Урок по истории "Россия: становление великой державы"
методическая разработка по истории по теме
Методическая разработка урока истории по теме "Россия: становление великой державы". Изучению этой темы уделяется большое внимание в отечественной истории и в истории Нового времени в целом. Данный урок предполагается провести как комбинированный, т.к. для лучшего раскрытия темы необходимо вспомнить предыдущие темы из отечественной и мировой истории. Предполагаемые формы и методы опроса и изложения нового материала позволяют использовать индивидуальный, личностно-ориентированный подход к студентам, активизировать их внимание, лучше разобраться со сложными вопросами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по истории "Россия: становление великой державы" | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по истории
«Россия: становление великой державы»
Преподавателя истории Шалаевой Натальи Владимимровны
Введение
На рубеже XVII - XVIII в.в Россия утвердилась в качестве великой державы. Наиболее существенные перемены в положении России и характере ее развития произошли в царствование Алексея Михайловича Романова (1645-1676г.г.).
Кульминацией этого процесса явилась, конечно, эпоха Петра I (1689-1725), царя-преобразователя. Подчинение церкви государству, введение Табели о рангах, способствовавшей социальной мобильности, активная протекция национальной промышленности и торговле, забота об образовании и просвещении страны, ломка традиционных устоев быта и норм поведения - такой обширной программы, реализуемой сверху, не знала, пожалуй, ни одна западноевропейская страна.
Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую Империю. Коренным образом изменилось место России в мире и ее роль в международных отношениях того времени.
Поэтому изучению этой темы уделяется большое внимание в отечественной истории и в истории нового времени в целом. Данный урок предлагается провести как комбинированный, т.к. для лучшего раскрытия темы: «Россия: становление великой державы» необходимо вспомнить предыдущие темы из отечественной и мировой истории. Предлагаемые формы и методы опроса и изложения нового материала позволяют использовать индивидуальный, личностно-ориентированный подход к студентам, активизировать их внимание, лучше разобраться со сложными вопросами.
Подготовительный этап
При подготовке урока преподаватель разрабатывает план урока, разнообразные вопросы и задания для проверки домашнего задания, предусматривает эффективные и доступные методы изучения нового материала. Преподаватель составляет тесты по теме «Смутное время», готовит историческое лото по просветителям и кроссворд по теме «Буржуазная революция в Англии». Заранее студентам было поручено подготовить доклады по темам «Бунташный век» и «Характеристика Петра I как человека». Преподаватель помогает им подобрать научный материал и разобраться в сложных вопросах. Члены исторического кружка подготовили плакаты «Табель о рангах», «Схема государственного управления при Петре I», а также большой кроссворд по теме «Буржуазная революция в Англии».
Для оформления кабинета к уроку и большей наглядности была сделана выставка книг и отдельных статей о Петре I, а также подбор открыток о Петербурге - детище Петра I.
Для голосования студентов в конце урока по вопросу оценки деятельности Петра I были подготовлены цветные жетоны (красные - положительная оценка, черные - отрицательная оценка). А также были подготовлены желтые жетоны для того, чтобы раздать студентам во время урока за короткие ответы и добавления.
План занятия
Тема: «Россия: становление великой державы»
Тип занятия: комбинированный урок
Продолжительность: 1 ч. 30 мин.
Место проведения: кабинет истории
Методическая цель: показать разнообразные методы опроса и изучения нового материала
Дидактическая цель: показать значение деятельности Алексея Михайловича и Петра I в становлении России как великой державы. Дать оценку Петру I как исторической личности.
Развивающая цель: развивать у студентов память, внимание, логику мышления, интеллект, правильную речь, умение слушать друг друга, умение высказывать свою точку зрения.
Воспитательная цель: прививать интерес к предмету, воспитывать у студентов чувство любви к Родине, воспитывать чувство ответственности
Междисциплинарные связи: география
Формы и методы обучения: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, политинформация, доклады, беседа, рассказ, работа с учебником.
Учебное оборудование и оснащение:
- учебник: Н.В. Загладин. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до наших дней.
- тесты
- историческое лото
- кроссворд
- выставка книг о Петре I
- открытки о Петербурге
- доклады: «Бунташный век» и «Характеристика Петра I как человека»
- плакаты: «Табель о рангах», «Схема государственного управления при Петре I», «План Петра I»
- цветные жетоны
- карта «Россия с конца XVII в. до 60-х годов XVIII в.»
Ход урока
1. Организационный момент.
- Проверка посещаемости
- Сообщение целей урока
- Назначение экспертов
2. Проверка знаний студентов.
Формы опроса:
Индивидуальный опрос: - Тесты (3 человека)
- Историческое лото (3 человека)
- Кроссворд (1 человек)
- Причины революции (ответ у доски)
Фронтальный опрос: события, которые происходили по основным датам революции и их значение (1640 г., 1641 г., 1642 г., 1644 г., 1647 г., 1649 г., 1653 г., 1660 г.)
3. Подведение итогов опроса.
4. Изложение нового материала.
- актуализация мыслительной деятельности, постановка целей
- план изложения нового материала:
I. Алексей Михайлович (1645-1676 г.г.). Внутренняя политика.
- Принятие Земским собором Соборного Уложения в 1649 году (работа с учебником)
- Народные бунты (доклад)
- Меры, ослабляющие власть знати (работа с учебником)
- Возрастает роль государства в делах церкви.
II. Петр I (1689 - 1725 г.г.)
- Доклад «Характеристика Петра I как человека».
- Внешняя политика. Задачи:
1) выход в Черное море
2) упрочить позиции на Каспии
3) выход в Балтийское море
3. Внутренняя политика. Реформы Петра I (работа с учебником)
1) реформа армии
2) реформа системы государственного управления
3) реформа местной власти
4) реформа налогообложения
5) «Табель о рангах»
6) «Указ о единонаследии»
5. Закрепление знаний.
- Выступление экспертов
- Оценка деятельности Петра I студентами
6. Подведение итогов урока.
Сценарий
1. Организационный момент.
- Проверка посещаемости
- - «Сегодня на уроке мы должны с вами сначала вспомнить предыдущие темы, а точнее «Смутное время в России», «Просвещение» и «Буржуазная революция в Англии». Ну и конечно же изучить новую тему, которая будет назваться «Россия: становление великой державы».
- Помогать сегодня на уроке мне будут 2 эксперта (из числа студентов)
- За дополнение к ответам и за работу на уроке вы будете получать жетоны, которые в конце урока эксперты соберут и по количеству жетонов вы будете оценены. Так что активнее работайте на уроке.
- И еще, у вас на карте лежат по 2 цветных квадратика, вы их пока отложите в сторону. Они нам понадобятся в конце урока.
2. Проверка знаний учащихся:
- Итак, сначала вспомним темы, которые я вас просила повторить. Это «Смутное время» и «Просвещение».
На первую парту выходят:
- Писать тесты по теме «Смутное время» (3 человека)
- Составлять историческое лото по просветителям (3 человека)
- И к доске выходит разгадывать кроссворд по теме «Буржуазная революция в Англии» (1 человек)
- Преподаватель - Пока ребята выполняют эту работу, мы с вами по традиции слушаем обзор новостей за предыдущую неделю.
(Слушается обзор новостей за неделю и оценивается)
4. Преподаватель - Кто успел выполнить письменное задание можете сдать. Кто не успел, у вас еще есть время, пока мы будем слушать следующий ответ.
5. Преподаватель - А следующий вопрос звучит так: «Причины буржуазной революции в Англии». Надо выйти к доске и дать развернутый ответ (слушается ответ; вопрос: «У вас есть что добавить?»; оценивается ответ).
6. Преподаватель - Письменные работы сдаем экспертам.
7. Преподаватель - А мы с вами восстановим ход буржуазной революции в Англии. На доске написаны особые даты революции. Вы должны назвать какое событие произошло в этом году и значение этого события.
Итак: 1640 г., 1641 г., 1642 г., 1644 г., 1647 г., 1649 г., 1653 г., 1660 г.
- что такое абсолютизм?
- значит чем была ограничена власть короля? (Дополнительный вопрос. За ответы студенты получают жетоны).
Преподаватель - Итак, мы с вами выяснили, что главный итог буржуазной революции в Англии - это значительное ограничение власти монарха и повышение роли парламента.
8) Преподаватель - А теперь, вспомнив всю эту тему, проверим кроссворд.
К доске выходит эксперт. Преподаватель читает вопрос. Группа проверяет. Эксперт исправляет, если не правильно.
3.- Ставится оценка за кроссворд.
- Эксперты объявляют оценки за тесты и историческое лото.
4. Изложение нового материала.
Тема сегодняшнего урока «Россия: становление великой державы». И мы должны с вами сегодня определить значение деятельности (сразу двух великих российских правителей) Алексея Михайловича и Петра I в становлении России как великой державы. И в конце урока мы должны дать оценку Петру I как исторической личности.
- Работа нам предстоит очень большая, поэтому давайте будем работать очень активно.
Итак, запишите тему урока.
Первый вопрос (запишите)
I. Алексей Михайлович (1645 - 1676 г.г.) . Внутренняя политика.
«?» - Какая фамилия у Алексея Михайловича?
«?» - Когда была основана династия Романовых?
Алексей Михайлович - 2-й в династии Романовых. Говоря о правлении Алексея Михайловича мы рассматриваем только его внутреннюю политику, а о внешней политике вы прочитаете дома сами. Поэтому в формулировке вопроса подпишите - «внутренняя политика».
- откройте учебник на стр.237. Пункт, который мы с вами сейчас будем рассматривать называется «усиление абсолютизма в России».
1) В годы своего правления Алексей Михайлович создает военно-бюрократическую систему управления. Первым шагом в этом направлении было принятие земским собором в 1649 г.СОБОРНОГО УЛОЖЕНИЯ. (записать: 1)
«?» - Что такое СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ? (читают учебник и ищут ответ)
«?» - Значение принятия этого документа?
«?» - Назовите сословия? (ищут ответ в учебнике)
- Давайте запишем, что такое сословие.
Сословие - это группа людей с определенными правами и обязанностями, которые передаются по наследству.
«?» - Что можно сказать о положении крестьянского сословия? (ищут ответ в учебнике)
2) - 17 век называют «Бунташный век», так как в этом веке, в том числе и в годы правления Алексея Михайловича, было много народных бунтов. Поэтому 2-я часть вопроса - запишите - «Народные бунты»
- Мы с вами послушаем доклад «Бунташный век». Слушайте внимательно, так как в конце доклада Ира задаст вам вопрос.
(доклад «Бунташный век»)
- Итак, какие народные бунты вы можете назвать?
( - соляной, - медный, - под предводительством Степана Разина.) | Записать |
- Все эти народные выступления не носили революционного характера и в конце концов подавлялись, так как народ не требовал свержения царя, верил в доброго царя, а во всех бедах винил отдельных чиновников.
3) В годы своего правления Алексей Михайлович проводил меры, ослабляющие власть знати. (Запишите)
«?» - Какие это меры? (ищут ответ в учебнике)
Записать | - перестал собирать Земский Собор - уменьшилась роль Боярской думы |
«?» - А что вместо этого? (ищут ответ в учебнике)
«?» - Какие ещё меры ослабляли власть знати?
Записать | - отменено местничество (когда наместником становился самый родовитый человек в данной местности) |
«?» - что изменилось при Алексее Михайловиче? (ищут ответ в учебнике)
- страна разделена на 250 уездов, которые возглавляют воеводы, назначаемые царем и не обязательно знатного происхождения. Следовательно, уменьшается влияние бояр на управление государством и усиливается власть царя, т.к. воеводы подчиняются ему.
4). И 4-я часть вопроса: возросла роль государства в делах церкви (записать)
- после церковной реформы, проводимой патриархом Никоном.
- раскол в церкви → ослабла роль Никона → увеличилась роль царя в делах церкви.
Итак, мы с вами видим, что за годы правления Алексея Михайловича значительно усилился абсолютизм в России и в целом усилилось Российское государство. |
II. Петр I (1689 - 1725 г.г.)
Еще больше для становления России как великой державы сделал другой великий правитель - Петр I (сын Алексей Михайловича).
«?» - Как полное имя Петра I (Петр Алексеевич Романов)
- итак запишите второй вопрос (II)
Петр I (1689 - 1725 г.г.)
- Давайте сначала послушаем доклад о Петре I .
- Вопрос о Петре I мы разделим на две части. Если рассматривая правление Алексея Михайловича мы смогли ограничиться его внутренней политикой, то говоря о Петре I нам необходимо рассмотреть и внутреннюю и внешнюю политику, т.к. они неразрывно связаны между собой. Поэтому первая часть вопроса
1. Внешняя политика. Этот вопрос мы будем с вами рассматривать заполняя таблицу.
Задача | Как решалась | Итог |
1.Выход в Черное море | Война с Турцией | Россия укрепилась на Азовском море (решена эта задача?!) |
2. Упрочить позиции России на Каспийском море | Военный поход на Кавказ и Иран | Россия получила западный берег Каспийского моря (решена эта задача?!) |
3. Выход в Балтийское море | Война со Швецией 1700-1721 г.г. (Северная война) | - получила часть Финляндии с Выборгом; - получила Прибалтику; - получила порты на Балтийском море => расширилась возможность торговли с Европой - Петр I стал императором |
Северная война
- Союзники России: Дания, Речь Посполитая, Саксония.
- Карл XII
- Высадился в Дании
- Разгромил русскую армия под Нарвой.
- Обрушился на Польшу, низложил короля
- Саксония заключила мир
- Петр I сделал правильные выводы и стал проводить реформы для укрепления армии и государства в целом. Поэтому от Северной войны мы пока отойдем и итоги этой войны мы рассмотрим попозже. Оставьте место в таблице (побольше, т.к. итоги Северной войны будут значительные)
И запишите вторую часть вопроса:
2. Внутренняя политика. Реформы Петра I.
- откройте учебник на странице 240
«?» - Посмотрите какие реформы проводит Петр I.
- Первая реформа после поражения под Нарвой была конечно - реформа армии.
«?» - Что можете сказать об этой реформе? (читают в учебнике)
- рекруты - кто такие?
- военные мануфактуры
- флот
- военные училища (дать жетон)
- Реформа системы государственного управления. (Повесить таблицу).
«?» - Что можете сказать об этой реформе? (читают в учебнике)
- сенат
- коллегии (до этого были приказы; кто ввел систему приказов?)
Но некоторые приказы повторяли деятельность друг друга, а между коллегиями были четко разграничены функции. Например:
- Берг-коллегия - горное дело
- Юстиц-коллегия - юридические вопросы
- Коммерц-коллегия - торговля.
(показать на таблице).
- Святейший Синод (церковь подчиняется государству) (дать жетон)
- Реформа местной власти.
«?» - Что можете сказать об этой реформе? (читают в учебнике)
- губернии - 8 (во главе губернаторы, назначаемые царем)
- провинции - 50
- уезды ≈ 250 (дать жетон)
- Реформа налогообложения (читают в учебнике):
«?» - Какой до этого был налог? (читают в учебнике)
- теперь подушный налог с душ мужского пола (в т.ч. младенцев и стариков). Для этого проведена перепись.
- новые налоги → какие?
- для чего создана фискальная служба? (дать жетон)
- «Табель о рангах» (служебная лестница)
- Главное не происхождение, а способности
- Можно дослужиться до дворянского титула (показать таблицу).
- «Указ о единонаследии»
- Уравнял в правах бояр и дворян
- Земля передавалась по наследству старшему сыну, а младшие должны нести обязательную службу.
- - Все эти реформы дали возможность укрепить армию и государство в целом. И уже в 1709 г. шведская армия была разгромлена под Полтавой. Русские войска одержали еще ряд побед. Также серьезную победу одержал молодой русский флот у мыса Гангут. Эти и другие победы вели к полному разгрому Швеции. И ведущие страны Европы сделали все, чтобы между Россией и Швецией был заключен мир. Мирный договор был подписан в городе Ништадте в 1721 г.
- Откройте учебник на странице 244.
«?» - Посмотрите, что получила Россия по этому договору?
«?» - Какой титул получил Петр I.
5. Закрепление знаний.
Мы очень много узнали о деятельности Петра I. Наши эксперты внимательно следили за информацией на уроке и дома привлекали дополнительную литературу. И они сейчас подведут итоги деятельности Петра I, каждый со своей позиции.
- Первый говорит о заслугах Петра I;
- Второй говорит об отрицательных моментах в годы правления Петра I.
( Приложение 1)
Вы внимательно все выслушали и теперь вам предстоит дать оценку Петру I как исторической личности. Если вы считаете, что Петр I сделал для России больше положительного, то по моей команде вы поднимите красный квадратик. Если вы считаете, что он в своей деятельности нанес России больше вреда, чем пользы, то поднимите черный квадратик.
- Итак, оцените деятельность Петра I (студенты поднимают красные и черные квадратики. На данном уроке почти все подняли красные квадратики, оценив деятельность Петра I положительно).
6. Подведение итогов
- Итак мы с вами очень плодотворно поработали и задачи поставленные в начале урока выполнили. Действительно проследили процесс становления России как великой державы. И даже выступили в роли судей в отношении Петра I.
Жетоны, которые вы заработали, подпишите и отдайте экспертам. Я подсчитаю, сколько у каждого жетонов и на следующем уроке скажу оценки.
Домашнее задание:
Учебник - Н.В. Загладин «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века», § 31 - 32 - прочитать, подготовить ответы на вопросы:
- внутренняя политика Алексея Михайловича;
- внутренняя и внешняя политика Петра I.
Литература:
1. Н.В. Загладин «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века». М. 2001 г.
2. И.Н. Ионов «Российская цивилизация IX - начало XX века». М. 2001 г.
3. Орлов А.С. и др. «Основы курса истории России». М. 1999 г.
4. А.О. Амелькин «История». М. 2001 г.
5. 100 великих Россиян. М. 2001 г.
6. Мир русской истории. Энциклопедический справочник. М. 1998 г.
Приложение №1
Примерная речь экспертов
1 эксперт. Положительная оценка Петра I.
Преобразованиями были охвачены все области общественной жизни - экономика, социальные отношения, система власти и управления, военная сфера, церковь, культура и быт. Государство всячески способствовало росту мануфактур в металлургии, кораблестроении, в текстильном, кожевенном, канатном, стекольном производстве. Впервые в истории страны государство взяло на себя роль активного и деятельного участника экономических процессов. Проводилась политика протекционизма. Петр I полностью изменил систему государственного управления. С принятием Табели о рангах, разделившей всех государственных служащих на 14 классов и открывшей перед выходцами из социальных низов блестящие перспективы продвижения к дворянству, бюрократическая машина сложилась окончательно. Победа в Северной войне 1700-1725 г.г. была бы невозможна без военной реформы, создания регулярной армии и флота. Основные цели реформы понятны: Петр стремился европеизировать Россию, преодолеть отставание, создать регулярное, эффективное государство, сделать страну великой державой. Эти цели в значительной степени были достигнуты. Символом успехов можно было считать провозглашение России империей.
2 эксперт. Отрицательная оценка Петра I.
Петровские преобразования принесли России больше вреда, чем пользы. Славянофилы XIX века обращали внимание прежде всего на то, что первый император России стремился переделать ее на европейский лад, не уважал обычаи и традиции своей страны. Они подчеркивали прохладное отношение царя к православию, им не нравилось его стремление заставить российскую знать носить европейскую одежду, готовность доверять больше иностранным советникам и выходцам из нижних сословий, чем русской знати.
Преобразования, проводимые Петром I, в значительной мере осуществлялось за счет увеличения поборов и налогов с крестьянства. Введение подушной подати втрое увеличило налоги крестьян и посадских людей. Это тормозило развитие крестьянского предпринимательство и стало причиной ряда крупных восстаний крестьян и горожан (восстание в Астрахани в 1705-1706 г.г., восстание на Дону под руководством К. Булавина в 1707-1709г.г.). Строительство новой северной столицы - Санкт-Петербурга велось буквально на костях крепостных, согнанных в устье реки Невы со всей России. Государственные методы реформирования распространялись и на область культуры. Дело сводилось не только к бритью боярских бород. Светская жизнь, которая на Западе была свободной, в России организовывалась сверху. Посещение ассамблей было принудительным, само веселье гостей было подневольным, а шутки Петра скорее напоминали издевательство. Таким образом, славянофилы представляли Петра I как жестокого тирана, столкнувшего Россию с ее традиционной траектории развития, насадившего продажную бюрократию и укрепившего подлое крепостничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
бинарный урок по географии в 9 классе "«Главный город великой державы, город чести и воинской славы»
интеграция географии и истории...
Россия - великая держава
Эссе учителя о России...
проект Логотипов в рамках акции Великая история - Великая держава
В рамках изучения основ работы в программе Paint был разраобатн проект создания логотипа с помощью средств ИКТ по теме «Великая история - Великая держава». Для реализации проекта реб...
Урок по истории России "Победа великой державы"
Урок разработан для учащихся 7 класса в соотвествии с требованиями ФГОС. Тип урока -комбинированный. Учащихся научатся определять направления. задачи и итоги внешней политики России XVIII века....
Внеклассное мероприятие по английскому языку для 9-11 классов «Россия – отсталая страна. Нам нечем гордиться. / Россия – великая держава – у нас есть повод для гордости».
Цель внеклассного мероприятия- способствовать развитию навыков коммуникативной деятельности обучающихся во внеклассной деятельности. Данное мероприятие способствовало развитию навыков поиска и отбора ...
Презентация к мероприятию по географии "Россия, ты- великая держава"
Презентация к мероприятию по географии "Россия, ты - великая держава"...
Презентация к уроку истории "Великие державы Азии в XVI-XVII вв." 7 класс
______________________________________...