Конспект урока истории в 7 классе «Экономика России в первой половине XVIIIвека»
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Козлова Любовь Ивановна

урок по истории в 7 классе на тему "Экономика России в первой половине XVIIIвека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.1._i_5.4.4._prilozhenieno18_ekonomika_v_rossii_v_18v.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №18.

Урок истории в 7 классе

«Экономика России в первой половине XVIII века»

Цели урока:

 охарактеризовать экономические реформы Петра I  в России в I четверти XVIII века, выделив в них положительные и отрицательные  моменты;

 развивать у учащихся способность к активной мыслительной деятельности и творчеству;

 продолжить формирование коммуникативной компетентности – навыков выступления и коллективного труда, умения слушать и слышать.

В ходе проведения урока учащиеся смогут:

 охарактеризовать экономические реформы Петра I в России в I четверти XVIII века, выделив в них положительные и отрицательные  моменты;

 принять участие в групповой работе, обсуждении, подборе аргументов;

 выполнить предложенные текстовые задания.

В результате проведения урока учащиеся смогут:

 обосновать важность экономических реформ Петра I для России;

 использовать работу в группах для развития коммуникативных навыков;

 получить опыт работы с тестами на занятиях.

        Начнем наш урок.

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра…

А.С. Пушкин

(Поэма «Полтава»)

        Как же мужала Россия? Как вы понимаете значение слова мужала? Об этом мы и узнаем на сегодняшнем уроке.

(Учащиеся уже сидят по группам.Перед каждым учеником в 4-х группах карточки со словами, разложенные на перемене)

Задания учащимся (групповая работа):

Перед вами карточки со словами, прочитайте их и обсудите в своих группах назовите ключевое понятие, объединяющее эти слова.

        I группа – коса, грабли, зерно, сырье (сельское хозяйство)

        II группа – производство, выплавка металла, рабочая сила, владелец, тяжелейший труд (мануфактура)
        III группа – купцы, оптовые ярмарки, пути сообщения, товары (торговля)

        IV группа – цехи, клеймо на изделии, мелкие производители, мастера (ремесленное производство)

        Обсудив, консультант каждой группы перечисляет слова и называет: сельское хозяйство, мануфактура, торговля, ремесленное производство.

        А все это: и сельское хозяйство, и мануфактура, и ремесленное производство, и торговля, вместе называется …(экономика)

        Итак, тема сегодняшнего урока «Экономика России в первой половине XVIII века».

Какое же состояние экономики России было на рубеже XVII – XVIII веков?

        В XVII веке в развитии экономики России уже произошли серьезные перемены. Но она продолжала отставать от западноевропейских держав. Россия предпринимала попытки совершенствовать феодальный строй, в то время как на Западе шел процесс разложения феодального строя. В стране было много экономических проблем:

 при наличии огромных природных ресурсов в стране не хватало собственного металла, и покупали его в Швеции;

 мануфактурное производство было слабым, насчитывалось не более 30 мануфактур;

 по старинке развивалось сельскохозяйственное производство, в котором не применялись новые методы хозяйствования известные в Европе;

 мелкое ремесленное производство не могло удовлетворить растущих потребностей населения.

        Все эти проблемы осознавал Петр I, особенно отчетливо они проявились после его поездки в Европу. Сигналом к началу реформ в области экономики послужило начало войны со Швецией, когда сразу прекратились поставки металла из Швеции.

        Итак, необходимость преобразований в экономике очевидна: и в сельском хозяйстве и в развитии мануфактур и торговли, и в ремесленном производстве.

(Каждая группа знакомится с преобразованиями)

Задание группам:

(Каждая группа получает задание: выделить положительные и отрицательные стороны реформ, записав их в тетрадь)

 в сельском хозяйстве

 в развитии мануфактур

 в ремесленном производстве

в развитии торговли

        Главными направлениями экономических преобразований Петра стали

протекционизм – поддержка развития отечественной промышленности, особенно мануфактурной, и вывоза товаров за границу;

меркантилизм – преобладание вывоза товаров из страны над ввозом с целью концентрации денежных средств внутри страны.

        При Петре I была введена подушная подать, т.е. вместо налога со двора. Им должны были облагаться лишь мужчины («мужская душа»). Эта реформа повысила сумму собираемых налогов.

        Петр I вводит новые виды монет, проводит новую денежную реформу, в ходе которой в монетах было снижено содержание серебра.

        Благодаря этим преобразованиям увеличился бюджет государства в 3 раза. Однако достигалось это за счёт ограбления народа.

        А сейчас выполним следующие задания:

Напишите цифры от 1 до 7, и справа от цифры отставьте место для знака. Я читаю предложения, вы ставите плюс, если согласны с его содержанием, и минус – если не согласны с содержанием предложения.

1 +, 2 , 3 , 4 +, 5 +, 6 , 7 +

  1. В начале XVIII века Российская экономика продолжала отставать от ведущих европейских стран
  2. Главным тормозом в развитии мануфактурного производства не являлось крепостное право
  3. В сельское хозяйство не внедрялись новые орудия труда
  4. Россия вышла на третье место в Европе по производству металла
  5. Главным итогом экономической политики Петра I стал значительный скачок в развитии хозяйства страны в I четверти XVIII века
  6. После преобразований Петра не расширился объем выпускаемой промышленной продукции
  7. Год от года росли обороты внешней торговли. Крупнейшим торговым центром становится Петербург

Проверим, как вы выполнили эти задания. А теперь, посмотрим в группах, как вы справились с заданием.

У кого меньше ошибок? Кто лучше справился с заданием?

        Ребята, а чего же было больше в преобразованиях Петра I: положительного или отрицательного? (положительного)

Вопрос к классу: А каким вы представляете себе Петра I?

Обратимся к иллюстрации картины В. Серова «Петр Великий». Посмотрите, как художник изобразил Петра I?

 стремительный

 целеустремленный

 идущий вперед, ведущий за собой Россию

 взгляд устремлен в будущее

 ветер навстречу идущим, тяжело идут за ним, потому что он ведет в прогрессивное будущее.

Благодаря преобразованиям Петра Россия сделала скачок в развитии хозяйства страны.

        Россия становится передовой державой с гением Петра I – именно Петр  понял необходимость преобразований в России, чтобы вывести её вперед.

        А мог ли Петр I преобразовать Россию один? (нет)

Ему нужны единомышленники. Работая с тестовыми заданиями и правильно выполняя их, вы можете считать себя единомышленниками Петра I.

1. Сигналом к началу реформ в области экономики послужило:

        А) начало войны со Швецией; (+)

        Б) поездка Петра на Урал;

        В) проведение налоговой реформы;

2. Все промышленное строительство в I четверти XVIII века  было ориентировано:

        А) на нужды армии и флота; (+)

        Б) на развитие путей сообщения;

        В) на развитие ремесленных цехов сельского хозяйства;

3. Составными орудиями труда  в сельском хозяйстве стали эти новые инструменты:

        А) серп и лопата;

        Б) вилы и топор;

        В) литовская коса и грабли; (+)

4. К 1725 году количество мануфактур насчитывалось:

        А) 25;

        Б) более 200; (+)

        В) более 400;

5. Основными торговыми партнерами России при Петре были:

        А) Англия и Голландия; (+)

        Б) Испания и Германия;

        В) Швеция и Пруссия;

6. Основой отечественной экономики становится:

        А) горожане;

        Б) крестьянство;

        В) купеческие сословия; (+)

ИТОГ:

Главными направлениями экономических преобразований Петра стали

протекционизм – поддержка развития отечественной промышленности, особенно мануфактурной, и вывоза товаров за границу;

меркантилизм – преобладание вывоза товаров из страны над ввозом с целью концентрации денежных средств внутри страны.

        Начиная с 1704 года, Петр ввел бесчисленное количество налогов:

Мельничный, погребной, пчелиный, с бороды, с продажи съестного, трубный с печей.

А затем к 1724 году упразднены и заменены были подушной податью. В 1724 году она приносила 55% всех доходов.

Подведение итогов урока. Запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. История 8 класс "Отмена крепостного права в России"

Конспект урока истории России в 8классе Урок    истории 8 класс. по учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова "История России XX век".Тема урока: « Отмена крепостного права в России». 8 класс.Пред...

План-конспект урока в 6 классе "Русь в IX - первой половине XII века"

План-конспект урока в 6 классе по теме "Древняя Русь". Урок обобщения, систематизации и повторения знаний проведен в форме деловой игры. В презентации были использованы музыкальные заставки к телепере...

План-конспект урока в 9 классе. Тема "Россия в Первой мировой войне"

Формировать представление о Первой мировой войне и участии в ней России....

Технологическая карта изучения этапов урока по теме «Экономическое развитие России в первой половине XIX века» 8 класс по ФГОС ООО

Технологическая карта урока с указанием этапов урока, времени, заданий для учеников, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов, деятельности преподавателя, деятельности учен...

Технологическая карта карта урока истории по теме " Культура России в первой половине XIX века"

Технологическая карта карта урока истории по теме " Культура России в первой половине XIX века". Тип урока - изучение нового материала...

План конспект урока по теме "Внешняя политика России во второй половине 16 века."

Разработка конспекта урока по истории России 7 класс...