Конспект урока истории в 7 классе «Экономика России в первой половине XVIIIвека»
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
урок по истории в 7 классе на тему "Экономика России в первой половине XVIIIвека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.1._i_5.4.4._prilozhenieno18_ekonomika_v_rossii_v_18v.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №18.
Урок истории в 7 классе
«Экономика России в первой половине XVIII века»
Цели урока:
− охарактеризовать экономические реформы Петра I в России в I четверти XVIII века, выделив в них положительные и отрицательные моменты;
− развивать у учащихся способность к активной мыслительной деятельности и творчеству;
− продолжить формирование коммуникативной компетентности – навыков выступления и коллективного труда, умения слушать и слышать.
В ходе проведения урока учащиеся смогут:
− охарактеризовать экономические реформы Петра I в России в I четверти XVIII века, выделив в них положительные и отрицательные моменты;
− принять участие в групповой работе, обсуждении, подборе аргументов;
− выполнить предложенные текстовые задания.
В результате проведения урока учащиеся смогут:
− обосновать важность экономических реформ Петра I для России;
− использовать работу в группах для развития коммуникативных навыков;
− получить опыт работы с тестами на занятиях.
Начнем наш урок.
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра…
А.С. Пушкин
(Поэма «Полтава»)
Как же мужала Россия? Как вы понимаете значение слова мужала? Об этом мы и узнаем на сегодняшнем уроке.
(Учащиеся уже сидят по группам.Перед каждым учеником в 4-х группах карточки со словами, разложенные на перемене)
Задания учащимся (групповая работа):
Перед вами карточки со словами, прочитайте их и обсудите в своих группах назовите ключевое понятие, объединяющее эти слова.
I группа – коса, грабли, зерно, сырье (сельское хозяйство)
II группа – производство, выплавка металла, рабочая сила, владелец, тяжелейший труд (мануфактура)
III группа – купцы, оптовые ярмарки, пути сообщения, товары (торговля)
IV группа – цехи, клеймо на изделии, мелкие производители, мастера (ремесленное производство)
Обсудив, консультант каждой группы перечисляет слова и называет: сельское хозяйство, мануфактура, торговля, ремесленное производство.
А все это: и сельское хозяйство, и мануфактура, и ремесленное производство, и торговля, вместе называется …(экономика)
Итак, тема сегодняшнего урока «Экономика России в первой половине XVIII века».
Какое же состояние экономики России было на рубеже XVII – XVIII веков?
В XVII веке в развитии экономики России уже произошли серьезные перемены. Но она продолжала отставать от западноевропейских держав. Россия предпринимала попытки совершенствовать феодальный строй, в то время как на Западе шел процесс разложения феодального строя. В стране было много экономических проблем:
− при наличии огромных природных ресурсов в стране не хватало собственного металла, и покупали его в Швеции;
− мануфактурное производство было слабым, насчитывалось не более 30 мануфактур;
− по старинке развивалось сельскохозяйственное производство, в котором не применялись новые методы хозяйствования известные в Европе;
− мелкое ремесленное производство не могло удовлетворить растущих потребностей населения.
Все эти проблемы осознавал Петр I, особенно отчетливо они проявились после его поездки в Европу. Сигналом к началу реформ в области экономики послужило начало войны со Швецией, когда сразу прекратились поставки металла из Швеции.
Итак, необходимость преобразований в экономике очевидна: и в сельском хозяйстве и в развитии мануфактур и торговли, и в ремесленном производстве.
(Каждая группа знакомится с преобразованиями)
Задание группам:
(Каждая группа получает задание: выделить положительные и отрицательные стороны реформ, записав их в тетрадь)
− в сельском хозяйстве
− в развитии мануфактур
− в ремесленном производстве
−в развитии торговли
Главными направлениями экономических преобразований Петра стали
−протекционизм – поддержка развития отечественной промышленности, особенно мануфактурной, и вывоза товаров за границу;
−меркантилизм – преобладание вывоза товаров из страны над ввозом с целью концентрации денежных средств внутри страны.
При Петре I была введена подушная подать, т.е. вместо налога со двора. Им должны были облагаться лишь мужчины («мужская душа»). Эта реформа повысила сумму собираемых налогов.
Петр I вводит новые виды монет, проводит новую денежную реформу, в ходе которой в монетах было снижено содержание серебра.
Благодаря этим преобразованиям увеличился бюджет государства в 3 раза. Однако достигалось это за счёт ограбления народа.
А сейчас выполним следующие задания:
Напишите цифры от 1 до 7, и справа от цифры отставьте место для знака. Я читаю предложения, вы ставите плюс, если согласны с его содержанием, и минус – если не согласны с содержанием предложения.
1 +, 2 −, 3 −, 4 +, 5 +, 6 −, 7 +
- В начале XVIII века Российская экономика продолжала отставать от ведущих европейских стран
- Главным тормозом в развитии мануфактурного производства не являлось крепостное право
- В сельское хозяйство не внедрялись новые орудия труда
- Россия вышла на третье место в Европе по производству металла
- Главным итогом экономической политики Петра I стал значительный скачок в развитии хозяйства страны в I четверти XVIII века
- После преобразований Петра не расширился объем выпускаемой промышленной продукции
- Год от года росли обороты внешней торговли. Крупнейшим торговым центром становится Петербург
Проверим, как вы выполнили эти задания. А теперь, посмотрим в группах, как вы справились с заданием.
У кого меньше ошибок? Кто лучше справился с заданием?
Ребята, а чего же было больше в преобразованиях Петра I: положительного или отрицательного? (положительного)
Вопрос к классу: А каким вы представляете себе Петра I?
Обратимся к иллюстрации картины В. Серова «Петр Великий». Посмотрите, как художник изобразил Петра I?
− стремительный
− целеустремленный
− идущий вперед, ведущий за собой Россию
− взгляд устремлен в будущее
− ветер навстречу идущим, тяжело идут за ним, потому что он ведет в прогрессивное будущее.
Благодаря преобразованиям Петра Россия сделала скачок в развитии хозяйства страны.
Россия становится передовой державой с гением Петра I – именно Петр понял необходимость преобразований в России, чтобы вывести её вперед.
А мог ли Петр I преобразовать Россию один? (нет)
Ему нужны единомышленники. Работая с тестовыми заданиями и правильно выполняя их, вы можете считать себя единомышленниками Петра I.
1. Сигналом к началу реформ в области экономики послужило:
А) начало войны со Швецией; (+)
Б) поездка Петра на Урал;
В) проведение налоговой реформы;
2. Все промышленное строительство в I четверти XVIII века было ориентировано:
А) на нужды армии и флота; (+)
Б) на развитие путей сообщения;
В) на развитие ремесленных цехов сельского хозяйства;
3. Составными орудиями труда в сельском хозяйстве стали эти новые инструменты:
А) серп и лопата;
Б) вилы и топор;
В) литовская коса и грабли; (+)
4. К 1725 году количество мануфактур насчитывалось:
А) 25;
Б) более 200; (+)
В) более 400;
5. Основными торговыми партнерами России при Петре были:
А) Англия и Голландия; (+)
Б) Испания и Германия;
В) Швеция и Пруссия;
6. Основой отечественной экономики становится:
А) горожане;
Б) крестьянство;
В) купеческие сословия; (+)
ИТОГ:
Главными направлениями экономических преобразований Петра стали
−протекционизм – поддержка развития отечественной промышленности, особенно мануфактурной, и вывоза товаров за границу;
−меркантилизм – преобладание вывоза товаров из страны над ввозом с целью концентрации денежных средств внутри страны.
Начиная с 1704 года, Петр ввел бесчисленное количество налогов:
Мельничный, погребной, пчелиный, с бороды, с продажи съестного, трубный с печей.
А затем к 1724 году упразднены и заменены были подушной податью. В 1724 году она приносила 55% всех доходов.
Подведение итогов урока. Запись домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. История 8 класс "Отмена крепостного права в России"
Конспект урока истории России в 8классе Урок истории 8 класс. по учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова "История России XX век".Тема урока: « Отмена крепостного права в России». 8 класс.Пред...
План-конспект урока в 6 классе "Русь в IX - первой половине XII века"
План-конспект урока в 6 классе по теме "Древняя Русь". Урок обобщения, систематизации и повторения знаний проведен в форме деловой игры. В презентации были использованы музыкальные заставки к телепере...
План-конспект урока в 9 классе. Тема "Россия в Первой мировой войне"
Формировать представление о Первой мировой войне и участии в ней России....
Технологическая карта изучения этапов урока по теме «Экономическое развитие России в первой половине XIX века» 8 класс по ФГОС ООО
Технологическая карта урока с указанием этапов урока, времени, заданий для учеников, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов, деятельности преподавателя, деятельности учен...
Технологическая карта карта урока истории по теме " Культура России в первой половине XIX века"
Технологическая карта карта урока истории по теме " Культура России в первой половине XIX века". Тип урока - изучение нового материала...
Повторительно - обобщающий урок с использованием игровых технологий "Россия в первой половине 19 века"
Урок в формате игры "Брейн -ринг"...
План конспект урока по теме "Внешняя политика России во второй половине 16 века."
Разработка конспекта урока по истории России 7 класс...