Конспект открытого урока
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Открытый урок по теме:
«Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII в.».
Цель: обобщение и закрепление основных фактов, персоналий и дат, связанных с борьбой Руси с иноземными захватчиками на протяжении XIII века;
Задачи:
Образовательные: сформировать представления о монголо-татарах их завоевательной политике, походах Батыя на Русь; определить роль личности Александра Невского в истории Руси; раскрыть особенности борьбы новгородских земель с крестоносцами и шведами.
Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений (выделять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; делать выводы; работать с картой; работать в парах; выполнять проблемные задания; развивать умения анализировать, обобщать и сопоставлять имеющиеся данные и фактический материал; составлять повествование на основе нескольких источников; способствовать развитию у школьников интереса к истории).
Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому нашего народа, сострадание к обществу в тяжёлые вехи истории, содействовать формированию патриотизма на примере героических подвигов предков.
Тип урока: повторительно – обобщающий
Форма урока: урок – практикум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 279.47 КБ |
![]() | 1.62 МБ |
![]() | 258.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме:
«Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII в.».
Цель: обобщение и закрепление основных фактов, персоналий и дат, связанных с борьбой Руси с иноземными захватчиками на протяжении XIII века;
Задачи:
Образовательные: сформировать представления о монголо-татарах их завоевательной политике, походах Батыя на Русь; определить роль личности Александра Невского в истории Руси; раскрыть особенности борьбы новгородских земель с крестоносцами и шведами.
Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений (выделять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; делать выводы; работать с картой; работать в парах; выполнять проблемные задания; развивать умения анализировать, обобщать и сопоставлять имеющиеся данные и фактический материал; составлять повествование на основе нескольких источников; способствовать развитию у школьников интереса к истории).
Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому нашего народа, сострадание к обществу в тяжёлые вехи истории, содействовать формированию патриотизма на примере героических подвигов предков.
Тип урока: повторительно – обобщающий
Форма урока: урок – практикум.
Оборудование:
- Карта «Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками в 13 веке».
- Карта - схемы сражений: Невская битва, Ледовое побоище.
- Проектор и интерактивная доска
- Учебный фильма «Александр Невский».
Ход урока.
Мотивационный блок (6 мин)
Слайд 1. Изображено несколько рисунков с изображением Александра Невского, Батыя, Битва на Калке, Ледовое побоище, Невская битва.
Давайте вспомним: с какими врагами столкнулась Русь в XIII? (монголо-татары, немецкие феодалы, шведы).
На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали один из сложнейших периодов истории Родины, связанный с защитой границ от иностранных захватчиков с Востока и Запада.
Как вы думаете, какие будут наши с вами задачи и цели на урок?
Сегодня на уроке наша задача обобщить и закрепить полученные знания по данному периоду.
Тема нашего урока – Борьба Руси с иностранными захватчиками в XIIIв.
Слайд 2
Эпиграфом нам послужат строки стихотворения А.Блока
Слайд 3
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь…\....
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль ….
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль ….
Образ несущей вскачь степной кобылицы – это символ выступившей против ордынцев Московской Руси, образ всей нашей древней истории. XIII век — время тяжелых испытаний для Русской земли. Немало бед принесли нашим предкам ссоры князей и битвы между ними, жестокие схватки с половцами и печенегами.
В каком состоянии находилось наше государство в XIII в. Перед монгольским нашествием?
Какие отрицательные последствия имела государственная раздробленность Руси?
- упадок военного могущества Древней Руси,
- падение обороноспособности Руси
- отсутствие политического единства.
Именно эти последствия привели к тому, что не раз пришлось русскому народу отстаивать свою независимость в кровавых битвах. Каждое сражение несло разрушение, смерть, горе. Но как самое ужасное несчастье хранит до сих пор народная память нашествие монголо-татар.
- Битва на реке Калке. (4 мин)
Задание 1.1: «Узнай событие»
Слайд 4
«В лето 6731 (1223г.) по грехам нашим пришли народы незнаемые… Пришла неслыханная рать, называемая татары, их же никто ясно не знает – кто они и откуда пришли, и каков их язык, и какого племени они», - писал русский летописец.
О какой битве идет речь?
Каковы итоги битвы?
31 мая 1223 г. – Битва на Калке. Монголы всех перебили. В битве погибло около 10 тысяч русских воинов. Пленных русских князей они связали, повалили на землю и придавили досками, на которых устроили пир.
Почему русские и половцы потерпели поражение?
Силы русских князей были разобщены, каждый командовал своей дружиной. В критический момент половцы предали русских и начали бежать с поля боя. Киевский князь Мстислав Романович, расположившись на холме, безучастно наблюдал за гибелью русских дружин.
- Монгольское нашествие на Русь. (10 мин.)
Задание 2.1: «Узнай событие»
Слайд 5.
2.1. Был страшный год, когда все страны
Боялись больше , чем огня
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня…
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой ,
Топча сухие ковыли.
(1237 г. – нашествие хана Батыя на Русь)
2.2. Работа с модулем «Русь в борьбе с монголо-татарами».
Задание 1 – Поместите таблички на правильные места «1-2 поход Батыя»
2.3.Какие последствия имело монгольское нашествие на Русь? (беседа)
- резко сократилось население страны;
- разрушены десятки городов, многие мастера и ремесленники погибли, а некоторые уведены в плен;
- замерла торговля и хозяйственная жизнь;
- прекратилось каменное строительство;
- погибли произведения искусства – храмы, иконы, книги…
2.4 Почему Орда добилась такого успеха и смогла разгромить Русь? (беседа)
Главные причины поражения Руси:
1.Раздробленность и отсутствие единства в русских землях.
2. Высокое воинское мастерство монгольского войска.
2.5 Кто быстрее? Приложение 1 (Раздать рядам)
Работа в парах, выполнять по одному положению, затем передавать другой парте.
Вывод: Древняя Русь приняла на себя всю тяжесть удара монгольских орд. Она остановила и задержала дальнейшее их продвижение на Запад и спасла Западную Европу от разгрома. По этому поводу А.С.Пушкин писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией».
А теперь небольшая физминутка. (1-2мин.)
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.(качаются)
Ветер тише, тише, тише (приседают)
Деревцо все выше, выше, выше (встают)
Проведем еще игру
Все присядем, скажем «у»,
Быстро встанем, скажем «а».
Вот и кончилась игра.
3. Невская битва. (10 мин)
3.1Узнай событие.
3.1. «И была сеча великая со шведами, и перебил их князь бесчисленное множество, и самому королю (Биргеру) возложил печать на лицо острым своим копьем».
(Невская битва, 1240г.)
Почти одновременно с монгольским нашествием древнерусские княжества оказались под угрозой нашествия.
Назовите основные причины их походов.
3.2 Задание. Распределите правильно карточки с вооружением и оружием воина русского и шведского. (Приложение 2)
1: русский (шлем, латы, кольчуга, меч, лук, стрелы, колчан, боевые топоры.)
2: рыцарь (меч, копьё, топор, палица, щит, кольчуга-латы, шлем-забрало.)
3.3. Вставить пропущенные предложения в тексте «Невская битва». (Приложение 3)
Перед вами на экране схема «невская битва»
- Часть войска вышла на берег, а остальные остались на ________________ .
- Александру перед боем сказал воинам: «Нас немного, но
не в силе ____________________________.»
- 15 __________1240 года русское войско напало на _________________ лагерь.
- Ополченец Савва пробился в середину неприятельского лагеря и _________________.
- Новгородец Гаврило Алексич на коне ворвался на _____________ и убил шведского епископа.
- Сам Александр тяжело ранил шведского _____________.
- Шведы бросились _________________.
- За победу на реке Неве народ назвал Александра _____________.
4. Ледовое побоище (10 мин)
Узнай событие
4.1. Под нами лед, над нами небо,
За нами наши города,
Ни леса, ни земли , ни хлеба
Не взять ливонцам никогда
( 1242 г. – Ледовое побоище)
Просмотреть учебный фильм «Александр Невский» (продолжительность 4 мин.)
Беседа по вопросам:
- На основании этого фрагмента каким перед нами предстает сам князь, каков его образ? (образ мужественного храброго человека, защитника Руси)
- Каковы причины победы русских над немецкими рыцарями? ( воодушевляющий образ князя, правильно выбранная стратегия и тактика, храбрость, мужество и героизм русских воинов)
Каково историческое значение Невской битвы и битвы на льду Чудского озера?
- Немецкие и шведские рыцари были изгнаны из русских земель
- Северо-западные земли Руси отстояли свою независимость и свободу
Обе победы Александра Невского – над шведами и немцами – имели огромное значение для дальнейшей истории как русского, так и других народов Восточной Европы. Они приостановили грабительские продвижения рыцарей – крестоносцев на восток, обеспечили безопасность торговых путей Руси на Балтике, дали русскому народу уверенность в своих силах, звали на борьбу против монгольских поработителей.
Рефлексия: (2мин)
Самое важное имя: …………………………………………………………
Самое важное события ………………………………………………………
Два самых важных качества личности полководца: ……………………………
Выставление оценок за урок. (3 мин)
Домашнее задание:
1)написать сочинение «Александр Невский – доблестный полководец»;
2) Раздать темы докладов («Поучение детям» - Владимир Мономах. «Слово» и «Моление Даниила Заточника». «Слово о полку Игореве». Архитектурные постройка Новгорода в 12-13 веках. Архитектурные постройки Владимира в 12-13 веках. Влияние ордынского владычества на русскую культура. Сделать мини-презентацию на 5-6 слайдов.)
Ребята выходя из класса положите ваши кружочки мне на стол.
С улыбкой – урок понравился и не вызвал трудностей.
Недовольный – на уроке я выявил затруднения по некоторым вопросам – буду исправлять!
Кроссворд
1.Река, где впервые встретились русские воины с монголо – татарскими воинами
2.Господство одного народа над другим
3.Ханская грамота с правом на княжение
4.Город, который 7 недель оборонялся от монголо – татар и был прозван «злым городом»
5.Город Южной Руси, столица Древнерусского государства, павший 6 декабря 1240 года под натиском монголо - татар
6.Город Руси, первый подвергшийся разгрому со стороны монголо - татар
7.Подарки ханам от русских князей
8.Монголо – татарский хан, возглавивший поход на Русь в 1237г
Заместитель директора по УВР МБУ «Школа №93» ___________________ /Юдина Т.Б./
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII в
О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь - стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь…\.... И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль …. Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль… ( А . Блок )
О какой битве идет речь? Каковы итоги битвы? « В лето 6731 (1223г.) по грехам нашим пришли народы незнаемые… Пришла неслыханная рать, называемая татары, их же никто ясно не знает – кто они и откуда пришли, и каков их язык, и какого племени они», - писал русский летописец .
Поражение на Калке
Узнайте событие Был страшный год, когда все страны Боялись больше , чем огня Батыя – внука Чингисхана, Свое соседство с ним кляня… Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли, В осенний день, по степи голой , Топча сухие ковыли
Нашествие Батыя на Русь
Какие последствия имело монгольское нашествие на Русь ? Чем можно объяснить победы монголо - татар?
Кто быстрее?
физминутка Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо.(качаются) Ветер тише, тише, тише (приседают) Деревцо все выше, выше, выше (встают) Проведем еще игру Все присядем, скажем «у», Быстро встанем, скажем «а». Вот и кончилась игра.
Узнайте событие! « И была сеча великая со шведами, и перебил их князь бесчисленное множество, и самому королю ( Биргеру ) возложил печать на лицо острым своим копьем».
Невская битва
Вставьте пропущенные предложения в тексте Часть войска вышла на берег, а остальные остались на ______ ??? ________ . Александру перед боем сказал воинам: «Нас немного, но не в силе ___________ ???? _____________.» 15 ____ ??? ___ 1240 года русское войско напало на ______ ??? ________ лагерь. Ополченец Савва пробился в середину неприятельского лагеря и _______ ??? _______. Новгородец Гаврило Алексич на коне ворвался на ____ ???? _____ и убил шведского епископа. Сам Александр тяжело ранил шведского _____ ??? ______. Шведы бросились ______ ??? ________. За победу на реке Неве народ назвал Александра _____ ??? ______.
Узнайте событие! Под нами лед, над нами небо, За нами наши города, Ни леса, ни земли , ни хлеба Не взять ливонцам никогда
Ледовое побоище
Каково историческое значение Невской битвы и битвы на Чудском озере?
Рефлексия Самое важное имя: ………………………???…………………………… Самые важные события ……………………???……………………………… Два самых важных качества личности полководца: ……………???………………………
Домашнее задание 1. Н аписать сочинение « Александр Невский – доблестный полководец XIII века» 2. Подготовить доклады по темам…..
С улыбкой – урок понравился и не вызвал трудностей =)) Недовольный – на уроке у меня возникли затруднения по некоторым вопросам – буду исправлять ! =((
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Приложение 3
Вставить пропущенные предложения в тексте «Невская битва».
- Часть войска вышла на берег, а остальные остались на ________________ .
- Александру перед боем сказал воинам: «Нас немного, но не в силе____________________________.»
- 15 __________1240 года русское войско напало на _________________ лагерь.
- Ополченец Савва пробился в середину неприятельского лагеря и _________________.
- Новгородец Гаврило Алексич на коне ворвался на _____________ и убил шведского епископа.
- Сам Александр тяжело ранил шведского _____________.
- Шведы бросились _________________.
- За победу на реке Неве народ назвал Александра _____________.
Приложение 2
Ребята, распределите правильно карточки с вооружением и оружием воина русского и шведского.
1: русский (шлем, латы, кольчуга, меч, лук, стрелы, колчан, боевые топоры.)
2: рыцарь (меч, копьё, топор, палица, щит, кольчуга-латы, шлем-забрало.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-401226-1391934239.jpg)
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/08/picture-702930-1662640461.jpg)
Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"
Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...