Исследовательская работа "История народного образования Воронежского края. Богучарский район. Село Липчанка."
творческая работа учащихся по краеведению (9 класс) на тему

Титарева Надежда Васильевна

Исследовательская работа раскрывает историю народного образования Богучарского района, и конкретно рассказывает об истории развития образования в селе Липчанка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл история народного образования26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Богучарский уезд, удаленный от губернского центра несколько отставал от северных районов губернии в темпах развития образования

Первым известным нам учебным заведением на территории уезда было семинарское училище, открытое при монастыре Успения Пресвятой Богородицы (с.Монастырщина) настоятелем Пахомием при поддержке Воронежского епископа Тихона III в 1781 году и просуществовавшее до 1785 года. Выпускало оно средних церковных служителей-дьяконов, обслуживало чисто церковные интересы, сведений о его деятельности сохранилось крайне немного. [6]

Датой начала систематического образования в районе считается 1837 год, когда на Дворянской улице г.Богучара старушкой-девицей госпожой Вакма открывается первое церковно-приходское училище. Главным направлением его работы считалось воспитание благочестия.

31 января 1846 года первые 22 ученика поступили в 1-й класс Богучарского уездного училища - первого светского учебного заведения района. [6]

На селе школ еще не было. Однако крестьянами необходимость образования, хотя бы умения читать и писать, уже осознавалась очень остро. В 70-е годы XIX века на селе по инициативе крестьян появляются первые частные школы. Так, на хуторе Лиман Красноженовской волости учитель-грамотей неизвестного происхождения платы не получал: родители учеников по очереди, по неделе, кормили его. В с.Каразеево Медовской волости захожий странник Стефан Глумов за меру пшеницы, пирог и 30 копеек с ученика в год учил местных детишек. И хотя преподаватель «имел страсть к вину» читать научил всех учеников. В конце концов эта школа была оформлена как церковно-приходская. [6]

На первом этапе становления образования быстрее развивалась система церковно-приходских школ, так как они были в 7 раз дешевле земских и имели готовые кадры преподавателей в лице священников и членов их семей. Первая сельская школа была открыта в 1871 году в с. Твердохлебовка. Помещение для нее было предоставлено местным помещиком Поповым, а учителем стал Николай Александрович Заринский, проработавший в этой школе 25 лет.

Продолжалось расширение образовательной системы в уездном центре. В 1873 году в Богучаре открылась женская 4-х классная прогимназия с приготовительным классом. В 1872 году Министерством просвещения России было принято решение о реорганизации уездных училищ. Для его воплощения в нашем провинциальном уезде потребовалось 8 лет. В 1880 году уездное училище было преобразовано в городское 3-х классное Александровское училище.Однако гимназии и училища продолжали иметь привилегированный характер. Массовое образование двигалось по пути развития церковноприходских и сельских земских школ. [6]

Особенно активно и целенаправленно действовало в этом направлении земство. С 1843 по 1900 год в уезде было открыто 52 школы. С 1900 г. по 1910 - 28 . Но настоящим расцветом школьного строительства стали последующие 5 лет. В 1911 году открывается 10 школ, в 1912- 15, в 1913 - 14, в 1914 -- 19, в 1915 - 10. В 1915 году в уезде действовала 141 земская школа, из них: 36 однокомплектных, 72 - 2-х комплектных, 27 - 3-х, 3 - 4-х и 3 - 5–ти комплектных школ. Число обучающихся достигло 13697 человек, учителей 293 (75,3% женщины). Только за 1915 год количество учеников увеличилось на 2257 человек (прирост девочек на 28, 46%). [6]

Расширялась и сеть воскресных школ. В них занимались желающие от 14 до 40 лет. В 1915 году таких школ было 15.

На 1 февраля 1921 года в списке учреждений, подведомственных отделу народного образования Богучарского Уревкома значилось: школ I ступени - 6, школ II ступени – 2; школа – коммуна «3-й интернационал» - 1. Детские очаги – 3, детские дома – 2.

В 20-е годы велась огромная работа по ликвидации безграмотности населения. В уезде создается чрезвычайная комиссия по борьбе с безграмотностью и волостные комиссии Дьяченковская, Залиманская, Медовская, Монастырщинская, Сухо–Донецкая, Твердохлебовская, Шуриновская. Основная тяжесть этой работы легла на плечи учителей и учеников. На селах начинают читать книги. В 1921 году в уезде уже было 7 библиотек (в основном в волостных центрах) и 19 изб – читален. О ликвидации неграмотности Богучарский уезд доложил первый в губернии. [6]

В тридцатые годы в Богучарском районе вводится обязательное начальное образование. Появляются школы крестьянской молодежи (ШКМ). Процесс развития образования в районе прервала война. 9 июля 1942 года Богучар заняли немецко–фашистские войска. За пять месяцев фашистской оккупации в районе было разрушено построек на 18 миллионов 445 тысяч рублей в том числе более 50% школьных зданий - 16 школ из 34 в Богучарском районе и 9 из 43 в Радченском районе. Во время оккупации немцы целенаправленно под угрозой репрессий изымали учебники и наглядные пособия. В Радченске публично сожгли книги из библиотеки. Делалась попытка восстановить работу школ, но удалось открыть только несколько школ в Радченском районе, оккупированном итальянцами, где режим был мягче. Но и там более 5-8 учащихся на занятия не собирались. Захватчики репрессировали даже детей. Заживо сожжен 5-ти летний Саша Савельев, 10 летний Ваня Шмелев, 4 летний Ваня Гарбузов. До смерти избит 6- летний Витя Удовиченко. Повешены учащиеся Кривобородов, Кудаев, Чеченев. [6]

19 декабря 1942 года Богучар был освобожден нашими войсками. Сразу же началась работа по восстановлению школ. Собирались средства для помощи фронту. Богучарские пионеры и комсомольцы заработали 13350 рублей на постройку танковой колонны и 6150 руб. на боевой самолет «Богучарец». В 1945 – 1946 годах организуются специальные классы для «переростков». Тех, кто был вынужден прервать учебу во время войны. [6]

В послевоенные годы встал вопрос о всеобщем семилетнем образовании. В 1947 году всеобучем в Богучарском районе было охвачено 99,5%, в Кантемировском - 95% детей школьного возраста. Ведется большая работа по восстановлению и строительству школьных зданий. В 1959 г. построено здание «Радченской» школы. В 1963 восстановлено здание бывшей мужской гимназии и в нем была открыта школа – интернат (директор М.Н. Лысенко).

К концу 50-х годов в районе было 65 школ (6 средних, 19 семилетних, 40 начальных), в которых работало 350 учителей, 185 из них имели высшее образование. [6]

В 70-х годах новые школьные здания вводились в строй через каждые 2 года: в 1971г. открыта новая школа в с. Твердохлебовка, в 1973 – в с-зе «Радченский», в 1975 г. в с.Варваровка, в 1978 – пущена в строй первая городская школа, в 1980 – школа в с.Дьяченково. В 80-е годы ввели в строй школы в Луговом, Лофицком, Вишневом. Практически все эти школы были преобразованы в средние. В 1979 году был открыт Межшкольный учебно-производственный комбинат (первый директор В.С. Шульгин). [6]

К началу 90-х годов сложилась нынешняя структура народного образования района. [6]

   Я выбрал тему для своей исследовательской работы «История народного образования Воронежского края» не случайно. Мне давно хотелось собрать краеведческий материал о развитии  народного образования в моём родном селе Липчанка. В 2013 году МКОУ «Липчанская ООШ» будет отмечать свой  35 – летний юбилей со дня открытия школы и исследовательская работа об истории развития Липчанской школы, на мой взгляд, интересна каждому: и тому, кто проходил обучение раньше, и тем, кто на данный момент учится в нашей школе.

Неподалёку от здания школы, в которой я учусь, находится полуразвалившееся небольшое помещение. Это «… здание церковно – приходской школы, где в трёх классных комнатах занимались дети в две смены…», так написала Алла Ивановна Жуковская (Неретина) в статье под названием «Как сейчас перед глазами мои любимые учителя» (газета «Сельская новь»). Ознакомившись с данным материалом, я стал расспрашивать о бывшем директоре, Иване Тихоновиче Неретине, нашего земляка, бывшего учителя географии, автора краеведческих трудов, Непорожнего Василия Фёдоровича. Именно он рассказал мне о системе образования в досоветский и советский периоды, а ещё он дал мне прекрасную книгу «Они – липчанцы», изданную в 2012 году. Из работы «След на земле» я и узнал всё, что меня интересовало о Неретине Иване Тихоновиче.

Система образования в с. Липчанка уходит своими корнями в далёкое прошлое, а если конкретно, то в 1901 год с открытием церковно-приходской школы при храме Иоанна Богослова. Сохранились данные о том, что в ту пору в церковно-приходской школе обучалось 47 мальчиков и 4 девочки. Известно, что Закон Божий преподавал священник Иоанн Семёнович; учителями  были, по воспоминаниям старожилов, Маркович Сергей Иванович, а после него – Огнева Мария Яковлевна. [4]

В годы революции и гражданской войны большинство сельских школ продолжали свою работу, прерывая ее только на время боев непосредственно у населенных пунктов. Однако к 1920 году последствия гражданской войны и вызванной ею разрухи сказались на системе образования района достаточно сильно. Отсутствовали учебники, тетради ценились на вес золота и выдавались поштучно в мизерных количествах. В это время  велась огромная работа по ликвидации неграмотности. Повсеместно были созданы так называемые пункты ЛИКБЕЗА, а потом, в начале тридцатых  в Липчанке была сформирована школа крестьянской молодёжи. Постепенно шло преобразование школ крестьянской молодёжи в начальные и в семилетние на постоянной основе.[1]

Формирование и преобразование школ прервала война. 10 июля 1942 года немцы оккупировали Липчанку, а в декабре этого же года село было освобождено и спустя двадцать дней начала работать школа, в которой были хоть кое – какие условия. Учителя вели по несколько предметов. Школа была переполнена учениками разных возрастов. Рядом, в одном классе, находились и взрослые, и дети. Катастрофически не хватало учебников – один приходился на пять человек, писали на газетах и полях старых книг. Чернила изготавливали из бузины. Мебель – самодельные скамейки и столы на «козлах». Освещение - светильники из снарядных гильз. [6]

В связи с задержкой начала занятий до января, учебный год продлили до 25 октября, а экзамены в выпускных классах – до 5 ноября. Занятия велись по временному учебному плану, из которого исключили пение, рисование, черчение. Зато значительное внимание уделялось военно - физической подготовке и был введен новый курс «Основы сельского хозяйства». В этот же период было введено начало обучения не с восьми, а с семи лет, цифровая пятибалльная оценка, «Правила для учащихся», ученические билеты. Учащиеся активно включались во Всесоюзное социалистическое соревнование по помощи хозяйствам. [1]

Зимой ученики Липчанской семилетней школы связали1200 щитов для снегозадержания, выработали за лето 15 тысяч трудодней, заняли во Всесоюзном соревновании I место и получили первую республиканскую премию. По воспоминаниям бывшей ученицы А. Прядкиной (Назаренко): «С мая по октябрь работали в колхозе. Молотить хлеб трудно. Подавала снопы на молотилку. Мальчики пахали на коровах. Пололи. Гоны до 3 км. Заготавливали сено. Рубали косами подсолнечник».[6]

         Процесс преобразования школ крестьянской молодёжи в семилетки продолжался до 1944 года, когда семилетней стала Липчанская школа (директор Спахов М.Г.) Максим Григорьевич Спахов родился в 1915 году. С 1939 по 1941 г. он работал учителем математики в Липчанской школе. Его педагогическую деятельность прервала война. И пришлось Максиму Григорьевичу сменить школьную ручку на боевую винтовку, чтобы защитить свою Родину от злейшего врага человечества – фашизма.[5]

В 1944 году, когда он раненый вернулся с фронта, его сразу же назначили директором. Максим Григорьевич был требовательным, но справедливым руководителем, поэтому всегда находил взаимопонимание с педколлективом. Многие годы он работал над проблемой совершенствования организации труда руководителя школы, а также над проблемой трудового воспитания учащихся. Многое ему удалось сделать.[5]

Максим Григорьевич Спахов был награждён значком «Отличник народного просвещения РСФСР».  [5]

После того, как Спахова перевели директором в Радченскую школу, в Липчанскую был назначен Сафронов Пётр Иванович.

В 1956 году Липчанскую семилетку возглавил Мирошников Фёдор Макарович, который много сделал для развития школы. Это при нём ученики начали развивать тимуровское движение, брали на учёт всех стариков, инвалидов для оказания помощи, стали заниматься игрой в шахматы. Этой игре он научил всех желающих и даже купил на свои деньги два комплекта шахмат. Отработав два года, он был переведён директором в Твердохлебовскую школу.

В 1958 году школу принял Неретин Иван Тихонович, с которым связана целая эпоха в развитии образования в селе Липчанка. В целом учительству он посвятил 36 лет. [3]

15 июля 1929 года в семье Тихона Ивановича и Анны Егоровны Неретиных родился сын, назвали его в честь деда Иваном. Родители были из бедных крестьян, занимались земледелием в меру своих сил и возможностей. В 1937 году маленький Ваня поступил в начальную школу, где успешно учился до её окончания в 1941 году. Начавшаяся война прервала обучение, и лишь в 1944 году удалось пойти в пятый класс средней школы. С этого дня началось его приобщение к профессии учителя. Учился он легко, ходил в «хорошистах», учителя пророчили ему светлое будущее и видели в нём своего будущего коллегу. [4]

Окончив школу, он поступает в Борисоглебский государственный учительский институт. [4]

1952 год. Молодой учитель Иван Неретин едет на перекладных к месту назначения после окончания института. Он ещё не знает, как сложится его жизнь, но полон надежд и планов. У него в руках любимое дело, остальное, он уверен, преодолимо. Местом «приписки» педагога стала Липчанская школа, где ему предложили вести не только географию, которая была его специальностью, но и физическую культуру и труды. Учителей в те годы в сельских школах не хватало, и многим из них поневоле приходилось становиться «многостаночниками». [4]

Но зато и статус учителя был высок. Уважение к нему, особенно в селе, было безграничным: учителю подражали, дорожили его мнением и оценкой, к нему шли за советом и помощью. Молодой специалист очень скоро стал заметен среди местной интеллигенции: энергичный, мастак на выдумки, справедливый и тактичный и по отношению к коллегам, и к детям. Его полюбили. Ученики старались учиться так, чтобы не подвести своего наставника. [4]

Вскоре он женился, обзавёлся собственными детьми. Его приняли в партию, избрали депутатом сельсовета. К этому времени он уже возглавлял школу, в которую когда-то пришёл молодым и неопытным. Теперь это был состоявшийся человек. [4]

Главной его заботой стало строительство новой школы, в которой нуждалось наше село. Старое здание давно не отвечало требованиям, хотя коллектив как мог, старался его обустроить. Но теснота, печное отопление, отсутствие спортзала и учебных кабинетов не могло уже никого устраивать.[4]

         Используя депутатскую и партийную трибуны, Иван Тихонович всё – таки добился своего: строительство новой школы в Липчанке было включено в план. Прошло ещё долгих пять лет, прежде чем в центре села выросло современное здание. Иван Тихонович не выпускал стройку из под контроля. В 1978 году строительство было завершено, и всё село справляло новоселье. Общими силами благоустроили прилегающую территорию – школа в те годы буквально утопала в цветах.[4]

Директору удалось сплотить вокруг себя прекрасный коллектив: Александра Андреевна Ворсинова, Полина Сергеевна Бережная, Людмила Михайловна Стругова, Надежда Фёдоровна Данцева и другие.[4]

В окнах директорского кабинета допоздна горел свет, и сюда шли люди с разными вопросами. Ивана Тихоновича ценили не только в родном селе. Многочисленные грамоты, значки, медали лишь подчёркивали это. Особенно он гордился званием «Отличник народного образования СССР». Надо заметить, что тогда лишь восемь человек из района были удостоены такой чести.[4]

К сожалению, его настигла тяжёлая болезнь, и в 1990 году он ушёл из жизни, но память о нём в селе, где ему пришлось учить не одно поколение детей, до сих пор сохранилась.[3]

История складывается из самых различных судеб. Каждая судьба – целого села, школы или одного человека – это часть истории. Поколение приходит на смену поколению, а история остаётся. И лишь спустя продолжительное время мы оцениваем значимость многих событий прошлых лет, что так важно для нашего будущего.

       

   Литература:

  1. Бойкова Е.В. История народного образования Воронежской области (1943 – 1950) Диссертация на соискание учебной степени кандидата исторических наук (на правах рукописи), Воронеж 2002 г.
  2. Жуковская (Неретина) А. И. / Сельская новь, 2012, 24 ноября
  3. Жуковская (Неретина) А. И. «Как сейчас перед глазами мои любимые учителя» // Сельская новь, 2012, 6 октября.
  4. Непорожний В. Ф. «Они – липчанцы» // Воронеж 2012 г.
  5. Николюкин Н. Е. «Богучар и богучарцы» // Воронеж 2004 г.
  6. Романов Е.П., Романова З.М. http://bogrom13.narod.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лев Толстой в Воронежском крае"

Урок-проект, подводящий итог исследовательской работы по теме "Л.Толстой в нашем крае"...

Своя игра -викторина "Вехи истории Воронежского края"

Презентация в виде телевизионной игры "Своя игра"...

Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению «Воронежский край - край замечательных людей»

Разработанный сценарий внеклассного мероприятия «Воронежский край - край замечательных людей» предназначен для учащихся 5 – 6 классов.Цели мероприятия:  педагогически направленн...

Воронежский край- песенный край

Воронежский  край  известен  не  только  богатейшим  историко-культурным  наследием,  но  и  энергичной  и  плодотворной культурной жизнью в...

Презентация "Край Воронежский - край песенный"

Данная презентация создана в рамках проекта "Культура родного края". Она подробно рассказывает о певческих коллективах нашего родного края, о наших музыкальных традициях и предпочтениях.Цель...

Народное образование Воронежской области в годы Великой Отечественной войны.

Дополнительный материал для изучения истории Воронежской области....