Проект « История народного образования города Мелекесса (Димитровграда) ».
проект по истории (10 класс) на тему

Гогичаева Лилия Рафаэльевна

Посещая школьный музей, учащиеся   изучают историю создания школы, приобщаются к   любви и гордости за  свою школу и Родину, изучая её  историко-культурное, духовное наследие, будут верны своему гражданскому долгу,  готовыми  к защите своего Отечества, помнить о ветеранах ВОВ, знать о знаменитых людях, прославивших нашу школу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx62.08 КБ

Предварительный просмотр:


Проект « История народного образования города  Мелекесса (Димитровграда)  ».


ВВЕДЕНИЕ

   Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, регламентируя его права, в числе других неотъемлемых прав провозглашает право каждого на образование.

      Одним из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование являются федеральные  государственные образовательные стандарты.

      Формирование универсальных учебных действий в настоящее время становится приоритетным направлением развития общего образования в ходе перехода образовательных учреждений на стандарты нового поколения. Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного и сознательного присвоения социального опыта. Схематично можно классифицировать УУД следующим образом:  личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

В блок  личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.  В личностном становлении первоочередную роль играет нравственное воспитание. Именно нравственное воспитание создает этический фундамент человеческого сознания, который определяет жизнь и судьбу каждого из нас. Основой нравственного воспитания служат ценностные ориентиры, в соответствии с которыми формируется активная жизненная позиция. Гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом. Именно в школе ребёнок становится не только человеком только семейным, но и общественным. Поэтому проблема формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения приобретает особую педагогическую значимость и решение её в полном объёме затрагивает все уровни образовательных учреждений.  

    В условиях религиозного, этнического, социального и культурного разнообразия российского общества достижение социального согласия является обязательным условием укрепления государственности, стабильности, безопасности государства как приоритетной политики. Повышаются требования к ответственности и личностной свободе выбора, развитию культуры толерантности в ситуациях межнациональных отношений и общения.

          Гражданская идентичность (также государственно-гражданская идентичность, национально-гражданская идентичность ) — индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта. Гражданская идентичность людей имеет свои особые черты в любой стране. Идентичность позволяет человеку осознать себя частью организованной силы, которой является, например, его этническая или гражданская общность, а также защищает человека от негативной социальной информации

         Ключевой задачей самоопределения является формирование гражданской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл  

  В период становления гражданской идентичности важнейшее значение имеет формирование и развитие таких качеств личности, которые составляют основу гражданской культуры личности – патриотизма, гражданственности, политической и правовой культуры.  

    Отсутствие четких нравственных ориентиров ведет к страшным для России последствиям, когда молодое поколение формируется в условиях растущего негативного отношения к своей Родине. Главная забота школы – не допустить этого.   Создание системы гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания является основной задачей современной школы. Значительная роль в этом процессе принадлежит школьному музею. Через работу в музее у школьников формируется любовь к своей стране, городу, школе, гордость за нее, готовность разделить с ней беды и радости, готовность и страстное желание защитить ее.

 

 

РАЗДЕЛ I.                    

1.1            Актуальность музейного проекта.

Цель школьного музея средней школы  №9 города Димитровград - объединение  учащихся в создании комплексных музейных проектов по истории,  краеведению, включающих в себя научные и социологические исследования, поисковую работу, исследовательские и поисковые экспедиции, разработку и реализацию культурно – образовательных программ, экспозиционных пространств и передвижных выставок.  

 Посещая школьный музей, учащиеся   изучают историю создания школы, приобщаются к   любви и гордости за  свою школу и Родину, изучая её  историко-культурное, духовное наследие, будут верны своему гражданскому долгу,  готовыми  к защите своего Отечества, помнить о ветеранах ВОВ, знать о знаменитых людях, прославивших нашу школу.

          Наш музей – музей истории первой советской школы №1 города Мелекесса – был открыт 14 октября 1982 г. Приступая к организации музея, в 1981 году, коллектив школы поставил задачу: четко определить, о чем должны рассказывать материалы будущего музея.  1) история школы ,2) рассказать об учебных и внеклассных занятиях, 3)общественной и трудовой деятельности учащихся и педколлектива, о педагогах, о судьбах воспитанников школы.В 1982 году в здании школы был открыт музей Первой советской школы Мелекесса.    В фондах музея имеются совершенно уникальные документы. Например, паспорт школы 1944-1945 годов, ведомость учета успеваемости учащихся 10 С класса1942-1943 учебного года  . Вызывают интерес письма с фронта, макет старого здания школы, номер газеты «Ульяновская правда»1946 года, в котором напечатан материал о гибели Марии Мусоровой.   На базе музея проходят встречи с ветеранами войны и труда, чествование старейших учителей школы, городские мероприятия воспитательного и обучающего характера.  Гостями музея бывают ученики соседских школ. Активисты музейного кружка принимали участие в городском и областном  фестивалях школьных музеев.

  В  коридорах второго этажа младшего блока была развернута экспозиция по истории народного образования города Димитровграда. Экспозиция является частью музейного комплекса «Первая советская школа Мелекесса»    За время существования материал в некоторой степени устарел, стал неинтересен современным учителям и ученикам, не отражает современное развитие школьного образования в городе. Многие материалы требуют   реставрации. В Ульяновске существует и работает прекрасный музей народного образования. И это замечательно. Во втором же, по значимости, городе Ульяновской области, Димитровграде, такого музея нет. Мы считаем, что история народного образования в городе изучена недостаточно, не обобщен краеведческий материал, не собраны материальные свидетельства, документы. В архивах школьного музея Первая советская школа Мелекесса накоплен   материал для создании(реставрации) музейной экспозиции.  В целях изучения и пропаганды вклада учительства в развитие культуры и просвещения активизации работы по воспитанию патриотизма и гражданственности подрастающего поколения возникла идея создания долгосрочного масштабного музейного проекта, которому дали название        

« История народного образования города  Мелекесса (Димитровграда)  

 

1.2 

 Проект « История народного образования города  Мелекесса (Димитровграда)  ».

                                   

                                                        Аннотация.

 

Проблема: «Показать на фактическом материале   достижения нашей страны, нашего региона в области просвещения, самые передовые принципы организации народного образования в  городе Димитровграде, где, к сожалению,нет музея или музейной экспозиции, отражающей вехи истории становления народного образования нашего города. 

ЦЕЛИ:         1. Пополнение фондов школьного  музея;  создание музейной экспозиции, раскрывающей историю развития народного образования в нашем городе

               2. Показать на конкретных материалах и фактах успехи народного        образованияв Мелекессе (Димитровграде), поднять престиж учительства

3. Воспитание у учащихся гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории и культуре своей школы, своего города, своей страны.

  1. Формирование чувства ответственности за сохранение культурного наследия, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

 

ЗАДАЧИ:        

  1. Главная задача музея образования - это не только сбор документальных материалов о лучших педагогических работниках Димитровграда, но и воспитание любви и уважения к профессии педагога, к своей школе, городу, родному краю.
  2.   Приобщить ребят к изучению истории родного города,  школы;
  3.   Создать условия для развития общественной активности учащихся, воспитания в    них сознательного отношения к труду и народному достоянию, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения;
  4. Сформировать у учащихся умение вырабатывать активную жизненную  позицию

Сроки реализации проекта: май 2017 - сентябрь 2018 (1 год )

1.3   Рабочая группа проекта.

 Разработчики и исполнители проекта –  директор муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №9 г.Димитровграда Ульяновской области Купряева Е.Н., авторы проекта Севастьянова М.А.,зам директора по воспитательной работе, Хасиятулина В.Г.- учитель истории и директор школьного музея Первая Советская школа Мелекесса, Гогичаева Л.Р., учитель истории и руководитель кружка «Музееведение».

1.4 Анализ и характеристика предметной базы экспозиции:

Сооздание экспозиции требует ряда условий, а именно наличия:

- фондов музейных предметов на тему экспозиции  ;

- авторского коллектива, ориентирующегося в проблемах намеченной общей темы и знакомого с методикой экспозиционной работы;

- помещения, предназначенного для экспозиции  .

Фонды музейных предметов на тему экспозиции  

В фондах школьного музея имеются источники для экспонирования и создания музейной экспозиции по данной теме. Это письменные источники (архивные документы, фотографии, дневниковые записи, автобиографии, альбомы по истории школ города,записи решений педагогических советов и т.д), аудиозаписи, киноматериал,коллекции значков, открыток,личные вещи, переданные ветеранами педагогического труда, а также материалы, собранные поисковыми группами учащихся школ и внешкольными работниками

 

Помещение, предназначенного для экспозиции.

Ресурсы школы в выделении помещения для музея, к сожалению, ограничены. Поэтому авторский коллектив проекта определил для размещения музейной экспозиции холл третьего этажа старшего блока (каб.301-306). Музейная экспозиция является продолжением школьного музея «Первая Советская школа Мелекесса»  

Объёмы и источники финансирования проекта:

Ресурсы

Сумма (руб.)

Источники финансирования

Объемы финансирования

 

Использование внутренних ресурсов самих  , спонсорской помощи и благотворительных фондов поддержки образовательной организации

Стоимость имеющихся ресурсов

 

Необходимо привлечь (доп.)

 

 

 

РАЗДЕЛ II.    Содержание проекта                

1.1 Экспозиции музея  будут представлены по трем разделам:

 

                1    История становления народного образования в Мелекессе (от начала 20 века до современности).  Рабочее название  «Из века в век»

                 2.  Школьная панорама ( краткая справка о становлении и развитии каждой школы в Мелекессе (Димитровграде) )

                      3. Учителями славится Россия (педагоги-победители конкурса «Учитель года», ветераны педагогического труда и педагогические династии города)

   Содержание экспозиций

 1    История становления народного образования в Мелекессе (от начала 20 века до современности) .  Рабочее название  «Из века в век»

Содержание.

  1. Архивная справка о сети школ города Мелекесса, выделение ассигнований на народное образование.
  2.  Историческая справка о состоянии народного образования в Мелекессе довоенного периода.
  3. Фотография участников районной учительской конференции 1930 года.
  4. Фотография слушателей педтехникума 1929 года
  5. Фотографии заведующих отделом народного образования с краткой биографической справкой.
  6. Коллективные фотографии работников отдела образования разных лет.

II Школьная панорама( краткая справка о становлении и развитии каждой школы в Мелекессе (Димитровграде) )

Содержание экспозиции.

Экспозиции по истории школ будут строиться по определенному алгоритму :

-историческая справка по школе

-коллективные фотографии учителей разных лет

-фотографии учителей -новаторов, отличников Просвещения и т.д.

-документы, свидетельствующие  о жизни школы

-фотографии, раскрывающие развитие школы в современности

-печатные материалы о жизни школы

Материалы по каждой школе будут раскрываться в хронологическом порядке

III Учителями славится Россия ( педагоги-победители конкурса «Учитель года», ветераны педагогического труда и педагогические династии города) Фотографии, печатные материалы.

1.2  Принципы построения экспозиции:

  • принцип идейности, когда при построении экспозиции отбираются только те предметы, которые соответствуют её теме и идее;
  • принцип историзма. Раскрытие  истории образования в городе с самого начала до современности в строгом хронологической последовательности
  • принцип предметности. Материал экспозиции строится на живом , современном материале.

 

-принцип доходчивости.  Экспозиция строится с учётом её восприятия различными  группами экскурсантов. Материал будет доступен ,  интересен  и для учителей, и  для старшеклассников, и для младших школьников.

1.3.Источники формирования экспозиций:

  1. Материалы из запасных фондов школьного музея.
  2. Отреставрированные материалы, снятые со старых стендов.
  3. Материалы, полученные из музеев других школ
  4. Результаты поисковых операций музейного актива

1.4. План мероприятий и план-график по созданию, внедрению и апробации проекта.  

Проектной группой разработан план мероприятий и план-график по созданию, внедрению и апробации проекта.  Реализация проекта начнётся в     МБОУ СОШ № 9 г. Димитровграда Ульяновской области  

Цикл проекта, на реализацию которого отводится 16 месяцев, состоит из трёх этапов:

  • организационно-подготовительный этап: 01.05.2017 г. – 31.08.2017 г.,
  • основной этап: 01.09.2017 г.– 30.04.2018 г.,
  • заключительный этап: 05.05.2018 – 27.09.2018 г.

На первом этапе создаётся команда проекта, включающая руководителя проекта.    На данном этапе реализации проекта проводится педсовет  с решением о создании проекта, анкетирование учащихся, круглый стол с организациями, сособствующих реализации проекта ( Совет ветеранов педагогического труда, управление образования гДимитровграда, родительским комитетом школы), опубликовывается статья в СМИ и размещается информация на сайте образовательного учреждения о начале реализации проекта .

Второй этап является основным этапом реализации проекта, на котором непосредственно происходит работа с обучающимися, представителями вышеуказанных организаций по систематизации материала, проверке достоверности информации, дизайн стендов.  

На заключительном этапе   презентация проекта  , публикуется статья в СМИ и информация на сайте образовательного учреждения, заключительное заседание команды проекта, на котором подводятся итоги  работы.

 

Мероприятия проекта

          Задачи

             Мероприятия

1. Разработать и внедрить в воспитательную внеурочную деятельность комплекс мероприятий по созданию проекта

1.1.Педагогический совет с целью освещения идеи проекта и создания рабочей группы по реализации проекта;

1.2. Заседание рабочей группы по сбору и обработке предложений по реализации;

1.3.Конкурс среди обучающихся по разработке дизайна прокта

1.4.Статьи  в местные СМИ (Пресс-релиз о создании  страницы на сайте ОО о старте проекта, этапах реализации)

1.5.Работа объединения по направлениям:

  Встречи с представителями общественных организаций (ежемесячно);

 

2. Организовать сетевое взаимодействие с музеями народного образования в рамках региона и страны

Обмен опытом( вебинары, организация селекторных совещанийи др.)

3.        Организовать мероприятия презентации школьных проектов  .

4.1 Выставка проектов, разработанных группами обучающихся;

4.2 Освещение результатов выставки в СМИ и социальных сетях;

4.3 Страница в социальных сетях, посвящённая этапам реализации проекта.

 


   Ресурсы проекта

Смета  расходов проекта создания школьной экспозиции

вид расходов

количество

цена за единицу

      (рубли)

1.

Дизайн и изготовление фирменных пластиковых информационных стендов

 

 

2.

Приобретение мобильных

демонстрационных столов

 

 

3.

Приобретение стеллажей

 

 

4.

Настенный проекционный экран

5.

Подставка для проектора и ноутбука

6.

 Напольная стойка для печатной продукции

7.

 Подсветка для витрин и экспозиций

8.

Приобретение канцтоваров

9.

бумага ксероксная

10упак.

 

10.

бумага ксероксная цветная

4упак.

 

11.

двусторонний скотч

4рул.

 

12.

 Работы художника-оформителя

 

 

13.

 принтер

Всего

Итого по смете

 

 

Критерии результативности проекта:

В результате реализации проекта предполагается:

1. Пополнение музейных фондов.

2. Обновление интерьера и экспозиций музея.

3. Количественный охват субъектов образовательного процесса системой патриотического воспитания.

4. Возросшая мотивация педагогов к использованию материалов музея  в учебно-воспитательном процессе.

5. Рост интереса воспитанников к сохранению истории школы, её традиций, идеалов.

     6. Развитие интеллектуального потенциала учащихся, их речи, словарного запаса, сохранённых психических функций через  привлечение к работе  в «Школе юного экскурсовода».

7.Развитие интереса к истории родного края, как составной части истории страны.

    8. Развитие духовно-нравственных качеств: милосердие, сострадание, чувство долга и ответственности.

   9. Пополнение круга  интересов учащихся социально-значимым содержанием, основанным на опыте поколений.

    10. Осознание собственной значимости, своей роли в жизни коллектива, повышение самооценки.

11. Повышение роли и статуса учителя в современном обществе, профориентационная работа по подготовке школьников к выбору профессии педагога.

 Критерии эффективности проекта:

  • Заинтересованность педагогов и учащихся в создании и функционировании музея как эффективного средства патриотического и профориентационного воспитания учащихся, их моральных и нравственных норм.
  • Сотрудничество музея с учреждениями культуры города и области.
  • Наличие и демонстрация музейного фонда.
  • Привлечение учащихся школы к экскурсионной работе в музее.
  • Ведение учащимися поисковой работы по месту жительства.

Основные методы работы, технологии реализации проекта

Для реализации проекта используются следующие методы работы по граж-данско-патриотическому воспитанию:

- Поисковая деятельность;

- Встречи с ветеранами педагогического труда,ветеранами войны

- Экскурсии по музейным выставкам;

- Музейные уроки;

- Экскурсионная деятельность;

- Подготовка экскурсоводов;

- Уроки истории 5-11 классов;

- Шефство над ветеранами войны и труда;

- Диспуты, круглые столы;

- Оформление тематических выставок.

  Ожидаемые результаты проекта

В ходе подготовки и реализации проекта будет обеспечено достижение двух групп результатов:

Результаты-эффекты:

  1. Вовлечение обучающихся в активную деятельность.
  2. Повышение эффективности внеурочной работы школы.
  3. Повышение степени удовлетворенности участников образовательного процесса результатами внеурочной деятельности (не менее, чем на 20 % по сравнению с входной диагностикой).
  4. Выявление талантливой молодежи и создание оптимальных условий для профессиональной ориентации учащихся
  5. Музейная экспозиция должна   вооружить педагогов новыми знаниями, способствовать росту профессионального мастерства

Результаты-продукты:
Комплект методических материалов проекта
1.
Презентационный буклет  .
2.
Информационные стенды:

  1. - «История становления народного образования в Мелекессе (от начала 20 века до современности).  Рабочее название  «Из века в век»
  2. Школьная панорама (краткая справка о становлении и развитии каждой школы в Мелекессе (Димитровграде))
  3. Учителями славится Россия (педагоги-победители конкурса «Учитель года», ветераны педагогического труда и педагогические династии города)

  1.   «Секреты выбора профессии».

     5. Профориентационное мероприятие под девизом: «Правильный выбор   профессии-моя будущая карьера».

 .

 

Нормативно-правовая база

 1. Протокол собрания педагогического коллектива.

  1. Положение о команде проекта.
  2. Приказ «О создании команды проекта по созданию и реализации проекта».
  3.  Протоколы заседания команды проекта.
  1.  Аналитическая справка итогов проекта.

Перспективность проекта

В дальнейшей работе школьного музея планируется:

1. Расширять экспозиции;

2. На базе школьного музея проводить методическому объединению руководителей школьных музеев семинаров, круглых столов, диспутов;

3. Проводить выездные экспозиционные выставки в школы города;

4. Приглашать представителей поисковых отрядов других школ города по обмену опытом;

5. Наладить сотрудничество с государственными музеями, архивами и профильными общественными организациями;

6. Продолжать поисковую деятельность;

7. Выпустить методическое пособие по разработке экскурсий по музею

8.Разработать сайт школьного музея

 


Список  документов и информационных источников

  1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.  (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751).
  2. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг.  (утверждена постановлением  Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61).
  4. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 №61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 -2015 годы».
  5. Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. М. 1996.  
  6.  Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческих музеев в свете современных теорий научного познания // Музей в совре- менном мире: традиционализм и новаторство. Труды ГИМ. М., 1999. Вые. 104.  
  7. Юхневич М.Ю. Текст в экспозиции. Опыт экспериментального исследования // Музейное дело в СССР. Научные основы работы музеев историче- ского профиля. М., 1980.  
  8. Министерство образования и науки Ульяновской области  - http://minobr.ulgov.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории Казахстана на тему "Народное образование и литература Казахстана во второй половине XIX века"

Интегрированный урок (история Казахстана и казахская литература) с применением технологии развивающего обучения....

« История народного образования на Народное образование на территории сёл Андреевка, Богословка хуторе Виноградовка».

Аннотация.В данной работе по теме  : «История народного образования на территории сёл Андреевка, Богословка  хутора Виноградовка» преследовалась цель: собрать информацию, факты о том, ч...

Остапенко А.А., Терскова С.А. Осторожно, «обществознание»! // Народное образование. – 2008. – № 2. – С. 13-16.

Критический анализ учебника обществознания для 7 класса (авторы А.Кравченко, Е. Певцова)....

Профсоюз. Протокол № 1 Отчетно-выборной конференции Городской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации города Покачи

Избрать большинством голосов, председателем городской организации    профсоюза работников народного образования и науки РФ города Покачи Рамазанову М.М....

Творческий проект по истории народных промыслов "Путешествие в мир кружев"

Творческий проект по истории кружевного промысла для дополнительных занятий и внеклассных мероприятий.« Путешествие в мир кружев» Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий....

Исследовательская работа "История народного образования Воронежского края. Богучарский район. Село Липчанка."

Исследовательская работа раскрывает историю народного образования Богучарского района, и конкретно рассказывает об истории развития образования в селе Липчанка....

Методическая разработка занятия по художественной керамике "Дымковская народная игрушка. История народного промысла"

Материал данной методической разработки представлен в виде учебного занятия из серии «Народная игрушка» и включает в себя знакомство с историей Дымковского народного промысла, а так же поэ...