Развитие творческого мышления у учащихся на основе деятельного подхода в обучении
материал по биологии

Полецкая Наталья Михайловна

Развитие творческого мышления у учащихся на основе деятельного подхода в обучении

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_tvorcheskogo_myshleniya_u_uchashchihsya.ppt2.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ № 2 п. Краснообск Развитие творческого мышления у учащихся на основе деятельного подхода в обучении Полецкая Наталья Михайловна 2018 год

Слайд 2

Цель: формирование творческого мышления у учащихся Задачи: 1. Провести вводную диагностику уровня творческих способностей учащихся. 2. Создать благоприятную психологическую атмосферу для занятий. 3. Обеспечить развитие творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта обучения со своими психолого-возрастными особенностями. 4. Использовать разнообразные методы и приёмы, развивающие творческое мышление. 5. Выяснить закономерности мешающие развитию личности, способной к творческой самореализации.

Слайд 3

Для успешного решения этих задач свою деятельность строю на основе следующих принципов: 1. Опора на данные психологов. 2. Личностно-деятельный подход в обучении. 3.Принцип выбора. 4. Совершенствование своей профессиональной деятельности. 5. Творчества и успеха. «Успех – самый лучший воспитатель, ибо он даёт ребёнку главное: уверенность в собственные силы и самого себя». Л. С. Выготской

Слайд 4

В соответствии с названными целью, задачами и принципами были применены следующие методы: - изучение и анализ зарубежной и отечественной литературы; - посещение семинаров , учёба на курсах ,беседы с коллегами и наблюдение их уроков; - анкетирование, тестирование и интервьюирование учащихся; - экспериментальное преподавание биологии; -анализ опытно-практической деятельности.

Слайд 5

Способом мотивации, для развития творческого мышления у учащихся, выступает хорошо оборудованный кабинет. В кабинете собран большой дидактический , раздаточный материал, что позволяет применять дифференцированный подход в обучении, используя задания разной степени сложности. Имеются различные информационные ресурсы. По всем курсам собраны учебно –методические комплекты. Систематизированы наглядные пособия, опытно-экспериментальное оборудование . Приложение № 1

Слайд 6

Творческое мышление (дивергентное, нешаблонное) – это вид мышления, который характеризуется разрушением шаблонных стереотипов и ограничений и большой свободой в решении проблем. Особенности творческого мышления по Дж. Гилфорду: - беглость мысли; - гибкость мысли; - оригинальность мысли; - точность.

Слайд 7

Ю. Б. Гатановым разработан «Курс развития творческого мышления». Из предлагаемых автором Курса методов мной были использованы: 1. «Мозговой штурм» или принцип «беглости». Приложение №2 2. Принцип мягкого соревнования. 3. Сотрудничество и кооперация. 4. Оценивание и благоприятная психологическая атмосфера . Приложение № 3 5. Поиск альтернатив. 6. Дробление 7. Почему? 8. « От противного». 9. Проектирование.

Слайд 8

К перечисленным методам , на основе своей педагогической деятельности, я бы добавила ряд приёмов, развивающих творческое мышление 1. Составление вопросов-суждений, опорных конспектов, тестов. 2. Составление синквейнов. 3. Составление условий задач. 4. Решение нестандартных задач. 5. Написание рассказов, сказок, 6. Составление сценариев. 7. Проведение классных часов, вечеров, уроков. 8. Пантомима. 9. Сбор коллекции. 10. Прогнозирование ситуации. 11. Сочинение стихов. 12. Обсуждение проблемой ситуации. Применяемые методы, развивающие творческое мышление, можно систематизировать, используя структуру интеллекта Дж. Гилфорда. Приложение № 4

Слайд 9

По выводам Р.С. Немова существуют условия препятствующие творческому подходу к решению каких-либо задач. Если в прошлом определённый способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа решения. Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение кнему в будущем. Интеллектуальные способности человека, как правило, страдают от частых неудач, и боязнь очередной неудачи начинает автоматически возникать при встрече с новой задачей. К выводам Р.С.Немова я бы добаивла, что человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления мешает боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.

Слайд 10

Существует много тестов, специально направленных на выявление творческих возможностей. Для диагностического исследования творческих возможностей учащихся я использовала тесты Поля Торреса. После исследования в сентябре проводились уроки и внеклассные мероариятия ( Приложение №6 ) с использованием методов и приёмов, развивающих творческое мышление. Данные вводной диагностики сравнивались с результатами исследования, проводимых в мае . Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что у учащихся развились творческие способности: беглость, гибкость, оригинальность мышления и способность к детальной разработке.

Слайд 11

Данная технология преподавания имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной Позволяет повысить качественную успеваемость учащихся, что свидетельствует о возрастании их учебных возможностей 2015-2016 уч.г.-58%, 2016-2017-62%. Создаёт оптимальные условия для активной мыслительной деятельности и развития дивергентного мышления. Формирует интерес к предмету и научно-исследовательской деятельности. Приложение № 5 Способствует развитию у школьников умений переносить знания в новые ситуации. Развивает организационные, коммуникативные, информационные умения и навыки, следовательно активную жизненную позицию.

Слайд 12

Ученики умеют самостоятельно работать и применять приобретённые знания в жизненных ситуациях Участвуют в озеленение школы и пришкольной территории. Разрабатывают проекты социально-значимых объектов посёлка (парковой зоны, пляжа, детской площадки, экодома, спортивного комплекса и т.д.). Участвуют в акциях по очистки территории от бытового мусора. Сотрудничают с обществом по охране окружающей среды( собирали подписи жителей посёлка для организации пункта по сортировки упаковочных материалов, участвовали в акциях , направленных на сохранение дендропарка). Сотрудничают с «Сибэкоцентром».

Слайд 13

Более 80% учащихся поступают в ВУЗы. За последние три года два выпускника поступили в НГУ на факультет естественных наук. Многие выпускники учатся в медицинской академии, аграрном университете, педагогическом университете, томском университете(ф-т экологии) и других учебных заведениях, где сдаются вступительные экзамены по биологии. Среди моих выпускников 2016\2017 учебного года и 2017\2018 уч. года 6 медалистов. Выпускники школы часто приходят в гости. Беседуют с учащимися, проводят классные часы. Приглашают на экскурсии в исследовательские институты, на предприятия, где они работают после окончания ВУЗов. а

Слайд 14

При обучении учащихся важна активная жизненная позиция учителя, его положительный пример. Для учителя биологии актуальным и значимым является пропаганда здорового образа жизни. Приложение № 7 Накопленным опытом хочется поделиться с коллегами. Так как мы учимся друг у друга. Помогаем найти ошибки, осознать результаты своей деятельности. Приложение № 8

Слайд 15

Приложение № 1 Кабинет биологии Методическая литература для учителя Учебная и научно-популярная литература для ученика Наглядные пособия Видеотека, мультимедийные пособия Интернет КИМ Дидактический материал Раздаточный материал Опытно-экспериментальное оборудование Цифровые образовательные ресурсы, созданные учителем Технические средства обучения (телевизор, DVD , компьютер) Нормативные документы Перечень оснащения

Слайд 16

Приложение №2 Список вопросов для стимулирования беглости мышления Альтернативные применения: Можно ли данный объект использовать как-то по другому? На что похож данный объект? Что он напоминает 2. Изменения: Можете ли Вы изменить цвет данного объекта, размер, форму, звук, запах, направление движения? Можно ли удлинить этот объект, сделать его больше, тяжелее, сильнее, толще? Как можно улучшить, усовершенствовать объект? 3. Уменьшение: Можно ли сделать этот объект меньше, короче, тоньше, слабее? 4. Замещение: Можно ли в замен этого использовать другой механизм? 5. Перемещение: Можете ли Вы поменять части? Можете ли Вы сделать это в другой последовательности? 6. Комбинирование, объединение: Можете ли Вы скомбинировать эти части, идеи? Можете ли Вы смешать, соединить эти части вместе? 7. Перевёртывание: Можете ли Вы развернуть этот объект задом наперёд или перевернуть его?

Слайд 17

Приложение № 3 Вопросы для самостоятельного оценивания работы Тебе нравится твоя работа? Почему? А что ты думаешь об этом? А что хорошего, по-твоему, есть в твоей работе? Ты бы сравнил эту работу с той, что сделал в прошлый раз? Что в этой работе тебе больше всего удалось? Что в этой работе тебе больше всего нравится?

Слайд 18

Приложение №4 Классификация занятий в соответствии со структурой интеллекта Дж. Гилфорда Тип задания Действия Приёмы, применяемые учителем Раздумия о словах Образные единицы Составить синквейн, работа с понятиями Придумай Образные системы Проектирование, составь тест, схему, условие задачи, кроссворд, конспект Истории и сказки Идеи Путешествие пчелы и т.д., истории взаимоотношений совы и мыши, листьев и стебля. Рассказ, используя набор слов. Праздник Символические импликации и разработки деталей Посвящение. День птиц. День Земли Рассказ по рисункам Выводы Рассказ по рисункам, таблицам, схемам. Пантомима. Что ты видишь? Образные разработки деталей Прибор, модель, часть скелета рыбы, орган млекопитающих, процесс и т. д. Новая жизнь старых вещей Образные разработки деталей Проектирование, альтернатива. Нарисуй Символические разработки деталей Клетку бактерий, растений, грибов, эритроцита. Сердце, рефлекторную дугу. Сочинение стихов Семантические отношения Сочинение стихов Если бы я написал книгу Образные трансформации Если бы я написал книгу по кусу «Человек», статью по теме «Генетика».

Слайд 19

Приложение № 5 Учебные достижения учащихся подвергаются внешней экспертизе: 1. Всероссийские проверочные работы 2. ГИА а. ОГЭ б ЭГЭ 3. Всероссийская олимпиада школьников 4. Научно-практические конференции

Слайд 20

Приложение № 6 Внеклассная деятельность Декада биологии Проектная деятельность учащихся НПК Элективные курсы Акции по экологии Озеленение школы и пришкольной территории Конференции Экскурсии Олимпиады Классные часы Встречи с выпускниками школы

Слайд 21

Приложение № 7 Пропаганда здорового образа жизни Тематические классные часы Валеологические минуты на уроках Активный отдых с классом на природе Участие в районном конкурсе «Самый спортивный класс» -2 место Участие в районном конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья» - 3 место

Слайд 22

Приложение № 8 Обобщение и распространение опыта Выступление на педсоветах Открытые уроки Проведение семинаров Наставничество Представление опыта на сайтах Отзывы о результатах педагогической деятельности Участие в семинарах, конференциях 1.Современные технологии в обучении. 2.Создание интеллектуального фона развития. 3.Различные формы и приёмы обеспечения надлежащего поведения учащихся в классе. 4. Отметка – как фактор риска. 1.Жизнь без сигарет (районный с.) 2.Состав, свойства напитков и здоровье человека. (семинар директоров) 3. Белки – высшая ступень развития вещества в природе, обусловившая появление жизни. (Семинар уч. биологии) Районный семинар учителей биологии – март 2016 «Развитие творческого мышления у учащихся через внеурочную деятельность». Организация и проведение педагогической практики студентов НГПУ. Страничка на сайте S_2_krasn. nov. edu 54. ru Коллег Администрации Родителей. Учащихся. Районные Областные Городские Региональные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки как способ развития творческого мышления учащихся при обучении английскому языку

В данном материале рассматриваются нестандартные уроки английского языка, которые могут помочь педагогам развить творческое мышление обучающихся....

Совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на основе дифференцированного подхода в обучении

Одной из приоритетных компетенций является коммуникативная – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в р...

Статья "Развитие творческого мышления на занятиях по изобразительной деятельности. Протокол РМО от 24.03.2020г.

Статья "Развитие творческого мышления на занятиях по изобразительной деятельности и протокол выступления на РМО от 24.03.2020г....

«Роль чтения в развитии творческого мышления воспитанников Центра как основа учебной деятельности»

Он руку над партою тянет и тянет. Неужто никто на него и не взглянет? Не нужно отметок в журнал и в дневник, Довольно того, что он в тайну проник Что чудо свершилось, задача решилась... Спросите, пожа...

статья Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.

Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования. Результаты интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления студентов, что  способствуе...

презентация Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.

Проблема междисциплинарной интеграции имеет принципиально важное значение как для развития научных основ педагогики, так и для практической деятельности преподавателей. Переход на новые федеральные об...