротуар, пешеходная или велосипедная дорожка, обочина, отсутствуют или движение по ней невозможно, пешеход может идти по краю проезжей части (на дорогах  с разделительной полосой – по внешнему краю), а вне населенного пункта – навстречу движению транспортных средств.  

Проезжую часть дороги  пешеходы  могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии  разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.

Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. Движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором. А при отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценить расстояние до приближающихся транспортных средств и убедиться, что переход будет безопасен.  

При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны. Пешеход не должен выхолить на  проезжую часть из-за (стоящей у тротуара машины), мешающего обзору проезжей части, пока он не убедится в отсутствии приближающихся транспортных средств.

 Выйдя на проезжую часть пешеходы должны не задерживаться или останавливаться, если это на связано с обеспечением безопасности движения.

Пешеходы не успевшие закончить переход, должны остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «островке безопасности». Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает.

При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналам пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части – незамедлительно освободить ее (отступить назад или быстро перейти на нужную сторону), уступив дорогу такому автомобилю».

-  Кроме обязанностей, пешеходы должны соблюдать меры безопасности при движении по дорогам:

Работают с учебником. Читают, находят в тексте обязанности пешехода и анализируют их.

На дороге надо быть особенно внимательным.

(работа с плакатом)

- Какие ошибки пешеходов мы заметили?

Творческое задание: Определите и закрасьте красным цветом того, кто ведёт себя невежливо и неправильно в общественном транспорте.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55274b3a25340/konspiekt-uroka-obzh-v-5-klassie-po-tiemie-dorozhnoie-dvizhieniie-biezopasnost-uchastnikov-dorozhnogho-dvizhieniia-pieshiekhod-i-iegho-biezopasnost_2.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55274b3a25340/konspiekt-uroka-obzh-v-5-klassie-po-tiemie-dorozhnoie-dvizhieniie-biezopasnost-uchastnikov-dorozhnogho-dvizhieniia-pieshiekhod-i-iegho-biezopasnost_3.png

Молодцы, вы хорошие пассажиры и всегда поступайте правильно.

Дорожные знаки

На дорогах много разных дорожных знаков. Около нашей школы какие знаки вы видели? Все знаки можно разделить на несколько групп:

Информационно-указательные

Предписывающие

Запрещающие

Предупреждающие

Знаки сервиса

На стр. 165 приложение 1

 Объясните, что эти знаки означают.

Светофор

Отгадайте, о чем я говорю:

То моргнет он красным глазом,
То зеленым он моргнет.
Станет всем понятно сразу, 
Тем, кто едет и идет.
Что за чудо, что за он
С разными глазами?
Это чудо – … (
светофор)
Догадались сами?

Конструирование

На ваших столах есть детали светофора . нужно их собрать.

Какие существуют светофоры?

Как же переходить дорогу, если стоит светофор?

С помощью этого светофора  подведем итог нашего урока.

Итак, что нового мы узнали на уроке?

Ответы ребят:

1. Виды транспорта.

2. Опасные ситуации на дорогах и улицах.

3. Причины ДТП.

4. Правила безопасного поведения на улице, на дороге и в общественном транспорте.

8 . Рефлексия и оценивание

Мы убедились, что современный транспорт представляет зону повышенной опасности. Количество машин на дорогах растет с каждым годом. Но это не значит, что число несчастных случаев будет расти, что на улицу и на дорогу будет опасно выходить. Главное – хорошо знать правила дорожного движения, вести себя на улице и дороге внимательно и дисциплинированно, и тогда количество несчастных случаев сократится.

-Кому урок понравился и кто соблюдает  всегда правила безопасности на дорогах –  -закрасьте зеленый глаз светофора, кто сомневается в знаниях правил ДД- желтым, а кому нужно выучить правила- красным цветом.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Оценивание учителем.

9. Домашнее задание

- Дома прочитайте  п.2.1, стр.35.; приложение 1 стр.165, выучить дорожные знаки.

Самоанализ урока ОБЖ в 5 классе

Тема  урока: «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения, пешеход и его безопасность»

Цель:  закрепление у учащихся знаний по правилам дорожного движения; 

Задачи.

1.Образовательные:

  • закрепление знаний по правилам безопасного поведения на улицах и тротуарах;
  • формирование знаний о составных частях дороги, о самом понятии «дорога»;
  • овладение умениями предвидеть и избегать опасности на дороге;
  • продолжение формирования общих учебных умений и навыков: работать с текстом, анализировать.

2. Развивающие:

  • развитие качеств личности, таких как наблюдательность, сообразительность, внимание, уравновешенность, необходимых для обеспечения безопасного поведения на улицах и дорогах.

3. Воспитательные:

воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих;

Формируемые УУД:

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Познавательные: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Личностные: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения ко всем участникам дорожного движения, Усвоение правил поведения на дорогах

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы: слово учителя, беседа, работа по карточкам, работа с учебником

Свой урок я строил в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Опасные ситуации техногенного характера». Урок тесно связан с предыдущими и является продолжением в изучении раздела. Содержание урока соответствует возрастным особенностям учащихся.

Тему и цели урока определяли  ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На уроке были использованы разные формы организации детей.

Этапы урока были логически связаны между собой. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска, соответствовал их жизненному опыту.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке давал только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу доступности . Я считаю, что учебная информация была интересна для детей. За счёт интересного содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся.  Я считаю, что данный урок достиг цели.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55274b3a25340/konspiekt-uroka-obzh-v-5-klassie-po-tiemie-dorozhnoie-dvizhieniie-biezopasnost-uchastnikov-dorozhnogho-dvizhieniia-pieshiekhod-i-iegho-biezopasnost_2.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55274b3a25340/konspiekt-uroka-obzh-v-5-klassie-po-tiemie-dorozhnoie-dvizhieniie-biezopasnost-uchastnikov-dorozhnogho-dvizhieniia-pieshiekhod-i-iegho-biezopasnost_3.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55274b3a25340/konspiekt-uroka-obzh-v-5-klassie-po-tiemie-dorozhnoie-dvizhieniie-biezopasnost-uchastnikov-dorozhnogho-dvizhieniia-pieshiekhod-i-iegho-biezopasnost_2.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55274b3a25340/konspiekt-uroka-obzh-v-5-klassie-po-tiemie-dorozhnoie-dvizhieniie-biezopasnost-uchastnikov-dorozhnogho-dvizhieniia-pieshiekhod-i-iegho-biezopasnost_3.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55274b3a25340/konspiekt-uroka-obzh-v-5-klassie-po-tiemie-dorozhnoie-dvizhieniie-biezopasnost-uchastnikov-dorozhnogho-dvizhieniia-pieshiekhod-i-iegho-biezopasnost_2.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55274b3a25340/konspiekt-uroka-obzh-v-5-klassie-po-tiemie-dorozhnoie-dvizhieniie-biezopasnost-uchastnikov-dorozhnogho-dvizhieniia-pieshiekhod-i-iegho-biezopasnost_3.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55274b3a25340/konspiekt-uroka-obzh-v-5-klassie-po-tiemie-dorozhnoie-dvizhieniie-biezopasnost-uchastnikov-dorozhnogho-dvizhieniia-pieshiekhod-i-iegho-biezopasnost_2.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55274b3a25340/konspiekt-uroka-obzh-v-5-klassie-po-tiemie-dorozhnoie-dvizhieniie-biezopasnost-uchastnikov-dorozhnogho-dvizhieniia-pieshiekhod-i-iegho-biezopasnost_3.png

https://otvet.imgsmail.ru/download/6c4764c0ad5405fd1f96550023ad9814_i-3.jpghttps://otvet.imgsmail.ru/download/6c4764c0ad5405fd1f96550023ad9814_i-3.jpghttps://otvet.imgsmail.ru/download/6c4764c0ad5405fd1f96550023ad9814_i-3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по ОБЖ:«Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров». Практическая работа №2 « Правила действия, если вы стали свидетелем ДТП»

На уроке продолжаетя изучение правил дорожного движения, формируютя навыки избегания опасностей при переходе дороги, на остановке, в транспортном средстве, при посадке и высадке из транспортного средс...

Внеклассное мероприятие по безопасности дорожного движения "Пешеход"

Внеклассное мероприятие по безопасности дорожного движения "Пешеход" для обучающихся 5-8-х классов....

Конспект урока по теме: «Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров» (8 класс)

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров...

«ФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Культура поведения на дороге должна прививаться с детства, и каждый участник дорожного движения должен осознавать меру своей ответственности. Должен понимать, что его недисциплинированность на дороге ...

Урок -Конкурс Тема: «Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения» .

На уроке рассматривается следующие вопросы:1.Участники дорожного движения.2.Пешеход,правила поведения.3.Пассажир.правила поведения....

Кроссворд «Безопасность дорожного движения: пешеход, пассажир, водитель»

По горизонтали1. как нужно сделать, чтобы перейти дорогу безопасно с велосипедом ?4. Край дороги5. Физическое лицо, непосредственно наблюдавшее дорожно-транспортное происшествие, которое располагает с...

8 класс Тест «Водитель – главный участник дорожного движения»

1. Являются ли пассажиры и пешеходы участниками дорожного движения?А) Да     Б) Только пассажиры     В) Только пешеходы2. Входят ли в состав дороги об...