Урок по истории России "Победа великой державы"
учебно-методический материал по истории (7 класс) на тему

Урок разработан для учащихся 7 класса в соотвествии с требованиями ФГОС. Тип урока -комбинированный. Учащихся научатся определять направления.  задачи и итоги внешней политики России XVIII века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл severnaya_voyna.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Победа великой державы

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  карта «Северная война», раздаточный материал, атласы

Технические средства обучения:

компьютер, медиапроектор.

Экранно-звуковые пособия:

презентация в  Power Point «Северная война».

Ресурсы :

 Учебник  Данилов А.А. История. Россия в XVI–XVIII веках, М. 2015г.

Формы и методы обучения: фронтальная, групповая,  кодирование информации

1. Цели и задачи урока в соответствии с линиями развития.

Линии  1-2. Картина мира в фактах и понятиях

Учить выявлять основные события Северной войны в период с 1709 по 1721 год.

Линия 3. Историческое мышление

Определять причины победы России в Северной войне.

Задачи:

Предметные :

-создать условия для осмысления и систематизации  информации по теме «Северная война» средствами критического мышления;

- продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника  дополнительными  источниками информации, оценку имеющихся знаний

Метапредметные:

- формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;

- владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами источников.

- создать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.

Личностные :

-оценивать содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками,

-воспитание чувства гордости за свою Родину,

-осознание своей этнической принадлежности;

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

 - отличать верно выполненное задание от неверного;

 - осуществлять самоконтроль;

 -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

  Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради, карте, дидактических материалах;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, карте;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

 Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь аргументировано  отвечать;

 - искать информацию в нескольких источниках

Планируемые результаты:

учащиеся научатся определять направления, задачи и итоги внешней политики России, представлять

результаты изучения исторического материала в форме конспекта, объяснять изученные положения на конкретных примерах, доказывать свою точку зрения, осмысливать теоретический материал, выполнять познавательные и проблемные задания.

Отношения, ценности, внутренние установки : 

дать оценку внешнеполитической деятельности России в ходе Северной войны, выразить свое отношение к роли Петра I в ответственные моменты российской истории.

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный 2 мин.

Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

Здравствуйте, ребята!

О ком эти пушкинские строки?

Самодержавною рукой  

 Он смело сеял просвещенье, 
Не презирал страны родной:

Он знал ее предназначенье.. 

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

(Про кого говорил историк С.Ф. Платонов: «__ как реформатор созрел за границей».)

Правильно, Петр 1

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Включение в учебный процесс

II этап: постановка цели и задач урока 3 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Прочитайте наш эпиграф к уроку, попробуйте определить,  о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

«Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать на море.

Сюда по новым по волнам

Все флаги в гости будут к нам»

А.С. Пушкин

Тема сегодняшнего урока «Победа великой державы»

Что думали по поводу этой победы правители враждующих государств- России и Швеции. Прочитаем материал на стр.191

Как оценивал шведский король своего противника?

На что он надеялся, отправляясь в Россию?

Прочитайте, что по этому вопросу думал государь Петр I.

Как он объясняет победу России в Северной войне?

В чем противоречие? Какой возникает вопрос?

Что необходимо знать для ответа на поставленный вопрос?

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют.

Анализ текста

Победа России в Северной войне- случайность или закономерность?

План:

1.как разворачивались события Северной войны

2.к каким изменениям привела война(записать)

Учебно-познавательная, коммуникативная

Появление цели урока

Умение сотрудничать,  анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

III этап: актуализация знаний 5 мин.

Сорганизация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Что из имеющихся фактов нам нужно вспомнить?

Взаимопроверка, сравнить с эталоном

.

События Северной войны

Демонстрируют знания, умения  по теме.

.

Учебно-познавательная

Проверочная работа по карточкам (3 мин)

Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности

IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин.

Учитель предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

Представьте, что  вы журналисты, вам надо описать события Северной войны.

Группа 1. Стр.192-194(«Полтавская баталия»)

На основании видеосюжета, текста учебника, карты  ответьте на вопрос, какими причинами можно объяснить победу русских войск под Полтавой? Докажите, что это был перелом в Северной войне.

Группа 2. Стр.194-197 («От поражений к победам»)

Продолжите заполнять таблицу, используя карту,  укажите причины и значение Прутского похода, Гангутского и Гренгамского морских  сражения

Группа 3. Стр.197-199 (Ништадский мир)

 

составление хронологической таблицы «Северная война»

Учебно-познавательная

Коммуникативная.

 Работа в группах

Формирование навыков поисковой деятельности.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

V этап: первичное проверка понимания 5 мин.

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.

Итак, как журналисты отмечаем, что нового узнали об истории Северной войны? Что в изучаемом материале показалось интересным? Какая информация, на ваш взгляд, требует уточнения?

 

физминутка

Работа по  таблице

Учебно-познавательная, коммуникативная

Работа в группе

Самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата

VI этап: первичное закрепление 5 мин.

Включение нового знания в систему знаний;

повторение  и закрепление ранее изученного.

Вы, как журналисты, много путешествуете, а значит можете работать с картой.

Нанесите на контурную карту события, о которых мы сегодня говорили  Северной войны

О чем свидетельствует факт победы России в Северной войне?

Представьте, что вам нужно ответить на вопрос иностранца: «Какой стала Россия после окончания Северной войны?» Отвечать нужно прилагательными

Вспомните, как называют сильные, могущественные государства?

Осенью 1721 года Россия была провозглашена империей, а Петр I императором.

Использует приобретенные знания в практической деятельности, решает творческие задачи.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Работа с контурной картой

Умение использовать информацию из разных  источников, вычленять необходимую для решения учебной задачи.

Формирование навыков речевой деятельности.

VII этап: контроль усвоения, осуждение допущенных ошибок и их коррекция 5 мин.

Организовать действие по обобщению.

Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков.

-Как бы вы ответили на поставленный в начале урока вопрос. Свое мнение докажите

Вот что писал об итогах войны советник французского короля  Людовика XIV герцог Сен- Симон: «Северная война принесла полное изменение положения на севере: упадок, если не сказать, уничтожение Швеции, которая приводила в трепет весь север и не раз заставляла дрожать Империю и Австрийский дом, и необычное возвышение другой державы, доселе известной лишь по названию и никогда не влиявшей на другие страны»

-Какой статус на международной арене получила Россия после окончания Северной войны?

-Представьте себе такую ситуацию: после объявления о победе России в Северной войне встретились русский купец, генерал русской армии и крестьянин. Какие чувства вызовет у них весть о победе и почему?

-Исторические задачи:

1. С какими событиями связана эта дата? Если к дате начала Северной войны прибавить разницу между датой основания Санкт –Петербурга и началом правления двух царей малолетнего Петра и Ивана   при регентстве царевны Софьи.

2.На сколько лет Москва старше Санкт-Петербурга, если известно, что Москва на 265 лет моложе Древнерусского государства, а строительство Санкт-Петербурга началось в третий год Северной войны.

3.Указом Петра I в России было введено европейское летоисчисление. До этого счет годам велся от сотворения мира. В Европе счет годам велся от Рождества Христова. Известно, что разница между сотворением мира и Рождеством Христовым составляет 5508 лет. Какому году от сотворения мира соответствовал 1700 год от Рождества Христова?

4.Перелом в Северной войне произошел после Полтавской битвы. Известно, что обе армии в сумме насчитывали 72000 человек. Также известно, что численность русской армии превышала шведскую на 12000 человек. Потери русских составили 1300 человек, а шведов 9000 убитых и 3000 было взято в плен. Какова была численность русской и шведской армий перед сражением и после?

5.На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы.

1. О каком князе идет речь, и когда произошло это событие?

2. По приказу, какого царя началось строительство новой столицы?

3. Когда была заложена новая столица, и как ее назвали?

4. Что связывает два этих события?

Победа России в Северной войне-закономерность, так как все усилия были направлены на ее достижение.

Авторитет России вырос. Россия стала великой державой.

Коммуникативная, учебно-познавательная

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Умение систематизировать, обобщать изученное

Формирование собственных представлений о предмете изучения.

VIII этап: рефлексия 5 мин.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Подведем итоги урока, используя метод инсерта, обозначив с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

 «Результатом войны стали следующие людские потери: со стороны России – 75 тыс. убитых, а шведы потеряли 175 тыс. убитыми.

 Итогом Северной войны 1700-1721 гг. стал Ништадтский мирный договор. Согласно нему в состав Российской Империи вошли Эстляндия, Карелия, южные земли Финляндии, Лифляндия (Ливония).

Был произведен обмен военнопленными, все «преступники» и перебежчики» с обеих сторон получили полную амнистию. Швеция же в результате войны не только потеряла статус мировой державы, но даже и своего короля:

Карл XII был убит при осаде Фредриксхальда 30 ноября 1718 года. Таким образом, по итогам Северной войны Россия получила земли на берегу Балтийского моря, что было очень важно для Петра Великого, мечтавшего сделать свою страну морской державой.»

Домашнее задание:

1.Задание на выбор  после §17

2.Подготовка статьи на тему: «Итоги внешней политики Петра I».

Спасибо за урок.

Анализирует деятельность по достижению цели

Учебно-познавательная

Рефлексия с использованием клеше

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории "Россия: становление великой державы"

Методическая разработка урока  истории по теме "Россия: становление великой державы". Изучению этой темы уделяется большое внимание в отечественной истории и в истории Нового времени в целом...

Урок по истории. ТЕМА: «Великая отечественная война. Германское нашествие. Трагическое начало.» 11 класс

Конспект урока можно использовать как для урока в 9, 11 классах, так и для внеклассного мероприятия....

Россия - великая держава

Эссе учителя о России...

проект Логотипов в рамках акции Великая история - Великая держава

В рамках изучения основ работы в программе Paint был разраобатн  проект создания логотипа с помощью средств ИКТ   по теме «Великая история - Великая держава». Для реализации проекта реб...

Конспект урока по истории Тема "Образование державы Маурьев в Индиил"

Конспект урока по истории для учеников 5 класса к учебнику Древней истории. Автор Михайловский....