Презентация "Экономические системы"
презентация к уроку по истории (10, 11 класс) на тему
Может быть использована на уроках истории и обществознания в 10-11 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonom_sist.ppt | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание: Экономическая система. Традиционная экономическая система. Командно - административная экономическая система. Рыночная экономическая система. Смешанная экономическая система. Тест для проверки.
Экономическая система – установленная и действующая совокупность принципов, правил и законов, определяющих форму и содержание экономических отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Традиционная система – система, которая основана на обычаях и традициях . Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.
Командная система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения.
Рождение командной системы в СССР явилось следствием социалистическ ой революци и , идеологическим знаменем котор ой был марксизм. Конкретная модель командной системы была разработана В. И . Лениным и И. В. Сталиным. В соответствии с марксистской теорией предусматривалось резкое повышение благосостояния страны и устранение различий в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, а также ведение всей хозяйственной деятельности на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. В.И.Ленин И.В.Сталин
Командная система предполагает полную ликвидацию частной собственности и ее замену на государственную о сновные экономические вопросы решаются государственными органами управления и реализуются с помощью обязательных для исполнения распоряжений и планов господство коллективных форм собственности
В соответствии с этой системой всеми ресурсами, объявленными общенародной собственностью, в действительности полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники. В результате доходы людей и предприятий перестают зависеть от того, насколько рационально они используют ресурсы, насколько в продуктах их труда действительно нуждается общество. Оценка результатов деятельности осуществляется по формальным критериям, которые часто не совпадают с реальными нуждами общества. Э то приводит к потере людьми интереса к труду.
Неэффективность командной системы в СССР и других странах бывшего социалистического лагеря стала очевидна к началу 1980-х годов. По сравнению с развитыми странами подавляющее большинство производимой в этих странах продукции оказалось неконкурентоспособно из-за низкого качества и устаревшей конструкции; уровень благосостояния и продолжительность жизни граждан ниже, а детская смертность выше; технический уровень производства — также намного ниже, загрязнение окружающей среды — значительно выше. Герб СССР
Рыночная система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.
Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора. Основу этой системы составляют: право частной собственности, частная хозяйственная инициатива, рыночная организация распределения ресурсов. Создание именно тех благ, в которых нуждается общество, осуществляется системой рынков, на каждом из которых продаются и покупаются блага и ресурсы определенного типа (существуют рынок земли, рынок капитала, рынок труда, рынки товаров и услуг, которые непосредственно потребляются людьми).
Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к росту собственного благосостояния. Достоинство рыночного м еханизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, тем самым продавец добивается собственной в ыгоды , н о и покупатель в ынужден считаться с интересами продавца .
Анализируя механизм рыночного согласования интересов продавцов и покупателей, выдающийся английский ученый-экономист Адам Смит писал в своей знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776): «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, как и во многом другом, приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял ». Адам Смит Под «невидимой рукой» рынка, позволяющей рыночной экономической системе координировать деятельность сотен миллионов людей со времен Адама Смита, экономисты подразумевают механизм цен.
Именно цены, складывающиеся в процессе конкуренции на рынке, служат для всех продавцов и покупателей главным источником информации о соотношении предложения товаров и спроса на них. Рынки, основанные на конкуренции, являются самым эффективным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ. Достоинство конкуренции состоит в том, что только с помощью производства лучших по своим качествам товаров или менее затратных товаров, можно победить конкурентов. В конкуренции покупателей за дефицитный товар с наименьшими затратами одерживают верх те, чья собственная деятельность ценится рынком особенно высоко и лучше оплачивается, что позволяет предложить за товар наивысшую цену.
Смешанная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
Смешанная экономическая система предполагает сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении основных экономических вопросов путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов.
Смешанная экономическая система включает в себя элементы рыночной экономики: частную собственность, рынки ресурсов и товаров, частную хозяйственную инициативу. Государство же выполняет функции перераспределения доходов и ресурсов, создания общественных благ, ослабления внешних эффектов. Основой смешанной экономической системы является частная собственность, но наряду с частным сектором существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству, но которое не осуществляет в отношении их директивного планирования, а сами предприятия функционируют по законам рынка.
Главные экономические вопросы в рамках смешанной системы в основном решаются рынками, которые и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Как правило, в странах со смешанной экономической системой государство несет расходы на социальные нужды (помощь малоимущим, инвалидам, престарелым, безработным), на образование, здравоохранение, науку, функционирование государственных средств связи, на оборону, на поддержание общественного порядка, на выплату процентов государственного долга, на содержание государственного аппарата .
Тест. Задания с выбором ответа. 1. Для традиционной экономики характерно: 1) Преобладание свободного нерегулируемого рыночного хозяйства 2) Конкуренция на рынках товаров и услуг монополистов и свободных производителей 3) Регулирование производства и распределение благ обычаями и устоями 4) Быстрые темпы обновления техники и технологии
2. Какую экономическую систему характеризует следующий пример: Вопросы производства и распределение продукции жестко регламентируются государством, государство устанавливает цены на продукцию: 1) Командную (плановую) 2) Свободную рыночную экономику 3) Социально ориентированное рыночное хозяйство 4) Традиционную экономику
3. Характерным признаком рыночной экономики является: 1) Директивное регулирование хозяйственной деятельности 2) Отсутствие конкурентной борьбы 3) Свободное ценообразование 4) Преобладание государственной формы собственности 4. Рыночную экономику отличает: Конкуренция товаропроизводителей 2) Директивное планирование объемов производства 3) Централизованное ценообразование 4) Преобладание государственной собственности производственной деятельности
5. Государство в условиях командно-административной экономии: Разрабатывает антимонопольное законодательство 2) Лицензирует деятельность коммерческих банков 3) Осуществляет субсидирование некоторых предприятий 4) Осуществляет директивное планирование
6. Верны ли следующие суждения об экономических системах? А. Экономические системы различаются по способам использования ограниченных ресурсов. В. Экономические системы различаются тем, как решают вопросы о целях и способах производства, принципах распределения благ. 1). верно А 2). верно только В 3). верны А и В 4). неверны оба суждения
7. Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике? А. Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное ценообразование. В. Государство в рыночной экономике осуществляет лицензирование деятельности коммерческих банков. 1). верно А 2). верно только В 3). верны А и В 4). неверны оба суждения
8. Задания с кратким открытым ответом . Соотнесите типы экономических систем и характеризующие их признаки. Признаки: Типы: 1).конкуренция товаропроизводителей А) рыночная экономика 2).экономическая свобода потребителя и В)командная экономика производителя 3).централизованное ценообразование 4).директивное планирование экономической деятельности 1 2 3 4
Неверно 1 5 6 7 2 34 8
Верно!!! 2 6 7 8 4 5 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система интеграции современных информационных технологий в системе физкультурного образования
В современных условиях резко возросла роль компьютеров во многих областях человеческой деятельности. Не составляет исключения здесь и система физкультурного образования. Современное образование преду...
Система упражнений по теме: "Уравнения и системы уравнений".
В данном пособии предложена система упражнений с решениями по теме : "Уравнения и системы уравнений" для учащихся старшей школы....
Методическое пособие: " Система упражнений. Неравенства и системы неравенств".
В данном пособии предложена система упражнений с решениями по теме: "Неравенства и системы неравенств" для учащихся 10-11 классов....
Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".
Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы".
План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы"....
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...