Проект « История народного образования города Мелекесса (Димитровграда) ».
проект по истории (10 класс) на тему
Посещая школьный музей, учащиеся изучают историю создания школы, приобщаются к любви и гордости за свою школу и Родину, изучая её историко-культурное, духовное наследие, будут верны своему гражданскому долгу, готовыми к защите своего Отечества, помнить о ветеранах ВОВ, знать о знаменитых людях, прославивших нашу школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 62.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект « История народного образования города Мелекесса (Димитровграда) ».
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, регламентируя его права, в числе других неотъемлемых прав провозглашает право каждого на образование.
Одним из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование являются федеральные государственные образовательные стандарты.
Формирование универсальных учебных действий в настоящее время становится приоритетным направлением развития общего образования в ходе перехода образовательных учреждений на стандарты нового поколения. Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного и сознательного присвоения социального опыта. Схематично можно классифицировать УУД следующим образом: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение. В личностном становлении первоочередную роль играет нравственное воспитание. Именно нравственное воспитание создает этический фундамент человеческого сознания, который определяет жизнь и судьбу каждого из нас. Основой нравственного воспитания служат ценностные ориентиры, в соответствии с которыми формируется активная жизненная позиция. Гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом. Именно в школе ребёнок становится не только человеком только семейным, но и общественным. Поэтому проблема формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения приобретает особую педагогическую значимость и решение её в полном объёме затрагивает все уровни образовательных учреждений.
В условиях религиозного, этнического, социального и культурного разнообразия российского общества достижение социального согласия является обязательным условием укрепления государственности, стабильности, безопасности государства как приоритетной политики. Повышаются требования к ответственности и личностной свободе выбора, развитию культуры толерантности в ситуациях межнациональных отношений и общения.
Гражданская идентичность (также государственно-гражданская идентичность, национально-гражданская идентичность ) — индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта. Гражданская идентичность людей имеет свои особые черты в любой стране. Идентичность позволяет человеку осознать себя частью организованной силы, которой является, например, его этническая или гражданская общность, а также защищает человека от негативной социальной информации
Ключевой задачей самоопределения является формирование гражданской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл
В период становления гражданской идентичности важнейшее значение имеет формирование и развитие таких качеств личности, которые составляют основу гражданской культуры личности – патриотизма, гражданственности, политической и правовой культуры.
Отсутствие четких нравственных ориентиров ведет к страшным для России последствиям, когда молодое поколение формируется в условиях растущего негативного отношения к своей Родине. Главная забота школы – не допустить этого. Создание системы гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания является основной задачей современной школы. Значительная роль в этом процессе принадлежит школьному музею. Через работу в музее у школьников формируется любовь к своей стране, городу, школе, гордость за нее, готовность разделить с ней беды и радости, готовность и страстное желание защитить ее.
РАЗДЕЛ I.
1.1 Актуальность музейного проекта.
Цель школьного музея средней школы №9 города Димитровград - объединение учащихся в создании комплексных музейных проектов по истории, краеведению, включающих в себя научные и социологические исследования, поисковую работу, исследовательские и поисковые экспедиции, разработку и реализацию культурно – образовательных программ, экспозиционных пространств и передвижных выставок.
Посещая школьный музей, учащиеся изучают историю создания школы, приобщаются к любви и гордости за свою школу и Родину, изучая её историко-культурное, духовное наследие, будут верны своему гражданскому долгу, готовыми к защите своего Отечества, помнить о ветеранах ВОВ, знать о знаменитых людях, прославивших нашу школу.
Наш музей – музей истории первой советской школы №1 города Мелекесса – был открыт 14 октября 1982 г. Приступая к организации музея, в 1981 году, коллектив школы поставил задачу: четко определить, о чем должны рассказывать материалы будущего музея. 1) история школы ,2) рассказать об учебных и внеклассных занятиях, 3)общественной и трудовой деятельности учащихся и педколлектива, о педагогах, о судьбах воспитанников школы.В 1982 году в здании школы был открыт музей Первой советской школы Мелекесса. В фондах музея имеются совершенно уникальные документы. Например, паспорт школы 1944-1945 годов, ведомость учета успеваемости учащихся 10 С класса1942-1943 учебного года . Вызывают интерес письма с фронта, макет старого здания школы, номер газеты «Ульяновская правда»1946 года, в котором напечатан материал о гибели Марии Мусоровой. На базе музея проходят встречи с ветеранами войны и труда, чествование старейших учителей школы, городские мероприятия воспитательного и обучающего характера. Гостями музея бывают ученики соседских школ. Активисты музейного кружка принимали участие в городском и областном фестивалях школьных музеев.
В коридорах второго этажа младшего блока была развернута экспозиция по истории народного образования города Димитровграда. Экспозиция является частью музейного комплекса «Первая советская школа Мелекесса» За время существования материал в некоторой степени устарел, стал неинтересен современным учителям и ученикам, не отражает современное развитие школьного образования в городе. Многие материалы требуют реставрации. В Ульяновске существует и работает прекрасный музей народного образования. И это замечательно. Во втором же, по значимости, городе Ульяновской области, Димитровграде, такого музея нет. Мы считаем, что история народного образования в городе изучена недостаточно, не обобщен краеведческий материал, не собраны материальные свидетельства, документы. В архивах школьного музея Первая советская школа Мелекесса накоплен материал для создании(реставрации) музейной экспозиции. В целях изучения и пропаганды вклада учительства в развитие культуры и просвещения активизации работы по воспитанию патриотизма и гражданственности подрастающего поколения возникла идея создания долгосрочного масштабного музейного проекта, которому дали название
« История народного образования города Мелекесса (Димитровграда)
1.2
Проект « История народного образования города Мелекесса (Димитровграда) ».
Аннотация.
Проблема: «Показать на фактическом материале достижения нашей страны, нашего региона в области просвещения, самые передовые принципы организации народного образования в городе Димитровграде, где, к сожалению,нет музея или музейной экспозиции, отражающей вехи истории становления народного образования нашего города.
ЦЕЛИ: 1. Пополнение фондов школьного музея; создание музейной экспозиции, раскрывающей историю развития народного образования в нашем городе
2. Показать на конкретных материалах и фактах успехи народного образованияв Мелекессе (Димитровграде), поднять престиж учительства
3. Воспитание у учащихся гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории и культуре своей школы, своего города, своей страны.
- Формирование чувства ответственности за сохранение культурного наследия, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
ЗАДАЧИ:
- Главная задача музея образования - это не только сбор документальных материалов о лучших педагогических работниках Димитровграда, но и воспитание любви и уважения к профессии педагога, к своей школе, городу, родному краю.
- Приобщить ребят к изучению истории родного города, школы;
- Создать условия для развития общественной активности учащихся, воспитания в них сознательного отношения к труду и народному достоянию, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения;
- Сформировать у учащихся умение вырабатывать активную жизненную позицию
Сроки реализации проекта: май 2017 - сентябрь 2018 (1 год )
1.3 Рабочая группа проекта.
Разработчики и исполнители проекта – директор муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №9 г.Димитровграда Ульяновской области Купряева Е.Н., авторы проекта Севастьянова М.А.,зам директора по воспитательной работе, Хасиятулина В.Г.- учитель истории и директор школьного музея Первая Советская школа Мелекесса, Гогичаева Л.Р., учитель истории и руководитель кружка «Музееведение».
1.4 Анализ и характеристика предметной базы экспозиции:
Сооздание экспозиции требует ряда условий, а именно наличия:
- фондов музейных предметов на тему экспозиции ;
- авторского коллектива, ориентирующегося в проблемах намеченной общей темы и знакомого с методикой экспозиционной работы;
- помещения, предназначенного для экспозиции .
Фонды музейных предметов на тему экспозиции
В фондах школьного музея имеются источники для экспонирования и создания музейной экспозиции по данной теме. Это письменные источники (архивные документы, фотографии, дневниковые записи, автобиографии, альбомы по истории школ города,записи решений педагогических советов и т.д), аудиозаписи, киноматериал,коллекции значков, открыток,личные вещи, переданные ветеранами педагогического труда, а также материалы, собранные поисковыми группами учащихся школ и внешкольными работниками
Помещение, предназначенного для экспозиции.
Ресурсы школы в выделении помещения для музея, к сожалению, ограничены. Поэтому авторский коллектив проекта определил для размещения музейной экспозиции холл третьего этажа старшего блока (каб.301-306). Музейная экспозиция является продолжением школьного музея «Первая Советская школа Мелекесса»
Объёмы и источники финансирования проекта:
Ресурсы | Сумма (руб.) | Источники финансирования |
Объемы финансирования |
| Использование внутренних ресурсов самих , спонсорской помощи и благотворительных фондов поддержки образовательной организации |
Стоимость имеющихся ресурсов |
| |
Необходимо привлечь (доп.) |
|
РАЗДЕЛ II. Содержание проекта
1.1 Экспозиции музея будут представлены по трем разделам:
1 История становления народного образования в Мелекессе (от начала 20 века до современности). Рабочее название «Из века в век»
2. Школьная панорама ( краткая справка о становлении и развитии каждой школы в Мелекессе (Димитровграде) )
3. Учителями славится Россия (педагоги-победители конкурса «Учитель года», ветераны педагогического труда и педагогические династии города)
Содержание экспозиций
1 История становления народного образования в Мелекессе (от начала 20 века до современности) . Рабочее название «Из века в век»
Содержание.
- Архивная справка о сети школ города Мелекесса, выделение ассигнований на народное образование.
- Историческая справка о состоянии народного образования в Мелекессе довоенного периода.
- Фотография участников районной учительской конференции 1930 года.
- Фотография слушателей педтехникума 1929 года
- Фотографии заведующих отделом народного образования с краткой биографической справкой.
- Коллективные фотографии работников отдела образования разных лет.
II Школьная панорама( краткая справка о становлении и развитии каждой школы в Мелекессе (Димитровграде) )
Содержание экспозиции.
Экспозиции по истории школ будут строиться по определенному алгоритму :
-историческая справка по школе
-коллективные фотографии учителей разных лет
-фотографии учителей -новаторов, отличников Просвещения и т.д.
-документы, свидетельствующие о жизни школы
-фотографии, раскрывающие развитие школы в современности
-печатные материалы о жизни школы
Материалы по каждой школе будут раскрываться в хронологическом порядке
III Учителями славится Россия ( педагоги-победители конкурса «Учитель года», ветераны педагогического труда и педагогические династии города) Фотографии, печатные материалы.
1.2 Принципы построения экспозиции:
- принцип идейности, когда при построении экспозиции отбираются только те предметы, которые соответствуют её теме и идее;
- принцип историзма. Раскрытие истории образования в городе с самого начала до современности в строгом хронологической последовательности
- принцип предметности. Материал экспозиции строится на живом , современном материале.
-принцип доходчивости. Экспозиция строится с учётом её восприятия различными группами экскурсантов. Материал будет доступен , интересен и для учителей, и для старшеклассников, и для младших школьников.
1.3.Источники формирования экспозиций:
- Материалы из запасных фондов школьного музея.
- Отреставрированные материалы, снятые со старых стендов.
- Материалы, полученные из музеев других школ
- Результаты поисковых операций музейного актива
1.4. План мероприятий и план-график по созданию, внедрению и апробации проекта.
Проектной группой разработан план мероприятий и план-график по созданию, внедрению и апробации проекта. Реализация проекта начнётся в МБОУ СОШ № 9 г. Димитровграда Ульяновской области
Цикл проекта, на реализацию которого отводится 16 месяцев, состоит из трёх этапов:
- организационно-подготовительный этап: 01.05.2017 г. – 31.08.2017 г.,
- основной этап: 01.09.2017 г.– 30.04.2018 г.,
- заключительный этап: 05.05.2018 – 27.09.2018 г.
На первом этапе создаётся команда проекта, включающая руководителя проекта. На данном этапе реализации проекта проводится педсовет с решением о создании проекта, анкетирование учащихся, круглый стол с организациями, сособствующих реализации проекта ( Совет ветеранов педагогического труда, управление образования гДимитровграда, родительским комитетом школы), опубликовывается статья в СМИ и размещается информация на сайте образовательного учреждения о начале реализации проекта .
Второй этап является основным этапом реализации проекта, на котором непосредственно происходит работа с обучающимися, представителями вышеуказанных организаций по систематизации материала, проверке достоверности информации, дизайн стендов.
На заключительном этапе презентация проекта , публикуется статья в СМИ и информация на сайте образовательного учреждения, заключительное заседание команды проекта, на котором подводятся итоги работы.
Мероприятия проекта
Задачи | Мероприятия |
1. Разработать и внедрить в воспитательную внеурочную деятельность комплекс мероприятий по созданию проекта | 1.1.Педагогический совет с целью освещения идеи проекта и создания рабочей группы по реализации проекта; 1.2. Заседание рабочей группы по сбору и обработке предложений по реализации; 1.3.Конкурс среди обучающихся по разработке дизайна прокта 1.4.Статьи в местные СМИ (Пресс-релиз о создании страницы на сайте ОО о старте проекта, этапах реализации) 1.5.Работа объединения по направлениям: Встречи с представителями общественных организаций (ежемесячно);
|
2. Организовать сетевое взаимодействие с музеями народного образования в рамках региона и страны | Обмен опытом( вебинары, организация селекторных совещанийи др.) |
3. Организовать мероприятия презентации школьных проектов . | 4.1 Выставка проектов, разработанных группами обучающихся; 4.2 Освещение результатов выставки в СМИ и социальных сетях; 4.3 Страница в социальных сетях, посвящённая этапам реализации проекта. |
Ресурсы проекта
Смета расходов проекта создания школьной экспозиции
№ | вид расходов | количество | цена за единицу (рубли) |
1. | Дизайн и изготовление фирменных пластиковых информационных стендов |
|
|
2. | Приобретение мобильных демонстрационных столов |
|
|
3. | Приобретение стеллажей |
|
|
4. | Настенный проекционный экран | ||
5. | Подставка для проектора и ноутбука | ||
6. | Напольная стойка для печатной продукции | ||
7. | Подсветка для витрин и экспозиций | ||
8. | Приобретение канцтоваров | ||
9. | бумага ксероксная | 10упак. |
|
10. | бумага ксероксная цветная | 4упак. |
|
11. | двусторонний скотч | 4рул. |
|
12. | Работы художника-оформителя |
|
|
13. | принтер | ||
Всего | |||
Итого по смете |
Критерии результативности проекта:
В результате реализации проекта предполагается:
1. Пополнение музейных фондов.
2. Обновление интерьера и экспозиций музея.
3. Количественный охват субъектов образовательного процесса системой патриотического воспитания.
4. Возросшая мотивация педагогов к использованию материалов музея в учебно-воспитательном процессе.
5. Рост интереса воспитанников к сохранению истории школы, её традиций, идеалов.
6. Развитие интеллектуального потенциала учащихся, их речи, словарного запаса, сохранённых психических функций через привлечение к работе в «Школе юного экскурсовода».
7.Развитие интереса к истории родного края, как составной части истории страны.
8. Развитие духовно-нравственных качеств: милосердие, сострадание, чувство долга и ответственности.
9. Пополнение круга интересов учащихся социально-значимым содержанием, основанным на опыте поколений.
10. Осознание собственной значимости, своей роли в жизни коллектива, повышение самооценки.
11. Повышение роли и статуса учителя в современном обществе, профориентационная работа по подготовке школьников к выбору профессии педагога.
Критерии эффективности проекта:
- Заинтересованность педагогов и учащихся в создании и функционировании музея как эффективного средства патриотического и профориентационного воспитания учащихся, их моральных и нравственных норм.
- Сотрудничество музея с учреждениями культуры города и области.
- Наличие и демонстрация музейного фонда.
- Привлечение учащихся школы к экскурсионной работе в музее.
- Ведение учащимися поисковой работы по месту жительства.
Основные методы работы, технологии реализации проекта
Для реализации проекта используются следующие методы работы по граж-данско-патриотическому воспитанию:
- Поисковая деятельность;
- Встречи с ветеранами педагогического труда,ветеранами войны
- Экскурсии по музейным выставкам;
- Музейные уроки;
- Экскурсионная деятельность;
- Подготовка экскурсоводов;
- Уроки истории 5-11 классов;
- Шефство над ветеранами войны и труда;
- Диспуты, круглые столы;
- Оформление тематических выставок.
Ожидаемые результаты проекта
В ходе подготовки и реализации проекта будет обеспечено достижение двух групп результатов:
Результаты-эффекты:
- Вовлечение обучающихся в активную деятельность.
- Повышение эффективности внеурочной работы школы.
- Повышение степени удовлетворенности участников образовательного процесса результатами внеурочной деятельности (не менее, чем на 20 % по сравнению с входной диагностикой).
- Выявление талантливой молодежи и создание оптимальных условий для профессиональной ориентации учащихся
- Музейная экспозиция должна вооружить педагогов новыми знаниями, способствовать росту профессионального мастерства
Результаты-продукты:
Комплект методических материалов проекта
1. Презентационный буклет .
2. Информационные стенды:
- - «История становления народного образования в Мелекессе (от начала 20 века до современности). Рабочее название «Из века в век»
- Школьная панорама (краткая справка о становлении и развитии каждой школы в Мелекессе (Димитровграде))
- Учителями славится Россия (педагоги-победители конкурса «Учитель года», ветераны педагогического труда и педагогические династии города)
- «Секреты выбора профессии».
5. Профориентационное мероприятие под девизом: «Правильный выбор профессии-моя будущая карьера».
.
Нормативно-правовая база
1. Протокол собрания педагогического коллектива.
- Положение о команде проекта.
- Приказ «О создании команды проекта по созданию и реализации проекта».
- Протоколы заседания команды проекта.
- Аналитическая справка итогов проекта.
Перспективность проекта
В дальнейшей работе школьного музея планируется:
1. Расширять экспозиции;
2. На базе школьного музея проводить методическому объединению руководителей школьных музеев семинаров, круглых столов, диспутов;
3. Проводить выездные экспозиционные выставки в школы города;
4. Приглашать представителей поисковых отрядов других школ города по обмену опытом;
5. Наладить сотрудничество с государственными музеями, архивами и профильными общественными организациями;
6. Продолжать поисковую деятельность;
7. Выпустить методическое пособие по разработке экскурсий по музею
8.Разработать сайт школьного музея
Список документов и информационных источников
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751).
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг. (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61).
- Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 №61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 -2015 годы».
- Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. М. 1996.
- Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческих музеев в свете современных теорий научного познания // Музей в совре- менном мире: традиционализм и новаторство. Труды ГИМ. М., 1999. Вые. 104.
- Юхневич М.Ю. Текст в экспозиции. Опыт экспериментального исследования // Музейное дело в СССР. Научные основы работы музеев историче- ского профиля. М., 1980.
- Министерство образования и науки Ульяновской области - http://minobr.ulgov.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории Казахстана на тему "Народное образование и литература Казахстана во второй половине XIX века"
Интегрированный урок (история Казахстана и казахская литература) с применением технологии развивающего обучения....
« История народного образования на Народное образование на территории сёл Андреевка, Богословка хуторе Виноградовка».
Аннотация.В данной работе по теме : «История народного образования на территории сёл Андреевка, Богословка хутора Виноградовка» преследовалась цель: собрать информацию, факты о том, ч...
Остапенко А.А., Терскова С.А. Осторожно, «обществознание»! // Народное образование. – 2008. – № 2. – С. 13-16.
Критический анализ учебника обществознания для 7 класса (авторы А.Кравченко, Е. Певцова)....
Профсоюз. Протокол № 1 Отчетно-выборной конференции Городской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации города Покачи
Избрать большинством голосов, председателем городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ города Покачи Рамазанову М.М....
Творческий проект по истории народных промыслов "Путешествие в мир кружев"
Творческий проект по истории кружевного промысла для дополнительных занятий и внеклассных мероприятий.« Путешествие в мир кружев» Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий....
Исследовательская работа "История народного образования Воронежского края. Богучарский район. Село Липчанка."
Исследовательская работа раскрывает историю народного образования Богучарского района, и конкретно рассказывает об истории развития образования в селе Липчанка....
Методическая разработка занятия по художественной керамике "Дымковская народная игрушка. История народного промысла"
Материал данной методической разработки представлен в виде учебного занятия из серии «Народная игрушка» и включает в себя знакомство с историей Дымковского народного промысла, а так же поэ...